Банковский надзорный орган

Банковский надзорный орган

Банковский надзорный орган

Долгосрочной и устойчивой тенденцией в развитии банковской системы. Германии является усиление процессов концентрации и специализации банковского капитала. Количество кредитных учреждений сократилось, а их акты. ИВИ выросли более чем в 4 раза. Кроме того, возникли новые формы в этих процессах — осуществляется слияние различных по виду деятельности банков, например, поглощение гроссбанкам ряда ипотечных банкиів.

Средства, аккумулированные банковской системой, направляются на финансирование экономики, государства и кредитных учреждений страны, а также вкладываются в иностранные банки и экономику других стран

Однако значительные ресурсы банковской системы изымаются из производства и обращения и направляются на финансирование государственных расходов. Контроль над кредитной системой. Германии осуществляют немецкой федеральной й банк и. Ведомство по надзору за кредитным деломю.

Наряду с общими распоряжениями гражданского и хозяйственного права, а также специальными законами для отдельных банковских групп существует специальный. Закон»О кредитной дело»от 10 июля 1961 года,, который имеет первостепенное значение для деятельности кредитных учреждений (далее -. ЗКД.

Как и в некоторых других странах, в. Германии действует принцип двойного зовнишньогалузевого контроля за кредитной деятельностью-со стороны специального государственного органа и со стороны центрального банка по закону ом»О кредитной дело»выполнение одной из важнейших функций по управлению кредитными учреждениями — функции надзора — является прерогативой специально созданного для этого в 1961 году в. Берлине. Федеральное го ведомства по надзору за кредитным делом (Bundesverband deutscher Banken).

Федеральное ведомство по надзору за кредитным делом осуществляет государственный контроль всех кредитных учреждений. Будучи самостоятельным федеральным верховным органом, выполняет указания федерального министра финансов в, который осуществляет служебный надзор. Президента. Федерального ведомства по надзору назначает. Президент. Германии по предложению. Федерального правительства, при этом учитывается и мнение немецкого. Федерального ого банка. Поставленная перед ведомством задачу»борьбы с нарушениями в кредитном деле»осуществляется за счет того, что по закону кредитные учреждения обязаны предоставлять контролирующему орган в через определенные промежутки времени полную информацию об их деятельности. В обязанности ведомства не входит решение спорных вопросов по банковским операциям между отдельными кредитными учреждениями или их клиентамтами.

Федеральное ведомство по надзору осуществляет надзор за кредитными учреждениями в соответствии с. Законом»О кредитной дело»и обязано действовать только в общественных интересах. Оно должно противодействовать нежелательным я явлений в банковской деятельности, которые могут подвергать опасности имущество, вверенное кредитным учреждениям, иметь неблагоприятные последствия для банковского бизнеса или создавать серьезные проблемы для народного хозяйства (ст 6. ЗКДД).

Согласно. Закону»О кредитной дело»Немецком федеральном банке вменяется в обязанность тесное взаимодействие с. Ведомством по надзору за кредитным делом (в 7. ЗКД,. СТ 16. ЗФБ). Поскольку данное ведомство н не имеет своих структурных подразделений в регионах, банковское законодательство подключает к практической реализации функции надзора на местах систему. Немецкого федерального банкнку.

Центральные банки земель осуществляют постоянный надзор за кредитными институтами региона, анализ информации и обязательную отчетность (месячные и годовые отчеты, заверенные ревизором), а также другую докумен нтацию банков и со своими выводами отправляют. Ведомству по надзору, поскольку только оно имеет право применять при необходимости соответствующие санкции против нарушителей. Таким образом, если. Ведомство по надзору намерен принять общее решение относительно всех кредитных учреждений, оно не может сделать это самостоятельно: в одном случае требуется согласие. Федерального банка (например, при принятии решений относительно в областным капитала и ликвидности банка), а в другом — достаточно только проинформировать его (СТ 16. ЗФББ).

