Статья 30 от 2006 года

Статья 30 от 2006 года

Статья 30. Исключительная подсудность

1. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

2. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства.

3. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Комментарий к Ст. 30 ГПК РФ

1. В случае противоречий положений, закрепленных в комментируемой статье, правилам, изложенным в ст. ст. 28, 29, 31 и 32 ГПК РФ, действуют положения настоящей статьи.

2. К искам о правах на недвижимое имущество, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7.

3. Подведомственные судам иски к перевозчикам, вытекающие из перевозки грузов или багажа на внутреннем транспорте, предъявляются по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была заявлена претензия, в том числе и тогда, когда наряду с перевозчиком в деле участвует в качестве второго ответчика грузоотправитель.

4. На подсудность дел по спорам, возникающим из договоров перевозки пассажиров и багажа, на которые распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей», правила ч. 3 комментируемой статьи не распространяются; она определяется согласно п. 2 статьи 17 ЗоЗПП. К такому заключению можно прийти в связи с тем, что действующим в настоящее время законодательством (ст. 797 ГК РФ, ст. 124 Воздушного кодекса РФ, ст. 159 Устава автомобильного транспорта РСФСР, ст. 39 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») не установлено, что гражданин до обращения в суд обязан предъявить претензию к перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров и багажа; обязательное предъявление претензии предусмотрено только по требованиям, возникающим из перевозки груза .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.

5. Иски о выделе доли и об определении порядка пользования домом как вытекающие из права собственности на строение применительно к ст. 30 ГПК РФ подсудны суду по месту нахождения строения .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 года N 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом».

6. Иски о праве на строение подсудны суду по месту нахождения строения. Однако, если требование о разделе строения между супругами заявлено одним из них к другому в деле о расторжении брака, то оно рассматривается судом, принявшим это дело к своему производству.

7. Поскольку при решении вопроса о сносе самовольно возведенного строения речь идет о правах лица на объект недвижимости, непосредственно связанный с земельным участком, то указанный спор подлежит рассмотрению по правилам ч. 1 ст. 30 ГПК РФ — по месту нахождения самовольно возведенных строений .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.

8. Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий в пользовании имуществом или об устранении нарушения права собственника, не влекущие лишения владения, и об определении порядка пользования имуществом связаны с установлением прав на имущество, поэтому если предметом этих исков является имущество, указанное в ст. 30 ГПК РФ, эти иски подлежат рассмотрению по месту нахождения такого имущества. Если предметом этих исков является другое имущество, они должны предъявляться в суд по общему правилу территориальной подсудности — по месту нахождения ответчика .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

9. Исключительная подсудность установлена для исков о любых правах на недвижимое имущество (земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания, строения и т.д.), в том числе о праве владения и пользования им, о разделе недвижимого имущества, находящегося в долевой или совместной собственности, и выделе из него доли, о праве пользования недвижимым имуществом (включая определение порядка пользования им), не связанным с правом собственности на него (например, о правах, возникших из договоров найма жилого помещения, аренды и т.п.) .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 7.

10. Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок затрагивает имущественные права собственников невостребованных земельных долей, оно может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового, а не особого производства .
———————————
См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05 декабря 2008 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 2.

11. См. также комментарий к ст. ст. 10, 24, 26, 28, 29 ГПК РФ.

Статья 30 ЖК РФ. Права и обязанности собственника жилого помещения

Новая редакция Ст. 30 ЖК РФ

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Комментарий к Статье 30 ЖК РФ

1. В статьях раздела II Кодекса определяются права и обязанности собственника жилого помещения и иных граждан, проживающих в таком помещении, правовой режим общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, компетенция общего собрания таких собственников. Большинство положений данного раздела являются новыми (ср. со ст. ст. 49.1, 49.2, 49.3 ЖК РФ 1983 г., ст. ст. 6, 19 Основ).

