Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из

Электронная библиотека

Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей – как услуга. Объем произведенных услуг связи характеризуется объемом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, объем валовой продукции на предприятиях связи равен объему товарной и реализованной продукции.

Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные).

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:

· дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение к сети;

· дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счета, голосовой почты, переадресации, междугороднего и международного доступа, других услуг связи);

· дохода от обмена (трафика) (отдельно учитывается доход от роумингового обмена – предоставления услуг абонентам одного оператора на территории другого).

Анализ начинается с оценки общей величины доходов оператора сотовой связи, их состава, структуры и динамики. Далее изучаются влияющие на доходы факторы и определяется величина их влияния. Затем производится качественный анализ абонентской базы.

Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов. При проведении анализа рассчитываются показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов. Снижение этих показателей говорит о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы.

На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы:

· стоимость первоначального пакета;

· проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи);

· охват каждого сегмента потенциальных потребителей;

· длительность периода продаж первоначального пакета по определенной цене;

· число отказов от покупки;

· количество рабочих и выходных дней.

На следующем этапе оценивается общее количество обмена. Понятие обмена (трафика) включает общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами в течение анализируемого периода. За единицу обмена принимается количество минут на абонента в среднеприведенный день с учетом рабочих и выходных дней. Общее количество обмена (минут) в месяц (О) можно определить следующим образом:

где М – количество минут на одного абонента в среднеприведенный день; А количество абонентов; Д – количество приведенных дней в месяце.

Для определения показателя Д сначала отдельно подсчитывается количество минут по рабочим и выходным дням в месяце, затем определяется промежуточный коэффициент К, который равен соотношению количества минут в выходные и рабочие дни.

Расчет приведенных дней в месяце связан с неравномерностью нагрузки по рабочим и выходным дням и осуществляется следующим образом:

где Р – количество рабочих дней; К – промежуточный коэффициент; В – количество выходных дней.

Каждый оператор имеет индивидуальную структуру распределения трафика по направлениям. Этому вопросу при проведении анализа должно быть уделено отдельное внимание (табл. 10.2).

Большое влияние на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживленным транспортным магистралям.

Еще одним важным направлением работы является анализ тарифов на услуги связи. При небольшом количестве услуг, действующих в течение длительного времени, рекомендуется следующий подход. Сначала вычисляется цена j-го вида услуг (средняя доходная такса) для i-й группы пользователей в отчетном периоде как отношение доходов за j-й вид услуг от i-й группы пользователей к количеству услуг j-го вида, предоставленных пользователям i-й группы. На планируемый период средняя доходная такса определяется путем умножения ее величины за отчетный период на коэффициент эластичности, учитывающий изменение средней доходности услуг оператора сотовой связи за счет объективных факторов.

При планировании услуг связи новых видов используется усредненный тарифный план.

С каждым годом возрастают требования потребителей к качеству услуг связи, поэтому вопросы качества становятся важнейшими для обеспечения эффективной деятельности операторов. Искажение содержания и задержка сообщений снижают эффект

их передачи во времени и пространстве, информация теряет свою полезность и ценность для управления, производства, бизнеса, потребителей частного сектора, а продукт связи – свою потребительскую стоимость.

Таблица 10.2 Распределение трафика по направлениям

Анализ продукции предприятий связи;

Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей – как услуга. Объём произведённых услуг связи характеризуется объёмом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, то объём валовой продукции на предприятиях связи равен объёму товарной и реализованной продукции.

Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные).

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:

o дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение к сети;

o дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счёта, голосовой почты, переадресации, междугороднего и международного доступа, других услуг связи);

o дохода от обмена (трафика) (отдельно учитывается доход от роумингового обмена – предоставления услуг абонентам одного оператора на территории другого).

Первоначально анализу подвергается общая величина доходов оператора сотовой связи, их состав, структура и динамика.

Далее изучаются влияющие на доходы факторы, и определяется величина их влияния.

Сначала производится качественный анализ абонентской базы.

Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов. При проведении анализа рассчитываются показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов. Снижение этих показателей говорит о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы.

На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы: ►стоимость первоначального пакета, доля рынка; ► проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи); ► охват каждого сегмента потенциальных потребителей; ► длительность периода продаж первоначального пакета по определённой цене; ► число отказов от покупки; ► сезонность; ► количество рабочих и выходных дней.

