Некоммерческие организации сферы культуры виды

Некоммерческие организации сферы культуры виды

Содержание статьи:

ManageWeb.ru

Культура, сфера культуры и менеджмент

Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» — уточнения содержания основных понятий. В полной мере это уместно и даже обязательно в учебной литературе.

Под менеджментом в данной работе понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

КУЛЬТУРА И СФЕРА КУЛЬТУРЫ

О культуре в данной работе говорится в двух планах. Во-первых, в широком смысле, как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе порождения, сохранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую

формированию и возвышению человеческой личности. Во-вторых, в узком — «отраслевом» — смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В дальнейшем все они, краткости ради, часто будут именоваться фирмами.

В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.

Некоммерческие организации культуры, исходя из целей своей деятельности, требуют особого подхода в управлении ими. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они имеют общие и специфические особенности менеджмента.

В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.

В свете сказанного очевидно, что рассмотрение менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес.

Смотрите также

Эволюция теории менеджмента
Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя .

Анализ макроокружения и его классификация
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. .

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р .

О государственном финансировании некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства

к.э.н., доцент,
главный бухгалтер РОО «Союз московских композиторов»

В процессе формирования рыночных отношений в России государству принадлежит особая роль. Она продиктована спецификой современной рыночной экономики, которая заключается в необходимости ее социальной ориентации 1 . В основе модели социальной рыночной экономики лежит принцип соблюдения социальной справедливости при неуклонном повышении экономической эффективности. И та, и другая задачи не могут быть решены вне государственного воздействия на экономику. Поэтому достижение цели экономического роста в современных условиях невозможно представить в отрыве от государственного регулирования экономики.

Свои регулирующие функции в области экономики государство реализует посредством проведения государственной экономической политики, под которой обычно понимают целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития.

Если в плановой экономике административно-командного типа государственное регулирование строится на принципе «максимальной возможности», предполагающем всестороннюю директивную роль государства в экономике на всех уровнях, то в основе государственной экономической политики в рыночных условиях лежит принцип «необходимости», ограничивающий государственное влияние и нацеливающий его в первую очередь на те сферы, где объективно рыночные регуляторы экономики оказываются беспомощными, недейственными или приводящими к недопустимым социальным и моральным последствиям 2 .

В научных исследованиях, посвященных проблемам переходароссийской экономики на рыночные пути развития, часто встречается мысль о том,что разгосударствление, являющееся спецификой переходного периода, предполагаетотказ от государственного регулирования экономики. Данное утверждение является, по нашемумнению, глубоко ошибочным. Оно основано на отсутствии понимания ключевой функциональной ролигосударства на начальной стадии процесса рыночных реформ, характеризующейсяэкономическим спадом и, как следствие, ростом социальной напряженности вобществе. Таким образом, особую важность в переходный период прежде всегоприобретает стабилизационная регулирующая функция государства.

Привычка к получению общественных благ всеми членами обществана безвозмездной основе, укоренившаяся в советский период, проявляется в переходный к рынку период и способна приводить к социальным потрясениям. Поэтому именно в этот период особенно остро перед государством стоит также задача ограничения действия одного из декларируемых принципов рынка — принципа «отказа», суть которого состоит в недоступности для потребителя тех благ, закоторые он не в состоянии заплатить рыночную цену. Государство вынуждено взятьна себя обеспечение наличия и общедоступности социально-значимых общественныхблаг.

Таким образом, в период зарождения и развития рыночныхотношений государственное регулирование экономики не сокращается, а, наоборот,активизируется и усложняется, постепенно замещая чисто административные методыэкономико-правовыми и методами экономического стимулирования. Кардинальноеизменение форм и методов государственного регулирования является, на нашвзгляд, главной особенностью этого этапа.

Наряду с корректировкой действия чисто рыночных механизмов,важнейшей функцией государства становится создание условий для развитиярыночных отношений (включая правовое обеспечение экономических реформ,стимулирование развития конкурентной среды и т.п.).

Возможность поэтапного отхода государства от глобальногорегулирования к вспомогательной функции внерыночного регулятора возникает лишьпо мере достижения цели создания развитой рыночной экономики. Однако дажеразвитая рыночная экономика предполагает наличие таких секторов, где рыночные механизмы малоэффективны либо совсем нереализуемы. В этом случае государство должно брать на себя конкретные функции, плохо реализуемые или вообще не осуществимые рыночными механизмами. Ярким примером такого сектора экономики является некоммерческий сектор сферы культуры и искусства 3 , который представляет собой специфическую область государственного участия, где практически стирается грань между экономическим регулированием и непосредственным осуществлением социально-значимых функций государства.

Специфика функционирования отрасли культуры и искусства,являющейся важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, врыночной среде заключается в том, что экономические модели рыночнойэкономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, вчистом виде непригодны для духовного производства, на котором специализируетсясфера культуры.

Более того, в научном мире существует концепция, согласнокоторой коммерциализация культуры посредством наложения на нее рыночных отношений может привести к резкому снижениюкачественного уровня культуры и искусства, и, как следствие, к вырождениюдуховного и нравственного потенциала общества. Еще в начале ХХ века АртуромПигу была выдвинута теория «провалов рынка», утверждающая наличие определеннойчасти экономического пространства, где отношения частной собственностинеприемлемы, а частнопредпринимательская деятельность нецелесообразна.Полемизируя с данной теорией, многие ученые-экономисты пытались доказать необоснованность такого рода отрицания рыночных отношений. В действительности, современные рыночные отношения далеки отчастнопредпринимательских в чистом виде. В странах с развитой рыночной экономикой они подвержены государственному регулированию. Поэтому так называемые «провалы рынка» чаще всего «порождены нечетким законодательством, размытостью прав собственности, недостаточно хорошими рамочными условиями, правилами поведения, инфраструктурой для хозяйствующих субъектов. «Значит,проваливается не рынок, проваливается государство, не обеспечивающее рынку необходимую поддержку» 4 .

