Федеральные законы как источники жилищного права

Федеральные законы как источники жилищного права

Содержание статьи:

Источники жилищного права

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права

Жилищное законодательство — система законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых устанавливаются, изменяются или прекращаются жилищно-правовые отношения.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, субъектам РФ предоставляется право иметь собственное жилищное законодательство по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, при наличии же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции), в том числе осуществляют собственное правовое регулирование жилищных отношений, принимая законы и иные нормативные правовые акты.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции).

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции источники жилищного права подразделяются на две основные группы:

  1. федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними на федеральном уровне нормативные правовые акты;
  2. законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных зако – нов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Важным законом, регулирующим жилищные отношения, является ЖК, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., необходимость принятия которого давно назрела в связи с переходом к рыночным отношениям, требовавшим принципиально иного подхода к решению жилищной проблемы. Если ранее государство принимало на себя обязательство обеспечить своих граждан жильем, то в новых условиях подавляющее большинство граждан должно приобретать и строить жилые помещения за свой счет. Задачей же государства является содействие гражданам в этом, в том числе посредством использования рыночных механизмов.

В соответствии со ст. 4 Закона о введении ЖК впредь до приведения в соответствие с ЖК законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК и указанному Федеральному закону.

Изданные до введения в действие ЖК нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК, ЖК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Закона о введении ЖК.

Впервые в ЖК предпринята попытка четкого разграничения компетенции органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области жилищных отношений. Данное разграничение должно учитываться при принятии указанными органами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих эти отношения. Так, к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся:

  1. определение порядка государственного учета жилищных фондов;
  2. установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
  3. определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  4. определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  5. определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ;
  6. определение порядка предоставления жилых помещений указанного жилищного фонда гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;
  7. определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  8. определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правового положения их членов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах данных кооперативов;
  9. определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, правового положения членов этих товариществ;
  10. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
  11. определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
  12. признание в установленном порядке жилых помещений, входящих в жилищный фонд РФ, непригодными для проживания;
  13. установление правил пользования жилыми помещениями;
  14. определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
  15. правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
  16. установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;
  17. осуществление контроля за использованием и сохранно – стью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  18. иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами (ст. 12 ЖК).

В соответствии со ст. 13 ЖК к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся:

  1. государственный учет жилищного фонда субъекта РФ;
  2. определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ;
  3. установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  4. определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений в жилищном фонде субъекта РФ;
  5. определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений в жилищном фонде субъекта РФ;
  6. признание в установленном порядке жилых помещений, входящих в жилищный фонд субъекта РФ, непригодными для проживания;
  7. определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  8. осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  9. иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления.

Как видно, понятием компетенции в данном случае охватывается не только издание законов и иных нормативных правовых актов, но и деятельность в сфере жилищных отношений, осуществляемая в соответствии с жилищными нормами.

ЖК определил также компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений:

  1. учет муниципального жилищного фонда;
  2. установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  3. ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  4. определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  5. предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  6. принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
  7. согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  8. признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  9. осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

  • иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ (ст. 14).
  • 2.2. Значение Конституции для жилищного законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права

    Конституция является базовым нормативным актом всего российского законодательства, включая жилищное. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

    Применительно к жилищному праву могут быть выделены системообразующие законы, кчислу которых относятся Конституция, ЖК. Вокруг этих законов формируется все остальное жилищное законодательство, в состав которого входят не только федеральные законы, но и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции).

    Конституция содержит ряд положений, определяющих основы правового регулирования жилищных отношений. Такие положения закреплены, в частности, нормами о праве на жилище, защите этого права и обеспечении его реализации (ст. 40), неприкосновенности жилища (ст. 25), свободе выбора места жительства (ст. 27). Помимо норм, имеющих непосредственное отношение к жилищной сфере, в Конституции имеются нормы общего характера, также затрагивающие эту сферу. Поскольку в настоящее время весьма значительную часть жилищного фонда России составляет частный жилищный фонд, большое значение для обеспечения права граждан на жилище имеет принцип неприкосновенности частной собственности, который вытекает из положений ст. 35 Конституции: «Право частной собственности охраняется законом» (ч. 1); «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3). Тем самым обеспечивается возможность стабильного осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения гражданами-собственниками жилых помещений в соответствии с их назначением (ст. 288 ГК), а членам их семей – возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 292 ГК).

