Арендная плата за земельный участок пример

Арендная плата за земельный участок пример

Содержание статьи:

Как определить размер арендной платы за землю

Расчет арендной платы производится при передаче муниципальной собственности гражданам по договору найма. Договор аренды, заключенный между частными лицами, может быть оформлен с указанием любой суммы оплаты, так как частную собственность можно передавать в аренду за ту стоимость, которая устраивает обе стороны.

1. В соответствии с Земельным и Жилищным кодексом Украины, сумма арендной платы за землю, рассчитывается по формуле — А = S Х ПК Х ЗК Х БС. В данной формуле А – арендная плата, S – площадь жилья или земельного участка, ПК – поправочный коэффициент ЗК– зональный коэффициент, БС – базовая ставка.

2. При передаче имущества в аренду применяйте все коэффициенты согласно региональным законам. В каждой местности разная базовая ставка, зональные и поправочные коэффициенты, поэтому расчет будет выглядеть индивидуально.

3. Например, если вы передаете жилье площадью 50 квадратных метров, базовая ставка, применяемая в вашем регионе, равна 5, зональный коэффициент – 2, поправочный — 4. Получится, что арендная плата за год будет равна 50х4х2х5=2000 гривен. Взимать плату вы можете сразу за весь год, за квартал, полгода или ежемесячно. Если в договоре указано, что оплата должна производиться ежемесячно, платеж составит 166,67 гривен.

Это нужно знать — Разрешительная процедура в строительстве. Механизм определения стоимости строительства. . А также узнайте – что такое земельный пай. А также, Экспертиза проектов строительства, земельный закон Украины.

4. Таким же методом рассчитывайте сумму арендной платы за земельный участок, передаваемый в пользование гражданам по договору срочной или долгосрочной аренды. Коэффициент расчета применяется согласно региональным законам.

5. Например, вы передали земельный участок площадью 200 квадратных метров, базовая ставка — 10, поправочный коэффициент — 3, зональный — 4. Получается, что арендная плата за один год равна 200х10х3х4=24000 гривен. При взимании арендной платы ежемесячно платеж составит 2000 гривен.

6. При передаче земельных участков, которые получены в ходе аукциона, применяйте льготный зональный коэффициент. Каждый субъект Украины, имеет право применить свой льготный коэффициент, но, как правило, он ниже в три-пять раз, чем общий, применяемый для земельных участков, полученных в порядке очереди. Если строительство не завершено в сроки, которые указаны в договоре, вы имеете право применить общий коэффициент.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 5, май 2017

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Арендная плата за землю: есть вопросы

Рубрика «Налогообложение»

Е.В. Шарендо, экономист

С 2010 г. порядок исчисления и внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (в ред. от 06.04.2017; далее — Указ № 101). Такая плата взимается в белорусских рублях.

Подпункт 1.1 Указа № 101 установлено, что размер ежегодной арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, определяется местным исполнительным комитетом. Порядок его определения предусмотрен подп. 1.4 Указа № 101. Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.2017 № 105 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки» в эту норму внесены изменения.

Так, если кадастровая стоимость земельного участка определена до 1 января 2015 г., при определении размера ежегодной арендной платы за земельный участок его кадастровая стоимость в долларах США пересчитывается исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число календарного года, в котором принимается решение о предоставлении земельного участка в аренду или продлении ее срока, заключается соглашение об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающее изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, либо утверждается протокол о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или признании такого аукциона несостоявшимся.

В случае если кадастровая стоимость земельного участка определена после 1 января 2015 г., при определении размера ежегодной арендной платы за земельный участок его кадастровая стоимость принимается в белорусских рублях на дату оценки.

Действие подп. 1.4 Указа № 101 в рассматриваемой редакции распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2017 г.

До внесения в него изменений действовал единый порядок определения ежегодной арендной платы за все земельные участки исходя из их кадастровой стоимости в долларах США. Такая стоимость пересчитывалась исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на 1-е число календарного года, в котором было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду или о продлении ее срока, заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающее изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, либо утвержден протокол о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или о признании такого аукциона несостоявшимся.

Основания для исчисления арендной платы за земельные участки перечислены в подп. 1.8 Указа № 101 (см. схему).

Подпунктом 2.2. Указа № 101 с 16 января 2016 г. местным исполнительным комитетам предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два с половиной раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков применительно к земельным участкам, предоставленным этим резидентам администрациями СЭЗ, а также за исключением случаев, когда местные исполнительные комитеты, администрации СЭЗ использовали свое право на увеличение, но не более чем в 10 раз, размера ежегодной арендной платы за земельные участки (их части), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрациями СЭЗ в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Ранее местные исполнительные комитеты имели право увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, не более чем в два раза.

Согласно п. 2-2 Указа № 101 арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном (уменьшенном) на основании решения местного исполнительного комитета, принятого в соответствии с ч. 11 подп. 1.15, подп. 2.2 или п. 2-1 Указа № 101, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за него.

В соответствии с ч. 1 подп. 1.10 Указа № 101 арендная плата за земельные участки уплачивается юридическими лицами в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных ими в расчетах суммы арендной платы на текущий год, которые подаются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года.

Рассмотрим вопросы, наиболее часто возникающие у плательщиков арендной платы за земельные участки.

? В марте 2017 г. исполнительный комитет принял решение о предоставлении в аренду организации земельного участка, необходимого для обслуживания здания. В мае 2017 г. заключен и зарегистрирован в бюро технической инвентаризации договор аренды. С какого момента следует производить исчисление и внесение арендной платы?

В указанном случае организации необходимо было исчислить и начать вносить арендную плату за земельный участок с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о его предоставлении в аренду, т. е. с апреля 2017 г., независимо от даты заключения договора аренды и его регистрации.

? Организация в 2014 г. заключила и зарегистрировала в установленном порядке договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Согласно договору размер арендной платы увеличивается на коэффициент 2.

Решением Новополоцкого городского исполнительного комитета от 07.10.2016 № 944 «Об увеличении размера ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Решение № 944) для организаций увеличен в два с половиной раза размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные на соответствующей территории.

Какой организации надо определять увеличенный размер арендной платы?

С учетом нормы ч. 2 подп. 2.2. Указа № 101 исчисление и уплату арендной платы в увеличенном размере в соответствии с Решением № 944 организации следует производить с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение, т. е. с 1 января 2017 г.

Организации следует самостоятельно пересчитать сумму арендной платы, определенную местным исполнительным комитетом в договоре аренды земельного участка, увеличив ее в два с половиной раза. Коэффициент 2, указанный в договоре аренды, использовать нельзя.

