Исполнение внешнеэкономического договора

Исполнение внешнеэкономического договора

Внешнеэкономический договор (контракт). Особенности составления внешнеэкономических контрактов.

Часто задаваемые вопросы при таможенном оформлении

&nbsp&nbsp&nbspБазовыми документами, регулирующими структуру и порядок составления внешнеэкономического договора или контракта в Украине являются закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» и приказ Министерства внешнеэкономических связей и торговли №201 от 06.09.01 г. «Об утверждении положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов)».

&nbsp&nbsp&nbspЭлементы внешнеэкономического контракта целесообразно описать на примере договора купли-продажи, т.к. основные положения последнего применимы практически к любым другим видам контрактов.

&nbsp&nbsp&nbspВнешнеэкономический договор состоит,
как правило, из следующих разделов:

  • преамбула;
  • предмет контракта;
  • базисные условия и строки поставки;
  • условия платежей (расчетов);
  • условия сдачи (приема) товаров;
  • упаковка и маркировка;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • санкции и рекламации;
  • арбитраж;
  • срок действия контракта.

&nbsp&nbsp&nbspСоставление контракта начинается с указания места и даты его подписания, а также с обозначения сторон. Место подписания контракта приобретает юридическое значение, если в тексте не определено, право какой страны применяется при рассмотрении спора. В этом случае именно место заключения договора (подписания контракта) укажет на данное право. Названное в тексте контракта место его заключения не обязательно должно соответствовать фактическому месту. Стороны могут заключить договор и подписать контракт в одной стране, но в самом тексте контракта указать по взаимному соглашению другую страну.

&nbsp&nbsp&nbspНаименование сторон в договоре должно быть точным (тем, под которым они официально зарегистрированы) и развернутым (без аббревиатур). Здесь же определяется статус сторон как контрагентов: Продавец и Покупатель — в договорах купли-продажи и товарообмена (Заказчик и Исполнитель — в договоре на переработку давальческого сырья, Комитент и Комиссионер — в договоре комиссии, Доверитель и Поверенный в договоре поручения, Консигнант и Консигнатор — в договоре консигнации и т.д.).

&nbsp&nbsp&nbspВариант вступительной части контракта, с учетом вышесказанного, может выглядеть следующим образом:

КОНТРАКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ N__
г.Киев, Украина 01 января 2000 года

&nbsp&nbsp&nbsp1. Преамбула
(Наименование иностранной фирмы, город, страна), именуемая в дальнейшем Продавец, в лице (должность, ФИО), действующего на основании (устава, доверенности, др.), с одной стороны, и (Наименование украинского предприятия, город, Украина), именуемое в дальнейшем Покупатель, в лице (должность, ФИО), действующего на основании (устава, доверенности, др.), с другой стороны, заключили настоящий договор, именуемый в дальнейшем Контракт, о нижеследующем.

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

&nbsp&nbsp&nbspПредмет контракта — это, проще говоря, то, о чем контракт. Предметом контракта обычно является товар, который продавец (одна сторона) обязуется передать в собственность покупателя (другой стороны), а покупатель обязан принять товар и оплатить его стоимость.

&nbsp&nbsp&nbspВ данном разделе контракта необходимо указать, какой товар конкретно продается и покупается. Если товар сложно описать в самом контракте или его предметом является широкий ассортимент товаров, то можно сослаться на соответствующее приложение, где приводятся качественные и другие характеристики товара.

2. Предмет контракта
Продавец продал, а Покупатель купил товары согласно спецификации, приложенной к контракту под N 1, и в соответствии с технической характеристикой и в комплектации согласно Приложению N 2. Упомянутые в контракте приложения к нему составляют неотъемлемую часть настоящего контракта.

БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ И СРОКИ ПОСТАВКИ

&nbsp&nbsp&nbspВ этой статье внешнеэкономического контракта стороны должны выбрать и зафиксировать условия поставки товара. При этом следует руководствоваться Международными правилами интерпретации коммерческих терминов Инкотермс.

&nbsp&nbsp&nbspПример:
3. Базисные условия и сроки поставки товара
3.1. Срок поставки.
3.1.1. Продавец обязуется поставить проданный по настоящему контракту товар _(указание периода, момента)_.
3.1.2. Датой поставки считается дата __(накладной, др. документа, их названия)__, подтвержденного _(способ подтверждения документа, например, отметка таможенного органа страны назначения о пересечении товаром ее таможенной границы)__.
3.2. Условия поставки.
3.2.1. Товар поставляется Продавцом на условиях __(могут быть определены любые условия на основании Инкотермс1990 г., а также сделаны дополнения к ним)__.

УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖЕЙ (РАСЧЕТОВ)

&nbsp&nbsp&nbspЭта статья контракта определяет способ, порядок и сроки финансовых расчетов и гарантий выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. В зависимости от выбранных сторонами условий платежа в тексте контракта указываются: условия банковского перевода до (авансового платежа) и/или после отгрузки товара, либо условия документарного аккредитива или инкассо (с гарантией).

