Договор оперативного управления бюджетное

Договор оперативного управления бюджетное

Содержание статьи:

За государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание. Часть здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению того же уровня собственности. Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться второму учреждению только на праве оперативного управления?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

Обоснование вывода:
Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится в государственной собственности (ч.ч. 1, 4 ст. 214 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Недвижимым имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться с согласия собственника (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Под распоряжением принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Договор безвозмездного пользования (договор ссуды), отношения по которому регулируются нормами главы 36 ГК РФ, по своей природе схож с договором аренды, к нему применяется часть норм о последнем (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Передача в безвозмездное пользование также является одним из способов распоряжения имуществом (смотрите, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 13АП-8361/14, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N 03АП-3750/12). Соответственно, в приведенной ситуации учреждение вправе передать недвижимое имущество в безвозмездное пользование при наличии соответствующего разрешения собственника.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным учреждениям, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Одно из исключений из этого правила предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Этот пункт позволяет предоставлять государственное имущество государственным и муниципальным учреждениям (в том числе в безвозмездное пользование) без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, проведения торгов для заключения указанного в вопросе договора не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бюджетное учреждение хочет передать в аренду помещения (часть здания), находящиеся у него в оперативном управлении. Неизвестны общая площадь помещений, планируемых к передаче в аренду, а также общая площадь здания, в котором они находятся. Арендатором, предположительно, будет лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (коммерческая организация или ИП). Будет ли являться передача помещений в аренду основанием для изъятия имущества собственником как излишнего и неиспользуемого?

Отношения, связанные с временным пользованием одним лицом имуществом другого лица за плату, регулируются нормами о договоре аренды (ст. 606 ГК РФ). Статья 607 ГК РФ устанавливает, что объектами аренды могут быть только вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), не упоминая о том, что предметом договора аренды может быть и часть вещи. Однако возможность передачи в аренду лишь части определенного имущества (например помещений в здании, которые не являются самостоятельными объектами недвижимости) подтверждается судебной практикой (смотрите п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Согласно ст. 608 ГК РФ арендодателями могут выступать собственники имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В связи с этим следует помнить, что бюджетные учреждения, как это справедливо отмечено в вопросе, обладают имуществом, переданным им учредителями или приобретенным ими по другим основаниям, на праве оперативного управления, а собственником указанного имущества являются их учредители (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). В свою очередь, принадлежность имущества на праве оперативного управления предполагает распоряжение недвижимым имуществом, принадлежащим учреждению, только с предварительного согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Передача недвижимого имущества в аренду согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ представляет собой один из способов распоряжения таким имуществом, поэтому в рассматриваемой ситуации для заключения договора аренды учреждению нужно прежде всего получить согласие собственника имущества.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что передача государственного имущества в аренду осуществляется с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ). Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 17 этого Закона любые договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным учреждениям, должны заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в самом этом законе.
Перечень таких случаев содержится в ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ. В частности, к ним относится случай передачи в аренду части здания, сооружения, площадь которой не превышает 20 квадратных метров и 10% площади всего здания, сооружения (п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие в вопросе информации о самом объекте, планируемом к передаче в аренду, а также о лице, которое будет выступать на стороне арендатора, сделать в данной консультации однозначный вывод о том, следует ли учреждению придерживаться общего порядка заключения договоров аренды и проводить конкурс или аукцион на право заключения такого договора*(1), либо оно может воспользоваться одним из исключений, установленных законом, не представляется возможным.
В заключение отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное последним за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Тем не менее следует иметь в виду, что, как это уже отмечалось выше, передача учреждением недвижимого имущества в аренду сама по себе осуществляется с согласия собственника. Следовательно, было бы абсолютно нелогичным позволять собственнику признавать излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению имущество, на использование которого путем передачи в аренду он сам же и дал свое согласие. В связи с этим судебная практика исходит из того, что передача имущества учреждением в аренду с согласия собственника с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению (смотрите п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, определение Верховного Суда РФ от 22.09.2014 N 303-ЭС14-2270).
В связи с этим полагаем, что, если на передачу в аренду имущества, указанного в вопросе, будет получено согласие собственника, такое имущество не может быть впоследствии признано таким собственником излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Право оперативного управления имуществом.

Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления – это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

Имущество казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.

Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.

Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  • сдавать его в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Имущество общественного учреждения

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.

При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.

Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.

Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Имущество автономного учреждения

1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

2. В отсутствие согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за ним учредителем либо приобретены автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на их приобретение.

Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.

Особо ценное движимое имущество

Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» – это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.

3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.

4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.

5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Исключение при этом составляют:

— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;

— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Имущество частного учреждения

Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Имущество бюджетного учреждения

Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:

1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.

Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.

2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:

— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;

— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, только если такая деятельность предусмотрена его учредительными документами.

При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не вправе отчуждать или другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, которые были получены от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет российской бюджетной системы.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у юристов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Как продать что-нибудь ненужное

У муниципального бюджетного учреждения на балансе состоит автомобиль 1987 года выпуска в неисправном состоянии (ремонт нецелесообразен).
Возможно ли отчуждение автомобиля, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, без проведения торгов?

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В отношении бюджетного учреждения п. 3 ст. 298 ГК РФ устанавливает, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Каких-либо иных требований к порядку реализации бюджетным учреждением закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.

По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).

В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе является способом приватизации этого имущества, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ).

Однако требования об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, установленные Законом № 178-ФЗ, не распространяются на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 Закона № 178-ФЗ).

Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.

Отметим, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 17.1 устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям (ч. 3 ст. 17.1 этого Закона), в частности, устанавливает требования о заключении таких договоров по результатам проведения торгов. Однако эти требования относятся только к заключению договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования. Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (см. также постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 № Ф06-3569/12).

Таким образом, по общему правилу при продаже бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Поэтому если актами органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования не предусмотрено, что реализация имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, должна осуществляться исключительно путем проведения торгов, то учреждение вправе продать автомобиль без проведения торгов. При этом соответствующий договор может быть заключен и по результатам проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 447, 448 ГК РФ.

Оперативное управление

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

453 ответa от юристов и адвокатов

Все-таки оперативное управление

Все-таки оперативное управление

Наличие в российской правовой системе двух практически схожих вещных прав – права хозяйственного ведения и права оперативного управления – давно вызывали нарекания у юристов.

Обусловленные исторической необходимостью в переходный период от тотальной государственной собственности к рыночным отношениям, как следствие возникновению частной .

Все-таки оперативное управление

Наличие в российской правовой системе двух практически схожих вещных прав – права хозяйственного ведения и права оперативного управления – давно вызывали нарекания у юристов.

Обусловленные исторической необходимостью в переходный период от тотальной государственной собственности к рыночным отношениям, как следствие возникновению частной собственности, наличие права хозяйственного ведения и права оперативного управления позволило государству сохранить относительную стабильность и контроль за государственным имуществом в переходный период. И в настоящее время остается необходимость государственного участия в некоторых секторах экономической жизни страны, таких как здравоохранение, образование, оборона и т.д.

Как следует из Проекта изменений гражданского законодательства предлагается более корректная и четко выстроенная позиция взаимоотношений публично-правовых образований — Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований — и созданных ими юридических лиц.

Как указано в Концепции развития гражданского законодательства: «Право оперативного управления следует определить как право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в пределах, установленных законодательством, а также в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Объем ограничений права оперативного управления может зависеть от категории субъекта данного права и от вида объекта, на который данное право распространяется.

Право оперативного управления может быть дифференцировано на виды в зависимости от того, насколько ограничено входящее в его состав правомочие распоряжения. Что касается владения и пользования, то они должны быть одинаковыми во всех разновидностях права оперативного управления».

Законодатель учел пожелания авторов Концепции и в Проекте изменений гражданского кодекса в перечне ограниченных вещных прав право хозяйственного ведения отсутствует, а праву оперативного управления посвящен раздел 20.7.

Если сравнить действующие положения, касающиеся права хозяйственного ведения и права оперативного управления, с предложенными в Проекте положениями, касающимся права оперативного управления, можно сделать вывод, что никаких революционных изменений законодатель не предлагает.

Четко разграничены по принципу коммерческих и некоммерческих организации государственные предприятия и учреждения. Казенные предприятия, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия отнесены к коммерческим предприятиям. К некоммерческим унитарным отнесены – религиозные, автономные некоммерческие организации, публично-правовые компании, учреждения и фонды.

Определение права оперативного управления, данное в Проекте (ст.306), практически в полном объеме соответствует действующему определению права. Изменен субъктный состав права оперативного управления. В Проекте право оперативного управления изложено в следующей редакции: «Государственные или муниципальные предприятия, а также учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества». Из действующей законодательстве (ст.296 ГК РФ) к субъектам права оперативного управления отнесены только учреждения и казенные предприятия.

