Куда жаловаться на коррупцию судей

Куда жаловаться на коррупцию судей

ККС: как правильно жаловаться на судей

ВККС РФ опубликовала на своем сайте Рекомендации по написанию и подаче обращений в квалификационную коллегию судей, подготовленные Квалификационной коллегией судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.

Данные рекомендации можно использовать в качестве образца гражданам и других регионов РФ.

Как отмечается в Рекомендациях, при рассмотрении обращений граждан, квалификационная коллегия судей руководствуется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992г., ФЗ «Об органах судейского сообщества» от 14.03.2002г., ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. и Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Жалоба на действия судьи должна содержать сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, а именно:

– грубом или систематическом нарушении процессуальных и иных правовых норм;

– неэтичном поведении (грубости) в отношении участников процесса и иных граждан;

– недостойном поведении в быту.

В случае же несогласия с судебным актом, обжалования определений и решений суда, необходимо обращаться в суд вышестоящей инстанции.

Отмена вышестоящим судом решения судьи не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 2 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” предусмотрено, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Жалоба подлежит возвращению заявителю без рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях:

– отсутствия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка;

– обжалования судебного акта;

– наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или выражений,

– если текст не поддается прочтению;

– если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых доводов;

– если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.

Жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества или данных о месте его жительства, работы или учебы, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.

П ри поступлении жалобы или сообщения, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель квалификационной коллегии судей, либо член этой коллегии по его поручению, принимает решение об их проверке квалификационной коллегией судей или направлении для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.

При принятии решения о проверке квалификационной коллегией судей поступившей жалобы, содержащей сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, информация о результатах проверки направляется председателю соответствующего или вышестоящего суда, а также председателю соответствующего совета судей для решения вопроса о внесении в квалификационную коллегию судей представления или обращения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в этом.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона » О статусе судей в РФ», а также кодекса судейской этики) на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

– досрочного прекращения полномочий судьи.

Для всех видов обращений, индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.

Если обращение не содержит вопросов, относящихся к компетенции квалификационной коллегии, оно не позднее 5 дней после поступления направляется органам или должностным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщением об этом заявителю.

Обращения граждан, принятые к производству квалификационной коллегией разрешаются в течение одного месяца со дня их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — безотлагательно, но не позднее, чем через 15 дней.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки — в течение не более 15 дней со дня их поступления в квалификационную коллегию.

В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены председателем коллегии, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

Отдельные категории обращений рассматриваются в сроки, отличные от установленных:

– поручения по обращениям граждан, поступившие из аппаратов Верховного Суда Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Законодательного Собрания Республики Башкортостан и Администрации Президента Республики Башкортостан с пометкой «срочно», исполняются в 3-х дневный срок, с пометкой «оперативно» — в 10-ти дневный срок, остальные — в срок не более 1 месяца.

– запросы по обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исполняются безотлагательно, в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок).

– запросы и обращения других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, также исполняются в 3-х дневный срок, а требующие изучения и проверки — в 20-дневный срок (при обязательном уведомлении о получении запроса в 3-х дневный срок). Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.

Коррупция в судах: взгляд практикующего юриста

У читателей сложилось впечатление, что я по всем позициям занимаю про-властную позицию. Однако это не так. Патриот, в отличие от приспособленца, должен видеть и критиковать неприглядные стороны власти.

Хочу рассказать вам о том, что знаю не понаслышке — о судейской коррупции. Я имею обширную судебную практику в самых разных отраслях права, по преимуществу — в арбитражных судах. Занимался самыми разными делами — от противодействия рейдерству до налоговых споров. Все, что написано ниже, наблюдалось мной лично, я готов отвечать за каждое слово.

Вопреки официальным данным, в коррупционные схемы вовлечены не менее 90 % судейского состава. Это «теневой» рынок, годовые объемы которого можно оценить в сотни миллионов долларов. Большинство дел, в которых предмет иска крупный, имеют договорной характер — потому что это экономически эффективно. Отдаешь какой-то процент от предмета иска и гарантированно получаешь нужное решение.

Средняя сумма взятки в суде первой инстанции — от 25 000 у.е., не считая гонорара посредника. В вышестоящих инстанциях по крупным делам взятка может достигать нескольких миллионов.

Судейская коррупция характеризуется высокой латентностью — то есть взяточников правоохранительными органами выявляется крайне мало.

Схема работы давно налажена. На рынке действует огромное количество посредников (решальщиков), у которых с судьями сложились доверительные отношения. Как правило, это родственники либо близкие друзья судей, про которых все знают, что он «решает» с определенным судьей. Через этих посредников и происходят неформальные переговоры с судьей.

Следует отметить, что судьи соблюдают осторожность и практически никогда не выходят сами с предложением к стороне. Наоборот, сама сторона (истец, ответчик) обращается к посредникам и озвучивает свои пожелания. Так что в судейской коррупции есть доля вины нашего бизнеса — судьи берут, потому что им предлагают.

Выявить такое преступление практически невозможно — ведь в отношении судьи закон запрещает проводить оперативные мероприятия. Как правило, ФСБ-шники из неформальных источников знают, что судья «берет», но ничего с этим сделать нельзя. Максимум, что может грозить судье, в отношении которого есть обоснованные подозрения — уход в отставку по собственному желанию.