Обратим внимание, что в разделе II Кодекса регулируются не только право собственности, но и иные вещные права на жилые помещения. Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства . Статья 216 ГК РФ содержит примерный перечень вещных прав, к числу которых отнесены право собственности, право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного (бессрочного) пользования землей, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитуты. Специалисты включают в состав вещных прав также: право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом (п. 2 ст. 298 ГК РФ); залог недвижимости (ипотеку) (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 334 ГК РФ); права члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа; права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением (ст. 292 ГК РФ); право пожизненного проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, по договору или в силу завещательного отказа (§ 4 гл. 33, ст. 1137 ГК РФ) .
———————————
См., например: Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е издание, перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 392.

В соответствии с ГК РФ (ст. ст. 130, 131), ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. ст. 1, 4) и Кодексом (ст. 18) право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, установленных этими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3081; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15, 22, 40, 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17 (ч. I). Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 43. Ст. 5084; N 46. Ст. 5553; N 48 (ч. II). Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; N 27. Ст. 3126; N 30 (ч. I). Ст. 3597; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6219; 2009. N 1. Ст. 14; N 19. Ст. 2283; N 29. Ст. 3611; N 52 (ч. I). Ст. 6410, 6419.

Основные права и обязанности собственника жилого помещения предусмотрены в ст. 30 Кодекса. В ней воспроизведены положения п. 1 ст. 288 ГК РФ о том, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (о назначении жилых помещений говорилось выше).

В главе 5 речь идет о субъективном праве собственности, т.е. о закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. О содержании правомочий по владению, пользованию и распоряжению вещью см. комментарий к ч. 1 ст. 1 Кодекса.

Кодекс установил новое правило, согласно которому эти правомочия собственника должны осуществляться также в соответствии с назначением и пределами использования жилого помещения, установленными Кодексом. Имеются в виду пределы использования такого помещения, предусмотренные в ст. 17 Кодекса: а) жилое помещение может использоваться законно проживающими в нем лицами для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение; б) пользование помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25; в) в жилом помещении нельзя размещать промышленные производства.

2. Осуществляя правомочие по распоряжению жилым помещением, собственник жилого помещения вправе предоставить его во владение и (или) в пользование гражданину или юридическому лицу по правилам ч. 2 ст. 30 Кодекса.

В связи с развитием рынка недвижимости в последние годы все большее количество квартир и других жилых помещений, находящихся в частной собственности, предоставляется собственниками во временное пользование другим лицам.

Жилые помещения могут быть объектом как возмездного, так и безвозмездного пользования. По возмездным договорам (коммерческий наем, аренда и др.) жилые помещения передаются их собственниками (либо управомоченными лицами) другим лицам во временное владение и (или) пользование на срок, установленный договором, за плату.

Существуют также ситуации, когда по этическим или иным причинам гражданин не может или не желает получать плату от лица, которому жилое помещение предоставлено во временное пользование, например, в силу наличия родственных, дружеских и иных личных отношений. Юридические лица также вправе предоставлять принадлежащие им жилые помещения в пользование бесплатно, для проживания, например, своих сотрудников, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 690 ГК РФ.

Среди возмездных договоров, на основании которых собственники жилой недвижимости предоставляют жилые помещения во временное пользование другим лицам, помимо договоров, предусмотренных разделами III и IV Кодекса, наибольшее распространение получили договоры коммерческого найма и аренды жилых помещений.

В случаях, когда жилое помещение для своих целей нанимает юридическое лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация), жилое помещение может быть ему предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Понятие «иной договор» при этом не означает ни один из видов договоров найма жилых помещений, нанимателями по которым могут быть только граждане. Таким «иным договором», помимо договора аренды, может быть, например, договор безвозмездного пользования, договор доверительного управления имуществом и др.

В соответствии с императивной нормой п. 2 ст. 288 ГК РФ, которая не подлежит расширительному толкованию, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Это касается всех видов жилых помещений, которые могут быть объектом договорных отношений — квартир, жилых домов, частей квартир или жилых домов.

