Столичная правовая компания лисицын отзывы

Столичная правовая компания лисицын отзывы

Будущее транспорта России

На этой неделе редакцию «Гудка» посетил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин

— Хочу выполнить приятную миссию и вручить коллективу вашей редакции памятную медаль «30 лет БАМа» , — с таких слов начал свою встречу с журналистами Игорь Левитин. — Вы оказались единственной центральной газетой, которая осталась верной этой теме и продолжала, несмотря ни на что, отстаивать интересы тружеников Байкало-Амурской магистрали, поднимать проблемы, стоящие перед ее строителями и эксплуатационниками.

Кстати, когда 20 лет назад, в 1984 году, я был военным комендантом на станции Ургал, к нам прибыла высокая правительственная комиссия, которую возглавлял Гейдар Алиев. Из Ургала мы двигались к разъезду Мирошниченко, где состоялась «золотая» стыковка. Мы никогда не сомневались в том, что БАМ надо было строить, история уже подтверждает и еще не раз подтвердит нашу правоту.

Сегодня вашу газету люди уважают и читают не по приказу, а потому, что она полезна, интересна для отрасли, государства. И чем «Гудок» будет интереснее для летчиков, речников, моряков, портовиков, тем больше он будет востребован всеми транспортниками. А свою поддержку я газете обещаю.

Затем министр, подробно рассказав о проблемах, стоящих перед транспортным комплексом России, и планах работы министерства на перспективу, ответил на многочисленные вопросы журналистов.

Виктор Харламов, редактор отдела экономики и реформирования:

— Какие задачи ставит сегодня министерство, чтобы отечественный транспортный комплекс выглядел достойным игроком на международном рынке транспортных услуг, особенно на фоне предстоящего вступления России в ВТО?

— Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и использование в полном объеме транзитного потенциала страны является одной из главных стратегических целей. На ее реализацию в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» планируется только в 2005 — 2007 годах направить из федерального бюджета 244 миллиарда рублей.

При этом намечены модернизация существующих и строительство новых морских терминалов, организация международных аэропортов-хабов, создание современных мультимодальных логистических центров, совершенствование системы управления движением, обработки и распределения грузов, проведение комплексной модернизации автодорожной и железнодорожной сети, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и гармонизация международно-правовых отношений.

В результате реализации этих задач увеличится протяженность федеральных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров. Вырастет и пропускная способность морских портов, объем грузопереработки в которых планируется увеличить на 66 процентов и к 2007 году довести до 430 миллионов тонн. Перевозка транзитных грузов, как ожидается, за этот период вырастет на 42 процента по сравнению с уровнем 2003 года и достигнет 63 миллионов тонн.

Достижение намеченных целей будет означать не только формирование в стране транспортной инфраструктуры мирового уровня и появление крупных транспортно-логистических компаний, но и залржит основу для успешной интеграции в мировую транспортную систему, даст возможность превратить экспорт транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов нашего государства.

Юрий Гацелюк, ответственный секретарь:

— В чем преимущество создания сразу нескольких крупных транспортных компаний?

— Прежде всего в ликвидации монополизма и развитии здоровой конкуренции, которая неизбежно повлечет за собой удешевление перевозок. Во-вторых, крупные компании станут заказчиками техники у отечественного транспортного машиностроения. Пока же у него только один солидный клиент — это «Российские железные дороги». Ни авиаторы, ни автомобилисты, ни речники в такой роли пока выступать не в состоянии. Морской флот заказывает суда и оборудование преимущественно за рубежом. и не под флагом России.

Борис Иванов, редактор отдела международной жизни:

— После вступления Литвы в ЕС условия транзита между Калининградской областью и остальной Россией заметно ухудшились. Произошло усложнение процедуры и удорожание стоимости перевозок, что повлекло для российской стороны заметные потери. Эта проблема даже обсуждалась премьером Правительства Михаилом Фрадковым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым с руководством Евросоюза. На ваш взгляд, есть ли у нее решение и в какой плоскости?

— Литовский участок пути до Калининграда — около 200 километров, находящихся, мягко говоря, в неважном состоянии. Поезда проходят по нему со скоростью 60 километров в час. Литовцы доказывают: при такой скорости человек может запросто выпрыгнуть из вагона и попасть на территорию их государства. Поэтому, мол, всем калининградцам выдавайте загранпаспорта. Мы предлагаем: за свой счет отремонтировать путь, чтобы ездить со скоростью 150 километров в час, на которой уж точно не выпрыгнешь. Литва в ответ: нам такой путь не нужен.

Вносим другое предложение: сдайте нам этот участок в аренду на 49 лет. Сотни ваших же граждан получат от ОАО «РЖД» работу. Опять Литву что-то не устраивает, посылают нас в Брюссель. Словом, проблема откровенно политическая. А в результате подобных игрищ грузовой тариф стал намного выше. И нам приходится сегодня тратить очень большие средства на организацию паромной переправы из Балтийска в Санкт-Петербург.

Владимир Кузнечевский, политический обозреватель:

— Недавно вы совершили уникальную поездку по узловым пунктам стальных магистралей Закавказья. Какое у вас сложилось впечатление: возможно ли восстановить железнодорожное сообщение между Россией, Азербайджаном, Арменией и Грузией?

— Встречи в Ереване и Баку были на самом высоком государственном уровне, и я пытался объяснить собеседникам только технические и экономические стороны решения данного вопроса. Мои разъяснения, насколько могу судить, были встречены с пониманием. Но на деле восстановить сквозное движение по Закавказью, видимо, будет затруднительно. Надо рассматривать эту проблему поэтапно. Первый шаг: организация движения по маршруту Сочи — Тбилиси — Ереван. Второй: Сочи — Тбилиси — Баку. Второй вариант выглядит более или менее реально. Здесь можно начинать подготовку уже сейчас. По крайней мере, на уровне переговоров.

Но все же наша конечная цель -выход на Иран. В советское время через Джульфу перевозили очень большие объемы грузов. Здесь есть маршрут через Нагорный Карабах, а есть — через Ереван. Но решаться это должно на межгосударственном уровне. Многое сейчас зависит от позиции Грузии, готова ли она открыть движение от Самтредиа до Сухуми?

Хотел бы, между тем, подчеркнуть, что к решению этих вопросов надо привлекать частный капитал. Бизнес быстрее найдет общий язык, чем государственные чиновники.

Сергей Богатко, политический обозреватель:

— Во время февральской поездки президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева на Сахалин, где ведутся масштабные работы по модернизации единственной в России островной железной дороги, местными деловыми кругами высказывалась озабоченность относительно перспектив паромной переправы Ванино — Холмск через Татарский пролив. В средствах массовой информации также постоянно муссируется этот вопрос, предлагаются разные варианты решения проблемы: строительство моста, тоннеля или обновление паромного флота. Какова здесь позиция Минтранса?

— Учитывая высокую интенсивность освоения природных ресурсов Сахалина, только паромы могут обеспечить ускоренный рост грузооборота. Строительство грандиозного моста, тем более тоннеля, требует значительно большего времени. Новые же паромы мы можем включить в работу гораздо быстрее и тем самым поддержать мощное развитие Сахалина.

Вообще же в освоении Дальнего Востока транспортные коммуникации играют ключевую роль. Формировать развитую инфраструктуру надо заблаговременно. Кстати, уже намечено строительство второго железнодорожно-автомобильного перехода через реку Амур. Пока для движения автомобилей достаточно и того, который построен. Но, понимая, что с полным завершением строительства автодороги Хабаровск — Чита там намного вырастет автомобильное движение, решено предупредить возникновение «узкого места». Так что железнодорожники своим конкурентам-автомобилистам создают самые благоприятные условия.

И не боятся этого, потому что массовые грузовые перевозки по рельсам на дальние расстояния были и останутся несоизмеримо более экономичными.

Александр Давидюк, редактор отдела информации:

— В середине июля в Архангельске, на выездном заседании Морской коллегии, был сделан вывод о том, что Россия сдает свои позиции в Арктике. Почему это произошло? Сможет ли наша страна изменить создавшуюся ситуацию?

— Нестабильное экономическое положение в последние десятилетия негативно повлияло на морской потенциал Российской Федерации, все его компоненты: транспортный, промысловый, — на различные отрасли промышленности, кадры ученых и конструкторов, инженеров и специалистов кораблестроения. Негативные тенденции проявились в физическом и моральном устаревании и сокращении корабельного и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой инфраструктуры Российского флота, в потере судостроительных, судоремонтных и береговых мощностей.

Судостроительные предприятия загружены заказами лишь на половину своих мощностей. За последние годы не построили ни одного судна океанского класса. Торговые, промысловые и другие суда предпочитают плавать под «удобными» иностранными флагами. Уменьшились объемы морских перевозок российскими судами. А ведь, по данным отечественных исследователей, на шельфе северных морей сосредоточено 80 процентов российских запасов нефти и газа. Поэтому на Русский Север и устремлены взоры тех стран, которые желают поправить свое экономическое положение.