&nbsp&nbsp&nbspПример:
5. Условия платежей
(В случае аккредитивной формы расчетов)
5.1. Покупная цена, предусмотренная п.__ контракта, будет выплачена Покупателем путем открытия аккредитива в банке ___.
5.2. Покупатель обязан в течение _дней после вступления контракта в силу открыть безотзывный, делимый, подтвержденный документарный аккредитив на общую сумму стоимости товара, предусмотренную п. __ контракта, действительный до____.

УСЛОВИЯ СДАЧИ (ПРИЕМА) ТОВАРОВ

&nbsp&nbsp&nbspВ этом пункте контракта определяются сроки и место фактической передачи товаров. Место приема-передачи товара обусловлено условиями поставки, принятым сторонами контракта. Прием-сдача производится по количеству согласно товаросопроводительних документов, а по качеству — в соответствии с документами, удостоверяющими качество товара.

&nbsp&nbsp&nbspПример:
6. Условия сдачи (приемки) товара
6.1. Покупатель должен принять товар по количеству в течение __ дней после получения транспортной накладной/коносамента от перевозчика с уведомлением о прибытии товара __(кого)__.
Приемка производится в присутствии представителей _(Продавца, Покупателя, третьего лица)_.
В случае установления недостачи и повреждения товара составляется протокол совместно с представителем. Продавец отвечает за недостачу, повреждение до момента перехода рисков.
6.2. Продавец отвечает за _(недостачу, повреждения)_ товара, возникшие после его передачи, но причина которых существовала до этой передачи, в течение _ месяцев.
6.3. Товар передается при сравнении данных __(фактур, накладных, коносамента, др.)_ с прибывшим товаром.

УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

&nbsp&nbsp&nbspЭтот раздел содержит сведения об упаковке товара (ящики, мешки, контейнеры и др.), нанесенной на нее соответствующей маркировке (наименование продавца и покупателя, номер договора (контракта), место назначения, габариты, специальные условия складирования и транспортировки и др.), а при необходимости — также об условиях возврата упаковки.

&nbsp&nbsp&nbspПример:
7. Упаковка и маркировка
7.1. Тара и упаковка должны отвечать экспортным требованиям для данного вида товаров в стране __(Продавца, Покупателя)__или обычным требованиям внешнеторгового оборота и отвечать условиям контракта.
7.2. В каждое грузовое место должен быть вложен упаковочный лист с указанием _(количества, веса брутто и нетто, количества единиц, др.)__
7.3. На каждое грузовое место должна быть прочно нанесена маркировка на _языке с указанием _(наименование, адрес сторон, номер контракта, др.)_.

ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

&nbsp&nbsp&nbspЭтот раздел содержит данные о том, в каких случаях условия контракта могут быть не выполнены сторонами (стихийные бедствия, военные действия, эмбарго, вмешательство со стороны властей и др.). При этом стороны освобождаются от ответственности на срок действия этих обстоятельств, либо могут отказаться от выполнения контракта частично или в целом без дополнительной финансовой ответственности. Срок действия форс-мажорных обстоятельств подтверждается Торгово-промышленной Палатой соответствующей страны.

Пример:
8. Форс-мажорные обстоятельства
8.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы для исполнения любой из сторон обязательств по контракту, а именно _(кроме традиционно указываемых обстоятельств — пожары, землетрясения, военные действия — целесообразно, особенно в импортных контрактах, назвать повышение таможенных пошлин, акцизов, других налогов именно на контрактный товар с указанием величины (в процентах от действующих на момент подписания контракта ставок) такого повышения, которое стороны считают форс- мажором)_ срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. Данные обстоятельства должны быть удостоверены Торговой палатой или другими компетентными органами соответствующей страны Продавца, Покупателя или другой нейтральной страны.
8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по контракту, должна в течение _дней известить другую сторону о наступлении и прекращении таких обстоятельств.

САНКЦИИ И РЕКЛАМАЦИИ

&nbsp&nbsp&nbspВ данном разделе устанавливается порядок применения штрафных санкций, возмещения убытков и предъявления рекламаций в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением одним из контрагентов своих обязательств. При этом должны быть четко определены размеры штрафных санкций, сроки выплаты штрафов, сроки, на протяжении которых рекламации могут быть заявлены, права и обязанности сторон контракта при этом, способы урегулирования рекламаций.

Пример:
9. Санкции и рекламации
9.1. В случае нарушения Продавцом сроков поставки, указанных в п__, он платит штраф в размере _% стоимости непоставленного товара за каждый _день просрочки, начиная с __дня по истечении установленного срока. Общая сумма штрафа не должна превышать _% от общей стоимости непоставленного в срок товара.
9.2. При просрочке поставки на _дней Покупатель вправе заключить договор с третьим лицом в целях исполнения контракта, Продавец же обязан возместить разницу в ценах, предусмотренных в контракте и в договоре с третьим лицом. При несогласии с этим Продавца Покупатель вправе расторгнуть контракт и потребовать возмещения расходов и ущерба в связи с неисполнением контракта в размере не более __ % стоимости непоставленного товара.

&nbsp&nbsp&nbspВ этом разделе указывается место арбитражного суда, полное его название, страна и материальное право, которое будет применяться при рассмотрении споров, и обусловлены случаи, при которых стороны могут обратиться в суд.

