Кому предоставляется бесплатный адвокат при уголовном деле

Кому предоставляется бесплатный адвокат при уголовном деле

+7 (903) 589-55-34

24 часа, 365 дней в году

Бесплатный адвокат по гражданским и уголовным делам

Согласно официальным данным каждый третий россиянин находится за чертой бедности. При этом подавляющее большинство тех, чей уровень находится официально выше черты бедности, составляют люди не способные оплачивать гонорары адвокатов даже по умеренным ценам. Адвокатура на сегодняшний день носит некий элитарный характер, поскольку доступна не всем россиянам. В связи с этим в ряде регионов разрабатывается сеть так называемой «социальной адвокатуры», развиваемой либо силами и по инициативе наиболее известных адвокатов, либо в виде проектов для отдельных регионов, которые участвуют в эксперименте по созданию государственных юридических бюро. Для жителей всех остальных регионов, действуют общие правила предоставления юридической помощи на льготных условиях. Рассмотрим их подробно.

По гражданским делам согласно ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» юридическая помощь оказывается бесплатно малоимущим гражданам в следующих случаях по гражданским делам:

1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий. Если же требуется составить исковое заявление в суд по указанным вопросам — юридическое обслуживание также осуществляется бесплатно;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией. Однако адвокат не обязан участвовать в вопросах досудебного урегулирования, поскольку разрешение споров подлежит судебным процедурам.

Таким образом, по гражданским делам законом не предусмотрена обязательность участия адвоката, в отличие от уголовного судопроизводства. Так, например, не требует обязательного участия адвоката развод и раздел имущества. Оказание юридических услуг гражданам других категорий либо не имеющим гражданства РФ или статуса малоимущего гражданина осуществляется на общих основаниях. Отсутствие представителя у стороны по гражданскому делу не является препятствием для рассмотрения дела или основанием для изменения состоявшегося судебного решения. Суд не вызывает адвокатов по требованию стороны. Также в отличие от уголовного судопроизводства, в России еще не разработано положение об оплате труда адвокатов за счет государства, безвозмездно участвующих в процессах по гражданским делам. Поэтому обязать адвоката явиться в суд или участвовать в подготовке процесса за исключением вышеуказанных случаев нельзя. Зато можно обратится напрямую к заведующему юридической консультации или председателю коллегий адвокатов с просьбой предоставить адвоката по гражданскому делу на безвозмездной основе по причине тяжелого материального положения. Как правило, руководители адвокатских образований охотно идут на встречу и в силу доверительных отношений друг с другом помогут выполнить вашу просьбу.

По уголовному делу адвокат с оплатой своего труда за счет государственной казны предоставляется согласно ст. 51 УПК РФ, если:

1) подозреваемый, обвиняемый не сделал письменно заявление об отказе oт защитника;

2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право нa защиту;

4) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, нa котором ведется производство пo уголовному делу;

5) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

6) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

7) дело рассматривается судом в особом порядке при полном согласии с предъявленным обвинением.

Однако практика идет по пути расширительного толкования данной нормы закона и правом на адвоката предоставляется любому подследственному и подсудимому, независимо от приведенного выше перечня, если в силу материального положения он самостоятельно не в состоянии оплатить услуги адвоката. Следует иметь в виду, что право на «бесплатного» защитника обусловлено некоторым «минусом»: адвокат приглашается дознавателем, следователем или судьей. Клиент в выборе защитника уже не участвует. Впрочем, значение этого «минуса» нельзя оценить высоко, поскольку в соответствии с законодательством Обязанности адвоката при оказании им юридической помощи бесплатно не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар. (п. 8 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката). Практика показывает, что большинство адвокатов, выразивших желание принять безвозмездное поручение по таким делам работают что говориться «на совесть», так как если бы они отрабатывали уплаченный гонорар.

В то же время, следует отметить лицу, требующему оказание юридических услуг бесплатно закон гарантирует лишь самый их минимум. Поэтому эффективность работы адвокатов в этих случаях невысока. И связано это не с работой самих адвокатов, а с тем обстоятельством, что юридическое сопровождение дела требует компенсации технических и иных расходов, например, для назначения объективных экспертиз, командировки с целью сбора новых доказательств и т. п. В ряде случаев личное присутствие адвоката просто необходимо для успешного завершения дела. Судебная тяжба «по почте», конечно, дешевле, но менее результативна.

Что касается юристов без статуса адвоката, то они вообще не связаны рамками закона в части льготного обслуживания населения. Однако, среди таковых юристов, встречаются лица, работающие в различного рода общественных организациях, готовые в силу уставных положений данной организации оказывать бесплатную юридическую помощь. При этом такие организации нередко привлекают к участию в деле адвокатов и оплачивают их труд в интересах обратившегося лица.

Текст статьи переработан и приведен и изменениями по состоянию на дату обновления сайта. Первоначальный текст опубликован в журнале «Услуги и цены», сентябрь 2004 года, автор: Иван Кузьмин, адвокат, к.с.н

Кто имеет право на беcплатного адвоката в суде

2 июня 2011 Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О бесплатной правовой помощи». Этот Закон был принят в соответствии со ст. 59 Конституции Украины, которой предусмотрено, что каждый имеет право на правовую помощь, а в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно. В чем преимущество нового закона перед старым, «Деньгам» объяснил Тарас Олицкий, адвокат Адвокатского объединения «Олицкий, Яценко и партнеры».

