Конституционное право как учебная дисциплина система

Конституционное право как учебная дисциплина система

Система учебной дисциплины (учебного курса) государственного (конституционного) права РФ. 731

Учебная дисциплина полностью базируется на науке конституционного права и, как правило, представляет часть этой науки. Система науки определяется государственно-правовой практикой, реальностью действия конституционно-правовых норм. Система учебной дисциплины производна от составителей учебной программы, объема отведенных часов на ее изучение, отношения.

Например, курс конституционного права РФ может состоять из следующих разделов:

Государственное право Российской Федерации — отрасль права Российской Федерации.

— Наука государственного права Российской Федерации.

— Основы теории конституции

— Этапы развития конституции РФ.

— Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 года.

— Общественный и конституционный строй РФ и их основы: содержание понятий

— Конституционные основы статуса РФ как демократического государства.

— Конституционные основы правового положения человека и гражданина в РФ.

— Конституционные основы социально-экономических отношений в РФ.

— Основы правового положения человека и гражданина в РФ.

— Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

— Правовое положение иностранных граждан в РФ.

— Правовое положение иностранных граждан в РФ.

— Российская Федерация — союзная республика в составе Союза ССР.

— Государственно-правовой статус России по Конституции Российской Федерации 1993 года.

— Субъекты Российской Федерации.

— Конституционная система государственных органов Российской Федерации.

— Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации.

— Президент Российской Федерации

— Федеральное Собрание Российской Федерации.

— Правительство Российской Федерации.

— Конституционные основы судебной власти.

— Прокуратура Российской Федерации.

— Основные принципы формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

— Организация государственной власти в республиках в составе Российской Федерации.

— Органы государственной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономных

образованиях Российской Федерации.

— Местное самоуправление в Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституционное право как юридическая наука и учебная дисциплина

Главная > Реферат >Государство и право

«Конституционное право как юридическая наука и учебная дисциплина»

Понятие и предмет конституционного права Республики Казахстан как науки, его соотношение с отраслью и правом.

Методология науки конституционного права.

Задачи науки конституционного права в современный период.

Источники науки конституционного права.

Предмет и задачи дисциплины конституционного права Республики Казахстан.

Понятие и предмет конституционного права Республики Казахстан как науки, его соотношение с отраслью и правом.

Термин «конституционное право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, как отрасль национального права, во-вторых, как отрасль научного знания (наука), в-третьих, как учебная дисциплина.

В целом, конституционное право – это ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих: а) основы конституционного строя, б) правовое положение человека и гражданина и в) закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право – одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Мы будем рассматривать конституционное право Республики Казахстан как науку.

В этой связи предметом конституционного права Республики Казахстан как науки является изучение общественных отношений, возникающих в процессе реализации суверенитета многонационального и многоконфессионального казахстанского народа во всех его формах, функционирования институтов представительной и непосредственной демократии, специальная роль и назначение которых заключаются в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества.

По сравнению с другими отраслями права эти отношения имеют существенные особенности.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни.

Именно эти отношения образуют основу, то есть фундамент здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

Важно отметить, что общественные отношения, которые выступают предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы в Конституции Республики Казахстан обобщаются понятием «основы конституционного строя».

1. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

2. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях.

3. Целостность и единство общества обеспечиваются как связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, так и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя Казахстана является народовластие – главный фактор формирования политического единства общества, к предмету конституционного права нужно отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, муниципального и др.).

Итак, можно сделать следующий вывод.

Рассмотрение конституционного права как науки позволяет исследовать и изучать Конституционное право как ведущую отрасль права Казахстана, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции Республики Казахстан и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Отдельное место занимает Конституция (Основной Закон) Республики Казахстан, которая является одновременно и источником и предметом конституционно-правового регулирования.

В качестве предмета регулирования Конституция РК выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства. устройства государства и организации государственной власти. имеющее огромное значение для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.

Таким образом, конституционное право — это отрасль казахстанского права, представляющая собой систему правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения. Критериями же разделения массива правовых норм на отрасли служат два основных признака: предмет и метод правового регулирования.

Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива К.п. В этом смысле К.п. есть часть правовой системы, закрепляющая (учреждающая) систему конституционных ценностей и обеспечивающих их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основными, базовыми являются: 1) суверенитет народа, 2) свобода личности и 3) власть.

В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение К.п. заключаются в том, чтобы закрепленная в Основном законе страны формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» получила предметное воплощение в конституционной практике. Соответственно предметом регулирования К.п. охватываются две основные группы отношений: во-первых, это отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, это отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Вторая группа отношений является зависимой, производной по отношению к первой. Согласно Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2); «права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Это означает, что институт прав и свобод определяет характер и объем властеотношений, пределы и формы их распространения.

Более детальное определение круга отношений, относящихся к предмету К.п., предполагает учитывать специфическую особенность конституционно-правового регулирования. Она состоит в том, что в одних сферах жизни общества К.п. непосредственно в полном объеме регулирует общественные отношения (такие отношения выступают предметом правового регулирования только в К.п.), а в других — лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (это базовые отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной и духовной областях жизни общества). Первую группу отношений образуют те из них, которые связаны с функционированием главных составляющих государства (население, территория, власть) и соответственно возникают в связи с регулированием правового положения населения, территории и государственной власти. Население представлено совокупностью граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией государства. Правовой статус граждан — гражданство, основные права, свободы и обязанности, их гарантии, а также правовое положение иностранных граждан, беженцев, лиц, которым на территории России предоставляется политическое убежище, — все это непосредственный и преимущественно специфический объект конституционно-правового регулирования, несвойственный иным отраслям права. Территория в государствоведческом смысле, или территориальная организация государства, есть то пространство (сухопутное, водное и воздушное), на которое распространяется государственная власть. Соответственно сеть федеративных отношений — это также исключительная прерогатива правового регулирования норм конституционного права. Государственная власть — важнейшая составляющая государства, его субстанция.