Вместе с тем, в противовес консервативно настроенным теоретикам-экономистам, сторонникикардинальных рыночных преобразований в культуре отстаивают точку зрения, согласно которой свобода творчества возможна лишь в том случае, когда в ее основе лежит чисто рыночная экономическая модель. Проблема качества культурных услуг, по их мнению, будет решена автоматически посредством наличия или отсутствия спроса потребителей этих услуг.

В каждой из приведенных выше точек зрения есть, на нашвзгляд, рациональное зерно. Однако истина, скорее всего, лежит между этимикрайностями. Полное выведение сферы культуры из под влияния рынка невозможно последующим причинам. Во-первых, довольно трудно представить функционированиеотрасли культуры и искусства в отрыве от всей экономики, развивающейся порыночному пути. Во-вторых, экономический кризис, сопровождающий переход к рыночным отношениям, обусловливает отсутствие у государства средств для содержания и развития культуры. В-третьих, функционирование культуры и искусства «вне рынка» далеко не является залогом высокого профессионального, духовного и нравственного уровня. Вместе с тем, не следует «покупаться» на саморегулирующую функцию рыночной экономики. Необходимо в первую очередь учитывать социальную значимость культуры и искусства как для личности, так и для общества в целом. Поэтому наиболее целесообразным представляется создание для сферы культуры специфической экономической системы,сочетающей как рыночные, так и внерыночные механизмы регулирования.

Мировой опыт показывает, что некоммерческий сектор сферыкультуры и искусства испытывает, как правило, необходимость в постоянной государственной финансовой поддержке. Однакоформы и методы его финансирования во многом связаны с системой господствующегообщественного строя.

В связи с этим весьма интересным представляется подход ряда ученых (в том числе: доктора философских наук, профессора Г.Л.Тульчинского 5 ) к классификации возможных типов поведения государствапо отношению к финансированию некоммерческого сектора сферы культуры иискусства, в соответствие с которым всовременном мире выделяются четыре основные роли государства. И свидетельствомэтому является весь мировой опыт.

Первая роль — «государство-инженер». В этом случае, полностьюфинансируя то искусство, которое отвечает его политическим целям, государство владеет и распоряжается всеми средствами осуществления культурнойдеятельности. В качестве примера такого поведения государства можно привестибывший СССР.

Вторая роль — «государство-архитектор». Его помощь культуре иискусству является частью государственной программы повышения благосостоянияобщества. В основе государственной культурной политики лежат в большей степенистандарты общественного , а не профессионального развития. Поддержка культуры и искусства, как правилоосуществляется, в виде долгосрочного прямого государственного финансирования.Примером «государства-архитектора» может служить ряд стран континентальнойЕвропы, особенно — Франция. Так, затраты французского государства на культурусоставляют около 99% от общего объема финансовой поддержки культурнойдеятельности, и лишь 1% составляет доля меценатов и спонсоров 6 .

Третья роль — «государство-патрон». В этом случае, наоборот,государство прилагает максимум усилий для обеспечения высокого уровня профессиональных стандартовкультуры и искусства. Такое поведение государства может проявляться, например,в выделении государственных стипендий наиболее талантливым деятелям культуры иискусства. Классическим примером «государства-патрона» является Великобритания.

Однако в качестве другого подобного примера может выступить и современная Россия. Так, например, целью регулярного государственного финансирования российских некоммерческих организаций, функционирующих в форме творческих союзов, является выделение стипендий творческим деятелям — их членам 7 .

И, наконец, четвертая роль — «государство-помощник». В этом случае внимание государства концентрируется на поддержке разнообразных форм собственности, видов, стилей в культурной деятельности, что способствует в конечном итоге достижению комплексной поддержки национальной культуры и искусства в целом, а не отдельных их направлений. Такое поведение государства дополнительно сопровождается привлечением разнообразных источников финансирования культурной деятельности. Главная же задача государства при этом — поощрять культуру посредством различных льгот, предусмотренных действующим законодательством. Ярким примером «государства-помощника» являются США, где до 1965 г. вообще отсутствовал механизм государственного финансирования культуры и искусства, а их поддержка осуществлялась в соответствии с общеизвестным принципом «длинной руки» исключительно негосударственными фондами, численность которых в США составляет свыше 25 000. Начиная с 1965 г. в США практикуются государственные отчисления на культуру и искусство. Однако их выделение обычно производится на каждый конкретный проект на основании обоснованной заявки организации-получателя средств, предварительно рассмотренной и положительно оцененной экспертным советом, по принципу «мэтчинг грантс»: в пропорции 1 : 3 («Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три»). При этом объем государственного финансирования не может превышать 25% общей стоимости проекта 8 .

Кроме того, залогом эффективности функционирования децентрализованной системы финансирования культуры в США является комплекс налоговых льгот, нацеленных на всемерное поощрение пожертвований в адрес организаций сферы культуры и искусства. На сумму таких пожертвований уменьшаетсяналогооблагаемый доход жертвователя, что стимулирует развитие благотворительности. Интересен тот факт, что среди частных пожертвований в сферу культуры США наибольшая доля (около 40%) принадлежит частным лицам, значительно меньшая — благотворительныморганизациям, и самая низкая — корпорациям 9 .

Таким образом, можно констатировать, что в силу определенных культурных либо политическихтрадиций разным странам присущи определенные методы государственного финансирования некоммерческого сектора в сферекультуры и искусства. Однако достаточно примитивным представляется взгляд на тоили иное государство, как играющее лишь одну из вышеперечисленных ролей.Практически каждому из них в той или иной степени присущи все они. Вопросзаключается лишь в акценте, свойственном той или иной системе государственногорегулирования. Более того, каким бы ни был этот акцент, неоспоримым являетсятот факт, что в современном обществегосударство не может быть отстранено отнекоммерческого сектора сферы культуры и искусства.