До сих пор право на бесплатную правовую помощь реализовывалось в Украине крайне ограничено, исключительно в уголовном процессе. Единственной нормативной базой, которая регулировала данный вопрос, кроме самой статьи Конституции Украины, была в. 47 УПК Украины и постановление Кабинета Министров Украины от 14 мая 1999 года «Об утверждении порядка оплаты труда адвокатов по предоставлению гражданам правовой помощи в уголовных делах за счет государства».

На практике выглядело это так. В случае возбуждения против лица уголовного дела, если такое лицо заявляло следователю или суду, в зависимости от стадии уголовного производства, что оно желает воспользоваться услугами защитника, но не имеет финансовой возможности оплатить такие его услуги, то следователь или суд, руководствуясь ст. 47 УПК Украины, принимал решения о привлечении защитника за счет государства, то есть бесплатно для подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Аналогично вопрос о привлечении защитника решался и в тех случаях, когда по закону его участие в уголовном деле было обязательным.

Такими «бесплатными» защитниками были адвокаты, которые работали в адвокатских объединениях, и которых привлекали к защите их руководители. Довольно часто вопрос о привлечении адвоката «по 47-й» решался либо за счет личных отношений между ним и следователем, прокурором или судьей, или через органы адвокатского самоуправления, квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры.

Формально адвокаты, которые оказывали малоимущим лицам правовой помощи, получали за это денежную компенсацию, но ее размер был на столько незначительным, а порядок получения из Государственного бюджета настолько усложненным, что такая помощь не только предоставлялась бесплатно, но и была бесплатной для самого адвоката. Мало кто из адвокатов вообще тратил время на ее фактическое получение, а за этой платой закрепилось прозвище «хамской». Поэтому нетрудно понять, что мотивации работать хорошо «по назначению» у адвокатов было мало. Кроме того, очень часто к криминальным процессам привлекались адвокаты, которые вообще не имели соответствующей практики и занимались до этого исключительно гражданскими, хозяйственными или семейными делами. То есть предоставление бесплатной правовой помощи не было выгодным ни адвокатам, ни их подзащитным, а следовательно и сами клиенты в большинстве случаев не были удовлетворены качеством юридической помощи.

Принятый Закон, надеемся, изменит ситуацию к лучшему. Закон расширил сферу оказания правовой помощи, теперь первичная правовая помощь может предоставляться всем лицам, находящимся под юрисдикцией Украины. В то же время законодатель четко определил, на какие именно виды юридической помощи могут рассчитывать конкретные категории граждан. Аналогично урегулирована ситуация и с вторичной бесплатной правовой помощью, которая является более широкой по объему и содержанию, однако в то же время на нее имеют право исключительно незащищенные, малоимущие лица за четко определенными признаками.

Согласно принятому Закону бесплатная правовая помощь бывает двух видов (первичная и вторичная) и предоставляется следующим образом. Первичная правовая помощь включает такие виды правовых услуг:

1) предоставление правовой информации;
2) предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
3) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);
4) оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Лицами, имеющими право на такое пособие есть все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, то есть все без исключения граждане Украины, лица без гражданства и иностранцы, в том числе и беженцы. Субъектами оказания первичной юридической помощи являются органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных началах, и специализированные учреждения, которые образуются также органами местного самоуправления.

Безвозмездная вторичная правовая помощь включает такие виды правовых услуг:

1) защиту от обвинения;
2) осуществление представительства лиц в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
3) составление документов процессуального характера.

Право на бесплатную вторичную правовую помощь имеют следующие категории лиц:

1) лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, если среднемесячный совокупный доход их семьи ниже суммы прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии в Закон Украины «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, инвалиды, получающие пенсию или пособие, назначается вместо пенсии, в размере менее двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц — на все виды правовых услуг, указанных выше;
2) дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье — на все виды правовых услуг, указанных выше;
3) лица, к которым применено административное задержание — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
4) лица, к которым применен административный арест, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
5) подозреваемые в совершении преступления лица, задержанные органами дознания и следствия — на правовую услугу, указанную выше в пункте 1;
6) лица, к которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, — на правовую услугу, указанную выше в пункте 1;
7) лица, по делам которых в соответствии с положениями УПК Украины участие защитника является обязательным, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 1 и 3;
8) лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах» — на все виды правовых услуг, указанных выше;
9) ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 1-3;
10) лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении
гражданской дееспособности физического лица, признание физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
11) лица, в отношении которых суд рассматривает дело о даче психиатрической помощи в принудительном порядке, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
12) лица, реабилитированные согласно законодательству Украины, — на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3.

Субъектами оказания бесплатной вторичной правовой помощи в Украине являются:
1) центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, которые образуются Министерством юстиции Украины;
2) адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту, который заключается с вышеуказанным центром;
3) адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе на основании договора, который тоже заключается с центром по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.

Финансирование юридической помощи осуществляется за счет расходов Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Сейчас трудно прогнозировать как Закон будет действовать на практике, ведь в Украине очень часто бывает и так, что достаточно удачные законы нивелируются их полным неисполнением или откровенным саботажем со стороны государственных служащих-непосредственных исполнителей. Одновременно для того, чтобы упомянутый Закон начал действовать в полной мере, нужно очень много сделать, в частности, организовать при органах местного самоуправления специализированные учреждения, а при территориальных управлениях юстиции — соответствующие центры по оказанию вторичной правовой помощи, и самое главное, обеспечить их надлежащее и адекватное, справедливое по отношению к выполняемой адвокатами работы, финансирование.