Глава 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1 Понятие конституционного права

Во всех системах права и правовых системах стран мира конституционное право как отрасль права считается, как правило, ведущей, приоритетной отраслью публичного права. Это свойственно и системе права Украины

Конституционное право Украины является ведущей отраслью национального права, нормы которой регулируют политические и другие, тесно связанные с ними важнейшие общественные отношения

На сегодня в науке конституционного права существуют различные, часто противоречивые определения конституционного права как отрасли права, сформировались исторически в каждой отдельно взятой стране мира. В разных гос жавах, наряду с понятием»конституционное право»распространено понятие»государственное право», а в ряде стран эти термины употребляются параллельноо.

Понятие»конституционное право»и»государственное право»начали предприниматься учеными-правоведами в. Великобритании,. США,. Франции,. Германии и ряде других стран. Европы и. Северной. Америки практически одновременно, у в XIX в. Со временем проблема названия»государственное право»или»конституционное право»стала настолько традиционной для юридической науки, что в многих учебников и пособий включены соответствующие подразделениеи.

Относительно дискуссий о соотношении терминов»конституционное право»и»государственное право», то их применение в юридической теории и практике каждой конкретно взятой страны определяется: 1) предметом правов ного регулирования этой отрасли права-понятия»конституционное право»употребляется в государствах, где сформировался конституционный строй и эта отрасль права регулирует все важнейшие общественные отношения во всех сферах с в совместной и государственного строя, 2) методом правового регулирования этой отрасли права — для государственного права характерно применение исключительно императивного, субординационного метода, тогда как в конституции йному праве императивный метод используется в органическом сочетании с диспозитивная, координационным методом, 3) правовыми традициями применения того или иного термина в юридической науке конкретными х стран. Сегодня термин»государственное право»традиционно используется в странах, где издавна существует развитый конституционный строй -. Австрии,. Португалии,. Германии,. Швейцарии и др.. Вместе с тем понятие»конституционно туцийних право», привнесенное правовой доктриной бывших метрополий, употребляется в странах, где происходит лишь зарождение основ конституционного строя (Барбадос,. Гана,. Мали и др.н.).

Применение термина»конституционное право»в национальной правовой системе вполне объективным и закономерным и наиболее удачным, поскольку конституционное право Украины регулирует важнейшие общественные е идносины как в государстве, так и в обществе, а. Конституция Украины признается одной из высших ценностей общества и государства. К тому же народ Украины считается носителем суверенитета и единственным источником власти, т.е. приоритетным субъектом конституционного права, поэтому понятие»государственное право»является некорректным, поскольку приводит к искусственному разъединения предмета этой отрасли права: если есть»государственное право», то должна существовать и»народное право».

В Украине ведущие ученые-конституционалисты (М. И. Козюбра,. О. Л. Копыленко,. В. Ф. Мелащенко,. В. Ф. Погорилко,. В. М. Шаповал,. Л. П. Юзьков и. Ин) понимают под понятием конституционного права Украины ведущую отрас узь национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, обеспечивающие организационную и функциональное единство общества как целостной социальной ной системы, основы конституционного строя Украины, статус человека и гражданина, территориальное устройство государства, формы непосредственной демократии, систему органов государственной власти и местного самоуправ намоврядування.

Итак конституционное право Украины — это ведущая отрасль национального права, нормы которой определяют и регулируют политические и другие важнейшие общественные отношения в экономических социальной, культурные (духовной) и других сфеpax жизни и деятельности общества и государства.

Как и каждой другой отрасли национального права, конституционному праву Украины присущи определенные признаки, характерные для всей национальной системы права: нормативность; формальная определенность; направленность ь на достижение определенного правового результата, возможность защиты правовых предписаний средствами государственного воздействия и т.д.. К тому же конституционное право Украины, как и другие отрасли национального права, находить ь продолжение и логическое завершение в соответствующей юридической науке и системе учебных дисциплин. Такие признаки конституционного права Украины следует относить к общимих.

Наряду с общими признаками конституционному праву Украины присущи и специальные признаки, характеризующие особенности и специфику этой отрасли права:

1. Конституционный право Украины относится к отраслям публичного права, поскольку предмет правового регулирования этой отрасли права связан с публичным осуществлением власти народа, государства и территориальных ной общини.

2. Конституционные право Украины имеет предметом правового регулирования наиболее важные общественные отношения в политической и других сферах общественного и государственного строя. Эти отношения связаны с основами общ пильного и государственного строя; правовым статусом человека; формами непосредственной демократии: организацией и деятельностью органов государственной власти; основами местного самоуправления; правовой охраной. Констит уции Украины; национальной безопасностью и обороной Украины тощщо.

3 конституционного право Украины имеет свой метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, которые являются предметом данной отрасли права. Современному конституц ции праву Украины присущи как императивные, так и диспозитивные методы правового воздействия на важнейшие политические, экономические, социальные и культурные (духовные) общественные отношения. Хотя императивно-в готов метод остается доминирующим в конституционном праве, но в последнее время возрастает и роль диспозитивных методедів.