Немецкий федеральный банк и. Ведомство по надзору за кредитным делом должны сообщать друг другу любую информацию и результаты своих наблюдений, которые могут иметь значение для выполнения ими в соответствующих функций. Федеральный банк должен предоставлять. Ведомству по надзору статистическую информацию, которую он собирает (п. 1 ст 7. ЗКД). Президент. Ведомства по надзору (или его заместитель) имеет право участвовать ь в обсуждении. Советом центральных банков вопросам, находящимся в пределах его компетенции. Во время таких обсуждений он обладает правом совещательного голоса (п. 2 ст 7. ЗКД 7. ЗКД).

Анализируя банковское законодательство и практику кредитного дела в. Германии, нельзя провести четкое распределение функций контроля между. Федеральным банком и. Ведомством по надзору за кредитным делом. Зрозу умело одно, что этот контроль чрезвычайно жесткимий.

Закон»О кредитной дело»содержит в первую очередь распоряжение о форме надзора и контроля, о коммерческом поле деятельности, собственный капитал и ликвидации кредитного учреждения. Общие положения. Закона дополняют инструкции, выдаваемые ведомством по надзору за кредитным делом, согласованные с. Немецким федеральным банком. Согласно. Закону»О кредитной деле»(в 82). Федеральное ведомство по гос ду за кредитным делом уполномочено выдавать лицензии на банковскую деятельностьсть.

В этом случае оно должно обязательно учитывать мнение представителей того банковского союза, членом которого вновь банк намерен стать. Лицензия может быть ограничена несколькими видами банкивсь ьких операций. Осуществление банковских операций без лицензии — действие, наказывается законом (СТ 54. ЗКД). В выдаче лицензии может быть отказано, если не соблюдены условия ст 33 закона [например, если ру ки кредитного учреждения не обладают необходимой профессиональной квалификацией, если учредители не заслуживают доверия или кредитное учреждение не имеет по крайней мере двух менеджеров (принцип двойного контроля упра вления)ння)].

Кредитные учреждения, которые намерены принимать вклады (депозиты), должны иметь минимальный собственный капитал, эквивалентный пяти миллионам евро. Минимальный капитал других кредитных учреждений устанавливают известные мство по надзору за кредитным делом. Для осуществления банковской деятельности на территории. Германии отделением иностранных банков из государств-членов. ЕС лицензии не требуются, они подлежат контролю со сто ку государства зарегистрировала банк. Деятельность отделений иностранных банков из других государств подлежит контролю со стороны. Ведомства по надзору (как и деятельность национальных кредитных учрежденийов).

Контролирующие учреждения сегодня занимают чрезвычайно сильную позицию в общей структуре банковской системы. Германии. Немецкий пример представляет интерес, поскольку экономическая эффективность. Германии основана главным образом на стабильной денежной и валютной системе, либеральном законодательстве и равновесии социальных интересев.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Банковский надзор

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков.

Эффективный банковский надзор основывается на адекватной законодательной и методологической базе. Деятельность службы банковского надзора дает положительные результаты только тогда, когда она подкреплена четкими правилами регулирования банковской деятельности.

Главной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированные и родственные лица банков на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

Национальный банк имеет право вводить особый режим контроля над деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора. При осуществлении процедуры временной администрации или особого режима контроля над деятельностью банка Национальный банк Украины имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, посланное соответствующими органами других государств, может использоваться только для проверки лицензии или права учреждения на осуществление банковской деятельности.

Банковский надзор следует рассматривать как упорядоченную систему, которая планомерно регулируется и развивается. Главными составляющими банковского надзора является контроль, который заключается в исследовании или наблюдении за соблюдением законности в деятельности банков и применении Национальным банком Украины по результатам такого контроля соответствующих мер воздействия.

Задачами банковского регулирования и надзора являются:

  • защита интересов клиентов и вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления и мошенничества;
  • создание конкурентной среды в банковском секторе;
  • обеспечение прозрачности банковского сектора;
  • повышение устойчивости и эффективности банковской деятельности;
  • поддержание необходимого уровня стандартов и профессионализма в банковском секторе.

