Личные права граждан франции

Личные права граждан франции

Юридическая Консультация

Конституционные права и свободы во Франции

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, – положения о светском, социальном, демократическом государстве.

Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. (хотя ее некоторые формулировки в современных условиях выглядят своеобразными) и в преамбуле Конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле Конституции 1946 г. (свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по Конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.).

Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу социально-экономических прав относятся — право на собственность и ее неприкосновенность, право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку, право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руководстве предприятиями. Эти права закреплены в основном в преамбуле Конституции 1946 г.

К числу политических прав, которые названы в основном в Декларации 1789 г., в преамбуле Конституции 1946 г. и в законах, входящих в «конституционный блок», относятся — свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Конституционные документы закрепляют личные права исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности, свобода совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев).

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав — свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, ее границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать к тому, что не предписано законом.

В конституционном праве Франции закреплены обязанности личности — трудиться, платить налоги для общественных нужд.

В качестве обязанностей государства провозглашаются бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита конституционных прав и свобод во Франции осуществляется не только общими и административными судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, – Конституционным советом и Государственным советом.

Существует также особый орган – парламентский посредник (омбудсмен), но его полномочия ограничены.

Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов Парламента, он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.

Личные права граждан франции

2.2. Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические права и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.

На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнения и, свобода слова и целый ряд других традиционных политических прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из принципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, которые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т.е. принципов конституционного значения.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в равном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т.п. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограниченный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в качестве основополагающих принципов. 11

Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках права, может быть подтверждена решениями органа конституционного контроля, который в своей практической деятельности при проверке конституционности акта, принимаемого Парламентом, вправе рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, о и сточки зрения их соответствия основополагающим принципам, содержащимся в органических законах и текущем законодательства. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значимость придается в этом случае только самим принципам, но отнюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.

uristinfo.net

§ 2. Конституционные права и свободы

Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон­ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражда­нина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе­ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право­вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции, так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра­нение во Франции в период, предшествующий Великой француз­ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час­тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко­лы физиократов относительно собственности и свободы предприни­мательства и целый ряд других. Декларация 1789 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая те позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ­ных прав и свобод.

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло­виях столкновения разных подходов и мнений и в очень корот­кий срок (на ее создание было истрачено всего 9 дней), в этом документе излагается довольно стройная доктринальная концеп­ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че­ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри­мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле­ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра­ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво­его рода общественный договор, в результате которого и возни­кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени­тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ­ления прав человека и гражданина служит существование пуб­личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь­зование всех средств для противодействия неправомерным акци­ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство сво­их представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад­лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря­мо не запрещено законом.

С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каж­дый из членов общества должен пользоваться одинаковыми пра­вами, а их ограничения могут быть установлены только законом.

Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естествен­ных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обес­печение при помощи равного для всех закона свободы и возмож­ных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указыва­ют на необходимость их реального осуществления и на те гаран­тии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, прак­тически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституцион­ного законного строя.

В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, в соответствии с которой при осуществлении своих прав, при ре­шении своей собственной судьбы индивид должен был рассчиты­вать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние усло­вия и обеспечить равенство возможностей различных членов об­щества. Все это нашло свое выражение в известной формуле ли­берализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.

Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания соци­ального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу са­мой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулиро­вании общественных процессов, в обеспечении большей социаль­ной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и чле­нов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторо­жа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфе­ре правовой это приводит к появлению и закреплению на консти­туционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946 г.

Конституционные реформы, осуществленные в Пятой рес­публике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, которые уточнили само понимание от­дельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей фран­цузской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. На­конец, следует отметить, что по мере активизации Конституци­онного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рам­ки правомерной деятельности высших государственных органов, и прежде всего законодательного органа страны, в этой области.

Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституци­онных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали ука­занным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются се­годня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.

Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а испол­нительную власть. Соответственно функция контроля за их со­блюдением возлагается не на Конституционный совет, а на орга­ны административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституци­онный совет даже путем толкования может признать те или иные принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, превращая их тем самым в положения, как бы приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтроль­ные самому Конституционному совету.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные по­ложения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, «что всякое человеческое существо неза­висимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемле­мыми и священными правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освящен­ные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан­ные законами Республики». Как видно из приведенного положе­ния, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных тек­стах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки зрения материальной превращаются как бы в составную часть фран­цузской Конституции.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые ре­гулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Деклара­ции, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан ина­че как на основании закона и в формах, которые им предусмотре­ны. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий или ужесто­чающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит по­ложение, весьма близкое к принципу «хабеас корпус». Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопре­деляют характер соответствующего процессуального, а в опреде­ленной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответствен­ности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на осно­ве закона.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуще­ствление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судеб­ных органов и Конституционного совета, а также были в опреде­ленной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участ­ником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихт­ский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержа­щих общеобязательные правила, определяющие пользование пра­вами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защи­те прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Прав­да, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. От­мечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.

Социальные и экономические права

Они изложены, главным образом, в Преамбуле к Конститу­ции 1946 г. Создатели этого документа подчеркивают необходи­мость закрепления экономических, политических и социальных принципов, отвечающих новым условиям общественного разви­тия.

Значительное место в Преамбуле занимают положения, от­носящиеся к сфере осуществления трудовых прав. Особо важное значение имеют постановления, обязывающие государство спо­собствовать реализации трудовых прав и одновременно подтвер­ждающие право каждого человека защищать свои права и свои интересы при посредничестве профсоюзных организаций. Проф­союзные права не только гарантируются, но и получают свое развитие в результате признания права на забастовку, а также на участие трудящихся через посредство уполномоченных ими лиц в коллективном определении условий труда, выработке и зак­лючении коллективных договоров, а равно в руководстве пред­приятиями.

Преамбула предусматривает предоставление гарантий раз­витию личности и семьи. Государство заявляет о своем внимании и заботе о матери и ребенке, об оказании помощи престарелым и лицам, не имеющим возможности трудиться. В Преамбуле гово­рится о гарантиях, которые предоставляет государство всем чле­нам общества в целях охраны здоровья, обеспечения отдыха и досуга, подчеркивается необходимость обеспечить общедоступность образования для всех членов общества. Само по себе данное поло­жение не является какой-то новеллой, оно известно законода­тельству Франции еще со времен Второй республики, однако кон­ституционное закрепление этого права и его расширительное толкование, как и придание этому праву статуса конституционно­го принципа, имеют, безусловно, позитивное значение. «Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней является дол­гом государства».