Пример:
10.1. Любой спор, возникающий по настоящему договору или в связи с ним, подлежит передаче на рассмотрение и окончательное разрешение в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины.
10.2. Стороны согласны с тем, что в процессе рассмотрения и разрешения спора будет применяться Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины. 10.3. Правом, регулирующим настоящий договор, является материальное право _(страны)_.

СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА

&nbsp&nbsp&nbspВступление контракта в силу зависит от желания сторон, подписавших его. Однако украинская практика внешней торговли знает множество административных ограничений, налагаемых на внешнеторговый оборот государственными органами. Это лицензирование, экспортный контроль, обязательная сертификация импорта и др. На момент подписания контракта у его украинской стороны может и не быть полной уверенности в успешном преодолении административных барьеров. Поэтому целесообразно отсрочить вступление контракта в силу до получения положительного решения компетентных государственных органов в тех случаях, когда это требуется.

Пример:
11. Настоящий контракт вступает в силу после того, как _(Продавцом, Покупателем)_ будет получена экспортная (импортная) лицензия на товар, являющийся предметом контракта.

&nbsp&nbsp&nbspДатой вступления контракта в силу считается дата, проставленная в названной лицензии.

&nbsp&nbsp&nbspЕсли указанная лицензия не будет выдана, то контракт считается не вступившим в законную силу. При этом стороны не имеют права требовать возмещения расходов и издержек.

&nbsp&nbsp&nbsp Завершают внешнеэкономический контракт юридические адреса, почтовые, платежные и отгрузочные реквизиты контрагентов, подписи и печати участников контракта.

Внешнеэкономический договор (контракт)

Организация заключения и исполнения внешнеэкономических договоров (контрактов)

Подготовка к заключению внешнеэкономического договора (контракта) состоит из трех этапов:

• выбор рынка и его изучения;

• проведение предварительных переговоров.

Выбор рынка и его изучения зависит от вида хозяйствования субъекта внешнеэкономической деятельности и осуществляется по программе маркетинга. Важнейшими факторами, которые изучаются при подготовке к осуществлению внешнеэкономической операции, являются политические и торгово-экономические отношения с иностранным государством, где может находиться потенциальный контрагент, емкость и конъюнктура товарного рынка; транспортные условия (условия перевозок влияют на цену товара); условия платежа и кредита; источники правового регулирования (международные и национальные) специфические требования рынка (особые требования по номенклатуре, ассортименту и качеству товара); наличие каналов и специфика методов сбыта. Методами изучения потенциального рынка купли-продажи товаров (работ, услуг) могут быть: обработка данных из различных информационных источников; заказ в специальных информационных агентствах (эта информация стоит достаточно дорого) пробный продажа, который заключается в вывозе на незнакомый рынок небольшой партии товара и получения в процессе его реализации необходимой информации о конъюнктуре рынка.

Выбор контрагента заключается в установлении юридического статуса субъекта внешнеэкономической деятельности, его права на заключение договоров (контрактов) и определены границы полномочий. Практика показывает, что 85% договоров (контрактов) подписывают субъекты хозяйствования, 15% — органы государственной власти и организации (объединения) координационного типа. Органы государственной власти, как правило, не преследуют коммерческих целей и осуществляют свою торговую деятельность из стратегических соображений. Так, Управление государственного имущества США занимается торговлей товарами стратегического назначения и серебром, Товарно-кредитная корпорация при Министерстве сельского хозяйства США скупает излишки сельскохозяйственной продукции в стране и продает за границу как продовольственную помощь; в Скандинавских странах Союз предпринимателей осуществляет продажу леса и тому подобное. В странах Запада субъекты хозяйствования в обязательном порядке регистрируются в торговом реестре. Это осуществляется с целью взыскания государством соответствующих налогов. Параллельно владелец получает исключительное право на фирму и ее наименование.

По виду хозяйственной деятельности фирмы классифицируют на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, страховые и т. По правовому положению все субъекты хозяйствования классифицируются на одноосибницьки и объединения. Наиболее распространенным является разделение объединенных предприятий в зависимости от лиц и капиталов и от степени ответственности, что необходимо учитывать при определении степени ответственности по обязательствам (всем своим имуществом или только вкладом участников).

После того, как фирма выбрана, составляется справка, в которую заносятся следующие данные: наименование и адрес фирмы, телефон, телекс; род деятельности; состав руководителей; короткая история; перечень дочерних компаний, филиалов; балансы фирмы; последние операции; вывод-оценка коммерческой репутации. Все эти сведения можно получить в соответствующих источниках информации, а именно в товарно-фирменных справочниках, адресных справочниках, содержатся как на бумажных носителях, так и в Интернете.