Приведу реальный пример из практики. ФСБ прослушивало телефон одного адвоката, который имел неосторожность обсуждать по телефону с судьей «деликатные» вопросы. Разговор записали. Подчеркну, что это вышло случайно — ведь телефоны самих судей слушать нельзя. Запись была передана председателю суда, с судьей состоялся разговор, в результате которого он написал заявление об уходе. Этим все и закончилось.

Было бы полбеды, если бы арбитражные судьи просто брали взятки и выносили относительно необоснованные решения. Дело в том, что их решения наносят огромный ущерб бюджету РФ.

Недавно в Петербурге разоблачили преступную группу, которая мошенническим образом возмещала миллиарды НДС из бюджета.

Но кто принимал решения о возмещении из бюджета лже-НДС? Арбитражные судьи. Так и указано: преступная группа пользовалась своими коррупционными связями в судейской сфере. Спрашивается: судьи не понимали, какие решения они выносят? Кто из них понес ответственность за причинение огромного ущерба бюджету?

Возмещение «черного» НДС — это тема для отдельного разговора. Если кратко — это наглый, хищнический распил миллиардов государственных денег путем манипуляций в суде с бумажками.

Один пример из практики. Суд принял решение о возмещении «черного» НДС, которое было исполнено налоговой инспекицей. Впоследствии, налоговая инспекция обнаружила, что контракт, который являлся основанием для возмещения, подписан генеральным директором, умершим 5 лет назад. Естественно, налоговая обращается в суд с иском о признании контракта недействительным — чтобы впоследствии отменить судейское решение о возмещении НДС. Казалось бы, все ясно. Но что делает суд? Он применяет иезуитскую логику: не имеет никакого значения смерть директора, так как исполнение контракта было подтверждено последующими действиями фирмы, от имени которой несуществующий директор подписал контракт. И вообще, доказательства являются недопустимыми, так как получены в результате оперативно-розыскной деятельности.

Кому выгодна коррупция в судейской среде? В первую очередь самим судьям и посредникам. Стороны платят суду деньги, потому что не доверяют честному правосудию — ведь противоположная сторона тоже может «занести».

Невыгодна коррупция в первую очередь честным юристам. Клиенты не готовы платить хорошие деньги за нормальный, квалифицированный труд юриста. Этот труд обесценен услугами «решальщиков». Клиент рассуждает так — за что платить юристу, если решальщик предлагает услугу «все включено»? И что этот юрист со своими знаниями значит для клиента, если вопрос эффективно решается в другой плоскости?

Наконец, особая опасность именно судейской коррупции заключается в том что суд — это последнее средство для защиты нарушенного права. Если номрально не работает суд — права граждан обесцениваются.

Что же делать с коррупцией в судах?

В настоящее время власть активно проводит судебную реформу — заработавший отрицательную репутацию Высший арбитражный суд упраздняется. Но эти меры носят скорее организационный характер, а нам нужны коренные изменения.

Для начала нужно, чтобы власть услышала голос юридической общественности и признала наличие этой масштабной проблемы. А не занималась смешными для любого понимающего человека отговорками, что «коррупции в судах нет». Необходимо прекратить практику выдвижения на руководящие арбитражные посты ничем не проявивших себя приближенных. Нужно разработать кардинально новую систему ответственности и подотчетности судей.

У людей либеральных взглядов принято считать, что России нужен «независимый» суд. Господа, то что мы имеем сейчас — и есть независимый суд во всей красе. Вы думаете, это из администрации президента совершают сотни звонков, давят на несчастные суды и требуют вынесения незаконных решений? Спешу вас разочаровать — реальность куда прозаичнее. В судах процветает банальное, повседневное взяточничество, порожденное безнаказанностью.

С судейской коррупцией можно покончить в сжатые сроки при наличии политической воли. Власть не должна стыдиться признать проблему — сам Путин признает важность критики власти. Стыдно, когда проблему замалчивают, когда государственный аппарат со всеми его силовыми структурами пасует перед решаемой задачей.

Уважаемые читатели, мы с вами можем придерживаться разных политических взглядов. Но коррупция — наш общий враг. Поэтому, обращаюсь к вам и представителям СМИ с просьбой — сделайте так, чтобы власть услышала нас.

Мы не хотим, чтобы коррупция обрушила государство, мы хотим его оздоровления, чтобы им можно было гордиться.

Коррупция в суде

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

35 ответов от юристов и адвокатов

В Самарской области начальника отдела противодействия коррупции будут судить за коррупцию

Дело начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции муниципального управления МВД «Сызранское» Руслана Биктайрова передано в суд. Его обвиняют в получении взятки и превышении должностных полномочий, сообщает пресс-служба СК Самарской области.

В 2014 году житель Сызрани открыл в городе несколько игровых клубов. Чтобы обезопасить себя, он решил подкупить местную .

Дело начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции муниципального управления МВД «Сызранское» Руслана Биктайрова передано в суд. Его обвиняют в получении взятки и превышении должностных полномочий, сообщает пресс-служба СК Самарской области.

В 2014 году житель Сызрани открыл в городе несколько игровых клубов. Чтобы обезопасить себя, он решил подкупить местную полицию. Через посредника он предложил Биктайрову получать 10 процентов от выручки своих игровых заведений. Тот согласился и с того времени получил не меньше 140 тысяч рублей от предпринимателя.

Кроме этого, в материалах дела описан случай 2016 года, когда обвиняемый помог мужчине организовать перевозку 33 тысяч бутылок фальсифицированного алкоголя.

Биктайрова отстранили. Дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в федеральный суд.