Определенное уточнение вносит Преамбула к Конституции 1946 г. и в осуществление права собственности. Любое имущество или предприятие, которое имеет или приобретает характер пуб­личной службы или монополии, должно в силу самого этого фак­та быть превращено в коллективную собственность. Это положе­ние несомненно уточняет и дополняет положение, содержащееся в Декларации 1789 г. В то же время судебная практика показала, что общие принципиальные установления документа 1789 г., в частности в отношении предварительного и справедливого возме­щения, полностью сохраняют свою силу и применяются судебны­ми учреждениями Республики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что появление новых формул относительно коллективной собственности отнюдь не воспрепятствовало довольно широкой денационализации, которая была осуществлена во Фран­ции в 80-е и 90-е гг.

Политические права и свободы

Постановления, закрепляющие основные политические пра­ва и свободы граждан, содержатся в различных конституционно-правовых актах. Они встречаются как в Декларации 1789 г., так и в Преамбуле к Конституции 1946 г., отдельные постановления есть также в тексте основного закона, одобренного в 1958 г. На кон­ституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства во Франции. К этим принципам относятся: признание народа един­ственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета.

Девиз Республики — «свобода, равенство и братство». Ее прин­цип — «правление народа, через народ и для народа». Нацио­нальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих пред­ставителей (косвенная демократия) или путем референдума (пря­мая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным. Порядок и ус­ловия реализации избирательных прав граждан детализируют в избирательном законодательстве и иных нормативных положени­ях, которые образуют так называемый избирательный кодекс Французской Республики.

На конституционном уровне провозглашены такие важней­шие политические права и свободы, как политический плюра­лизм и свобода образования политических партий, свобода мне­ния, свобода слова и целый ряд других традиционных политичес­ких прав и свобод, многие из которых фигурировали уже в Декларации 1789 г. Последующее законодательство, в том числе и конституционно-правовые акты, закрепило свободу ассоциаций, митингов, шествий и демонстраций, а также целый ряд других. В результате деятельности Конституционного совета многие из прин­ципов политической свободы, даже содержащиеся в актах, кото­рые формально не имеют конституционного статуса, получили признание в качестве основополагающих, т. е. принципов консти­туционного значения.

Равенство граждан нашло свое дальнейшее закрепление не только в формуле равенства перед законом и судом, но и в рав­ном доступе к занятию мест на государственной службе, равном праве на образование, равном праве на безопасность и т. п. Кон­ституционные тексты особо подчеркивают действие принципа не­дискриминации и равенства граждан независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, со­циального и имущественного положения.

Конституционные тексты содержат сравнительно ограничен­ный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в каче­стве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках пра­ва, может быть подтверждена решениями органа конституционно­го контроля, который в своей практической деятельности при про­верке конституционности акта, принимаемого Парламентом, впра­ве рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соот­ветствия основополагающим принципам, содержащимся в органи­ческих законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значи­мость придается в этом случае только самим принципам, но от­нюдь не тем юридическим актам, в которых они сформулированы и изложены.

Юридические гарантии прав и свобод

Основным гарантом осуществления прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 Конституции устанавливает: «Никто не может быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть — хранительница личной свободы — обеспе­чивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом».

Посягательства на права и свободы человека со стороны ад­министрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправо­мерные действия администрации. Органы административной юс­тиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должно­стных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.

Защита прав и интересов человека от посягательств со сто­роны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судов по делам несовершеннолетних и др. Практика показывает, что судебная система Франции сравни­тельно эффективно справляется с осуществлением своих функ­ций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Евро­пейского Суда по правам человека показывает, что и француз­ская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что, по мнению Европейско­го Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав челове­ка и основных свобод.

Конституция возлагает функции по защите основных прав и свобод и на некоторые другие государственные органы. Так, Пре­зидент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, приня­тые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования чрезвычайных полномочий, предусмот­ренных статьей 16 Конституции. Кроме того, Президент Республи­ки является гарантом независимости судебной власти, а следова­тельно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить незави­симое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека.

В Конституции Франции предусмотрено и существование спе­циального уполномоченного по правам человека (медиатора). Од­нако он обладает относительно скромными полномочиями, глав­ное из которых — привлекать внимание общественности и обра­щать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельностью омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со сто­роны администрации во Франции выступает административная юстиция.

Личные права и свободы

Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные положения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г.

Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые регулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе как на основании закона и в формах, которые им предусмотрены. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит положение, весьма близкое к принципу «хабеас корпус». Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопределяют характер соответствующего процессуального, а в определенной мере и материального права Франции.

В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы.

К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.

Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуществление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судебных органов и Конституционного совета, а также были в определенной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихтский договор 1992 г . , который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержащих общеобязательные правила, определяющие пользование правами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Правда, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. Отмечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.

Политика Франции в области прав человека

Для Франции права человека имеют особую историческую значимость. Французская традиция приверженности правам человека восходит еще к XVIII веку — веку Просвещения, и Франция, приняв 26 августа 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, была одним из первых государств, провозгласивших эти права. В 1948 году в Париже во дворце Шайо, где тогда проходила сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, была принята Всеобщая декларация прав человека. Одним из главных ее создателей был крупнейший французский юрист Рене Кассен, который впоследствии занимал пост председателя Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций и председателя Европейского суда по правам человека и был удостоен за свою деятельность Нобелевской премии мира. С тех пор Франция принимала участие в разработке основополагающих принципов и международных документов в области прав человека. В духе Венских договоренностей 1993 года она считает, что содействие соблюдению всех прав человека и их защите является предметом законной озабоченности международного сообщества, и в равной степени уделяет внимание как гражданским и политическим правам, так и экономическим, социальным и культурным правам.

