Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в рб

Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в рб

Содержание статьи:

Закон РБ О правах ребенка
Статья 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.

Жилье сиротам

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилыми помещениями. В отношении таких детей определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 Положения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей (в возрасте от 18 до 23 лет) могут состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, — с даты их постановки на учет в семье родителей. Этим правом сироты могут пользоваться если они:

— не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;

— проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;

— при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям;

— не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение должен определяться облисполкомами, Минским горисполкомом.

С 01.01.2011 учет граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением поселков городского типа и городов районного подчинения), осуществляется соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования (в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа), — районными исполнительными комитетами.

Статьей 12 Закона для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены следующие гарантии:

право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Так, лицам указанной категории жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы;

право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством. Согласно подпунктам 1.10 и 1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» граждане данной категории имеют право на внеочередное получение льготного кредита, а также на совместное использование льготного кредита и безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли.

Порядок сохранения права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли, определен ст.12 Закона, нормами Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2007 № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.2 ст.12 Закона в течение 2 месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение 2 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган (другой государственный орган, иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда) обязан предоставить им ранее занимаемое жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Для постановки на очередь, получения социального жилья, получения кредита необходимо обращается в исполком по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления первого рабочего места.

Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в рб

Согласно статье 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г № 73-3 «O гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантируется:

1. право на получение жилых помещений социальною пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным: законодательными актами.

Жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения
статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления им первого рабочего места.

Местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей оставшимся без попечения родителей, является место регистрации ребенка по месту жительства. При отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации по месту жит6льства родителей (родителя), с которыми проживал ребенок, а в случаях, когда ребенок не проживал с родителями (родителем), либо у родителей (родителя) отсутствует регистрация по месту жительства, либо место жительства родителей (родителя) неизвестно, — адрес расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию этого ребенка по месту жительства;

2. сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, из которого они выбыли. В течение двух месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение двух месяцев после отчисления из учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган, другой государственный орган и иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, обязаны предоставить им ранее занимаемое жилое помещение.

Если указанные лица не могут быть выселены в жилое помещение, ИЗ КОТОРОГО ВЫБЫЛИ, И НЕВОЗМОЖНОСТЬ ВСЕЛЕНИЯ В ТАКОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ УСТАНОВЛЕНА МЕСТНЫМ ИСПОЛНИЕЛЬНЫМ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ ПО МЕСТУ НАХЛЖДЕНИЯ ДАНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ ЕСЛИ ПРИ ВСЕЛЕНИИ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ИЗ КОТОРОГО ВЫБЫЛИ, ОНИ СТАЛИ БЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПО желанию этих лиц им предоставляется жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда в сроки и порядке, установленном законодательными актами.

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нормативные правовые акты, устанавливающие такой порядок, — Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее — Положение).

Так, согласно п.2 Положения дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей (лица в возрасте от 18 до 23 лет) могут состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, — с таты их постановки на учет в семье родителей.
Законодательством установлены случаи, когда сироты пользуются таким правом, а именно если они:
— не имеют собственности или в пользовании жилых помещений;
— проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;
— при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям;
— не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения. Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживания в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами проживающим в данном жилом помещении, а также в иных случаях.

Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минский горисполкомом.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий также признаются лица, которые на день вступления в силу Положения обучались в государственных учреждениях профессионально- технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возргюта

23 и не состояли на учете нуждающихся в, улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных, учреждений образования.

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом — по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу; на основании документов удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.63.1 Положения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лица из вдела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после отчисления из учреждении профессионально — технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство жилых помещений, льготный кредит предоставляется в размере 20% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.

Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в рб

«Льготники». Социальные бонусы для сирот: можно не служить в армии и пренебречь распределением после вуза

Видеоинженеру Денису Костюкевичу — 34 года. Он живет в социальной квартире в Каменной Горке и планирует строить дом на участке, который получил в собственность также благодаря статусу сироты. Денис согласился честно и откровенно рассказать о том, как в период взросления ему помогало государство и отдельные чиновники.

Белорусы живут в социально ориентированном государстве — что это значит для каждого из нас? Сироты, инвалиды, чиновники, пенсионеры, студенты, сотрудники правоохранительных органов, многодетные родители — на какие льготы мы имеем право и легко ли их получить? На TUT.BY стартует новый проект о том, какую поддержку мы получаем от государства. Первый выпуск «Льготников» посвящен правам взрослых сирот.