Отечественная система банковского регулирования и надзора была создана практически одновременно с созданием Национального банка Украины как центрального банка независимого государства в 1991 г. Основным подразделением банковского надзора стало Главное управление по контролю за банковской деятельностью, в состав которого входили управление по контролю за соблюдением нормативов и управление инспектирования.

В 1995 г. после создания Национальным банком Украины профильных департаментов система банковского надзора была представлена Департаментом банковского надзора, в состав которого входили четыре управления:

  1. регистрации и лицензирования банков;
  2. контроля за соблюдением экономических нормативов;
  3. инспектирования банков;
  4. координации и организации банковского надзора.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

  1. многоуровневость системы надзора за банками;
  2. постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;
  3. совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения банковского надзора;
  4. постоянное повышение квалификации специалистов банковского надзора;
  5. усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины;
  6. использование опыта других стран, внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора.

Современная система банковского надзора в Украине скоординирована по вертикали. Она представлена подразделениями центрального аппарата и территориальных управлений Национального банка Украины. Основными формами контроля, с помощью которых Национальный банк Украины осуществляет надзорные и регулирующие функции, является вступительный, предварительный и текущий контроль.

Вступительный контроль применяется на этапе регистрации и лицензирования банковской деятельности. Его использование предполагает получение банками и кредитными учреждениями лицензии на проведение банковских операций. Вступительный контроль начинается с определения требований, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций, а также порядка, условий и сроков проведения этой процедуры.

Требования вступительного контроля касаются:

  • условий по объему уставного капитала, источников взносов в уставные фонды банков и состав их участников;
  • квалификационных и профессиональных качеств работников высшего и среднего звена управления банками;
  • вопросов иностранных акционеров (участников);
  • соответствующих технических вопросов;
  • условий, при которых Национальный банк Украины отказывает в предоставлении лицензии на проведение банковских операций;
  • условий по выполнению отдельных банковских операций.

Основной нормативной базой проведения вступительного контроля является Закон Украины «О банках и банковской деятельности»; Положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций (постановление Правления Национального банка Украины от 17.07.2001 г. № 275); Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений (постановление Правления Национального банка Украины от 31.08.2001 г. № 375); Правила регистрации корреспондентских счетов банков Национальным банком Украины (постановление Правления Национального банка от 15.08.2001 г. № 343).

Предварительный контроль предусматривает установление требований к осуществлению банковской деятельности с минимальным риском, контроль за выполнением банками экономических нормативов, запрет или ограничения осуществления отдельных банковских операций, применения санкций за нарушение действующего законодательства и тому подобное.

Предварительный контроль вводится с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения финансовой надежности банков. В рамках этого контроля Национальный банк Украины устанавливает для всех коммерческих банков обязательные экономические нормативы, нормы обязательных резервов и нормы отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций.

Текущий контроль осуществляется на основе использования методов и инструментов проверки деятельности банков и путем разработки мероприятий по улучшению их финансового состояния. Нормативной базой текущего контроля являются нормативные и инструктивные документы Национального банка Украины относительно планирования и проведения инспекционных проверок, осуществления конкретных расчетов экономических нормативов, определения уровня риска отдельных операций и банковской деятельности в целом, а также применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

Текущий контроль органы надзора и работники надзора осуществляют с целью определения рисков, присущих банку, уровня безопасности и правильности выполнения операций, достоверности отчетности банка, соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Состояние банковской деятельности определяется на основании анализа:

  • видов и структуры активных операций (направления размещения средств банка);
  • видов и структуры пассивных операций (источников средств банка);
  • подходов к управлению капиталом и капитализации банка;
  • ликвидности банка и ликвидности баланса банка;
  • сбалансированности расходов и доходов, а также уровня прибыльности банка;
  • уровня административно-хозяйственного, финансового и стратегического управления (менеджмента);
  • уровня риск-менеджмента в банке;
  • системы внутреннего контроля и аудита;
  • характера взаимосвязей банка с клиентами и кредиторами и т.п.