Сегодня, будучи участницей почти всех договоров в области содействия соблюдению и защите прав человека, выработанных Организацией Объединенных Наций, Франция призывает к их всеобщей ратификации. Она принимает активное участие в разработке новых норм в области защиты прав человека. Она выступает за принятие нового международного инструмента, направленного на борьбу с насильственным исчезновением людей, Декларации о правах коренных народов, а также совместно с Германией выдвигает идею принятия Организацией Объединенных Наций Конвенции о запрещении клонирования человека в целях репродукции. Она обратилась к ЮНЕСКО с предложением принять декларацию по биоэтике, в которую впоследствии могли бы войти тематические протоколы, разработанные в связи с появлением новых технологий в медицине. С момента создания в 1947 году Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека Франция является ее неизменным членом. Она играет в ней ведущую роль не только как отдельно взятое государство, но и как член Европейского союза. Она регулярно вносит на ее рассмотрение проекты резолюций о незаконном содержании под стражей, о насильственном исчезновении людей, о крайней бедности, о биоэтике, о детях-солдатах, а также, совместно со своими европейскими партнерами, резолюции в отношении применения смертной казни, о правах детей и о ситуации в разных странах.

Опираясь на эти документы, французская дипломатия направляет свою деятельность в рамках как многосторонних организаций, так и двусторонних отношений на борьбу с нарушениями прав человека повсюду, где бы это ни происходило. Она считает, что на рассмотрение Совета Безопасности должны выноситься случаи грубого нарушения прав человека, представляющие угрозу миру и международной безопасности. Она выступает за увеличение помощи тем государствам, которые проводят политику защиты прав человека. С этой целью Франция с 2002 года проводит в некоторых странах совместные акции с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Рассматривая в качестве основной задачи борьбу с безнаказанностью в целях недопущения новых массовых репрессий, Франция поддержала учреждение Советом Безопасности международных уголовных судов, в функции которых входит расследование дел в отношении лиц, виновных в преступлениях против человечества, и инициаторов актов геноцида на территориях бывшей Югославии и Руанды, а также создание с помощью Организации Объединенных Наций специальных трибуналов в связи с постконфликтными ситуациями в некоторых странах (Сьерра-Леоне, Камбодже). Франция способствовала созданию Международного уголовного суда и была одним из первых государств, ратифицировавших его устав. Вступление этого устава в силу 1 июля 2002 года положило начало реализации одного из важнейших положений международного права: отныне могут подвергаться наказанию военные преступления, преступления против человечества и акты геноцида. Она борется за то, чтобы данный устав получил всеобщее признание.

На европейском уровне Франция была одним из десяти государств — основателей Совета Европы, который с 1949 года располагается на ее территории в Страсбурге, где также находится Европейский суд по правам человека, следящий за соблюдением положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Франция ратифицировала данную Конвенцию и включилась в работу механизма, который позволяет физическим и юридическим лицам, имеющим основания считать себя жертвами нарушений их прав, закрепленных в Конвенции или протоколах к ней, обращаться в индивидуальномпорядке в суд. Международная деятельность Франции по защите прав человека находит свое отражение также во внешней политике ЕС, который начал диалог по вопросам прав человека вначале с Китаем, а затем с Ираном. Теперь все соглашения о торговле и сотрудничестве, заключенные ЕС со странами «третьего мира», в обязательном порядке включают положения, ставящие их выполнение в зависимость от соблюдения прав человека на минимально необходимом уровне. Франция является сторонницей включения Хартии основных прав, принятой в Ницце в декабре 2000 года, в будущую европейскую Конституцию. Аналогичным образом, Франция выступает за включение подобных положений в относящиеся, в частности, к правам национальных меньшинств документы, разрабатываемые в рамках ОБСЕ.

На национальном уровне Декларация прав человека стала составной частью Конституции. Международные соглашения в области прав человека имеют при этом приоритет над внутренними законами, и в большинстве случаев частные лица могут ссылаться на них как на нормы прямого действия во всех судебных инстанциях. Всеобъемлющий характер национального законодательства в области прав человека свидетельствует также о том исключительном значении, которое Франция придает их соблюдению. Французское правительство учредило в 1947 году Национальную консультативную комиссию по правам человека, которая ежегодно представляет премьер-министру доклад о борьбе против расизма. Кроме того, она ежегодно присуждает «Премию Французской Республики в области прав человека», которой награждаются выдающиеся правозащитники из всех стран. Комиссия призывает к созданию подобных ей учреждений за рубежом, в частности на франкоязычном пространстве. Принципы, определяющие их устав и полномочия, были одобрены Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, состоявшейся в Париже в 1993 году.

Личные права граждан франции

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Основные права и свободы гражданина во Франции :

Колесова, Н. С.
Основные права и свободы гражданина во Франции : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Проблема прав человека и правозащитных механизмов, призванных охранять его свободу и индивидуальность, тесно связана с развитием демократии в условиях правового государства. Неотъемлемые и естественные права человека, их универсальность, свобода и равенство индивидов ныне выступают и в качестве общечеловеческих ценностей; вне их реализации немыслима полноценная жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом. Например, государство обязано уважать право человека на свободу, обеспечивать реализацию этой свободы в том объеме нрав, который возможен при данном уровне экономического и культурного развития общества.

Поскольку проводимая в нашей стране линия на создание гражданского общества и правового государства находится в русле общецивилизационных процессов современного развития, научный анализ юридических и социальных механизмов реализации основных прав и свобод французского гражданина приобретает для нас огромный практический интерес. Основные права и свободы гражданина во Франции, их нормативное закрепление в Конституции 1958 г . и текущем законодательстве заслуживают самого внимательного изучения, во-первых, в силу глубокого концептуального рассмотрения их в научных исследованиях видных французских учёных /Г.Брэбан, Ж.Бюрдо, К.А.Кольяр, Ф.Лютер, Е.Риверо, Ж.Робер и др./ и, во-вторых, в связи с наличием во Франции действенных правозащитных механизмов, придающих всей совокупности провозглашаемых прав и свобод реальный смысл и практическое обеспечение.

Выявление природы и сущности прав человека приобретает

особое значение, поскольку речь идёт о такой свободолюбивой стране как Франция. Известно, что предшествовавшие Великой французской буржуазной революции /1789-1794/ десятилетия ознаменовались созданием многих прогрессивна политико-юридических концепций выдающимися мыслителями Франции. Эти концепции, а также идеи школы естественного права легли в основу великих документов Французской революции.