Проведение предварительных переговоров. Во внешнеэкономических отношениях партнеры выступают, имея, как правило, разные позиции по основным вопросам будущего соглашения, разный опыт и разные правовые нормы в области внешнеэкономической деятельности. Поэтому процесс заключения соглашения между ними фактически состоит из трех стадий: изложение собственной позиции и пожеланий партнеру; изучение предложений и условий партнера; поиске и оформления его в тексте соглашения. Каждый из этих этапов представляет собой переговоры через процедуры переписки, использования технических средств (телефон, Интернет, факс), личные контакты. При этом, технические средства для ведения переговоров применяются редко, в частности, в том случае, когда страны, где находятся контрагенты, расположенные далеко друг от друга. Субъекты внешнеэкономической деятельности знают друг друга и поддерживают долгосрочные контакты. Если инициатива начала переговоров принадлежит экспортеру (продавцу), то он заявляет о желании заключить договор купли-продажи путем рассылки инициативных предложений — оферт.

Предложения (лат. Offero — предлагаю) — письменное или устное предложение одного лица (оферента) другому лицу (акцептанту) заключить с ней соглашение. В оферте указывается срок ее действия. Предложения отличается от рекламного объявления или проспекта содержанием конкретных предложений по стоимости продукции (услуг), сроков выполнения заказов, порядка расчетов, других коммерческих сведений, по мнению оферента должны заинтересовать потенциального партнера.

Различают оферту свободную и жесткую. Предложения свободная — предложение продавца нескольким возможным покупателям (акцептантам), не устанавливает конкретного срока ответа и не связывает оферента никакими обязательствами. Согласие покупателя с условиями, изложенными в оферте свободной, не означает заключения сделки. Она является предметом отдельных переговоров. Предложения твердая — конкретное предложение продавца на определенную партию товара или выполнения определенного вида работ только одному возможному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан своим предложением и не может сделать ее другом акцептанту. Неполучения ответа в установленные сроки для оферта твердой означает освобождение оферента от предложенной предложения.

Если инициатива начала переговоров принадлежит импортеру (покупателю), то он заявляет о желании заключить импортный контракт путем обращения к продавцу. Обращение к продавцу с просьбой прислать предложение называется запросу. Цель запроса — получение от экспортера конкретных предложений, из которых избираются лучшие. Для этого запросы отправляют не одному, а нескольким фирмам разных стран, конкурирующих между собой. В запросе указывают точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество. Цена в запросе, как правило, не указывается с целью получения свободы действий при последующих переговорах. Однако вопрос цены слишком важно для импортера, так он выражает в запросе пожелания относительно валюты, цены и базиса поставки. В запросе также указывается, сколько времени покупатель будет ожидать оферту. Этот момент очень важен, так как в случае неполучения оферты в срок импортер не ожидает на нее, а если экспортер по определенным причинам не может отправить предложение до назначенной даты, он попросит отсрочки. В целом запросы менее лаконичные, чем оферты, и к их оформлению не предъявляются жесткие требования. Импортеры обычно спрашивают предложение на меньшее количество товара, чем положено закупить, для того, чтобы при определении цены получить дополнительную скидку на увеличенный объем заказа.

Покупатель (импортер) может обращаться к продавцу не только с запросом, а также с заказом. Заказ — коммерческий документ, в котором покупатель отмечает необходимые условия для будущего соглашения. Заказ направляется постоянным продавцам. К заказу иногда добавляется спецификация. Коммерческий документ, содержащий сообщение будущего экспортера (продавца) о принятии условий заказа является подтверждением заказа. После того, как продавец (экспортер) и покупатель (импортер) достигли предварительной договоренности, они переходят к заключению внешнеэкономического контракта.

Заключение внешнеэкономического договора (контракта) осуществляется по усмотрению сторон с учетом международных и национальных норм права, действующих на территориях сторон внешнеэкономического договора (контракта). Сторонами внешнеэкономического договора (контракта) должны быть правоспособные (дееспособные) субъекты внешнеэкономической деятельности, должны иметь соответствующий юридический статус.

Выполнения внешнеэкономических договоров (контрактов). Внешнеэкономический договор (контракт) предусматривает выполнение обязательств по договору сторонами этого договора. Продавец обязан передать покупателю или уполномоченному им лицу товар, право собственности на него и документы, относящиеся к товару, в пункте и в сроки, оговоренные в договоре. При этом товар должен соответствовать условиям договора по количеству, качеству и описанием. Покупатель обязан принять товар и уплатить за него цену, согласованную сторонами. Нарушение внешнеэкономического договора (контракта), нарушения одной стороной, влечет за собой ущерб для другой стороны — последняя лишается того, на что вправе была рассчитывать на основании договора. Если продавец не выполнил или ненадлежащим образом выполнил свои обязательства по договору, в распоряжении покупателя есть три средства правовой защиты: право требовать исполнения договора; право требовать расторжения договора; право требовать возмещения убытков. Расторжение договора освобождает обе стороны от их обязательств по договору при сохранении права возмещения убытков. Сторона, исполнившая договор полностью или частично, может потребовать от другой стороны возврата всего, что было ею поставлено или оплачено по договору. Если обе стороны обязаны осуществить возврат полученного, они должны сделать это одновременно. Осуществление сторонами договора

своего права на другие средства правовой защиты не лишают их права требовать возмещения убытков. Стороны могут договориться и о других средствах обеспечения исполнения договора (уплата определенной суммы, неустойки и т.п.). При этом они могут договориться о том, что ущерб возмещается только в части, непокрытой неустойкой, или ущерб возмещается в полном объеме независимо от неустойки.