4. Конституционное право Украины имеет достаточно разветвленную систему. Эта система представлена ??такими элементами, как естественное и позитивное право; материальное и процессуальное право, общая и особенная часть тощ что. Но традиционными элементами системы конституционного права остаются институты и нормы конституционного права. При этом отдельные основные институты конституционного права на сегодня получили свойств и подотраслей права — гуманитарное право, избирательное право, парламентское право, конституционное процессуальное право тощтощо.

5. Для конституционного права Украины характерна особая система отраслевых источников права. Основной источник конституционного права Украины -. Конституция Украины 1996 г — является одновременно главным источником всей системы национального права и выступает приоритетной ценностью правовой системы Украины в целомлом.

6. Функции конституционного права Украины, то есть основные направления и виды его воздействия на общественные отношения распространяются на все или большинство сфер общественной и государственной жизни Украины — политическую, эко ономичну, социальную, культурную (духовную, идеологическую), внешнеполитическую и другие тесно связанные с ними сфери.

7. Для конституционного права Украины характерно широкий круг субъектов соответствующих отраслевых правоотношений. Фактически участниками конституционно-правовых отношений являются почти все субъекты национального права. Ал ле главным, приоритетным субъектом конституционного права является народ Украины, что в конце и определяет сущность этой отрасли права: конституционное право Украины — это, прежде всего, право украинской народоду.

8. Конституционное право Украины предусматривает особый вид общественных отношений, связанных с юридической ответственностью за нарушение конституционно-правовых норм. Кроме отраслевой конституционно-правовой от дповидальности, нарушение норм конституционного права Украины влечет наступление иных видов публично-правовой ответственности — уголовной, административной и дисциплинарнойої.

9 конституционных право Украины имеет исключительно важное значение для национальной системы права и правовой системы Украины в целом. Эта отрасль права выступает стержнем национальной системы права, а так система права является главным элементом правовой системы, то можно утверждать, что конституционное право одновременно является и важнейшей составной частью правовой системы Украинни.

10. Конституционное право Украины играет очень важную роль в обществе и государстве, выступая одновременно как общепризнанной ценностью (благом) так и средством познания действительности. В отличие е ид других отраслей права, положения норм этой отрасли права, конституционно-правовые исследования и конституционная образование важны для каждого человека, независимо от его политических, религиозных и других пере убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства и других признаков. К тому же на сегодня конституционное право Украины выступает одним из основных факторов консолидации гражданского общества и развития демократического, социального, правового государстважави.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Конституционное право как учебная дисциплина

Понятие конституционного права как учебной дисциплины

Курс конституционного права — основополагающая учебная дисциплина во всех юридических и во многих гуманитарных вузах России. В процессе его изучения студенты получают прочные знания о конституционном праве, вырабатывают умения свободно ориентироваться в содержании его институтов, приобретают устойчивые навыки работы с источниками права, осваивают современную технологию профессиональной деятельности юриста, которая фактически определяется конституционно-правовым содержанием. Независимо от вузовской специализации, каждый представитель юридической профессии должен стать носителем и активным защитником конституционных ценностей, основных прав и свобод человека, личности и гражданина.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой систему научно разработанных теоретических и практических положений, раскрывающих содержание конституционного права как отрасли национального права, обязательных к изучению в юридических и иных вузах страны. Научные положения излагаются в соответствии с учебной программой и методическими требованиями к изучению предмета конституционного права. Формой подачи конституционно-правового материала учебная дисциплина в основном и отличается от науки конституционного права.

Нетрудно заметить, что в предложенном определении учебной дисциплины конституционного права уже сформулирован и предмет ее изучения. В чисто методических целях следует напомнить, что им является система теоретических и практических положений, всесторонне характеризующих конституционное право как отрасль национальной системы права. В структуру предмета входят систематизированные по объектам изучения научные знания, идеи, представления о конституционном праве как совокупности юридических норм, об отрасли конституционного законодательства, о конституционно-правовых отношениях, конституционно-правовой практике и науке конституционного права.

Изучение конституционного права предполагает постижение в процессе образовательной деятельности текстового содержания и структуры его норм, институтов, подотраслей и отраслей права в целом. Результатом должны стать глубокие знания конституционного права как ведущей отрасли и ядра всей национальной системы права» умения понимать смысл и дух правовых норм» приобретенные навыки по их научному толкованию и практическому применению.

Овладение знаниями об отрасли конституционного законодательства дает возможность определить его место в национальных правовых системах современности, обусловленное способностью законодательства быть точной, объективированной формой выражения норм конституционного права, оптимальным способом формального закрепления и охраны основных прав и свобод человека, личности и гражданина по сравнению с судебным прецедентом и конституционно-правовым обычаем.

Научные представления о конституционном законодательстве как системе соподчиненных национальной конституции законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти, позволяет понять формы внешнего выражения норм конституционного права и их внутреннюю структурную организацию, общеобязательность, нормативность, степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений. Объектами познания здесь выступают конституции, законы, правовые акты парламентов и их палат, правительств и глав государств, министерств и ведомств, органов местного управления и самоуправления, содержащие нормы конституционного права.

Получение твердых знаний об отрасли конституционного законодательства имеет принципиальное значение. В практической деятельности они могут послужить надежным барьером против отождествления конституционного права и конституционного законодательства, вследствие чего неизбежно принижается роль права как меры свободы и ответственности и возводятся в ранг абсолютной истины нормативные правовые акты. Особенно это актуально для России, где зачастую принимаются не правовые законы, противоречащие принципу справедливости, где сформировался политико-правовой феномен указного права.