    Принцип неприкосновенности жилища тесно связан с другим конституционным принципом – неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции), поскольку запретом проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц ограничивается возможность получения сведений об их частной жизни вопреки их желанию.

    Затрагивая весьма существенные интересы граждан в условиях существующей жилищной проблемы, жилищные отношения нередко порождают конфликты между их субъектами, требующими судебного разрешения. В связи с этим большое значение для стабилизации данных отношений и обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов их участников имеют нормы Конституции о праве на судебную защиту и праве на обжалование в суд решений и действий (бездействия), нарушающих права и свободы граждан (ч. 1, 2 ст. 46). Последнее право также является актуальным, поскольку многие жилищные вопросы решаются в настоящее время органами местного самоуправления, смешанными органами (общественными комиссиями по жилищным вопросам, создаваемыми при органах местного самоуправления) и должностными лицами.

    Важнейшим специальным законодательным актом, регулирующим жилищные отношения, является ЖК. В новом ЖК, как и в ранее действовавшем, имеется разд. I «Общие положения». Однако его содержание значительно шире и приведено в соответствие с современным состоянием жилищных отношений. В нем содержатся основные положения, относящиеся к жилищным правам граждан; определены способы обеспечения условий для осуществления права на жилище; впервые наряду с нормами о недопустимости произвольного лишения жилища включены нормы о его неприкосновенности; также впервые законодательно решен ряд вопросов, не регламентировавшихся в прежнем ЖК РСФСР: о круге жилищных отношений, их участников; составе жилищного законодательства; основаниях возникновения жилищных прав и обязанностей; способах защиты жилищных прав; с учетом современной структуры органов управления в нашей стране решен вопрос о разграничении компетенции в области жилищных отношений. Кроме того, в этом разделе ЖК имеются положения об объектах жилищных прав и жилищном фонде, переводе жилого помещения в нежилое и наоборот, переустройстве и перепланировке жилого помещения.

    В состав нового ЖК входят также разделы: о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения; жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; специализированном жилищном фонде; жилищных и жилищно-строительных кооперативах; товариществе собственников жилья; плате за жилое помещение и коммунальные услуги; управлении многоквартирными домами.

    Помимо ЖК, нормы, имеющие жилищно-правовое значение, содержатся и в ряде других федеральных законов. Ряд таких положений включает в себя, в частности, Градостроительный кодекс, в котором наряду с нормами, регламентирующими осуществление чисто градостроительной деятельности, имеются нормы, касающиеся реализации права граждан на жилище. К ним относятся, в частности, нормы обеспечения благоприятной среды проживания населения. Так, в качестве основных принципов законодательства о градостроительной деятельности предусматриваются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, а также участие граждан и их объединений в осуществлении указанной деятельности (п. 2, 5 ст. 2 Градостроительного кодекса). Большое значение для сферы жилищных отношений имеют содержащиеся в Градостроительном кодексе положения об определении жилых зон, т. е. территорий, отведенных для застройки жилыми домами, в результате градостроительного зонирования и получении гражданами и юридическими лицами разрешений на строительство.

    Осуществление жилищного строительства неразрывно связано с решением вопросов, регулируемых земельным законодательством. В частности, разрешаются вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; выбора земельных участков для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; определяются нормы предоставления земельных участков, порядок организации и проведении аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение аренды таких земельных участков для жилищного строительства (гл. V). В числе норм ЗК, которые должны учитываться при регулировании отношений, связанных с жилищными, следует также назвать положения о государственном земельном кадастре (ст. 70) и землях поселений, в том числе о составе земель поселений и зонировании территорий (гл. XV).

    В сфере регулирования жилищных отношений значительное место отводится указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. В частности, в настоящее время продолжает действовать ряд названных ранее указов Президента РФ, изданных в 90-х годах прошлого века, которыми определены конкретные меры, призванные содействовать решению жилищной проблемы в нашей стране. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 годы.