На следующем этапе оценивается общее количество обмена.

Понятие обмена (трафика) включает общее количество минут, задействованных всеми активными коммерческими абонентами в течение анализируемого периода. За единицу обмена принимается количество минут на абонента в среднеприведённый день с учётом рабочих и выходных дней. Общее количество обмена (минут) в месяц (О) можно определить следующим образом:

,

где А – количество абонентов; Д – количество приведённых дней в месяце; М – количество минут на одного абонента в среднеприведённый день.

Для определения Д сначала отдельно подсчитывается количество минут по рабочим и выходным дням в месяце, затем определяется промежуточный коэффициент К, который равен соотношению количества минут в выходные и рабочие дни.

Расчёт приведённых дней в месяце связан с неравномерностью нагрузки по рабочим и выходным дням и осуществляется следующим образом:

,

где Р – количество рабочих дней; В – количество выходных дней.

Каждый оператор имеет индивидуальную структуру распределения трафика по направлениям. Этому вопросу при проведении анализа должно быть уделено отдельное внимание (табл. 83).

Распределение трафика по направлениям

Большое влияние на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживлённым транспортным магистралям.

Ещё одним важным направлением работы является анализ тарифов на услуги связи. При небольшом количестве услуг, действующих в течение длительного времени, рекомендуется следующий подход. Сначала вычисляется цена j-го вида услуг (средняя доходная такса) для i-ой группы пользователей в отчётном периоде как отношение доходов за j-ый вид услуг от i-ой группы пользователей к количеству услуг j-го вида, предоставленных пользователям i-ой группы. На планируемый период средняя доходная такса определяется путём умножения её величины за отчётный период на коэффициент эластичности, учитывающий изменение средней доходности услуг оператора сотовой связи за счёт объективных факторов.

При планировании новых видов услуг связи используется усреднённый тарифный план.

С каждым годом всё возрастают требования потребителей к качеству услуг связи, поэтому вопросы качества становятся важнейшими для обеспечения эффективной деятельности операторов. Искажение содержания и задержка сообщений снижают эффект их передачи во времени и пространстве, информация теряет свою полезность и ценность для управления, производства, бизнеса, потребителей частного сектора, а продукт связи – свою потребительскую стоимость.

Качество услуг связи можно оценить, используя две группы показателей, характеризующих качество обслуживания и качество услуг связи.

Качество обслуживания абонентов определяется следующими факторами: ◊ величиной охвата территории, на которой оператор предоставляет услуги; ◊ количеством прогрессивных форм и методов обслуживания абонентов; ◊ уровнем охвата населения.

Качество услуг связи характеризуют показатели самых важных свойств: □ скорость передачи информации; □ точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохранность сообщений; □ конфиденциальность передачи информации, тайна связи; □ надёжность и устойчивость действия технических средств и систем связи; □ доступность услуг связи; □ удобство пользования, эстетичность и экологическая безопасность и др.

Конкуренцию среди операторов можно выдержать, имея правильную позицию и поведение, отвечающие пожеланиям потребителей. Причём объём оказанных услуг и соответственно прибыль оператор может увеличить именно за счёт улучшения качества, а не за счёт повышения цен на услуги.

Особенности организации управленческого анализа на предприятиях связи

Главная > Реферат >Экономика

по дисциплине: Управленческий анализ в отраслях

на тему: «Особенности организации управленческого анализа на предприятиях связи»

1. Особенности экономики предприятий связи как объекта управленческого анализа

2.Основные черты и особенности с истемы комплексного управленческого анализа предприятий связи

3.ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЯЗИ

3.1 Анализ продукции предприятий связи

3.2 Анализ качества продукции предприятий связи

3.3 Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции

1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рассмотрим предприятия связи в качестве объекта управленческого анализа.

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование современного российского телекоммуникационного рынка, являются политический, экономический и технологический.

Политический фактор заключается в переходе от монополии и централизованного управления к дерегулированию и демонополизации. Этот процесс инициировал значительный рост инвестиций, но обусловил противоречие между стремлением свободного рынка к саморегуляции и необходимостью государственного управления для защиты национальных интересов.

Радикальные экономические реформы в России существенным образом отразились на организационно-правовом пространстве российских телекоммуникаций, проявившись в приватизации предприятий и разрушении монополии на рынках телекоммуникационных услуг. Одной из причин приватизации и демонополизации предприятий связи явилось распространение новых видов услуг. Программы переоборудования существующих телефонных станций на цифровые системы и строительство новых сооружений также требовали существенных инвестиций, которые государственный бюджет предоставить не мог.