Значительное место в структуре предмета учебной дисциплины занимают научные сведения о конституционно-правовых отношениях. Их уяснение позволяет получить прочные знания о предмете регулирования конституционного права, структуре конституционно-правовых отношений, их содержании, характере юридических связей между субъектами данных отношений.

Под конституционно-правовой практикой следует понимать обобщенный опыт реализации норм конституционного права. В процессе изучения практики, как одной из составляющих учебной дисциплины, формируются навыки определять соотношение целей действия конституционно-­правовых норм и фактических результатов их реализации, степени перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. С помощью таких навыков можно оценить эффективность конституционно-правовых норм, легитимность законов. Только так можно получить реальное представление о конституционном строе государства, состоянии прав и свобод человека и гражданина, формах осуществления народного суверенитета, порядке организации и деятельности органов государственной власти, действенности гарантий местного самоуправления. Именно практика, реальная жизнь законов и подзаконных актов показывает насколько эффективна и совершенна сложившаяся в государстве национальная система конституционного права, сигнализирует о неблагополучии и сбоях в ее функционировании, предлагает пути исправления недостатков, предостерегает от поспешных, субъективных подходов к изменению конституции. Но главное, пожалуй, заключается в том, что изучение практики помогает укрепить и расширить собственный опыт применения норм конституционного права, лучше подготовиться к профессиональной деятельности.

Конституционно-правовую практику ни в коей мере нельзя отождествлять с конституционными правоотношениями, как это делается в учебной и научной литературе. По характеру конституционно­-правовых отношений можно сделать ошибочный вывод, что норма эффективна, достигла поставленной цели, реализовалась в точном соответствии с ее содержанием. Но при изучении социологическими методами реальной жизни, подчас, выясняется, что норма по своей сути является коррупционной и криминогенной. Конституционно-правовая практика дает объективные представления о результатах действия правовой нормы, фактических реалиях. Так, например, в ст. 3 Конституции РФ закреплены принцип народовластии и механизм его реализации. В ней говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Анализ общественных отношений, урегулированных нормами ст. 3 Конституции РФ и законов о выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти мог породить иллюзию, что в стране всегда проводились свободные, демократические выборы. Однако в литературе приводились статистические данные, согласно которым в политических партиях России состояли и состоят менее двух процентов граждан, а выборы в Государственную Думу Федерального собрания РФ до последнего времени проводились по чисто пропорциональной системе. Отсюда с логической последовательностью вытекает вывод, что почти все граждане России были лишены пассивного избирательного права. Теперь эта несправедливость, дискриминация по партийной принадлежности в какой-то степени устранена, поскольку выборы в Государственную Думу проводятся по можоритарно-пропорциональной системе.

Знакомство в учебном курсе с конституционно-правовой практикой под таким углом зрения представляется более важным, чем изучение догмы права. Общество нуждается в непрерывном системном изучении фактических реалий, их тенденций и закономерностей, которые складываются на

основе норм конституционного законодательства.

Ныне все ведущие отечественные и зарубежные государствоведы согласны с тем, что изучение только законов, внутригосударственных и международных договоров и даже судебных решений еще недостаточно, чтобы дать полную картину состояния и динамики конституционного права как отрасли национальной системы права. Для этого требуется знание той среды, в которой действуют нормы конституционного права. Необходима, прежде всего, точная информация о том, как применяются и модифицируются эти нормы в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти каждой страны. Иными словами, необходимо знать конституционно-правовую практику, выступающую критерием определения эффективности норм права, их непосредственной действительности.

Учебный курс конституционного права разрабатывается на основе законодательства и новейших достижений отраслевой науки. В нем излагаются упорядоченные и четко оформленные научные знания, необходимые специалисту в его будущей практической деятельности. Однако его материалы быстро устаревают, поскольку конституционное законодательство находится в динамике, постоянно изменяется, обогащается новыми нормативными правовыми актами. Особенно это характерно для России и стран ближнего зарубежья, законодательство которых ориентировано на переходный период экономического и социального развития, глубокого реформирования политической системы общества.

К этому следует добавить, что учебный курс конституционного права, пусть даже самый объемный и информативный, не способен охватить все результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых. Предмет науки конституционного права значительно шире по своему содержанию, объектам исследования, объему привлекаемого материала, чем предмет учебной дисциплины. Поэтому в предмет учебной дисциплины включается наряду с другими компонентами и наука конституционного права.

Наука конституционного права — это органическая составная часть правоведения, то есть учения о праве как совокупности юридических принципов, правил и норм должного правопорядка. Она понимается как система научных знаний, идей и представлений о конституционном праве как самостоятельной отрасли национального права каждой страны, его становлении и развитии, принципах и особенностях конституционно-правового регулирования общественных отношений, практике реализации норм конституционного права, эффективности институтов государственной власти. Сформулированные отечественными и зарубежными учеными правовые понятия, термины и категории, полученные ими научные результаты, выводы и умозаключения служат постоянной опорой для изучения предмета учебной дисциплины конституционного права.

В методической литературе обосновываются разные подходы к изучению курса конституционного права. Оптимальным, является интеграционный подход. Он предполагает изучение конституционно-­правовых институтов России в сравнении с аналогичными институтами зарубежных стран, что дает возможность выделить как их общие черты, так и специфические особенности. Его использование позволяет также дать обобщенный анализ конституционно-правовых институтов по ведущим зарубежным странам и странам, входившим ранее в состав Российской империи или СССР. Можно с уверенностью сказать, что конституционное право России познается в сравнении, если сравнивать нечего, то познавательная деятельность прекращается.

