Как написать письмо по русскому языку 2 класс

Как написать письмо по русскому языку 2 класс

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Письмо. Как писать письмо»

1.Познакомить обучающихся с эпистолярным жанром.

2.Формировать навык правильного написания личного письма:

  • дать представление о частях текста письма;
  • формировать понимание необходимости последовательно излагать материал, предварительно составляя план текста в устной или письменной форме.

3.Развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру.

Кроссвордная сетка (на доске), наборы из 6 карточек для самостоятельной работы в группах, 2 текста писем гномов Тяпа и Ляпа.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока и цели урока.

На доске находится незаполненная кроссвордная сетка.

Учитель. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд и его ключевое слово.

1.Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

2.Номер почтового отделения на конверте.

3.Местожительство или название местожительства.

4.Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. Антоним слова “враги”.

5.Сообщение, переданное по телеграфу или бланк с таким сообщением.

6.Пакетик из бумаги для вкладывания в него корреспонденции.

1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.

Учитель. Какая же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока “Письмо”.

Учитель. Совершенно верно. Как вы думаете, с какой целью мы будем знакомиться с темой “Письмо”?

Дети.

  • Для того чтобы узнать как пишутся письма.
  • Для того чтобы самим научиться писать письма.
  • Учитель. Молодцы. Вы абсолютно верно сформулировали цель нашего урока.

    На доске появляется запись: Тема урока. “Письмо. Как писать письмо”.

    III. Знакомство с новым материалом.

    Учитель. Что же такое письмо? Попробуйте самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Работая в группе, выберите из набора карточек те, которые верно говорят о том, что такое письмо. Составьте текст.


      Самостоятельная работа в группах.

    Письмо – это устное сообщение о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

    Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

    В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

    В письмах обычно бывают такие части: присказка, основное содержание, концовка.

    Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.

    Письма бывают деловые, официальные, личные.

  • Обсуждение результатов работы в группе.
  • Учитель. Попробуйте прочитать текст, который отвечает на вопрос “Что такое письмо?”

    Ответ “идеального ученика”

    Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

    В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

    Письма бывают деловые, официальные, личные.

    Я почтальон веселый
    Шагаю каждый день
    По улицам, проулкам
    Поселков, деревень
    В мороз, жару и стужу
    И в дождик, и в метель.
    Мне не страшна любая
    Погоды канитель!
    Все потому, что радость
    Несу я вам в дома,
    Где каждый ждет с надеждой
    Счастливого письма.
    (Федотова О.В)

    V. Первичное закрепление нового материала.

    Учитель. А теперь прочитайте письма, которые написали своему другу Паше гномики Тяп и Ляп. Как вы думаете, кто из них написал письмо правильно, а кто тяп-ляп?

    Если задание вызовет у вас затруднение, не забывайте обращаться за помощью к тексту о письме, который вы составили самостоятельно.

    1. Чтение текста письма.

    Текст первого письма.

    Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Ляпом я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период – 2”.

    На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок.

    Побывали мы и в музеях. Особенно мне запомнилась экскурсия в музей почты имени Решетникова. Было очень интересно. Я узнал много нового об истории почты в нашем городе Екатеринбурге.

    2.Обсуждение текста письма.

    Учитель. Правильно ли Тяп написал письмо? Какие части письма отсутствуют?

    Дети. Тяп допустил ошибки. В его письме нет слов приветствия, прощания, не указано от кого письмо.

    3.Чтение текста письма.

    Текст второго письма.

    Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. До свидания.

    4.Работа с деформированным текстом письма.

    Учитель. Правильно ли Ляп написал письмо? Как вы думаете, пользовался ли Ляп планом, когда писал письмо?

    Дети. Ляп писал письмо без плана, поэтому в тексте нарушен порядок предложений.

    Учитель. Давайте попробуем помочь Ляпу правильно написать письмо. Как вы думаете, что мы для этого должны сделать?

    Дети. Мы должны составить план письма Ляпа.

    5.Составление плана текста письма.