? Организация в 2009 г. заключила и зарегистрировала в установленном порядке договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Он не приводился в соответствие с Указом № 101.

Распространяется ли на такой договор действие решения местного исполнительного комитета об увеличении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в два с половиной раза?

В соответствии с п. 3 Указа № 101 договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 101, действуют на определенных в них условиях, если иное не установлено в ч. 3 п. 3 Указа № 101, и не требуют приведения в соответствие с Указом № 101, за исключением случаев обращения арендаторов за приведением таких договоров аренды земельных участков в соответствие с Указом № 101. При продлении таких договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 101.

Таким образом, действие п. 2-2 Указа № 101 распространяется на договоры аренды, заключенные с момента вступления в силу Указа № 101 или приведенные в соответствие с его нормами.

Следовательно, по договору аренды, заключенному и зарегистрированному в 2009 г., организации не нужно самостоятельно применять установленный местным исполнительным комитетом увеличенный размер арендной платы.

? По решению исполнительного комитета 6 марта 2017 г. организации предоставлен в аренду земельный участок по 31 декабря 2017 г. Когда следует представить в налоговый орган налоговую декларацию и внести арендную плату за земельный участок?

Согласно ч. 8 подп. 1.10 Указа № 101 расчет суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду юридическим лицам в течение календарного года с (после) 1 января (за исключением земельных участков, предоставленных в аренду в декабре), представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, или перехода права аренды на земельный участок. Арендная плата по такому расчету уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, или перехода права аренды на земельный участок, а впоследствии — в порядке и сроки, установленные в ч. 1 рассматриваемого пункта. Арендная плата за земельные участки, предоставленные в аренду юридическим лицам в декабре, рассчитывается и уплачивается в порядке и сроки, установленные в ч. 1 подп. 1.10 Указа № 101.

Так как в рассматриваемом случае земельный участок предоставлен в аренду после 1 января 2017 г., организация обязана была представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) не позднее 20 апреля 2017 г., а начать вносить арендную плату за земельный участок — не позднее 22 апреля 2017 г. (уплата при этом производится за апрель 2017 г.). Далее уплата за аренду производится в сроки, установленные Указом № 101: 22 мая — за май–июнь 2017 г., 22 августа 2017 г. — за июль–сентябрь, 22 ноября 2017 г. — за октябрь–декабрь.

? Организация пользуется льготой по арендной плате, предусмотренной подп. 1.7.7 Указа № 101, в соответствии с которым указанная плата не взимается за земельные участки, предоставленные общественным объединениям инвалидов (их унитарным предприятиям и учреждениям) для размещения объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, если численность инвалидов в указанных организациях составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Можно ли применять эту льготу, если земельный участок занят неэффективно используемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями, и включен в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены (далее — Перечень)?

Согласно подп. 1.15-1 Указа № 101 с 1 января 2016 г. независимо от положений подп. 1.7 Указа № 101 арендная плата исчисляется и уплачивается в порядке и сроки, установленные в подп. 1.15 Указа № 101:

  • за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов;
  • за земельные участки (их части), занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, определяемые в соответствии с ч. 11 подп. 1.15 Указа № 101;
  • за земельные участки, предоставленные лицам, указанным в подп. 1.7.8 Указа № 101, если эти участки используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, льготы по арендной плате, установленные подп. 1.7 Указа № 101, в т. ч. подп. 1.7.7 данного Указа, не применяются в отношении земельных участков, занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенных в Перечень.

? В каком порядке производится исчисление арендной платы за земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда для строительства и (или) обслуживания линейных объектов?

Согласно подп. 1-6-1 Указа № 101 размер ежегодной арендной платы за земельные участки, входящие в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и (или) обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), устанавливается в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством (с учетом увеличения или уменьшения ставок земельного налога по решениям местных Советов депутатов), без увеличения (уменьшения) размера ежегодной арендной платы в соответствии с подп. 2.2 Указа № 101.

Земельный налог в таких случаях определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Советом Министров Республики Беларусь (п. 5-1 ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2007 № 384 «О кадастровой стоимости земель лесного фонда», в ред. от 24.05.2016).

? Следует ли организации, применяющей УСН, вносить арендную плату, если площадь земельного участка составляет 0,1 га?

С 1 января 2016 г. арендная плата за земельные участки с плательщиков налога при УСН взимается без учета площади участков.

Следовательно, организации необходимо вносить арендную плату за земельные участки независимо от их площади, если земельные участки не освобождены от ее взимания.

? На 1 января 2017 г. организация арендовала земельный участок под здание. В марте 2017 г. здание было признано неэффективно используемым и вместе с земельным участком в установленном порядке включено в Перечень.

Местным исполнительным комитетом принято решение об увеличении размера арендной платы: в два с половиной раза — за земельные участки, расположенные на соответствующей территории, в 10 раз — за такие участки (их части), включенные в Перечень.

Как в данном случае следует осуществлять увеличение размера арендной платы согласно решению местного исполнительного комитета?

В соответствии с ч. 12 подп. 1.15 Указа № 101 при принятии в течение отчетного года областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами решения о включении земельных участков (их частей), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, в Перечень арендная плата по таким земельным участкам (их частям) исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном не более чем в 10 раз, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При этом размер арендной платы, увеличенной в соответствии с ч. 11 подп. 1.15 Указа № 101, рассчитывается пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года. Исчисление и уплата арендной платы в увеличенном размере прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором областным (Минским городским) Советом депутатов либо по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом принято решение об исключении земельных участков (их частей) из Перечня.

Таким образом, при включении в Перечень новых объектов арендная плата исчисляется в увеличенном размере начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение.

В рассматриваемом случае арендная плата вносится в следующих размерах: 22 февраля 2017 г. — с увеличением в 2,5 раза; 22 мая, 22 августа, 22 ноября 2017 г. — с увеличением в 10 раз.

В связи с этим организации необходимо самостоятельно пересчитать размер арендной платы на 2017 г.

В случае если земельный участок будет исключен из Перечня, исчисление арендной платы в увеличенном размере прекратится с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором будет принято соответствующее решение.

? В марте 2017 г. земельный участок площадью 3 га, предоставленный организации в аренду для размещения объектов розничной торговли, включен в Перечень.

На данном участке расположено несколько капитальных строений общей площадью 500 м 2 . При этом 200 м 2 занимают неиспользуемые капитальные строения.

Какой будет площадь земельного участка, за которую нужно вносить арендную плату в размере, увеличенном в 10 раз?