Основными формами банковского надзора являются:

  • проведение внутреннего контроля и аудита в банке;
  • выездное инспектирование Национального банка Украины;
  • безвыездной надзор Национального банка Украины;
  • внешний аудит;
  • оценка состояния банка рейтинговыми агентствами.

Органами банковского регулирования и надзора в мире, являются:

  • Арабский Комитет по вопросам банковского надзора;
  • Ассоциация надзорных органов, осуществляющих надзор за деятельностью банков Северной и Южной Америки (ASBA);
  • Карибская Группа органов банковского надзора;
  • Комитет европейских органов банковского надзора (CEBS);
  • Рабочая группа по вопросам банковского надзора Ассоциации банков стран Восточной Азии и Океании (EMEAP);
  • Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы;
  • Группа органов банковского надзора франкоязычных стран;
  • Комитет Совета по вопросам взаимодействия органов банковского надзора стран Персидского залива;
  • Исламский комитет по вопросам финансовых услуг;
  • Группа органов надзора за деятельностью оффшорных банков;
  • Региональная наблюдательная группа Центральной Азии и Закавказья;
  • Подкомитет по вопросам банковского надзора Содружества развития Южной Африки (SADC);
  • Форум органов банковского надзора Организации центральных банков Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии (SEANZA);
  • Комитет органов банковского надзора в Западной и Центральной Африке;
  • Ассоциация органов надзора за деятельностью финансовых учреждений стран Тихоокеанского региона.

В связи с глобализацией банковской сферы деятельности международных организаций и комитетов, осуществляющих методологическое и нормативное обеспечение банковского контроля и надзора, усиливается и способствует лучшему функционированию деятельность национальных органов банковского регулирования и надзора.

Раздел 10. Банковское регулирование и банковский надзор.

Статья 55. Цель и сфера банковского надзора.
Главная цель банковского регулирования и надзора — безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Национальный банк осуществляет функции банковского регулирования и надзора за деятельностью банков в пределах и порядке, предусмотренных законодательством Украины.
Национальный банк осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками, их подразделениями, аффилированными и родственными лицами банков на территории Украины и за рубежом, банковскими объединениями, представительствами и филиалами иностранных банков в Украину, а также другими юридическими и физическими лицами банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка и экономических нормативов. Национальный банк не осуществляет проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в настоящей статье.
(Часть третья статьи 55 в редакции Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)

Статья 56. Нормативно-правовые акты Национального банка.
Национальный банк издает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, а также для физических лиц.
Нормативно-правовые акты Национального банка издаются в форме постановлений Правления Национального банка, а также инструкций, положений, правил, утверждаемых постановлениями Правления Национального банка. Они не могут противоречить законам Украины и другим законодательным актам Украины и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда они согласно закону смягчают или отменяют ответственность.
Нормативно-правовые акты Национального банка подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины и вступают в силу в соответствии с законодательством Украины.
Нормативно-правовые акты Национального банка могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Украины.

Статья 57. Доступ к информации.
Для осуществления своих функций Национальный банк вправе бесплатно получать от банков, банковских объединений и юридических лиц, получивших лицензию Национального банка на осуществление отдельных банковских операций, а также от лиц, в отношении которых Национальный банк осуществляет надзорную деятельность в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности «(2121-14), информацию об их деятельности и объяснение полученной информации и проведенных операций.
(Часть первая статьи 57 с изменениями, внесенными согласно закону N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002).
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Национальный банк имеет право бесплатно получать необходимую информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования всех форм собственности.
(Часть вторая статьи 57 с изменениями, внесенными Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
Полученная информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Статья 58. Экономические нормативы.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов и обеспечения финансовой надежности банков Национальный банк соответствии с определенным им порядке устанавливает для них обязательные экономические нормативы. Эти нормативы должны обеспечивать осуществление контроля за рисками, связанными с капиталом, ликвидностью, предоставлением кредитов, инвестициями капитала, а также за процентным и валютным риском.
(Часть первая статьи 58 с изменениями, внесенными Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
О дальнейших изменениях нормативов и методики их расчета Национальный банк официально сообщает не позднее чем за месяц до введения их в действие.