    Учитель выслушивает ответы детей, план текста записывает на доске.

    План

    1.Слова приветствия, обращение.

    2.Успехи по русскому языку.

    5.Слова прощания, подпись.

    Учитель. Молодцы. С вашей помощью Ляп сможет правильно написать письмо.

    VI. Закрепление нового материала.

    Учитель. А сейчас попробуйте написать письмо своему другу о том, как вы провели весенние каникулы. Что вы должны помнить и с чего нужно начать свою работу?

    Дети. Нужно помнить из каких частей состоит письмо. Свою работу нужно начать с составления плана текста письма.

    1.Составление плана письма своему другу.

    В случаях затруднения учитель в индивидуальном порядке консультирует учащихся.

    2.Самостоятельная работа. Письмо другу по ранее составленному плану.

    3.Слушание текстов писем обучающихся.

    Желающие учащиеся читают тексты своих писем.

    Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему учились? Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо своему другу?

    Кто не совсем уверенно чувствовал себя, когда писал письмо, не переживайте: у нас еще будет возможность вернуться к теме сегодняшнего урока “Письмо. Как писать письмо”.

    VIII. Домашнее задание.

    Подписать конверт и отправить письмо своему другу.

    Русский язык .Р.р.Создание текста письма.(2 класс)

    Урок развития речи во 2 классе.

    Тема :Создание текста письма.

    -демонстрируют личностные качества в процессе общения: осмысливают культурную значимость орфографически верной письменной речи;

    -регулятивные- научатся понимать цель выполняемых действий , получат возможность составлять простой план действий при написании работы ,

    -познавательные- научатся ориентироваться в учебнике,

    -коммуникативные- научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту.

    -научатся осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка(выражения мысли, связь слов, интонационная законченность),получат возможность научиться создавать тексты в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

    I .Оргмомент. Сообщение темы урока.

    -Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие. Мы получили приглашение в Страну Почтальонов. Прочтем, что зашифровано на доске: Нуаупуиусуаутуь пуиусуьумуоу.

    II .Постановка целей и задач урока.(работа по карточкам)

    Цель урока: научиться правильно оформлять и писать письма.

    1.Научиться правильно подписывать конверт.

    2.Узнать составные части письма.

    3.Подобрать вежливые слова для написания письма.

    4.Написать письмо другу.

    5.Нарисовать почтового голубя.

    6.Обсудить- Что еще можно написать адресату?

    Пригодятся ли в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

    III .Работа по теме урока.

    1.-Из каких основных частей состоит конверт? Как правильно подписать конверт?

    (образец на доске -таблица «Правила заполнения конверта»)

    2.Учащиеся подписывают конверты по образцу с доски:

    г.Череповец. Индекс :162604

    Кому : Сидорову Д. П

    Вологда. Индек с:

    3.Беседа:-Когда читаешь письмо, испытываешь необычные чувства. Любите ли вы делиться с близкими людьми своими мыслями, чувствами, рассказывать об интересных событиях в своей жизни, о планах?

    -Но всегда ли близкий человек ,с которым хочется поделиться, бывает рядом? Как же поступают в таких случаях люди?(Иногда люди пишут друг другу письма)

    -Письмо близкому человеку. другу- это тоже речь, только письменная. Какие письма приятно получать?

    -Артем решил написать бабушке письмо. Он слышал, что в начале письма обычно пишут:»Уважаемая…!Дорогая…!Моя любимая…».

    -Но что ему выбрать, мальчик не знал. Что вы ему можете посоветовать? Приходилось ли вам получать письма? Вспомните об одном из них.

    -А зачем люди пишут письма? Делаем вывод: Люди пишут письма, когда хотят поделиться с кем-то из близких, кого нет рядом, своими мыслями, хотят сообщить о чем-то.

    -Что вы еще знаете о письмах?

    -Будет ли письмо отличаться от записки?

    4.Работа с таблицей:

    -Какие части должны быть в письме? Обычно в письмах бывают такие части:

    Обращение и приветствие адресата

    Сообщение о получении (неполучении) письма

    Сведения о событиях твоей жизни

    Вопросы, просьбы, пожелания к адресату

    Прощание . Дата. Подпись.