Необходимо подчеркнуть, что все большее применение напрактике находит со стороны государства программный подход к финансированию некоммерческого сектора сферыкультуры и искусства. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современныхэкономических условиях государство не может позволить себе финансированиекультуры и искусства в виде простых дотаций, не предполагающих, как правило,строго целевой характер. Поэтому, являясь для государства экономическим методомрегулирования сферы культуры и искусства, программа предполагает финансирование не текущей деятельности какой бы то ни было конкретной некоммерческойорганизации, а именно конкретного видакультурной деятельности, развитие которого приоритетно на момент разработки иреализации государственной культурной программы. Во-вторых, будучи характернойособенностью современного управления, программный подход позволяет соединитьразличные источники финансовых средств, а также привлечь иные формы поддержки для реализации основных целейгосударственной культурной программы. И, в третьих, посредством разработки иреализации культурной программы государство обеспечивает экономические иправовые гарантии защиты профессиональных интересов определенных категорийсубъектов культурной деятельности. Ведь реализация государственной культурнойпрограммы осуществляется посредством работы конкретных исполнителей, нацеленнойна выполнение не каких-либо абстрактных функций, а на решение конкретныхпрограммных задач.

Примером программногоподхода к финансированию некоммерческого сектора сферы культуры иискусства может служить действующая внастоящее время в России Федеральная целевая программа «Культура России(2001—2005 годы) (далее по тексту — Программа), разработанная в целяхреализации Основных направлений социально-экономической политики ПравительстваРФ на долгосрочную перспективу и утвержденная Постановлением Правительства РФ №955 от 14.12.2000 г. Основными задачами Программы являются:

  • сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
  • обеспечение единства культурного пространства, а также равных возможностей доступа к культурным ценностям для различных социальных групп населения;
  • формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успех реформирования российского общества.

Исходя из этих задач,Программы призвана обеспечить:

  • гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
  • развитие инфраструктуры отрасли культуры и искусства;
  • создание условий для доступа граждан к культурным благам;
  • повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности; защите социально уязвимых категорий граждан;
  • концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры и искусства.

Общий объем финансирования Программы составляет 49153, 9 млн.рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 28408,7 млн. рублей 10 , за счет средств бюджетов субъектов РФ — 7836,4 млн.руб., за счет внебюджетных источников — 12908, 8 млн. руб. 11 Ниже представлен предполагаемый Программой механизм распределения вышеуказанных объемов финансирования по годам в разрезе источников и направлений расходования.

Открыть таблицу 1 «Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств (млн. руб., в ценах 2000 года)» >>>

Практическая реализацияПрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых сисполнителями программных мероприятий. Отбор исполнителей программныхмероприятий производится на конкурснойоснове строго в соответствии с Федеральным Законом «О конкурсах на размещениезаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных нужд» № 97-ФЗ от 06.05.99г., не содержащего применительно корганизациям- конкурсантам каких-либо ограничений с точки зрения их формы собственности 12 .

Таким образом, развивая систему госзаказа на произведениякультуры и искусства, государство активно предпринимает попытки отхода от имевших место в постперестроечнуюэпоху фактов безответственного финансирования некоммерческого сектора в сферекультуры и искусства путем введения системы точечного адресного инвестирования.

Вместе с тем, не секрет, что глубокий экономический кризис,сопровождавший переход России к рыночнымотношениям, существенно ограничилфинансовые возможности государства. Вследствие этого финансирование даже полностью принадлежащих государству некоммерческихорганизаций сферы культуры и по сей деньосуществляется нерегулярно и в сокращенных объемах. Что же касаетсянегосударственного некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, то онвряд ли в ближайшее время может ожидать существенных финансовых вливаний регулярного характера со стороныгосударства. В этих условиях возрастаетзначение косвенных методов государственной поддержки некоммерческих организацийсферы культуры и искусства, среди которых особая роль отводится созданиюусловий для развития пока лишь зарождающихся в обновленной России институтов благотворительности и меценатства 13 .

Общеизвестно, что, являясь в мировом масштабе одним изнаиболее интенсивно развивающихся секторов экономики, некоммерческийсектор постепенно приобретает все большую привлекательность для частного капитала. И это, прежде всего,обусловлено его публичностью и социальной значимостью. В сфере искусства икультуры этот сектор обладает наиболее ярко выраженными возможностями формирования и продвиженияпривлекательного имиджа представителей частного бизнеса и может оказатьположительное влияние как на рост репутации этих представителей, так и на повышение их социального статуса.Кроме того, за некоммерческими организациями законодательно закрепленыопределенные гарантии и льготы.Существенные преференции (по сравнению с другими отраслями социальной сферы) имеет также и сама сфера культурыи искусства, что несомненно должностимулировать приток в нее финансовых средств от коммерческих структур иотдельных бизнесменов.

Российские властные структуры активно декларируют свое стремление всемерно содействовать развитиюотечественного меценатства. Для благотворителей и меценатов, — провозглашаетМинистр культуры России М.Швыдкой, — «должны быть созданы все выгодные условия и льготы» 14 . Но,не смотря на то, что современные институты благотворительности и меценатства вРоссии постепенно развиваются, этот процесс проистекает, к сожалению,достаточно медленно. Так, например, в настоящее время данные источникифинансирования покрывают не более 2% расходов некоммерческих организаций сферыкультуры и искусства.

Однако, «слухи о гибельности рыночной экономики для сферы культуры оказались сильно преувеличенными» 15 . В настоящее время наблюдаются определенные тенденции к формированию предпосылок для подъема некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства. Решение же проблемы полноценного включения культуры и искусства в рыночную среду без эффективного механизма государственной финансовой поддержки, по нашему мнению, будет достаточно проблематично 16 .

1 По данным опросанаселения, проведенного ВЦИОМ в России в 2000г., около 30% опрошенных основнойзадачей правительства считают достижение социальной ориентированности рыночных реформ.

2 См. Экономика общественного сектора: Учебноепособие / Под ред. Е.Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея. — М.: Экономический факультетМГУ, ТЕИС, 1998. С.147.

3 О специфике некоммерческого сектора в сферекультуры и искусства более подробно см.: Кошкина М. Негосударственныенекоммерческие организации в сфере культуры и искусства. — М.: Композитор,2002. — С. 9—75.