Буквально в конце прошлой недели в Екатеринбурге двух полицейских из отдела по борьбе с коррупцией обвинили в коррупции. Тогда одного из подозреваемых арестовали с поличным при передаче взятки, теперь ему грозит до 12 лет тюрьмы.

Коррупция в органах судебной власти России, каковы пути ее искоренения

Уважаемые коллеги, выношу на Ваше обсуждение публикацию актуальную тему о коррупционных явлениях в органах судебной власти и путях их искоренения, прошу высказать свое мнение в комментариях

Нарушения некоторыми судьями сегодня законов не только при вынесении ими своих постановлений, а и при ведении дела носит уже не единичный, а массовый характер, разобраться потом надзорным инстанциям в .

Уважаемые коллеги, выношу на Ваше обсуждение публикацию актуальную тему о коррупционных явлениях в органах судебной власти и путях их искоренения, прошу высказать свое мнение в комментариях

Нарушения некоторыми судьями сегодня законов не только при вынесении ими своих постановлений, а и при ведении дела носит уже не единичный, а массовый характер, разобраться потом надзорным инстанциям в законности вынесенного решения не представляется возможным. Как правило, большая часть этих, допущенных судом, нарушений, и становится впоследствии основой для принятия судом окончательных решений, которые из-за допущенных судом при ведении дела не могут являться справедливыми. Российские судьи, которые вправе так вольно и безнаказанно обращаться с законом, не могут быть не коррумпированы, т.к. вседозволенность способна развратить любую личность. Наведение порядка в судебной системе позволит кардинально изменить ситуацию в правоохранительных органах и государственных структурах всех уровней.

Исполнение закона не может стать эффективным механизмом борьбы с коррупцией, если суды не являются независимыми не только от остальной части государственной машины, но и от частного сектора.

Коррупционные явления в органах судебной власти напрямую связаны с независимостью судей. Это предполагает независимость судей от лиц, обладающих большими политическими и экономическими возможностями.

Независимость необходима, но недостаточна. Независимый суд может сам по себе быть безответственным или коррумпированным. Если судьи оперируют непроверенными фактами, они могут стать инертными, а их решения – случайными или корыстными. Таким образом, государство должно изолировать судебную власть от негативного влияния одновременно с проверкой компетентности и честности. Судьи должны быть не предвзятыми в той же степени, в какой и независимыми. В тоже время независимые суды могут сами по себе вовлечься в активную погоню за прибылью. Государство должно найти баланс между независимостью и компетентностью. Статистика говорит, что 70 % решений судов законны, 30 %, включая многие спорные решения, продолжают «наносить ущерб репутации суда».

Судьи должны выносить не предвзятые, последовательные и правомерные решения. Тем не менее, можно выделить ряд вопросов, которые необходимо решить в процессе создания действенной судебной системы.

Суть их – в системных условиях, влияющих на лиц, избираемых судьями, и налагающих на них определенные обязанности в процессе осуществления ими их деятельности. Такие условия подразделяются на две большие категории: некоторые способствуют изначальной независимости судей, а другие ограничивают коррупцию в самой судебной системе.

Условия независимости судебной власти от остальной части государственной машины:

1. Судьи: квалификация и способ выбора отдельных судей, включая роль политических сил и судебных коллегий; срок пребывания в должности и карьера; определение бюджета и выделяемых средств, включая уровни заработной платы; критерии лишения судей их полномочий, уголовные статьи по коррупции в судебной системе и их реализация; существование неприкосновенности судей; уровень защиты от угроз.

2. Организация и персонал судов: наличие или отсутствие присяжных и гражданских заседателей; положение прокуроров в государственной структуре; организация судебной системы: существование отдельного конституционного суда, специальных судов и судов на некоторых государственных уровнях.

Условия, касающиеся ограничения коррупции для данного уровня политической независимости

1. Судьи: загруженность (общая и на отдельного судью) и связанные с этим задержки; наличие совещательных советов или одиночное принятие решение судьями, состав советов (т.е. все профессиональные судьи или также гражданские заседатели); заработная плата и условия труда, особенно по сравнению с частными юристами; правила разрешения конфликтов интересов и раскрытия сведений о личном состоянии; правила удаленной связи с судьями в частных случаях.

2. Организация и персонал судов: системы работы с делами, включая систему распределения дел между судьями; роль судебных служащих и прочего персонала судов и контроль за их деятельностью; открытость судебных слушаний для общества и прессы; превалирование письменных решений и особых мнений судей.

3. Юридическая основа: правила подачи дел в суд, объединения родственных дел, работы с необоснованными исками; гражданские и уголовные процедуры; роль прецедента, кодекса законов, конституции, статей уголовного кодекса и правил коммерческой деятельности; правила оплаты судебных издержек.

4. Юридическая специальность: уважение к юридической специальности и ее компетентность; основы юридического образования и его взаимосвязанность с современными юридическими процессами.

Итак, одним из приоритетных направлений современной государственной политики становится активное противодействие коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества. Реализация административных реформ, направленных на обеспечение эффективности государственного управления, сталкивается со многими препятствиями, включая коррупцию. Коррумпированность государственных чиновников связана с принятием ими политических решений.

К правовым механизмам противодействия коррупции в органах государственной власти следует отнести антикоррупционную экспертизу всех принимаемых законов. Одним из важнейших направлений по противодействию коррупции является распространение принципа «авторства документов» на все сферы государственного управления. Узаконивание обязательности такого принципа имеет несколько позитивных моментов: во-первых, если всем известны инициаторы того или иного законопроекта, то этот факт налагает повышенную ответственность на разработчиков; во-вторых, внедрение данной практики позволит определить, кто в структуре того или иного органа власти действительно работает, а кто незаслуженно занимает место.