В ходе приватизации и последующего развития фондового рынка акции некоторых региональных операторов связи привлекли внимание отечественных и зарубежных инвесторов. Значительная доля прямых иностранных вложений направлялась в подвижные средства связи (сотовую связь).

Существенное влияние на рост числа пользователей связи и снижение цен оказывает конкуренция. Разрушение монополии производителей и покупателей оконечного оборудования (сетевого и абонентского) также способствовало снижению цен на услуги связи. Кроме того, фирмы-производители нередко становятся учредителями новых операторов связи. Таким образом, в отрасли постепенно формируется рынок, когда покупатель может сравнить продукты различных производителей для удовлетворения своих потребностей и выбрать его с максимальной выгодой для себя.

Система услуг связи как товар имеет некоторые особенности. Номенклатура услуг сравнительно устойчива. Изменение технологии и организации предоставления услуг связи (характера производства) сильно влияет на величину издержек, социально-экономические характеристики и функции услуг. Отраслевой принцип предложения услуг сочетается с преимущественно территориальным способом их предоставления. Сравнительно стабильная структура базовой сети существенно влияет на технологический процесс производства услуг связи.

Регулирует, координирует и контролирует деятельность предприятий связи, осуществляет лицензионную деятельность, сертификацию оборудования и услуг, занимается подготовкой законодательной и нормативной базы Минсвязи России.

Вместе с тем либерализация рынка новых услуг при монополии инфраструктуры связи привела к тому, что операторы предоставляют услуги на линиях, арендованных у базовой сети. При этом возникает проблема перепродажи арендованных линий, которые арендатор использует не для своих нужд, а для оказания услуг другим операторам. Усложняются расчеты между предприятиями за взаимные услуги, возникает проблема содержания и развития базовой сети (инфраструктуры отрасли).

К технологическим факторам, оказывающим влияние на развитие предприятий связи, можно отнести следующие:

существование множества стандартов, особенно на рынке сотовой связи;

регулирование государственными органами частотных ресурсов и назначение платы за их использование;

развитие производства современного сетевого и абонентского оборудования на российских предприятиях.

Сегодня к системе частично либерализованного рынка предприятия традиционных видов связи могут приспособиться только при условии, если их работа будет строиться на коммерческих принципах. Определяющим фактором в их деятельности должно стать качество обслуживания потребителей и самих оказываемых услуг.

Предоставляя всем отраслям общественного производства и населению услуги по сбору, обработке, передаче и доставке информации, область связи обладает всеми чертами, присущими материальному производству. Экономическим признаком, характеризующим принадлежность связи к сфере материального производства, является наличие трех факторов материального производства: средств труда, предметов труда и непосредственно труда работников связи.

К средствам труда, с помощью которых осуществляется процесс передачи информации, относятся производственные здания, станционные и линейные сооружения, коммутационное оборудование, канал ообразующая аппаратура, измерительные приборы и т.д. В качестве предмета труда в процессе связи выступает информация, которая подвергается пространственному перемещению. Оказывают воздействие на предмет труда с помощью средств труда работники связи.

Вместе с тем экономической природе отрасли связи присущи некоторые специфические черты.

Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который в отличие от обычного производства не имеет Вещественной формы, а представляет конечный результат передачи информации от отправителя получателю.

Невещественный характер конечного продукта обусловливает отсутствие в процессе связи сырья и основных материалов, являющихся вещественными носителями продукции, что отражается на структуре производственных ресурсов отрасли. В составе производственных фондов предприятий связи доля оборотных средств (материалов, запасных частей и др.) составляет около 7%, а доля основных производственных фондов — примерно 93%.

Характерной особенностью структуры себестоимости в отрасли является незначительный удельный вес материальных затрат при высокой доле затрат на оплату живого труда.

Вторая особенность отрасли характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства. Эта особенность ярко проявляется в телефонной связи, где процесс передачи телефонного сообщения происходит с участием абонентов, т.е. совпадает с процессом потребления. Конечный результат производственной деятельности отрасли — услуга не может храниться в запасе, на складе, изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации.

