Ислам талак развод

Ислам талак развод

Содержание статьи:

Добро пожаловать! Ахлан васайлан!

Запрос на развод

Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Такой развод называется по-арабски «талак». При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, который означает «отпускать», «освобождать». Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»). Только после произнесения формулы развода в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы развода в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но жена должна в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период идда (три месяца после первого произнесения формулы развода), во время которого муж может передумать и возобновить супружескую жизнь.
В отличие от абсолютного права мужа на развод возможность жены потребовать развод ограничена.

Специфическая особенность мусульманского семейного права состоит еще и в том, что развод (талак, татлик и хал) может быть отменяемым (ражи) или окончательным (баин). Развод татлик является окончательным, кроме развода на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания. В свою очередь, развод талак отменяем, кроме развода после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал окончателен.
По завершении периода идда женщина считается окончательно разведенной с мужем.
Окончательность развода означает немедленное прекращение брака. При этом, кроме случаев развода после третьего произнесения формулы развода, развод не препятствует заключению нового акта о браке между теми же лицами. В случае развода после третьего произнесения формулы развода мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период идда.
Судебное решение о разводе в суде, о разводе с выплатой компенсации и о признании брака недействительным нельзя обжаловать. Иностранные судебные решения о разводе или признании брака недействительным применимы, если вынесены компетентным судом и основаны на мотивах, не противоречащих настоящему законодательству стран.
После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования — избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.
Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.
В случае развода талак жена имеет право еще и на получение особого «утешительного» подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе «удовольствие», встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права: 1) заваж аль-мутъа — временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между супругами не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.
2) мута ат-талак или нафака аль-мута — особый подарок, или компенсация, получаемая женой при разводе талак.
Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.
В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;
2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.
Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Ислам талак развод

В исламе существует три вида развода

В исламе разделяется 3 вида развода:

  1. Талак раджи (не окончательный развод).
  2. Талакуль Баин (окончательный развод).
  3. Талакуль Мугаллаза (окончательный развод).

Талак раджи происходит, когда муж говорит жене «Я развожусь с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод считается действительным в независимости от намерения мужчины, независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так или в шутку. Как только мужчина произносит эти слова, женщина становится разведенной и должна переждать идда – период ожидания. Идда составляет три менструальных цикла, или же три месяца, в случае, если беременна. В таком разводе по истечению срока идда муж имеет право вернуть жену без заключения нового брачного договора.

Муж, дав жене развод, может раскаяться и изъявить желание возвратиться в семью. Мужчина может отозвать свой развод, устно произнеся свое желание вернуть жену в никах или же посредством физического контакта в виде поцелуя, поглаживания, объятия и т.д. Если же мужчина не выявляет желание вернуть жену до истечения срока идда, то развод становится невозвратимым. Теперь если он захочет взять ее в жены, необходимо заключение нового никаха с ней.

Талакуль баин – окончательный развод, когда мужчина говорит слова, которые могут указывать на развод. Например, «Ты больше не моя жена», «Собирай свои вещи и уходи». В таком случае талак баин считается действительным, если мужчина действительно имел намерение развестись с женой в момент произнесения данных слов. Если же он произнес эти слова из-за гнева или не имел ввиду это, то развод не действителен. Если же произошел талак баин, никах аннулируется, женщина должна переждать период идда. Супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения строгих условий, предъявляемых к шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего.

Такой развод происходит, когда мужчина три раза произносит слово «талак», тем самым давая развод своей жене. Когда происходит такой развод, жена не может выйти за него, пока не произойдет халала – процесс, когда женщина, переждав период идда, выходит замуж за другого мужчину и он дает ей развод или умирает. После этого она опять пережидает идда, и только тогда может заново выйти замуж за первого мужа.

Талак (развод)

последние Статьи

Аль-Мукаррама — Почитаемая, Уважаемая, Почтенная

Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию . Подробнее →

Деобанд – город на севере Индии. Именно здесь располагается известный исламский университет, ставший одним из эталонов высшего исламского образования.

Askimam.ru – современный сайт, содержащий большое количество достоверной информации по Исламу, основанной на учении Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат. На данном сайте содержатся статьи, рассматривающие различные вопросы с точки зрения Ислама, размещены обучающие исламские книги, освещаются события исламской истории, приводятся биографии, исламские постеры, имеется большой исламский словарь. Подробнее →

Использование материалов

Распространение материалов сайта допускается при соблюдении следующих условий.
Необходимо указать автора материала и ссылку на данный ресурс (гиперссылку).
Не разрешено использовать этот материал в коммерческих целях.
Не разрешается распространять измененный материал.

Правила развода по Шариату

В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.

В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)

Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.

Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).

Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.

Процесс развода

Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой». При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.

Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:

1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных. Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником. На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.

2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость. Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась. Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:

Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного. Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись. Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.

Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа. Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья. Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».

Некоторые нюансы талака

  • Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.
  • Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.
  • Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним. Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:

«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.

Тройной развод (талак)

Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересные другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

Лекция на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

[2] Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

[3] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

[4] Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

[5] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

[6] Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Посмотреть свои долги перед приставами Задолженность перед судебными приставами Для того чтобы оформить банковский кредит, совершить иную финансовую сделку или подготовиться к поездке за пределы России, необходимо иметь полную […]
  • 590 коап Статья 590. КОАП РК Приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда 1. Защитник приглашается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном […]
  • Мировой суд дзержинского района г ярославля Мировой суд дзержинского района г ярославля ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ул. Труфанова, д. 26, г. Ярославль, 150999 Электронная почта суда: [email protected] Телефон/факс: […]
  • Юрист юркевич Юркевич Анатолий Васильевич Юрист, преподаватель, репетитор Возраст: 47 лет Город: Харьков Готов переехать в: Днепр, Донецк, Киев, Одесса Контактная информация Соискатель указал телефон и […]
  • Субъект 107 ук рф Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта Текущая редакция ст. 107 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно […]
  • Телероман развод 55 56 серии ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Опубликовано 3 лет назад ᴴᴰ Развод 100 101 серия 2015 Мелодрама,Телероман Развод 100101 серия HD 2015 Мелодрама,Телероман Все серии […]
admin

Обсуждение закрыто.