Прозрачность деятельности органов государственной власти вполне правомерно признается одним из наиболее существенных условий для эффективного противостояния коррупции. Обеспечение прозрачности на государственном уровне может осуществляться на основе стратегического, организационно-административного, процедурно-технологического и др. подходов.

Коррупция судебной системы может иметь место даже тогда, когда суды независимы от остальных ветвей государственной власти.

Фактически, сама независимость судов может облегчить коррупцию, поскольку никто не будет иметь права осуществлять надзор за ними. Если судебная система предполагается как эффективный страж законности в государстве, она должна быть независимой как от законодательной, так и от исполнительной власти, а также быть высоко интегрированной. На нее не должно оказываться давления со стороны ни сильных политиков, ни иных сторон общественного и частного секторов, которые были бы заинтересованы в сохранении существующей коррумпированной системы. Таким образом, существует фундаментальный парадокс: если суды независимы, то судьи могут принимать сторону тех, кто дает взятки. Если суды зависимы, то судьи будут принимать сторону политиков, имеющих над ними власть. Оба результата неприятны, что говорит о необходимости (но недостаточности) создания благоприятной конструкции системы. Задача реформаторов – определить слабые места их систем и разработать программы, способные учесть всю многоаспектность вопроса независимости таким образом, чтобы ограничить возможности для взяток и обеспечить быстрые и не предвзятые судебные решения.

Куда можно жаловаться на действия судьи?

Основной закон Российской Федерации дал право ее гражданам на отстаивание своих законных интересов в случае их нарушения. На выбор дается несколько способов защиты, в которые включается и право на обращение за справедливостью в суд. На практике, к сожалению, возникают случаи, когда закон нарушают сами судьи. В такой ситуации любой участник судебного процесса может подать жалобу, обращение, заявление против судьи. В статье мы с вами разберемся, куда жаловаться на судью? Для справки: судьи бывают мировые или федеральные. Федеральные соответственно работают в районных, городских, арбитражных судах. В том числе в судах вышестоящих инстанций.

Сразу надо отметить, что дело это очень не перспективное. Дело в том, что судьи у нас независимы, имеют максимально возможные гарантии защиты. Но поскольку они тоже люди, то высокий статус иногда кружит им голову.

Для примера можно вспомнить и ситуацию с прославившейся на всю Россию судьей Хахалевой Еленой Владимировной, которую некоторые называют не иначе как «золотая». Казалось бы что вокруг судьи столько негатива, что даже если все аргументы её противников окажутся ложными, ей все равно не «отмыться». Не «отмыться» в этом случае и Краснодарскому краевому суду. Тем ни менее служительница Фемиды продолжает работать не обращая внимание на все, что происходит вокруг неё.

Поводом для написания жалобы могут быть две ситуации:

  1. Судья нарушает процессуальный порядок ведения судебного дела (процесса), который установлен процессуальным законодательством;
  2. Судья совершает преступление, правонарушение или нарушает кодекс судейской этики вне судебного процесса.

В настоящей статье я не буду рассказывать про то как подавать апелляционную, кассационную жалобу, обжаловать определение и т.п. Речь идет в первую очередь буду вести о вне процессуальных действиях.

В какие инстанции правомерно направление жалобы?

Квалификационная коллегия

На практике жалобы чаще всего для начала направляются в региональную квалификационную комиссию судей.

Сама жалоба направляется на имя председателя указанного органа. Текст жалобы в обязательном порядке должен содержать все факты нарушений, совершенных судьей в ходе конкретного судебного разбирательства или вне его. В качестве отличной доказательной базы, которая может быть приложена к жалобе, могут послужить аудио- и видеозаписи, на которых запечатлены факты нарушений.

Срок для рассмотрения жалобы, поданной в региональную квалификационную коллегию, согласно действующему законодательству составляет 30 дней.

В случае, если вы не согласны в окончательным решением по вашему обращению, которое приняла региональная квалификационная коллегия, вы имеете полное право на подачу повторной жалобы в вышестоящую инстанцию, которой является Высшая квалификационная коллегия РФ . Этому коллегиальному органу закон отводит на рассмотрение жалобы срок в 90 дней. По окончанию проверки заявитель получит мотивированный ответ. Могут быть приняты эффективные меры. Но скорее всего никаких мер не будет принято. Самое неприятное, когда коллегия отвечает в стиле «сам дурак». Так бывает.

Департамент обеспечения деятельности судов

В этот орган эффективно будет жаловаться на работу судебной канцелярии, аппарата, сайта и т.п. Другими словами — заявления по поводу организации работы органа правосудия.

Помню как однажды в одном суде города были установлены ящики для сбора апелляционных жалоб. Т.е. апелляционные жалобы и приложение к ним необходимо было кидать в ящик. Этот позор остановил только судебный департамент. Более того, суд сопротивлялся и делал все, что бы сохранить такие ящики для сбора апелляционных обращений.

Или например, работники суда не публикуют информацию о ходе дела на сайте. В данном случае будет правомерно обращаться именно в Департамент.

Необходимо отметить, что любое обращение, которое вы хотите отправить в Департамент, можно отправить и председателю суда. Вопрос может быть решен председателем.