Неотделимость процесса производства и потребления услуг связи приводит к появлению неравномерной во времени нагрузки, обусловленной ритмом деловой и личной жизни людей. Фактор неравномерной нагрузки при необходимости передачи сообщения в установленные сроки в условиях неограниченного спроса определяет основные черты процесса производства предприятий связи. Для обслуживания потребителей в периоды максимальной нагрузки без нарушения качества на предприятиях создаются дополнительные производственные мощности и рабочие места, которые при спаде нагрузки используются с низкой отдачей либо вообще простаивают. Это приводит к объективному ухудшению многих экономических показателей — снижению производительности труда и фондоотдачи, повышению себестоимости, уменьшению прибыли и рентабельности производства. Создавая объективно необходимые резервы производственных ресурсов для высококачественного обслуживания потребителей, предприятия связи должны стремиться к оптимизации их объемов, минимизации затрат, повышению эффективности производства.

Третья особенность отрасли состоит в том, что информация может подвергаться только пространственному перемещению. Всякое другое воздействие означает ее искажение, потерю потребительских свойств и ценности и наносит ущерб пользователю. В связи с этим особое значение имеют достоверность передачи сообщений, точность воспроизведения и обеспечение всех качественных и количественных параметров информации, определяющих ее потребительские свойства. Строгое соблюдение качества услуг связи достигается применением только сертифицированного оборудования, современных систем защиты информации от посторонних воздействий, внедрением прогрессивных технологий и методов организации на всех стадиях производственных процессов.

Последняя особенность отрасли заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним между отправителем и получателем информации. Поскольку потребность в передаче информации может возникнуть между абонентами, находящимися в любых населенных пунктах, необходимо наличие надежной и разветвленной сети связи.

Сеть связи состоит из предприятий, соединенных между собой линиями и каналами связи, которые действуют в едином технологическом процессе, обеспечивая передачу информации. В этих условиях отдельное предприятие связи не всегда является единственным производителем услуг, а выполняет определенные производственные функции на конкретных этапах (исходящем, транзитном, входящем) технологической цепочки. Эта особенность обусловливает необходимость введения системы взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги по пропуску трафика. Особенно следует учитывать необходимость экономичности сетей связи при различных системах и вариантах схем соединения оконечных пунктов, образующих эти сети.

Всем отраслям и видам деятельности, имеющим инфраструктурную природу, присущ всеобщий характер потребления их услуг всеми предприятиями, отраслями, регионами страны, составляющими единое экономическое пространство. Такие отрасли в своем развитии в значительной степени зависят от общего состояния экономики, объемов, структуры и размещения производительных сил, размеров обслуживаемой территории, численности и плотности населения. В связи с этим для отрасли связи особое значение приобретает проблема соблюдения определенных пропорций между уровнем ее развития и состоянием производственного и экономического потенциала обслуживаемых ею отраслей и сфер деятельности.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

Подход к хозяйственной деятельности предприятия как к целостной системе составляет главную отличительную особенность системного анализа. Основное место в методологии системного анализа занимают универсальные принципы иерархического построения системы аналитических показателей, отражающих реальные процессы и явления в экономике предприятия.

Набор показателей, необходимый для объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия связи, включает:

объем основных производственных фондов;

Учет услуг мобильной связи для целей налогообложения

На практике существуют различные способы организации корпоративной мобильной связи и оплаты расходов на нее.

Налогоплательщиками применяются различные способы организации корпоративной мобильной связи:

— сотрудникам выдаются служебные телефоны со служебными телефонными номерами;

— сотрудникам выдаются служебные телефонные номера (sim-карты), используются личные телефоны;

— сотрудникам выдаются служебные телефоны, используются личные телефонные номера (sim-карты);

— сотрудниками используются личные телефоны и телефонные номера (sim-карты).

Налогоплательщиками применяются различные способы оплаты расходов на мобильную связь:

— банк оплачивает расходы на мобильную связь сотрудников;

— банк компенсирует расходы сотрудников, осуществленные со своих личных телефонов и/или номеров.

Налогоплательщиками применяются различные способы контроля над уровнем расходов:

— установление лимитов расходов на мобильную связь для каждого должностного лица внутренними распорядительными документами;

— выбор тарифов с предоплаченным количеством минут разговоров.

Каждый из этих способов имеет свои особенности документального оформления и налогообложения.

Начнем с общего документального оформления для всех способов. Именно по этому вопросу часто возникают споры с налоговыми органами.

Согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходы на услуги связи, носящие производственный характер, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом расходы должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически оправданы и документально подтверждены.

Документальное подтверждение расходов обычно не вызывает вопросов у налогоплательщиков, поскольку налоговые органы давно научили их соблюдать установленные формы первичных учетных документов. Операторы мобильной связи не являются исключением. Они предоставляют все основные документы, оформленные в соответствии с российским законодательством.

Что же касается соблюдения условия об экономической оправданности расходов, то здесь возникают разногласия. Причем разногласия существуют не только между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и между самими налогоплательщиками, которые по-разному подходят к этой проблеме. Несомненно одно — экономическую оправданность также необходимо подтверждать документально.

Попробуем разобраться в том, как можно в принципе подтвердить экономическую оправданность расходов на мобильную связь, а также рассмотрим сложившуюся практику.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ экономически оправданными расходами признаются затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть затраты, непосредственно связанные с производственным процессом или процессом оказания услуг, а также управлением организацией и обеспечением ее жизнедеятельности.

На практике экономическая оправданность расходов на мобильную связь подтверждается следующими документами:

— издаются приказы, закрепляющие мобильные телефоны или телефонные номера (sim-карты) за конкретными сотрудниками;

— разрабатываются внутренние положения, регулирующие порядок пользования мобильной связью;

— запрашиваются детализированные счета у операторов связи;

— устанавливаются лимиты расходов на мобильную связь для сотрудников;

— берутся отчеты сотрудников о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Существуют разные комбинации запросов этих документов, иногда включающие сразу все перечисленные документы.

По мнению Минфина России (например, Письмо Минфина России от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275), для признания затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения налогоплательщикам необходимо иметь следующие документы:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи.

Критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость использования работником сотового телефона в служебных целях в соответствии с установленными в его должностной инструкции обязанностями.

Использование мобильной связи в служебных целях позволяет проверить только детализированный счет, который (единственный) может служить при необходимости источником для проверки осуществляемых сотрудниками переговоров.

На практике Минфин России и налоговые органы настаивают на получении организацией детализированного счета для признания расходов на оплату услуг сотовой связи при исчислении налога на прибыль как единственного и основного документа, подтверждающего факт переговоров сотрудника в служебных целях.

Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Существуют судебные решения, поддерживающие позицию Минфина России и налоговых органов в требовании о предоставлении детализированных счетов оператора мобильной связи для подтверждения производственной направленности разговоров (например, постановления ФАС Московского округа от 16.07.2007 № КА-А40/5441-07, ФАС Дальневосточного округа от 22.12.2004 № Ф03-А24/04-2/3425, ФАС Уральского округа от 26.12.2005 № Ф09-2102/05-С2, ФАС Центрального округа от 31.07.2002 № А54-4371/01-С4).

В то же время существуют судебные решения, которые исходят из того, что поскольку налоговое законодательство не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов налогоплательщика на оплату услуг сотовой связи, то в качестве подтверждения производственного характера расходов могут быть представлены как детализированные счета услуг связи, так и иные документы (приказы, распоряжения, отчеты, должностные инструкции и т.п.). Такая позиция содержится в постановлениях ФАС Московского округа от 11.12.2007 № КА-А40/12690-07 по делу № А40-59/07-33-1, от 11.09.2007, 12.09.2007 № КА-А40/9219-07 по делу № А40-74416/ 07-20-409, ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2007 по делу № А05-3408/2007, от 03.09.2007 по делу № А05-12981/2006-10.

Решения судов, принимающих сторону налогоплательщиков, базируются на документальном подтверждении расходов, при этом не учитывается экономическая оправданность расходов. Данная позиция представляется спорной, поскольку сам факт необходимости использования мобильной связи для выполнения служебных обязанностей не является гарантией того, что сотрудник не будет использовать служебный телефон и в личных целях. А контроль над этими переговорами возможен только при наличии детализированного счета оператора.

Так, стоимость услуг напрямую зависит от времени разговора, предоставляемого оператором. Сотрудники любой организации или банка могут использовать телефоны в личных целях, при этом доля личных разговоров может быть весьма существенной. Расходы в этой доле не могут быть отнесены на затраты, принимаемые для целей исчисления налога на прибыль.