Поэтому в любом случае юридическое лицо, которому по договору предоставлено жилое помещение во временное владение и (или) пользование, может использовать данное жилое помещение исключительно для проживания граждан (см. п. 2 ст. 671 ГК РФ). Такое юридическое лицо вправе, например, предоставить это помещение своим работникам или иным гражданам на условиях безвозмездного пользования либо субаренды, если она допускается условиями договора между юридическим лицом и собственником жилого помещения (либо управомоченным лицом) .
———————————
См. подробно: Тихомиров М.Ю. Договоры о передаче гражданами жилых помещений во временное пользование: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.

В безвозмездное пользование жилое помещение передается бесплатно и без иного встречного предоставления, но на пользователя по общему правилу возлагаются обязанности поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание. Жилые помещения предоставляются в безвозмездное пользование по правилам, установленным ст. ст. 689 — 701 главы 36 ГК РФ .
———————————
См. подробно: Тихомиров М.Ю. Договор безвозмездного пользования квартирой: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.

3 — 4. Установленные пределы использования жилого помещения предопределяют соответствующие обязанности собственника: он обязан использовать принадлежащее ему на праве собственности помещение таким образом, чтобы не выходить за указанные пределы. При этом основная обязанность собственника состоит в том, что именно на него по общему правилу возлагается бремя содержания принадлежащего ему помещения. Однако данное правило сформулировано в диспозитивной норме, поэтому обязанность содержания помещения может быть возложена и на лицо, не являющееся его собственником, в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 Кодекса).

Кроме того, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, а также правила, установленные нормативными правовыми актами. Так, Правила пользования жилыми помещениями утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 . Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546.

СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

Неисполнение собственником указанных обязанностей может служить основанием применения к собственнику мер юридической ответственности, например административной в виде предупреждения или штрафа (см. ст. ст. 7.21, 7.22 КоАП РФ), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (ст. 293 ГК РФ).

Согласно ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, то суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Другой комментарий к Ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Содержание права собственности в Гражданском кодексе РФ раскрывается через «триаду правомочий» собственника: владение, пользование, распоряжение (ст. 209). Это значит, что собственник вправе: реально обладать своим имуществом; извлекать из него полезные свойства и определять его юридическую судьбу (продавать, завещать, дарить, сдавать в аренду и т.п.).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничения права собственности могут вводиться только федеральным законом и лишь в случаях, установленных этой статьей.

Ограничения права собственности следует отличать от ограничения круга действий, которые может совершать собственник.

Права собственности на жилое помещение ограничены, прежде всего, его назначением.

Требование ч. 1 комментируемой статьи об использовании жилья по назначению содержится в ч. 1 ст. 17 ЖК РФ: жилое помещение предназначено для проживания граждан. Аналогичная норма есть в ГК РФ: жилье предназначено для проживания; собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жильем в соответствии с его назначением (ст. 288). Использование жилья не по назначению является одним из оснований прекращения прав собственности на это имущество (ст. 293 ГК РФ).

Что касается запретов на действия собственника жилья, то в основе их — противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические и иные правила, а также требования о соблюдении прав и законных интересов иных граждан, соседей (см. ст. 17 ЖК и ст. 209 ГК РФ).

2. Частью 2 ст. 17 ЖК предусматривается возможность использовать жилье — наряду с проживанием — для индивидуальной предпринимательской или профессиональной деятельности (научные работники, писатели, надомные работники и т.п.). При этом необходимо соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Критериями, ограничивающими пределы такой деятельности, являются: соблюдение прав и интересов соседей, а также соблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических; требований по содержанию инженерного оборудования в соответствии с техническими параметрами здания, уровнем шума, излучения и т.п.

Согласно ст. 17 ЖК в жилых помещениях нельзя размещать промышленные производства. Столь же категоричны положения ст. 288 ГК РФ, согласно которой размещение в жилых домах промышленных производств не допускается (п. 3).

Размещение предприятия, учреждения, организации в помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, возможно только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством (п. 3 ст. 288 ГК РФ).

Жилищный кодекс не устанавливает последствий использования жилья не по назначению его собственником. В данном случае следует обратиться к ст. 293 ГК РФ. Согласно этой статье использование собственником жилого помещения не по назначению может повлечь принудительное его изъятие (ст. 293, 235 ГК РФ).

3. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи собственник жилого помещения может предоставить его гражданину по договору найма, договору безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Кроме того, собственник вправе предоставить свое жилье во владение и (или) пользования юридическому лицу на основании договора аренды. Вопросы аренды регламентируются гражданским законодательством (гл. 34 ГК РФ). Вместе с тем обратимся к п. 2 ст. 671 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо — арендатор жилого помещения может использовать это помещение только для проживания граждан.

Собственник жилого помещения вправе заниматься его переустройством и (или) перепланировкой (см. комментарии к ст. 25 — 29), обращаться в соответствующий орган по вопросу перевода жилого помещения в нежилое (ст. 22 — 24 ЖК РФ).

4. Помимо прав комментируемая статья наделяет собственника определенными обязанностями. Часть 3 обязывает его содержать и свое жилое помещение, и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник комнаты в коммунальной квартире обязан также содержать общее имущество собственников комнат в такой квартире.

Собственник жилого помещения обязан своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату:

за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

за коммунальные услуги (см. разд. VII ЖК РФ; п. 19 Правил пользования жилыми помещениями).

Часть 4 ст. 30 устанавливает обязанности собственника:

поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним;

соблюдать права и законные интересы соседей;

соблюдать правила пользования жилыми помещениями (Правила пользования жилыми помещениями);

соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

5. Нарушение этих обязанностей влечет определяемую законодательством ответственность.

Статья 293 ГК РФ предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника жилья в случаях: нарушения прав и интересов соседей; бесхозяйственного обращения с жильем, допуская его разрушение, а также в случае использования жилого помещения не по назначению, о чем упоминалось выше. Согласно ст. 29 ЖК в случае самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается (в порядке и по основаниям, установленным названной статьей) продажа его с публичных торгов.

Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влекут ответственность по КоАП РФ (ст. 7.21).

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил их содержания и ремонта либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если это существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных и на юридических лиц.

Ответственность за причинение вреда имуществу (в нашем случае — жилому помещению, общему имуществу многоквартирного дома) предусматривается положениями ГК РФ (см. гл. 59).

Уголовная ответственность может наступить, когда нарушение носит характер преступления (см., в частности, ст. 167, 168 УК РФ).

Комментарий к СТ 30 АПК РФ

Статья 30 АПК РФ. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Комментарий к статье 30 АПК РФ:

В соответствии со ст. 30 АПК РФ, а также с учетом положений ст. 218 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относится установление факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным, факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте, факта принадлежности правоустанавливающего документа определенному лицу, а также других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»; информационные письма Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»; от 17.02.2004 N 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение»; Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2006 N 12641/04.

Налоговый кодекс Украины — Статья 30

Статья 30. Налоговые льготы

30.1. Налоговая льгота — предусмотреное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи.

30.2. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

30.3. Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.

30.4. Налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом. Налоговые льготы, не использованные налогоплательщиком, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.

30.5. Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно Налоговым Кодексом, решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Налоговым Кодексом.

30.6. Суммы налога и сбора, не уплаченные предприятием в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — налогоплательщиком. Учет указанных средств ведется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

30.7. Контролирующие органы составляют сводную информацию о суммах налоговых льгот юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и определяют потери доходов бюджета в результате предоставления налоговых льгот.

30.8. Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (относительно условных налоговых льгот) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины.

30.9. Налоговая льгота предоставляется путем:

  • а) налогового вычета (скидки), что уменьшает налогооблагаемую базу к начислению налога и сбора;
  • б) уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора;
  • в) установление пониженной ставки налога и сбора;
  • г) освобождение от уплаты налога и сбора.

Статья 30. Информационное взаимодействие

1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.

Страховщики и их профессиональное объединение обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

2. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

3. В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Состав органов государственной власти и организаций, подключаемых к информационной системе, перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в информационную систему, порядок предоставления пользователям содержащейся в ней информации, а также органы и организации, ответственные за сбор и обработку указанной информации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:

организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;

принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;

осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к:

а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков;

б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов обязательного страхования, не предназначенных для санкционированного использования;

в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

3.2. Потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен.

По запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, не содержащие персональных данных.

4. Порядок взаимодействия автоматизированной информационной системы обязательного страхования и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).

Сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, иные необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона действия осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.

6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей.

Потерпевший или выгодоприобретатель для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего выгодоприобретатель обязан предоставить известные ему персональные данные иных выгодоприобретателей.

7. Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами:

а) заявления о заключении договора обязательного страхования;

б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования;

г) извещения о дорожно-транспортном происшествии;

д) справки о дорожно-транспортном происшествии.

8. Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.

Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 30 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья устанавливает основы информационного взаимодействия в системе ОСАГО.

Пункт первый ст. 30 определяет основания и порядок предоставления страховым организациям и их профессиональному объединению — РСА конфиденциальной информации, связанной со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

Комментируемая статья называет в числе лиц, обладающих информацией, связанной со страховыми случаями или событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, под конфиденциальностью понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ определяет, что обладатель информации — это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (ст. 2). Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). В рамках рассматриваемых правоотношений к конфиденциальной информации в первую очередь относятся персональные данные физических лиц — страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам ОСАГО. Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ч. 8 ст. 9 и п. 8 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ в совокупности устанавливают, что в случае, когда обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством, персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных.

Комментируемая статья определяет особый порядок, закрепляя в качестве основания для предоставления конфиденциальной информации, относящейся к произошедшим страховым случаям или событиям, повлекшим предъявление требований о компенсационных выплатах, запрос страховой организации или РСА. Получение согласия обладателя информации в данном случае не требуется. Соответствующая информация должна предоставляться бесплатно.

Необходимые для реализации положений комментируемого Закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции ДТП предоставляются органами внутренних дел страховщикам и РСА по их запросам посредством электронного взаимодействия. Такие сведения содержатся в автоматизированных учетах федеральной информационной системы ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции).

Положение о системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции и Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции утверждены Приказом МВД РФ от 3 декабря 2007 г. N 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции». Одной из основных задач системы является обеспечение подразделений Госавтоинспекции, подразделений органов внутренних дел РФ, органов государственной власти Российской Федерации, страховщиков и их профессионального объединения информацией, содержащейся в специализированных учетах Госавтоинспекции, в частности о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, выданных водительских удостоверениях, произошедших ДТП. Порядок взаимодействия между уровнями системы информационного обеспечения и внешними информационными системами определяют Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции.

Страховщики и РСА обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, обработки получаемой от вышеперечисленных субъектов конфиденциальной информации и порядок ее использования.

Общие требования к защите информации предусмотрены в ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ: защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Статья 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ регламентирует меры, которые должны применяться в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке. Так, операторы персональных данных, к которым относятся страховщики и РСА, при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В случае нарушения установленных законодательством РФ требований к использованию конфиденциальной информации страховщики и РСА несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Административно-правовая ответственность за нарушение страховщиками и РСА требований к использованию конфиденциальной информации может наступить в соответствии со ст. 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ, согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 946 ГК РФ закрепляет тайну страхования, согласно которой страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. Она также предусматривает, что за нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными гражданско-правовым законодательством.

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовую основу для создания автоматизированной информационной системы ОСАГО (далее — АИС ОСАГО). В своем нынешнем виде данная система начала действовать в 2013 г. Целями ее создания являются:

— информационное обеспечение возможности заключения договора ОСАГО;

— осуществление компенсационных выплат;

— прямое возмещение убытков;

— применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ);

— анализ экономической обоснованности страховых тарифов;

— взаимодействие со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими;

— контроль за осуществлением ОСАГО;

— реализация иных положений комментируемого Закона.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов) и технических средств. Согласно более развернутому определению, предложенному Н.Н. Ковалевой, «информационная система — это технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги».

Определения автоматизированной информационной системы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ не содержит (хотя и оперирует указанным термином). Как отмечает Р.В. Амелин, определение, которое используется в нем на сегодняшний день, по сути отождествляет понятия информационной системы и автоматизированной информационной системы.