Если обобщить сказанное, то плюсами Закона для граждан станет следующее: бесплатная правовая помощь будет оказываться не только в уголовных делах; любое лицо, которое захочет воспользоваться такой помощью и будет иметь право на это в соответствии с законом, будет четко понимать, куда ей необходимо обратиться и каким образом реализовать свое право на такую помощь, также заранее известно, какие конкретно виды услуг лицо имеет право получить. Есть положительные моменты и для юристов: привлекаться к такой работе будут не все адвокаты в «добровольно-принудительном» порядке и вне зависимости от специализации, а лишь те, которые по собственной воле заключили контракты и договоры с учреждениями (центрами) или будут работать в них на постоянной основе. Вместе с тем, законодатель четко определил, какие именно категории лиц требуют безвозмездной помощи, значит есть надежда, что такая адвокатская работа все же будет должным образом оплачиваться, а правовая помощь будет все же помощью, а не выполнением предусмотренных законодательством формальностей.

Кому полагается бесплатная правовая помощь адвоката. Кто может вызвать бесплатного адвоката. Новый порядок информирования бесплатных адвокатов

В Конституции предусмотрено, что украинские граждане равны перед законом и имеют одинаковый доступ к правосудию независимо от своего имущественного положения.

С 2014 года в Украине открыли 550 центров бесплатной правовой помощи, расположенных по всей стране. Ежегодно в этих центрах консультируют в среднем 700 тысячам граждан.

Бесплатную правовую помощь получают пенсионеры, малообеспеченные, участники АТО, ветераны, внутренне перемещенные лица и другие. В основном это люди, у которых нет возможности нанять адвоката за собственные деньги.

За год мы фиксируем менее 1% жалоб на адвокатов и юристов, работающих в системе бесплатной правовой помощи. Об этом рассказал министр юстиции Павел Петренко.

Недавно правительство внесло изменения в Порядок информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания, административного ареста или применения меры пресечения в виде содержания под стражей.

Была предусмотрена возможность информирования региональных центров по оказанию правовой помощи уполномоченным Верховной Рады по правам человека или его представителями о случаях несообщения при задержании и принудительному удержанию лиц.

Порядок информирования бесплатных адвокатов устанавливает общие требования и механизм информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о таких случаях:

задержание по подозрению в совершении преступления

задержание на основании постановления следственного судьи, суда о разрешении на задержание с целью привода

применения административного задержания или административного ареста или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей.

Информировать бесплатных адвокатов о таких случаях должны органы, уполномоченные осуществлять задержание, органы предварительного расследования, следователи, прокуроры, должностные лица, ответственные за пребывание задержанных, другие уполномоченные должностные лица.

Отныне информировать бесплатных адвокатов могут уполномоченный Верховной Рады по правам человека или его региональные представительства.

О задержании можно сообщить бесплатным адвокатам по телефону контактного центра системы предоставления бесплатной правовой помощи 0-800-213-103. Этот номер работает круглосуточно, он бесплатный со стационарных и мобильных телефонов в пределах Украины.

Чтобы получить квалифицированную правовую помощь, можно обратиться к адвокату Тимохову О.Е., который поможет вам в любой критической ситуации за цену, ниже рыночных.

Право на бесплатного адвоката отменят?

Кабинет Министров может лишить украинцев права на бесплатного адвоката.

Кабинет Министров может лишить украинцев права на бесплатного адвоката. Юристы считают, что отменить эту конституционную норму невозможно — предоставление правовой помощи адвоката в уголовных делах за государственный счет является на сегодняшний день гарантированным правом украинцев. «Известия в Украине» разбирались, насколько реально отобрать у граждан это право и может ли бесплатное юридическое обслуживание быть качественным.

Дельный вопрос

Кабинет Министров намерен внести некоторые изменения в порядок использования средств госбюджета для предоставления гражданам за счет государства правовой помощи в уголовных делах. Первое, что стало причиной для беспокойства — это возможная отмена права на бесплатные услуги адвоката для тех, кто не может их оплатить. Примечательно мнение юристов по этому поводу. Они считают, что для беспокойства поводов нет, поскольку отменить эту норму просто невозможно.

«Статья 59 Конституции Украины говорит о том, что каждый имеет право на бесплатную правовую помощь в случаях, предусмотренных законом. Мировая практика тоже идет этим путем. В частности, Конвенция о защите прав человека и основоположных прав (пункт 3, подпункт «c») также предусматривает право на бесплатную правовую помощь. В статье 93 Уголовного процессуального кодекса Украины установлено, что оплата труда защитника при участии в деле за счет государства устанавливается Кабинетом Министров Украины. Сегодня такая оплата услуг проводится согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 821 от 14.05.99», — рассказала «Известиям в Украине» партнер юридической компании «Эйдиком» Алена Воронцова. «В Уголовном процессуальном кодексе прописаны случаи, когда участие защитника является обязательным. Если человек не может сам заплатить за услуги адвоката, его назначит суд. Это касается дел, в которых подозреваемыми или обвиняемыми являются лица в возрасте до 18 лет, лица с физическими или психическими недостатками. Обязательно участие защитника по делам тех, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, а также когда наказание предусматривает пожизненное заключение, при производстве дел о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера», — разъяснил «Известиям в Украине» директор юридической фирмы «Право и справедливость» адвокат Вячеслав Гергелийнык.

По мнению Алены Воронцовой, изменения коснутся только Постановления Кабинета Министров. «Это не значит, что бесплатная помощь в уголовных делах перестанет существовать как таковая. Для такого решения необходимо внесение изменений в Основной закон, Уголовный процессуальный кодекс, закон об адвокатуре и другие, а это не в компетенции Кабинета Министров Украины», — рассказала Алена Воронцова. По мнению юриста, правительством может быть изменен сам порядок оплаты работы адвоката, ее размеры. «Сейчас стоимость часа работы такого адвоката составляет 2,5% от минимальной заработной платы, это около 24 гривен», — добавляет она.