Подпунктом 1.15 Указа № 101 установлена методика определения части площади земельного участка, приходящейся на неиспользуемое (неэффективно используемое) капитальное строение (здание, сооружение), в том случае, если на этом участке кроме него расположены и иные объекты или если неиспользуемой (неэффективно используемой) признана только часть капитального строения (здания, сооружения).

Так, в случае если на земельном участке расположено несколько капитальных строений (зданий, сооружений), из которых неиспользуемым (неэффективно используемым) является одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений) либо их частей, то часть земельного участка, занятая неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строением (зданием, сооружением), его частью, определяется путем умножения площади земельного участка на отношение площади застройки неиспользуемого (неэффективно используемого) капитального строения (здания, сооружения), его части к общей площади застройки капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на этом земельном участке.

В рассматриваемом случае площадь земельного участка, за которую нужно вносить арендную плату в размере, увеличенном в 10 раз, составляет 1,2 га (3 га × (200 м 2 / 500 м 2 ).

Расчет суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями следует представить в налоговые органы не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором местным исполнительным комитетом принято решение о внесении в Перечень. В данной ситуации это нужно было сделать не позднее 22 апреля 2017 г.

Уплата арендной платы за земельные участки (их части) в увеличенном размере производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты арендной платы, после представления расчета суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а впоследствии — в порядке и сроки, установленные в ч. 1 подп. 1.10 Указа № 101.

? В каком порядке арендная плата за земельные участки учитывается для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно подп. 1.14 Указа № 101 суммы арендной платы за земельные участки включаются юридическими лицами (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Бюджетные организации в случае передачи земельных участков в субаренду учитывают суммы арендной платы в составе затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью.

По возводимым объектам суммы арендной платы подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы арендной платы:

  • возмещаемые арендаторам (плательщикам) в соответствии сподп. 1.11Указа № 101;
  • исчисленные за земельные участки в соответствии сч. 1 и 11 подп. 1.1Указа № 101;
  • возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь.

Выводы:

1. В настоящее время размер арендной платы зависит от того, когда была произведена кадастровая оценка земельного участка: до или после 1 января 2015 г.

2. Организациям, применяющим УСН, необходимо вносить арендную плату за земельные участки независимо от их площади, если земельные участки не освобождены от ее взимания.

3. После 1 января 2017 г. при предоставлении в аренду земельного участка организация обязана представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по арендной плате не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о выделении участка в аренду.

4. В 2017 г. местные исполнительные комитеты могут увеличивать, но не более чем в 10 раз, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, занятые неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в Перечень.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (167), май 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Как заключить договор аренды земли и получать арендную плату за землю

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме аренды земли в 2018 году:

Статья актуальна на 2018 год

В Украине пользоваться землей можно на основаниях предусмотренных законодательством, (естественно, если речь об официальном пользовании).

Одним из таких оснований является договор аренды земельного участка, который может быть заключен как в отношении земли, которая пребывает в частной собственности, так и в отношении государственной или коммунальной земли.

Об особенностях договора аренды между физ лицами, о том, в каком размере можно прописать арендную плату и какие налоги платятся при аренде земли, пойдёт речь в данной статье.

Договор аренды земли между физ лицами

Договор аренды земельного участка в 2018 году должен обязательно содержать следующие условия:

  1. данные земельного участка, который сдаётся в аренду (его кадастровый номер, площадь, местонахождение, целевое назначение). О том, какие бывают виды земель в зависимости от целевого назначения, мы говорили отдельно;
  2. срок аренды (не может превышать 50 лет);
  3. размер арендной платы, способ её выплаты арендатором владельцу участка (наличными или безналичный расчет). Также стоит прописать, в каких случаях размер арендной платы может быть увеличен или уменьшен, и какая ответственность наступает для арендатора, в случае если он не платит или несвоевременно платит арендную плату.

Помимо указанных условий стороны могут также включить в договор любые дополнительные по своему желанию, например, право арендатора сдавать участок в субаренду, то есть последующую аренду.

Те, у кого возникают сложности с составлением текста договора, могут воспользоваться типовым договором. Типовой договор аренды земли в Украине утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 марта 2004 года № 220.

Договор субаренды земельного участка между физическими лицами

Особенностями договора субаренды можно назвать следующие:

  • заключается при наличии письменного согласия владельца земли на передачу участка в субаренду или же если такое право арендатора прямо предусмотрено в договоре аренды;
  • договор подлежит государственной регистрации, а по согласию сторон еще и нотариально заверяется;
  • размер субарендной платы согласно со статьей 288 Налогового Кодекса Украины не должен превышать размер арендной платы.

Если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то арендаторы таких участков могут поменяться участками путем заключения договоров субаренды. Опять же такой обмен возможен с согласия владельца (арендодателя) или если такое право арендаторов предусмотрено заключенными с ними договорами аренды.

Арендная плата за землю в 2018 году

Отдельное внимание стоит уделить условию об арендной плате, поскольку к её размеру закон предъявляет определенные требования.

Согласно с Налоговым кодексом Украины годовой размер арендной платы за землю:

  • не может быть меньше земельного налога, установленного для такой категории земельных участков. О налоге на землю с физических лиц в 2018 году вы можете прочесть в отдельной статье.
  • не может быть меньше 12% нормативной денежной оценки земли (кроме случаев, когда арендатор определялся на основе конкурса).

Нормативная денежная оценка – это оценка земельного участка, которая проводится в соответствии с госстандартами один раз в 5-7 лет разработчиками технической документации по заказу коммунальных органов. Данные о нормативной денежной оценке вносятся в Государственный земельный кадастр.

  • для пастбищ в горных населенных пунктах размер арендной платы не может превышать размер земельного налога.

Госрегистрация договора аренды земли

Договор аренды земли может быть заключен в простой письменной форме, его нотариальное заверение не является обязательным, однако возможно по желанию сторон.

Обязательной для такого вида договоров является государственная регистрация права аренды (субаренды) вне зависимости от того, заверяется ли договор нотариально.

Для государственной регистрации необходимо обратиться к государственному регистратору (находятся в центрах предоставления административных услуг, также государственными регистраторами являются нотариусы) в пределах области или г. Киева по месту нахождения участка.

Нотариальное удостоверение договора удобно тем, что при его осуществлении право аренды сразу же регистрируется нотариусом, к которому вы обратились, поэтому дополнительно куда-либо ходить не нужно. Однако стоимость такого оформления договора естественно увеличиться на стоимость нотариальных услуг (конкретные расценки стоит узнавать у нотариусов).