В законе о социальных гарантиях сирот (2005 года) прописаны их возрастные категории и положенные им льготы. До 18 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. С 18 и до 23 лет их называют лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — государство наделяет их рядом преимуществ по сравнению с другими юношами и девушками. В 23 года статус сироты снимается, и он лишается большинства льгот. Для упрощения в тексте мы будем пользоваться общим термином «сироты» для всех возрастных категорий.

Поступление: минимальные баллы за ЦТ и не ниже 6 по этим предметам в аттестате

Герой нашего материала — «отказной». 24-летняя мать отказалась от него еще в роддоме, поэтому все детство и юность Денис провел в казенных домах. В 1997 году молодой человек окончил 9 классов в Мстиславской школе-интернате для детей-сирот. Возможности продолжить учебу в школе у него не было, поэтому пришлось думать, куда поступать. Денис попробовал прорваться в столицу — подал документы в Высший государственный колледж связи.

В школе-интернате отпускать парня в столицу не хотели, настаивали на том, чтобы он остался в Могилевской области. Он был единственным в классе, кто настоял на своем, но экзамены провалил. Как сейчас вспоминает, набрать нужно было минимальные баллы, но в тот момент он был подготовлен плохо.

В итоге молодого человека отправили в училище, где он получил специальность токаря-фрезеровщика. Кормили в столовой там бесплатно, место в общежитии предполагалось само собой.

На деньги от государства купил стиральную машину

Поскольку на момент учебы в училище нашему герою еще не было 18 лет, он продолжал находиться на полном государственном обеспечении. Но в отличие от детского дома, теперь ему давали на руки ежемесячное пособие, а в конце года выделяли деньги на одежду. По словам Дениса, сумма была неплохой: можно было купить куртку, костюм, джинсы, кофту, несколько рубашек, то есть одеться без проблем.

Благодаря тому, что Денис каждый год, начиная с 5 класса, ездил в Англию по специальной программе, одежду ему всегда покупали «иностранные родители». А деньги, полученные от государства во время учебы, он мог потратить на что-то другое. Например, купил стиральную машину «Малютка» и даже зарабатывал на ней: однокурсники платили за возможность постирать. Помогала в быту и покупка швейной машинки: еще во время учебы в школе-интернате Денис научился шить.

Что касается поездок за границу, то в школьные годы парень успел повидать мир. Первый раз он съездил в Польшу — почти сразу после развала Советского Союза. Потом каждое лето на месяц отправлялся в Англию (и продолжает ездить до сих пор). Остаток каникул ребята проводили то в Молдове, то в России — в различных лагерях, и в белорусских домах отдыха, например, на Нарочи.

В армию — по собственному желанию

После окончания училища Денис снова попробовал покорить «вышку». Поступал в БГУ на физический факультет, но недобрал 3 балла. Пришлось пойти в армию. Сегодня сирот от обязанности служить освобождают. То есть они могут пойти в армию только по собственному желанию, причем ограничение «до 23 лет» в данном случае не работает.

Собеседник считает, что «некоторых сирот надо обязательно брать в армию: а то или сопьются, или еще что-то произойдет». Во время службы Денис каждый месяц получал денежное пособие. Кроме того, ему начисляли небольшую сумму за должность прапорщика. Поэтому жил в этот период он относительно сытно: полученные от государства деньги тратил в «чайной» на конфеты и пирожные.

После окончания службы у Дениса наступили непростые времена: ему негде было жить. Дело в том, что молодой человек не отказался от идеи учиться в вузе. Но социальная служба ПТУ, которое он закончил, не занималась абитуриентами. Их задача была устроить своих выпускников (пусть даже после армии) на работу и закрепить за ними место в общежитии от предприятия. Те, кто поступал, оказались без жилья.

Бесплатное общежитие и ежегодная матпомощь

Дениса на время подготовки к поступлению приютил бывший мастер из ПТУ. Несколько месяцев молодой человек ходил к репетитору, которого нашел еще до службы в армии (тогда деньгами помогли англичане). На этот раз репетитор помогала ему бесплатно: ей очень хотелось, чтобы парень учился в вузе. Третья попытка оказалась удачной: Денис стал студентом факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ.
В университете парню сразу же предоставили бесплатное место в общежитии. Как и во время учебы в училище, ему ежемесячно платили пособие и раз в год давали деньги на одежду. По словам Дениса, он чувствовал себя не беднее других студентов, питался нормально.

Во время учебы Денис Костюкевич ездил в общественном транспорте бесплатно — раньше единый билет давал такую возможность. Сейчас оплата проезда обязательна уже после 18 лет.