Пределы владения, пользования и распоряжения имуществом установлены законом.

Специальное законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных предприятий и учреждений весьма разнообразно. Можно только обозначить основные федеральные законы: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,»Об автономных учреждениях» ,»О некоммерческих организациях». А также упомянуть другие законы:»Об общественных объединениях»,»О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»,»О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»и т.д. Можно обозначить и некоторые нормативные акты, как, например, Приказ Минобрнауки РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 72/58 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений», Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 2 ноября 2009 г. N 138/300 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере средств массовой информации» и многие другие.

Права собственника, прописанные в ст.306.1 ГК РФ Проекта, практически полностью соответствуют правам собственника имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, изложенным в действующей ст. 295 ГК РФ. Законодатель исключил полномочия собственника по назначению руководителя и дополнил возможностью осуществления иных полномочий в случаях, предусмотренных законом или уставом предприятия или учреждения.

Если в действующем законодательстве право на получение части прибыли принадлежало собственнику от использования имущества, переданного на праве хозяйственного ведения (ст.295 ГК РФ), то сейчас такое право возникает у собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление предприятиям, за исключением казенных.

Ограничение в отношении имущества предприятий, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, касающиеся продажи недвижимого имущества, сдачу его в аренду, передачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, иное распоряжение, сохранились в отношении имущества предприятий и учреждений, находящегося на праве оперативного управления. Все вышеперечисленные сделки, как и раньше, возможны только с согласия собственника в отношении имущества, переданного на праве оперативного управления.

Остальным движимым имуществом за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами предприятие, не являющееся казенным, вправе самостоятельно распоряжаться.

Нужно отметить, что в отношении казенных предприятий и учреждений, а также автономных учреждений, законодатель сохранил ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

Как и сейчас, казенное предприятие или учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества

Порядок распределения доходов казенного предприятия и учреждения, также как и сейчас, определяется собственником его имущества.

Право изъятия имущества у казенного предприятия и учреждения у собственника осталось, но оно существенно дополнено. В частности, собственник обязан предоставить срок предприятию или учреждению для устранения недостатков и изъять имущество только, если эти недостатки не были своевременно устранены.

Что касается автономных учреждений, то правомочия в отношении имущества у таких учреждений остались прежними — автономное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, относящимся к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет выделенных собственником средств.

В отношении остального имущества, которым автономное учреждение распоряжается самостоятельно, как и сейчас, законодатель дополнил — в том числе имуществом, приобретенным за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо полученным в качестве пожертвования от граждан или юридических лиц.

Из Проекта исключены, действующие сейчас положения о праве автономного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В Проекте нет упоминания о частных и бюджетных учреждениях, как это имеет место в действующем законодательстве. Что позволяет сделать вывод о том, что в соответствующие федеральные законы будут внесены изменения.

Обращает на себя внимание введенная законодателем в ст.306.1 ГК РФ Проекта новелла в виде п.4 статьи. В Проекте указано, что собственник имущества не может использовать те же способы защиты вещных прав, если их использует предприятие или учреждение. Думается, что такие положения направлены на стимулирование более эффективного управления и контроля со стороны собственника-государства.

Скорректированы положения, касающиеся приобретения права оперативного управления. В действующем законодательстве право оперативного управления и право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества. Такая некорректная формулировка порождала массу вопросов в том числе в отношении недвижимого имущества. Разъяснения были даны в Постановлении Пленума ВАС РФ № 22 и ВС РФ № 10 от 29.04.2010 г«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности». В частности, было указано, что «в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации».

Правоприменительная практика была учтена законодателем и в Проекте уточнены формулировки момента возникновения права. Для движимого имущества – с момента передачи имущества, для недвижимого – с момента регистрации.

Прекращение права оперативного управления и сохранение права при переходе права собственности, изложенные в Проекте, не претерпели больших изменений. Также как не претерпели изменений положения, касающиеся прав предприятия или учреждения на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также приобретенное по договорам или иным основаниям.

Подводя итого, можно сказать, что законодателем предложена более корректная и выверенная конструкция вещного права, касающегося владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.

Отражение операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, бюджетным учреждением в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Основные условия сделки

  • срок договора;
  • размер арендной платы;
  • характеристика имущества, передаваемого в аренду;
  • штрафные санкции за нарушения условий договора;
  • обязанности сторон;
  • условия прекращения договора и т.д.

Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное пользование или владение. Арендатор, в свою очередь, обязан:

  • поддерживать имущество в исправном состоянии;
  • нести расходы на содержание имущества;
  • производить за свой счет текущий ремонт;
  • своевременно вносить плату за пользование имуществом и т.д.

Распоряжение средствами, полученными от сдачи имущества в аренду

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно статье 42 БК РФ, доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Налог на прибыль и НДС

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль. Договорные отношения, в которые вступает бюджетное учреждение при передаче в пользование имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к приносящей доход деятельности этого учреждения.

В соответствии с Налоговым кодексом, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к внереализационным доходам. А налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется как разница между суммой дохода, полученного от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Еще одним налогом, на который следует обратить внимание при рассмотрении арендных отношений, является НДС. Согласно НК РФ, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. При этом в зависимости от условий договора аренды плательщиком НДС может выступать как арендодатель, так и арендатор.

В соответствии с НК РФ, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в том случае, если услуга по предоставлению в аренду такого имущества оказана органом государственной власти и управленияили органом местного самоуправления. То есть арендодателем является:

  • орган государственной власти и управления;
  • орган местного самоуправления (при двустороннем договоре);
  • орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления (при трехстороннем договоре).

В последнем случае арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, если договор аренды федерального и муниципального имущества заключен между арендодателем — балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком налога на добавленную стоимость — балансодержателем этого имущества. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества. Налоговая база в данном случае определяется как величина арендной платы без учета налога, а НДС исчисляется по ставке 18%.

При осуществлении операций, подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, налогоплательщик обязан:

  • составить счет-фактуру;
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • вести книги покупок.

Счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания соответствующих услуг, и являются основанием для принятия сумм НДС к вычету.

Вопросы бюджетного учета

Для этого необходимо обратиться к нормам Бюджетного кодекса. Данный вопрос регулируется также Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Отражение бухгалтерских записей в бухгалтерии учреждения зависит от того, какой заключен договор аренды. В случае заключения трехстороннего договора, арендодателем является государственный (муниципальный) орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, который в соответствии с законом (решением) о бюджете наделен полномочиями администратора доходов от собственности (арендной платы). Балансодержателем является бюджетное учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления; арендатором — любое юридическое или физическое лицо, с которым заключен договор.

Для учета имущества, переданного учреждением в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, предназначен забалансовый счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Рассмотрим бухгалтерские записи по отражению операций, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, в ПП «Бухгалтерия государственного учреждения 8» (в нашем случае договор аренды – двусторонний; налоговый агент по уплате НДС – бюджетное учреждение, балансодержатель имущества; сумма аренды, поступающая на лицевой счет, включает НДС, расчеты по коммунальным платежам принимает на себя арендатор, сумма этих платежей входит в сумму арендной платы):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность по арендной плате

(Акт об оказании услуг)

Отражена задолженность по уплате НДС с арендной платы (Операция бухгалтерская)

Поступила оплата аренды помещения на лицевой счет (Кассовое поступление)

Отражено перечисление суммы НДС в бюджет (Платежное поручение)

Начислен налог на прибыль с арендной платы(Операция бухгалтерская)

Перечислен налог на прибыль (Платежное поручение) 2 303 03 830

Смотрите еще:

  • Международная защита прав человека рб Международная защита прав человека рб (029) 3-9-60389 – Velcom (029) 2-7-60389 – MTS 410927191 otlichnik9 Готовые работы сайта Otlichnik.by >>>Все работы по предмету>>> Готовая […]
  • Займу денег под расписку тюмень Дам деньги в долг в Тюмени частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и […]
  • Коммерческий директор производство 302 резюме За 3 месяца Генеральный директор производство Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Руководитель предприятия, коммерческий директор […]
  • Ук рф 1990 года без изменений Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня […]
  • Суханов комментарий к гк рф Суханов комментарий к гк рф Книги по рубрикам Список использованной литературы 1. Аванесова Г. Применение банковской гарантии и договора поручительства в банковской практике // Хозяйство […]
  • Юрий кузнецов юрист Кузнецов Юрий Анатольевич Юрист, адвокат , 12 000 грн Возраст: 51 год Город: Киев Контактная информация Соискатель указал телефон и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как […]
  • Комментарии к ст193 гк рф Статья 193. Окончание срока в нерабочий день Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Комментарий к […]
  • Фз 214 ст 21 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные […]
admin

Обсуждение закрыто.