    -Рассмотрите таблицу. Какие знаки препинания используются в каждой части?

    5.Работа с образцами писем:

    а).-Прочитайте письмо и поищите в нем части, которые вы только назвали. Все ли части есть в этом письме?

    Здравствуй, дорогой папа!

    Я получил твое письмо. Спасибо.

    У меня в лагере много друзей. Мы купаемся в речке, ходим в лес за ягодами. Вечером мальчики играют в футбол, а девочки занимаются в танцевальном кружке. Я живу хорошо, весело. А ты? Пиши мне. Целую. До свидания.

    -Каких частей нет в этом письме?

    -На какие знаки, которые ставят в письме , мы должны обращать внимание? Вежливое это письмо? Что приложено к письму?(конверт с адресом)

    6.Работа со словарными словами:

    -Прочитайте слова на доске и выберите все вежливые слова(спасибо, космос, любимый, километр, уважаемая, здравствуйте, салют, футбол ,до свидания, воробей, добрый день).

    -Выпишите сначала те слова, которые можно использовать в обращении, а потом те, которые нужны при прощании.

    б).-Вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому он пишет, поэтому адресат задает ему вопросы. Прослушаем стихотворение Калины Малины «Письмо дедушке» и сделаем анализ этого письма(читает заранее подготовленный ученик):

    Здравствуй, милый дедушка!

    Как ты без меня?

    Кто тебе для трубки

    Кто поставит палку,

    Кто откроет дверь?

    Кто тебе поможет

    Кот опять повадился

    Как много у тебя тревог?

    Как бы наш теленок,

    Вдруг не занемог…

    Как там поживает

    Без меня скучает

    Остаюсь с поклоном

    Внук любимый твой.

    -Какие части есть в данном письме? Найдите и прочитайте каждую часть.

    -Можно данное письмо назвать вежливым?

    -Что вы можете сказать о характере автора этого письма?

    -Какие чувства будет испытывать дедушка при чтении этого письма?

    Ты лети, лети, письмо!

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Как увидишь адресата,

    Передай привет от брата.

    VI .Работа в парах:

    -Сейчас вам предстоит написать письмо своему далекому другу- рассказать о делах в классе- и отправить почтового голубя в страну Почтальонов. Используйте слова -подсказки на доске:

    Хочу рассказать тебе о…

    Мы очень скучаем без тебя…

    С нетерпением ждем ответа…

    (Самостоятельная работа -составление писем и обсуждение их достоинств и недостатков).

    VII .Рисование почтового голубя по таблице. запечатывание письма в конверт.

    IX .Самостоятельная работа с учебником-стр.72 упр.2

    Учимся писать письма

    УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    ТЕМА: УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА

    (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ)

    Составила: Клюева Валентина Анатольевна, учитель начальных классов

    МБОУ «Черевковская средняя школа» СП « Ляховская начальная общеобразовательная школа» Красноборского района Архангельской области.

    1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ; способствовать обогащению словарного запаса детей.
    2. Развивающие : совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю, развивать письменную речь учащихся, коммуникативные способности.
    3. Воспитательные : формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, любовь к родному языку.

    Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

    Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, об эпистолярном жанре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

    Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.

    Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

    Оборудование: презентация , конверты и почтовый ящик для этапа рефлексии, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари , карточки с заданиями, карточки со словами адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат и адресант, конвертики для конструирования письма (Дом. Зад.)

    Подготовительная работа: сообщения ученикам из истории письма.

    1 .Оргмомент. Цель: подготовить учащихся к работе.

    Прозвенел звонок –
    Время начинать урок.
    Мы друг другу улыбнемся,
    За работу все возьмемся.

    – Как мы будем работать? ( Дружно, терпеливо, уважительно друг к другу)

    2. Мотивация к деятельности.
    Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к изучению темы : «Как написать письмо».