После 23 лет сироты теряют поддержку государства

23-летие в финансовом плане для Дениса стало не самым приятным событием. Когда в 2005 году был принят соответствующий закон (о социальных гарантиях детей-сирот), он учился на 2 курсе. Узнав о том, что теряет статус сироты, Денис был в шоке. Пришлось совмещать учебу с работой столяром в общежитии и жить на одну зарплату. В непростой ситуации тогда оказался не только наш герой: вместе с другими ребятами он писал обращения в различные инстанции.

В 2006 году было принято постановление Совета министров, согласно которому учащимся, которые уже получали государственное обеспечение до вступления закона в силу, по достижении 23 лет всю помощь сохраняли — до окончания обучения. Денису тогда не только восстановили гособеспечение, но даже возместили выплаты за те полгода, когда он не считался сиротой.

В тот момент наш герой впервые всерьез задумался о том, как быть с жильем. Изучил закон и пришел к неутешительному выводу, что на социальную квартиру после 23 лет теперь он рассчитывать не мог (а раньше ограничений по возрасту не было). В администрации Московского района в постановке на очередь ему отказали. Предложили сначала определиться с работой, а потом уже решать вопрос с жильем.

«Подъемные» по окончании учебы и возможность не отрабатывать распределение

На пятом курсе для Дениса пришло время распределения. В Могилеве, откуда он приехал, рабочих мест по специальности не было, поэтому парня хотели отправить в Пинск. Он не согласился: «Вы хотите меня бросить туда, где я никого не знаю» и попросил оставить его в Минске. Молодому человеку пошли навстречу, но работу в столице он искал самостоятельно.

Поскольку еще во время учебы Денис научился монтировать видеоролики, он решил попытать счастья на телевидении — и его сразу приняли на СТВ. Туда же распределился. Началась по-настоящему взрослая жизнь. От университета молодой человек получил «подъемные» и начал снимать квартиру вместе с друзьями по общежитию.

Социальное жилье получить не всегда просто

С невозможностью получить свое жилье Денис Костюкевич смириться не мог. Он снова попытался стать в социальную очередь на улучшение жилищных условий уже в Центральном районе Минска, но у него в очередной раз отказались принимать документы, ссылаясь на новый закон и утраченный им статус сироты. Денис признается: он побывал на личном приеме у многих чиновников и даже успел поругаться с некоторыми из них. Молодой человек настаивал на том, что в 23 года он учился в вузе, и согласно постановлению Совета министров имеет полное право на все льготы от государства, в том числе социальное жилье.

В итоге молодого человека сначала поставили на очередь, потом сняли, а затем снова восстановили со словами: «Если снимем еще раз, не обижайтесь». Параллельно Денис встал на очередь нуждающихся от работы, а также по месту прописки в Колодищах — там ему обещали дать бесплатный участок для строительства жилья. Несколько лет наш герой стоял в трех очередях, и ни в одной из них не было подвижек.

Пока Денис ждал своей очереди на жилье, он не терял времени. Поступил в Академию искусств, где решил получить специальность режиссера. Учился на платном отделении, как и другие студенты, получающие второе высшее образование после учебы на бюджете.

Квартира и участок в Колодищах: «Надо хорошо знать законы»

В один день Денису позвонили с предложением построить квартиру или взять социальное жилье, а также предложили бесплатный участок площадью 14 соток. От строительства квартиры с привлечением льготного кредита наш герой отказался сразу: решил, что не потянет. И через полгода после звонка из Мингорисполкома с удовольствием заселился в 1-комнатную социальную квартиру в Каменной Горке. Через год Денису также дали участок.

По словам Дениса, получение сразу двух «плюшек» от государства не противоречит закону: он имел право стоять в разных очередях. На участке наш герой хочет построить 2-этажный деревянный дом, где сможет в тишине монтировать свои видеопроекты и никому не мешать. Проект дома уже готов.

— В итоге я многим своим одноклассникам помог, которые никак не могли получить квартиру, хотя уже давно стояли в очереди. Им предлагали строительство и льготный кредит, а я объяснял, что с обычной зарплатой такой кредит выплатить сложно, лучше брать социальное жилье. У одного вообще получилось так, что он не отказывался от родительского жилья, а в итоге нашлась записка, что он якобы отказался (о происхождении этого документа он не знал. — Прим. TUT.BY). Такие ситуации происходят постоянно, но с этим можно бороться, если знать законы. Еще часто делают так, что распределяют на работу людей по месту их рождения. И в итоге закрепляют за ними родительское жилье, которое непригодно для жизни. У меня есть знакомый, которому отремонтировали одну комнату, а вся остальная квартира осталась асоциальной…

Помощь ощутима, но зависит от чиновников на местах

Денис Костюкевич считает, что поддержка сирот в Беларуси зависит от конкретных чиновников. По законам все выглядит красиво, но реальность зависит от того человека, который занимается твоими документами. В целом, считает собеседник, для него помощь от государства была ощутимой.