Чтобы этому противостоять, необходима государственная программа по строительству ледокольного флота, защите экономических интересов России. В конце года мы будем докладывать свои предложения на заседании Правительства.

— Вы являетесь автором идеи о перспективной разработке тарифов на внутренние и международные перевозки, выступаете за то, чтобы разрабатывать тарифы на много лет вперед. Возможно ли это сделать в наших условиях, если через год-другой Россия станет полноправным членом ВТО? Ведь в этом случае тарифы наверняка возрастут?

— Разработка тарифов на перспективу — очень полезная вещь с экономической точки зрения. Ведь она дает возможность инвесторам планировать свои расходы, а значит, возрастает эффективность деятельности транспортников. Сейчас мы стремимся согласовывать тарифы хотя бы на три года. Но желательно делать это на более длительный период. Лучше всего — на пять лет. Мы в министерстве такую цель себе действительно поставили и уже идем к ней практически.

Что касается повышения тарифов после вступления России в ВТО, то не факт, что это обязательно произойдет. Все будет зависеть от поворотливости наших транспортных компаний. Конечно, надо исходить из того, что при вступлении в ВТО конкуренция начнет проявлять себя очень жестко. На наше поле придут западные транспортные компании. А при современном состоянии рынка отечественным перевозчикам трудно конкурировать с иностранцами. Но год-два у них есть. Так пусть уже сейчас задумаются над тем, как снизить свои расходы. Например, можно предложить такие тарифы, которые выдержат конкуренцию с западными. Или закупать только современную и более экономичную технику.

Владимир Попов, заместитель главного редактора:

— На одном из последних заседаний Правительства обсуждался ваш доклад о развитии транспортной инфраструктуры страны. В состоявшихся прениях губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын предложил разгрузить столичное Шереметьево за счет аэропорта Ярославля. Возможно ли это?

— Вопрос очень острый. Сегодня воздушный транспорт доставляет грузы практически в одну Москву, а дальше их развозят по всей России. И реализация предложения Лисицына существенно разгрузила бы столичные аэропорты. Но Москву с Ярославлем связывает только одна серьезная трасса -федеральная дорога «Холмогоры». Она уже сегодня перегружена. Если мы запустим по этой трассе еще и мощный контейнерный поток, то просто ее закупорим. Поэтому вопрос надо рассматривать комплексно. Сначала решить инфраструктурную проблему, а уже потом — проблему модернизации Ярославского аэропорта.

Игорь Логвинов, редактор отдела культуры:

— Не могли бы вы прояснить позицию Министерства транспорта по отношению к отраслевым учреждениям культуры, объяснить, каков их сегодняшний статус, и — главное — рассказать о том, что их ждет завтра?

— Все, что взяли на свой баланс компании — морские ли, речные, авиационные и так далее, — продолжает функционировать. Оставшееся на балансе Минтранса будет передано местным муниципалитетам. Таково решение Правительства. Что можно еще сделать — так это акционировать часть учреждений культуры и продать их нашим компаниям-перевозчикам. Конечно, заставить купить не имеем права, но предложить можем.

Михаил Дмитрук, редактор отдела науки и образования:

— В последнее время Минобразования будирует тему ликвидации ведомственных вузов. А какова позиция возглавляемого вами министерства по этому вопросу?

— Передача техникумов и институтов в ведение Минобразования для нас вопрос очень болезненный. Поэтому по своим учебным заведениям мы вышли сейчас в Правительство с предложением базовые транспортные вузы оставить все же за Минтрансом. Ведь система подготовки специалистов в области транспорта отрабатывалась годами. Это резерв отрасли, потерять который мы не хотим. Да просто и не по-хозяйски это будет выглядеть.

Игорь Юницкий, заместитель главного редактора:

— Когда у нас наконец появится собственный легковой автомобиль мирового уровня? И когда преодолеем извечную российскую беду с дорогами?

— Сами мы его сделать не сможем. Необходима кооперация с западными компаниями. Как, например, в авиастроении. Самолеты создаем самостоятельно, а авионику закупаем за рубежом. Или возьмем железнодорожное машиностроение. Тепловозы, которые строят в Луганске, оснащаются нашими коломенскими двигателями. Результат — конкурентоспособный локомотив, выигравший иранский тендер.

Теперь по второму вопросу. Сегодня на дорожное строительство государство выделяет 1, 3 процента от ВВП. А ведь еще четыре года назад эта цифра составляла 2, 8 процента. В результате Россия «прирастает» дорогами на один процент в год, а автомобилями -на 7 — 10 процентов. Если так будет продолжаться дальше, то через три-четыре года нас ждет большой транспортный коллапс. И первыми его прочувствуют на себе жители крупных городов, в первую очередь столицы.

Где же выход? Во-первых, уже существует проект строительства нового автомобильного кольца километрах в сорока от МКАД. Это позволит разгрузить забитую транспортом Москву от транзитных потоков. Во-вторых, необходимо строительство альтернативных платных дорог, идущих параллельно наиболее оживленным трассам. В частности, по минскому и ярославскому направлениям.

Для реализации этих задач необходимо шире привлекать частный бизнес. Тем более что окупаемость платных дорог будет в пределах 10-15 лет, что на общеевропейском уровне — очень хороший результат.

Два часа продолжалась встреча министра транспорта с ведущими журналистами «Гудка». Нам она дала возможность полнее понять цели и задачи, поставленные сегодня Президентом и Правительством перед транспортным комплексом России, шире познакомиться с проблемами, которые предстоит решать не только железнодорожникам, но и морякам, речникам, авиаторам, автомобилистам, транспортным строителям и машиностроителям.

А Игорю Левитину такая встреча с журналистами дала, по его словам, новый импульс в его работе. И, как сказал в завершение главный редактор «Гудка» Игорь Янин, министр транспорта для нас — всегда желанный гость:

— Надеюсь, что такие встречи с коллективом старейшей транспортной газеты России будут теперь регулярными.

Операция «кооперация»

В последнее время вагоны метро, газеты, Интернет пестрят рекламой жилищных кооперативов, которые сулят займы на покупку жилья всего под 1—3% годовых. На деле покупка квартиры через кооператив обходится не дешевле, чем с помощью банковского кредита. Ну а риски у кооператоров несопоставимо выше.

Далеко не каждый, кто мечтает обзавестись жильем, может получить в банке ипотечный кредит. Первоначальный взнос, необходимый для получения займа, обычно составляет 10—20% от стоимости жилья, крайне редко — 5%. Ставки по ипотечным кредитам высоки: не менее 9,8% в валюте. Казалось бы, жилищные кооперативы, предлагающие «ипотеку» под более демократичный процент: от 1% до 7% — хороший выход. Так ли это?

Круговая порука

По данным секретаря комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Андрея Крутова, сейчас в России действуют около тысячи жилищных кооперативов, а в Москве — 30—50. Чтобы купить жилье через один из них, нужно стать его пайщиком и уплатить некую стартовую сумму. Затем пайщик в течение определенного договором времени — обычно нескольких месяцев или лет — должен внести в кооператив сумму, равную 30—50% стоимости будущей квартиры. Это «период накопления». Получается, чтобы въехать в квартиру, пайщику в итоге нужно скопить не меньшую сумму, чем заемщику банка.

Затем кооператив находит деньги на покупку нужной квартиры: это накопительные взносы новых пайщиков, выплаты по выданным суммам, а иногда привлеченные извне средства. Еще не выплаченная пайщиком часть стоимости приобретенного для него жилья оформляется ссудой на несколько лет (период рассрочки). Получив квартиру, пайщик продолжает платить кооперативу деньги в счет оплаты жилья, плюс те самые привлекательные проценты (их называют членскими взносами). Ссуды кооперативов дешевы, потому что пайщики по сути берут в долг друг у друга, объясняет вице-президент потребительского ипотечного кооператива (ПИК) «Жилищная перспектива» Илья Вильфан. Банки же привлекают более дорогие ресурсы с рынка. Чем больше срок накоплений, тем выгоднее условия рассрочки.

Без лицензий

Главный минус жилищных кооперативов — высокие риски. Начать с того, что их деятельность не лицензируется. Одно то, что жилье для старых пайщиков приобретается за счет взносов новых, наводит на мысли о пирамиде. Но участники рынка говорят, что не каждая пирамида рушится. «Чтобы кооператив работал без сбоев и на его балансе всегда вовремя появлялись деньги для покупки квартир, период рассрочки для пайщика должен быть в полтора раза больше периода накопления», — говорит Крутов. «Чтобы система не превратилась в пирамиду, которая спонсируется только притоком новых участников, нужно, чтобы выдаваемая пайщику ссуда не превышала сумму внесенных им самим средств», — считает председатель Гильдии народных кооперативов России Александр Дворяшин.