Возможна ли аренда доли земельного участка

Исходя из норм Закона Украины «Про аренду», объектом аренды может быть только целый земельный участок, что означает, что аренда части земельного участка невозможна.

Вместе с тем, владелец может заключить договор аренды сразу с несколькими арендаторами, таким образом, распределив между ними и сам участок, и обязанность по уплате арендной платы. Однако при заключении такого договора настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Что касается аренды паёв, то владельцы сертификатов на пай до выделения им земельного участка в натуре имеют право заключить договор аренды (договор должен соответствовать вышеперечисленным условиям обычного договора аренды земельного участка, в том числе в части определения размера арендной платы).

После выделения земли на местности такой договор нужно будет перезаключить на таких же самых условиях, однако со ссылкой на данные государственного акта на землю.

Бессрочная аренда земли: что это такое

Как уже говорилось выше, договор аренды земли должен обязательно содержать такое условие, как срок аренды, длительность которого не может превышать 50 лет. То есть бессрочная аренда невозможна. Вместе с тем, в земельном законодательстве Украины существует такое понятие, как постоянное право пользования, которое ошибочно иногда приравнивается к бессрочной аренде.

Согласно с Земельным Кодексом Украины право постоянного пользования земельным участком – это право пользования землей, которая пребывает в государственной или коммунальной собственности без установления срока.

Такое право предоставляется не всем, а определенному перечню лиц, к которым относятся:

  1. государственные и коммунальные предприятия;
  2. общественные организации инвалидов;
  3. религиозные организации;
  4. высшие учебные заведения;
  5. совладельцы ОСМД. О том что такое ОСМД и как оно создаётся вы можете прочесть в статье «Что такое ОСМД и чем оно лучше чем ЖЕК».

Таким образом, бессрочное право пользования землей для физических лиц законом не предусмотрено.

Что такое сервитуты на земельные участки

Земельный сервитут — это право пользования чужим земельным участком для проезда или прохода на свой участок, проведение линий электропередачи, связи, трубопроводов и их использование, а также обеспечение водоснабжения и так далее.

Точно так же как и право аренды, земельный сервитут подлежит государственной регистрации.

Право требовать сервитут от владельца соседнего участка прямо установлено законом, однако в случае отказа, установить его можно через суд. Другими словами, установить сервитут, если вам необходимо в какой-то мере использовать чужой земельный участок для пользования своим участком, можно либо по договору с владельцем этого участка либо по решению суда.

Форма декларации по аренде земли в 2018 году

О том, кто платит налог на землю при аренде, мы уже говорили в статье «Как платить налог на землю в Украине».

При аренде земельных участков государственной и коммунальной собственности арендаторы должны подавать налоговую декларацию, форма которой утверждена Приказом Министерства финансов Украины от 16.06.2015 № 560.

Как рассчитать размер арендной платы

Внимание!

05 апреля 2015 вступил в силу Закон Украины № 191-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегулирование)», который вносит изменения в Земельный кодекс Украины, Закон «Об аренде земли», «О личном крестьянском хозяйство».

Аренда земли — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и других видов деятельности.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды земли.

Арендная плата за землю — это платеж, который арендатор платит арендодателю за пользование земельным участком.

Арендная плата может платить в следующих формах:

— отработочной (предоставление услуг арендодателю).

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды сочетание различных форм арендной платы.

В то же время, в случае аренды земельных участков государственной или коммунальной формы собственности, арендная плата определяется исключительно в денежной форме.

В соответствии со статьей 15 Закона Украины «Об аренде земли» размер арендной платы с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату является одним из существенных условий договора.

Важно!

Отсутствие в договоре аренды земли одного из существенных условий договора является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды земли, а также для признания договора недействительным.

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды земли (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются согласно Налоговому кодексу Украины).

Таким образом, форма и размер арендной платы определяются по договоренности арендодателя и арендатора и отражаются в договоре аренды земли.

При этом следует также учитывать, что исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

В соответствии со статьей 288.5 Налогового кодекса размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше 3 процентов нормативной денежной оценки.

Аренда земли

Cодержание раздела Аренда земли

Аренда земли (укр. — оренда землі) — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и других видов деятельности

Предприятия сталкиваются с необходимостью заключения договоров аренды различного имущества практически с момента их государственной регистрации. Уже тогда может возникнуть необходимость в аренде помещения, а значит и аренды земли, поскольку недвижимость расположена на земле, которая согласно ст. 181 ГКУ также являются недвижимостью.

Аренда земли сегодня

Увеличить плату за аренду земли от 2 до 40 раз предлагал еще Киевраде городской голова в 2008 году. Соответствующий проект решения появился в октябре 2009г. на рассмотрении в постоянной комиссии Киеврады по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры.

В проекте решения, который предложил на рассмотрение депутатам мэр, речь шла о том, что с 1 января 2009 года плата за аренду земли в Киеве должна вырасти в разы. В частности, в 3,33 раза увеличится плата для пользователей жилищного фонда и строительства, в 2,66 раз — для производителей игрушек и спорттоваров, вдвое — для вещевых рынков, в 3 раза — для продуктовых рынков, в 8 раз — для поставщиков телефонной связи, в 4 раза — для заведений образования и в 40 раз — для рыбного и лесного хозяйства.

Депутаты Киеврады предупредили команду Черновецкого о том, что такое повышение платы за аренду земли спровоцирует новый скачок цен для киевлян.

Аренда земли — юридические аспекты

Аренда земли является одним из видов гражданско-правовых обязательств. Согласно ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка арендодатель обязуется передать арендатору земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. При этом земельный участок может передаваться в аренду вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем или без них.

Земельный кодекс, являющийся основным нормативным актом, регулирующим земельные правоотношения в Украине, так же, как и Гражданский кодекс Украины, содержит термин «пользование (постоянное пользование)», однако гл. 15 Земельного кодекс «Право пользование землей» содержит и термин «аренда земли«.

Так, согласно ст. 93 Земельного кодекса, право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Такой же, как и в Земельном кодексе, термин «аренда земли» содержится и в ст. 1 Закона об аренде земли, согласно которой аренда земли — это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и других видов деятельности.

Операции аренды земли следует отличать от лизинговых операций. В нормативных актах, регулирующих вопросы налогообложения, в частности в п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли операции лизинга и аренды в целях налогообложения объединены в один термин — лизинговая (арендная) операция. Однако эти операции аренды земли и лизинга нельзя отождествлять, так как по своей природе они различны, хотя в определенной мере их объединяет наличие элементов имущественного найма.