С учетом того, что в настоящее время получение детализированного счета от оператора мобильной связи не является проблемой, представляется целесообразным всегда иметь в бухгалтерии такие счета. Кроме устранения налоговых рисков это позволит руководству банка постоянно контролировать расходы на связь. Исключение здесь, пожалуй, составляют случаи, когда в банке преднамеренно оплачиваются расходы сотрудников на мобильную связь независимо от того, в каких интересах (служебных или личных) ею пользуются. В этом случае, конечно, наличие детализации счета для налогоплательщика крайне нежелательно. Этот вариант мы рассматривать не будем.

Другим аргументом, который налогоплательщики приводят для оправдания отсутствия детализации счета, является «секретность» переговоров. Данное утверждение также крайне сомнительно и совсем не убедительно для налоговых органов. Проблему секретности всегда можно решить отдельной детализацией счета на телефонные номера высшего руководства, а также обособленным его хранением.

Внутренней распорядительной документацией банка могут быть установлены лимиты расходов на телефонные переговоры. Многие банки считают, что вместо детализации счета оператора достаточно установления лимита расходов сотрудников на переговоры. Это ошибочное мнение. Кроме того, на практике бухгалтеры часто путают лимиты расходов на связь и размеры компенсации за использование телефонов в служебных целях.

Лимиты устанавливаются для ограничения расходов на связь. Такие ограничения используются, когда телефонные номера (sim-карты) принадлежат банку и используется либо кредитная система оплаты услуг оператора, при которой банк оплачивает услуги по факту, либо система оплаты, при которой сотрудники самостоятельно пополняют лицевые счета и отчитываются в произведенных расходах перед бухгалтерией. Также подобные ограничения применяются при иных корпоративных тарифах, когда размер расходов на связь зависит от количества разговоров сотрудников.

Размер компенсации применяется для упорядочения расчетов с сотрудниками за использование ими личных телефонов в служебных целях. Устанавливается размер компенсации приказом руководителя. Наличие утвержденного размера компенсации также требуется для исключения налоговых рисков в части уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и единого социального налога (далее — ЕСН) с сумм компенсации. Так, по мнению Минфина России, денежная компенсация за использование сотового телефона, принадлежащего работнику, не облагается НДФЛ и ЕСН в пределах установленных организацией размеров (Письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43).

Таким образом, в случае если сотрудники используют собственные мобильные телефоны в служебных целях, наличие утвержденного руководителем размера компенсации является обязательным для соблюдения требований налогового законодательства. Наличие лимитов расходов на мобильную связь обязательным не является. При этом лимит не подтверждает цели расходов, а лишь ограничивает их размер. Поэтому наличие утвержденных лимитов расходов в банке не является подтверждением экономической обоснованности фактически осуществленных расходов. Эта распорядительная документация носит исключительно управленческий характер, преследующий цель ограничения расходов банка.

Так, если затраты на связь в банке однозначно связаны с необходимостью управления или оказания услуг, но превысили установленные лимиты, это не мешает бухгалтерии в полном объеме включить их в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. При этом сотруднику могут урезать лимит расходов в следующем налоговом периоде или применить иные меры воздействия за несоблюдение регламента банка.

При этом, по мнению Минфина России, высказанному в ранее упомянутом Письме от 23.05.2005 № 03-03-01-04/1/275, если превышение установленного лимита подлежит возмещению банку сотрудником за счет собственных средств, то это возмещение учитывается для целей налогообложения в составе доходов от реализации, а само превышение в составе прочих расходов после возмещения данных затрат сотрудником. То есть наличие лимитов расходов на каждого сотрудника при оплате телефонных разговоров не является основанием признания этих расходов обоснованными.

Таким образом, наличие детализированной выписки по лицевым счетам сотрудников исключит вопросы об экономической обоснованности расходов на связь и позволит контролировать при необходимости разговоры сотрудников. Наличие же лимитов расходов на связь необходимо исключительно для управления расходами банка. В вопросе документального оформления расходов на мобильную связь банк должен решить для себя самостоятельно, стоят ли налоговые риски и судебные тяжбы одного дополнительного документа.

Теперь разберем особенности организации корпоративной мобильной связи на практике, а также рассмотрим документальное оформление и налогообложение каждого варианта.

