Налоговая ответственность коап

Налоговая ответственность коап

Налоговая ответственность коап

Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России

В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.

Налоговая ответственность

Обратите внимание! Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ. Налогоплательщик добросовестный, пока не доказано обратное (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства. При наличии данных обстоятельств можно применить минимальный размер штрафа.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств можно применить максимальный размер штрафа.

Также возможно одновременное привлечение организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КОАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КОАП.

Административная ответственность

Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола. КОАП предусматривает как открытое рассмотрение дел, так и закрытое. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью адвоката; пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями; участвовать при рассмотрении дела.

Протокол о правонарушениях в области налогов имеют право составлять: судьи; должностные лица органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие правонарушения, статья КОАП, предусматривающая ответственность, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. Кроме того, в протоколе должно быть указано, что лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъяснены их права и обязанности.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись. Копия протокола по просьбе лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть вручена под расписку. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе: ознакомиться с протоколом; представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.

Протокол составляется сразу после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.

Уголовная ответственность

Административная ответственность за нарушения в области налогов и сборов

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или в иной кредитной организации;

нарушение сроков представления налоговой декларации;

непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;

непредставление в налоговый орган сведений (информации).

Должностные лица налоговых органов вправе составить протокол об административных правонарушениях в области налогов и сборов, а также о неповиновении законному распоряжению лиц, проводящих налоговую проверку (например, если инспектора не допустят на территорию проверяемого предприятия), о неисполнении в срок решения налогового органа, непринятии мер по устранению причин нарушения, непредставлении сведений (информации) (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Далее протокол передается на рассмотрение мировому судье (п. п. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

За нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе ст. 15.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).

Задержка подачи налоговой декларации в налоговый орган по месту учета сопряжена с административной ответственностью в виде штрафа с должностных лиц от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Такой же штраф установлен для должностных лиц за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 15.6 КоАП РФ).

За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает штраф с должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., а с организации — от 3000 до 5000 руб.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП).

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной

ответственности по ст. ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, суды руководствуются положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

При квалификации действий лица по ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ принимается во внимание п. 4 ст. 7 Закона N 129-ФЗ, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско- правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Закона N 129-ФЗ именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. п. 24 — 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ»).

КоАП РФ предусматривает и ответственность банков за нарушение:

за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7);

за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.

за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9).

Постановление по делу о любом из перечисленных административных правонарушений может быть вынесено в течение года со дня его совершения (ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Соотношение различных видов ответственности за нарушения налогового законодательства

Применение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности и составляют нормативное основание ответственности за нарушение налогового законодательства.

Ответственность в сфере налогообложения, по справедливому мнению специалистов, не исчерпывается статьями НК РФ: нарушение нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях также влечет применение мер ответственности, предусмотренных уголовным и административным законодательством[11].

Ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов установлена ст. ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Все эти статьи помещены в гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».

Некоторые авторы расширяют перечень административных правонарушений в области налогов и сборов, относя к ним, в частности:

— нарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

— нарушения законодательства о налогах и сборах, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 16.22 КоАП РФ);

— нарушения, выражающиеся в непосредственном воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч. 1 ст. 19.4 и ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ)[12].

Уголовно-правовые нормы об ответственности за совершение налоговых преступлений направлены на обеспечение обязанности налогоплательщиков платить налоги с доходов физических и юридических лиц, установленные налоговым законодательством РФ. В настоящий момент ответственность за совершение налоговых преступлений установлена ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

С большой долей условности к преступлениям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, относят так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных лиц к ответственности, в частности[13]:

— умышленное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);

— создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов (ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство»).

По мнению А.В. Демина, наиболее дискуссионной и практически значимой представляется проблема видовой идентификации ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Статья 2 НК РФ включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе «привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Статья 106 НК РФ указывает, что за совершение налогового правонарушения «настоящим Кодексом установлена ответственность». Какая ответственность? Административная, налоговая или какая-либо иная? Очевидно, что законодатель затруднился идентифицировать природу ответственности, вследствие чего возникла неопределенность (пробел) правового регулирования, требующая дополнительного толкования[14].