Международные правовые нормы о порядке заключения договора купли-продажи, процесса купли-продажи товаров, совместных обязательств продавца и покупателя и ответственности сторон содержит Конвенция ООН о договоре международной купли-продажи товаров (Венская конвенция) (в 1980 г. Г.. Вена) . Украина является ее участницей с 1991 г.. Цель конвенции — унификация норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различные общественные экономические и правовые системы. Сфера применения Конвенции — регулирование процесса подписания договора купли-продажи и прав и обязанностей продавца и покупателя, которые находятся в разных странах и т.

К общим принципам, на которых основывается Конвенция, относятся: свобода договора; диспозитивность положений Конвенции; добросовестность в международной торговле; презумпция действия обычая; связанность сторон установившейся практикой их отношений; сотрудничество при исполнении обязательств; применение критерия «разумности», возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения с приоритетом эквивалентного возмещения. Конвенция не касается: в силу самого договора или отдельных его частей, а также обычаев; регулирование вопросов собственности на проданный товар; регламентации ответственности продавца за вред и тому подобное.

Исполнение внешнеэкономического договора

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА

(Комментарий к Указу Президента РБ от 27.03.2008 № 178)

Заметим, что в белорусском праве лишь в Указе № 7 и соответственно в Указе № 178 содержатся обязательные условия внешнеторгового договора. И хотя в иных актах законодательства содержатся существенные (или обязательные) условия различных видов и типов договоров, ни один из таких актов не регулирует указанные отношения.

В правовой действительности условия внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь зависят от конкретного вида обязательств, основанием для возникновения которого он является. Например, условия внешнеторгового договора комиссии не могут совпадать с условиями внешнеторгового договора хранения, так как это два самостоятельных, не связанных друг с другом вида обязательств, в силу чего права и обязанности сторон по ним отличаются. Таким образом, говорить о единых условиях внешнеторговых договоров субъектов Республики Беларусь по общему правилу не представляется возможным.

В то же время требование к форме внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) едино для субъектов Республики Беларусь — он всегда должен иметь письменную форму, так как белорусское законодательство под страхом недействительности (п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК РБ)) допускает совершение внешнеэкономической сделки с участием субъекта Республики Беларусь только в письменной форме (п. 2 ст. 1116 ГК РБ).

Однако Указ № 7, а вслед за ним и Указ № 178 на уровне законодательного акта установил единые требования, предъявляемые к содержанию внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь.

Таким образом, Указом № 7 и соответственно Указом № 178 предъявлены единые требования к содержанию абсолютно всех внешнеторговых сделок без учета того, что понятие «внешнеторговый договор» охватывает не только договор купли-продажи, но и любой договор между резидентом и нерезидентом РБ, предусматривающий возмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), а в силу Указа № 178 и передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, договоры хранения, комиссии, подряда, лицензионный договор к т.д.).

Белорусский законодатель требует от субъекта РБ обязательного указания в договоре соответствующих условий даже в случае, если контрагент в договоре — иностранный субъект не считает эти условия существенными для совершения сделки. При этом, если иностранный субъект заведомо не согласен с включением в договор тех или иных условий, наличия которых требует Указ № 178 (а в настоящее время — Указ № 7), например, в силу того, что он работает исключительно на основе своих проформ и вносить в них изменения ради сделки с субъектом РБ и дорого, и чревато непредсказуемыми последствиями, то у субъекта РБ не остается иного выбора, как отказаться от совершения сделки, если, конечно, он не готов осознанно нарушить требования белорусского законодательства в этой части, учитывая, что ни в Указе № 178 (Указе № 7), ни в иных актах законодательства конкретных мер за невключение в договор каких-либо условий, определенных Указом № 178 (Указом № 7), не предусмотрено.

Тем не менее в случае несоблюдения положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны проблемы с регистрацией паспорта сделки, так как банки в силу Указа № 178 обязаны будут проверять соответствие внешнеторгового договора предъявляемым требованиям при регистрации паспортов сделки. При этом может последовать отказ в регистрации паспорта, что влечет невозможность исполнения внешнеторгового договора, поскольку за его исполнение без паспорта сделки предусмотрена административная ответственность — штраф в размере до 100 % цены договора.

Кроме того, в подобной ситуации возможно и признание внешнеторгового договора (как разновидности внешнеэкономической сделки) недействительным по основанию, указанному в ст. 169 ГК РБ: «сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения». Согласно п. 2 ст. 168 ГК РБ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах. (Таким образом, даже в случае признания внешнеэкономической сделки недействительной (после ее исполнения) стороны могут соблюсти свои интересы при условии, что все полученное по сделке было потреблено либо реализовано.)