Прокуратура, следственный комитет, полиция

Заявление по факту нарушений закона можно отправлять в правоохранительные органы. Судья являются спец.субъектами, когда речь идет о привлечении их к уголовной или административной ответственности. Да, они имеют иммунитет, но не нужно путать иммунитет и вседозволенность и возможность совершать правонарушения безнаказанно.

Если служитель закона совершил преступление, его привлекут к уголовной ответственности; за административное правонарушение — привлекут к административной ответственности. Просто для этого необходимо будет пройти долгий и тернистый путь снятия неприкосновенности с конкретного нарушителя.

Но все реально. Работники органов правосудия тоже отправляются отбывать наказание, в том числе по делам о коррупции. Конечно на практике привлечь такого правонарушителя будет сложно, но можно.

Администрация Президента

Федеральных судей назначают указом Президента, а значит, Президент «косвенно» отвечает за действия своих назначенцев. Вот пусть знает и ведает Верховный главнокомандующий, кто от имени Российской Федерации совершает правосудие.

Помните, что ваше обращение должно быть четко сформулировано и юридически грамотно составлено и оформлено. В тексте жалобы в обязательном порядке должны быть сноски на конкретные статьи законодательства. Необходимо позаботиться о доказательственной базе. Текст жалобы не должен содержать оскорбления, клевету. Иначе вас могут привлечь к ответственности.

На что еще может быть подана жалоба?

Приведу некоторые возможные ситуации в виде таблицы:

Как и куда жаловаться на судью? Пример заявления и жалобы

Если дело ещё рассматривается судом, далее приведены основания для отстранения (отвод)/самоотвод судье:

— во время предыдущего решения этого дела судья участвовал в процессе в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, представителя, секретаря судебного заседания;

— судья прямо или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела;

— судья является членом семьи или близким родственником (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, член семьи или близкий родственник этих лиц) стороны или других лиц, участвующих в деле;

— имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в объективности и беспристрастности судьи;

— нарушен порядок определения судьи для рассмотрения дела (без автоматического распределения дела)

— в состав суда не могут входить лица, являющиеся членами семьи или близкими родственниками между собой.

При наличии хотя бы одного из вышеприведённых оснований, у Вас есть право, во время рассмотрения дела, заявить отвод судье подав письменное заявление в канцелярию суда или непосредственно судье в судебном заседании во время рассмотрения дела (в конце статьи пример заявления про отвод Гильдия профессиональных юристов).

В заявлении указать основания.

Заявление будет рассмотрено судьей которому заявлен отвод и судом будет принято определение отстранить или нет. Если заявления не будет удовлетворено, дело продолжается рассматривается. В случаи удовлетворения, дело передаётся в канцелярию суда для определения нового судьи по делу. Отстранённый судья не может брать участие в новом распределении и рассмотрении дела.

Также у Вас есть право подать в Высшею раду правосудия (Высшею раду юстиции) жалобу про дисциплинарный проступок судьи (в конце статьи пример жалобы из практики юриста Васильева Павла Сергеевича).

Заявления об отводе и жалоба про дисциплинарный проступок судьи это два разных действия, которые не противоречат и не исключают друг друга. При наличии оснований, эффективней подавать и заявление про отвод и жалобу про дисциплинарный проступок судьи.

Право на обращение с жалобой о поведении судьи, которое может привести к дисциплинарной ответственности судьи, имеет любое лицо. Граждане осуществляют указанное право лично или через адвоката, юридические лица — через адвоката, органы государственной власти и органы местного самоуправления — через своих представителей.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

1) умышленное или вследствие небрежности:

а) незаконный отказ в доступе к правосудию (в том числе незаконный отказ в рассмотрении по существу искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы и т.п.) или другое существенное нарушение норм процессуального права при осуществлении правосудия, что сделало невозможным участниками судебного процесса реализации предоставленных им процессуальных прав и выполнения процессуальных обязанностей или привело к нарушению правил подсудности или подведомственности;

б) не указание в судебном решении мотивов принятия или отклонения доводов сторон по существу спора;

в) нарушение принципов гласности и открытости судебного процесса;

г) нарушение принципов равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом, состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

г) необеспечение обвиняемому права на защиту, препятствование реализации прав других участников судебного процесса;

д) нарушение правил отвода (самоотвода)

2) необоснованное затягивание или непринятие судьей мер по рассмотрению заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом, промедление с изготовлением мотивированного судебного решения, несвоевременное предоставление судьей копии судебного решения для его внесения в Единый государственный реестр судебных решений;

3) систематическое или грубое однократное нарушение правил судейской этики, подрывает авторитет правосудия, в том числе проявление неуважения при осуществлении судопроизводства в других судей, адвокатов, экспертов, свидетелей или других участников судебного процесса;

4) умышленное или в связи с очевидной небрежностью допущенные судьей, который принимал участие в принятии судебного решения, нарушения прав человека и основных свобод;

5) разглашение судьей охраняемой законом, в том числе тайны совещательной комнаты, или информации, ставшей известной судьи при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;

6) несообщение судьей органов судейского самоуправления и правоохранительных органов о случае вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия, в том числе об обращении к нему участников судебного процесса или других лиц, включая лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, по поводу конкретных дел, находящихся в производстве судьи, если такое обращение произошло в другой, чем предусмотрено процессуальным законодательством, способ течение пяти дней после того, как ему стало известно о таком случае;

7) несообщение или несвоевременное сообщение Совета судей Украины о реальном или потенциальном конфликте интересов судьи (кроме случаев, когда конфликт интересов регулируется в порядке, определенном процессуальным законом)