Адвокат по собственному желанию

«Украинцы не спешат пользоваться бесплатными услугами правозащитников в серьезных судебных процессах, в основном обращаются к тем, кто специализируется на определенных делах. Считают, что бесплатное не может быть качественным. А вот предоставление бесплатных консультаций юридическими компаниями, муниципальными отделами пользуется большой популярностью. Чаще всего это имущественные вопросы, разъяснения порядка заполнения, подачи документов», — поделилась с «Известиями в Украине» правозащитница Ирина Плех.

Алена Воронцова считает, что беспокоиться относительно качества бесплатных услуг не стоит: «Конечно же, стоимость часа работы адвоката по договору существенно разнится со стоимостью часа назначенного в законном порядке защитника в сторону увеличения, но это не значит, что юридическая помощь будет менее квалифицированной или адвокат будет работать хуже. Это его обязательство и фактически, если он откажется или будет выполнять свои обязанности не надлежащим образом, его могут лишить права на адвокатскую деятельность». Как уточнила юрист, к правозащитнику, которого назначает суд, существуют определенные требования. «Адвокат, которого назначает государство, обязательно должен входить в адвокатское объединение. Предоставление таких услуг — обязательство главы такого объединения. Привлечь по инициативе государства частного адвоката, не входящего в адвокатское объединение, нельзя. Правда, тут некоторые нормы пересекаются. Частный адвокат может участвовать в этом деле только по своему желанию (договору), но вместе с тем адвокат не может отказать в предоставлении правовой помощи, кроме некоторых случаев, в частности, если такой род дел не в его компетенции», — рассказала Ирина Плех.

Бесплатный адвокат для потерпевшего от преступления – актуальный ли это вопрос?

Квалифицированная юридическая помощь адвоката потерпевшему во время производства по уголовному делу – обусловленная необходимость не только для того, чтобы справедливость восторжествовала, но и потребность самого потерпевшего. Это связано с тем, что зачастую в силу самых разных причин потерпевший самостоятельно не может защитить свои права – это и правовая неграмотность, и стресс, испытанный им во время совершения преступления в отношении него или его близких.

Судопроизводство в Российской Федерации, как известно, осуществляется на основе состязательности и равноправия. Однако если подозреваемому, обвиняемому или подсудимому положен бесплатный адвокат (ч. 5 ст. 50 УПК РФ: «В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета»), то потерпевшему – нет.

О подобной несправедливости было сказано на круглом столе, который был проведен Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организацией «Правосознание» 17 ноября 2014 года в рамках проекта «Права потерпевших и родственников осужденных». В частности, адвокат Хардина Елена Викторовна указывала, что действующее законодательство не предусматривает обеспечение потерпевших квалифицированным юристом (адвокатом), что ставит их в неравные права с обвиняемым, таким образом отсутствует баланс в уголовном процессе между данными категориями лиц.

О существовании данной проблемы в интервью для сайта нашей организации (www.pravosoznanie.org) также рассказал Хромов Дмитрий Викторович, помощник начальника ГУФСИН России по Челябинской области по соблюдению прав человека в уголовно исполнительной системе: «…уголовному правосудию необходимо решать задачу достижения равновесия между законными интересами трех сторон — государства, обвиняемого и потерпевшего. При этом нельзя не отметить, что интересы государства защищаются органами прокуратуры, интересы обвиняемого – адвокатом, в то время как потерпевшие имеют возможность отстоять свои права и законные интересы с помощью адвоката лишь в редких случаях. Ведь, как ни парадоксально, у потерпевшего нет права воспользоваться услугами бесплатного защитника. Такое право предусмотрено только для обвиняемого».

Дьячкова Юлия Евгеньевна, доцент кафедры психологии развития Южно-Уральского государственного университета, кандидат психологических наук в интервью сайту в рамках проекта «Права потерпевших и родственников осужденных» рассказывая о переживаниях связанных с ситуацией, вызванной преступлением, и о факторах, влияющих на психологическое состояние, также указывала, что «процессуальная незащищенность жертв преступления (отсутствие права на бесплатного адвоката, трудности с возмещением морального вреда и др.) также негативно сказывается на потерпевшем».

На сегодняшний день в российском законодательстве бесплатная юридическая помощь адвокатов регламентирована следующими законами:
— Конституцией РФ,
— Уголовно-процессуальным кодексом РФ,
— Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,
— Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

В указанных законах перечислены те или иные категории лиц, имеющих право на услуги бесплатного адвоката, а также случаи, когда эти лица могут воспользоваться данным правом.

Тем не менее, в данных нормативных актах отсутствует возможность потерпевшего на бесплатного адвоката. Да, помощь адвоката на бесплатной основе потерпевшему теперь возможна в случае преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, но категории дел, по которым потерпевшим необходима бесплатная помощь адвоката намного шире. Стоит сказать, что по нашему мнению, гражданам, которые являются потерпевшими от преступления, и не могут самостоятельно оплатить услуги защитника, адвокат должен предоставляться бесплатно (то есть оплата его услуг должна производится государством).

Обратимся к международному опыту по данному вопросу.