Такой подход к изучению учебной дисциплины конституционного права обусловлен общностью правовой системы стран ближнего зарубежья, процессами интеграции и глобализации в современном мире, геополитическими интересами России.

Конституционное законодательство Российской империи оказало значительное влияние на содержание и структуру конституционно-правовых институтов Финляндии, которая до января 1918 г. входила в состав России. Как известно, в 1869 г. Император России Александр II утвердил Органический закон о Сейме (Сеймовый устав) Финляндии, который послужил основой становления и развития парламентского законодательства Суоми. Его влияние прослеживается и в содержании Основного закона Финляндии 1999 г.

Конституция СССР 1936 г. по известным причинам оказала мощное воздействие на конституционное развитие всех стран социалистической ориентации. Не столь заметное влияние на конституционное развитие других государств оказала Конституция РФ 1993 г. Тем не менее российские конституционные модели были восприняты многими государствами постсоциалистической системы, прежде всего республиками, ранее входившими в состав СССР.

В условиях интеграции и глобализации в современном мире в научной и учебной литературе вносятся предложения о необходимости восприятия конституционным законодательством России правовых норм и принципов так называемых цивилизованных стран. Делается это под предлогом, что законодательство России не соответствует каким-то мифическим международным стандартам и нуждается в вестернизации, демократизации и гуманизации. Между тем для России нет иной перспективы превращения в мировую державу и возрождения цивилизационной культуры, чем возвращение на путь самостоятельного, неподражательного развития, проложенный с учетом национально-культурных традиций, норм, ценностей и опыта многовекового взаимодействия евразийских народов. С этих позиций и следует оценивать правовые нормы и принципы конституционного законодательства зарубежных стран, вносить предложения об их рецепции. В противном случае можно разрушить, пускай не очень совершенную, но более менее устоявшуюся конституционно-правовую систему в России. Для решения этих проблем надо осваивать методику сравнения конституционно-правовых норм не только по содержанию, но и по эффективности их реализации в разных странах.

Геополитические интересы современной России заключаются в расширении своего присутствия на постсоветском пространстве и в поддержании отношений как с государствами Запада, так и Востока на основе соблюдения принципов суверенного равенства, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела, выполнения обязательств, вытекающих из содержания общепризнанных принципов и норм международного права, заключенных Россией международных договоров. Поскольку нормы конституционного права реализуются во внутренней и внешней политике каждого государства, то в результате их изучения можно с определенной долей вероятности спрогнозировать развитие сотрудничества различных стран на международном и региональном уровнях, выстроить систему защиты геополитических интересов. Это является дополнительным аргументом в пользу включения в учебный курс тем о конституционном праве стран ближнего зарубежья и высокоразвитых стран Запада и Востока.

Курс конституционного права изучается с помощью различных методов. Среди них наиболее часто используются такие методы, как формально-логический анализ, сравнительно-правовой метод, проблемный подход, метод разрешения конкретных ситуаций, статистические методы, метод математического моделирования. В совокупности они способны обеспечить получение глубоких знаний о конституционном праве.

Функции конституционного права как учебной дисциплины

Назначение учебного курса конституционного права раскрывается в содержании его функций. В их составе можно выделить профессионально-компетентностную, прогностическую, прикладную, коммуникационную и познавательную функции.

Профессионально-компетентностная функция. В процессе освоения предмета учебного курса конституционного права формируются ключевые компетенции специалиста, которые представляют собой его личностные способности к профессиональной деятельности, проведению политики по демократизации общества и государства, успешному карьерному росту. Они охватывают способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, участвовать в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, в проведении их юридической экспертизы, в том числе в целях выявления скрытых положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Глубокие знания конституционного права находят свое практическое выражение и в способностях специалиста обеспечивать в пределах закрепленных за ним должностных полномочий строгое соблюдение законности и правопорядка, правильно квалифицировать юридически значимые факты и обстоятельства, отражать их в служебной документации, уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем следует отметить, что каждый юрист независимо от вузовской специализации должен твердо усвоить, что в своей практической деятельности он будет жестко связан конституционными императивами, станет профессионально ответственным за реализацию Конституции РФ как акта высшей юридической силы и прямого действия. При совершении юридически значимых действий он должен обеспечивать верховенство права, незыблемый статус личности, защиту конституционных ценностей общества и государства. Это является не только профессиональной обязанностью юриста, но и его конституционным долгом.

При изучении курса конституционного права студент должен овладеть методологией научного познания государственно-правовых явлений, приобрести навыки практической деятельности в органах государственной и муниципальной власти, развить свои способности самостоятельно адаптироваться в условиях быстро меняющихся социальных ситуаций различного типа, урегулированных нормами права.

Прогностическая функция конституционного права обусловлена характером его норм, которые в концентрированном виде выражают политику каждого суверенного государства во всех отраслях и сферах жизни общества и государства. В этой связи учебный курс конституционного права вырабатывает у студента способность корректно оценивать перспективы деятельности государства как внутри страны, так и на международной арене, высказывать научно обоснованные суждения о ее результатах. Полученные знания позволяют предвидеть изменения в политико-территориальной организации государства и системе органов государственной и муниципальной власти, моделировать поведение известных политических и государственных деятелей, парламентских фракций и депутатских групп, прогнозировать последствия принимаемых законопроектов и кадровых решений, определять свою жизненную позицию по отношению к массовым политическим акциям, формам участия в национальных, региональных и местных выборах и референдумах.