Рассуждая над вопросом о дальнейшем развитии института административной ответственности, Г.А. Кузьмичева и Л.А. Калинина отмечают: нерешенность многих проблем административной ответственности обусловлена, помимо всего прочего, неразработанностью понятийного аппарата. Это касается в первую очередь понятий «финансовая ответственность», «налоговая ответственность» и «налоговое правонарушение», «таможенная ответственность» и «таможенное правонарушение»[15].

Проблема правовой природы налоговой ответственности имеет как чисто теоретическое, так и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данной проблеме. Так, можно выделить следующие точки зрения.

1. Налоговая ответственность — это административная ответственность за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения налоговой ответственности (включая употребление самого термина «налоговая ответственность») отсутствуют.

2. Налоговая ответственность — это разновидность административной ответственности со значительной процессуальной спецификой.

3. Налоговая ответственность — это новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой.

4. Налоговая ответственность (как разновидность финансовой ответственности) — это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства[16].

В то же время налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности. По справедливому замечанию Н.В. Сухаревой, специфика экономических споров состоит в неравенстве, санкционированном государством, т.е. в том, что одна из сторон в административном правоотношении реализует в той или иной сфере принадлежащие ей функции контролирующего характера[17].

Однако, если формально руководствоваться содержанием НК РФ и КоАП РФ, устанавливающих ответственность за совершение налоговых и административных правонарушений соответственно, необходимо исходить из того, что «налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике»[18].

На наш взгляд, налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности. На сегодняшний день порядок применения финансовой ответственности (в частности, налоговой ответственности) должным образом не урегулирован в законодательстве, и на практике это порождает ряд вопросов. Первый касается правовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственность подразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Вместе с тем, хотя финансовая ответственность выделена в законодательстве как самостоятельная и обладает рядом специфических особенностей, однако по предмету и методу регулирования она является разновидностью административной[19].

Как видно, существующая структура российского законодательства оставляет открытым вопрос о правовой природе налоговой ответственности. Для всех очевидно, что необходимо срочно что-то менять, но предложения при этом различаются кардинально (как, собственно, и сами взгляды ученых на правовую природу налоговой ответственности). Что же касается юридических проблем, без решения которых вообще невозможно нормальное функционирование любой, а тем более налоговой отрасли законодательства (мы имеем в виду принципы применения норм налоговой ответственности, гарантии прав и законных интересов налогоплательщиков и др.), то они были отодвинуты на второй план.

Необходимо отметить, что негативные последствия данного подхода можно наблюдать на практике — наличие большого числа пробелов в законодательстве о налогах, презумпция виновности налогоплательщика и его незащищенность, применение инструкции вместо закона и т.д.

В действующем законодательстве никак не решается вопрос о налогообложении доходов, полученных незаконным путем. Законодатель допускает изъятие в судебном порядке имущества, добытого незаконным путем, но не рассматривает криминальные доходы как сокрытые от налогообложения. В зарубежных странах используют другой подход. Там применяют налоговые санкции за неналоговые преступления. Этот механизм достаточно прост, т.к. любая преступная деятельность влечет за собой получение незаконных доходов, с которых, естественно, не уплачиваются налоги.

Таким образом, ответственность за совершение налоговых правонарушений обладает всеми специфическими признаками, которые свойственны юридической ответственности, и представляет собой обязанность налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, предусмотренных законом, претерпеть меры государственно-принудительного воздействия имущественного характера за совершенное налоговое правонарушение.

СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Т.В. АРХИПЕНКО, А.В. МАКАРОВ

Архипенко Т.В., помощник судьи Арбитражного суда Читинской области.

Макаров А.В., директор Юридического института Читинского государственного университета.

Регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений осуществляется на уровне Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сегодня дела о нарушениях законодательства о налогах и сборов занимают большую часть среди дел, рассматриваемых арбитражными судами РФ. В общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов, рассмотрение дел о нарушениях в области налогов и сборах также составляют значительную часть. В связи с этим является целесообразным рассмотрение соотношения административной и налоговой (финансовой) ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, процедур привлечения к данным видам юридической ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах — это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций . Налоговая ответственность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.
———————————
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения.
Из действующих правовых норм видно, что нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться в качестве как налогового, так и административного правонарушения.
Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса РФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.
Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, заключается в вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверок в соответствии со статьями 100, 101 НК РФ.
По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить в налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения акта проверки возражения по акту. В случае представления возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае несогласия налогоплательщика с вынесенным налоговым органом решением он имеет право оспорить его в судебном порядке. Процедура обжалования юридическими лицами и предпринимателями ненормативных актов налогового органа (чем, по сути, и являются решения, вынесенные должностными лицами налоговых органов по результатам рассмотрения материалов проверки) предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ в главе 24.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством. Субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ. Данная процедура включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении данное постановление также может быть обжаловано в судебном порядке.
Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3 — 15.11 КоАП РФ, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные Налоговым кодексом РФ:
— статья 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» содержит в себе признаки правонарушений, установленных статьями 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» и 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» Налогового кодекса РФ;
— статья 15.4 КоАП РФ «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации» корреспондирует со статьей 118 НК РФ;
— статья 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации» — со статьями 118, 119 НК РФ;
— статья 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» повторяет статью 126 НК РФ;
— статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а статья 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения.
Как уже отмечалось выше, процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности значительно различаются. В Налоговом кодексе РФ данная процедура практически сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом, в отличие от КоАП РФ, не предусмотрены такие понятия, как «возбуждение дела», «участник производства», «доказательства» и «доказывания», не определены процессуальные права и обязанности участников производства. В то же время указанные вопросы достаточно обстоятельно регламентированы в КоАП РФ, что, на мой взгляд, дает большую возможность для защиты своих прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, по сравнению с лицами, привлекаемыми к налоговой (финансовой) ответственности. Определенной защитой интересов лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, являются положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие судебный порядок взыскания налоговых санкций, обязательное соблюдение налоговыми органами досудебного порядка взыскания налоговых санкций (выставление требования с предложением уплатить их добровольно), срок давности взыскания санкций.
Давность взыскания налоговых санкций установлена статьей 115 НК РФ — налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Давность привлечения к административной ответственности определена в статьей 4.5 КоАП РФ — постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Мы видим, что срок давности привлечения к административной ответственности значительно короче срока давности привлечения к налоговой ответственности.
На несовпадение налоговой и административной ответственности дополнительно указывает пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании статьи 2.4 КоАП РФ определено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В статье 15.3 КоАП РФ в целях исключения двойного привлечения индивидуальных предпринимателей одновременно к налоговой и к административной ответственности как должностных лиц предусмотрено, что в отношении индивидуальных предпринимателей исключается применение административной ответственности, закрепленной в статьях 15.4 — 15.9, 15.11 КоАП РФ (то есть по составам правонарушений в области налогов и сборов). Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
В Кодексе нет аналогичной оговорки о привлечении к ответственности физических лиц, не являющихся предпринимателями. Данная ситуация могла бы привести к двойному привлечению физических лиц к ответственности по Налоговому кодексу и Кодексу РФ об административных правонарушениях за совершение правонарушения, предусмотренного обоими Кодексами. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 закреплено положение, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК) судам следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, в связи с чем налогоплательщик — физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Налогового кодекса. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.
Как и административная ответственность, налоговая ответственность применяется только при наличии вины лица, совершившего правонарушение. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим его привлечение к налоговой ответственности (статья 109 НК РФ). Налоговые правонарушения, как и административные, могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Аналогично Кодексу РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика — п. 6 ст. 108 НК РФ.
Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет вину организации в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения. Формы вины должностных лиц устанавливаются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, следовательно, форма вины организации в налоговом правонарушении будет соответствовать вине должностных лиц в административном правонарушении.
Статья 2.1 КоАП РФ содержит определение вины юридического лица — юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, мы видим, что Налоговый кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях содержат различные подходы к определению вины юридических лиц в совершении налогового и административного правонарушения. В правоприменительной практике зачастую виновность юридического лица сводится к противоправности его действий. Вина юридического лица в настоящее время является одной из самых сложных проблем в практике привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На практике также трудно определить формы вины (умысел и неосторожность) к правонарушениям, совершенными юридическими лицами. Налоговый кодекс РФ не содержит процессуальной основы, опираясь на которую налоговый орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении налогового правонарушения. В пункте 6 статьи 108 НК РФ указано лишь то, что виновность лица в совершении налогового правонарушения должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, но не указано, какой это закон.
Налоговый кодекс РФ в статье 112 устанавливает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К первым относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельством, отягчающим

Смотрите еще:

admin

Обсуждение закрыто.