По такой модели обязаны работать только жилищно-накопительные кооперативы, действующие в рамках закона «О ЖНК» (он вступил в силу в апреле 2005 г.). Согласно закону ЖНК будут опекаться Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и ежеквартально отчитываться перед ней. Действующие жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) к апрелю будущего года должны преобразоваться в ЖНК либо согласно Жилищному кодексу будут создаваться для финансирования строительства одного дома. Но, по словам первого вице-президента Международной ассоциации фондов жилищного строительства (МАИФ) Валерия Казейкина, пока лишь около десятка кооперативов приняли статус ЖНК. «Пока же на рынке преобладают потребительско-ипотечные кооперативы (ПИКи), деятельность которых регулируется лишь статьей 116 Гражданского кодекса и собственным уставом», — сетует Крутов. Так что за устойчивостью большинства кооперативов никто не следит.

«Вкладывать сбережения в кооператив рискованно, поскольку этот рынок не регулируется», — делает вывод директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. «Этот рынок пока нецивилизованный и малорегулируемый, поэтому риск вложения в кооператив может быть выше, чем при работе с застройщиком, который хотя бы что-то строит», — добавляет гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.

За все в ответе

Став пайщиком ПИК, который привлекает средства извне, человек рискует потерять не только то, что вложил. «Члены ПИКов несут субсидиарную ответственность, и если кооперативу не хватает средств для расплаты по долгам, то взыскание может быть обращено и на личное имущество пайщиков. А вот пайщики ЖНК рискуют только уже внесенными деньгами», — предупреждает генеральный директор Столичной правовой компании Валерий Лисицын.

Но у членов ЖНК или ЖСК другая беда. Эти кооперативы передают жилье в собственность пайщиков лишь после полной оплаты покупки. «Несмотря на то что пайщик ЖНК или ЖСК прописан в кооперативной квартире, он будет обязан освободить занимаемое жилое помещение по требованию кредиторов кооператива», — объясняет генеральный директор юридической конторы «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. ПИКи же сразу передают недвижимость в собственность покупателя, оформляя себе в залог. «Поэтому пайщика ПИКа выселить из квартиры нельзя, если он исправно гасит долг», — указывает Казейкин.

Если же организаторы кооператива исчезли с деньгами пайщиков или тянут с выдачей ссуды и покупки квартир, потому что «нет денег» (о таких случаях см. приложение к газете «Ведомости» «Недвижимость. Жилой фонд» от 21 марта 2005 г.), то с кооперативом придется судиться. «Но если денег на счету кооператива действительно нет, то вернуть вложенные деньги не удастся», — считает Казейкин.

Риск не оправдан

Пайщики кооперативов принимают на себя все эти риски по одной причине — дешевизна ссуды. Фраза «ипотека от 1% в год на 15 лет» завораживает.

Однако не все так просто. Проценты действительно низки, но в отличие от банков кооперативы берут их не с остатка задолженности, а ежегодно с полной суммы ссуды. Остальные сборы, которые ложатся на пайщиков в обязательном порядке и вовсе сводят на нет всю выгоду. Судите сами: только чтобы стать пайщиком кооператива, нужно заплатить так называемый вступительный взнос — порядка 2—5% от стоимости будущей квартиры (см. таблицу). Причем в счет накоплений пайщика он не засчитывается и не возвращается ни при каких условиях. Это «входной билет».

Помимо этого нужно сразу же внести некоторую начальную сумму накоплений. От кооператива к кооперативу она варьируется от $100 до 5% от стоимости жилья, которое планируется приобрести.

«Пайщику придется оплатить проверку юридической чистоты квартиры», — замечает руководитель направления Гильдии народных кооперативов Наталья Шевнина. Это обойдется в среднем в 1,5—3% от стоимости недвижимости.

Помимо этого после покупки квартиры пайщик ежегодно платит отчисления в резервный фонд, что в среднем составляет 0,6—1% от стоимости квартиры. «Резервный фонд создается для покрытия непредвиденных убытков кооператива, к примеру разрушения имущества, — объясняет управляющий ПИК «Центральный» Евгений Тимофеев.

За просрочку платежа накопительных и иных взносов пайщиков штрафуют, как и в банках.

Но прямыми сборами кооператива расходы пайщиков не ограничиваются. Дело в том, что низкий процент (ниже 9% в валюте или 3?4 ставки рефинансирования в рублях) за пользование деньгами, по мнению налоговиков, автоматически приносит пайщику материальную выгоду в виде экономии на процентах. А по Налоговому кодексу эта выгода облагается 13%-ным налогом. « Де-юре кооператив выдает пайщику беспроцентную ссуду, а ежегодный членский взнос взимается на нужды кооператива. Потому 13%-ный налог пайщики платят с 9% от суммы ежегодной задолженности», — рассказывает Шевнина.

Итого

Чтобы сравнить расходы на покупку жилья через кооперативы и банки, мы попросили сотрудников наугад выбранных компаний подсчитать, сколько в итоге переплатит клиент за квартиру стоимостью $100 000, которая приобретается в кредит (или с рассрочкой) на пять лет; 50%-ный первоначальный взнос вносится единовременно.

Оказалось, что в ЖСК «Квартиры» переплата составит $13 550, но ждать ссуды в любом случае придется все 40 месяцев. Пайщик кооператива «Строим вместе» при ссуде под 5% годовых получит жилье через четыре месяца и переплатит $15 960. А в ПИК «Центральный» пайщик переплатит все $25 500, получив жилье через два месяца при ссуде под 6,6% годовых. К слову, в расчетах не учитывались расходы на проверку юридической чистоты квартиры, которая может увеличить траты в среднем на $1500—3000.

При тех же стартовых условиях заемщик «Внешторгбанка Розничные услуги» переплатит около $14 000 (кредит на пять лет под 9,8% годовых). В Райффайзенбанке (ипотечный кредит под 11% годовых) придется переплатить $15 500. Чуть меньше — $15 000 — получится в Городском ипотечном банке. В Росбанке непосредственно банку заемщик уплатит $15 300. С учетом страхования эти суммы вырастут примерно на $2000.

Так что квартира через кооператив обходится зачастую не дешевле, чем по банковской ипотеке.

Варвара ИНОЗЕМЦЕВА, Людмила КОВАЛЬ, Юлия АРАКЧЕЕВА

Постійно діючий третейський суд при Асоціації «Захист корпоративних прав «АТТОРНЕЙ»

Tag Archives: Изза

Минюст запретил перепродавать ипотечное жилье из-за злоупотреблений (перечень нотариусов и коллекторских компаний)

Нотариусы перестанут оформлять сделки через факторинговые компании.

Министерство юстиции Украины запретило нотариусам переоформлять заложенную по кредитам недвижимость с банков и факторинговых компаний на третьих лиц. Об этом говорится в его письме №3/28/1172, оказавшемся в распоряжении UBR.ua.

«Ни физическое лицо, ни юридическое лицо, если оно не является банком либо другим финансовым учреждением, не имеют права быть ипотекодержателями по договору ипотеки, который обеспечивает исполнение обязательства по кредитному договору», — буквально говорится в документе.

Юристы объяснили, что запрет появился не на пустом месте, а после череды перепродаж недвижимости финучреждениями квартир и домов. «В последнее время таких случаев становится все больше, факторинговые компании и Фонд гарантирования вкладов (через те же факторинговые компании) стали активно продавать заложенное имущество другим людям. Причем, со значительной уценкой — на 30-90%, квартиры достаются непонятным лицам, и есть подозрения, что это люди близкие к работникам Фонда и компаний. Все чаще им доставалось за копейки элитное жилье в центре Киева и других городов. Но больше не будет. После письма Минюста факторинговые компании больше не смогут продать заложенное имущество частному лицу», — отметил в разговоре с UBR.ua старший партнер адвокатской компании Кравец и партнеры Ростислав Кравец.

Чаще всего заложенную по ипотеке недвижимость продают при помощи факторинговых компаний в двух случаях. Первый: когда речь идет о продаже самому заемщику. «Он договаривается с банков о списании части долга в случае полного погашения кредита: например, человек отдает 40% задолженности, а 60% банк ему списывает по мирному соглашению, и высвобождает из-под залога жилье. По букве закона, если такое списание считается доходом человека, и в этом случае, он должен со списанной суммы заплатить налог на доходы физлиц. Чтобы этого не делать, сделки проводят через факторинговую компанию, которая сначала выкупает недвижимость и только после уценки продает ее по пониженной цене человеку — за 40% стоимости. И так закрывается сделка», — уточнил UBR.ua управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев. Пик таких перепродаж пришелся на 2014 г. и первую половину 2015 г.

Но в последнее время более распространена вторая — так называемая захватническая схема. При которой проблемный заемщик даже не знает, что Фонд гарантирования вкладов физлиц (отвечающий за неплатежеспособные банки) или банк-кредитор перепродали через факторинговую компанию заложенную по кредиту недвижимость третьему лицу.

После письма Минюста должны сойти на нет обе схемы. Поскольку нотариусы перестанут заверять подобные сделки. «Они не решатся нарушить прямой запрет. Иначе их лишат лицензий», — подтвердил Можаев.