8) вмешательства в процесс осуществления судопроизводства другими судьями;

9) непредставление или несвоевременное представление для обнародования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством в сфере предотвращения коррупции;

10) указание в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, заведомо ложных сведений или умышленное не указание сведений, предусмотренных законодательством;

11) использование статуса судьи с целью незаконного получения им или третьими лицами материальных благ или иной выгоды, если такое правонарушение не содержит состава преступления или уголовного проступка;

12) допущение судьей недобросовестные поведения, в том числе осуществление судьей или членами его семьи расходов, превышающих доходы такого судьи и доходах членов его семьи; установление несоответствия уровня судьи задекларированным доходам;

13) не предоставление информации или предоставление заведомо недостоверной информации по законному требованию члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины и / или члена Высшего совета юстиции;

14) признание судьи виновным в совершении коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, в случаях, установленных законом.

Отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарной ответственности судьи, который участвовал в его принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено вследствие умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

Гильдия профессиональных юристов обращаю внимание, про отсутствие ответственности в случаи не подтверждения информации, изложенной в заявлении про отвод либо жалобы про дисциплинарный проступок судьи, т.к. в соответствии со ст. 40 Конституции Украины все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. В случае, если лицо обращается в указанные органы с заявлением, в котором содержится та или иная информация, и в случае, если этот орган компетентен проверить такую ​​информацию и дать ответ, однако в ходе проверки информация не нашла своего подтверждения, указанная обстоятельство не может сама по себе служить основанием для привлечения заявителя к ответственности, поскольку в таком случае имела место реализация заявителем конституционного права, предусмотренного ст. 40 Конституции Украины.

Пример заявления про отвод судьи:

_________________________ суд ____________________ області

вул. ____________, буд._____ м. ___________, індекс

телефон суду (якщо відомо): ______________________

е-mail суду (якщо відомо): _______________________

справа ____________________, суддя _________________

Відповідач: Приватне підприємство «______________________» або ФІО _____________

вул. _________________, будинок ____, м. _______, індекс ______________

тел. 095-235-31-10, електрона пошта [email protected]

відповідача: Васильєв Павло Сергійович

вул. _________________, буд. __________, м. Дніпро, 49021

тел. 095-235-31-10, електрона пошта [email protected]

про відвід судді

Після ознайомлення в ____________________ суді з матеріалами справи, мені стало відомо про наступні порушення суддею _________________________:

  • провадження за скаргою _____________________________ відрито після спливу строку на оскарження, без поновлення відповідного строку та за відсутності відповідного клопотання;
  • провадження за скаргою ___________________________________________________ відкрито за скаргою особи яка не має передбаченого статтею 292 ЦПК права на апеляційне оскарження;
  • _______________________________ поновлено строк без обґрунтування стосовно того, за якими фактичними ознаками (критеріями) він дійшов висновку про можливість поновлення строку. Підстави, з яких суд виходив при прийняті ухвали від _______________ р., залишились нерозкриті, що є неприпустимим для обґрунтованого судового акту. якщо національний суд просто обмежився вказівкою на наявність у відповідача «поважних причин» для поновлення пропущеного строку оскарження, то, відтак, він (суд) не вказав чітких причин такого рішення. За цих підстав Високий Суд одноголосно постановив, що було порушення пункту 1 статті 6 Конвенції та дійшов висновку, що національні суди, вирішивши поновити пропущений строк оскарження остаточної постанови у справі заявника без наведення відповідних причин та скасувавши в подальшому постанову суду, порушили принцип правової визначеності та право заявника на справедливий судовий розгляд за пунктом 1 статті 6 Конвенції (п. 53 рішення). Аналогічна правова ситуація має місце і в даній справі та повністю відповідає правовому висновку викладеному у постанові Верховного Суду України від 13 липня 2016р. у справі № 3-774гс16, яка у силу ст. 360-7 ЦПК України є обов’язковою для усіх судів України;
  • Сторін по справі належним чином не проінформовано про дату, місце та час судового розгляду в апеляційній інстанції та не надано сторонам примірники апеляційних скарг ________________________, що призвело до порушення засад рівності всіх учасників судового процесу перед законом і судом, змагальності сторін та свободи в наданні ними суду своїх доказів і у доведенні перед судом їх переконливості.

Статтею 20 ЦПК передбачено, що суддя не може брати участі в розгляді справи і підлягає відводу (самовідводу), якщо:

1) під час попереднього вирішення цієї справи він брав участь у процесі як свідок, експерт, спеціаліст, перекладач, представник, секретар судового засідання;

2) він прямо чи побічно заінтересований у результаті розгляду справи;

3) він є членом сім’ї або близьким родичем (чоловік, дружина, батько, мати, вітчим, мачуха, син, дочка, пасинок, падчерка, брат, сестра, дід, баба, внук, внучка, усиновлювач чи усиновлений, опікун чи піклувальник, член сім’ї або близький родич цих осіб) сторони або інших осіб, які беруть участь у справі;

4) якщо є інші обставини, які викликають сумнів в об’єктивності та неупередженості судді;

5) було порушено порядок визначення судді для розгляду справи, встановлений частиною третьою статті 11-1 цього Кодексу.

Керуючись викладеним та наявні факти в зацікавленості судді ____________________ у відкритті апеляційного провадження за відсутності на те законних підстав, заявляю судді ________________ відвід та прошу суд його задовольнити.