Французские декларации прав человека и гражданина исходили из дуализма прав человека, из их разделения на изначальные естественные «права человека» и производные от них «права гражданина». Суть этой дифференциации сводится к тому, что индивид как член гражданского общества обладает личными правами /правами человека/, а в качестве члена политического государства -правами гражданина. Права человека — это права, которые выступают как его прирождённые качества, ибо индивид не может существовать без определённых социальных притязаний на удовлетворение своих частных потребностей, ряда личных и имущественных прав. Задача государственной власти состоит лишь в ограждении этих прав от незаконных посягательств.

Вместе с тем существуют права гражданина, условием реализаций которых является активная деятельность государства. Эти права охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от чьего-либо вторжения, но и на содействие государства в реализации декларированных политических и социальных прав. Права человека и права гражданина различны по своей сущности и способам обеспечения и находятся в различных взаимосвязях с государством.

В отличие от других стран проблема прав и свобод, граждан

не входит в предмет конституционного права Франции, составляя самостоятельную отрасль юридических знаний. Представляется, что исторически это было предопределено восходящей к концу XIX века традицией. Поскольку со времён III Республики /1870-1940/ вновь принимаемые конституционные законы перестали содержать какие-либо ссылки на права и свободы личности, последние были исключена из предмета конституционного права. Конституционный характер этих прав считался в то время юридически спорным. Постепенно исследование прав человека выделилось в отдельное научное направление, вошедшее в правовой оборот под названием «общее публичное право» или «публичные свободы». В рамках университетских программ обучения с 1962 г . читается самостоятельный учебный курс под аналогичным названием.

Рассмотрение института прав и свобод в отдельной отрасли может означать не просто их обособление от конституции, но и их расположение «над» конституцией, ибо благодаря классической естественно-правовой доктрине утвердились представления о неотъемлемых правах человека, которыми он обладает в силу своего рождения, а не в силу законов, различных в разных государствах. Следовательно, права человека предшествуют государству, стоят выше пего и государство не вправе их нарушить. Права и свободы привязываются таким образом к обоим «незыблемым принципам» нрава, к «естественному праву», которые остаются неизменными, в то время как конституции и законы изменчивы. В диссертации отмечается, что направление исследований под рубрикой «публичные свободы», представлял собой автономную отрасль правовых знаний и органическую часть позитивного права, составляет своеобразный «корпус» правовых норм и ‘общих принципов права», нацеленных

на то, чтобы разработать эффективные механизма охраны и защиты прав и свобод личности. Многие исследователи трактуют «публичные свободы» именно с таких позиций.

Процесс развития прав и свобод во Франции длился более двух столетий, в течение которых во французском законодательстве было аккумулировано несколько «поколений» прав и свобод,, Первое «поколение» прав человека — это провозглашение Декларацией 1769 г . гражданские и политические права /право на свободу и личную безопасность, право собственности, свобода совести, свобода выражения мыслей и мнений/, вскоре дополненные свободами, которые люди осуществляют сообща /свобода собраний, шествий, объединений/.

Второе «поколение» прав человека сложилось в борьбе трудящихся за свои права в конце XIX и первой половине XX века. Оно делает основной упор на социальную защищённость индивида /право на труд и участие трудящихся в управлении предприятиями, право на социальное обеспечение, создание необходимых материальных предпосылок для развития индивида и его семьи/.

Третье «поколение» прав человека возникло после II мировой войны по мере эволюции общества и усложнения социальных условий жизни людей. Речь идёт о правах, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а обществом в целом — право на благоприятную окружающую среду или на социальное и экономическое развитие.

В диссертации сопоставляются различные подходы к классификации прав личности. И отнюдь не всегда то или иное право может быть безоговорочно отнесено именно к какой-либо одной категории прав, так как разделение прав на категории носит в определённой мере условный характер. Автор считает, что содержание публичных

свобод может быть освещено с различных точек зрения. С точки зрения практики применения можно различать гражданские/личные/права и свободы, касающиеся индивида как физического лица и затрагивающие его личную жизнь /личная безопасность, неприкосновенность частной жизни и собственности, свобода совести/; политические права и свободы, закрепляющие политический статус человека в качестве участника политического процесса и носителя политической воли /избирательные права, свобода слова, собраний, организаций/; социально-экономические права и свободы, касающиеся профессиональной деятельности и материального положения человека /право на труд, профсоюзные свободы/. С точки зрения способа осуществления можно различать индивидуальные и коллективные права и свободы; последние могут быть реализованы только сообща /свобода собраний и манифестаций, право создавать профсоюзы/.

Франция по праву считается колыбелью гражданских свобод. Вошедшие в историю французские декларации прав человека и гражданина /1789, 1793, 1795/ — это бесценные юридические документы, утвердившие принципы свободомыслия и автономии личности. Декларация 1789 г ., являясь великим историческим документом, вместе с тем служит гарантом обеспечения «неприкосновенных и священных» прав человека — её положения действуют и поныне, находя своё истолкование в законодательстве и судебной практике. Конституция 1958 г. подтвердила свою приверженность принципам этой Декларации. В работе делается вывод о том, что Франция задаёт тон развитию идеи о приоритете одной из высших ценностей цивилизованного мира — неотъемлемых прав и свобод человека.

Цели и основные задачи исследования во многом предопределены недостаточной изученностью в отечественной правовой науке

проблемы внутригосударственной регламентации прав и свобод личности в демократическом обществе. Основной целью диссертации является попытка исследовать теоретические основы общепринятой классификации прав и свобод человека и гражданина, правозащитные механизмы их обеспечения.

В этой связи перед диссертантом стояли следующие задачи:

— на основе анализа законодательства и судебной практики Франции изучить основные этапы зарождения и развития института прав и свобод личности в аспекте «история и современность»;

— исследовать наиболее типичные формы юридического регулирования основных прав и свобод гражданина в демократическом обществе и определить уровни их правовой защиты;

— на основе анализа многочисленных правовых актов и решений судебных органов дать содержательную характеристику конституционно декларируемых прав и свобод гражданина во Франции;

— выявить характерные особенности французской системы правоохранительных и правовосстановительных механизмов, под которыми понимается совокупность всех ферм и методов охраны прав личности, применяемых государственной властью; в том числе исследовать нетрадиционные формы обеспечения публичных свобод /деятельность посредника-медиатора, «независимых административных властей»/ наряду с деятельностью общегражданского правосудия, административной юстиции и Конституционного Совета;

— выделить во французском внутригосударственном праве и судебной практике те проблемы, которые актуальны в связи с подготовкой и проведением реформ политических и правовых структур в современной России и приведением российского законодательства в соответствие с общепринятыми в мировой практике стандартами

правового положения личности.