Статья 59. Резервы обеспечения рисков.
Национальный банк определяет размеры, порядок формирования и использования резервов банков для покрытия возможных потерь по кредитам, резервов для покрытия валютных, процентных и иных рисков банков.
(Часть первая статьи 59 с изменениями, внесенными Законом N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
Резервы для покрытия возможных финансовых рисков, а также фонда гарантирования вкладов граждан создаются за счет дохода до налогообложения в соответствии с законодательством Украины.
(Статья 60 исключен на основании Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)

Статья 61. Полномочия по осуществлению регулятивных функций.
Национальный банк осуществляет государственное регулирование деятельности банка в формах, определенных Законом Украины «О банках и банковской деятельности» (2121-14), как непосредственно, так и через созданный им орган банковского надзора.
(Статья 61 в редакции Закона N 2922-III (2922-14) от 10.01.2002)
(Статья 62 утратила силу на основании Закона N 2121-III (2121-14) от 07.12.2000)

Статья 63. Ограничение требований Национального банка.
Национальный банк не имеет права требовать от банков выполнения операций и других действий, не предусмотренных законами Украины и нормативными актами Национального банка.

Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

За банками в России надзирают ЦБ РФ и порядка 30 различных госорганов, начиная от ФАС и заканчивая Государственной инспекцией труда. Для большинства из них кредитные организации — обычные коммерческие предприятия, ничем не отличающиеся, например, от супермаркетов, ресторанов или автосервисов

В большинстве случаев, деятельность порядка 25 надзорных органов проходит для банков в «фоновом» режиме и почти незаметна для них. Информация о выявленных ими нарушениях крайне редко попадает в СМИ. Банки не пытаются оспорить в судебном порядке результаты проверок. Например, такие взаимоотношения у кредитных организаций с Государственной инспекцией труда или МЧС. Первой важно не допустить нарушений трудового законодательства работодателем, а второй — проверить «соблюдение правил гражданской обороны, требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований пожарной безопасности». Зато 4 оставшихся — не только регулярно проверяют банки на предмет соблюдения прав потребителей, но и регулярно наказывают за выявленные в ходе проверок нарушения. Впрочем, это не единственная особенность банковского надзора в России.

Трехуровневый надзор

Первый уровень — надзор за банком, как за юридическим лицом. Его осуществляют ФНС, Государственная инспекция труда, МЧС и порядка 20 других организаций. У большинства банкиров отношение к госорганам из первого уровня надзора ничем не отличается от собственников и топ-менеджеров предприятий других отраслей экономики. Кого-то ругают за излишнее административное давление, к кому-то относятся равнодушно, кого-то, наоборот, хвалят.

Второй уровень — надзор за банком, как за участником финансового рынка. Основные контролеры: Банк России, ФСФР и Росфинмониторинг. Большинство претензий банкиры высказывают в адрес Банка России — регулятора рынка.

Третий уровень — защита интересов клиентов банков как потребителей. Под этим подразумевается широкий спектр задач, начиная от противодействия недобросовестной рекламе, которая способна ввести пользователя в заблуждение, и заканчивая защитой персональных данных.

Мегарегулятор или мегаконтролер

Несмотря на то, что Банк России, ФСФР и Росфинмониторинг специализируются на контроле финансового рынка, обвинения со стороны банкиров в их «кровожадности» звучат крайне редко. Одна из причин — каждый из них отвечает за свой сегмент (один — за банковский сектор, другой — за рынок ценных бумаг, третий — за ПОД/ФТ),

и поэтому каждый установил четкие и понятные для кредитных организаций правила.