Представник відповідача __________________ Васильєв Павло Сергійович

Пример жалобы про дисциплинарный проступок судьи:

Вища рада правосуддя

вул. Студентська, 12-а, м. Київ, 04050

телефони: /044/ 489-64-60, /044/ 481-06-26, e-mail: [email protected]

Особа, яка подає скаргу: Васильєв Павло Сергійович

вул. _______________________, м. Дніпро, 49021

тел. 095-235-31-10, ел. пошта: [email protected]

Данні про суддю, щодо якої

подано скаргу: суддя ________________ районного суду м. Дніпродзержинська

Скарга щодо дисциплінарного проступку судді

____.____.201____р. Товариство з обмеженою відповідальністю «—————» звернулося до ____________________ районного суду м. Дніпродзержинська з адміністративним позовом до ______________________ про визнання рішень міської ради незаконними та їх скасування.

Після подання позову, два рази письмово та більше ніж три рази представники позивача особисто дізнавалися в суді щодо долі раніше поданого позову, але жодної інформації як письмово так і усно надано не було, повідомлялось завжди «Позов на розгляді судді і Вас повідомить про підсумки розгляду». Інформація в єдиному державному реєстрі судових рішень також була відсутня.

____.______.201___р. директору позивача було видано в приміщенні суду копію ухвали від ___.___.201__р. згідно до якої суддя ___________________ прийняла ухвалу про залишення без розгляду позову з підстав пропущення строку звернення до суду. Вказана суддя взагалі не розглянула клопотання про поновлення строку для звернення до суду. Судом вищевказана ухвала в строки передбачені КАС України позивачу не була направлена. Згідно до даних ЄДРСР ухвала надіслано судом: 29.10.2016; зареєстровано: 31.10.2016.; оприлюднено: 02.11.2016 (посилання на ЄДРСР ——————————). Приходжу до висновку, що наявне порушення пункту 13 Порядку ведення Єдиного державного реєстру судових рішень.

ТОВ «————» підготував та надав до ____________________ районного суду м. Дніпродзержинська апеляційну скаргу на ухвалу від ____.____.201__р. Справа до апеляційного суду була направлена лише __.___.201___р., що підтверджує порушення строків направлення справи до апеляційного суду.

___.____.201__р. Дніпропетровський апеляційний адміністративний суд задовольнив апеляційну скаргу та скасував ухвалу суду першої інстанції, в тому числі підтвердив у своїй ухвалі, що суд першої інстанції не розглянув клопотання про поновлення строку на подання позову. Для організації подальшого розгляду справа була передана до _________________ районного суду м. Дніпродзержинська.

____._____.2017р. матеріали справи повернулися з апеляційного суду до ______________ районного суду м.Дніпродзержинська і справу розподілено на суддю _________________________ .

Станом на 05.02.2017р. представник ТОВ «————» один раз письмово та два рази усно звертався до ________________________ районного суду м. Дніпродзержинська для отримання інформації про дату, місце та час судового розгляду. Жодної інформації отримано не було, а лише повідомлено, що про дату розгляду позивачу повідомлять пізніше. Тому на протязі 4,5 місяців справа не призначена до розгляду.

Інформую про те, що станом на ___._____.201___р. ухвала про залишення без розгляду позову не приймалась, що підтверджується письмовою відповіддю ­­­­­­____________________ районного суду м.Дніпродзержинська від ____._____.201____р. вих. №__/______/16 згідно до якої: «___._____.2016 року до суду надійшов адміністративний позов ТОВ «————» до _____________ міської ради про визнання рішень міської ради незаконними та їх скасування. За даним позовом заведена адміністративна справа №208/_____________/16-а, яка передана в провадження судді _____________». Тобто, станом на ___._________.2016р. ухвалу від _____.______.2016р. прийнято не було, оскільки по перше це не зазначено в даній відповіді суду, по друге станом на ___._______.2016р. матеріали справи від судді не повернуто до канцелярії суду, як це передбачено у випадку прийняття ухвали про залишення без розгляду позову.

У поведінці судді _________________ вбачаються ознаки дисциплінарного проступку, а саме: безпідставне затягування та невжиття суддею заходів щодо розгляду справи протягом строку, встановленого законом; допущення суддею поведінки, що порочить звання судді та підриває авторитет правосуддя. Вказані порушення судді __________________ свідчать про нездатність вказаною суддею здійснювати правосуддя як це передбачає КАС України.

Вищевикладені дії судді ___________________ є проявом неповаги до сторін по справі та проявом зі сторони судді як державного службовця неналежного ставлення до службових обов’язків і відтак за рівнем «професійної компетенції» суддя _______________ не має права здійснювати правосуддя.

Стаття 2 та частина 1 статті 7 Закону України «Про судоустрій та статус суддів» (Закон) передбачає, що суд, здійснюючи правосуддя на засадах верховенства права, забезпечує кожному право на справедливий суд та повагу до інших прав і свобод, гарантованих Конституцією і законами України, а також міжнародними договорами, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України. Кожному гарантується захист його прав, свобод та інтересів у розумні строки незалежним, безстороннім і справедливим судом, утвореним відповідно до закону.

Суддя зобов’язаний: 1) своєчасно, справедливо та безсторонньо розглядати і вирішувати судові справи відповідно до закону з дотриманням засад і правил судочинства; 2) дотримуватися правил суддівської етики; 3) виявляти повагу до учасників процесу (ч.5 ст.55 Закону).