Диссертация представляет собой комплексное исследование основных прав и свобод личности во Франции, опирающееся на труды отечественных и зарубежных правоведов, философов, экономистов, социологов и представителей других общественных наук, В основу научного исследования положена теория публичных свобод, её методологические принципы и концептуальные положения.

Нормативной базой диссертационного исследования является конституционное и текущее законодательство Франции, регламентирующее права и свободы французского гражданина; решения Конституционного совета; материалы судебной практики /главным образом постановления Государственного совета и решения судебных органов общей юрисдикции/; имеющие отношение к предмету исследования. Все вопросы в работе рассматриваются на основе исторического метода, с учётом основных этапов развития французского законодательства.

Диссертантом применён и ряд частно-научных методов — сравнительно-правовой, социологический, политологический. При необходимости /в основном при изучении социально-экономических прав/ используется статистический метод анализа. Указанные методы позволили проследить не только содержание и практику реализации прав и свобод, но и некоторые особенности их исторической эволюции; автором исследовались как научные труды, так и литературные источники,

Информационную базу настоящего исследования в основном составляют французские источники, обширная монографическая литература, затрагивающая отдельные аспекты теории и истории прав и свобод индивида ес Франции.- Французская юридическая наука

традиционно богата концептуальными исследованиями в этой области. Правам человека во французской литературе посвящено множество монографий, а также научных статей и обзоров, В частности, это работы таких известных учёных, как М.Лисель, Б.Барре-Крижель, Ж.М.Бесе, К.Ведель, Р.Давид, Ж.Имбчр. Ж.П.Коста, М.Лесак, Ж.Моранж, Ж.Сулье, Л.Фаворе, Ж.Шевалье и др. Автор обращался к трудам крупнейших представителей французского Просвещения — Вольтера, Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Различные аспекты проблемы взаимоотношений государства и личности, конституционных прав и свобод граждан во Франции интенсивно исследуются отечественной правовой наукой. Из монографий последнего времени следует выделить работы С.В.Боботова, Э.И.Доморацкой, И.Я.Киселёва, А.И.Ковлера, Н.А.Крутоголова, И.С.Крыловой, В.Б.Маклакова, В.А.Туманова, В.Л.Энтина и других учёных.

Важное значение для работы имеют основополагающие международные документы в области прав человека — Всеобщая декларация прав и свобод человека /1948/, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод /1950/, Заключительный акт общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе /1975/, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах /1966/, Международный пакт о гражданских и политических правах /1966/, Итоговый документ Вене/сой встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе /1989/ и др.

Подготовленная диссертация представляет собой первое в российской литературе монографическое исследование, специально посвященное основным правам и свободам гражданина во Франции.

Научная новизна диссертации обусловлена основными

положениями, выносимыми на защиту, которые можно сформулировать следующим образом:

— несмотря на то, что процесс эволюции прав и свобод французского гражданина был сложным и многоэтапным, их общее развитие было поступательным. Даже при меняющихся формах правления и множестве конституций Франция оставалась страной прочных демократических традиций, стержнем которых служила и продолжает служить Декларация прав человека и гражданина 1789 г .;

— гражданские /личные/ права и свободы индивида определяют свободу человека в сфере личной жизни; основное предназначение гражданских прав состоит в том, чтобы обеспечить юридическую защиту сферы частных интересов, в которой проявляются индивидуальность и своеобразие личности, от чьего-либо вмешательства, в том числе и со стороны государства. Исходным пунктом и конечной целью нормативной регламентации гражданских прав является защита жизни, личной безопасности, чести и достоинства гражданина, его права свободно располагать собой и принадлежащей ему собственностью;

— объективная ценность политических прав и свобод гражданина состоит в том, что они являются факторами, формирующими политической» сознание и политическую волю граждан, закрепляют политический статус человека в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса;

— политические права и свободы гражданина представляют собой непременное условие функционирования всех других видов прав в силу того, что они составляют органическую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, в качестве ценностей, на которые власть должна ориентироваться.

Степень защищённости и практической реализации политических прав и свобод гражданина позволяет оценить не только характер взаимоотношений государства к личности, но и уровень развития демократии и законности в обществе;

— роль и значение социально-экономических прав человека в современных условиях постоянно возрастает. Это продиктовано потребностями общества обеспечить гражданину достойное существование и создать благоприятные условия жизнедеятельности в соответствии с нормами цивилизованного общества;

— социально-экономические права в значительно большей степени, чем политические, нуждаются в государственных мерах как материального, так и юридического свойства, без чего их последовательная реализация не представляется возможной;

— одним из важнейших способов эффективной защиты прав и свобод человека является судебная власть; только сильная, независимая и авторитетная судебная власть — включая и межгосударственные судебные органы по защите прав и свобод человека — способна реально гарантировать каждому гражданину пользование правами и свободами.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Наряду с анализом собственно прав и свобод личности во Франции настоящая работа даёт общее и конкретное представление о том, как обогащались по мере развития общества права личности, как создавались процессуальные гарантии, обеспечивающие пользование теми или иными категориями прав и свобод человека и гражданина.

Научное и практическое значение диссертации состоит в возможности использования её выводов в законотворческой и научной

деятельности в условиях России. Материалы диссертации могут быть учтены в процессе преподавания при чтении специальных курсов на юридических факультетах.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена в секторе прав человека Института государства и права Российской Академии Наук; сектором было проведено ее обсуждение, Основные теоретические положения работы докладывались на заседаниях сектора прав человека и учёного совета Института государства и права РАН, использовались при подготовке ряда аналитических материалов. Ключевые выводы работы отражены в научных публикациях автора — главах и разделах коллективных монографий, научных статьях.

Структура диссертации обусловлена целями исследования. Она определена традиционным делением прав личности на гражданские, политические и социально-экономические права. Эта стандарты заложены и в важнейших международно-правовых документах, установивших универсальный каталог прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида в обществе. В соответствия с этим работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновываются актуальность тепы исследования, его структура, выделение круга основных вопросов, получивших освещение в работе, формулируются её цели и задачи.