    1) Ребята, отгадайте загадки:

    Сбоку — марка и картинка,

    В круглых штампах грудь и спинка.

    Маленькое очень, быстрое, как птица,

    Если захочешь — за море умчится.

    2) Я домик. Но только совсем без этажный.

    Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

    Хоть дверца моя заперта не замком,

    А просто лизнули её языком,

    Но внутрь никого не пускает без спроса:

    Живут там приветы, ответы, вопросы.

    Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

    Марки с печатями их сторожат. (Письмо). Верно, ребята, это письмо. ( слайды 2-4)

    – Как появляются письма?
    – Приходилось ли вам писать письма?
    – Кому вы писали?
    – Какие трудности вы испытывали при написании послания?
    – А кто из вас получал письма?

    – Для чего нужны письма?

    – Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?

    3. Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.

    Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

    – Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
    Главное – грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

    – Зачем нам нужно уметь писать письма? чтобы поделиться с кем-то, о чем то рассказать, чтобы человеку, получивший письмо, было приятно узнать какие то новости от своих друзей, родственников )

    Знаете ли вы как правильно писать письма? Дети: нет.
    – А хотите ли научиться? (да)

    – Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей).
    Итак, тема нашего урока «Как написать письмо».
    – Сформулируйте цель урока.

    Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и ?, если не знаете ответ, но хотите узнать.

    Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

    Что такое письмо?
    Какие бывают виды письма?
    Какие существуют правила письма?
    Из каких частей состоит письмо?
    – Это и будет нашим планом урока.

    4. Этап открытия новых знаний.
    Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

    – Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова,связанные со словом « письмо».
    Адрес, конверт, почта, индекс, марка. (выкладываю на доску названные детьми слова)
    – А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова.
    – Где вы можете узнать, что обозначают эти слова? (В словаре)
    1 группа находит объяснение слова АДРЕСАТ, а вторая группа – АДРЕСАНТ.
    (Адресат – человек, который получает письмо. Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним – отправитель) (слайд 5 )

    – Итак, мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.
    – Хотелось бы вам больше узнать о них? Ребята подготовили небольшие сообщения о письме и почте и сейчас расскажут.

    Историческая страничка (слайды 6 – 16)
    1 ученик: Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали.

    2 ученик: На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага — одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

    3 ученик: Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году. Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

    4 ученик: Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.

    5 ученик: В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.9 октября отмечается всемирный день почты.

    – Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

    А сейчас на карточке прочитайте записи. (Читают). Что вы прочитали? ( письма).
    – Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

    Поздравляю с днем рождения!

    Желаю всего-всего хорошего.

    Желаю много-много счастья.

    Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

    Это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

    Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

    Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

    У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

    Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

    Я скоро заеду к вам.

    — Это письмо друзьям: письмо-информация.

    В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела. Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

    Всегда будь юным,

    Ты взрослеть не торопись!

    Будь веселым, дерзким, шумным.

    Надо драться, так дерись.

    Никогда не знай покоя,

    Плачь и смейся невпопад.

    Я сама была такою

    Триста лет тому назад.

    – Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным.

    Уважаемая Ольга Петровна! Благодарю Вас за отличную учёбу и хорошее воспитание вашего сына. Классный руководитель Ирина Николаевна.

    – Это письмо – благодарность. В нём классный руководитель благодарит родителя.

    Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Дядя Федор.

    – Это письмо – просьба. В письме дядя Фёдор просит прислать ружьё.

    – Ребята, какой мы можем сделать вывод? ( письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма – благодарности, письмо — просьба).

    – Так что такое письмо? ( письмо – это текст, в котором нужно что – либо сообщить, кого – то поздравить, поблагодарить).

    5. Физкультминутка.
    Цель: снятие утомления через физические упражнения.

    – Письмо – это текст. А текст из чего состоит?( Из частей). Вот и письмо имеет части, свою структуру.
    Структура письма. (Слайд 17)

    Развитие речи на тему: «Как написать письмо»(2 класс)

    Выбранный для просмотра документ РУССКИЙ ЯЗЫК .Тема. Письмо..pptx

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Азбука вежливости Как писать письмо Развитие речи с элементами культуры речи Учитель : Куприянова Н.В.