Другая причина — чаще банкам все же приходится непосредственно общаться с проверяющими из ЦБ РФ, чем из двух других ведомств. Дело в том, что непосредственный контроль за соблюдением кредитными организациями требований ПОД/ФТ осуществляет Банк России, а ФСФР, кроме банков (имеющих лицензию профессиональных участников рынка ценных бумаг) нужно еще контролировать МФО, КПК, страховые компании и т.п.

Третья причина — у большинства банков нет претензий к ЦБ РФ как проверяющему. Когда осенью 2012 года в банковском сообществе активно обсуждалась тема мегарегулятора финансового рынка, то одним из кандидатов на эту «должность» называли Банк России. Часть сообщества была тогда против такого «назначения». Одна из причин — «конфликт интересов», другая причина — необходимость изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ЦБ РФ и создание новых подразделений. И никто не говорил, что кандидат «кровожаден» по отношению к участникам рынка и что новые полномочия затруднят жизнь банкам.

Поэтому после появления в конце 2013 года на рынке мегарегулятора в лице Банка России, для кредитных организаций почти ничего не изменится в сфере надзора. Тем более, что планируется интеграция ФСФР в структуру Банка России, когда он получит полномочия мегарегулятора. Правда, при этом не будет решена одна важная задача — защита прав потребителей. Ею, как и прежде, будут заниматься организации, чья деятельность вызывает определенные нарекания у банкиров.

Защитники прав потребителей

На защите прав потребителей «специализируются» ФАС, Роспотребнадзор, Прокуратура и Роскомнадзор. Разумеется, эти надзорные органы решают множество других задач, но именно это направление деятельности банковского надзора находится в сфере повышенного внимания СМИ. Справедливости ради отметим, что в большинстве случаев причина повышенного внимания этих структур к кредитным организациям — необходимость реагирования на многочисленные жалобы потребителей.

У большинства банкиров отношение к госорганам из первого уровня надзора ничем не отличается от собственников и топ-менеджеров предприятий других отраслей экономики

Банкиры в приватных беседах жалуются, что, например, региональные подразделения Роспотребнадзора в 2012 году проверяли филиалы кредитных организаций чаще, чем Банк России — территориальные управления. Впрочем, участники рынка имеют претензии не только по поводу количества проверок — большинство из них не выявило нарушений, но и к тому, как они были организованы.

Топ-менеджер банка из топ-30, на условиях анонимности, назвал основные «претензии» к надзорным органам. Одна из них: «формальный подход при проведении проверок, а также их избыточная регулярность». В частности, он указал на «отсутствие координации между федеральными ведомствами и их региональными подразделениями». «Согласитесь, если ваш центральный офис проверило федеральное ведомство и сказало, что у вас все хорошо, было бы логично, что и в регионах у вас должно быть все в порядке», — говорит он.

Собеседник рассказал о нескольких случаях, когда региональные подразделения федерального агентства «по-разному оценивали документацию наших филиалов». А потом задал риторический вопрос: «И как нам потом жить с этим — непонятно. Чьи указания по устранению выявленных недостатков выполнить — московских или местных чиновников?».

Другая «претензия» банкиров — количество документов, которые запрашивают проверяющие. Однажды они потребовали «предоставить реестры и журналы входящей и исходящей корреспонденции нашей кредитной организации, с приложением входящих и исходящих документов за указанный период… В итоге получилось больше 40 тыс. документов». В другой раз, чтобы доставить требуемые документы, пришлось арендовать грузовик. В легковушку или микроавтобус такое количество папок не умещалось. «Мне жалко сотрудников региональных подразделений надзорных органов, которые должны изучить все запрошенные ими документы», — признался собеседник. На вопрос, как банк решает эти проблемы, он лаконично ответил: «Пытаемся договориться. Иногда это удается».

Кроме предоставления копий документов определенной категории, например, всех кредитных договоров с физлицами за 3 года, банкам приходится вести переписку с надзорными органами по поводу жалоб отдельных клиентов. Как сказал топ-менеджер: «Они пишут президенту, премьеру, начальнику администрации президента, начальнику аппарата премьера, генеральному прокурору, районному прокурору. Я могу показать написанные ими жалобы. Часто нам приходит более 10 запросов из разных инстанций, которые дублируют друг друга. И на каждое такое послание приходиться отвечать».