В первой главе — «Гражданские /личные/ права и свободы французского гражданина» — раскрывается значение индивидуальных прав личности. Такие гражданские права, как уважение достоинства гражданина, неприкосновенность его частной жизни, свобода

совести или право на безопасность личности и имущества, равно как и связанное с этим право не подвергаться жестоким и бесчеловечным видам обращения и наказания, расцениваются в демократическом обществе как жизненно необходимые правовые ценности. Декларация 1789 г . с учётом трактовки ее принципов в Конституции 1958 г . определяет главную идею: свободная деятельность человека есть его естественное право. Колее того, права человека становятся реальностью только в условиях свободы и автономии личности, её сознательного самоопределения.

Уважение к частной жизни есть один из аспектов личной свободы. Французское государство в числе многих цивилизованных стран исходит из того, что гражданин вправе жить по своему свободному выбору и располагать собой гак, как он этого пожелает. Это означает, что уважение неоспоримого принципа неприкосновенности частной жизни, репутации и достоинства граждан является прямой конституционной обязанностью должностных лиц всех ступеней и рангов.

В данной главе проведён анализ французского законодательства, направленного на правовую защиту личной свободы и безопасности индивида, а также на ограничение неблагоприятных последствий проникновения технических средств информатики в сферу личных прав и частной жизни граждан. Закон во Франции определяет пределы вмешательства в личную сферу жизни, в частнопредпринимательскую деятельность, устанавливает недопустимость незаконного вторжения в жилище и осуществления насильственных действий по отношению к его владельцу.

Существование правового государства немыслимо без надёжного обеспечения основных прав граждан на основе закона и с

соблюдением всех предписанных законом процедурных формальностей. Диссертант раскрывает некоторые аспекты, связанные с обеспечением прав личности в сфере уголовно-процессуального принуждения /например, ограждение её от неправомерных действий должностных лиц, от злоупотреблений во время производства обысков, арестов и т.д./.

В диссертации отмечается, что общий принцип неприкосновенности жилища, корреспонденции и т.д. знает ряд изъятий, основанных на том, что подчас общественные интересы диктуют необходимость вторжения государства в область частной жизни в разумных и строго регламентированных законом пределах. Как известно, такая надобность нередко возникает в процессе борьбы с противоправными деяниями. Однако, законодатель во Франции стоит на той точке зрения, что задача раскрытия преступления не должна решаться ценой отказа от гарантий неприкосновенности индивида, его частной жизни.

На основе изучения опыта Франции автор приходит к выводу о том, что в основе правовой защиты индивида от необоснованных и незаконных притеснений со стороны государства и его органов лежат два взаимосвязанных правовых принципа. Важнейшие конституционные установки сводятся к тому, что, во-первых, каждому гражданину должны быть предоставлены надлежащие гарантии против произвола при применении репрессивных мер, и во-вторых, судебная власть призвана обеспечить необходимый контроль за законностью подобных мер.

Большой интерес для выявления общих тенденций правового развития представляет опыт Франции в области законодательного закрепления права собственности гражданина. Эта свобода

представляет собой не только основополагающие экономическое, но и фундаментальное правоотношение современного общества. Не случайно в юридической литературе понятие «свободы» нередко напрямую связывается с понятием «собственности». Собственность образует цивилизованную почву для свободы и права, без права индивидуальной собственности все остальные права лишаются необходимых гарантий.

Не вызывает сомнений тот факт, что формирование экономически и юридически свободной и самостоятельной личности связано прежде всего с признанием человека субъектом отношений собственности. В работе отмечается, что в условиях современной Франции важную правовую гарантию собственности, наряду с защитой и обеспечением условий для развития права собственности, представляет собой стабильность отношений собственности. Это означает, что государство воздерживается от принятия нормативных актов и совершения других действий, направленных на принудительное прекращение отношений собственности и ущемление интересов собственников, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Иными словами, основные принципы права собственности определяются законом, но сам институт собственности отмене не подлежит.

Одним из важнейших гражданских прав является свобода совести. В диссертации показано, что законодатель активно содействовал обеспечению свободы совести гражданина. Французская республика является светским государством, которое следует принципу терпимости, уважения и нейтрального отношения ко всем религиям. Существует специальное законодательство, касающееся религии и церкви. С.точки зрения закона, отдельные граждане или группы граждан пользуются правом на беспрепятственное

исповедание религии и исполнение религиозных обрядов; при этом гарантируется равенство граждан в отношении свободы совести независимо от отношения к религии.

Во второй главе диссертации — «Политические права и свободы французского гражданина» — автор исследует политическую свободу личности, её роль и активное участие в политической жизни государства и общества. К числу политических прав в работе отнесены традиционные, выдвинутые ещё в ходе буржуазных революций политические права гражданина — свободы слова, собраний и манифестаций, избирательные права, право на объединение. Автор исходит из того, что ядром рассматриваемых свобод является всеобщее и равное право всех граждан на публичное выражение своих мнений и своей позиции в любой активной форме.

В работе отражена историческая эволюция избирательных прав во Франции, которые первоначально носили абстрактно-декларативный характер, как и большинство свобод, возникших в эпоху буржуазной революции. Опыт Франции по закреплению и развитию института избирательного права свидетельствует о том, что это неотъемлемое право гражданина, получив первоначальное конституционно-правовое закрепление в раннебуржуазной интерпретации, в процессе общедемократического развития французского общества претерпело ряд коренных изменений, связанных сначала с введением всеобщего избирательного права, а затем — с конструктивным обновлением избирательной процедуры.

В истории Франции избирательная система, как и сам порядок организации и проведения выборов неоднократно подвергались реформированию. Понадобились многие десятилетия упорной борьбы прогрессивных сил общества для того, чтобы в буржуазном законе

и доктрине всеобщее избирательное право реально приобрело черты всеобщности. Французские государствоведы и политологи придают существенное значение всеобщему избирательному праву, квалифицируя его не только как важнейшее право политического свойства, но и как источник народного суверенитета.

Далее в работе раскрываются роль таких традиционных демократических свобод, как свобода слова, собраний, манифестаций и ассоциаций, их место во взаимоотношениях гражданина и государства, нормативная регламентация указанных прав. Подчёркивается, что законодательство и правовая доктрина Франции исходят из принципа ненарушимости основных политических прав и свобод.

Понятие свободы выражения мнений трактуется в диссертации с двух позиций: плюрализм мнений и суждений и право любого гражданина на информацию, доступ к. ее источникам. Плюрализм мнений является необходимым условием существования демократии, поскольку он позволяет гражданину осуществлять выбор между позициями различных общественных групп. Он также является одним из важных аспектов принципа свободы информации, поскольку дает возможность потребителям информации осуществлять свободный выбор. Диссертант формулирует вывод о том, что свобода выражения мыслей и убеждений, как и право на информацию являются одним из основных прав человека, состояние которых определяет степень открытости, гуманизации и демократичности общества. Свобода слова и печати есть необходимая предпосылка для реализации свободы выражения мнений. Законодатель не вправе ущемлять или ограничивать пользование всеми вышеперечисленными правами, исходя из принципа: разрешено всё, что не наносит ущерб другим лицам, не вредит общественному благу.

На основе уяснения ценности политических прав для развития личности и общества в целом, автор приходит к выводу о том, что политические права имеют первостепенное значение для реализации других прав. Политические права выступают как ограничитель государственной власти, средство контроля за её осуществлением. Не случайно многие государственные и общественные деятели Франции считают, что подлинно демократическое государство и его органы не вправо игнорировать заявленные в законной форме -например, посредством проведения собраний и манифестаций или участия в выборах — общественно значимые гражданские интересы различных социальных и профессиональных групп. Оно должно с ними считаться в процессе принятия важнейших решений в политической и социально-экономической сферах.

Вместе с тем в диссертации показано, что основные права французского гражданина, включая и политические свободы, гарантируются и охраняются в том случае, если их реализация происходит в рамках закона и не наносит ущерб «общим интересам».[1] В соответствии с французским законодательством политические права могут быть ограничены лишь в тех ситуациях, когда их осуществление представляет серьёзную угрозу публичному порядку или безопасности и правам других граждан.

В третьей главе

«Социально-экономические права и свободы французского гражданина» — исследуются содержание и значение свободы труда и профсоюзных прав во Франции, характер их

законодательного закрепления и особенности практической реализации.

Раскрывая природу социально-экономических прав, автор отмечает исключительную важность гарантий их реального обеспечения. Провозглашая права и свободы личности в социальной сфере, государство должно брать на себя юридические и моральные обязательства гарантировать их не только правовыми, но и экономическими, политическими и иными средствами, французские специалисты в области социальных прав Д.Лион-Кан, Э.Крики, Ж.Пелисье и др./ сходятся во мнении, что на современном этапе развития прав человека «политическая демократия» и «социальная демократия» должны представлять собой нерасторжимое единство. Очевидно, что обеспечение подлинной свободы в обществе предполагает, чтобы каждый гражданин стал гражданином не только в юридическом и политическом, но и социальном смысле. Поэтому, естественно, одной из важнейших функций гражданского общества является обеспечение достойных условий существования для всех своих членов.

В работе подчёркивается, что право на труд должно реализовываться через принцип ответственности государства, то есть посредством государственного регулирования рынка труда и право-обеспечительных мероприятий в социальной сфере. Вместе с тем в ходе исследования отмечается, что свобода труда во Франции трактуется двояко — как право каждого человека на свободный выбор работы и как право на отказ от какой бы то ни было трудовой деятельности.

Несомненно, свобода труда отнюдь не противоречит праву на труд. Напротив, диссертант исходит ив того, что именно право на труд призвано утвердить и конкретизировать свободу труда. В

ходе исследования проведён анализ многочисленных законодательных актов и статистических материалов, относящихся к реализации гражданами социально-экономических прав. Реальная ситуация в области занятости во Франции свидетельствует о том, что в сфере обеспечения права на труд существуют серьёзные проблемы. В работе показано, что практическая реализация права на труд предопределяется совокупностью социально-экономических факторов, включая и такой, как уровень безработицы.

Рассматриваемое право отнюдь не свободно от ограничений, в том числе и дискриминационного характера. Реальное положение дол свидетельствует о том, что дискреционное право работодателя на одностороннее и далеко не всегда обоснованное прекращение трудового контракта превалирует. К тому же защита свободы труда через правосудие представляется недостаточно действенной гарантией, так как судьи редко ставят под сомнение обоснованность увольнения конкретного работника, предпочитая не входить в оценку решения предпринимателя с точки зрения его целесообразности. В диссертации исследуется достаточно своеобразная форма ограничения рассматриваемой свободы — так называемая «нелояльная конкуренция», то есть практика закрепления в индивидуальных и коллективных трудовых договорах обязанности наёмного работника не создавать конкуренции своему бывшему работодателю.

Содержание профсоюзных прав французского гражданина рассматривается в работе через соотношение основных элементов этого права. По закону профсоюзные права включают в себя: свободу создания профсоюзов, которая в свою очередь предполагает профсоюзный плюрализм; свободу вступления и выхода из профсоюза; свободу деятельности в рамках профсоюза. В диссертации

отмечается, что это триединство представляет собой не столько комплекс профсоюзных свобод, сколько полноценное субъективное право гражданина, которое обставляется рядом объективных гарантий.

В ходе исследования изучались основные этапы исторической эволюции этого права, которая характеризуется постоянным расширением его рамок. С этой целью были рассмотрены основные конструктивные изменения трудового законодательства, направленные на обеспечение профсоюзных прав французского гражданина, В работе показаны не только особенности их законодательного закрепления, но и отдельные аспекты реализации. Это касается, в частности, так называемых «новых» прав наёмных работников, включая право на участие в управлении предприятиями и выражения своего мнения. К числу основных особенностей профсоюзного права относится также независимость профсоюзов от влияния государства.

На основе проведённого в данной главе анализа автор формулирует вывод о том, что от степени ориентации общества на социально-экономические права зависит уровень социальной защищённости личности.

Четвёртая глава — «Правозащитные механизмы современной Франции» — посвящена исследованию механизмов защиты прав человека, включая институт конституционного контроля, судебную защиту прав граждан в рамках общегражданского судопроизводства и административной юстиции, нетрадиционные формы обеспечения прав и свобод личности.

В диссертации подчёркивается, что демократическое общество может существовать и эффективно функционировать только на основе

упрочения, развития и соблюдения правовых гарантий прав и свобод, на что должна быть нацелена деятельность всех правозащитных механизмов, в первую очередь судебной власти во всех ее ответвлениях — конституционной, административной и общегражданской юстиции. В основу этой деятельности должен быть положен примат интересов граждан над правами и интересами органов государственной власти, которые, согласно Конституции, призваны служить защите прав и законных интересов граждан.