    В число источников жилищного права входят также нормативные правовые акты министерств и ведомств. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в РГ в течение десяти дней после дня их регистрации. Указанные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

    2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права

    Как указывалось выше, жилищное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

    В субъектах РФ органами государственной власти было принято довольно много законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, которые продолжают действовать в части, не противоречащей ЖК и другим федеральным законам, регулирующим эти отношения. В некоторых республиках (Башкортостан, Кабардино-Балкария) приняты жилищные кодексы. В большинстве субъектов РФ приняты жилищные законы и иные нормативные правовые акты по отдельным вопросам, затрагивающим жилищные отношения.

    Жилищные кодексы субъектов РФ создавались на основе и в соответствии с федеральным законодательством – ранее действовавшим ЖК РСФСР, ГК, иными федеральными законами.

    Развитие жилищного законодательства субъектов РФ, очевидно, будет идти главным образом по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ.

    2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права

    При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке конституционности законов и нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, по делам о толковании Конституции. В частности, Конституционным Судом РФ был принят ряд постановлений по делам о проверке конституционности отдельных статей ранее действовавшего ЖК РСФСР, Закона о приватизации жилья, а также некоторых других федеральных законов, регулировавших жилищные отношения, которыми некоторые из этих статей были признаны не соответствующими Конституции. Признание же Конституционным Судом РФ тех или иных норм права неконституционными означает утрату ими силы, прекращение действия независимо от последующего изменения или отмены данного акта законодателем или иным органом, которому предоставлено право нормотворчества.

    Традиционно существенное значение для толкования и применения норм жилищного права имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. К разъяснениям, играющим важную роль в судебной практике по жилищным делам, относятся, например, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“» и др. Ивакин В.Н. Жилищное право | Кушнир И.В. Жилищное право | Пименова Е.Н. Жилищное право | Рябченко Е.А. Жилищное право

    uristinfo.net

    ГЛАВА 2. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    § 1. ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
    § 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
    § 3. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
    § 4. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
    § 5. ЖИЛИЩНОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    § 6. ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    § 1. ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

    Жилищное законодательство представляет собой совокупность (систему) законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или прекращаются соответствующие жилищно-правовые отношения. Систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).
    Источники жилищного права подразделяются на две основные группы:
    — федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
    — законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления.
    Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе жилищного законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.
    В Конституции Российской Федерации содержатся многие важные положения, предусматривающие правовое регулирование разнообразных жилищных отношений, защиту и охрану прав участников этих отношений, и прежде всего граждан — собственников жилых помещений и жилых домов, нанимателей и членов их семей, обеспечение неприкосновенности жилища, недопустимости произвольного лишения граждан их жилищ.
    В Конституции РФ по-разному решаются вопросы компетенции Российской Федерации и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству.
    Конституция РФ (ст. 71) относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.
    В отличие от этого согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция РФ предоставляет субъектам Российской Федерации право иметь собственное законодательство, определяя одновременно в общем плане пределы осуществления такой законодательной деятельности. Согласно ст. 72 Конституции РФ субъекты РФ вправе издавать законы по предметам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе иметь жилищное законодательство (п. «к» ст. 72 Конституции РФ). В этом случае субъекты РФ вправе (при отсутствии федеральных законов) в опережающем порядке принимать свои законы, которые, однако, после издания федерального закона должны быть приведены в соответствие с последним.
    Регулирование общественных отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации имеет свои особенности, связанные с тем, что в этой сфере могут осуществлять законодательное и иное регулирование как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
    В соответствии с этим до принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по соответствующему предмету совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.
    После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе принятые по жилищным вопросам, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат.
    Исходя из этого жилищные отношения могут регулироваться как актами Российской Федерации, так и актами субъектов Российской Федерации. Конкретное разграничение полномочий между Российской федерацией и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации о разграничении компетенции, а также из конкретных правоотношений.
    Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. осуществляют собственное правовое регулирование жилищных отношений, принимая законы и иные нормативные пра
    вовые акты.
    В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (см. п. 6 ст. 76 Конституции РФ).
    Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам), а органы исполнительной власти субъектов могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий.
    Другой особенностью жилищного законодательства в широком смысле является то, что будучи по содержанию комплексным правовым образованием, оно включает в свой состав нормы различных отраслей права: гражданского, административного, государственного, финансового права и др. В некоторых случаях (см., например, ст. 292 ГК РФ) в законах содержится отсылка к жилищному законодательству в прямом, узком его значении.
    ЖК РСФСР и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    В юридической литературе указывалось, что «. субъект РФ в сфере жилищного законодательства. может действовать на опережение, проявлять инициативу в правовом регулировании только в сфере негражданско-правовой (управление, учет граждан, нуждающихся в жилье, и предоставление жилых помещений, эксплуатация и ремонт), а в гражданско-правовой — лишь в границах поручений Российской Федерации».
    Исходя из этих конституционных положений жилищное законодательство в Российской Федерации развивается как сложная комплексная система законодательства, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные жилищные законы — «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ЖК РСФСР и другие акты. С другой стороны, отрасль жилищного законодательства невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле; в состав жилищного законодательства должны включаться и другие жилищные нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» (ч. 2 ст. 76).
    Как комплексная отрасль законодательства жилищное законодательство Российской Федерации сформировалось относительно недавно. С принятием в 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР данная отрасль российского законодательства стала более консолидированной, внутренне согласованной системой, оставаясь вместе с тем комплексным правовым образованием.
    В составе жилищного законодательства кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового характера немало законов и других актов законодательства государственно-правового, административно-правового, финансового характера, как, например, законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти — Правительства Российской Федерации, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищными фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

