Статья 56 закона об образовании в российской федерации

Статья 56 закона об образовании в российской федерации

Статья 56 закона об образовании в российской федерации

Комментарий к статье 56

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 Закона № 273-ФЗ контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пунктом 116 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 3 установлено, что организации вправе проводить целевой прием в пределах установленных им контрольных цифр.

Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций.

Квота целевого приема устанавливается учредителем организации:

а) по организации в целом либо с детализацией по организации и ее филиалам;

б) с детализацией либо без детализации по формам обучения;

в) по специальности или направлению подготовки в целом либо с детализацией по программам бакалавриата в пределах направления подготовки, программам специалитета в пределах специальности, программам магистратуры в пределах направления подготовки (см. подробнее: комментарий к ст. 100 Закона № 273-ФЗ).

Целевой прием проводится в пределах установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования

Существенными условиями договора о целевом приеме являются:

а) обязательства организации по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

б) обязательства органа или организации по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

Согласно ч. 4 ст. 56 Закона № 273-ФЗ право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в ч. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.

Договор о целевом обучении заключается между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и или муниципального образования гражданином или обучающимся и включает в себя:

— меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

— обязательства органа или организации и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

— основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Права и обязательства по договорам о целевом обучении и о целевом приеме возникают с даты, указанной в соответствующем договоре.

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.

Типовая форма договора о целевом приеме утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (вместе с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении)[1].

Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно.

Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.

Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.

Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).

Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.

Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Если же успешно окончивший образовательную организацию студент не будет принят на работу, орган или организация выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

[1] Собрание законодательства РФ. 2013. № 48. Ст. 6279.

Автор — Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства
[email protected]

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

Целевое обучение в колледжах и вузах по новым правилам –изменения в Федеральном законе об образовании

3 августа 2018 года Президент России В.В.Путин подписал ряд Федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» (далее –Закон), которым Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) дополнен ст. 71.1. «Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования», а в статьи 56, 68, 70, 100 — внесены изменения.
В частности, изменения коснулись следующих положений о целевом обучении.
Исключено упоминание об оформлении договоров о целевом приеме. Теперь оформляется только « договор о целевом обучении» .
Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином и заказчиком целевого обучения могут являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Заказчиками целевого обучения по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо по соответствующей образовательной программе, как и прежде, могут, выступать:
• федеральный государственный орган,
• орган госвласти субъекта РФ,
• орган местного самоуправления,
• юридическое лицо,
• индивидуальный предприниматель.
Вместе с тем, расширен перечень организацийзаказчиков на заключение целевых договоров с вузами и студентами. Это:

  • организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
  • акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
  • акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
  • организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям.

Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

3. Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:

1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

8. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

10. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.

Комментарий к Ст. 56 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией законодательства об образовании, поскольку образовательные законы до недавнего времени не содержали самостоятельных норм, посвященных целевому приему.

Традиционная система подготовки кадров для экономики страны, предусматривавшая обязательное распределение специалистов, была воспринята нормами современного образовательного законодательства в обновленном виде.

В условиях образовательной автономии и развития свободы трудоустройства выпускников требовался альтернативный вариант покрытия кадрового дефицита и закрепления специалистов на местах, который нашел отражение в инструменте целевой контрактной подготовки.

Между тем целевой прием следует отличать от целевой контрактной подготовки, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»*(76), которое содержит основные условия правила ее реализации.

Право образовательных организаций осуществлять целевую контрактную подготовку предусмотрено образовательными законами (п. 11 ст. 41 Закона об образовании, п. 1 ст. 28 Закона о высшем образовании), в пределах контрольных цифр приема и за счет средств учредителя. Если целевой прием предполагает заключение соответствующих договоров с абитуриентами, то контракты о целевой контрактной подготовке могут заключаться с лицами, уже обучающимися в образовательных организациях. Тем не менее в данных вопросах законодатель проводит аналогию и в рамках рассматриваемой статьи адаптирует положения о целевой контрактной подготовке под целевой прием.

Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Квоты на целевой прием, как правило, определяются ежегодно Правительством РФ. В частности, в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 09.02.2012 г. N 12-145 «Об организации целевого приема граждан в 2012 году»*(77) на 2012 год количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) не должно превышать 15 процентов от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности).

Целевой прием должен обеспечиваться на условиях открытости и гласности. Для этого высшее учебное заведение обязано:

1) не позднее 1 июня разместить информацию о количестве бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности) на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте высшего учебного заведения;

2) опубликовать в день издания на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении, которые должны быть доступны пользователям в период до 31 декабря текущего года включительно.

В приказ (приказы) о зачислении на места по целевому приему рекомендуется включать следующую информацию:

об органах государственной власти или органах местного самоуправления, направивших абитуриента по целевому приему;

договорах на целевой прием, заключенных с органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Целевой прием предполагает заключение двух самостоятельных договоров:

первый — договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином, поступающим на обучение;

второй — договор гражданина о целевом обучении, заключенный с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Статья раскрывает существенные условия договора о целевом обучении, т.е. те условия, которые должны быть в обязательном порядке отражены в тексте соответствующего договора. Последствия несоблюдения данного требования в договорных отношениях — недействительность сделки. Поэтому стороны договора обязаны отражать соответствующие условия в тексте договора под страхом недействительности самого обязательства.

Определены гарантии исполнения договорных обязательств сторон, а также условия заключения договоров о целевом обучении.

Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

3. Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:

1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

8. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

10. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.

Правительство России

О целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием

Справка к селекторному совещанию о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма.

Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена постановлением Правительства от 19 сентября 1995 года №942.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, введена новая модель целевого обучения и целевого приёма по образовательным программам высшего образования.

Основой такой модели является целевое обучение, которое осуществляется в отношении лиц, заключивших договор с заказчиками целевого приёма – органом власти или организацией, перечень которых установлен федеральным законом.

Договор о целевом обучении должен предусматривать меры социальной поддержки обучающегося, обязательства по организации практики, его трудоустройству, а также основания освобождения от исполнения обязательства по трудоустройству. Договор о целевом обучении может быть заключён на любом этапе обучения гражданина.

В случае если целевое обучение планируется осуществлять с 1-го курса, используется механизм целевого приёма, который организуется по отдельному конкурсу в рамках квоты за счёт средств соответствующих бюджетов.

Целевой приём осуществляется на основании договора между заказчиком целевого приёма и вузом и проводится только в отношении граждан, заключивших договоры о целевом обучении с заказчиком целевого приёма.

За неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении законодательством предусмотрено обязательство гражданина возместить заказчику целевого приёма в полном объёме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.

Общие требования к организации целевого приёма и целевого обучения, включая существенные условия договоров о целевом приёме и целевом обучении, установлены статьёй 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Правила заключения и расторжения договоров о целевом приёме и целевом обучении, типовые формы таких договоров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года №1076.

В 2015/2016 учебном году в вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приёма. Численность обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении, но поступивших на общих основаниях, составила 84 тыс. человек.

В целях повышения эффективности целевого приёма и целевого обучения разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” в части уточнения механизма целевого приёма и целевого обучения».

Законопроектом, в частности, предусматривается включение в перечень заказчиков целевого приёма организаций оборонно-промышленного комплекса, акционерных обществ и дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций и организаций, в интересах которых осуществляется целевой приём согласно законодательству.

Также предусматривается установление в договоре о целевом обучении минимального срока осуществления гражданином трудовой деятельности по окончании обучения (три года) и возможность заключения трёхстороннего договора о целевом обучении между заказчиком целевого приёма, гражданином и организацией, в которой он будет трудоустроен.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Внести в статью 43 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова «договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых» заменить словами «договора о целевом обучении, заключаемого»;

2) в пункте 3 слова «договора о целевом приеме и (или)» исключить.

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 50, ст. 7337; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 62; 2017, N 31, ст. 4824; 2018, N 1, ст. 7) следующие изменения:

1) в пункте 3 части 4 статьи 24 слова «договором о целевом приеме или» исключить;

2) в пункте 12 части 1 статьи 44 слова «договоров о целевом приеме и» исключить;

3) в части 2 статьи 61 слова «договора о целевом приеме или» исключить.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2670; 2018, N 27, ст. 3945) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 53 слова «договора о целевом приеме и» исключить;

2) статью 56 изложить в следующей редакции:

«Статья 56. Целевое обучение

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.»;

3) в части 4 статьи 68 третье предложение изложить в следующей редакции: «В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71 1 настоящего Федерального закона.»;

4) в части 3 статьи 70 слова «в том числе целевой прием» заменить словами «в том числе прием на целевое обучение»;

5) дополнить статьей 71 1 следующего содержания:

«Статья 71 1 . Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации — за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;

6) в части 5 статьи 100 слова «вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона» заменить словами «осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71 1 настоящего Федерального закона».

1. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Действие положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Смотрите еще:

  • Как можно ездить без прав после лишения Можно ли ездить без прав после истечения срока лишения, если экзамен еще не сдан? Срок лишения прав закончился. Экзамен еще не сдан. Что будет если ездить на машине, какое […]
  • Волгоград мировой суд центрального района Волгоград мировой суд центрального района Судебный участок №116 Центрального района г.Волгограда Аппарат мирового судьи Мировой судья Полонская Елена Сергеевна Помощник мирового […]
  • Телероман развод 55 56 серии ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Опубликовано 3 лет назад ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Развод 100101 серия HD 2015 Мелодрама,Телероман Все серии […]
  • Материнский капитал 2018 иркутск Материнский капитал в Иркутской области Семьи с детьми, проживающие на территории Иркутской области могут получить два материнский капитала: федеральный (государственный) в размере 453 […]
  • Ложный вызов пожарных ответственность Цена ложных вызовов пожарных Цена ложных вызовов пожарных – 70 млн. рублей Телефон 01 – первый и самый важный телефон, который должен знать каждый человек. От его знания зависит жизнь, и […]
  • Законный представитель несовершеннолетнего свидетеля Уголовно-процессуальный кодекс РФ ( УПК РФ ) с комментариями к статьям Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля 1. Допрос потерпевшего или свидетеля в […]
  • Формулировка при увольнении по тк Формулировки записей в трудовой книжке - По инициативе работодателя или собственному желанию? При увольнении с последнего места работы, в трудовую книжку внесли запись: "Уволена по […]
  • Сколько стоит оформить дарение части квартиры Дарение доли квартиры у нотариуса: как оформляется в 2018 году, сколько стоит и какие документы нужны Оформление дарения доли/долей в квартире через нотариуса мы разделили на 3 основных […]
admin

Обсуждение закрыто.