Прикладная функция учебного курса подчинена цели формирования у студентов способностей и практических навыков проведения сравнительных исследований норм и институтов конституционного права России и зарубежных стран. Это дает им возможность правильно ориентироваться в огромных конституционно-правовых массивах различных государств и пользоваться ими с помощью современных компьютерных технологий и сетей, квалифицированно решать практические проблемы в сфере осуществления публичной власти с учетом зарубежного опыта, вносить предложения по совершенствованию законодательства на принципах рецепции права. Тем самым открываются богатые возможности применения своих знаний не только на юридическом, но и на политическом поприще.

Коммуникационная функция учебного курса конституционного права появилась в связи с формированием в России открытого общества, демократизации государства, установлением взаимовыгодных отношений со всеми странами, осознанием пагубности изоляции и самоизоляции отдельно взятой страны для ее инновационного развития, решения экономических и социальных проблем. Прочные знания основ конституционного строя современных государств, институтов народовластия, форм непосредственной и представительной демократии, моделей местного управления и самоуправления, основных прав и свобод человека и гражданина, современных концепций их защиты на национальном и международном уровнях закладывают научную базу для цивилизованного взаимодействия людей, лучшего познания других стран и народов.

Коммуникационная функция учебного курса конституционного права раскрывает характерные особенности политического режима в каждой конкретной стране, механизм его влияния на отношения собственности, формы хозяйствования, таможенную и валютную политику, судебную систему, гуманитарную сферу. Это необходимо учитывать при заключении экономических и торговых соглашений, определении степени риска при размещении капиталов, предоставлении крупных кредитов, финансировании масштабных проектов.

Познавательная функция является общей для всех изучаемых в юридических вузах дисциплин. Она лишь специфическим образом преломляется в содержании учебного курса конституционного права. В нем излагаются научные положения и выводы относительно предмета и методов конституционного права как отрасли национальной системы права, состава и характерных особенностей его источников, механизма конституционно-правового регулирования общественных отношений, закономерностей становления и развития конституционного законодательства с присущим ему юридическим инструментарием.

В результате студент овладевает знаниями не только Конституции РФ и конституционного законодательства и практики их применения, но и познает закономерности их развития, знакомится с выработанным наукой понятийным аппаратом, теоретическим обоснованием закрепленных в законе норм права, методикой их толкования и применения.

В учебном курсе конституционного права даются научные сведения об основах конституционного права отдельных государств, которые рассматриваются Россией в качестве приоритетных партнеров по сотрудничеству в сфере экономики, инновационных технологий, науки и образования или являются ее ближайшими соседями. Тем самым познавательная функция курса способствует полноценной юридической образованности, формированию интеллигентности специалиста.

Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами

Учебная дисциплина конституционного права взаимодействует с рядом методологических, социально-гуманитарных и юридических дисциплин. Правильное определение их соотношения дает возможность, во-первых, повысить научный уровень курса конституционного права, во-вторых, избежать параллелизма и дублирования при изложении материала смежных юридических дисциплин, в-третьих, использовать полученные знания по конституционному праву для более глубокого изучения управленческих дисциплин.

Методологическая основа для изучения дисциплины конституционного права закладывается в курсе философии, который изучается во всех юридических вузах России.

Предметом философии является мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру. Он раскрывается в учебном курсе как система научных знаний о мире и как комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности человека. Знание предмета философии служит исходной точкой для освоения курса конституционного права, решения сложных теоретических проблем. Философия является областью категориального мышления, выражающего существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Она формирует у студентов навыки оперировать при изучении курса конституционного права всеобщими категориями, правильно применять их для решения фундаментальных проблем, выдвижения научных гипотез и оценки существующих теорий. В практическом плане философия помогает им реально представить сущность конституционного права по формам его внешнего выражения, понять содержание любого конституционно-правового института в его органической связанности с другими институтами, определить соотношение фактической и юридической конституций, уяснить особенности конституционно-правового статуса человека, личности и гражданина, взаимосвязь их прав и свобод, осмыслить конституционную ответственность как единичное во всеобщем. Философская образованность юриста служит средством качественно иного видения проблем конституционного права, выбора наиболее адекватного инструментария их познания и решения. Она завершает формирование мировоззренческого отношения к конституционному праву как ведущей отрасли национальной системы права, как особой социальной ценности.

В качестве методологической учебной дисциплины по отношению к курсу конституционного права выступает теория государства и права, которая является единственно соразмерной с философией по масштабности охвата предмета изучения. Достаточно сказать, что в структуру ее предмета входят теоретические положения, научные гипотезы, умозаключения, раскрывающие юридические свойства государства и права, закономерности их становления и развития, современные формы внешнего проявления, без знания которых практически невозможно освоить курс конституционного права.

Однако в отличие от философии теория государства и права является областью понятийного мышления, для которого характерна логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков. Она как бы выстраивает смысловую систему изучения конституционного права, выйти за пределы которой не позволяют уже сложившиеся в ее содержании сущностные понятия о государстве и праве. Такие теоретические понятия, как форма государства, суверенитет, система разделения властей, правовая норма, правовой институт, правоотношение, юридическая ответственность составляют в совокупности с другими понятиями научную базу для освоения курса конституционного права.