В отношении хозяйственных операций, объектом которых являются земельные участки, термин «лизинговая операция» неприменим, так как согласно п. 2 ст. 3 Закона Украины «О финансовом лизинге» земельные участки не могут быть предметом лизинга.

В п.п. 1.18.4 п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли такие операции также определены самостоятельным термином «аренда земли» — как хозяйственная операция, предусматривающая предоставление арендодателем земли в аренду в пользование другому юридическому или физическому лицу на определенный срок по целевому назначению и за арендную плату.

В зависимости от объекта юридические и физические лица могут брать в аренду земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земельные участки водного и лесного фонда, земельные участки, на которых расположена недвижимость или предполагается строительство, и т. д.

Поскольку аренда каждого из перечисленных видов земельных участков имеет свои особенности, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.
Вернуться в начало страницы >>>

Объекты аренды земли

Согласно ст. 3 Закона об аренде земли объектами аренды могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц Украины, коммунальной или государственной собственности. Земельные участки могут передаваться в аренду вместе с:

  • насаждениями, водоемами;
  • расположенными на них зданиями и сооружениями или без них.

Таким образом, каких-либо более конкретных ограничений по аренде земельных участков Закон об аренде земли не содержит ни в отношении арендодателей, ни в отношении объектов аренды земли.

Земельный кодекс конкретизирует объекты земельных правоотношений, указывая, что к землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, причем каждая из категорий земель Украины имеет особый правовой режим. Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земли Украины делятся на следующие категории:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • жилой и общественной застройки;
  • природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
  • оздоровительного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Рассмотрим особенности аренды земли в зависимости от вышеуказанных категорий земель. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: земли сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:

  • сельскохозяйственные угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища);
  • несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме угодий отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временной консервации и т.п.).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование, то есть в аренду земли:

  • гражданам — для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным предприятиям — для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
  • несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться, только во временное пользование, то есть в аренду. В собственность таким субъектам земли сельскохозяйственного назначения передаваться не могут.

Аренда земли сельскохозяйственного назначения возможна в постоянное пользование только государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В то же время государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, могут брать в аренду земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования, поэтому при заключении договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения необходимо указать их целевое использование, не противоречащее действующему законодательству. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.

Аренда земли: земельные доли (паи)

В связи с проведением земельной реформы, начиная с 1995 года, в Украине проходил процесс паевания земель. Согласно Указу Президента Украины от 08.08.95 г. № 720/95 «О порядке паевого раздела земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям» распаеванию подлежали сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам (далее — КСП). Паевание земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий могло быть проведено только после их преобразования в КСП.

Процесс паевания земель предусматривал определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена КСП без выделения земельных участков в натуре (на местности). Право на земельный пай получили члены КСП, в том числе пенсионеры, которые ранее работали в данном предприятии и остаются членами указанного предприятия в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю. При паевании стоимость и размеры земельных долей (паев) в условных кадастровых единицах всех членов КСП являются равными.

В результате распаевания земель каждый собственник земельного пая получил сертификат на право на земельную долю (пай), являющийся правоустанавливающим документом при реализации им права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности). Механизм паевания земель был определен Методическими рекомендациями по паеванию земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 20.02.96 г. № 11 (далее — Методика № 11).

В случае выхода собственника земельного пая из КСП по его заявлению осуществляется отвод земельного участка в натуре и выдается государственный акт на право частной собственности на этот земельный участок.

После выдачи государственного акта на право частной собственности на земельный участок сертификат на право на земельную долю (пай) возвращается в райгосадминистрацию. Выделение земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности производилось в соответствии с Методическими рекомендациями относительно порядка передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом Госкомзема от 04.06.96 г. № 47/172/48

При аренде земельных долей (паев) у граждан, следует обратить внимание на следующее:

  • владельцы таких земельных долей (паев) имеют право на заключение договоров аренды земли при наличии у них сертификата на право на земельную долю (пай);
  • если земельная доля (пай) была выделена им в натуре (на местности) и был получен государственный акт на право собственности на землю, то договор аренды земли (пая) следует расторгнуть и заключить договор аренды земельного участка, поскольку предмет аренды изменился, что также следует из письма Госкомзема от 24.06.2005 г. № 14-17-2-Ко1002/5130;
  • сертификаты на право на земельную долю (пай) являются действительными до выделения собственникам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю;
  • сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством;
  • Собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю;
  • После выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев) договор аренды земли перезаключается в соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок на тех же условиях, что и ранее заключенный договор, и может быть изменен только по согласию сторон.

Аренда земли: земли жилой и общественной застройки

К землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

По решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления гражданам Украины (то есть иностранцы такого права не имеют) могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земли для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства в пределах норм, определенных Земельным кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для вышеуказанных нужд по гражданско-правовым соглашениям (купле-продаже, дарению, мене, наследованию).

Жилищно-строительным (жилищным) кооперативам и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилого и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду земли, кроме того, они могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым договорам.

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим управление данными домами (ЖЭК, ЖЭО и др.). Поэтому, если приобретена в собственность квартира или нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, то из содержания вышеприведенной статьи следует, что собственник квартиры не должен в связи с этим оформлять право собственности на земельный участок или заключать договор аренды земли

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование (аренду) объединению собственников. Таким образом, если квартиры в доме приватизированы, однако объединение собственников не создано, то у собственников квартир не возникает необходимости оформлять ни аренду земли ни в собственность, ни в аренду.

Согласно ст. 40 ЗКУ и ст. 25 Закона об аренде земли арендатор земельного участка имеет право по письменному согласию арендодателя возводить в установленном законом порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения и закладывать многолетние насаждения.

Однако в любом случае такое строительство не должно противоречить цели использования земельного участка: для сельскохозяйственных нужд, для нужд промышленности, транспорта и так далее, предусмотренной условиями договора аренды земли.

Например, если земельный участок был предоставлен в аренду для размещения автостоянки, а арендатор спустя какое-то время принял решение о строительстве на арендованном участке жилого дома, то, прежде всего, следует внести изменения в договор аренды земли об изменении целевого назначения арендуемого земельного участка, зарегистрировать в установленном порядке, а потом решать вопросы, связанные со строительством. В противном случае за нарушение целевого использования земельного участка он может быть изъят у арендатора согласно ст. 23 и 28 Земельного кодекса Украины.

Аренда земли: земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения

В земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты, а также искусственно созданные объекты: природные заповедники; национальные природные парки; биосферные заповедники; региональные ландшафтные парки; заказники; памятники природы; заповедные урочища; ботанические сады; дендрологические парки; зоологические парки; парки-памятники садово-паркового искусства.