    1. НУЖНО ПОЗДОРОВАТЬСЯ Здравствуй, дорогая бабуля! Здравствуй, Ваня! Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

    2. ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ О ЗДОРОВЬЕ Как твоё здоровье? Как твои дела? Как Вы себя чувствуете?

    3. ПОБЛАГОДАРИ ЗА ПОЛУЧЕННОЕ ПИСЬМО Получил твоё письмо. Большое спасибо. Получил твоё письмо. Сразу пишу ответ. Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием.

    3. ИЛИ ПОИНТЕРЕСУЙСЯ, ПОЧЕМУ ТЕБЕ НЕ ПИШУТ Давно не получала от тебя писем! Всё ли в порядке? Почему ты мне не пишешь? Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

    4. РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ У меня дела идут отлично. Недавно получила пятёрку по русскому языку. Дела идут плохо. Я болею. Сижу дома. В школе холодно! У меня всё хорошо, чего и Вам желаю.

    5. ЗАКОНЧИ ПИСЬМО Крепко тебя обнимаю. Твоя внучка. Жму руку. Пиши! Миша. С уважением Маша.

    Письмо от кота Матроскина Уважаемые учёные! У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. Мой хозяин не велит мне природу на дрова пилить. Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно! Уважающий Вас кот Матроскин.

    Выбранный для просмотра документ Урок русского языка .Как написать письмо..docx

    Урок русского языка ( развитие речи ) 2 класс А по программе ПНШ

    Тема урока: Азбука вежливости. Как написать письмо.

    1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ;способствовать обогащению словарного запаса детей.

    2. Развивающие : развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

    3. Воспитательные : формировать интерес к изучению эпистолярного жанра..

    Предметные умения : иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

    Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

    Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

    Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

    Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

    Оборудование: презентация , конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари в учебниках, карточки с заданиями.

    Этапы урока. Цели

    Содержание этапов урока

    Цель: подготовить учащихся к работе.

    2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

    Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.

    — Учитель : Здравствуйте ,ребята! Мы начинаем наш урок русского языка. Произнесем волшебную фразу «Я хочу много знать!»

    — Учитель: Как обычно начнем урок с повторения. Соберем только шарики с голубыми «плюсиками», то есть повторим имеющиеся знания.

    — Учитель: Прочитайте слова, что в них общего?

    Кино , письмо, пальто, метро.

    (все слова названия предметов, отвечают на вопрос Что?, среднего рода, оканчиваются на «о»)

    — Учитель: Какое слово может быть «лишним»?

    Дети: Письмо , т.к. это слово имеет окончание «О», все другие слова не имеют окончания, значит, не могут изменяться.

    — Учитель: Докажите это при помощи слов ДАМ, НЕТ, ЛЮБУЮСЬ.

    Дети: Дам письму, нет письма, любуюсь письмом.

    — Учитель: Придумайте предложение с этим словом.

    Дети: Я пишу письмо. Я получил письмо.

    — Учитель: Главным или неглавным является слово «письмо» в твоем предложении?

    3. Мотивация к деятельности

    Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к изучению темы : «Как написать письмо»

    Учитель: Послушайте стихотворение

    Встала рано утром,

    Ходит по морозцу,

    Всем приносит нынче

    Лишь в газетах вести.

    Отчего ж у Тони

    Сердце не на месте?

    Ей от грустных мыслей

    Никуда не деться,

    Ждать от друга писем

    Ей хотелось с детства,

    Но никто не пишет

    Каждый очень занят,

    А душу не загладят.

    Так хотелось Тоне

    И узнать побольше,

    Поделиться с кем то.

    А ей ни разу в жизни

    Писем не вручали.

    Ходит по морозцу

    Почтальон в печали.

    Учитель : Почему грустит Тоня? ( выслушиваются ответы детей)

    Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

    Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону, слать факсы, отправлять интернет-письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит – это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

    — А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

    Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

    Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали?