1. Документальное оформление и налогообложение первого варианта организации корпоративной мобильной связи

Первый вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудникам выдаются служебные телефоны со служебными телефонными номерами. Это cамый безопасный способ организации с позиции налоговых рисков. Имущество находится в собственности банка. Компенсационные выплаты в пользу сотрудников отсутствуют. Оплата может быть как по факту (кредитная система), так и авансовая. Расходы на связь может также оплачивать сам сотрудник. В этом случае банк возмещает расходы сотруднику.

Документальное оформление первого варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником телефона и sim-карты;

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о произведенных расходах (если услуги связи оплачивал сам сотрудник);

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Налогообложение первого варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Расходы в доле, приходящейся на служебные переговоры, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы в доле, приходящейся на личные переговоры сотрудника, включаются в его совокупный доход и облагаются НДФЛ.

2. Документальное оформление и налогообложение второго варианта организации корпоративной мобильной связи

Второй вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудникам выдаются служебные телефоны со служебными телефонными номерами или только служебные телефонные номера (sim-карты). Сотруднику установлен лимит расходов на мобильную связь. Сотрудник компенсирует расходы на связь сверх лимита за счет собственных средств. Оплата может быть как по факту (кредитная система), так и авансовая.

Расходы на связь может также оплачивать сам сотрудник. В этом случае банк возмещает расходы сотруднику в пределах лимита.

Документальное оформление второго варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— приказ на установление лимитов расходов на мобильную связь;

— документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником телефона и/или sim-карты;

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о произведенных расходах (если услуги связи оплачивал сам сотрудник);

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Налогообложение второго варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Расходы в доле, приходящейся на служебные переговоры, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы в доле, приходящейся на личные переговоры сотрудника, включаются в его совокупный доход и облагаются НДФЛ. Возмещение учитывается в составе доходов от реализации. Превышение лимита учитывается в составе прочих расходов после возмещения данных затрат сотрудником.

Если сотрудник сам оплачивает расходы, то возмещение этих расходов в пределах лимита учитывается в составе прочих расходов. Возмещение расходов сотрудника не облагается НДФЛ и ЕСН, так как в данном случае банк осуществляет расчеты с оператором через сотрудника. Расчеты с сотрудником осуществляются как с подотчетным лицом.

3. Документальное оформление и налогообложение третьего варианта организации корпоративной мобильной связи

Третий вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудникам выдаются служебные телефонные номера (sim-карты). Сотрудники пользуются личными телефонами. Компенсация за использование личного имущества в служебных целях не выплачивается. Существуют налоговые риски признания пользования чужим имуществом безвозмездным. Данная позиция Минфина России изложена, например, в его Письме от 04.02.2008 № 03-03-06/1/77. Также на практике существуют случаи, когда отсутствие телефонов на балансе организации трактуется налоговыми органами как отсутствие экономической обоснованности расходов на мобильную связь. Данная позиция налоговых органов более чем спорная. Арбитражная практика в таких ситуациях складывается в пользу налогоплательщиков (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2007 № А56-33529/2006, ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2006 № Ф03-А24/06-2/56 и ФАС Волго-Вятского округа от 02.02.2006 № А38-4091-12/222-2005).

Документальное оформление третьего варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником телефонного номера (sim-карты);

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Налогообложение третьего варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Расходы в доле, приходящейся на служебные переговоры, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы в доле, приходящейся на личные переговоры сотрудника, включаются в его совокупный доход и облагаются НДФЛ. Для исключения налоговых рисков в состав внереализационных доходов включается доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Если цена вопроса велика и банк готов отстаивать свою позицию в суде, то необходимо экономически обосновать эту позицию во внутренней распорядительной документации, а доход в виде права безвозмездного пользования имуществом не учитывать, при этом налоговые риски существенно возрастают.

4. Документальное оформление и налогообложение четвертого варианта организации корпоративной мобильной связи

Четвертый вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудникам выдаются служебные телефонные номера (sim-карты). Сотрудники пользуются личными телефонами. Выплачивается компенсация или арендная плата за использование личного имущества в служебных целях.

Документальное оформление четвертого варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— соглашение об использовании имущества сотрудника в служебных целях или договор аренды имущества сотрудника;

— приказ об установлении размера компенсации за пользование личными мобильными телефонами в служебных целях;

— документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником sim-карты;

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Налогообложение четвертого варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Расходы в доле, приходящейся на служебные переговоры, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Компенсация относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Компенсация не облагается НДФЛ и ЕСН в пределах размеров, утвержденных руководителем (Письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43). Расходы в доле, приходящейся на личные переговоры сотрудника, включаются в его совокупный доход и облагаются НДФЛ.