С перечьнем нотариусов и компаний этим злоупотребляющих можно ознакомится здесь.

Банки стали чаще отказывать клиентам из-за финмониторинга

Чтобы выполнить новые требования НБУ финансистам надо расширить штат.

Нацбанк обновил правила проведения проверок банковских финучреждений в разрезе борьбы с отмыванием денег и ведения рисковой деятельности. Об этом говорится в его постановлении №920

Регулятор продлевает новым документом время пребывания выездной плановой проверки в финучреждениях, подозреваемых в нарушении правил финмониторинга с 20 дней до 30 дней. Кроме того, он обязал банки ежеквартально предоставлять два отчета: один — по вопросам управления рисками и второй — по оценке рисков в сфере финансового мониторинга.

Финучреждения будут детально докладывать об операциях с клиентами. Их разобьют на типы, и станут сообщать НБУ об общем объеме финансовых операций для клиентов того или другого типа, а также детальнее: по операциям с по покупке банковских металлов, по переводу средств за границу (при открытии счета) в пользу иностранцев и пр.

Национальный банк и раньше уделял много внимания финансовому мониторингу. После раскрытия схем незаконного вывода капитала 22 декабря был признан неплатежеспособным банк «Софийский», и еще несколько банков в 2014-2015 гг., обвиненных в отмывании денег. Но, как отмечается в официальном сообщении регулятора вдогонку постановлению №920, новый документ был подготовлен в рамках совместной с МВФ работы «по внедрению в НБУ риск-ориентированных инструментов выездного и дистанционного надзора в сфере финмониторинга».

«В целом данное направление характеризирует переход от количественного (статистического метода) определения отдельных видов операций, которые подпадают под определение легализации криминальных доходов или финансирования терроризма к качественному выявлению системных рисков, свойственных каждому банку, что, безусловно, является прогрессивным процессом», — утверждает исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.

Проблемы с анализом

Впрочем, последние нововведения регулятора по расширению перечня рисковых операций и изменению техники проведения выездных проверок только на первый взгляд кажутся эффективными. Неофициально финансисты отмечают, все законодательные документы НБУ (хотя они и принимаются под грифом «содействия в развитии и поддержании участников рынка»), скорее носят ограничивающий характер, нежели способствуют установлению рыночных механизмов экономики.

Это же подтвердил и председатель правления банка «Юнекс» Александр Глущенко, который подчеркнул, что финучреждения и до постановления №920 предоставляли в НБУ огромный массив информации (отчетности о разных операциях), проанализировав которые можно рисковость деятельности того или иного банка.

«Вопрос больше в качестве анализа этих данных и формировании выводов. Еще одна отчетность ситуацию не изменит, тем более, что ее составляют сами банки», — подчеркнул он «Вестям».

Клиентам чаще отказывают

Усиление нацбанковского контроля уже начало сказываться на клиентах банков. «Уже встречаются случаи, когда со ссылкой на финмониторинг банки не исполняют свои обязательства перед клиентами. С новым порядком таких ситуаций станет еще больше», — считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Главной проблемой с лета 2015 г. стала покупка валюты на межбанке — заявки импортеров часто не проходят финансовый мониторинг банков и НБУ, и в результате компании остаются без доллара и не могут оплатить поставки из-за рубежа.

«НБУ требует со стороны банков прохождения сложной процедуры согласования заявок и нередко клиенты получают отказ без указания объективных причин. Ужесточение правил прохождения финансового мониторинга внутри банка затронет всех без исключения клиентов, и еще больше увеличит срок удовлетворения их заявок», — поделился опасениями с «Вестями» председатель совета «ЕйСиАй – Украина» Павел Козак.

Нередко заявки на покупку валюты на межбанке блокируют даже не в центробанке, а в самих финучреждениях. Банкиры перестраховываются и стараются увильнуть от ответственности (вплоть до уголовной), когда не уверены в контракте или в самом клиенте.

«Как неофициально заявляют банкиры, в существующих условиях, представителям службы финмониторинга проще не допустить клиентскую заявку на покупку валюты, чем потенциально столкнуться с необходимостью прохождения дополнительных уровней контроля и проверок со стороны Нацбанка», — отметил Козак.

Новые расходы

Что до банков, то для них новые требования НБУ, по словам председателя правления «Коммерческого индустриального банка» Вадима Березовика, выльются в дополнительные расходы. Банкирам придется расширять кадровый состав служб финмониторинга и тратится на их обучение.

«Для небольших банков новые правила будут означать увеличение нагрузки на существующих сотрудников, либо прием одного-двух дополнительных, а вот для крупных — это может обернуться более серьезными затратами на увеличение персонала. Думаю, что сейчас, на фоне общей безработицы, средняя зарплата одного такого сотрудника составляет 7-8 тыс. грн в месяц в Киеве и 5-6 тыс. грн в регионах», — поделился информацией с «Вестями» зампредправления банка «Конкорд» Павел Крапивин.

Эксперты: российские банки «уходят» с украинского рынка из-за Базеля

Внедрение международных норм и правил банковского надзора в Украине, по прогнозам экспертов, в целом позитивно скажется на будущем банковского сектора. Об этом заявила глава ОО «Ассоциация защиты финансовых прав» Анна Рак.

При этом, по ее словам, «от такого нововведения могут пострадать иностранные, прежде всего, российские банки, причем уже в первой половине 2016 года».

«Первый из них — 100%-ная дочка российского «Сбербанка» — в декабре появилась в «черном» списке банков, которые НБУ намерен вывести с рынка как финансовое учреждение, замешанное в теневых операциях по выводу капитала. В Нацбанке не скрывают, что новый порядок оценки кредитных рисков банков, который по словам уже экс-первого заместителя главы украинского регулятора Александра Писарука, НБУ собирается ввести уже до конца этого года, затронет интересы украинских «дочек» российских банков. Согласно нового положения «Об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям», который должен заменить постановление НБУ № 23 и вступит в силу уже с 1 апреля 2016 года, акционерам иностранных банков придется увеличить капитал на $ 4-6 млрд, так как именно «россияне» находятся в числе банков с самым низким уровнем резервирования по кредитам», — заявил она.

«Главное, чтобы банковское дело стало бизнесом, приносящим адекватную прибыль на капитал, вложенный собственниками банков. Ведь до этого многие локальные банки служили всего лишь звеном в цепочке создания стоимости олигархических корпораций», — отмечает в недавнем интервью заместитель главы НБУ Владислав Рашкован.

По его мнению, нет ничего страшного в том, что количество украинских банков будет и дальше сокращаться. «Я уверен, что через пять лет банков у нас станет меньше, но они будут более стабильными, более капитализированными, а уровень менеджмента и корпоративного управления в них будет гораздо выше», — считает Владислав Рашкован.

Анна Рак также подчеркнула, что, «если для крупнейших европейских банков необходимость привлекать «живые» деньги в капитал украинских банков в 2016 году будет не простой, но в принципе, разрешимой задачей, то для российских банков, переживающих сложные времена в условиях мировых санкций, введение новых нормативов будет фактически означать сворачивание деятельности на украинском рынке».

«Сейчас акционеров заставят довнести $ 4-6 млрд в страну, в которой никто не уверен и банковская система которой крайне нестабильна, — отметил в интервью «Финансовому клубу» член правления одного из крупнейших иностранных банков. — Уверяю вас, акционеры того же Альфа-банка просто решат бросить свои банки здесь, и пусть правительство делает с ними, что хочет!».

В то же время, по словам Анны Рак, «украинские банкиры в целом поддерживают действия НБУ по внедрению международных принципов надзора». Эксперты говорят, что регулятор действительно пытается создать хорошую методологию, не смотря на иногда спорные подходы к оценке ситуации.

«Этот проект в целом соответствует общему подходу соглашения Базельского комитета по банковскому надзору в области банковского регулирования», — считает зампред правления ПУМБ Федот Еременко.

С мнением банков согласны и представители международных финансовых структур. Как заявила в своем интервью украинским СМИ глава представительства MasterCard Вера Платонова, «в 2013 году у нас было примерно 180 банков. Для страны с населением свыше 40 млн такое количество банков слишком большое. Например, в Индии работает всего около десяти банков. Чистка банковской системы рано или поздно должна была состояться». По мнению представителя MasterCard, сегодня топ-10 банков держат у себя примерно 80% активов, поэтому типы бизнесов других банков вызывали вопросы.

По мнению Анны Рак, первыми кандидатами «на выход» станут российские банки, уличенные в «схемах» и сомнительных операциях. Она отметила, что вчера в распоряжении СМИ появились списки со ссылкой на источники в НБУ, в которые вошли так называемые «схемные банки». Эксперты связывают обнародование этого списка с усилившимся давлением на финансовый рынок, а также с переключением ряда схем по оптимизации финансовых потоков на новых игроков.