    Приходилось ли вам писать письма? Кому?

    Знаете ли вы как правильно писать письма?

    — Учитель: А хотите ли научиться? (да)

    4.Постановка цели урока

    Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

    5. Этап открытия новых знаний

    Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

    Цель: снятие утомления через физические упражнения

    организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах.

    8. Этап закрепления и коррекции новых знаний

    Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.

    Рефлексия учебной деятельности

    Цель : зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. способствовать формированию самооценки своей деятельности.

    Учитель : Ребята, попробуйте сформулировать тему урока . ( выслушиваются ответы детей).

    Итак, тема нашего урока «Как написать письмо».

    Сформулируйте цель урока.

    Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и ? , если не знаете ответ, но хотите узнать.

    Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

    Какие бывают виды письма?

    Какие существуют правила письма?

    Из каких частей состоит письмо?

    Что такое письмо?

    Учитель: Это и будет нашим планом урока.

    Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова ,связанные со словом « письмо».

    Адрес, конверт, почта, индекс, марка . (выкладываю на доску , названные детьми слова)

    А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант . Знакомы ли вам эти слова? (нет) Это действительно в наше время редко используемые слова.

    Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

    (Работа со словарем по компьютеру)

    Дети: Адресат – человек, который получает письмо.

    Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель)

    Итак, мы вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.

    Хотелось бы вам больше узнать о них?

    Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага — одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

    Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт. увидел свет в 1820 году Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

    Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.

    В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года. Почта существует с древних времён. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.

    9 октября- отмечается всемирный день почты

    Проблемный диалог. Виды писем

    Учитель : — А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?

    Правильно в них

    сообщают о каких-то событиях,

    обращаются с просьбами.

    Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы. Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма? Какое содержит деловую информацию, а какое личную?

    ПИСЬМО — ДЕЛОВОЕ, ПИСЬМО — ЛИЧНОЕ. А личные письма существуют более 10 видов. Мы же на уроке разберём только некоторые из них.
    — Мы можем сделать вывод: письма бывают разные.

    письмо – пожелание,
    письмо – поздравление,
    письмо –повествование
    письмо-благодарность

    Учитель : Чтобы правильно написать письмо ,что еще необходимо знать?
    Дети: Правила написания письма.

    Учитель : Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

    В русском языке слово «письмо» восходит к слову «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»
    В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква А».

    В Германии в немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий».

    Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов?

    1. Писать следует грамотно.

    2. Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие.

    3.Письмо должно быть коротким., но все полным.

    Знакомство с этическими законами переписки

    Посмотрите отрывок из мультфильма, и послушайте письмо, которое написал мальчик по имени дядя Федор.

    Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо, упали в обморок?

    Почему мы смеялись, когда читали это письмо?

    Учитель : Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются определённые правила, законы. Законы эти устанавливались веками. Их можно назвать этическими законами переписки.

    — Как вы думаете, какие это законы?

    — Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не вам?

    — Обязательно ли отвечать на письмо?

    1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

    2.Нельзя читать чужие письма.

    Можно ли оставлять письмо без ответа?

    3.Нельзя оставлять письмо без ответа.

    Какими должны быть бумага и конверт?

    4.Бумага и конверт должны быть чистыми.

    Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

    Работа в микрогруппах

    Учитель : — Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

    Для письма используй____________________ лист бумаги.

    Письмо нужно писать_______________________________ .

    Обращение в письме пишется_________________________ .

    Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

    Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

    Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.

    Учитель: Послушайте письмо.

    «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Мадагаскар-з ”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

    -Всё ли вам понравилось? (Нет, связи и последовательности между предложениями, нет приветствия, говорит только о себе и т.д.)

    — Значит, чтобы грамотно написать письмо нужно знать структуру письма. Перед вами на листочках даны названия частей письма. Обсудите, какой должна быть последовательность этих частей. (Идёт обсуждение структуры письма).

    Обращение и приветствие.

    Обращение и приветствие.

    Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.)

    Вопросы просьбы, пожелания.

