П 3 ст 61 гк рф

П 3 ст 61 гк рф

П 3 ст 61 гк рф

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 61 ГК РФ, судебная практика применения

ВС РФ о ликвидации и приостановлении деятельности некоммерческих организаций

См. разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о ликвидации юридического лица

В пп. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» содержатся следующие разъяснения

Неоднократность нарушения закона — основание для ликвидации?

Неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Ликвидация юрлица по иску учредителя в связи с корпоративным конфликтом, невозможностью достижения целей

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Например, судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.

Равным образом удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.

Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья 61 посвящена общим вопросам ликвидации — юридической процедуре, направленной на прекращение ЮЛ без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1). Под отсутствием правопреемства закон имеет в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, так как процедура ликвидации сама по себе отнюдь не исключает сингулярное правопреемство (переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого ЮЛ к другим лицам). Так, права ликвидируемого ЮЛ могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними, учредители (участники) также в целом ряде случаев могут приобрести как его права (получая имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, — так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Отсюда отсутствие именно универсального правопреемства отличает ликвидацию от всякой реорганизации.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано в обычном или в судебном порядке. Обычно ЮЛ ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа ЮЛ, уполномоченного на решение такого вопроса учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация) (абз. 2 п. 2 ст. 61). В судебном порядке ЮЛ ликвидируется по требованию уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления (ср. с абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК, в котором решение о разделении и выделении принимают только уполномоченные госорганы или сам суд).

Уполномоченными на ликвидацию, в частности, могут быть различные публичные органы: а) регистрирующие (налоговые) органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1991. N 15. Ст. 492)); б) ЦБ РФ (ст. 23.1 Закона о банках); в) орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела); г) прокурор (ч. 2 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 2 ст. 24 Закона о противодействии терроризму, п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Поводы для судебной ликвидации ЮЛ: а) грубые и неустранимые нарушения закона, допущенные при создании ЮЛ; б) осуществление ЮЛ деятельности без лицензии; в) осуществление ЮЛ запрещенной законом деятельности; г) осуществление ЮЛ деятельности с нарушением Конституции; д) осуществление ЮЛ деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; е) систематическое осуществление некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям; ж) другие предусмотренные ГК случаи (см., например, ст. ст. 81, 86, п. 2 ст. 119 ГК). Поскольку последние предусматривает только ГК, нарушение иных законов — основание для судебной ликвидации ЮЛ, только если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

В зависимости от решения суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) ЮЛ или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора) (абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению суда обязанности по ликвидации возложены на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные его учредительными документами органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд назначает ликвидатора и уже ему поручает осуществить ликвидацию ЮЛ. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК, п. 24 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

3. Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы — абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица — абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.

Так, если ЮЛ в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству РФ о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) и в течение 3 дней с момента принятия такого решения публикует соответствующую информацию, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем тем лицам, чьи права и законные интересы могут быть при этом затронуты (включая само недействующее ЮЛ и возможных его кредиторов). При отсутствии заявлений в течение 3 месяцев с момента опубликования этих сведений ЮЛ исключается из ЕГРЮЛ, в противном случае (при наличии заявлений) решение о его исключении из ЕГРЮЛ не принимается, а само ЮЛ может быть ликвидировано только в обычном порядке (т.е. с соблюдением правил ст. ст. 62 — 64 ГК).

Исключение недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано заинтересованными лицами (кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением) в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Соответствующие споры подведомственны арбитражным судам. Упрощенная ликвидация позволяет оперативно «очищать» ЕГРЮЛ от организаций, существующих de jure, но не de facto, поддерживая тем самым его «чистоту» (ст. 21.1, п. п. 7 — 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

4. Особый повод для ликвидации и процедура ликвидации ЮЛ — его несостоятельность (банкротство), т.е. неспособность ЮЛ удовлетворить требования кредиторов, причем признание ЮЛ банкротом и его ликвидация по правилам специального законодательства (о банкротстве) необходимы во всех случаях, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Участь банкротства может постичь большинство ЮЛ. Из числа коммерческих организаций банкротами не могут быть только казенные предприятия, из числа организаций некоммерческих — все учреждения (ст. 120 ГК), политические партии, являющиеся, как известно, одной из форм общественного объединения (Закон о партиях, ст. 12.2 Закона об общественных объединениях, ст. 117 ГК) и религиозные организации (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; ст. 117 ГК).

5. Особый статус в вопросе признания банкротом имеют госкорпорации и фонды: первые не могут быть банкротами по общему правилу (кроме случаев, когда иное допускает учредивший госкорпорацию федеральный закон), вторые, напротив, могут быть банкротами только по общему правилу (кроме случаев, когда иное установлено законом, предусматривающим создание и деятельность фонда). Так, не может быть банкротом фонд, являющийся Центром исторического наследия Президента РФ (п. 7 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

———————————
Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

———————————
Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

———————————
Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

———————————
Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» ), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

7. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.

uristinfo.net

Принудительная ликвидация

Пункт 2 ст. 61 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица. Вместе с тем в ряде законов имеются дополнительные ссылки на нарушения, которые могут стать основанием для принудительной ликвидации юридического лица.