Базовыми учебными дисциплинами по отношению к курсу конституционного права выступают историко-теоретические дисциплины. Этим собирательным понятием обозначаются история государства и права России, история государства и права зарубежных стран (всеобщая история), история политических и правовых учений.

В учебных дисциплинах истории государства и права изучаются общие закономерности и специфические черты происхождения государства и права как в целом, так и в определенных регионах и странах, их развитие и функционирование, эволюция системы права и отдельных отраслей, государственных и правовых учреждений. В них изучаются научные сведения о законодательстве различных государств со времени их возникновения и до наших дней.

История политических и правовых учений изучает закономерности становления и развития теорий и идей о государстве и праве, формирования различных правовых школ. В качестве составной части в ее предмет включается совокупность теорий и учений о государстве и праве известных мыслителей разных народов и исторических эпох.

Полученные знания создают необходимые предпосылки для изучения особенностей конституционного развития современных государств, форм их правления и политических режимов, закономерностей образования парламентов, появления институтов импичмента и политической ответственности правительства, новейших концепций защиты прав и свобод человека и гражданина, моделей местного самоуправления, а также для более глубокого понимания сущности основных школ и направлений в науке конституционного права.

Почти все институты конституционного права по своей сущности являются политическими. В этой связи предмет учебного курса конституционного права пересекается с предметом такой социально- гуманитарной дисциплины, как политология, изучающая политические системы и отношения. Особенно это четко проявляется при изучении государства как конституционного института, системы разделения властей, политического режима, конституционно-правового статуса политических партий, конституционной и политической ответственности. В курсе конституционного права изучаются основы внутренней и внешней политики государства, политических систем и отношений. В политологии основное внимание уделяется изучению побудительных причин, организационных форм участия больших масс людей, структурированных социальных групп в решении дел общества и государства с помощью механизмов публичной власти, характера их влияния на конституционный строй государства. С политических позиций в ней дается оценка институтов конституционного права,

государственных и муниципальных структур, приемов и способов осуществления власти.

В предмет учебной дисциплины конституционного права входит в качестве составного элемента конституционно-правовая практика. При ее изучении используются результаты конкретно-­социологических исследований эффективности норм конституционного права, судебных дел по конституционным спорам, решений органов конституционного контроля или надзора. Именно этими обстоятельствами и обусловлено взаимодействие учебных дисциплин конституционного права и социологии.

Будучи по своей сущности социально-гуманитарной дисциплиной, социология изучает общество, его структуру и функционирование через призму человеческого поведения, интересов и потребностей различных социальных групп. Тем самым социология обогащает студентов юридических вузов России научными знаниями о соотношении норм конституционного права и реальной действительности. О социальной роли государства, открывает пути совершенствования законодательства и практики его применения. Без использования таких методов конкретно-социологических исследований, как наблюдение, изучение документальных источников, опрос и эксперимент практически невозможно определить эффективность норм конституционного права, сформулировать оптимальную систему органов государственной власти.

Конституционное право как учебная дисциплина соприкасается и взаимодействует практически со всеми отраслевыми юридическими дисциплинами. Так, например, в курсе конституционного права изучаются теоретические и практические положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, системе основных прав и свобод человека, личности и гражданина. Они обусловливают его связь с учебной дисциплиной гражданского права, поскольку в ней изучаются имущественные и личные неимущественные отношения, правовые способы их обеспечения и защиты.

В предмет учебного курса конституционного права входят в качестве структурного элемента теоретические и практические положения о свободе труда и права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, о запрете принудительного труда, о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эти положения являются исходными для построения учебного курса трудового права, во многих разделах которого они развиваются и детализируются с учетом особенностей его предмета изучения.

Много внимания в курсе конституционного права уделяется изучению компетенции Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в бюджетно-финансовой сфере. Теоретические и практические положения учебной дисциплины конституционного права в данном случае являются отправным началом для конструирования предмета учебного курса финансового права, в состав которого входят общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств, а также правовые нормы, регулирующие эти отношения.

В учебном курсе конституционного права изучаются юридические обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ, исполнять законы, сохранять природу и окружающую среду, а также нести всеобщую воинскую обязанность. В зависимости от характера потенциальных нарушений конституционных обязанностей виновными лицами, сформулированы многие составы преступлений, которые изучаются в курсе уголовного права.

Значительным своеобразием отличается взаимодействие учебных курсов конституционного и экологического права. В курсе экологического права изучаются вполне самостоятельные отрасли природоохранительного и природно-ресурсового права, а также экологизированные нормы и институты практически всех других отраслей российского права. В числе последнего правового массива широко представлены нормы конституционного права, устанавливающие, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9 Конституции РФ). К ним причисляются также нормы, закрепляющие право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Эти нормы включаются в предмет учебного курса как конституционного, так и экологического права.

В учебном курсе конституционного права изучаются нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Полученные студентами знания составляют основу для изучения уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Учебная дисциплина конституционного права взаимосвязана и с курсом международного публичного права. Многие конституционно-правовые институты, являясь внутригосударственными, служат вместе с тем предметом изучения курса международного права с позиций международных отношений. К этим институтам относятся: территориальное верховенство Российской Федерации, государственный суверенитет, гражданство, ратификация и денонсация международных договоров.

Особо тесная связь учебной дисциплины конституционного права прослеживается во взаимодействии с такими отраслевыми юридическими дисциплинами, как административное и муниципальное право.

В системе конституционного права имеется немало норм, которые реализуются в сфере осуществления исполнительной власти, в рамках административно-правовых процедур. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционно-правовой статус исполнительных органов государственной власти, общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также основы статуса государственной службы.