В резолюции Комитета министров Совета Европы от 02 марта 1978 года «О юридической помощи и консультациях» говорится, что «учитывая, что право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству, … является одним из основных признаков любого демократического общества; учитывая, что важно, таким образом, принять все необходимые меры с целью устранения экономических препятствий для доступа к правосудию и что наличие соответствующих систем юридической помощи будет способствовать выполнению этой задачи, особенно в отношении лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении…».

Таким образом, Европейский Союз однозначно определил подход к юридической помощи малоимущим гражданам.

Французское законодательство предусматривает возможность оказания бесплатной (иногда льготной) юридической помощи гражданам по уголовным делам. Несмотря на то, что вознаграждение для адвоката по таким делам является небольшим, такая помощь составляет значительный процент от всех дел.

В Австрии уголовно-процессуальное законодательство также дает возможность малоимущим лицам право на представление их интересов в суде бесплатно, а оплата услуг адвоката происходит из федерального бюджета. Для этого малоимущим гражданам необходимо предоставить в суд декларацию о доходах.

Шведское законодательство не регулирует оплату услуг юридических работников, но существует одно исключение – закон о юридической помощи, который закрепляет право на получение бесплатной юридической помощи для лиц с низким заработком. На данную помощь могут рассчитывать подданные, чей годовой доход ниже установленного правительством. В этом случае оплата услуг адвоката производится за счет средств государства.

В Финляндии для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана структура государственных юридических бюро, подведомственных Министерству юстиции. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах. Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена определенная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи.

Стоит добавить, что шкальная система оценки финансового благополучия граждан для возможности оказания бесплатной помощи постепенно появляется во многих странах Европы.

Подводя итог краткому анализу европейского законодательства по вопросу предоставления бесплатного защитника для потерпевших, можно сделать вывод о том, что государства предоставляют возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи населению в зависимости от дохода каждого конкретного человека.

Согласно российскому законодательству, потерпевший может самостоятельно нанять адвоката, который будет его консультировать и представлять в суде, включив стоимость услуг адвоката в понесенные материальные затраты, а затем, после провозглашения приговора или вынесения решения в рамках гражданского судопроизводства, требовать их компенсации с осужденного. Но ни для кого не секрет, что порой с осужденного фактически нереально что-то получить.

В уголовном процессе на стороне обвинения (на стороне потерпевшего) находится прокурор, к которому, теоретически, потерпевший может обратиться за консультацией, но, как показывает практика, этого мало.

Мы попросили адвоката Хардину Елену Викторовну подумать на данную тему. Она указала, что «согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, предоставление бесплатного адвоката по уголовным делам возможно только обвиняемым. У потерпевших же такой законодательно закрепленной возможности получения квалифицированной юридической помощи не имеется. Некоторые правоприменители считают, что такое положение обуславливается самой сутью существования правоохранительных органов, деятельность которых, в первую очередь, направлена на защиту прав и интересов граждан, пострадавших от преступных деяний. В связи с этим прокурор, поддерживая государственное обвинение, тем самым защищает нарушенные права потерпевшего. Однако, следует отметить, что у государственного обвинителя – свои задачи, которые отличаются от целей адвоката в уголовном процессе. Адвокат представляет интересы конкретного потерпевшего, а обвинитель – выступает от имени государства. Также необходимо обратить внимание на то, что базой для государственного обвинителя, участвующего в процессе, являются материалы уголовного дела, собранные на стадии следствия.

В первую очередь обязанностью правоохранительных органов является доказывание вины обвиняемого и привлечение его к уголовной ответственности.

Но у потерпевшего помимо защиты своих нарушенных прав в результате преступления имеется и еще одна задача – возмещение вреда, который был ему причинен преступлением.

Считается, что при объединении усилий правоохранительных органов с квалифицированной работой адвоката, наказание для виновного будет реальным и объективным.

К сожалению, защита со стороны государства не во всех случаях эффективна, и потерпевший может оказаться в положении «утопающего», которому нужен «спасательный круг». Эту роль выполнит квалифицированный юрист. Чем раньше потерпевший обратится за юридической помощью к адвокату, тем надежнее будут представлены, а иногда и защищены его законные права и интересы».

Квалифицированная юридическая помощь потерпевшим от преступлений – это не привилегия и не излишество, а объективная необходимость. То, что действующее законодательство фактически ставит вопрос привлечения адвоката к защите прав потерпевшего в зависимость от его финансовых возможностей (может ли он сам нанять себе адвоката или нет), не способствует вере граждан в государство и справедливость. Данную ситуацию необходимо менять.

Решение обозначенной проблемы – это изменение позиции государства и внесение изменений в законодательство: либо внесение изменений или дополнений в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части лиц, которым положена данная помощь, а также видов оказываемых услуг либо уточнений случаев, предусмотренных государственной системы бесплатной юридической помощи; либо внесение изменений в статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, предполагающей возможность предоставления бесплатного адвоката для потерпевшего.

Обозначенный в настоящей статье вопрос требует широкого обсуждения и анализа заинтересованными сторонами (так, немаловажным обстоятельством является вопрос финансирования данной возможности – и, возможно, это является единственным аргументом против предоставления потерпевшим права на бесплатного адвоката). Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» продолжит собирать мнения экспертов по данному вопросу и постарается еще вернуться к данной теме в своих материалах.

О бесплатной юридической помощи: просто и понятно (Баймуханова К.Р., заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов)

Баймуханова Кадыржан Рысмухановна,

заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов,

член президиума Республиканской коллегии адвокатов.

1. Что такое бесплатная юридическая помощь? Для кого она бесплатная и кто оплачивает расходы, связанные с ней?