4 Экономика общественного сектора: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. — 1998. — С. 39.

5 См.: Г.Л.Тульчинский. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Лань, 2001. — С. 42—43.

6 Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 167.

7 В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» № 1010 от 01.07.96г.(действующего в настоящее время в последней редакции Указа Президента РФ № 136от 08.02. 2001 г.) выдающимся деятелям культуры и искусств России, а также талантливым молодым авторам литературных, музыкальных и художественных произведений выделяются государственные стипендии, ежемесячный размер которых на данный момент составляет 800 рублей на человека.Кроме того, в соответствие с данным Указом Президента РФ в стране учреждено 100 ежегодных грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, общий размер которых установлен в 5 млрд. рублей в год и подлежит ежегодной индексации.

8 Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Лань, 2001. — С. 85.

9 Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 167.

10 Для сравнения отметим, что в предыдущей федеральной Программе развития культуры и искусства на 1997-1999гг. объем планируемого финансирование из федерального бюджета составил всего лишь 3129,6 млн.руб.

11 При этом следует учесть, что сколь бы впечатляющими ни были размеры предполагаемого Программой объема финансирования сферы культуры иискусства, важен факт их практической реализации. Так, общеизвестно, что две предшествующие федеральные программы развития российской культуры с точки зрения изначально запланированного в них объема финансирования были реализованы менее чем на 50%, а именно: программа 1993—1995 гг. — лишь на 29%, а программа — 1997—1999гг. — лишь на 49%.

12 Необходимо отметить, что негосударственные некоммерческиеорганизации сферы культуры и искусства могут выступать в качестве исполнителейи соисполнителей мероприятий, предусмотренных Программой, наравне сгосударственными.

13 Более подробно об этом см: Кошкина М. Принципы формирования многоканальной системы финансирования негосударственных некоммерческих организаций. — Некоммерческие организации в России № 2 (8), март-апрель 2002 г. — М.: ДИС, 2002. — С. 28—30.

14 ИНТЕРНЕТ: NEWSru.com

15 Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Лань, 2001

16 По данным РИА «Новости», Россия планировала в2003 году увеличить государственное финансирование отечественной культуры и искусства на 28% (по сравнению с предыдущим годом). Будет ли реализована на практике эта задача? Нам предстоит узнать об этом в самом ближайшем будущем.

Виды некоммерческих организаций

Что такое некоммерческая организация?

Это организация, не преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между своими участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
При этом некоммерческая организация вправе: — в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории; — иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; — иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); — добровольные имущественные взносы и пожертвования; — выручка от реализации товаров, работ, услуг; — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; — доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; — другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116-123 ГК РФ, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций: ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.05, кандидат экономических наук Кошкина, Марина Витальевна

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Кошкина, Марина Витальевна

Глава I. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Ю КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Сфера культуры и искусства как среда функционирования ю некоммерческих организаций.

1.2. Сущность, характерные черты и организационно-экономические 28 основы функционирования негосударственных некоммерческих организаций.

1.3.Государственное регулирование деятельности негосударственных 39 некоммерческих организаций сферы культуры.

Глава II. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1.Специфика формирования и развития экономического механизма 53 общественной организации музыкальной культуры при социализме.

2.2. Особенности функционирования экономического механизма негосударственной некоммерческой организации музыкальной культуры в условиях перехода к рыночной экономике.

Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (На примере Союза композиторов Москвы). 3.1 .Повышение эффективности использования собственности на основе комплексного применения методов ее оценки.

3.2.Совершенствование экономических стимулов, гарантий и льгот .

3.3.Создание многоканальной системы привлечения источников Ю финансовых средств.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры»

В период перехода России к рыночным отношениям возрастает роль культуры как важнейшего фактора повышения уровня развития общества. С особой остротой ощущается необходимость в сохранении и преумножении культурного потенциала общества, сохранении единого многонационального культурного пространства страны, развитии художественного творчества. Все это рассматривается в современных условиях в качестве основополагающего условия общественного прогресса.

В сложных условиях радикальных преобразований в России существует опасность вытеснения многовековых культурных традиций примитивными формами массовой культуры. Поэтому перед обществом стОит задача не только сохранить накопленный ранее культурный потенциал, но и содействовать его активному преумножению и распространению.

В сфере культуры и искусства в период перехода России к рыночным отношениям все больше возрастает роль и место негосударственного некоммерческого сектора экономики. Констатируя развитие процессов становления негосударственных организаций культуры и искусства, Программа социальных реформ в Российской Федерации на период до 2000 года предусматривает в качестве одной из стратегических задач Правительства РФ «содействие формированию и развитию системы негосударственных институтов поддержки художественного творчества»1. Именно к числу таких институтов принадлежат творческие союзы,

1 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 222 от 26.02.97г.(в ред. Постановлений Правительства РФ № 74 от 24.01.98г, № 776 от 17.07.98г., № 836 от 27.07.98г.). Раздел «Культура».П.З. представляющие собой одну из негосударственных форм организации некоммерческой деятельности в сфере культуры и искусства.

Уделяя большое внимание исследованиям организационно-экономических аспектов деятельности коммерческих предприятий, современная экономическая наука зачастую обходит стороной, оставляет « за кадром » некоммерческий сектор экономики. Проблемы же негосударственных некоммерческих организаций вовсе являются малоизученными. Однако количественный рост негосударственного некоммерческого сектора экономики, диверсификация его деятельности в условиях переходного периода настоятельно требуют пристального внимания со стороны экономической теории и практики.

Некоммерческие организации, с которыми в первую очередь связаны попытки достижения консенсуса разнообразных и противоречивых общественных интересов для создания истинно гражданского общества, в настоящее время испытывают и недостаток внимания к себе со стороны законодательных органов. В массиве нормативно-правовых актов, созданных в России в период перехода к рыночным отношениям, регулированию некоммерческой деятельности по сравнению с коммерческой посвящено несоизмеримо меньше документов. Да и оценка этих документов в качестве единой системы законодательной базы пока невозможна. Законодательные пробелы и элементы противоречивости в действующей нормативно-правовой базе усложняют функционирование некоммерческих организаций.