Анна Рак заявила, что «одним из самых заметных в «черном списке» НБУ стал VS Bank, который на 99,9% принадлежит Сбербанку России».

«У этого банка хорошая репутация за границей, и он часто выступает гарантом при открытии корреспондентского счета каким-либо учреждением», — в свою очередь сказал Форбс главный операционный директор компании Wiseman Rose Сергей Креймер.

Опрошенные финансисты считают, что появление данного списка может быть связано с продолжением политики регулятора на очистку рынка. «НБУ продолжает свою политику уменьшения количества банков. Он не объективно подходит к отнесению тех или иных банков к рисковым, с основной целью — вывода банков с рынка», — считает глава юридической компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

«А клиентам российских банков стоит учитывать риски заранее, тем более, что помимо внутренних факторов, продолжают действовать и внешние — безусловные санкции США и ЕС по отношению к ведущим российским финучреждениям», — резюмировала Анна Рак.

Электронное правительство: много бунта из-за чего?

С 1 января 2016 года действующие стандартные паспорта в виде книжки будут заменены на нечто новое, пластиковое и бесконтактное с элементами электронного носителя. Миграционная служба уже приняла решения ввести в оборот новые документы идентифицирующие личность, но насколько действительным окажется данное заявление станет известно в новом году.

Решение принято

Министр внутренних дел Арсен Аваков в своем блоге для Украинской правды написал, что вышеуказанное решение означает только то, что с первого рабочего дня нового года начинается тестирование системы в масштабах страны, дело до оформления удостоверений для граждан дойдет с 11 января 2016 года. Со сроком государство решило не беспокоится и не вносить никаких корректирующих правок, оформление нового документа будет таким же – 10 рабочих дней.

“Замена старого паспорта на новое пластиковое удостоверение – дело совершенно добровольное, законом Украины предусмотрен 5-летний переходный период. То есть, все государственные институты с нового года будут принимать в качестве документа удостоверяющего личность оба вида документов – и книжки и карточки. Однако, активным гражданам, которые хотят пользоваться современными технологиями и иметь доступ к новым видам государственного сервиса, стоит подумать о получении “электронного ключа к госуслугам”, которым со временем станет новый паспорт”, – отмечает Арсен Аваков.

На конференции посвященной электронному правительству, и в частности биометрическим паспортам, было высказано немало мнений касающихся ввода ID-удостоверения и подтверждения собственника с помощью электронной цифровой подписи. Эксперт государственного агентства электронного правительства, советник главы мера Львова, Яника Мерило четко отметила, что ID-карточка без цифровой подписи и доступа к электронным услугам не инновация, а просто пластик.

IT-директор Приватбанка Дмитрий Дубилет отмечает, что государству не нужно изобретать велосипед и внедрять колоссальное количество карточек: и карточку горожанина, и пластиковый паспорт, и так далее. Но, если необходимо средство для визуальной идентификации, то для этого возможно использовать обычную, не банковскую пластиковую карточку с себестоимостью в несколько гривен.

“Вам нужно предоставлять админуслуги через Интернет? Пользуйтесь электронной цифровой подписью (ЭЦП), BankID и MobileID. Вы ищите носитель для ЭЦП? Для этого отлично подходят смартфоны и флешки. Нужны программы лояльности? Не городите ради этого отдельный процессинг, а используйте банковскую инфраструктуру. Вся эта эпопея с карточками становится особенно странной в контексте запуска паспорта нового формата с нового года”, – заявляет Дубилет.

Что такое ЭЦП

Электронная цифровая подпись – аналог собственноручной подписи, она может использоваться как юридическими лицами, так и физическими. В Украине речь об этом шла еще с 2004 года, когда был принят закон “Об электронной цифровой подписи”. Сейчас в финансовой и не только экосистеме ЭЦП можно использовать, чтобы добиться разнообразных целей, к примеру: пользуясь входом в собственный клиент-банк, заключить с банком договор на получение кредита или размещение депозита.

Как рассказал коммерческий директор предприятия “Пластик карта”, “Современнные системы комплексной идентификации”, Михаил Городецкий с помощью такой подписи возможно сдавать налоговую отчетность и такая подпись является полностью безопасной для клиентов. Со стороны присутствующего юриста и адвоката, старшего партнера адвокатского объединения “Кравец и партнеры”, Ростислава Кравца заявление Михаила Городецкого вызвало так называемый когнитивный диссонанс.

Однако Михаил Городецкий уверен, что использование ЭЦП станет доступным для всех слоев населения. Пока что существует одна социальная карточка, которая запущена, как пилотный проект и в недалеком будущем должна стать муниципальной. Она оснащена идентификацией с помощью электронной подписи – карточка львовянина. Помимо карты львовянина существуют еще два социальных проекта, которые включают в себя не только обычные банковские карты – электронный студенческий билет, карточки киевлянина (таких карт уже было выпущено более полумиллиона).

“Эти карты объединяют в себя целую экосистему, и не только финансовую”, – считает Городецкий. Т.е. студент, помимо банковской карты, на которую он получает стипендию, может использовать свою социальную карту, как проездной билет в метрополитене, а также ему предоставляется чрезвычайно актуальная возможность покупать железнодорожные билеты с 50% скидкой. Основная функция платежной карты киевлянина – это предоставленная возможность от государства перечислять льготы мало защищенным слоям населения, а также с помощью этой карты киевляне имеют право пользоваться метрополитеном.

Дмитрий Дубилет ранее высказал свое мнение насчет внедрения, запуски и распространения данных карт, он признался, что с его мнением могут не согласится многие его коллеги, которые через тернии прошли, чтобы добиться того, что Украина имеет уже сейчас в сфере электронного правительства. По мнению IT-директора Приватбанка, власти очень много “навешивают” функций на одну карту: электронная цифровая подпись, предложения по скидкам, платежные функции и другие операции.

Основная причина для критики, которую озвучил Дмитрий – дороговизна нововведения. По его размышлениям, для банка реализация платежного инструмента в таких проектах грозит сплошными операционными убытками.

“Нишу этих карточек пытается сейчас занять Ощадбанк, чем вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, он наш конкурент, так что подобные просчеты с его стороны вроде как нам на руку. С другой стороны, они делают эти ошибки на мои, черт возьми, налоги”, – заявляет Дубилет.

Фемида предупреждает

Старший партнер адвокатского объединения “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец, уже в шутку, но с серьезным выражениям лица отметил, что за ним уже закрепили прозвище “банки – зло”. На сегодняшний момент ситуация с банками и с электронными услугами в Украине крайне грустная, считает юрист.

“Пока государство будет уводить банки от ответственности, толка не будет никакого”, – отмечает адвокат. По мнению Ростислава Кравца, на сегодняшний день система построена таким образом, что деньги, которые люди доверяют банками, в виде депозитов (сейчас очень актуальной становится услуга – онлайн-депозиты), могут не вернуть. Почему так может случится? Потому что на руках у человека не будет ни единой бумаги, которая будет подтверждать идентификацию и прямую причастность к собственным средствам. К сожалению, в стране пока что действует система “по старинке” – кругооборота бумаг. Тогда кто же может выступить гарантом в сохранности бумаг? Согласно утверждению адвоката, такая же ситуация может случится и в ЭЦП.

В пример Ростислав Кравец привел выведенный из банковской сферы известный Дельта банк, у которого до периода банкротства числились так называемые торговые счета.

“11 ноября 2014 года с торговых счетов клиентов исчезли все деньги, а было 800 тысяч долларов. Ко мне обратилось три клиента. А на следующий день что-то в банке не работало, счета заблокировали, денег не осталось. И что? И куда нам с ЭЦП?”, – спросил адвокат.

Законодательство Украины построено таким образом, что без бумаги люди не имеют защиты. “Если в законе с ЭЦП не подтвердить копию бумажного документа, где гарантия того, что он не будет скомпрометирован”, – утверждает Ростислав Кравец.

CEO WIDE:UP, Олег Малкин думает совсем иначе: ЭЦП – решение проблемы о которой заявил юрист, и о которой обеспокоены пользователи.

“Мы всегда своим клиентам говорим, если вы размещаете депозит – онлайн, вы имеете потенциальную проблему, потому что Национальный банк совершенно четко пишет о том, что сделка с банком должна быть заключена в письменной форме. Если не урегулировано законодательство о ЭЦП и у вас нет бумаги, то все это работает до тех пор, пока не случится проблема. Ни Киевстар, ни МТС не решает наших проблем. Спрос порождает предложение”, – сообщил он.

Сейчас спрос на государственные услуги есть, и для каждого человека они доступны. “Я в страшном сне могу себе представить историю при которой я отправлюсь получать какую-то справку. Зачем мне тратить время?”, – рассказал Малкин.

Эксперт заявил, и даже вступил в небольшую баталию с представителем уполномоченным при Верховной Раде по правам человека, что вопрос не заключается в стоимости услуги, а в качестве и доступности. За удобство люди будут платить, потому что с помощью электронных приспособлений им не нужно будет заботиться о передвижении по заполненному транспортом городу и о собственном самочувствии.