К информации, которая содержится и обрабатывается в АИС ОСАГО, относятся сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Комментируемая статья устанавливает правовой режим такой информации: к ней обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа.

Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К информации ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную и иную тайну, в том числе персональные данные граждан. Указанная информация может быть предоставлена третьим лицам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, определяющую порядок предоставления информации ограниченного доступа, находящейся в АИС ОСАГО, органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям — она может быть предоставлена только в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Комментируемый закон наделяет Правительство РФ полномочиями по определению:

— состава органов государственной власти и организаций, подключаемых к АИС ОСАГО;

— перечней информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в АИС ОСАГО;

— порядка предоставления пользователям содержащейся в ней информации;

— органов и организаций, ответственных за сбор и обработку указанной информации.

Во исполнение данных предписаний было принято Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. N 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Им утвержден перечень информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями.

Федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за сбор и обработку информационных ресурсов АИС ОСАГО, являются Министерство внутренних дел РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, РСА и ее члены.

Предоставление информации может осуществляться с использованием АИС ОСАГО с участием Банка России путем обмена документами и сведениями, предусмотренными утвержденным перечнем, а также сведениями о страховых премиях и страховых выплатах по ОСАГО, количестве заключенных и прекративших свое действие договоров ОСАГО, аккумулируемыми Банком России.

Оператором АИС ОСАГО, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков — РСА. Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ оператор информационной системы — это гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Оператор АИС ОСАГО осуществляет следующие полномочия:

1) организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в АИС ОСАГО, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона.

Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом автоматизированная обработка персональных данных представляет собой обработку персональных данных с помощью средств вычислительной техники (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах Российской Федерации, в частности Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.), и состоит из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

Принципы и условия обработки персональных данных, которые должны соблюдаться оператором АИС ОСАГО, определены в гл. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ;

2) принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119. Согласно данному документу выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

3) осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания АИС ОСАГО.

29 декабря 2012 г. Президиумом РСА были утверждены Правила профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем Российского союза автостраховщиков, которые определяют особенности создания информационных систем РСА, содержащих информацию ограниченного доступа, а также механизмы защиты содержащейся в них информации.

3. Комментируемая статья содержит перечень информации, связанной с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которой должен обеспечиваться свободный доступ, в зависимости от групп получателей такой информации.

3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор ОСАГО, должен обеспечиваться свободный доступ к:

а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, что позволяет сравнить размер страховой премии по договору ОСАГО в случае его заключения у любого из страховщиков;

б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов ОСАГО, не предназначенных для санкционированного использования;

в) сведениям, необходимым для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО (см. комментарий к подп. «б» п. 2 ст. 9 комментируемого Закона).

Законодатель в п. 3.1 комментируемой статьи использует формулировку «в частности», уточняя, по всей видимости, что лицам, намеревающимся заключить договор ОСАГО, должна быть предоставлена и иная информация, в отношении которой не установлен режим ограниченного доступа.

Положения п. 3.1 являются новеллой комментируемого Закона, внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предоставление широкому кругу заинтересованных лиц свободного доступа к сведениям, определяющим коэффициент КБМ, данным о недействительных бланках полисов ОСАГО и открытой сравнительной информации о страховых тарифах, применяемых различными страховщиками, направлено на защиту прав и интересов страхователей, предупреждение злоупотреблений и правонарушений при заключении договоров ОСАГО со стороны страховых организаций.

Сведения, необходимые для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО, относятся к конкретным лицам: владельцам транспортного средства либо лицам, допущенным к управлению транспортным средством, в связи с чем являются персональными данными, в отношении которых устанавливается режим конфиденциальности.

3.2. Потерпевшим и иным участникам ДТП представляются данные о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен, — данные сведения предоставляются в целях обеспечения участникам ДТП возможности обращения за возмещением причиненного вреда. В данном случае речь идет о персональных данных лица, заключившего договор ОСАГО и ставшего участником ДТП. Пункт 3.2 комментируемой статьи устанавливает основание для предоставления таких персональных данных оператором информационной системы третьим лицам (потерпевшим в ДТП и иным его участникам).