Кроме того, декларируемые методы государственной поддержки некоммерческого сектора на практике в полном объеме, как правило, не реализуются.

Возможности привлечения финансовых средств для обеспечения деятельности некоммерческих организаций существенно ограничиваются спецификой перехода к рыночной экономике в России, сопровождающегося глубоким экономическим кризисом .

Наиболее остро вышеописанные проблемы проявляются в процессе функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры, что придает особую актуальность настоящему научному исследованию.

Основной целыо диссертационной работы является исследование специфики функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры и обоснование практических мер, направленных на повышение эффективности их деятельности в современных экономических условиях. Для достижения этой цели потребовалась постановка и поэтапное решение следующих задач:

— теоретическое обоснование специфики сферы культуры и искусства как среды функционирования негосударственных некоммерческих организаций;

— раскрытие экономических аспектов творческого процесса в сфере культуры и искусства;

— выявление сущности и организационно-экономических основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций и определение применительно к ним методов государственного регулирования;

— обоснование экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры на примере общественной организации музыкальной культуры;

— разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры.

Предметом диссертационного исследования является экономический механизм функционирования негосударственной некоммерческой организации в сфере культуры и искусства. В качестве объекта исследования выбрана негосударственная некоммерческая организация сферы музыкальной культуры.

Необходимо отметить, что экономические проблемы деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства рассматривались ранее такими ведущими отечественными учеными, как: Вознесенский С.Н., Глаголев А.И., Дадамян Г.Г., Дискин И.Е., Жидков B.C., Жильцов E.H., Иванов Г.П., Рубинштейн А.Я., Рудник Б.Л., Фохт-Бабушкин Ю.У., Шишкин C.B., Соколов К.Б., Юрьева Т.В., Якобсон Л.И. и другие. Эти проблемы отражены также и в трудах зарубежных ученых-экономистов: Э.Б.Аткинсона, Дж.К.Гелбрейта, Р. Гудриана, А.Жерара, Р.Корнса, Ж.-Д.Лафея, Р. Пиндайка , Э. Поммера, P.M. Саламона, П. Стенли , Г.Стреттона, и других.

Однако негосударственная некоммерческая организация сферы культуры и искусства в условиях зарождения и развития рыночных отношений до настоящего времени комплексному экономическому исследованию не подвергалась.

Теоретической и методической базой диссертационной работы послужила русская и зарубежная литература по экономике, статистике, искусствоведению и культурологии, а также законодательные и нормативно-правовые акты федерального и муниципального уровня, регулирующие организационно-экономические основы деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры.

В ходе исследования автором были использованы данные статистической отчетности Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Москвы, а также финансовой отчетности Союза композиторов Москвы и ряда принадлежащих ему организаций.

Диссертация содержит элементы научной новизны, которые заключаются в: теоретико-методологическом обосновании специфики культуры и искусства в качестве среды формирования и развития « третьего сектора » экономики на базе концепции смешанного блага и современной ^ тенденции конвергенции общественного и рыночного секторов экономики; раскрытии экономических аспектов творческого процесса, включая ресурсное обеспечение, затраты на этапах создания, освоения и распространения, а также оценку конечного продукта; выявлении особенностей негосударственных некоммерческих организаций, выражающихся в целях и видах деятельности, взаимосвязи формы собственности с характером финансирования, а также необходимости их государственной поддержки; раскрытии экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций на примере общественной организации музыкальной культуры, включая схему финансирования , структуру собственности, виды и динамику доходов и расходов; обосновании направлений совершенствования экономического механизма негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и предложениях по их практической реализации, заключающихся в: повышении эффективности использования собственности на основе комплексного применения методов ее оценки; совершенствовании экономических стимулов, гарантий и льгот на основе реформирования механизма их практической реализации при условии изменения подходов к разрешенной предпринимательской деятельности; формировании многоканальной системы привлечения источников финансовых средств на основе повышения эффективности традиционных и введении -у дополнительных источников финансирования.

Выводы и предложения, обоснованные в настоящей диссертационной работе, могут быть использованы в процессе совершенствования экономического механизма негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и искусства. Кроме того, они могут быть учтены при совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры.

Необходимо отметить, что результаты экономического анализа, проведенного в процессе работы над диссертацией, были представлены в виде аналитических записок, расчетов и отчетов в руководящие органы Союза композиторов Москвы и Союза композиторов России, а также в Министерство культуры РФ.

Выводы и рекомендации, обоснованные в диссертации, легли в основу предложений Союза композиторов Москвы по совершенствованию мер государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства, направленных в Правительство Москвы.

Кроме того, результаты исследования докладывались автором на различных совещаниях и семинарах, посвященных проблемам функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры.

Практические предложения, содержащиеся в диссертационной работе, применены в процессе реформирования организационно-экономического механизма Союза композиторов Москвы при непосредственном участии автора.

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством», Кошкина, Марина Витальевна

Результаты исследования структуры доходов и расходов СКМ отражены в сводной таблице 2.2.2, которая характеризует их динамику за последние 4 года.

Результаты исследований, проведенных в рамках диссертационной работы, позволяют сделать нижеследующие выводы.

1. Специфика сферы культуры заключается в том, что для нее наиболее приемлема экономическая система, сочетающая как рыночные, так и внерыночные механизмы регулирования. Функционируя на стыке частного и государственного секторов экономики, взаимопроникающих и взаимоуравновешивающих друг друга, культура и искусство образуют смешанный экономический сектор , целыо развития которого является достижение наиболее гармоничного сочетание как коммерческих , так и некоммерческих начал. Последнее находит проявление в деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры и искусства.