Функции конституционного контроля согласно Конституции 1958 г . закреплены за Конституционным Советом. Всё органические законы до их промульгации подлежат обязательному конституционному контролю. В отличие от органических законов обычное законодательство попадает в сферу конституционного контроля лишь в том случае, если в Совет поступает жалоба на неконституционность конкретного правового акта. Таким образом, Совет высказывается о соответствии Конституции лишь тех законоположений, в ходе принятия которых ‘подаётся соответствующее обращение.

Конституционный контроль носит не столько формальный, сколько содержательный характер. Конституционный Совет оценивает законы не только с точки зрения их соответствия нормам действующей Конституции, но и Декларации 1789 г . и преамбуле Конституции 1946 г ., то есть тем документам, которые именуются в доктринальных трудах «конституционным блоком». Согласно Конституции Франции /ст.62/,»закон, объявленный неконституционным, не может быть ни обнародован, ни введён в действие».

Таким образом, институт конституционного контроля преследует цель радикально утвердить принцип верховенства Конституции, её превосходства над всем правовым массивом, включая обычное

законодательство и акты исполнительной власти. Тем самым обеспечивается прямое действие норм Конституции в области защиты прав и свобод граждан.

Однако, основное бремя их защиты лежит на судах общегражданской юрисдикции. Правовое обеспечение гарантий судебной власти во Франции достигается посредством разделения властей, установления организационной, личной и служебно-профессиональной независимости судей. В результате общегражданские суды приобретают юридически гарантированное право выносить решения, обязательные не только для физических и юридических лиц, но и органов государственной власти.

На примере конкретных судебных казусов в работе отражена предметная компетенция судов общегражданской юрисдикции, которые в большинстве ситуаций рассматривают дела, связанные со статусом личности /семейное положение, правоспособность, гражданство/, избирательным правом, защитой права собственности, нарушением полицейских правил. Важно отметить, что по закону от 2 октября 1981 г . французский гражданин получил право направлять индивидуальный иск в Европейский суд по правам человека.

Как известно, французская система правосудия характеризуется существованием и автономной ветви судебных учреждений — административной юстиции, полностью отделённой от судов общегражданской юрисдикции. Именно в сфере реализации прав и свобод граждан двухзвеньевая система судебного контроля — общегражданская и административная ветви правосудия — даёт свои наиболее ощутимые результаты.

Во Франции формирование судебной защиты прав граждан в рамках административной юстиции началось с конца XIX века. При

этом нельзя не видеть связи между усилением роли административной юстиции и той эволюцией, которую претерпел во второй половине нашего века институт прав и свобод. Эта эволюция отмечена не только расширением каталога прав и свобод и появлением их новых «поколений», но и ростом требований, предъявляемых к государственным должностным лицам, в том числе и к судьям административной юстиции, призванным проявлять взвешенный и объективный подход к жалобам граждан.[2]

Органы административной юстиции правомочны рассматривать все- жалобы, имеющие целью аннулирование управленческих актов государственных органов, связанные с превышением властных полномочий, злоупотреблением властью и грубым нарушением прав гражданина. Контроль, осуществляемый административной юстицией, охватывает обширную сферу и пронизывает все эшелоны исполнительной власти. Любой управленческий акт правительственного и муниципального уровня может быть опротестован, обжалован в определённый срок и после соответствующей судебно-юрисдикционной процедуры подтверждён или, напротив, аннулирован по мотивам нарушения законности. Органам административной юстиции подсудны и жалобы о материальной и моральной ответственности за ущерб, возникший вследствие действия какого-либо акта. В диссертации показан богатый позитивный опыт деятельности административной юстиции, главная особенность которой состоит в том, что она доступна для граждан в большей мере, чем во многих других странах. Это во

многом определяет её высокий авторитет, как у граждан, так и органов управления.

В условиях современной Франции такие нетрадиционные формы обеспечения прав личности, как медиатор-посредник или так называемые «административные независимые власти», также вполне эффективны. Эти органы наделены реальными властными полномочиями, так как они правомочны по своей инициативе возбуждать судебную или административную процедуру конкретного контроля в тех сферах, где особенно велик риск нарушений закона с тяжкими последствиями для прав и свобод гражданина.

В заключении даётся общая оценка юридических и социальных механизмов внутригосударственной регламентации основных прав и свобод гражданина во Франции.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Механизмы защиты прав и свобод граждан /в соавторстве/.. В сб.: Права человека: проблемы и перспективы. М., ИГП РАН, 1990, С. 128-154.

2. Права человека в буржуазной доктрине и практике: статус, законодательство, механизм защиты /в соавторстве/ в 2-х частях. М., ИНИОН РАН, 1991.

3. Современная концепция прав и свобод гражданина во Франции /в соавторстве/. — Государство и право, 1992, № 6, С. 134-14I.

4. Право собственности гражданина во Франции. — В сб.: Социальное государство и защита прав человека. И., ИГП РАН, 1993, С. 135-146.

[1] Конструкция «общих интересов» весьма важна для определения пределов реализации индивидуальных прав и свобод. См., например, Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993, С. 39.

[2] На этом обстоятельстве, в частности, акцентирует внимание Г.Брэбан в своём курсе: Французское административное право. М., 1988, С. 470-472.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Как написать научную статью по психологии пример Психология список научных статей В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние […]
  • Земельный участок вавиловец Коттеджный поселок «Вавиловец» Предложить цену Хочу в рассрочку В обмен Хочу в кредит О коттеджном поселке «Вавиловец» Коттеджный посёлок «Вавиловец» находится в 7 км от […]
  • Статья 3 6 коап рт ИНФОРМАЦИЯ ПО СТ. 3.6 КОАП РТ Ответственность согласно ст.3.6 КоАП РТ наступает в случае нарушения правил благоустройства территорий поселений и городских округов. На территории города […]
  • Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту является право на обжалование в суд вышестоящей инстанции не […]
  • Посмотреть свои долги перед приставами Задолженность перед судебными приставами Для того чтобы оформить банковский кредит, совершить иную финансовую сделку или подготовиться к поездке за пределы России, необходимо иметь полную […]
admin

Обсуждение закрыто.