3.3. Гражданам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления РСА предоставляет сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках персональных данных, то есть любой информации, относящейся к прямо или косвенно определен международных систем страхования, не содержащие ному или определяемому физическому лицу. Предоставление таких сведений осуществляется следующим образом:

— по запросам, поданным в письменной форме;

— в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что порядок взаимодействия АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Основу функционирования единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливает ст. 12 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел РФ.

Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115. Участниками информационного взаимодействия в информационной системе являются Министерство внутренних дел РФ как оператор системы, профессиональное объединение страховщиков и операторы технического осмотра.

Получение и использование информации и сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, осуществляются уполномоченными лицами РСА в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации для информирования страховых организаций при заключении договора ОСАГО, для проверки соответствия представленных страхователем сведений и реализации права регрессного требования в случаях, предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона, а также для осуществления полномочий, установленных ст. 10 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ, устанавливающей полномочия профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что автоматизированная информационная система прямого возмещения убытков содержит сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков. Данная информационная система является частью АИС ОСАГО. В ней производится обмен информацией при прямом возмещении убытков, когда вред, причиненный имуществу потерпевшего, возмещается страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства (см. комментарий к ст. 26.1). РСА определяет юридическое лицо, которое может осуществлять сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков и иные необходимые действия и передает ему соответствующие функции и полномочия оператора информационной системы.

6. Состав персональных данных, которые должны быть предоставлены при заключении, изменении договора ОСАГО, получении страховой выплаты или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО, определяется комментируемым Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России, устанавливающими Правила ОСАГО и формы заявления о заключении договора ОСАГО; страхового полиса ОСАГО; документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору ОСАГО; извещения о ДТП; справки о ДТП. По своему усмотрению страховые организации не вправе расширять перечень персональных данных, предоставляемых в соответствии с перечисленными нормативными актами.

Для заключения договора ОСАГО или внесения в него изменений страхователь согласно п. 1.1 Правил ОСАГО обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора ОСАГО и документах, необходимых страховщику для заключения такого договора.

В частности, согласно форме заявления о заключении договора ОСАГО (приложение 2 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств») к таким данным относятся фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес, телефон гражданина, сведения о документе, удостоверяющем его личность. Формы страхового полиса и документа, содержащего сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования, приведены в приложениях 3 и 4 к названному Положению.

Для получения страховой выплаты или прямого возмещения убытков по договору ОСАГО потерпевший или выгодоприобретатель обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего — известные персональные данные иных выгодоприобретателей.

В соответствии с формой справки о ДТП, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 154, в ней указываются фамилия, имя, отчество, адрес и телефон водителя транспортного средства, ставшего участником ДТП, сведения о водительском прохождении им освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, удостоверении или временном разрешении на управление транспортным средством, страховом полисе и др. Форма извещения о ДТП утверждена Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».

Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором АИС ОСАГО не требуется. Основанием для осуществления такой обработки является указание абз. 5 п. 3 настоящей статьи о том, что оператор АИС ОСАГО организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в ней, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона. Это согласуется с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, определяющими, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6).

Смотрите еще:

  • Федеральный закон об акционерных обществах 2010 Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ"О внесении […]
  • Фз присяжные заседатели Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 […]
  • Форма фссп юрист 3 класса Приказ Федеральной службы судебных приставов от 30 мая 2011 г. № 255 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы […]
  • Земельный закон брянской области Закон Брянской области от 31 мая 2017 г. N 42-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" Закон Брянской […]
  • Политическая статья конституции рф Образовательный портал - все для студента юриста. V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Политические права и свободы - это права и свободы, […]
  • Исковое заявление о возмещении морального вреда причиненного работодателем Какие сроки подачи заявления на возмещение морального вреда? дравствуйте, мне 2 года назад человек сломал челюсть, свою вину он признал, гражданский иск не был заявлен, могу ли я сейчас […]
  • Федеральный закон о противодействии коррупции принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии […]
  • Судебная практика ст 28 гпк Определение Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. N 145-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Величковского Леонида Борисовича на нарушение его […]
admin

Обсуждение закрыто.