    Тема 2. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

    2.4. Источники жилищного права

    Источники жилищного права это нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

    Существует несколько оснований классификации источников жилищного права:

    по вертикали: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления Российской федерации;

    по предмету регулирования: общие и специальные;

    по направлению правового регулирования: материальные и процессуальные.

    Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов жилищного права в зависимости от их юридической силы.

    Рассмотрим краткую характеристику основных источников жилищного права:

    2. Конституция РФ является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения. Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и её субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72), в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что до принятия нормативного акта федерального значения по какому-то вопросу субъект РФ регулирует жилищные правоотношения местными нормативными актами по этому вопросу, однако после принятия соответствующего федерального нормативного акта аналогичный правовой акт субъекта РФ должен быть отменен.

    3. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2005 года (опубликован: Российская газета, 2005 № 1) и знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране. Предыдущий Жилищный кодекс РСФСР был принят ещё в 1983 году и уже к 2000 году был на 70% мертвый, его положения не могли воплотиться на практике. Новый Жилищный кодекс РФ содержит восемь разделов, 14 глав, 165 статей.

    4. Закон РФ от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно данному закону государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности на конкретное жилое помещение у конкретного лица.

    5. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах территории РФ при осуществлении градостроительной деятельности. На обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс РФ регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за осуществлением градостроительной деятельности, ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.

    6. Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», будучи административно-правовым актом. Является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

    7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и принятая на основании и в соответствии с данным Законом Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (утв. Приказом Минюста России от 6 августа 2001 г.).

    8. Важнейшим источником жилищного права является Гражданский кодекс РФ, в частности глава 35 «Наём жилого помещения» (ст. 671-688 ГК РФ).

    9. КоАП РФ содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности об ответственности за нарушение правил пользования этими помещениями, правил содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21 – 7.23 КоАП РФ).

    10. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. регулирует правовое положение, в частности земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. Земельный кодекс РФ устанавливает институт зонирования территорий, который предусматривает, в частности, установление жилой территориальной зоны в составе земель поселений (ч. 1 ст. 85). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

    Кроме вышеперечисленных законов в сфере жилищного регулирования действуют подзаконные акты, а также законы субъектов РФ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, которая определяет, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Тема 2. Источники жилищного права

    Тема 2. Источники жилищного права

    Похожие главы из других книг

    Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

    Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

    Тема 2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

    Тема 2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего

    Тема 2. Источники международного права

    Тема 2. Источники международного права Общеизвестно, что нормы международного права в основном закрепляются в двух источниках (формах существования норм международного публичного права) – договорах и обычаях. Согласованный список источников международного права

    Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

    Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

    Тема 1. Понятие жилищного права

    Тема 1. Понятие жилищного права 1.1. Предмет регулирования жилищного права Жилищное право — совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения. В нашей стране возникновение жилищного права как сравнительно нового правового образования (80-е гг. XX в.) было

    2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права

    2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

    2.2. Значение Конституции для жилищного законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права

    2.2. Значение Конституции для жилищного законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права Конституция является базовым нормативным актом всего российского законодательства, включая жилищное. Согласно ч. 1 ст. 15

    Тема 3. Объекты жилищного права

    Тема 3. Объекты жилищного права 3.1. Жилые помещения Для жилищного права огромное значение имеет понятие «жилое помещение», определение которого важно для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.Понятие «жилое

    Тема З Источники конституционного права России

    Тема З Источники конституционного права России

    § 3 Источники жилищного права

    § 3 Источники жилищного права Главным источником любого российского права, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в предыдущих параграфах, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В

    Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права

    Тема 1. Понятие, предмет и метод жилищного права

    Тема 2. Источники жилищного права. Жилищное законодательство

    Тема 2. Источники жилищного права. Жилищное

    Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного фонда

    Тема 3. Жилищный фонд. Государственный контроль и учет жилищного

    Тема 4. Источники уголовно-процессуального права

    Тема 4. Источники уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальный закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного

    Тема II. Источники экологического права

    Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. — Закон — высшая форма правового акта. — Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. — Значение общих принципов, договоров и обычаев. — Правотворчество субъектов

    Источники жилищного права

    Источники жилищного права можно подразделить на две большие группы:

    1) законы РФ и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

    2) законы и другие нормативные правовые акты, принятые субъектами РФ.

    Кратко охарактеризуем основные источники жилищного права.

    Конституция РФ – правовая основа жилищного законодательства; нормы, содержащиеся в ней, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения. Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72) в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это значит, что до принятия нормативного правового акта федерального значения по какому-либо вопросу субъект РФ регулирует жилищные правоотношения местными нормативными актами, однако после принятия соответствующего федерального нормативного акта аналогичный правовой акт субъекта РФ должен быть отменен.

    Жилищный кодекс РФ принят 29 декабря 2004 г. и вступил в действие 1 марта 2005 г. Кодекс имеет следующую структуру.

    Раздел I. Общие положения.

    Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство.

    Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд.

    Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

    Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения.

    Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

    Глава 5. Права и обязанности собственников жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан.

    Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников.

    Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма.

    Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

    Глава 8. Социальный найм жилого помещения.

    Раздел N. Специализированный жилищный фонд.

    Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда.

    Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими.

    Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

    Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

    Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов.

    Раздел VI. Товарищество собственников жилья.

    Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья.

    Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья.

    Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Раздел VIII. Управление многоквартирными домами.

    Жилищный кодекс РФ создавался очень долго, но, несмотря на это, за период действия Кодекса в него более 10 раз вносились изменения. Предложения, направленные на его улучшение, продолжают поступать, но законодатель на них не реагирует [1] .

    Градостроительный кодекс РФ. Данный Кодекс определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за осуществлением градостроительной деятельности, ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.

    Земельный кодекс РФ регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В ст. 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землевладения и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов РФ.

    Земельный кодекс РФ предусмотрел институт зонирования территорий, который предусматривает, в частности, установление жилой территориальной зоны в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 ЗК РФ). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной жилой застройки и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).

    Гражданский кодекс РФ, часть вторая. Это важнейший источник жилищного права, который устанавливает основания, условия и порядок заключения договора коммерческого найма жилого помещения, а также права и обязанности сторон по данному договору (гл. 35, ст. 671–688).

    Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности об ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21–7.23).

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентирует правила установления санитарных правил и норм жилых помещений.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает технические правила и нормы, применяемые к объектам технического регулирования (зданиям, строениям, сооружениям и т.п.).

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и принятая на основании и в соответствии с данным Законом Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденная приказом Минюста России от 6 августа 2001 г. № 233.

    Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данный Закон, будучи административно-правовым актом, является источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», отменивший Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах Федеральной жилищной политики», Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществе собственников жилья» и некоторые другие нормативные акты.