Аренда земли вышеперечисленны перечисленного назначения возможна, что подтверждается гл. 7 ЗКУ, исходя из содержания которой, эти земли могут находиться только в собственности: государственной, коммунальной или частной, но не во временном пользовании. Хотя, исходя из содержания ст. 3 Закона об аренде земли, земли с насаждениями и водоемами могут сдаваться в аренду причем без каких-либо оговорок и уточнений, а на землях природно-заповедного и природоохранного назначения также находятся насаждения и водоемы, однако согласно требованиям ЗКУ такие земли передаче во временное пользование не подлежат.

Аренда земли: земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.

В отношении земель оздоровительного назначения п. 3 ст. 48 Земельного Кодекса Украины прямо предусмотрено, что земли оздоровительного назначения запрещено передавать в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только для деятельности, несовместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения. Других ограничений нет, поэтому передавать в такую землю в аренду можно, но с обязательным указанием целевого использования с учетом запрещений, оговоренных указанным пунктом.

Аренда земли: земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся: земли, покрытые лесной растительностью; земли, предоставленные и используемые для нужд лесного хозяйства. Причем следует обратить внимание, что к землям лесного фонда не относятся земли, занятые:

  • зелеными насаждениями в пределах населенных пунктов;
  • полезащитными лесными полосами, защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных дорог, защитными насаждениями на полосах отвода каналов, гидротехнических сооружений и водных объектов;
  • отдельными деревьями и группами деревьев, кустарниками на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках.

В отношении земель лесного фонда ст. 57 ЗКУ предусмотрено, что аренда земли лесного фонда предоставляется предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения, для ведения лесного хозяйства, специального использования лесных ресурсов и для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п. Отсюда следует, что аренда земли лесного фонда для граждан, в том числе и субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам, не может предоставляться в аренду.

Аренда земли: земли водного фонда

В отношении земель водного фонда п. 4 ст. 59 ЗКУ предусмотрено, что гражданам и юридическим лицам могут передаваться на условиях аренды земли прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для:

  • сенокошения;
  • рыбохозяйственных нужд;
  • культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей;
  • проведения научно-исследовательских работ и т.п.

Причем такая деятельность может осуществляться только с учетом ограничений и запрещений, установленных ст. 61 — 63 ЗКУ. Так, ст. 61 ЗКУ предусмотрено, что в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещено:

  • распахивать земли;
  • заниматься садоводством и огородничеством;
  • хранить и применять пестициды и удобрения;
  • устраивать летние лагеря для скота;
  • строительство любых сооружений, в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;
  • устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п.;
  • мойка и обслуживание транспортных средств и техники.

Аренда земли: земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны

Статьями 65 — 77 ЗКУ установлены некоторые ограничения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны. Так, согласно ст. 66, 67, 75 и 76 ЗКУ земли промышленности, транспорта, связи и энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, а земли обороны — в государственной и коммунальной собственности. Причем следует обратить внимание, что ЗКУ не предусмотрена возможность аренды земли такого назначения. Вернуться в начало страницы >>>

Субъекты аренды земли

Согласно п. 5 ст. 93 ЗКУ и ст. 4 Закона об аренде земли арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица. Таким образом, юридические лица, которым земля передана в постоянное пользование, а к ним относятся только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности, не могут быть арендодателями земельных участков. Аренда земли возможна для:

  • граждан Украины;
  • юридических лиц Украины;
  • иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • иностранных юридических лиц;
  • международных объединений и организаций;
  • иностранных государств.

В отношении субъектов арендных отношений ст. 4 и ст. 5 Закона об аренде земли содержат более подробный перечень. Так, субъектами арендных отношений являются:

в качестве арендодателей (до размежевания земель согласно п. 1 Заключительных положений Закона об аренде земли):

  • граждане и юридические лица Украины, в собственности которых находятся земельные участки;
  • земельных участков, находящихся в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы;
  • земельных участков, находящихся за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

в качестве арендаторов:

  • граждане Украины, юридические лица, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, а также иностранные государства;
  • районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым и Кабинет Министров Украины;
  • органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Причем следует обратить внимание, что международные объединения и организации, а также иностранные государства, иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства могут быть только арендаторами, а арендодателями — не могут.

После размежевания земель в порядке, предусмотренном Законом Украины от 05.02.2004 г. № 1457-IV «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности», и вступления в силу ч. 2, 3 и 4 ст. 4 Закона об аренде земли арендодателями являются:

  • сельские, поселковые, городские советы в отношении земельных участков, находящихся в коммунальной собственности;
  • районные, областные советы и Верховный Совет Автономной Республики Крым в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности территориальных громад;
  • районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной республики Крым и Кабинет Министров Украины в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности. Вернуться в начало страницы >>>

Право концессионера на аренду земли

Кроме арендаторов, установленных ст. 93 ЗКУ и ст. 5 Закона об аренде земли, право на аренду имеют концессионеры. Согласно ст. 94 ЗКУ для осуществления концессионной деятельности в соответствии с Законами Украины от 16.07.99 г. № 997-XII «О концессиях» (далее — Закон о концессиях) и от 14.12.99 г. № 1286-XII «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» (далее — Закон о концессиях на строительство дорог) концессионеру предоставляются в аренду земельные участки.

Видами хозяйственной деятельности, для которой могут предоставляться земельные участки в концессию, являются:

  • водоснабжение, отвод и очистка сточных вод;
  • предоставление услуг городским общественным транспортом;
  • сбор и утилизация мусора;
  • предоставление услуг, связанных с поставкой потребителям тепла;
  • строительство и эксплуатация автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства, других дорожных сооружений;
  • строительство и эксплуатация грузовых и пассажирских портов;
  • предоставление услуг в сфере кабельного телевидения;
  • предоставление услуг связи;
  • транспортировка и распределение природного газа;
  • производство и (или) транспортировка электроэнергии;
  • общественное питание;
  • строительство жилых домов;
  • предоставление услуг в жилищно-эксплуатационной сфере;
  • использование объектов социально-культурного назначения;
  • создание коммунальных служб парковки автомобилей;
  • предоставление ритуальных услуг;
  • строительство и эксплуатация гостиниц, туристических комплексов, кемпингов и иных соответствующих объектов туристической индустрии.