2. Творческая деятельность является одним из основных видов культурной деятельности. Полезный эффект блага , создаваемого посредством творческой деятельности, определяется его содержанием, воспринимается через субъективные ощущения и эмоциональные переживания и выражается в степени духовного, морального и нравственного удовлетворения людей. Таким образом, результаты творческой деятельности наиболее трудно поддаются объективной экономической оценке, что дополнительно затрудняет попытки распространения на сферу культуры, а особенно — на ее творческую составляющую, рыночных отношений.

3. В современных экономических условиях наблюдается тенденция к росту количественного и качественного уровня негосударственного некоммерческого сектора в сфере культуры. Однако специфика периода перехода к рыночным отношениям в России, характеризующегося глубоким экономическим кризисом , накладывает отпечаток на его функционирование, порождая ряд проблем в деятельности негосударственных некоммерческих организации в сфере культуры. Непременным условием решения этих проблем является разработка и реализация необходимых мер по совершенствование экономического механизма функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры как со стороны государства и общества, так и со стороны самих этих организаций.

4. Прежде всего реформирования требует законодательная и нормативно-правовая база функционирования некоммерческих организаций. При этом необходимо конкретизировать основополагающие принципы создания и деятельности некоммерческих организаций, устранить противоречивость отдельных положений действующего законодательства, а также взаимоувязать законодательное и нормативно-правовое регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры с учетом отраслевой специфики этой сферы.

5. Назрела необходимость совершенствования экономических стимулов, гарантий и льгот , которое должно предполагать их комплексное расширение при условии повышении контроля за строго целевым характером применения; а также: отказ от льгот нефункционального характера; трансформацию механизма практической реализации отдельных льгот; введение дополнительных стимулов, гарантий и льгот как фискального (особенно, в части предпринимательской деятельности), так и нефискального (например, в сфере регулирования отношений собственности ) характера.

6. В современных экономических условиях одним из основных источников финансовых средств негосударственной некоммерческой организации сферы культуры становится предпринимательская деятельность. Повышение ее эффективности даже в рамках жестко ограниченных законодательством разрешенных видов предпринимательства может внести существенный вклад в развитие основной деятельности. Так, например, извлечение доходов от использования собственности можно и нужно рассматривать в качестве серьезного источника финансовых средств.

В целом же, система регулирования предпринимательской деятельности негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры требует совершенствования. Очевидна необходимость расширения разрешенных видов предпринимательства (вплоть до любых, не запрещенных действующим законодательством), а также стимулирования развития видов предпринимательской деятельности, связанных с основными видами деятельности.

7. Однако взгляд на предпринимательскую деятельность как на единственный источник финансовых средств неперспективен . Полноценное развитие основной деятельности негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры возможно лишь на основе многоканальной системы привлечения источников финансовых средств. Создание такой системы должно предполагать как сохранение и повышение эффективности традиционных источников финансирования , так и дополнительное привлечение новых источников (введение механизмов спонсорства , меценатства и т.п., привлечение внимания грантодателей , использование добровольческого труда и т.д.). При этом положительный эффект функционирования многоканальной системы финансирования будет достигаться за счет взаимодействия, взаимодополняемости и взаимозаменяемости различных источников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кошкина, Марина Витальевна, 1999 год

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ (в редакции от 23.07.98) (принят ГД ФС РФ 23.02.96).

2. Федеральный Закон « Об оценочной деятельности в Российской Федерации » от 29.07.98 №135-Ф3 (принят ГД ФС РФ 16.07.98).

3. Федеральный Закон « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации » О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от 10.01.97 №13-Ф3 (принят ГД ФС РФ 25.12.96).

4. Федеральный Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 №2116-1 .

5. Федеральный Закон « О рекламе » от 18.07.95 №108-ФЗ (принят ГД ФЗ РФ 14.06.95)11.« Основы законодательства Российской Федерации о культуре » (утв. ВС РФ 09.10.92 №3612-1).

6. Федеральный Закон « Об авторском праве и смежных правах » (Закон РФ от 09.07.93 №5351-1).

7. Федеральный Закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях » от 11.08.95 №135-Ф3 (принят ГД ФС РФ 07.07.95).

8. Федеральный Закон « Об общественных объединениях » от 19.05.95 «82-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.95).

9. Федеральный Закон « Об общественных объединениях », Закон СССР от 09.10.90 №1708-1.

10. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95).

11. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12.12.93 №1904.

12. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 01.07.96 №1010.

13. Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» от 05.12.98 №1471.

14. Указ Президента РФ « О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав » от 07.10.93 № 1607).

15. Постановление Правительства РФ «О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений « от 06.05.94 №483.

16. Постановление Правительства РФ «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектах общенационального значения в области культуры и искусства» от 09.09.96 №1061.

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» от 26.06.95 №609.

18. Ведомственные нормативные акты

19. Постановление Правительства РФ «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений», приказ Минюста РФ от 06.10.97 №18-01 -122-97.

20. Закон г.Москвы « О благотворительной деятельности » от 05.07.95 №11-46.

21. Закон г.Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 18.06.97 №19.

22. Распоряжение Мэра г.Москвы « О комиссии Правительства Москвы по делам некоммерческих организаций » от 07.12.94 №617-РМ.

23. Распоряжение Мэра г.Москвы «О конкурсе проектов в сфере культуры и искусства, посвященных встрече 2000 года» от 27.07.98 №766-РМ.

24. Распоряжение Мэра г.Москвы «О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 №1904» от 31.01.94 №46-РМ.

25. Постановление Правительства Москвы «Об опыте реализации целевых долгосрочных программ в области культуры в Центральном административном округе» от 03.11.98 №859.

26. Постановление Правительства Москвы « О комитете по культуре » от 18.11.97 №805.

27. Постановление Правительства Москвы «О передаче Союзу композиторов Москвы в бессрочное безвозмездное пользование зданий, сооружений, помещений и в долгосрочную аренду земельных участков» от 19.07.94 №591.

28. Постановление Правительства Москвы «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 12.11.93 №1904» от 19.07.94 №608.1.. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

29. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.

30. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. М.: НИИ культуры, 1988.

31. Актуальные проблемы экономики непроизводственной сферы. Под ред. Жильцова E.H. М.: 1987.

32. Апресянц З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство, 1985.

33. Аткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора . М.: Аспект Пресс, 1995.

34. Бабич A.M., Жильцов E.H., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ , 1993.

35. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988.

36. Беклубенко С.А. Грани творческого метода: технология творчества. Гносеология художественного творчества. Идеология искусства. Киев: Мистецтво, 1986.

37. Быози Д., Тидеман Н. Дань, подать, налог . М.: ЦНТИ, 1992.

38. Ю.Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990.М.: Наука, 1994.

39. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

40. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI начало XX века).М.: 1973.

41. З.Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1986.

42. Н.Гаврилов И.П. Издательство и автор: Вопросы и ответы по авторскому праву. М.: Книга, 1991.

43. Гага В. А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования . Изв. СО АН СССР вып.З. Серия эконом , и приклад, социологии, 1989.

44. Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1990.

45. П.Галуцкий Г.М. Хозяйственный механизм в сфере культуры в новых социально-экономических условиях. М.: НИО Информкультуры, 1990, вып.4

46. Гампольский Г.Ю. Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России. М.: СИГНАЛЪ, 1997.

47. Гендлер Г.Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. М.: Экономика, 1986.

48. Глаголев А. Экономические отношения и интенсификация культурной деятельности. В кн.: Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: 1986.

49. Глаголев А.И. Социально-экономическая эффективность художественной культуры. / Общественные науки. №6, 1985.

50. Голландский М. Новые тенденции в мировой экономике, Наш современник, 1993, №4

51. Государственные финансы : из опыта индустриально развитых стран. Под ред. Осадчей И.М. М.: ИМЭМО, 1995.

52. Гржебин А. Экономическая политика или преодоление трудностей. М.: Тсрра, 1993.

53. Гэлбрсйт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Мир, 1969.

54. Гэлбрсйт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Мир, 1979.

55. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства-типы, механизмы, эффективность (опыт экспериментального исследования). В кн.: Вопросы социологии искусства. М.: 1979.

56. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: ВТО , 1982.

57. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л.: 1948.

58. Данилова О.Н., Петров В.М. Периодические процессы в музыкальном творчестве. /Природа. №10, 1988.

59. ЗЬДеревянко В.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации. Теория, практика, эффективность.М., Тула: 1996.

60. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990.

61. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Микроэкономическая модель. С-Пб.: Автокомп, 1992.

62. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб.: 1992.

63. Жильцов E.H. Непроизводственная сфера на современном этапе развития. В кн.: Соревнование двух систем. М.: МГУ . 1989.

64. Жильцов E.H. Основа формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ. 1991.

65. Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.

66. Иванов Г.П. Хозяйственный расчет и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М.: 1985.

67. Издательское дело в первые годы советской власти. (1917-1922). М.: 1972.

68. История советского драматического театра, т. 1-4. М.: 1966-71.

69. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

70. Карсон Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе. М.: 1993.

71. Ковригина В.М. Совершенствование организации оплаты труда в культурно-просветительных учреждениях. М.: НИИ культуры, 1990.

72. Коловангин П.М., Рыбаков Ф.Ф. Экономическое реформирование России в XX веке. СПб.: Петрополис, 1996.

73. Корягина Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990.

74. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.

75. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М.: 1958.

76. Культура города: проблемы инновации . М.: НИИ культуры, 1987.

77. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М.: 1985.

78. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. М.: Дело Лтд, 1994.

79. Лысенко Л.А. Новый хозяйственный механизм в социально-культурной сфере. « Финансы СССР », №4. 1989.

80. Макконен K.P., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.

81. Методологические положения по статистике. М.: Госкомстат России, 1997.

82. Мюрдаль Г. Мировая экономика. М.: Экономика, 1991.

83. Народное образование в СССР. 1917-1973. М.: 1974.

84. Общая теория финансов. Под ред. JI.A. Дробозиной . М.: Банки и биржи, 1995.

85. Общероссийский классификатор « Отрасли народного хозяйства » ( ОКОНХ ) в ред. Госстандарта РФ №18-21/1995-1997 гг.

86. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. М.: НИИ культуры, 1991.

87. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М.: НИИ культуры, 1990.

88. Очерки истории советского кино, т. 1-3. М.: 1956-61.

89. Палицын В.А. Оценка и стимулирование творческого труда. Минск: Беларусь, 1990.

90. Пастернак Б. Автопортрет со шрамом. Поиск №246, 1990.

91. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: 1992.

92. Письмо ЦК РКП(б) « О пролеткультах ». /Правда. 01.12.1920.

93. Пол Стенли . Шоу-бизнес и спонсорство.- Интерлинк, №3, 1991.

94. Пономарев А.Я. Психология творческого мышления. М.: 1960.

95. Потебня A.A. Мысль и язык. Харьков: 1926.

96. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 1982.

97. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма. М.: 1986.

98. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры. М.: 1988.

99. Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. Под ред. Е.Н.Жильцова. М.: 1990.

100. Райнов Т.И. Теория творчества. Харьков: 1930.

101. Ревайкин A.C. Уровень жизни населения. М.: Наука, 1989.

102. Российский статистический ежегодник. М.: Логос, 1996.

103. Российский статистический сборник. 1996 г. М.: 1997.

104. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: ВО « Союзтеатр », 1990.

105. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1940.

106. Рудник Б.Л. Стратегия перестройки хозяйственного механизма в культуре. М.: Гипротеатр, 1988.

107. Румянцев Ф.Я. Бизнес на искусстве. М.: Межд.отн., 1976.

108. Русинов Ф. Роль российской культуры в системе современного менеджмента . /Консультант директора, №17, сентябрь 1997.

109. Рутгайзер В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М.: Мысль, 1976.

110. Рутгайзер В.М. Социальная сфера. Проблемы планирования . М.: Экономика, 1990.

111. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП Алгон ВНИИСИ, 1992.