В связи с предъявлением единых требований к содержанию различных по своей природе договоров при практическом применении положений Указа № 178 (Указа № 7) возможны определенные сложности, так как в основу требований Указа № 178 (Указа № 7) к содержанию внешнеторгового договора положены характеристики прежде всего договора купли-продажи. Так, в Указе № 178 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре наличие: 1) даты договора (при этом надо учитывать, что если внешнеторговый договор заключается не между присутствующими, а между «отсутствующими» сторонами (находящимися в разных странах) путем обмена письмами, телексами и т.д., то в соответствии со ст. 403 ГК РБ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, акцепта); 2) места заключения договора (согласно ст. 414 ГК РБ, если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте нахождения лица, направившего оферту (предложение)); 3) предмета договора (различается в зависимости от вида договора: например, применительно к договору купли-продажи предметом договора будут являться отношения сторон по поводу продажи товара); 4) количества товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Данное требование Указа № 178 сложно реализовать применительно к иным по сравнению с договором купли-продажи договорам, так как, например, в договорах возмездного оказания услуг «количество» может отсутствовать; 5) условий поставки товара. Указанное в предыдущем абзаце относится и к настоящему условию. Данное условие не может включаться в договоры, объектом которых не является товар, однако при правоприменении Указа № 7 оно должно было отражаться не только в договорах международной купли-продажи либо мены товаров, но и в договорах комиссии, поручения, хранения товаров, хотя для сторон таких сделок вещь — предмет материального мира — как объект договора не рассматривается в качестве товара. Это объяснялось тем, что в белорусское право для целей таможенной статистики из Международных правил толкования международных торговых терминов (Инкотермс-2000), разработанных Международной торговой палатой (г. Париж), «перенесены» торговые термины и любое перемещение вещей в экономическом обороте должно отражаться с их использованием (например, FOB, СРТ, DAF и т.д.) несмотря на то, что данные торговые термины предназначены для описания исключительно условий договора купли-продажи (поставки) и никак не могут описывать правовое положение комитента и комиссионера. Однако контролирующие органы РБ при применении Указа № 7 подходили к данному вопросу буквально и требовали отражения во внешнеторговом договоре всех обязательных условий, установленных законодательством. Правда, все-таки с момента подписания Указа № 178 появилась надежда на то, что условия поставки будут относиться лишь к поставке товаров (т.е. к купле-продаже) и не будут иметь никакого отношения к договорам, связанным с выполнением работ или оказанием услуг, даже если в рамках таких договоров передаются вещи, так как Указ № 178 в отличие от Указа № 7 четко разграничивает, где речь идет о товаре, а где о работе или об услуге; 6) цены или стоимости товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг. Наличие данного условия в качестве обязательного объясняется тем, что в понятии внешнеторгового договора, приведенном в Указе № 178, предусматривается, что в качестве такового может выступать лишь возмездный договор, а следовательно, у любого внешнеторгового договора обязательно должна быть цена (в отношении договора мены и меноподобного договора речь идет о стоимости); 7) условия расчетов (речь идет о предоплате или о последующей оплате путем банковского перевода, либо аккредитива, либо документарного инкассо); 8) названий, юридических адресов и банковских реквизитов сторон. При этом для того, чтобы не возникали проблемы с идентификацией сторон договора (речь прежде всего идет о нерезиденте), желательно именовать стороны в договоре на языке государства сторон договора, «не транскрибируя» иностранные буквы на русский (белорусский) язык.

Таковы обязательные условия, которые должны быть отражены в любом внешнеторговом договоре в силу Указа № 178.

Наряду с Указом № 178 требования к содержанию внешнеторгового договора применительно к договорам международной купли-продажи содержатся также в Указе Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (с изменениями и дополнениями). Согласно данному документу международный договор купли-продажи должен также содержать указание на цель (цели) приобретения товара, а кроме того, в качестве приложения содержать копию лицензии (если она необходима) и копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций).

Рассматривая обязательные условия внешнеторгового договора, предусмотренные Указом № 178, следует отметить, что их количество по сравнению с Указом № 7 несколько сокращено. Так, в Указе № 7 наряду с восемью вышеперечисленными условиями содержится также требование по отражению во внешнеторговом договоре следующих условий: качества товара; — сроков поставки товара; — валюты платежа; — порядка разрешения споров; — ответственности сторон.

Анализируя обязательные условия внешнеторгового договора, установленные Указом № 178, можно сделать вывод, что субъекты РБ не вправе по своему усмотрению (исходя лишь исключительно из собственной воли, согласованной с волей иной стороны сделки) определять перечень условий внешнеторгового договора.

Кроме того, условия любого внешнеторгового договора субъекта Республики Беларусь не должны расходиться и с иными положениями «публичного права» РБ, т.е. условия договора не могут противоречить налоговому, таможенному, валютному, антимонопольному законодательству, а также законодательству, регламентирующему порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь, и т.д.

Например, субъекты Республики Беларусь, которые включают в свои внешнеторговые договоры (за исключением договора комиссии) условия об исключительности (эксклюзивности) отношений по сделке на территории Республики Беларусь (основания ограничения конкуренции), нарушают тем самым требования антимонопольного законодательства РБ. В частности, в соответствии со ст. 6 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. Закона РБ от 10.01.2000 № 364-3) (с изменениями и дополнениями) запрещается и в установленном порядке признается недействительным заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов или необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке, или отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), или иные последствия, которые устраняют или могут ограничить конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Таким образом, условие внешнеторгового договора с участием субъекта РБ об отказе от заключения договоров с иными продавцами или покупателями является недействительным применительно к праву Республики Беларусь.