— На мой взгляд, сирот нужно лучше готовить к самостоятельности. Когда им все время говорят, что государство «должно», они привыкают к этому, становятся эгоистами, считают, что для них все должно быть бесплатно. Ведь если вы воспитываете своего сына, вы же не даете ему все и сразу? Я знаю людей, которые получили жилье и угробили его. Здесь нужна «золотая середина» в воспитании.

Юрист Владимир Климов когда-то тоже имел статус сироты, а сейчас помогает ребятам, выросшим без родителей, защищать свои права. Он соглашается с Денисом в том, что государство неплохо поддерживает сирот. Все описанные выше льготы, по его мнению, действительно работают на практике. Главное — самому человеку иметь желание их получить.

— По моему опыту, все сироты знают об этих льготах, потому что это обязанность каждого учреждения образования — обеспечить государственным пособием, выдать единый билет, рассказать о льготах, а пользоваться этими преимуществами или нет — это уже решает сам сирота.

Владимир Климов поступал на юрфак БГУ по общему конкурсу (одна из специальностей, которая закрыта для плохо успевающих сирот). Он считает, что попасть в вуз сиротам сегодня не составляет труда, как, впрочем, и другим абитуриентам, поскольку на многие специальности (к примеру, педагогические) берут ребят с откровенно низкими баллами.

Что касается гособеспечения во время учебы, то, по мнению юриста, сумма рассчитана правильно. В противном случае легко породить иждивенчество.

— Размер пособия подразумевает, что человек на него не будет покупать спиртное, сигареты, посещать какие-то клубы. Этих денег должно хватать на питание, одежду, конечно, не «Дольче Габбана», а белорусскую «Калинку», например. Если взять ребенка, у которого есть родители, они ведь не тратят на него всю зарплату? Ведь тоже получается какая-то часть, в пределах 2 миллионов, наверное. А если учесть компенсацию по оплате общежития, бесплатные мероприятия, материальную помощь раз в год, стипендию, получается очень неплохая сумма. Если еще и пойти подрабатывать, вполне можно неплохо жить.

Единственное, что не помешало бы сиротам во время учебы, считает специалист, это бесплатный проезд в общественном транспорте. «Насколько мне известно, когда принималось соответствующее решение, Министерство образования выступало за сохранение этой льготы, но тогда его не поддержали».

Что касается необычной льготы, связанной с распределением, по информации юриста Владимира Климова, такие прецеденты случаются. Ребят действительно освобождают от возмещения затрат на их обучение, если они не отрабатывают положенный срок. «Тут работает такой принцип: что с него взять?»

Помощь в трудоустройстве, рассказывает Владимир, сиротам получить легко, но только если речь идет о рабочих специальностях. Когда льготник, к примеру, оканчивает юридический факультет, никто не обязуется ему предоставить работу юристом. А вот направить в маляры и штукатуры — всегда пожалуйста. Впрочем, широкий выбор вакансий по рабочим специальностям сегодня есть у всех белорусов, не только у сирот.

Самый распространенный вопрос, с которым сироты сегодня обращаются за консультацией к Владимиру Климову, касается получения социального жилья. В основном сложности возникают со сбором необходимого пакета документов, а также с несоблюдением сроков предоставления жилья.

— В 6-месячный срок далеко не все получают квартиры. Проблема в том, что в небольших городах вводится в эксплуатацию мало жилья. Обычно ждать квартиру приходится больше полугода. Социальное жилье сейчас дают чаще всего в новостройках. Я вообще не могу назвать случаев, чтобы кому-то дали «хрущевку» или полуразрушенную квартиру — только новое жилье.

Строить жилье с привлечением кредитов, говорит Владимир, из сирот сейчас мало кто берется, потому что «народ в последнее время не хочет работать». При этом сдавать социальное жилье сиротам запрещено под страхом изъятия квартиры, но Владимир не припомнит подобных примеров.

Иногда сирота не может добиться полагающегося ему по закону жилья, но проблемы в таких случаях связаны, скорее, не с общим законодательством, а с беззаконием на местах, считает юрист. Например, по решению суда за сиротой закрепляют жилье в доме по конкретному адресу, а по факту его нет, поскольку дом снесли. Или, допустим, сироту незаконно выселяют из родительской квартиры — такие случаи разбираются в частном порядке.