Если для осуществления концессионной деятельности концессионеру необходимы земельные участки, то они предоставляются ему в пользование на условиях аренды на срок действия концессионного договора. Условия предоставления в аренду земельного участка оговариваются концессионным договором. Несмотря на то, что условия предоставления земельного участка в аренду являются существенным условием концессионного договора, договор аренды земельного участка, согласно ст. 13 Закона о концессиях, заключается отдельно в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и прилагается к концессионному договору. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: основания возникновения права пользования

Граждане и юридические лица приобретают право на аренду земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных ЗКУ, ГКУ, ХКУ, Законом об аренде земли, другими нормативными документами и заключенным договором аренды после его государственной регистрации.

Согласно ст. 93 ЗКУ право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

При переходе права собственности на здание или сооружение согласно ст. 120 ЗКУ право собственности на земельный участок, на котором оно расположено, или на его часть может переходить на основании гражданско-правовых договоров, а право пользования — на основании договора аренды.

При отчуждении зданий и сооружений, расположенных на арендованном земельном участке, право на земельный участок определяется согласно договору аренды земельного участка. То есть при приобретении в собственность здания или сооружения, расположенного на земельном участке, который был у продавца такого здания в аренде, новый собственник должен заключить договор аренды земельного участка с его собственником или уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об аренде земли земельный участок, обремененный залогом, может быть передан в аренду при согласии залогодержателя. Таким образом, если в аренду передается земельный участок, на который его собственником оформлен договор залога в обеспечение каких-либо обязательств (являющийся предметом договора залога), например по кредитному договору, то в этом случае арендодателю необходимо получить письменное согласие залогодержателя на передачу земли в аренду. Кроме того, арендатор также должен быть письменно уведомлен о том, что земельный участок обременен залогом или же такое условие может быть включено в условия договора аренды земли.

Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается. Документом, удостоверяющим право временного пользования земельным участком, является договор аренды земли, зарегистрированный в установленном порядке (ст. 126 ЗКУ).

Согласно ст. 116 ЗКУ граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками земель государственной и коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗКУ. Так, согласно ст. 7-17 ЗКУ:

  • распоряжение землями, находящимися в совместной собственности территориальных громад относится к полномочиям областных советов, на территории Крыма — к полномочиям Верховного Совета Автономной Республики Крым;
  • распоряжение землями территориальных громад городов Киева и Севастополя и предоставление земельных участков коммунальной собственности этих городов в пользование относится к полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов;
  • распоряжение землями на праве общей собственности соответствующих территориальных громад относится к полномочиям районных советов (не в городах с районным делением). Полномочия районных в городах советов в сфере земельных отношений определяются городскими советами;
  • к полномочиям сельских, поселковых, городских советов относятся распоряжение землями территориальных громад, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности;
  • распоряжение землями государственной собственности относится к полномочиям местных государственных администраций.

Согласно п. 12 Переходных положений ЗКУ до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: порядок субаренды земли

Согласно п. 4 ст. 93 ЗКУ арендованный земельный участок или его часть может по согласию арендодателя передаваться арендатором в субаренду.

В зависимости от категории и назначения земельного участка законодательством предусмотрены определенные ограничения при заключении договора субаренды земли. Так, согласно ст. 8 Закона об аренде земли запрещается передача в субаренду земельных участков, на которых расположены целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности, а также основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым, и их структурных подразделений.

В разъяснении ВАСУ от 14.01.99 г. № 01-8/10 указано, что законом не обусловлена форма договора субаренды земли, но из содержания ст. 8 Закона об аренде земли, которая предусматривает государственную регистрацию такого договора, следует, что договор субаренды также должен быть заключен в письменной форме. Однако обязательного нотариального удостоверения договора субаренды земли не предусмотрено. Такое удостоверение осуществляется по согласию сторон договора. Однако если договор аренды заключен в нотариальной форме, то и договор субаренды также должен быть заключен в нотариальной форме.

Прекращение или расторжение договора аренды земельного участка по каким-либо обстоятельствам влечет за собой прекращение договора субаренды этого земельного участка.

Особенности заключения договора субаренды земли следующие:

  • арендованный земельный участок или его часть может передаваться в субаренду только без изменения его целевого назначения;
  • согласие арендодателя на субаренду должно быть предусмотрено в договоре аренде или предоставлено арендатору в письменной форме. При этом если на протяжении одного месяца арендодатель не ответит на письменный запрос арендатора о своем согласии или возражении, арендованный земельный участок или его часть может быть передан в субаренду;
  • условия договора субаренды должны быть определены в пределах условий договора аренды земельного участка (его части) и не должны ему противоречить;
  • срок субаренды не может превышать срока действия договора аренды земельного участка;
  • плата за субаренду земельных участков государственной и коммунальной собственности не может превышать арендной платы по договору аренды (ч. 6 ст. 21 Закона об аренде земли);
  • арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения на период действия договора аренды могут обмениваться принадлежащими им правами пользования земельными участками путем заключения между ними договоров субаренды соответствующих участков, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: документальное обеспечение передачи земельных участков в аренду

Передача в аренду земельных участков гражданам и юридическим лицам с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку осуществляется по проектам отвода в порядке, установленном ст. 118 и 123 ЗКУ.

Поскольку при передаче земельного участка в аренду право собственности к арендатору не переходит, поэтому земельный участок как арендуемый объект основных средств согласно п. 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденного приказом Минфина Украины от 28.07. 2000 г. № 181, отражается арендатором на забалансовом счете бухгалтерского учета по стоимости, указанной в договоре аренды.

Отражение каких-либо хозяйственных операций в бухгалтерском учете производится на основании первичных документов, таким документом для отражения передачи земельного участка в аренду, кроме договора аренды, может являться акт приемки-передачи основных фондов по типовой форме №ОЗ-1, поскольку специальной формы акта для передачи земли в аренду нет. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: Прекращение права пользования земельным участком

Согласно ст. 141 ЗКУ основаниями прекращения права пользования земельным участком являются:

  • добровольный отказ от права пользования земельным участком;
  • изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных ЗКУ;
  • прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений, организаций;
  • использование земельного участка способами, противоречащими экологическим требованиям;
  • использование земельного участка не по целевому назначению;
  • систематическая неуплата арендной платы.

Кроме того, согласно ст. 31 Закона об аренде земли предусмотрено, что основаниями прекращения договора аренды являются:

  • окончание срока, на который был заключен договор;
  • выкупа земельного участка для общественных нужд и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом;
  • совмещения в одном лице собственника земельного участка и арендатора;
  • смерти физического лица — арендатора, осуждения его к лишению свободы и отказа лиц, перечисленных в ст. 7 Закона об аренде земли, от выполнения заключенного договора аренды земельного участка;
  • ликвидации юридического лица — арендатора;
  • расторжение договора по согласию сторон;
  • расторжение договора по требованию одной из сторон согласно ст. 32 Закона об аренде земли.