Надзорные органы и их полномочия

все верно, смотря какая проблема назрела
по надзору Банка России можете почитать на гаранте
http://base.garant.ru/12127405/11/

1. Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура.

Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.

Анализ норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры.

Прокурорский надзор состоит:
— в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
— в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти.

Итак, ст. 10 ФЗ «О прокуратуре»:

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к рассмотрению;
о прекращении проверки;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о приобщении к ранее поступившей жалобе (п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации).

Специальным законом о порядке рассмотрения обращений граждан РФ является Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В ст. 5 и других статьях указанного Закона закрепляются аналогичные правила в части прав гражданина при рассмотрении его обращения. Так, граждане имеют право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5), обжаловать принятое по обращению решение (п. 4 ст. 5). При этом Закон о порядке рассмотрения обращений граждан также запрещает направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч. 6 ст. 8.).

В соответствии со ст. 27 Закона о прокуратуре при рассмотрении обращений по предмету надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на прокуроров возлагаются определенные обязанности и прокуроры наделены достаточно большими полномочиями для защиты или восстановления нарушенных названных прав и свобод.

Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и обязать возместить причиненный ущерб. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре. В частности, прокурор вправе:
— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
— освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) — уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

См. Приказ Минкомсвязи РФ от 08.06.2011 №137
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

3. Согласно пп. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Полномочия РПН по указанному Положению:

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 должностным лицам Службы запрещается осуществление «контрольной покупки», поскольку она не включена в перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;
5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;
5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
5.3. регистрирует:
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере защиты конкуренции, в том числе при рекламе. Служба осуществляет следующие значимые для потребительского кредитования полномочия:

1) по согласованию с Банком России разрабатывает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;

2) по согласованию с Банком России устанавливает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации.

Кроме того, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, а также выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях (ст. 23 Закона о защите конкуренции). ФАС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, организует прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Смотрите еще:

  • Учетная норма общей площади жилья Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения Решение Московского городского суда от 12 октября 2010 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда […]
  • Ст 30 ч3 ст2281 ч3 пб ст 30 ч3 ст2281 ч4 пГ ук рф Ст 30 ч3 ст2281 ч3 пб ст 30 ч3 ст2281 ч4 пГ ук рф П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации10 июня 2016 года г. ИжевскОктябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в […]
  • Уголовный кодекс абхазии особенная часть Кодекс республики абхазия УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2007 г. № 1798-c-IX, 27 апреля 2009 г. № 2348-с-IV, 21 июля 2009 г. № 2426-с-IV, 30 […]
  • Ложный вызов пожарных ответственность Цена ложных вызовов пожарных Цена ложных вызовов пожарных – 70 млн. рублей Телефон 01 – первый и самый важный телефон, который должен знать каждый человек. От его знания зависит жизнь, и […]
  • Изменения по ст 290 ук рф Изменения по ст 290 ук рф 1. Комментируемая статья, сохранив многие элементы прежнего законодательства, вместе с тем содержит целый ряд уточнений, уже прежде апробированных практикой и […]
  • Как разделить квартиру на разные лицевые счета Разделение лицевых счетов в приватизированной квартире добрый день! Возможно, я не совсем верно категорию выбрала - может, это семейное прави или недвижимость, я не знаю.. Суть вопроса […]
  • Мировой суд промышленного района г самары официальный сайт Мировой суд промышленного района г самары официальный сайт Промышленный районный суд г. Самары 1. Судебный участок №37 Самарской области 2. Судебный участок №38 Самарской […]
  • Закон о национальной полиции верховная рада Закон о языке и особый статус Донбасса: как прошел день в Раде Верховная Рада поддержала переход всех СМИ на украинский и отказалась лишить депутатской неприкосновенности нардепа […]
admin

Обсуждение закрыто.