В курсе конституционного права данные нормы изучаются как один из важнейших аспектов построения исполнительной ветви власти, правового статуса физических лиц. В нем дается предметная характеристика системы разделения властей, определяется место исполнительных органов государственной власти в ее структуре, раскрывается содержание конституционных прав граждан на объединение, участие в управлении делами государства, равный доступ к государственной службе, на обращение в органы государственной и муниципальной власти с жалобами, заявлениями и предложениями.

Эти теоретические положения детализируются в курсе административного права, который по своему предмету является управленческой дисциплиной. В нем изучаются публичный статус органов исполнительной власти, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, публичные регистрационные процедуры, порядок прохождения государственной службы, рассмотрения обращений граждан, проблемы обеспечения законности в сфере публичного управления.

Содержание учебного материала о местном самоуправлении в курсе конституционного права находится в пропорциональной зависимости от объема регулирования местного самоуправления нормами конституции государства. Так, например, в Конституции Франции 1958 г. сформулированы лишь самые общие нормы о местном управлении и самоуправлении (ст. 72-74). Правовой статус территориальных коллективов, порядок организации и деятельности органов местного управления и самоуправления, компетенция и организационные формы ее реализации, административный контроль за соблюдением законов в сфере муниципального управления с необходимой полнотой и дифференциацией урегулированы правовыми нормами Административного кодекса и Общего кодекса территориальных коллективов Франции. Поэтому в курсе конституционного права Франции местное управление и самоуправление изучаются как принцип демократического устройства государства, как форма децентрализации в системе публичного управления. Остальные вопросы организации местного управления и самоуправления во Франции органично включаются в предмет учебной дисциплины

Конституция РФ 1993 г. более подробно регламентирует местное самоуправление. В ней имеется специальная глава о местном самоуправлении и отдельные нормы в статьях других глав. В совокупности эти нормы составляют конституционные основы местного самоуправления в России, самостоятельный правовой институт. На принципах отражения они и предопределяют тематику местного самоуправления в курсе конституционного права.

В соответствии с учебной программой местное самоуправление изучается как принцип конституционного строя, форма осуществления народовластии, как гарантированное право местного сообщества на самостоятельное решение вопросов своей жизнедеятельности. В предмете курса раскрывается конституционно-правовой статус местного самоуправления, определяются его территориальные и организационные основы, выделяются важнейшие вопросы местного значения, решаемые на уровне муниципального образования, анализируется система гарантий местного самоуправления.

Конституционные основы местного самоуправления, имеющие учредительный и организационный характер, очерчивают круг общественных отношений, входящих в предмет регулирования муниципального права, способствуют формированию его институтов. В результате они подводят научную базу и указывают ориентиры для конструирования предмета учебной дисциплины муниципального права. Поэтому вполне логично, что в курсе муниципального права изучаются правовая и территориальная организация местного самоуправления, его модели, формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, межмуниципальное сотрудничество, компетенция местного самоуправления, система органов муниципальной власти, гарантии и защита прав местного самоуправления.

Учебная дисциплина конституционного права взаимодействует не только с отраслевыми учебными дисциплинами, но и с межотраслевыми. В данном случае имеется в виду учебная дисциплина «Правоохранительные органы», которая изучается в юридических вузах России. Их взаимодействие обусловлено тем, что в курсе конституционного права изучаются институты судебной власти и прокурорского надзора. В то же время учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности судов, прокуратуры, полиции,, органов предварительного следствия, юстиции, адвокатуры и других государственных и негосударственных учреждений, специально уполномоченных осуществлять эту деятельность.

Таким образом, прочные знания предмета учебного курса конституционного права, полученные в процессе образования и самообразования, служат научной опорой, своеобразным каркасом для изучения всех отраслевых и одной из ведущих межотраслевых юридических дисциплин. По своей значимости в системе юридического образования курс конституционного права можно образно определить как общую часть всех других отраслевых учебных дисциплин правового цикла. Это лишний раз подтверждает компетентное мнение директора Института сравнительного публичного и международного права им. Макса Планка, профессора Армина фон Богданди, полагающего, что «если в правоведении вообще может быть высшая дисциплина, то в Европе корона может принадлежать только конституционному праву».

Однако во многих учебных курсах по отраслевым юридическим дисциплинам отсутствуют даже небольшие параграфы о конституционных основах каждой из национальных отраслей права. Между тем учебный процесс в юридических вузах страны может считаться научно организованным только в том случае, когда преподавание гражданского, административного, уголовного, трудового, экологического и всех других специальных дисциплин будет базироваться на конституционно­ценностных началах, пронизывающих всю правовую систему России. Как убедительно доказал судья Конституционного Суда РФ, профессор Н. С. Бондарь, они должны стать надежными основами (принципами) как научной, так и правоприменительной деятельности каждого юриста независимо от сферы и направления его профессиональной деятельности. «Без конституционализации всего учебного процесса юридических вузов, — пишет он, — невозможна подготовка современного юриста-правоведа. Именно на основе конституционализации юридического образования возможно разрешить противоречие между универсализацией и специализацией юридического образования, широтой и глубиной профессиональных качеств современного юриста. Игнорирование же конституционных начал при выработке целей и программ юридического образования приводит к глубоким деформациям как личностных, так и профессиональных качеств юриста, дискредитирует саму юриспруденцию — как «искусства добра и справедливости»».

Смотрите еще:

admin

Обсуждение закрыто.