112. Совершенствование хозяйственного механизма в сфере культуры. М.: 1987.

113. Соколов К.Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры. М.: ВИПК работников культуры, 1987.

114. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.: 1990.

115. Состояние и тенденции совершенствования управления развитием культуры. М.: НИИ культуры, 1987.

116. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., НИИ культуры, 1986.

117. Социальное проектирование в сфере культуры: перспективные модели учреждений культуры. М.: НИИ культуры, 1990.

118. Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: 1987.

119. Социально-экономическая эффективность художественной культуры. М.: 1985.

120. Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: Экономика, 1987.

121. Столяров И.А. Управление культурой организационно-управленческий механизм. М.: Экономика, 1989.

122. Уледов А.К. Духовная жизнь общества, М.: Мысль, 1980.

123. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

124. Управление государственной собственностью . Под ред. Кошкина В.И., Шупыро В.М. М.: ИНФРА-М, 1997.

125. Филиппов В.А. Пути самодеятельного театра. М.: 1927.

126. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: 1993.

127. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: 1986.

128. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Наука, 1993.101. ‘ Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.

129. Хижняк И.А. США: государство, бизнес, культура в 60-80 гг.ХХ века. Киев: Высшая школа, 1986.

130. Человек в мире художественной культуры. Под ред. Фохт-Бабушкина Ю.У. М.: Наука, 1982.

131. Шаталин С.С., Гайдар Е.Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: Экономика, 1989.

132. Шишкин C.B. Пути перестройки управления в сфере культуры на территориальном уровне. М.: НИО Информкультура, 1990, вып.8.

133. Шишкин C.B. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры, 1992.

134. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.

135. Эвванс Дж., Берман Б. Маркетинг . М.: Экономика, 1990.

136. Эклунд К. Эффективная экономика. М.: Экономика, 1991.

137. Экономика и жизнь. №41, октябрь 1998.

138. Экономика и жизнь. №48, ноябрь 1998.

139. Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.: 1986.

140. Экономика переходного периода, Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина, М.: МГУ, 1995.

141. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы. Под ред. Жильцова E.H. М.: 1987.

142. Юрьева Т.В. Без упования на госбюджет . /Экономика и жизнь. №48, 1996.

143. Юрьева Т.В. Неприбыльный сектор: альтернатива бизнесу и государству. М.: АНКИЛ, 1994.

144. Юрьева Т.В. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов. /Российский экономический журнал. №4, 1996.

145. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: Русская деловая литература, 1998.

146. Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания . М.: МГУ. 1988.

147. Якобсон Л.И. Несовершенство рынка и некоммерческие организации. Изв. АН СССР, серия Экономическая, вып.;, 1990

148. Якобсон Л.И. Новый хозяйственный механизм в социально-культурной сфере. Финансы СССР. 1989.

149. Якобсон Л.И. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры, М,: МГУ, 1990.

150. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора, Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.

151. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.

152. Якобсон Л.И., Рудник Б. И др. Когда коммерция вредна. 1990,11. Экономика и жизнь, №40.

153. Ясин Е.Г. Хозяйственная система., и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989.

154. I. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

155. Atkinson A.B., Stiglitz J.E. (1980) Lectures on Public Economics. London, McGraw-Hill.

156. Benard J. (1985) Economie publique, Paris, Economica/

157. Boadway R.W. et Bruce N. (1984), Welfare Economics, Oxford: Blackvvell.

158. Broun C.V., JacksonP.M. (1990), Public Sector Economics, Cambridge, Blackvvell.

159. Cornes R. Et Sandler T. (1986), The Theory of Externalities, Public Goods and Club Goods, Cambridge University Press.

160. Greffe X. (1994), Economie de politique publique, Paris: Dalloz.

161. Hannequart G., Greffe X. (1985), Economie des intervation sociales, Paris: Economica.

162. Johansen L. (1965) Public Economics, Amsterdam: North-Holland/

163. Lafay J.D. et Lecaillon J. (1992), L’economie mixte, Collection Que sais-je? N.1045. Paris: PUF.

164. Laffont J.J. (1988). Fondement de l’economie publique. Vol.l Cours de theorie microeconomique. Paris: Economica.1 l.Mourgeot M. (1989), Economie du secteur publique, Paris: Economica.

165. Mourgeot M., Naegelen F. (1994), La discrimination par les prix, Paris: Economica.

166. Musgrave R. (1959), The Theory of Public Finance, A Study in Public Economy, International Student Edition, New-York: McGraw-Hill.

167. H.Musgrave R.A., Musgrave P.V. (1980), Public Finance in Theory and Practice. International Student Edition, London: McGraw-Hill/

168. Pondaven С. (1994), Economie des politiques publiques/ Paris: Vuibert.lö.Stretton H., Orchard I. (1994), Public Goods, Public Enterprise, Public Choice, New-York: St.Martin’s Press.

169. Wolfensperger A. (1980), Economie des égalités de revenue, Paris: Presses Universitaires de France.

170. Wolfensperger A. (1995), Economie publique, Paris: Presses Universitaires de France/

171. Goudrian R., Pommer E. Productivity Trends in the Subsidized Performing Arts Companies. Economic Efficiency in the Performing Arts/ Association for Cultural Economics, 1987.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Как написать научную статью по психологии пример Психология список научных статей В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние […]
  • Пдд движение по обочине 9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). […]
  • Земельный участок вавиловец Коттеджный поселок «Вавиловец» Предложить цену Хочу в рассрочку В обмен Хочу в кредит О коттеджном поселке «Вавиловец» Коттеджный посёлок «Вавиловец» находится в 7 км от […]
  • Статья 3 6 коап рт ИНФОРМАЦИЯ ПО СТ. 3.6 КОАП РТ Ответственность согласно ст.3.6 КоАП РТ наступает в случае нарушения правил благоустройства территорий поселений и городских округов. На территории города […]
  • Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту является право на обжалование в суд вышестоящей инстанции не […]
admin

Обсуждение закрыто.