    Знаете ли вы что должно быть написано в каждой из этих частей?

    Как вы понимаете ? Обращение и приветствие? (имя того, кому предназначено письмо. )

    Знаете ли вы как правильно начать письмо?

    Вступление. Что пишут в этой части?( вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, фраза о состоянии переписки. )

    Основная часть . (Вопросы, просьбы, пожелания, рассказ.)

    Прощание .Как правильно закончить его?

    Давайте познакомимся с советами Волшебницы на с.24.—

    Работа по учебнику

    «Важно знать, как правильно начать письмо и как его закончить, — сказала Волшебница.

    Сначала обязательно нужно поздороваться: ( 2 слайд )

    Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля!

    Или так: Здравствуй, Ваня!

    Если ты пишешь взрослому, малознакомому человеку, то лучше начать письмо так:

    Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

    Обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы:

    Как Вы себя чувствуете?

    Потом нужно поблагодарить за полученное письмо: ( 4 слайд )

    Спасибо за Ваше интересное письмо. Читала его с удовольствием. Или: Получил твоё (Ваше) письмо. Большое спасибо.

    Если ты давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут: ( 5 слайд )

    Давно не получала от Вас писем! Всё ли в порядке? Или: Почему ты мне не пишешь? Или: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

    Затем расскажи о себе. ( 6 слайд )

    Заканчивать письмо принято словами: ( 7 слайд )

    Крепко Вас обнимаю. Ваша Маша. Или: Жму руку. Пиши! Миша. Или: С уважением Аня.
    ЗАЧИТЫВАНИЕ ПИСЬМА ОТ КОТА МАТРОСКИНА ( 8 слайд )

    Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками тетради.

    — Кому бы вам хотелось написать?

    — Какие слова обязательно будут в ваших письмах? (Здравствуй и до свидания)

    — Знаете ли как писать эти слова? Если будете затрудняться , где можно найти ответ.? В словаре «Пишу правильно»
    Индивидуальная работа в тетради на печатной основе

    — Зачитайте, какие письма вы написали.

    — Что же такое письмо ?

    Попробуйте дать ответ самостоятельно в группах.

    Карточка 1


    Письмо –это устное сообщение о чем –либо своим друзьям, родным, знакомым.

    Письмо- написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либо своим друзьям , родным, знакомым.

    Карточка 3


    В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

    Карточка 4


    В письмах обычно бывают такие части: условие и требование или вопрос.

    Письма бывают сказочные, бытовые, о животных .

    Письма бывают личные и деловые .

    — Какие карточки выбрали? ( Показ карточек детьми )

    Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения, о чем –либо своим друзьям

    В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

    Письма бывают личные и деловые

    Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.

    — Посмотрите на свои листочки, на все ли вопросы вы смогли получить ответ?

    — Все ли вам было понятно, интересно?

    — Я думаю, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы.

    10. Этап информирования учащихся о домашнем задании
    Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

    — Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

    Пользуясь знаниями , полученными на уроке , напишите письмо. Адресата выберите сами. Спасибо всем.

    Смотрите еще:

    • Ооо веда ульяновск информация актуальна на 24.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж […]
    • Ипотека молодая семья какой возраст Возраст членов семьи для участия в программе "Молодая семья" В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их […]
    • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
    • Ипотека статья гк Закон Украины "Об ипотеке" Закон об ипотеке в Украине регламентирует отношения ипотекодателя и ипотекодержателя, а также все сопутствующие вопросы. Законодательство Украины об ипотеке […]
    • Коап штрафы за пожарную безопасность Коап штрафы за пожарную безопасность Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
    • Воинская часть 16605 оленегорск информация актуальна на 23.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из […]
    • Ооо административное право Административное право и процесс Издаётся с 2004 г. Журнал рекомендуется Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов […]
    • Юрист регистратор Юрист-регистратор проверено Недвижимость и Девелопмент Запорожье Требования: Обязательно: опыт работы юристом от 3-х лет, подтверждённый трудовой […]
    admin

    Обсуждение закрыто.