Необходимо обратить внимание на то, что расторжение договора аренды земли в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 143 ЗКУ основаниями для принудительного прекращения прав пользования на земельный участок в судебном порядке (расторжения договора) являются:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;
  • неустранение допущенных нарушений земельного законодательства (загрязнение, засорение земель и др.) в сроки, установленные предписаниями специально уполномоченных органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
  • конфискация земельного участка;
  • выкуп (изъятие) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд.

В соответствии со ст. 32 Закона об аренде земли договор аренды земельного участка может быть расторгнут:

  • по требованию одной из сторон в судебном порядке в случае неисполнения сторонами их обязанностей, предусмотренных ст. 24 и ст. 25 Закона об аренде земли и договором аренды;
  • при случайном уничтожении или повреждении объекта аренды, которое существенно препятствует предусмотренному договором использованию земельного участка;
  • на других основаниях, определенных ЗКУ и другими законами Украины.

Однако переход права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу, а также реорганизация юридического лица — арендатора не является основанием для изменения условий или расторжения договора аренды, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.

Статьей 33 Закона об аренде земли установлено преимущественное право арендатора, который надлежащим образом исполняет обязанности согласно условиям договора, на возобновление договора после окончания срока, на который он заключен. При этом в случае возобновления договора аренды земли на новый срок его условия могут быть изменены с согласия сторон.

Поэтому если по окончании срока действия договора аренды арендодатель передал земельный участок в аренду другому лицу, арендатор по предыдущему договору имеет право обратиться в суд с заявлением о понуждении арендодателя продлить действие этого договора, а с новым арендатором признать договор недействительным. Однако если отсутствуют доказательства заключения договора аренды земельного участка с другим лицом и, наоборот, установлено намерение арендодателя использовать этот участок для собственных нужд, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований арендатора.

Необходимо обратить внимание на то, что если арендатор после истечения срока договора аренды земельного участка продолжает пользоваться земельным участком, то на основании ч. 3 ст. 33 Закона об аренде земли при отсутствии письменных возражений арендодателя в течении одного месяца по истечении срока договора он подлежит возобновлению на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором.

Законом об аренде земли предусмотрены следующие последствия прекращения или расторжения договора аренды земли:

  • в случае прекращения или расторжения договора аренды земельного участка арендатор обязан возвратить арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором аренды. При этом арендатор не имеет права удерживать земельный участок для обеспечения своих требований к арендодателю;
  • при невыполнении арендатором обязанности относительно условий возврата арендодателю земельного участка арендатор обязан возместить арендодателю нанесенные убытки;
  • в случае расторжения договора аренды земли по инициативе арендатора арендодатель имеет право на получение арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения за шесть месяцев, а за земли несельскохозяйственного назначения — за год, если на протяжении указанного периода не поступило предложений от других лиц на заключение договора аренды этого же земельного участка на тех же условиях, за исключением случаев, когда расторжение договора было обусловлено невыполнением или ненадлежащим выполнением арендодателем договорных обязательств;
  • при расторжении договора аренды земли по согласованию сторон каждая сторона имеет право требовать у другой стороны возмещения понесенных убытков в соответствии с законом;
  • в случае досрочного прекращения договора аренды земли по инициативе арендодателя земельного участка, право аренды которого приобретено по результатам аукциона или конкурса, арендодатель возмещает арендатору затраты на его приобретение в сроки, определенные условиями договора и законом, и убытки, которые понесет арендатор в результате досрочного прекращения договора аренды, если другое не предусмотрено договором аренды. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: основные нормативные акты

Основными нормативными документами, регулирующими правоотношения, связанные с арендой земли являются:

Также читайте

  • Земельный кодекс Украины;
  • Гражданский кодекс Украины;
  • Хозяйственный кодекс Украины;
  • Закон Украины «об аренде земли» от 06.10.98 г.;
  • Закон Украины «о плате за землю» от 03.07.92 г.;
  • Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г.;
  • Порядок регистрации договоров аренды земельной доли (пая), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 24.01.2000 г. № 119;
  • постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г. № 672 «О проведении пересчета объемов натуральной и отработочной форм платы за аренду земельной доли (пая) в денежную»;
  • Типовой договор аренды земельной доли (пая), утвержденный приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 17.01.2000 г. № 5;
  • Порядок государственной регистрации договоров аренды земли, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.98 г. № 2073;
  • Методика денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (временной), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 23.03.95 г. № 213 (далее — Методика № 213);
  • постановление Кабинета Министров Украины от 03.03.2004 г. № 220 «Об утверждении Типового договора аренды земли»
  • Инструкция о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 04.05.99 г. № 43. Вернуться в начало страницы >>>

Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции

Смотрите еще:

  • Стоимость обучения на водительские права категории в Сколько денег и какие документы нужны, чтобы получить водительские права Эксперты рассказали, к чему надо быть готовым при поступлении в автошколу Чтобы получить водительские права, […]
  • Счета фактуры на аванс 2011 Счета фактуры на аванс 2011 Вопрос: Организация экспортирует товары на условиях 50-процентной предоплаты. Нужно ли оформлять счет-фактуру при получении авансового платежа? И следует ли […]
  • Штрафы за нарушение ст 136 тк рф Ответственность работодателя за нарушение законодательства об оплате труда с 3 октября 2016 года ужесточается 3 октября 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О […]
  • Продам земельный участок во владикавказе Купить земельный участок во Владикавказе 13.10.2018 00:02 | Купить участок большой площади во Владикавказе Продаётся 2 участка вместе в садоводчестве Магнит.Все коммуникации […]
  • Органы осуществляющие управление государственным имуществом § 2. Органы управления государственным имуществом Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 […]
  • Земля в домодедовском районе под ижс Купить земельный участок в Домодедово - 111 объявлений Сегодня 19:12 | Купить участок в Домодедово Участок ИЖС. Земли Поселений. Индивидуальное жилищное строительство. Возможно […]
  • Пп1 п1 ст 218 нк рф Какие льготы предусмотрены по НДФЛ Освобождение доходов от налогообложения В ст. 217 Налогового кодекса РФ поименованы доходы, которые освобождаются от налогообложения. Этот перечень […]
  • Работа заместитель генерального директора чоп Работа Заместитель Директора Чоп Москва Вакансии с 1 по 4 из 4 Сортировать по: Дата | Соответствие ООО "БОРНЕО" - Москва Планирование и организация работы, инструктаж охранников; […]
admin

Обсуждение закрыто.