Бесплатная юридическая помощь законодательством — это юридическая помощь, оказываемая физическим лицам на бесплатной основе, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Законы «Об адвокатской деятельности», «О гарантированной государством юридической помощи», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентируют круг лиц, которые вправе получить бесплатную юридическую помощь, и порядок ее предоставления. Обязанность по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи возложена на адвокатуру Казахстана. Труд адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, оплачивается за счет средств государства.

2. Почему государство должно оплачивать юридическую помощь гражданам? Какая от этого польза государству?

Право на получение юридической помощи — одно из фундаментальных прав, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан. Обеспечение этого права — залог справедливого судебного разбирательства, защиты от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для государства важно обеспечить право на защиту, если у обвиняемого нет средств для оплаты услуг адвоката. От эффективности обеспечения этого права зависят интересы правосудия и в целом имидж государства.

3. Как решается вопрос оказания бесплатной юридической помощи в Казахстане?

Если обратиться к истории этого вопроса, то Положение об адвокатуре Казахской ССР оказание бесплатной юридической помощи и оплату труда адвокатов этих случаях полностью возлагало на коллегии адвокатов.

В настоящее время Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» оказание бесплатной юридической помощи возлагается на адвокатов, а коллегии адвокатов лишь принимают меры по обеспечению деятельности адвокатов. Круг лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно, установлен статьей 6 Закона. К ним отнесены истцы по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; истцы и ответчики, являющиеся участниками Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту. Однако указанные лица могут обратиться к помощи адвоката лишь в том случае, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью.

Юридическую помощь могут получить бесплатно также и другие граждане, но только по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана.

Получить бесплатную юридическую помощь могут также и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Если во всех перечисленных случаях Законом строго определен перечень вопросов, то для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, какие-либо ограничения не установлены, поэтому они могут обращаться к адвокатам по любым интересующим их вопросам, без ограничения.

Случаи и круг лиц, которым адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно, определены также и Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Так, статья 67 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает 11 случаев, когда участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что на бесплатную юридическую помощь может претендовать любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении уголовного правонарушения. Для этого достаточно лишь сделать заявление, что он нуждается в помощи адвоката, но денег на оплату труда адвоката нет. В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или юридическую консультацию.

Аналогичный порядок назначения защитника установлен также и Кодексом об административных правонарушениях, с той разницей, что по делам этой категории участие адвоката обязательно лишь в 4-х случаях. Здесь также достаточно одного заявления о нуждаемости в помощи адвоката и отсутствии средств на оплату труда адвокатов, и защитник назначается через профессиональную организацию адвокатов.

В уголовном процессе обязательное участие адвоката предусмотрено также по представительству интересов определенного круга потерпевших. Это — несовершеннолетние, не владеющие языком судопроизводства, а также лишенные по своему физическому или психическому состоянию возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Здесь также достаточно заявления о том, что потерпевший или его законный представитель не может пригласить адвоката по собственному выбору из-за отсутствия средств для оплаты труда адвоката, и участие адвоката обеспечивается через профессиональную организацию адвокатов.

Что касается оплаты труда адвоката в указанных случаях, то законодательством предусматривается обязанность органа следствия или суда освободить гражданина полностью или частично от оплаты юридической помощи, наличии к тому оснований, и вынести постановление об оплате труда за счет государства. При этом не конкретизируется, какие основания должны наличествовать для полного или частичного освобождения гражданина от оплаты юридической помощи.

4. Сколько это стоит государству? Каков размер бюджета на бесплатную юридическую помощь?

Бюджетные расходы для финансирования оплаты труда адвокатов устанавливаются законом о республиканском бюджете на трехлетний период и ежегодно корректируются при уточнении бюджета на текущий год. Сумма финансирования рассчитывается, исходя из размера минимальной заработной платы на текущий год. Так, Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» финансирование на текущий год установлено в пределах 1,3 млрд. тенге. Для кого-то эта сумма покажется огромной. Но если разделить эту сумму на количество адвокатов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь, то в среднем на одного адвоката приходится в пределах 50 тыс. тенге в месяц. Отсюда и ответ на следующий вопрос.

5. Как можно обеспечить качество юридической помощи предоставляемой за счет средств государства? Какие наиболее эффективные меры существуют в этом направлении?

Обеспечение качества юридической помощи главным образом может быть достигнуто только лишь при материальной заинтересованности адвоката. Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи» не устанавливает обязательность участия в оказании бесплатной юридической помощи всех адвокатов, в нем могут участвовать лишь желающие. Однако, на практике не все из них принимают участие в оказании такой помощи. А из числа адвокатов, включенных в список участвующих в оказании гарантированной государством юридической помощи, фактически принимают участие всего лишь 2371 адвокат.

Причиной этому, безусловно, являются низкие расценки оплаты труда адвокатов. Кроме того, отказ органами следствия и судами в оплате времени ожидания начала следственных действий, судебных разбирательств, отложения судебных процессов, посещения подзащитных в следственных изоляторах, ознакомления с материалами дела, составления различных документов, несмотря на их регламентацию действующим законодательством, отрицательно влияют как на оплату труда адвокатов, так и на качество юридической помощи.

Конечно, оплата труда адвоката не может быть равнозначной рыночной, поскольку это все-таки бюджетные средства. Тем не менее, проблема повышения размера оплаты имеется, и ее надо решать, если не сейчас, когда государство наше находится в сложном экономическом положении, то хотя бы в будущем. Поэтому я думаю, что это вопрос времени. Было время, когда часовая ставка труда адвоката составляла всего 200 тенге, и все же, несмотря на всякие трудности, эта проблема была решена.