Что касается отмены большинства льгот в 23 года, по мнению Владимира, в этом нет ничего странного. Как правило, в этом возрасте студент заканчивает вуз и обязан начать осознанную, самостоятельную жизнь. «Государство ведь не может его содержать до пенсии?» — задается вопросом юрист.

Основные положения о льготах, которые имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в Законе «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2005 г. в ред. 2014 г.).

Кроме того, при подготовке материала были использованы следующие документы:

Постановление Совета министров от 06.07.2006 № 840 (в ред. 2014 г.) «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних».

Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся».

Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 г. (ранее 1999 г.).

Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» от 5.11.1992 г.

Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.2014 г. №130)

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1549 «Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации».

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 748 «Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им».

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16.04.2008 № 565 «О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета министров Республики Беларусь».

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 26.05.2006 № 665 «Об утверждении Положения о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся, получающим среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования и размерах этих скидок».

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31.05.2013 № 433 «Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отдел по образованию
Быховского райисполкома

Каталог ресурсов

Социальные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребенка», защита государством и обществом детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Тем более актуальна задача — обеспечить защиту прав и интересов тех категорий детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со статьей 191 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Безусловно, в первую очередь обеспечение прав и интересов детей является правом и обязанностью их родителей. Если же родительское попечение по тем или иным причинам отсутствует, функции родителей берет на себя государство, предоставляющее детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее – также дети-сироты), особые гарантии по их социальной защите.

Основные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложены в Законе Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее – Закон).

Задачами Закона являются:

закрепление гарантий государства по социальной защите детей-сирот в едином законодательном акте;

системное построение норм законодательства, регулирующих отношения в сфере предоставления детям-сиротам государственных гарантий по социальной защите;

обеспечение равных прав детей-сирот на государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Законом имеют равные права на защиту и гарантии со стороны государства. При этом в статье 3 Закона установлено, что указанные гарантии обеспечиваются и охраняются государством и финансируются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Государственный контроль за реализацией гарантий возложен на органы опеки и попечительства, а также иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Гарантии права на образование, определенные в статье 11 Закона, закрепляют право внеконкурсного зачисления (а при проведении вступительных испытаний – при получении положительных оценок) на обучение за счет средств республиканского или местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также на подготовительные отделения и курсы по подготовке к поступлению в соответствующие учреждения образования.

В статье 12 Закона изложены, предоставляемые государством для данной категории лиц, гарантии права на жилище, в том числе право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования в пределах установленных законодательством норм общей площади, а также право на получение во внеочередном порядке льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

Статья 13 Закона закрепляет гарантии права детей-сирот, а также лиц из их числа на труд и занятость, в том числе посредством разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.

Статья 14 Закона регламентирует право детей-сирот на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, автомобильном и водном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), а проживающим в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства. Кроме того, детям-сиротам, а также лицам из их числа предоставлено право бесплатного посещения культурно-массовых и спортивных мероприятий (при наличии свободных мест) в государственных учреждениях культуры, физкультуры и спорта, бесплатное посещение государственных физкультурно-спортивных сооружений.

Гарантии по социальной защите, предусмотренные статьей 14 Закона, будут предоставляться детям-сиротам, а также лицам из их числа на основании единого билета.

Методист отдела образования, спорта и туризма

Смотрите еще:

  • Закон о сми интернет издание Изменения в Законе «О СМИ» для сетевых изданий 1 января 2018 года в Законе О СМИ вступит в силу ряд изменений, касающихся выходных данных сетевых СМИ (интернет-изданий). На данный момент […]
  • Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в последней редакции с изменениями, […]
  • Статья 30 от 2006 года Статья 30. Исключительная подсудность 1. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно […]
  • Комментарии к ст193 гк рф Статья 193. Окончание срока в нерабочий день Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Комментарий к […]
  • Материнский капитал ипотека обременение Снятие обременения после использования материнского капитала Добрый вечер,в свидетельстве о государственной регистрации права написано ,что есть существующие ограничения (обременения) […]
  • 1 гражданский кодекс российской федерации в редакции 1 гражданский кодекс российской федерации в редакции ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 29 июля 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]
  • Усыновление ребенка ск рф Статья 125. Порядок усыновления ребенка СТ 125 СК РФ 1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка […]
  • Трудовой кодекс рф закон об образовании Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской […]
admin

Обсуждение закрыто.