Следовательно, если любая из сторон договора его не соблюдает, белорусские суды не будут вправе применить к субъекту негативные последствия, связанные с нарушением условий договора, даже в случае, если в тексте самого договора будет указание на штрафные санкции за нарушение этого условия. Кроме того, либо договор в целом, либо его часть, связанная с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть признаны недействительными с уже упомянутыми выше негативными последствиями. (При этом отметим, что в соответствии со ст. 181 ГК РБ «недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части», что вряд ли по общему правилу относится, например, к договорам исключительной купли-продажи. Все условия таких договоров базируются на том, что продавец (поставщик, производитель) не будет реализовывать свою продукцию никаким иным лицам, кроме покупателя, указанного в договоре (иногда и покупатель принимает на себя обязанность не приобретать аналогичный товар иных производителей).)

Наличие подобной нормы в белорусском антимонопольном законе делает его более «жестким» по сравнению даже с нормами европейского антимонопольного права, так как в них присутствуют исключения из антимонопольных требований, касающиеся, в частности, договоров эксклюзивной купли-продажи. Тем самым наличие указанной нормы в договоре с известным германским или французским производителем делает договор действительным для субъекта этих государств и недействительным для субъекта Республики Беларусь. В силу этого, если белорусские суды вряд ли применят штрафные санкции за нарушения условия об исключительности, то германским или французским судам, если спор будет рассматриваться ими, ничто не мешает это сделать.

В связи с изложенным еще раз подчеркнем, что к любому внешнеторговому договору субъекта Республики Беларусь применяются императивные правовые нормы публичного характера как Республики Беларусь, так и другого (других) государства второй стороны (других сторон) сделки, а также иных государств, с которыми связано исполнение сделки (субъект ограничен правом страны, которой он подъюрисдикционен, которое рассматривается как его личный закон (личное право)).

5.4 Исполнение внешнеторгового контракта

Подписанный контракт проходит через все отделы предприятия, от которых зависит его исполнение.

различных процедур. Для этого устанавливаются этапы исполне- ] ния контракта:

— Выполнение обязательств по контракту: —

экспортер в случае необходимости оформляет проформу-счет и направляет его импортеру. Это связано с необхо-димостью получения импортной лицензии; —

импортер сообщает экспортеру инструкции по транспортировке; —

экспортер изготавливает и отгружает товар; —

обеспечивает страхование контракта; —

экспортер подготавливает и рассылает поручения на отгрузку экспортных грузов экспедиторским организациям; —

импортер подготавливает и рассылает экспедиторским фирмам указания об отправке ожидаемых грузов на территории импортера; —

импортер поручает своему банку открыть аккредитив.

— Погрузка и отгрузка товара: —

экспортер, в соответствии со сроками и своими обязательствами, по контракту готовит товар к отгрузке, включая обеспечение должных упаковки и маркировки. При выборе упаковки учитываются способ расстояние и продолжительность транспортировки, температурный режим и влажность во время транспортировки, совместимость с другими грузами; —

экспортер оформляет необходимую документацию по подготовке товара к отгрузке, которая включает:

заявку на фрахтование — документ, в котором поставщик просит перевозчика зарезервировать место для определенной отправки; —

инструкцию по отправке — подробные сведения о грузе и требованиях экспортера в связи с его перевозкой; —

ордер на отправку — документ, выдаваемый поставщиком, отправляющим товары покупателю; —

разрешение на поставку — выдаваемый покупателем документ, разрешающий отправку товаров после получения от продавца извещения о готовности товара к отгрузке;

экспортер информирует импортера о готовности товара к отгрузке; —

импортер сообщает экспортеру все необходимые отгрузочные реквизиты-инструкции о поставке; —

экспортер посылает импортеру извещение об отгрузке; —

экспортер обеспечивает транспортировку груза в пункт, обусловленный базисными условиями поставки; —

импортер, в соответствии с базисными условиями поставки, обеспечивает в установленный срок подачу транспортного средства; —

экспортер осуществляет таможенную очистку груза; —

импортер осуществляет таможенную очистку прибывшего груза.

— Осуществление расчетных операций: —

экспортер оформляет коммерческий счет и направляет его импортеру; —

экспортер в случае аккредитивной формы расчета или инкассо совместно с соответствующим документом и с формой предоставления документов передает указанные документы в банк экспортера; —

банк экспортера в случае аккредитивной формы расчета проверяет документы, предоставленные экспортером, чтобы убедиться в том, что по оформлению они отвечают условиям и срокам по аккредитиву, высылает документы банку импортера, если он уполномочен произвести оплату или принять на себя обязательства об отсрочке платежа; если он не уполномочен к немедленному произведению оплаты — также направляются документы банку импортера, но вместе с сопроводительным письмом для проверки правильности их оформления; —