В Министерстве юстиции надеются, что все ID-карты украинцев будут содержать электронную подпись, так как это лучшая защита, которая может существовать.

“Минюст уже выдает электронные подписи. Надеюсь, что после завершения реформы гражданского реестра наши граждане будут иметь ID-карты вместо паспортов, и там будет электронная цифровая подпись. Тогда это будет документ, который граждане смогут показывать не только как документ, но и будут голосовать, открывать бизнес, подписывать различные финансовые документы”, – отметил замминистра юстиции Гия Гецадзе.

Реалии внедрения электронного правительства пока что вырисовываются в неоднозначном свете. Ряд реформ только на стадии проведения, до конца не утверждены и не урегулированы законопроекты, вносящие гласность и прозрачность в действия электронного управления. Однозначно, позитивно то, что государство, крупные игроки рынка мобильной связи, банковская среда внедряются в поток нововведений, приводят в примеры страны, которые достигли успеха и высот в регулировании электронного правительства, и ориентируются на них. Но, может прежде, чем внедрять новое необходимо для начала расстаться со старым…

Из-за фейсбука украинцы начали судебные войны

Богословская обиделась на Аронца из-за кастрюли, а «Укрнафта» подала иск на Найема.

Украинцы начали активно выяснять отношения в судах из-за публикаций постов в фейсбуке. Причем судятся как политики, так и обычные граждане.

Юристы говорят, что выиграть суд сложно, а блоггеры советуют обращаться к администрации сайтов и не тратить время на суды.

Судится косметолог

Косметолог салона красоты в центре Киева подала иск в суд на клиентку, которая в комментарии в соцсети, по ее мнению, ее оклеветала. На своей странице клиентка написала, что косметолог салона изуродовала ей лицо.

«Косметолог такая-то занесла мне инфекцию, а также спровоцировала демодекс, который неизлечим. Врачей, которые смогли бы помочь, мы пока найти не можем…» — написала женщина.

Сама косметолог не выдержала такого оскорбления. В своем иске она заявила, что ей постоянно приходится оправдываться перед клиентами, да и эта ситуация подорвала ее собственное здоровье. Суд, кстати, встал на сторону косметолога и обязал клиентку опровергнуть свои высказывания, а также заплатить 5 тысяч грн.

Обиделась из-за крестика

Судятся и известные люди. Например, экс-депутат Инна Богословская не смогла стерпеть обиду, нанесенную ей свободовцем Александром Аронцом.

Он в фейсбуке и в твиттере после стычки в парламенте сообщил, что у его коллеги, свободовца Олега Гелевея, пропал крестик. И обвинил в этом Богословскую.

К тому же, как написано в Реестре судебных решений, он назвал ее «ведьмой» и «мадам кастрюлькиной» (таким образом он припомнил старую историю, когда якобы Богословская забрала из съемного дома в Конче-Заспе набор дорогих кастрюль).

Инна Богословская потребовала, чтобы Аронец извинился и опроверг свои высказывания на страницах газеты «Голос Украины».

А также потребовала 250 тысяч грн моральной компенсации. Суд удовлетворил ее иск частично и присудил 50 тысяч грн. Как рассказал «Вестям» сам Александр Аронец, по делу была апелляция. «Из 50 тысяч, которые меня обязали выплатить, апелляционный суд уменьшил сумму до 20 тысяч. Я все выплатил. Суд признал, что я соврал, но я по факту только передал слова того, кто пострадал», — рассказал он «Вестям».

А вот «Укрнафта» подала иск в июне на народного депутата Мустафу Найема. За то, что он на своей страничке в фейсбуке сообщил, что, по его данным, около ста людей в форме из «Днепра-1», которые еще весной находились в здании «Укрнафты», вновь прибыли туда из Кременчуга.

Напомним, речь идет о конфликте олигарха Игоря Коломойского с властью из-за контроля над «Укрнафтой». В самой компании посчитали эти данные неправдивыми и подали на депутата в суд. Тяжбу они выиграли. Шевченковский суд столицы обязал Найема опубликовать на своей страничке решение суда.

Можно заблокировать

Правозащитник Эдуард Багиров, который уже несколько лет занимается подобными жалобами, рассказал «Вестям», что в последнее время количество разбирательств из-за постов в соцсетях увеличилось в несколько раз.

«В последнее время соцсети приравняли к государственной публичной площадке. Нельзя нарушать права граждан в социальных сетях. Если же это происходит, то гражданин может обращаться в суды или в правоохранительные органы», — сказал он. По словам Багирова, из-за записи в соцсети можно не только поплатиться деньгами, но и оказаться за решеткой на 5–10 лет.

Блогер Александр Барабошко (Круз) рассказал «Вестям», что сам пока с судебными разбирательствами не сталкивался.

«Если бы меня попросили удалить ту или иную запись со своей страницы, то я бы хорошенько подумал, стоит ли это делать. В Украине пока еще не придумали методов для контроля. Каждый в праве писать то, что считает нужным». Также Барабошко считает судебные иски пустой тратой времени и средств.

«Вполне можно обойтись механизмами, которые существуют в самих соцсетях. Самое простое — обратиться к техподдержке на сайте и попросить заблокировать запись», — добавил Барабошко. Сделать это можно так: над каждым постом есть «галочка», нажав на которую вы увидите меню и строку: «пожаловаться на публикацию». Если модератор сочтет вашу жалобу обоснованной, то пост могут не только удалить, но и на какое-то время забанить автора.

Юрист Ростислав Кравец считает, что судебный процесс из-за «гневного» поста в соцсети может растянуться на несколько лет и влететь в копеечку истцу: «Доказать правоту в суде очень сложно, так как в стране нет отлаженных механизмов для таких случаев. Придется каждый шаг согласовать с нотариусом, проводить всевозможные экспертизы, прежде чем подать в суд».

Фейсбук хотят привлечь по делу Бузины

Печерский суд Киева недавно принял решение по поводу уголовного дела, где фигурирует фейсбук». Он постановил обязать штаб-квартиру компании Марка Цукерберга (которая находится в Лондоне и США) выдать документы, касающиеся аккаунтов подозреваемых в убийстве журналиста Олеся Бузины — Андрея Медведько и Дениса Полищука, а также нескольких их друзей, чьи аккаунты оказались удалены.

Обращение следствия в суд для получения разрешения к соцсетям — дело уже привычное, однако когда это касается пределов Украины. А вот в данном случае вряд ли иностранная компания будет выполнять такое постановление Печерского суда.

В пресс-службе прокуратуры Киева поспешили успокоить по поводу постановления суда. Со ссылкой на прокурора Александра Машкова сообщили, что решение суда — это часть процедуры по получению доступа к нужным документам.

Надо полагать, что это решение отправят почтовыми каналами Генпрокуратуры в правоохранительные органы Британии и США и в рамках международного сотрудничества будут просить содействия.

Анастасия Кучкина, Виктор Андреев, ВЕСТИ

Против Нацбанка возобновили уголовное дело из-за Крыма

Истец потребует отстранения прокурора, если следствие не будет вестись.

Киевскую Прокуратуру обязали возобновить уголовное дело по факту утверждения постановления Нацбанка №699 (касающегося оккупации Крыма) в отношении руководства НБУ. Об этом говорится в постановлении Печерского районного суда столицы №757/16872/15-к по иску адвоката Ростислава Кравца, имеющемся в распоряжении «Вестей».

«Всем известно, что за работу главного банка страны несет ответственность одно лицо — ее председатель, которым с 2014 г. является Валерия Гонтарева. Но судебное постановление вынесено не в отношении ее лично, а в отношении НБУ. За последний год у меня, как гражданина, и у моих клиентов накопилось немало претензий к Нацбанку и лицами, ответственным за решения этой структуры. Так что я не раз подавал иски в отношении центробанка, и по ним принято 5 судебных решений, обязывающих Прокуратуру открыть уголовные дела и вести соответствующие расследования. Также поступали и другие граждане, и на текущий момент, совокупно в отношении действий НБУ и Гонтаревой возбуждено 7 дел», — рассказал нам Кравец.

Но в тоже время заверил, что, несмотря на судебные постановления, столичная прокуратура не ведет расследований, которые их обязывали открыть в судебном порядке. «Ни меня, ни Гонтареву (как мне сообщали в Прокуратуре) ни разу не вызывали не допросы. По требованию не предоставлялись материалы следствия. Фактически следствие не ведется. Даже когда я добивался по суду возобновления данного уголовного дела — по постановлению №699 — представители Прокуратуры ни разу не явились на судебные заседания. А их было около десятка», — сказал «Вестям» Ростислав Кравец.

Но заверил, что продолжит в судебном порядке продолжать требовать материалы дел по инициированным уголовным делам. И жаловаться на бездействие Прокуратуры. «Если это не поможет, то месяца через полтора подам в суд жалобу персонально на прокурора ведущего расследование, в которой буду требовать его отстранения от должности и назначения нового прокурора для расследование этого дела. За бездеятельность», — пообещал Кравец.