Вместе с тем надо отдать должное тем адвокатам, даже из числа тех, кто не участвует в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, а их большинство, все-таки оказывают юридическую помощь pro bono, то есть абсолютно без оплаты, иными словами на благо общества, всем, кто в ней нуждается.

6. Кто в нашей стране является наиболее активным инициатором реформ в этой сфере?

Разумеется, активную роль в продвижении реформ в сфере оказания бесплатной юридической помощи является адвокатура. Так, вопрос о реформировании системы оплаты труда адвокатов за счет средств государства постоянно поднимается Республиканской коллегией адвокатов. Впервые такая инициатива была поддержана Правительством Республики Казахстан в 2010 году. Однако для ее реализации потребовались долгие четыре года, и лишь в рамках реализации Закона «О гарантированной государством юридической помощи» эта проблема нашла некоторое решение.

Так, с 1 января 2015 года размер оплаты за участие адвокатов по уголовным делам рассчитывается, исходя из тяжести предъявляемого обвинения. Так, при участии адвоката на досудебных стадиях и в судебных разбирательствах в качестве защитников лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также в качестве представителей лиц, потерпевших вследствие указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/10 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. Если осуществляется защита лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, или представительство интересов лиц, потерпевших от указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/15 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. В остальных случаях участия адвоката в уголовном и гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, а также оказания юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составления различных документов правового характера оплата производится из расчета 1/21 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан.

Размер минимальной заработной платы ежегодно меняется в сторону увеличения, следовательно, увеличивается и размер оплаты. Однако все познается в сравнении. На постсоветском пространстве систему оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, принято считать, если не самой лучшей, то одной из лучших. Если же сопоставить оплату труда казахстанских адвокатов с коллегами из дальнего зарубежья, то, конечно, нам надо еще долго и упорно добиваться улучшения в этой сфере.

Возвращаясь к вопросу о наиболее активных инициаторах реформ, необходимо отметить роль Министерства юстиции Республики Казахстан. По инициативе Министерства юстиции в 2013 году был принят Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи». Несмотря на то, что закон имеет рамочный характер, в силу чего остались не решенными многие проблемы, в целом надо отдать должное тому, что он решил одну из главных проблем — установил единую бюджетную программу по оплате труда адвокатов и единого администратора этой бюджетной программы в лице Министерства юстиции как уполномоченного органа.

Министерством юстиции также поддержана инициатива Республиканской коллегии адвокатов об образовании рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством. В состав рабочей группы вошли адвокаты г. Астаны, Акмолинской области. В обсуждении проектов указанных документов принимали участие также и адвокаты г. Алматы и Актюбинской области. В настоящее время разработка указанных документов завершена. Приказ Министра юстиции «Об утверждении Правил оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством» опубликован в Информационно-правовой системе «Әділет». Обнародование двух других документов ожидается в ближайшее время.

7. Какие проблемы существуют на сегодняшний день?

Проблемы есть, и их решение зависит от многих факторов, требующих как законодательного разрешения, так и совершенствования правоприменительной практики. В рамках настоящего интервью не представляется возможным изложить все из них, поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых.

Как я отмечала выше, обеспечивая гражданам доступ к бесплатной юридической помощи по назначению, законодатель не требует проведения теста нуждаемости, поэтому проверка материального состояния лица, заявившего об отсутствии средств на оплату труда адвокатов, не проводится. Это приводит к искусственному завышению числа лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, особенно по уголовным делам. По состоянию на 1 июля 2015 года адвокаты принимали участие в качестве защитников в отношении более 70 процентов граждан по уголовным делам, хотя возможно многие из них могли оплатить услуги адвоката. Это приводит также и к неэффективному использованию государством бюджетных средств. Поэтому ежегодно ощущается недостаточность выделяемых бюджетных средств, в результате чего адвокаты не могут своевременно получить заработную плату. В настоящее время после уточнения республиканского бюджета состояние с оплатой в определенной мере стабилизировалось.

До недавнего времени законодательством не решался вопрос о предоставлении лицу, не имеющему формального статуса подозреваемого или обвиняемого, права на получение квалифицированной юридической помощи. В новом Уголовно-процессуальном кодексе лицо, не имеющее формального статуса подозреваемого или обвиняемого, обозначено как свидетель, имеющий право на защиту. При этом статья 68 указанного кодекса, обязывает орган, ведущий уголовный процесс, обеспечить такому свидетелю, по его просьбе, участие защитника по назначению коллегии адвокатов или ее структурного подразделения на основании соответствующего постановления органа следствии или суд. Это касается и тех случаев, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока.

Однако вопрос об оплате труда адвоката в случае отсутствия у такого свидетеля средств остался нерешенным. По этому поводу шла долгая дискуссия при разработке вышеуказанных нормативных актов, в результате чего пришли к выводу, что этот вопрос требует проработки в рамках кодекса, а не подзаконных нормативных актов.

С 1 января 2016 года вводится в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, в котором предусматривается проведение адвокатами партисипативной процедуры. С этого периода вводится в действие также и нормы Закона РК «Об адвокатской деятельности» о проведении адвокатами партисипативной процедуры, в том числе и за счет бюджетных средств. Однако указанными актами не регламентируются круг лиц, в интересах которых адвокаты должны проводить такую процедуру.