В правовой литературе по этому поводу отмечается, что соответствующие нормы, как правило, увязывают такую возможность с нарушением юридическим лицом определенных требований законодательства, а потому они применяются в сочетании с п. 2 ст. 61 ГК РФ, конкретизируя общее указание об «осуществлении деятельности с нарушением закона или иных правовых актов» .

Шапкина Г. Указ. соч. С. 61.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разъясняя свою позицию, отметили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если суд квалифицирует его действия (или бездействие), связанные с неисполнением требований, содержащихся в других законах, как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта .

Пункт 23 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 6/8.

В частности, в Законе об АО содержится несколько норм, которые могут стать основанием для принудительной ликвидации обществ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 7 закрытое акционерное общество, насчитывающее более 50 акционеров, подлежит ликвидации, если в течение года оно не будет преобразовано в открытое или не сократит свою численность до установленного Законом предела. В п. 5 ст. 35 Закона об АО предусмотрено, что, если по окончании второго и каждого последующего года (после создания общества) стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, указанной в ст. 26 этого Закона, общество также подлежит принудительной ликвидации.

Необходимо обратить внимание, что в ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о его принудительной ликвидации. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в соответствии со ст. ст. 61 — 64 ГК РФ.

В сложившейся судебной практике неоднократно оспаривалось соответствие положений п. п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, устанавливающих, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, вынесенному по иску налогового органа, ст. ст. 8, 34 и 55 Конституции РФ.

Так, Конституционным Судом РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Закона об АО, ст. ст. 61 и 99 ГК РФ, ст. 31 НК РФ и ст. 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация» вынесено Постановление от 18 июля 2003 г. N 14-П , признающее норму, содержащуюся во взаимосвязанных положениях пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 6 ст. 35 Закона об АО, предусматривающую право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в Законе, требования о ликвидации акционерных обществ, не противоречащей Конституции РФ. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ привел следующие доводы. Устанавливая правое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Названная норма под угрозой содержащихся в ней санкций понуждает юридические лица — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы,осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных п. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, -принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для предпринимательской деятельности.

СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3102.

Основанием для принудительной ликвидации общества может стать также несоответствие закону его учредительных документов. В п. 3 ст. 94 Закона об АО записано, что учредительные документы обществ, не соответствующие нормам данного Закона, с момента введения его в действие применяются в части, не противоречащей указанным нормам. Согласно п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» тот факт, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок их создания и деятельности, может являться основанием для их ликвидации.

Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

Аналогичное положение содержалось в Постановлении Пленумов ВС и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» : арбитражным судам предписывалось тщательно анализировать устав общества в ходе рассмотрения заявления о ликвидации акционерного общества на основании несоответствия закону его учредительных документов. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству (ст. ст. 133 — 137 АПК РФ) арбитражный суд при выявлении несоответствия положений устава императивным нормам Закона об АО может предложить обществу принять меры по их устранению путем внесения в устав необходимых изменений и дополнений. При невыполнении требований суда последний решает вопрос о ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку деятельность общества в этом случае должна рассматриваться как осуществляемая с нарушением закона.

Вестник ВАС РФ. 1998. N 4.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что общество, в отношении которого возбуждено дело о его ликвидации в связи с несоответствием его учредительных документов требованиям закона, остается действующим до завершения его ликвидации и момента исключения его из реестра юридических лиц. При этом следует учесть, что деятельность обществ, не обеспечивших приведение своих учредительных документов в соответствие с Законом об АО, но впоследствии устранивших это нарушение, до регистрации в установленном порядке их устава в новой редакции регламентируется только нормами законодательства, без учета положений их уставов.

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

Новая редакция Ст. 61 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

Ликвидация — это один из способов прекращения деятельности юридического лица. Существенным отличием его от реорганизации является то обстоятельство, что при ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном (по решению участников или самого юридического лица) или принудительном (по решению суда) порядке. Также ликвидация всегда является следствием признания соответствующих юридических лиц несостоятельными (банкротами).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23).

Устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61). Названная норма под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П).

При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Другой комментарий к Ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определение ликвидации юридического лица и призван отграничить ее от реорганизации. Строго говоря, в связи с ликвидацией не наступает лишь универсального правопреемства, как это имеет место при реорганизации. В ходе процедуры ликвидации правопреемство происходит, но оно носит частный (сингулярный) характер, а именно имущество юридического лица получают кредиторы (по решению ликвидационной комиссии — п. 4 ст. 63 ГК РФ) и учредители, которым принадлежит вещное или обязательственное право на имущество должника (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

2. В п. 2 решается, по существу, два вопроса: а) кто может принимать решение о ликвидации, б) основания принятия данного решения.

Решение может принимать само юридическое лицо (или орган, которому учредительными документами предоставлено такое право) либо суд.

Само юридическое лицо (кроме фонда — п. 2 ст. 119 ГК РФ) может принять решение о ликвидации по любому основанию. Среди оснований п. 2 комментируемой статьи выделяет истечение срока, на который создана данная организация, или достижение ею своих целей. Это означает, что даже при наличии указанных оснований (срок и цель) существование юридического лица не прекращается автоматически, необходимо принятие специального решения и прохождение установленной процедуры регистрации.