Частиною 1 статті 2 Кодексу адміністративного судочинства України (КАС України), завданням адміністративного судочинства є захист прав, свобод та інтересів фізичних осіб, прав та інтересів юридичних осіб у сфері публічно-правових відносин від порушень з боку органів державної влади, органів місцевого самоврядування, їхніх посадових і службових осіб, інших суб’єктів при здійсненні ними владних управлінських функцій на основі законодавства, в тому числі на виконання делегованих повноважень шляхом справедливого, неупередженого та своєчасного розгляду адміністративних справ.

Пунктом 11 частини 1 статті 3 КАС України визначено, що розумний строк — найкоротший строк розгляду і вирішення адміністративної справи, достатній для надання своєчасного (без невиправданих зволікань) судового захисту порушених прав, свобод та інтересів у публічно-правових відносинах.

Копія ухвали про залишення позовної заяви без розгляду невідкладно надсилається особі, яка подала позовну заяву, разом із позовною заявою та усіма доданими до неї матеріалами (ч.7 ст.107 КАС України).

Суди повинні готувати справи до судового розгляду та розглядати їх у встановлені для цього строки. Верховний Суд України звертав увагу суддів на необхідність підвищення особистої відповідальності за своєчасний і якісний розгляд судових справ, маючи на увазі, що повний, всебічний та об’єктивний розгляд справ з додержанням встановлених законом строків є їх обов’язком. (п.1 Постанови Пленуму ВС України “Про строки розгляду судами України кримінальних і цивільних справ” від 01.04.1994 р. №3).

Електронні копії судових рішень надсилаються суддею або відповідальною особою апарату суду не пізніше наступного дня після ухвалення судового рішення або виготовлення його повного тексту (пункт 13 Порядку ведення Єдиного державного реєстру судових рішень затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 25 травня 2006 р. N 740).

Стаття 92 Закону визначає, що суддю може бути притягнуто до дисциплінарної відповідальності в порядку дисциплінарного провадження з таких підстав:

1) умисне або внаслідок недбалості:

а) незаконна відмова в доступі до правосуддя (у тому числі незаконна відмова в розгляді по суті позовної заяви, апеляційної, касаційної скарги тощо) або інше істотне порушення норм процесуального права під час здійснення правосуддя, що унеможливило учасниками судового процесу реалізацію наданих їм процесуальних прав та виконання процесуальних обов’язків або призвело до порушення правил підсудності чи підвідомчості;

2) безпідставне затягування або невжиття суддею заходів щодо розгляду заяви, скарги чи справи протягом строку, встановленого законом, зволікання з виготовленням вмотивованого судового рішення, несвоєчасне надання суддею копії судового рішення для її внесення до Єдиного державного реєстру судових рішень.

Прошу: відкритті дисциплінарного провадження відносно судді _______________________ районного суду м.Дніпродзержинська _______________________ та притягнути останню до дисциплінарної відповідальності у вигляді подання про звільнення судді з посади.

Про наслідки розгляду даної скарги, прошу повідомити мене письмово направивши лист на адресу: вул. _________________, __________, м. Дніпро, 49000 та за можливістю на електрону адресу [email protected]

До скарги додаю (засвідчені копії):

  • відповідь ____________________ районного суду м. Дніпродзержинська від ____._____.2016р. №_____________;
  • відповідь ____________________ районного суду м. Дніпродзержинська від ____._____.2016р. №_____________;
  • відповідь ____________________ районного суду м. Дніпродзержинська від ____._____.2016р. №_____________;
  • ухвала ___________________ районного суду м. Дніпродзержинська від ___._____.2016р справа №——————- про залишення позовної заяви Товариства з обмеженою відповідальністю «———————» без розгляду;
  • ухвала Дніпропетровського апеляційного адміністративного суду від ___._____.2016р. справа №———————;
  • роздруківка електронного листа отриманого Васильєвим П.С. з _____________ районного суд м.Дніпродзержинська (електрона адреса суду: [email protected]).

Всі зазначені мною відомості та подані матеріали є правдивими, і я обізнаний з тим, що у разі поширення неправдивої інформації мене може бути притягнутий до встановленої законом відповідальності.

05.02.2017р. _____________________ Васильєв Павло Сергійович

Автор консультации: Васильев Павел Сергеевич руководитель Гильдии профессиональніх юристов (г. Днепр).

Смотрите еще:

  • Претензия на возврат денежных средств сбербанк образец Образец претензии в банк на отказ от навязанной кредитной страховки В Название банка Адрес банка от Фамилии Имени Отчества Адрес для направления ответа на претензию Контактный […]
  • Жилое помещение предназначено для проживания граждан uristinfo.net Глава 4. ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ § 4.1. Жилое помещение: понятие и виды§ 4.2. Назначение жилого помещения. Пользование жилым помещением§ 4.3. Государственная регистрация прав на […]
  • Налоговая ответственность коап Налоговая ответственность коап Грищенко А. В. к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. […]
  • Конвенция о согласии на вступление в брак 1962 Конвенции и соглашения Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков Открыта для подписания и ратификации резолюцией 1763 А (XVII) Генеральной Ассамблеи […]
  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • 1 статьи 1229 коап Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил […]
  • Субъект 107 ук рф Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта Текущая редакция ст. 107 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Приговоры суда по ст 150 ук рф Приговоры суда по ст 150 ук рф П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации город Северодвинск 8 февраля 2012 года Северодвинский городской суд Архангельской области в составе […]
admin

Обсуждение закрыто.