экспортер получает от импортера подтверждение о получении товара; —

банк импортера (при аккредитиве), если он дал уполномочие о платеже при принятии обязательства по отсроченным платежам или об акцепте, производит рам-бурс банку, совершившему оплату, или принимает на себя обязательства рамбурсировать этот банк за принятое им обязательство об отсрочке платежей или об ак-

цепте путем принятия документов и отсылки их им-1 портеру; —

импортер при получении документов или при сообще- ] нии об их получении его банком подтверждает произведенный платеж или дает платежное поручение, или отказывает в оплате; —

банк импортера реализует данное импортером платеж- 1 ное поручение или возможный отказ от платежа и сообщает банку экспортера об акцепте документов; —

банк экспортера сообщает экспортеру о совершении оп- 1 латы формой извещения о платеже по аккредитиву; —

экспортер получает счета за разные услуги, например, страховщика, экспедитора.

— Контроль над исполнением контракта: —

составление отчета по внешнеэкономическим операциям; —

совещание со всеми лицами, участвовавшими в подго- | товке, подписании и реализации контракта.

подготовка мероприятий по оптимизации направлений [ и видов внешнеэкономических операций и контракта.

Над процессом исполнения контракта на различных его ста- I диях осуществляется контроль, который включает в себя контроль над выполнением заказа и качеством продукции, оформлением необходимых документов, отгрузкой, соблюдением сроков поставки, порядком расчета, поступлением валютной выручки. Координирующую функцию контроля осуществляет отдел ВЭД. Помимо этого контроль осуществляют уполномоченные и коммерческие организации: таможенные органы и банки.

Исполнение контракта оформляется различными документами. Документы, подтверждающие исполнение внешнеторговой сделки на всех этапах, называют внешнеторговыми.

В зависимости от выполняемых функций внешнеторговые документы разделяют на 6 групп:

— коммерческие, которые дают количественную, качествен ную и стоимостную характеристику товара (коммерчес кий счет, спецификация, техническая документация, упа ковочный лист, сертификат качества, протокол испыта ний, разрешение на отгрузку);

документы по платежно-банковским операциям, которые включают банковскую гарантию, инкассовое поручение, товарный аккредитив, банковскую тратту, простой и переводной вексель, долговое обязательство; —

страховые документы, в которых определены отношения страховщика и страхователя (страховой полис, страховой сертификат, страховое объявление, счет страховщика, ковернот); —

транспортные документы, извещающие о принятии товара к перевозке (коносамент, морская накладная, железнодорожная накладная, авиагрузовая накладная, автодорожная накладная, извещение о поставке груза, расписка в получении груза, извещение о прибытии груза, грузовой манифест, фрахтовый манифест, контейнерный манифест); —

транспортно-экспедиторские документы, которыми оформляется выполнение различных операций по экспедированию, обработке, складированию, маркировке груза (отгрузочные поручения, экспедиторские инструкции, извещения об отправке, складская расписка экспедитора, ордер на выдачу товара, ордер на обработку груза, товароскла-дочная квитанция); —

таможенные документы, относящиеся к перемещению конкретных партий товара через таможенную границу (грузовая таможенная декларация, экспортная и импортная лицензии, валютная лицензия, налоговая декларация, сертификаты безопасности, сертификат происхождения товара, консульская фактура, свидетельство об осмотре). При оформлении перемещения товара через таможенную границу требуются не только те документы, которые непосредственно отнесены к группе таможенных документов, но и ряд других в соответствии с нормативными актами РФ.

Вопросы для самоконтроля 1.

Какие положения внешнеторгового контракта являются общими для продавца и покупателя? 2.

Какова структура внешнеторгового контракта? 3.

В чем состоит содержание основных условий внешнеторгового контракта?

Смотрите еще:

  • 201 коап рф мелкое хулиганство штраф 201 коап рф мелкое хулиганство штраф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Мировой суд участок 201 СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 201 РАЙОНА КУНЦЕВО (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 201 района Кунцево города Москвы В районе Кунцево ЗАО города Москвы 5 судебных участков - […]
  • Комментарии к ст193 гк рф Статья 193. Окончание срока в нерабочий день Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Комментарий к […]
  • Претензия на возврат денежных средств сбербанк образец Образец претензии в банк на отказ от навязанной кредитной страховки В Название банка Адрес банка от Фамилии Имени Отчества Адрес для направления ответа на претензию Контактный […]
  • Договор залога автомобиля между физическими лицами залог передается залогодержателю Договор залога автомобиля между физическими лицами, залог передается залогодержателю г. Москва «___»_________ 201_ года. Гражданин ______________________________, именуемый в дальнейшем […]
  • Антибабский форум алименты Форум мужского движения Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Информация о пользователе Вы здесь » Форум мужского движения » • Юридический раздел » Уменьшение алиментов - […]
  • Нужна ли доверенности на управление автомобилем в беларуси Форум Roads.Ru В Беларусь по доверенности Дейка 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" Terv 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" magistr_tk 11.11.2012 Машина […]
  • Где получить в петрозаводске инн Как получить ИНН в Петрозаводске Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - цифровой код, упорядочивающий учет налогоплательщиков в Российской Федерации. Как и где получить ИНН в […]
admin

Обсуждение закрыто.