В случае заключения с сотрудником договора аренды телефона суммы арендной платы подлежат включению в совокупный доход сотрудника и облагаются НДФЛ. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 236 НК РФ договоры, связанные с передачей в пользование имущества, не облагаются ЕСН.

5. Документальное оформление и налогообложение пятого варианта организации корпоративной мобильной связи

Пятый вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудникам выдаются служебные телефоны. Сотрудники используют собственные телефонные номера (sim-карты). В данном случае использования личного имущества не возникает. Выплачивается компенсация расходов на переговоры в служебных целях.

Документальное оформление пятого варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— соглашение о компенсации расходов на переговоры в служебных целях;

— документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником телефона;

— приказ об установлении размера компенсации за пользование личными телефонными номерами в служебных целях;

— копию договора сотрудника с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на переговоры в служебных целях.

Налогообложение пятого варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Компенсация расходов на служебные переговоры относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Компенсация не облагается НДФЛ и ЕСН в пределах размеров, утвержденных руководителем (Письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43).

6. Документальное оформление и налогообложение шестого варианта организации корпоративной мобильной связи

Шестой вариант организации корпоративной мобильной связи состоит в том, что сотрудниками используются личные телефоны и телефонные номера. Выплачивается компенсация или арендная плата за использование личного имущества в служебных целях, а также компенсируются расходы на переговоры в служебных целях.

Документальное оформление шестого варианта организации корпоративной мобильной связи предполагает, что банк имеет:

— утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;

— соглашение об использовании имущества сотрудника в служебных целях или договор аренды имущества сотрудника;

— договор с оператором на оказание услуг связи;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Налогообложение шестого варианта организации корпоративной мобильной связи состоит в следующем. Компенсация относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Компенсация не облагается НДФЛ и ЕСН в пределах размеров, утвержденных руководителем (Письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43).

В случае заключения с сотрудником договора аренды телефона суммы арендной платы подлежат включению в совокупный доход сотрудника и облагаются НДФЛ. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 236 НК РФ не облагаются ЕСН договоры, связанные с передачей в пользование имущества.

Проанализировав требования законодательства и обобщив сложившуюся практику, независимо от выбранного банком способа организации корпоративной связи, для устранения налоговых рисков в бухгалтерии банка целесообразно иметь следующие документы:

— договор с оператором связи;

— акты оказания услуг связи;

— приказы о закреплении телефонов и/или телефонных номеров (sim-карт) за конкретными сотрудниками для исполнения ими своих должностных обязанностей;

— детализированные счета оператора связи;

— отчеты сотрудников о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры (в случае если таковые имелись).

Если используются личные телефоны сотрудников, то для устранения налоговых рисков необходимы договор аренды или соглашение о выплате компенсации за использование имущества сотрудника в служебных целях. Для выплаты компенсации за использование личных телефонов в служебных целях необходим приказ о размере компенсационных выплат. В этом случае в пределах этого размера они не будут облагаться НДФЛ и ЕСН. В случае договора аренды личного имущества суммы арендной платы подлежат включению в совокупный доход сотрудника и облагаются НДФЛ. Для эффективного управления расходами банка на мобильную связь можно утвердить лимиты расходов для каждой категории сотрудников, но их задача — только оптимизация расходов банка.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Как написать научную статью по психологии пример Психология список научных статей В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние […]
  • Земельный участок вавиловец Коттеджный поселок «Вавиловец» Предложить цену Хочу в рассрочку В обмен Хочу в кредит О коттеджном поселке «Вавиловец» Коттеджный посёлок «Вавиловец» находится в 7 км от […]
  • Статья 3 6 коап рт ИНФОРМАЦИЯ ПО СТ. 3.6 КОАП РТ Ответственность согласно ст.3.6 КоАП РТ наступает в случае нарушения правил благоустройства территорий поселений и городских округов. На территории города […]
  • Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту является право на обжалование в суд вышестоящей инстанции не […]
  • Посмотреть свои долги перед приставами Задолженность перед судебными приставами Для того чтобы оформить банковский кредит, совершить иную финансовую сделку или подготовиться к поездке за пределы России, необходимо иметь полную […]
admin

Обсуждение закрыто.