В ряде случаев, предусмотренных законом, если юридическое лицо не принимает решения о самоликвидации, вопрос рассматривается судом. Непосредственно в комментируемой статье основаниями для принудительной ликвидации названы грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер; осуществление деятельности без лицензии или вообще запрещенной законом; совершение иных грубых или неоднократных нарушений закона (или иных нормативных актов).

Гражданский кодекс предусматривает ряд иных оснований принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Такие основания установлены для ликвидации полных товариществ (ст. 81 и п. 1 ст. 76); товариществ на вере (п. 1 ст. 86); обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 88, п. п. 3, 4 ст. 90); акционерных обществ (абз. 3 п. 2 ст. 97 и п. 4 ст. 99). Иные основания ликвидации в судебном порядке отдельных видов юридических лиц могут быть названы законодательством об этих видах.

В п. 2 ст. 61 предусматривается, что не только в перечисленных, но и в иных случаях, указанных в ГК, может быть принято решение о принудительной ликвидации юридического лица. Возникает вопрос, можно ли в судебном порядке ликвидировать юридическое лицо, если оно систематически или грубо нарушает требования, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. При ответе на этот вопрос надо исходить из п. 2 ст. 49 ГК. В п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 разъясняется, что, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 61), неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного правового акта.

3. Если принятие решения о самоликвидации не состоялось, в суд с соответствующим иском может обратиться государственный либо муниципальный орган, которому такое право предоставлено. С иском в суд может обратиться, в частности, орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае существенных и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, в частности при его регистрации, может обратиться регистрирующий орган, как это предусмотрено Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот же орган вправе обратиться с иском о прекращении юридического лица и при наличии специально предусмотренных оснований (см., например, п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 88 ГК и т.д.). В этих случаях возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, имеются обстоятельства, которые невозможно преодолеть, и потому надо принимать решение о ликвидации (в некоторых случаях — о преобразовании). С другой стороны, кредиторы могут противодействовать ликвидации юридического лица до удовлетворения их требований.

При возникновении такой коллизии следует исходить из интересов добросовестных кредиторов. Если их требования возникли до появления оснований, позволяющих ликвидировать должника, или во время возникновения права требования они не знали о наличии таких оснований, они вправе требовать отсрочки принятия или исполнения решения о ликвидации до полного удовлетворения своих требований либо предъявить требование об объявлении должника несостоятельным (банкротом).

Из смысла абз. 2 п. 3 ст. 61 вытекает, что юридическое лицо, в отношении которого принято соответствующее решение, само принимает меры к его исполнению, т.е. осуществляет ликвидацию. Но суд может возложить такую обязанность и на учредителей либо на орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.

4. Если в п. 2 комментируемой статьи установлены условия принудительной ликвидации юридического лица в связи с нарушениями в процессе его создания или функционирования, то п. 4 предусматривает возможность ликвидации в связи с неудовлетворительными результатами его деятельности, а именно по причине его несостоятельности и признания банкротом. В порядке ст. 65 ГК могут быть ликвидированы лишь организации, названные в абз. 1 п. 4 ст. 61 (в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ). В этом случае вопрос о ликвидации ставит кредитор (кредиторы).

Государственные и муниципальные органы власти, а также сам должник вправе выбирать то основание, по которому следует принимать решение о ликвидации юридического лица.

Однако при наличии сведений о том, что имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, вопрос должен решаться в порядке, установленном ст. 65 ГК и Законом о банкротстве.

Смотрите еще:

  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Кузбасс приемная семья выплаты Пособия приемным родителям в 2018 году В России существует несколько форм семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронат. От того, какую […]
  • Ст 208 уголовного кодекса рф Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем 1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного […]
  • Допрос эксперта образец Протокол допроса эксперта (образец заполнения) ПРОТОКОЛ допроса эксперта 30 августа 201* г. Допрос начат в 12 час. 05 мин. Допрос окончен в 13 час. 00 мин. Старший следователь […]
  • Журнал закон и право официальный сайт архив Журнал закон и право официальный сайт архив Журнал «Legea și viața» ("Закон и Жизнь") Журнал «Legea și viața» был зарегистрирован в августе 1990 года. Учредителями журнала стали […]
  • Земельный участок столбовая Купить участок в рабочем поселке Столбовая, Чеховский район, Московская область Форма поиска Участок 6.1 сот. Чеховский р-н., рп. Столбовая, Большая ул. ИЖС Электричество: есть […]
  • Регистрация ип бессрочная Регистрация ИП и внесение изменения в регистрационные данные Регистрация ИП производится налоговыми органами. Регистрация индивидуального предпринимателя (далее ИП) производится […]
  • Форма договора дарения долей квартиры ДОГОВОР ДАРЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА - ДОЛИ КВАРТИРЫпроект, образец, форма, бланк, шаблон, пример 2018 год ДОГОВОР дарения доли квартиры Россия, город Ростов-на-Дону, двадцать восьмое […]
admin

Обсуждение закрыто.