Постановление №699 стало одним из наиболее резонансных документов Нацбанка в 2014 г. В нем жители Крыма и компании, работающие на полуострове, впервые были названы нерезидентами, то есть иностранцами. К этому документу было множество претензий: из-за того юридически, согласно нашему законодательству, АРК остается частью Украины, и руководители страны не перестают называть Крым нашей территорией. Потому 1 сентября документ был оспорен в Киевском апелляционном административном суде, недавно Нацбанк подал кассационную жалобу в Высший админсуд, но ее отклонили.

«Однако оспорить в суде и остановить действие документа удалось лишь по одной главе постановления. Той, где крымчане признаются нерезидентам, и той, где крымские компании признаются иностранными. Остальная часть документа продолжает действовать, в которой описаны механизмы движения средств и оформления сделок для Крыма. Потому проблемы людей и бизнеса никуда не делись. У жителей АРК остаются проблемы с получением депозитов в украинских банках и перечислением денег на материковую Украину. А компаниям по-прежнему приходится заключаться с крымскими коллегами договоры по внешнеэкономической деятельности, работать по которым намного сложнее», — объяснил «Вестям» ситуацию управляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

Закрыть небо Украины для чартеров могли из-за Фирташа

С субботы украинское небо закрыли для иностранных частных самолетов. Фактически его перевели в ручной режим: каждый иностранный чартер, который захочет прилететь в Украину, должен будет получить отдельное разрешение Госавиаслужбы.

В ведомстве объясняют это мерами безопасности, мол, таков временный порядок контроля и выдачи разрешений.

Эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов считает, что усиленный порядок коснется прежде всего бизнес-авиации украинских олигархов.

«Львиная доля принадлежащих им бортов, до 90%, зарегистрирована в других странах — Аруба, Австрия, Панама… Именно против них направлен этот усиленный порядок. Рекомендовать им в качестве альтернативы покупать билеты на регулярные авиарейсы — все равно что предложить прокатиться на электричке», — отметил в разговоре с «Вестями» Коновалов.

Тут же появились слухи о том, что таким образом в страну не хотят пускать венского узника — опального олигарха Дмитрия Фирташа, который проанонсировал свое возвращение к 2 декабря.

На эту дату назначен съезд Федерации работодателей Украины, которую он возглавляет.

Арестуют несмотря ни на что

Напомним, Фирташ был арестован в Вене по требованию ФБР по подозрению в причастности к созданию организованной преступной группы. Там решался вопрос о его экстрадиции в США, однако в мае суд отверг требование о выдаче олигарха, не исключив политические мотивы американского ордера на арест.

Еще несколько месяцев олигарх ждал письменного решения суда. Теперь, по сообщению его пресс-службы, он собрался вернуться в Украину. Поскольку мы одна из немногих стран, у которой с США не подписан договор об экстрадиции, то Фирташ может сюда приехать.

Ранее правоохранительные органы заявляли, что против Фирташа в Украине не заведено ни одного уголовного производства. Но после сообщения о его возвращении в МВД подтвердили, что как только Фирташ ступит на украинскую землю, его тут же арестуют.

По словам советника главы МВД Антона Геращенко, накануне у них прошли консультации по этому поводу с представителями США. После этого глава министерства Арсен Аваков сделал заявление: «Согласно ст. 597 КПК Украины, а также ратифицированной Украиной в 2006 году конвенции ООН против коррупции, — Генпрокуратура Украины в ответ на соответствующее ходатайство Минюста США даст указания Национальной полиции Украины в случае прибытия на территорию Украины произвести задержание Дмитрия Фирташа на 72 часа, в течение которых будет оформлено соответствующее решение о 40-дневном аресте, вплоть до передачи всех материалов производства или ряда эпизодов по предъявленным США Фирташу обвинениям», — написал он.

Все равно прилетит?

Один из участников предстоящего съезда Федерации Евгений Червоненко удивлен решению и слухам по поводу закрытия неба для частных иностранных чартеров.

«Чартер — такой же самолет, по прибытии в аэропорт пассажиры проходят обычный контроль — паспортный и таможенный. Пожалуйста, если у кого-то есть претензии, можете проверять, задавать вопросы. А что мешает Фирташу купить билет на обычный рейс из Вены в Украину?» — рассуждает Червоненко.

«У меня такое впечатление, что кому-то просто скучно и он хочет развлечься. Я знаю только одно: съезд 2 декабря состоится, я на него пойду. И Фирташ там тоже будет. Когда и как он приедет, не знаю. Но действовать нужно по букве закона, коли у нас нет экстрадиции, то ее и нет», — сказал Червоненко «Вестям».

В окружении Фирташа не верят в то, что небо закрыли из-за опального олигарха.

Адвокат Ростислав Кравец говорит, что задержать Фирташа могут только на 72 часа по преступлению, совершенному на территории Украины.

«В принципе, ему могут предъявить подозрения по банку «Надра», в доведении финучреждения до неплатежеспособности. Но учитывая предыдущий опыт нашей прокуратуры и МВД, я сомневаюсь, что они смогут это правильно оформить для суда. Вспомните историю с экс-министром юстиции Лукаш. В результате через 72 часа Фирташа просто отпустят», — отметил Кравец.

Марина Петик, Оксана Гришина, ВЕСТИ

Банкам запретили отбирать жилье из-за проживающих детей

Для сохранения квартиры, регистрация ребенка в нем больше не обязательна, достаточно просто пожить.

У ипотечных неплательщиков с детьми появился новый шанс не допустить выселения из заложенного по кредиту жилья. Они могут воспользоваться одним из последних решений Верховного суда по кредитным спорам — по делу №6-396ц15. Им запрещается взыскание единственной недвижимости, в которой проживал несовершеннолетний ребенок.

«Обратите внимание на формулировку — именно проживал. Не был зарегистрирован, а просто жил с родителями. Раньше при признании ипотеки недействительной суды считали, что в отношении малолетних детей важна именно прописка, теперь же при вынесении решения о недействительности ипотеки достаточно доказать проживание. Обычно это не сложно: достаточно справок из поликлиники, детсада или школы, а также свидетельских показаний соседей и воспитателей с учителями», — объяснил «Вестям» ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.

По словам экспертов, ипотечные должники достаточно часто прикрываются детьми во время судебных споров по взысканию жилья. И проблема в регистрацией — распространенное явление. Потому новое решение ВСУ спутает карты многим банкам и поможет заемщикам. Юристы даже приговаривать начали — дескать, пользуйтесь пока можно несовершенством действующего законодательства.

«Подобного рода судебные позиции могут быть связаны не только со спорами о признании недействительными договоров ипотеки, но и недавно измененными понятиями «место пребывания» и «место проживания», а так же, например, оплатой коммунальных услуг. То есть вы можете не регистрировать ребенка, не оплачивать его фактическое проживание, не уведомлять при заключении договоров о его нахождении в жилом помещении. И впоследствии у вас развязаны руки при признании недействительными сделок, правовых последствий никаких — злоупотребляйте правом», — отметила в разговоре с «Вестями» юрист ЮФ «Астерс» Вольга Шейко.

Впрочем, задним числом пересмотреть судебные постановления по уже решенным выселениям не получится, новое решение ВСУ применимо лишь к новым тяжбам. «Данное решение может быть полезным гражданам только на будущее или для тех, кто еще судится с банками. Если же судебная тяжба завершилась, то решение Верховного Суда Украины никак не повлияет на исход ситуации. Что-либо изменить можно будет только в случае, если будут найдены новые обстоятельства, которые позволят возобновить судебный процесс», — объяснил «Вестям» старший юрист ЮК Prove Group Антон Каганец.

Должникам рекомендуют максимально форсировать свои судебные разбирательства, поскольку юристы не уверены, что данная судебная трактовка по выселению из детей будет действовать долго. Банкиры через свои Ассоциации в последнее время стали особенно активно лоббировать свои интересы в ВСУ, и настаивать на устранении противоречий и несоответствий, которыми изобилует украинское законодательство. Так и эту лазейку могут прикрыть.

«Так часто меняющаяся практика будет иметь последствия и вскоре Верховный Суд будет описывать правовую позицию и каким-то образом ее перемежать с практикой применения ст. 40 закона «Об ипотеке». Где указано, что обращение взыскания на предмет ипотеки есть основанием для выселения абсолютно всех жителей из жилого помещения и несовершеннолетних детей в том числе», — подытожила «Вестям» Вольга Шейко.

Из-за кризиса украинцы сдают в аренду бухгалтеров и юристов

Фирмы из-за сокращений готовы обмениваться сотрудниками.