    Нормативные акты, изданные до введения в действие ЖК РФ и не утратившие силу, могут применяться, если они не противоречат ЖК РФ, до принятия новых нормативных актов.

    Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Цель принятия данного Закона – оказание содействия развитию жилищного строительства, формированию рынка доступного жилья, иному развитию территории

    Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Этот Закон определяет цель создания, функции и полномочия указанного Фонда.

    Организационно-правовой формой Фонда выступает государственная корпорация. Целями его создания являются обеспечение условий безопасного проживания граждан, повышение качества реформирования ЖКХ, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом [2] .

    Закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности создания и деятельности Фонда, называя его «институтом развития».

    В ст. 1 Закона определены задачи и функции Фонда, порядок управления им, порядок формирования имущества Фонда и распоряжения последним, порядок ликвидации Фонда.

    Правовое положение Фонда РЖС охарактеризовано в ст. 2 данного Закона. Фонд является юридическим лицом, для его создания не требуются учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ТК РФ. Фонд имеет свою печать, банковский счет в ЦБ РФ и в праве действия не ограничен. Он вправе создавать филиалы и представительства, коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ имущественных и иных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.

    Цели деятельности Фонда РЖС указаны в п. 1 ст. 3 Закона (они аналогичны целям самого Закона).

    Задачи Фонда (п. 2 ст. 3 Закона):

    – оказание содействия рынку земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства;

    – содействие деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планированию территорий и архитектурно-строительному проектированию;

    – оказание содействия обустройству территорий посредством строительства объектов инфраструктуры;

    – оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления, другим организациям в координации деятельности по согласованию программ жилищного строительства, производстве строительных материалов и т.д.

    – стимулирование использования в жилищном строительстве энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов.

    В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Фонд осуществляет следующие функции:

    – проводит аукционы по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков Фонда;

    – проводит аукционы по продаже земельных участков Фонда;

    – осуществляет продажу строений вместе с земельными участками Фонда;

    – передает в государственную и муниципальную собственность земельные участки Фонда;

    – осуществляет образование земельных участков из земли, находящейся в федеральной собственности;

    – приобретает в собственность земельные участки для строительства объектов инфраструктуры;

    – проводит конкурсы на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства;

    – разрабатывает методические материалы в области территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий и т.д.;

    – прогнозирует состояние рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства;

    – содействует продвижению на рынке объектов жилищного фонда и жилищного строительства;

    – инвестирует строительство и приобретение жилых помещений;

    – вправе заключать с органами государственной власти соглашения о мерах содействия жилищному строительству и условиях реализации объектов последнего;

    – вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям Фонда.

    В Законе также регламентируются вопросы, посвященные имуществу Фонда (ст. 4), органам его управления (ст. 5), Попечительскому совету Фонда (ст. 6), Правлению Фонда (ст. 7), генеральному директору Фонда (ст. 8), отчетности, аудиту Фонда и финансовому контролю за его деятельностью (ст. 9–10). Ряд статей Закона посвящены распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности (ст. 11–16).

    Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № ΦЗ-93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

    Указанным Законом внесены изменения в восемь нормативных правовых актов:

    – Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4482-1;

    – Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

    – Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

    – Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;

    – Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ΦЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

    – Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

    Изменения касаются также деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по оказанию содействия гражданам в оформлении в упрощенном порядке прав собственности на имеющиеся у них объекты недвижимости.

    Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

    Этим Законом продлен срок действия трех нормативных правовых актов, регулирующих оформление права собственности на объекты недвижимости в упрощенном порядке, с 1 января 2010 г. до 1 марта 2015 г., а именно:

    – Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в п. 4 ст. 253;

    – Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в ч. 4;

    – Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-Φ3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в ст. 11.

    Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 715 «О мерах по развитию жилищного строительства», в котором предусмотрено создание федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Содействие это должно быть направлено на развитие индивидуального и иного жилищного строительства и соответствующей инфраструктуры. Указом предусмотрено издание закона о федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства.