Имеются проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи при исполнении приговоров. Не во всех случаях решения вопросов, связанных с исполнением приговоров, осужденный к лишению свободы имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом норма об обязательности рассмотрения судом вопросов исполнения приговора с участием защитника, носит формальный характер, поскольку адвокат назначается судом лишь после поступления материалов дела в суд, а не на ранних стадиях подготовки материалов. В результате адвокат лишен возможности участвовать в процессе подготовки материалов учреждениями уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, сказывается на исходе дела в отношении тех осужденных, которые не имеют средств для приглашения адвоката самостоятельно. Этот вопрос не решается также и уголовно-исполнительным законодательством.

Объем и качество юридической помощи является одной из главных проблем в сфере реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законодательством в достаточной степени регламентирована оплата труда адвоката не только за участие в конкретных процессуальных действиях, но и за действия, которые они выполняют самостоятельно. Это — ознакомление с материалами дела, составление различных документов, посещение подзащитного в следственном изоляторе для консультирования или выработки линии защиты, а также оплата времени ожидания начала и продолжения процессуального действия или судебного разбирательства случае отложения дела на другой день. Однако зачастую нормы закона в этой части не исполняются.

Также не оплачивается время, затраченное адвокатами на ожидания, поскольку ни суд, ни органы следствия, ни иные органы не готовы нести ответственность за ненадлежащую организацию судебного процесса или иных процессуальных действий, проводимых с участием адвоката. Для них не является зазорным пригласить адвоката для участия в конкретном деле и заставить его ждать начала судебного заседания или следственного действия, а по окончании следствия или судебного разбирательства отказать в оплате времени, затраченном адвокатом на ожидание или иное действие.

Проблемы оказания юридической помощи также усугубляются участившимися в последнее время фактами отказа адвокатам в допуске в здания судов и учреждений уголовно-исполнительной системы без предварительного осмотра и проверки адвокатского производства, средств мобильной связи, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, принадлежащей адвокату по мотивом борьбы с терроризмом. При этом указанные органы не допускают мысли о том, что такими действиями адвокаты приравниваются к их подзащитным, несмотря на законодательный запрет на отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.

Республиканской коллегией адвокатов по данному поводу было сделано заявление в средствах массовой информации. Однако ответа пока мы не услышали.

Имеются проблемы и при оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составлении документов правового характера, не связанных с ведением конкретного дела. Для получения такой помощи человек, обратившийся к адвокату, должен представить удостоверение личности и документ, являющийся основанием для оказания юридической помощи. На практике это обременительно, особенно для пожилых людей, пенсионеров, инвалидов. По нашей инициативе, Министерством юстиции было предложено Министерству здравоохранения и социального развития рассмотреть вопрос о предоставлении адвокатам доступа к базе данных в отношении пенсионеров или инвалидов, для того, чтобы адвокаты могли получить данные о таких лицах и оказать требуемую юридическую помощь в момент обращения, без бюрократических проволочек. Однако эта инициатива Министерством здравоохранения и социального развития не была поддержана. Объяснение — защита персональных данных…. Вопрос остается открытым и требует своего разрешения.

8. Какие пути решения рассматриваются?

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи рассматривались на коллегии Министерства юстиции Республики Казахстан в сентябре т.г. с участием представителей территориальных органов юстиции и коллегий адвокатов. По результатам обсуждения были приняты конкретные решения, в том числе и о необходимости внесения проблемных вопросов правоприменительной практики по оказанию бесплатной юридической помощи населению на рассмотрение Координационного Совета правоохранительных органов. Соответствующие предложения нами внесены в Министерство юстиции, какое решение будет принято советом, покажет время.

Также предстоит работа в рамках участия в рабочей группе Мажилиса Парламента страны по рассмотрению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства», инициированного депутатами.

9. Какой международный опыт был бы полезен для Казахстана в вопросе реформирования системы БЮП?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в разных странах установлен различный порядок труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе. Да и в силу различий правовой природы то, что приемлемо для других государств, может оказаться трудно реализуемым у нас. Поэтому требуется системное изучение международного опыта в этой сфере.

Смотрите еще:

  • Военный комиссариат абанского района красноярский край Адреса и телефоны Военкоматов России С миру по нитке, Уважаемые Форумчане! Давайте попробуем создать электронный справочник. Пожалуйста, публикуйте здесь адреса и телефоны военкоматов в […]
  • Ищу свидетелей дтп в нижнем новгороде в контакте Происшествия Нижний Новгород. Я журналист Online Информация О месте: Вы сняли что то интересное, выкладывайте сюда. Пусть все увидят. #Происшествия в #Нижнем #Новгороде 24 часа в сутки, 7 […]
  • Адвокат еремина галина михайловна Еремина Галина Михайловна Реестровый номер: 24/235 Адвокат, Красноярский край Подразделение(адрес): не указан Телефон: не указан Страница на портале об Адвокате сделана в соответствии с […]
  • Мировой суд дзержинского района г ярославля Мировой суд дзержинского района г ярославля ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ул. Труфанова, д. 26, г. Ярославль, 150999 Электронная почта суда: [email protected] Телефон/факс: […]
  • Закон о защите прав потребителей гарантийный срок украина Закон о защите прав потребителей гарантийный срок украина Обеспечение гарантии качества проданных товаров, в том числе посредством безоплатного проведения гарантийного ремонта, является […]
  • Статья 129 ук рф клевета и оскорбление Статья 129. Клевета Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ в статью 129 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. Статья 129. Клевета 1. […]
  • Адвокат шиповской Адвокат Шиповской Константин Александрович Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 34/951; Номер удостоверения: 1980; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: […]
  • Телероман развод 55 56 серии ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Опубликовано 3 лет назад ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Развод 100101 серия HD 2015 Мелодрама,Телероман Все серии […]
admin

Обсуждение закрыто.