На фоне кризиса и массовых сокращений украинские предприниматели стали меняться сотрудниками. По бартеру бизнесмены дают друг другу «в аренду» бухгалтеров, дизайнеров, программистов и даже уборщиц. Рекрутеры уверяют: это новая тенденция на рынке труда — одних сотрудников командируют на другие предприятия с сохранением текущей зарплаты, другим «в гостях» предлагают дополнительные премии и бонусы.

Меняю дизайнера на бухгалтера

«Вести» нашли объявления про обмен работниками в группах в соцсети «ВКонтакте» и на сайте бесплатных объявлений Olx.ua. В Сети работодатели пишут, что готовы по бартеру нанимать почти всех — от помощников директора и секретарей до уборщиц. «Нужен бухгалтер для составления квартального отчета о работе предприятия. Работа займет несколько дней. Найм бесплатный, в обмен на этот же период работы готовы предоставить ВЕБ-дизайнеров, верстальщиков или других сотрудников по договоренности», — пишет на сайте Olx.ua представитель частной фирмы из Полтавы — Николай. «Зарплату я начисляю сам, но поскольку законы сейчас постоянно меняются, то я не успеваю, поэтому мне нужен помощник для отчетов. Брать специально человека возможности нет, обращаться в специальные фирмы — дорого. Я уже, кстати, вариант нашел», — рассказал нам Николай.

Ищут на обмен ITшника, способного создать для предприятия сайт и поддерживать его работу. В обмен предлагают водителя или личного охранника. «Вот сколько понадобится времени для создания сайта, столько мой водитель или телохранитель будет работать у вас. Думаю, обмен достойный», — сказал нам Павел Петрович из Винницы. Также ищут пару строителей для ремонта в офисе. В обмен готовы предоставить юриста. «Нужно привести офис в порядок. Взамен наш юрист готов привести в порядок документы вашей фирмы, решить юридические вопросы», — пишут в соцсети.

В группе «Работа в Днепропетровске» в соцсети «ВКонтакте» работодатели ищут на обмен уборщиц. Правда, труд клининг-менеджеров меняют на канцелярские товары и комплектующие. «Требуются люди для уборки офиса после ремонта. Взамен готовы предоставить несколько ящиков широкоформатной бумаги или других канцелярских принадлежностей», — пишут в группе.

По словам контент-эксперта портала Rabota.ua Татьяны Пашкиной, тенденция к обмену сотрудниками между предприятиями появилась в Украине на фоне кризиса. «Это явление достаточно редкое. Бартер возникает, когда нет наличных денег. Иногда работодатели прибегают к бартеру, чтобы не увольнять людей и сэкономить средства. Предприниматели могут предлагать бартер своим сотрудникам, чтобы те получили дополнительный заработок», — говорит Пашкина.

Адвокат Ростислав Кравец уверяет, что такой вид обмена не противоречит КЗОТу. «Формально, разницы нет. Вы можете выполнять задачи для другого предприятия, находясь на своем рабочем месте. Или же вас могут командировать на другую фирму. Главное, на мой взгляд, чтобы такой бартер не нарушал или не менял действующие условия труда», — сообщил нам Кравец.

Жителей зоны АТО лишили прав человека из-за пенсий

Эксперты назвали решение Верховной Рады бессмысленным.

Рада заявила об отказе от соблюдения прав человека на территориях Крыма и ДНР/ЛНР, частично приостановив в зоне конфликта действие Конвенции о защите прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ограничения будут действовать, как следует из текста, «до полного прекращения вооруженной агрессии России». Что в действительности приняла Рада и каковы последствия этого шага, узнали «Вести».

Лишили презумпции невиновности

Права, в которых отказали жителям зоны АТО, относятся к базовым. Это право на свободу и личную неприкосновенность, невмешательство в личную жизнь и тайну корреспонденции, свободное передвижение и выбор местожительства. Больше всего отмененных норм касаются судебной защиты. Жители территорий под контролем сепаратистов лишились права на презумпцию невиновности, равенство перед судом (трибуналом) и справедливый суд в целом, защиту от посягательств на честь и правовую защиту в случае, если права были нарушены. Право отступить от соблюдения страной обязательств предусмотрено правозащитными конвенциями. Главное условие – наличие чрезвычайных обстоятельств, чаще всего таковым является война.

«Государство имеет право это сделать согласно ст. 15 Конвенции о правах человека. Но этому решению мы будем сопротивляться, поскольку это все же ущемление граждан, — сказал «Вестям» представитель офиса омбудсмена Михаил Чаплыга. — Да и чисто процедурно допущены нарушения – Рада не дала Кабмину поручения подготовить документы в Страсбург». Решение депутатов еще должны оценить в секретариате Совета Европы: в случае, если он не примет аргументацию Украины, Конвенция продолжит действовать.

«Приняли, чтобы не платить пенсии»

В коалиции необходимость заявления объяснили тем, что Киев и так уже решился на ограничение прав человека. «Был принят ряд законов, которые отчасти нарушают наши обязательства перед мировым сообществом в части соблюдения прав и свобод граждан», — сказал «Вестям» нардеп-«радикал» Игорь Мосийчук. Речь идет, например, о новой редакции закона «О борьбе с терроризмом» (июнь 2014-го): она предусматривает превентивное задержание без санкции суда до 30 суток – полный нонсенс с точки зрения цивилизованной юриспруденции.

«Все это на самом деле принято для того, чтобы люди из ДНР и ЛНР не смогли жаловаться в Евросуд по правам человека – например, на факты злоупотреблений со стороны украинских силовиков. Власть оказывается вне достижимости ЕСПЧ», — считает юрист Татьяна Монтян. А в оппозиции тотчас сопоставили это с нежеланием Кабмина отвечать за невыплаты «социальных» денег в зоне АТО (заморожены в сентябре 2014-го).

«Власть понимает, что деньги не выплачиваются вопреки законам Украины. И если обжаловать это в ЕСПЧ, решение будет в пользу населения – более того, Евросуд зафиксирует выплаты в валюте», — считает оппозиционер Михаил Папиев. Впрочем, юристы считают, что даже после принятия этого закона, «ущемленные в правах» жители зоны АТО, смогут жаловаться в Европейский суд.

По словам адвоката Ростислава Кравца, с точки зрения права Донбасс остается территорией Украины, на которой действует Конституция. «Стало быть, люди, имеющие украинские паспорта, имеют равные права с остальными – они гарантированы Основным законом вне зависимости от цвета кожи, веры или местонахождения граждан, — пояснил Кравец. – Сохраняется и право подавать в Евросуд. Хоть само заявление Рады – едва ли не большее преступление, чем голосование за «законы 16 января».

Депутаты денонсировали договоры с РФ

Вчера же Рада денонсировала «военные» соглашения с РФ: о транзите по территории Украины воинских формирований (критически важный вопрос с точки зрения ротации и снабжения российской военной группировки в Приднестровье), защите секретной информации, организации военных перевозок, сотрудничестве в военной разведке. Впрочем, скорее всего, с россиянами предстоят по этому поводу длительные тяжбы. Во-первых, большинство подобных соглашений не предусматривает специального расторжения. «Они автоматически продлеваются каждые несколько лет, и прекратить их можно только, когда подойдет такой момент», — сказал «Вестям» юрист-международник Артем Лисицын. Во-вторых, инициатива должна принадлежать президенту, поскольку предлагать Раде расторжение международных договоров должен глава государства, а не Рада по своей инициативе.

Смотрите еще:

  • Выплаты по рождению 3 ребенка в 2017 году Вырастет ли размер помощи при рождении ребенка в 2017 году и как ее правильно оформить В течение 20 лет смертность в Украине значительно превышает темпы рождаемости. По данным ООН, по […]
  • Развод ребенок прописан у мужа Как остаться в доме мужа после развода? У нас с мужем двое детей двух и пяти лет. Муж хочет развестись и выгоняет меня с детьми из дома. Дом в собственности мужа, приобретен до брака. У […]
  • Нужна ли доверенности на управление автомобилем в беларуси Форум Roads.Ru В Беларусь по доверенности Дейка 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" Terv 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" magistr_tk 11.11.2012 Машина […]
  • Чаплыгинский мировой суд липецкой области Чаплыгинский мировой суд липецкой области С 1 января 2017 года вступили в силу положения процессуального законодательства, предусматривающие возможность подачи в федеральные суды общей […]
  • Расчет военнослужащего при увольнении Что положено военнослужащему при увольнении по окончанию контракта? Здравствуйте. У меня закончился срок контракта (3 года), документы отправили на увольнение из рядов ВС. Что положено […]
  • Статья 12 171 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и […]
  • Книга закон о полиции 2018 Закон України «Про Вищий антикорупційний суд». 2018 року. По Харькову Доставка курьером - 60 грнБесплатно - от 1000 грн По Украине Бесплатно - от 1000 грнНовая Почта - от 40 […]
  • Список дома под снос в пензе Список дома под снос в пензе Решение о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Леонова, Фрунзе, Ударной и Воровского, принято в Пензе. Участок общей площадью 24,5 тыс. кв. […]
admin

Обсуждение закрыто.