    Постановление Правительства РФ от 28 января 2005 г. № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации». Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти. В его функции входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально- экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со своими полномочиями Минрегион России:

    а) вносит в Правительство РФ проекты законов других нормативных правовых актов для получения решения по ним;

    б) самостоятельно принимает нормативные правовые акты по градостроительству, архитектуре, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, в частности определяет требования, которым должно отвечать жилое помещение, порядок признания помещения жилым, правила пользования жилым помещением, порядок учета жилищного фонда и др.;

    в) рассматривает обращения граждан;

    г) взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств в сфере своей деятельности;

    д) контролирует деятельность органов государственной власти и подведомственных им организаций;

    е) имеет право инициировать отмену нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Минрегион России возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый Президентом РФ. Структурными элементами являются департаменты, состоящие из отделов [3] .

    Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301. Цель такого учета – получение информации о местонахождении, количестве, качестве, техническом состоянии, стоимости, об уровне благоустройства жилищного фонда всех форм собственности.

    Законодательная деятельность субъектов РФ осуществляется путем принятия отдельных нормативных актов.

    Примерами таких актов являются Положение о порядке и условиях передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан в г. Москве (утверждено постановлением Правительства г. Москвы от 27 августа 1991 г.), решение «О приватизации жилых помещений», принятое Санкт-Петербургским городским Советом народных депутатов 27 октября 1992 г., решение «Об условиях и порядке приватизации жилья в г. Санкт-Петербурге» от 24 мая 1993 г. и другие нормативные правовые акты.

    К числу источников жилищного права следует отнести также постановления пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.

    После того как Конституция РФ определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), особое место в жилищном законодательстве занимают международные правовые акты.

    В Конституцию РФ вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. А конституционные нормы о жилищных правах в свою очередь послужили основой для разработки других нормативных правовых актов по жилищному праву. Однако следует уяснить, что ГК РФ (ст. 288 и 292) и Конституция РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 и п. «о» ст. 71) рассматривают жилищное законодательство и гражданское законодательство как два разных и самостоятельных вида законодательства.

    В ЖК РФ рассматриваются не источники жилищного права, а жилищное законодательство, являющееся частью источников жилищного права.

    • [1] Анализу ЖК РФ посвящен ряд работ. См., например: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. Д. Ф. Беспалова. М., 2008.
    • [2] Подробнее см.: Жилищное право: учебник / под ред. И. А. Еремичева и П. В. Алексия. М.: Юнити–Дана: Закон и право, 2009. С. 318–323.
    • [3] Подробнее см.: Четвериков В. С. Административное право: учебник. М., 2010. С. 306–370.

    Смотрите еще:

    • Как начать строить дом на участке С чего начать строить дом? Желающих самостоятельно построить собственный дом становится все больше. Наверняка и вы входите в их число, раз посетили наш сайт. Желание справиться своими […]
    • Когда проходить первое то на рено дастер Полный перечень работ ТО-1 на Рено Дастер Для исправной работы агрегатов и узлов любой автомобиль требует технического обслуживания. Для Рено Дастер первое ТО наступает спустя 15 тыс. км […]
    • Oodji исполнительный директор О компании oodji Создание компании и регистрация торговой марки OGGI. В переводе с итальянского OGGI означает «сегодня». Команда из 20 сотрудников начинает работу над коллекциями одежды […]
    • Льготы на рождение третьего ребенка в москве Социальные выплаты при рождении 3 и 4 ребенка в Москве Когда в семье рождается третий ребенок, а старшему еще не исполнилось 16 лет, то такая семья получает статус многодетной. Остается […]
    • Семейный юрист санкт-петербург Семейный адвокат Санкт-Петербург Семейный адвокат – юрист занимающийся урегулированием отношений между вступающими в брак, семейной парой или уже бывшими супругами. Юрист Зуев А.В. – […]
    • Ст644 гк рф с комментариями Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее […]
    • Правовые и этические нормы в интернете Урок 5Этические и правовые нормы информационной деятельности Изучив эту тему, вы узнаете: - почему необходимо правовое регулирование в информационной деятельности людей; - из чего состоит […]
    • Алименты как способ уменьшить Снижение размера алиментов Алименты могут быть уменьшены – это факт. На это надеются все плательщики, и этого боятся все получатели алиментов. Для уменьшения размера алиментов нужны […]
    admin

    Обсуждение закрыто.

    Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes