Правовая защита подчиненных

Правовая защита подчиненных

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 5 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 6 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПОДЧИНЕННЫХ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАБОТА КОМАНДИРА

ЗАБОТА КОМАНДИРА
Е.Е. БАЙКОВ
Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковых частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники). На важность этой стороны деятельности командиров указывали многие видные российские военачальники прошлого. Так, адмирал С.О. Макаров требовал от командного состава: «Нравственный и служебный долг офицера — неусыпно следить за довольствием и бытом матроса».
Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава; обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.
Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.
В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (статья 80) вменяет в обязанность командиров своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.
Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. Важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т.п.
Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц. Например, начальник штаба полка согласно уставным обязанностям составляет график отпусков военнослужащих полка и контролирует его выполнение. Он обязан постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а также их хранения непосредственно в подразделениях. Согласно статье 97 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целях решения социальных проблем личного состава заместитель командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями. Широкий круг обязанностей по реализации социально-экономических прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка по тылу. Он отвечает за торгово-бытовое обеспечение личного состава, за состояние казарменно-жилищного фонда. Он обязан организовывать своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественное питание личного состава, контролировать доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего; организовывать правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий; проявлять постоянную заботу о внешнем виде личного состава, организовывать своевременную выдачу обмундирования, его подгонку и ремонт; организовывать банно-прачечное обслуживание подразделений полка. На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Командир взвода, согласно уставу, обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.
За упущения в исполнении этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает необходимость совершенствования военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей; усиление социальной направленности деятельности военных руководителей, какие бы должности они ни занимали; осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений ее реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.
Командир обязан сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплинированность и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
Закон и армия, 2005, N 5

Законодательство РФ о социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с офицерами (прапорщиками) войсковой части

ТЕМА: «Законодательство РФ о социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей. Роль офицера в обеспечении социально-правовой защищенности подчиненных».

Воспитательные цели:

— укреплять уверенность в необходимости ратного труда по защите Отечества, которое добивается соответствия социального положения военнослужащих той роли, которую они призваны исполнять в жизни общества.

Учебные цели:

— раскрыть сущность механизма социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей;

— ознакомить военнослужащих с действующей нормативно-правовой базой социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Вопросы:

  1. Правовые основы социальной защиты военнослужащих.
  2. Командир – организатор работы по обеспечению прав и льгот подчиненного личного состава.
  3. Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих.

Дата: _________

Время: 2 часа.

Место: клуб части

Правовая и социальная защита подчиненных – приоритетное направление воспитательной работы.

Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятия адекватных мер по смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных социальных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава.

Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.

Под военно-социальной работой понимается деятельность государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы. Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных и других средств.

В целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются Законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащими, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Во исполнение указанных законодательных актов принято более 50 подзаконных нормативных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других актов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируется военнослужащим льготами.

Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами.

Устранение такого дискриминационного положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.

Предметом особой заботы государства является обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Всего с начала контртеррористической операции изданы 5 постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, 6 приказов министра обороны Российской Федерации, устанавливающих дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, основными из которых являются:

Ø Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;

Ø Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются оклады по воинским должностям в размерах предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежемесячные надбавки и денежные выплаты в размерах, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух получаемых окладов по воинской должности;

Ø Военнослужащим, непосредственно участвующим в боевых действиях, производятся выплаты в размере 810-950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащий относится) за каждый день участия в боях;

Ø Зачет за выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — один месяц военной службы за полтора месяца, а в случае получения указанными военнослужащими ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в боевых действиях – зачет времени их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных заведениях из расчета один месяц за полтора;

Ø Обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время действующего порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы.

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой военнослужащих, открывает для человека в военной форме перспективы стабильного социального положения, а также сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

2

Военно-социальная работа в Вооруженных Силах организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны «обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и прежде всего из федерального бюджета.

Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники).

Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава; обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.

Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры по решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы (ст.80) вменяет в обязанность командиров: своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и другие правила поведения подчиненных при их выполнении.

Важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих предоставление отпусков производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т.п.

Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц.

На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены.

Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.

За ненадлежащее исполнение этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации объективно обусловливает необходимость совершенствования деятельности командных кадров в сфере военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за действенность работы по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей; усиление социальной направленности деятельности военных руководителей. Какие бы должности они не исполняли; осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений её реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.

Современный командир обязан сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплину и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку. Он должен хорошо понимать сущность военно-социальной работы, её цели и задачи, уметь реализовывать эти знания в практической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждого военнослужащего и его семьи, знать основные её сферы и направления, проявлять настойчивость и такт в общении слюдьми, заботиться о качественной подготовке подчиненных офицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.

3

Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки.

Общедоступность правовых норм и осведомленность военнослужащих о них как гарантия их социальной защищенности имеют два аспекта. С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Не секрет, что очень просто именно в недостаточной правовой подготовке соответствующих командиров и начальников, а также их подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.

Знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательно предполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, его сущности, значения для правильной организации военной службы.

Не все нарушают закон в силу его незнания или отсутствия достаточно прочных навыков его правильного применения. Не менее широко распространены случаи умышленного нарушения закона, действий в обход его, исходя из соображений так называемой целесообразности. Это явление характерно как для нашего общества в целом, так и для Вооруженных Сил в частности.

Все это подтверждает исключительно важное значение деятельности командиров (начальников) по осуществлению правового воспитания подчиненных, а также по повышению собственных правовых знаний и навыков правоприменительной деятельности в сфере социальной защиты подчиненных.

На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям, путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практики применения законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

Важнейшей обязанностью командиров (начальников) являются организация и ведение войскового хозяйства, обеспечение рачительного использования финансовых и других материальных средств в интересах социальной защиты подчиненного личного состава.

В соответствии с Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенным в действие приказом министра обороны №105 1977 г., все должностные лица воинской части, ведающие войсковым (корабельным) хозяйством, обязаны: правильно определять потребность и знать обеспеченность подразделений и частей материальными и денежными средствами для создания необходимых материально-бытовых условий личному составу; своевременно истребовать и получать положенные части материальные средства и организовывать бесперебойное обеспечение ими подразделений; организовывать и контролировать учет, правильное хранение, сбережение, своевременно освежать запасы материальных средств всех видов; осуществлять контроль за правильным, экономным и целесообразным расходованием (использованием) материальных и денежных средств, принимать необходимые меры борьбы с нерациональным расходованием. Утратами, недостачами, порчей и хищениями материальных средств.

В низовом звене важнейшей задачей офицеров и прапорщиков являются организация и ведение ротного хозяйства, которые должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих образцовый внутренний порядок, сохранность, правильное содержание имеющегося в роте имущества в целях удовлетворения материально-бытовых и культурных потребностей её личного состава.

Ротное хозяйство организует командир роты. Он руководит ротным хозяйством и несёт ответственность за его состояние и обеспечение личного состава положенными материальными средствами. Помощниками и исполнителями распоряжений командиру роты по ведению хозяйства являются командиры взводов и старшина роты. Указанные должностные лица обязаны: знать нормы снабжения материальными средствами и порядок обеспечения ими личного состава, осуществлять контроль за правильным использованием и расходованием материальных средств, проводить проверки наличия и качественного состояния материальных средств в установленные сроки. Содержание и эксплуатация закрепленных за ротой помещений и специального оборудования должны обеспечивать нормальные бытовые и санитарно-гигиенические условия для личного состава. Во всех ротах должен строго соблюдаться установленный порядок размещения военнослужащих, содержания, отопления, проветривания и освещения помещений, эксплуатации казарменного инвентаря, мебели и другого имущества.

Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих.

Эта работа регулируется в настоящее время гл. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил российской Федерации, а также Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.

Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) должен чутко и внимательно относится к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы). Если жалобы будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры для её удовлетворения, а также принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения и исправления положения дел в подразделениях.

Важное значение имеет четко налаженная деятельность командиров и начальников по осуществлению контроля и проверки исполнения контроля и проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих.

В соответствии с общевоинскими уставами на командиров (начальников) возложена обязанность проводить регулярные проверки наличия и движения материальных средств в подчиненных частях и подразделениях, следить за полнотой доведения до подчиненных установленных норм довольствия, производить осмотры и опросы личного состава. В случае выявления недостатков командир обязан принять все меры по привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению причиненного ими ущерба, восстановлению нарушенных прав подчиненных. Этим же целям служит проведение регулярных проверок и инспектирования подчиненных войск (сил) вышестоящими органами военного управления.

Важнейшей особенностью сегодняшнего этапа военного строительства является перенесение центра тяжести с нормотворческой на организационную, правоисполнительную работу. Именно слабая организация работы субъектов военно-социальной деятельности, в том числе некоторых командиров (начальников), по реализации законодательства о социальной защите военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обеспечивать рачительное использование средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. А это означает, что роль и значение военно-социальной работы в условиях военной реформы будут неуклонно возрастать.

15 января 2014 Ответственность руководителей: новая позиция ВАС РФ

Корпоративный юрист, №1, 2014

Попытки взыскать с исполнительных органов и членов Совета Директоров убытки, причиненные обществу и, как следствие, снижающие капитализацию долей участия инвесторов, предпринимаются акционерами регулярно. Возможно, именно по этой причине в 2013 г. ВАС РФ вновь обратил внимание на данную проблему.

Кто может инициировать разбирательство

В соответствии с законодательством о хозяйственных обществах исковое заявление о возмещении причиненных субъектами ответственности, указанными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 (далее — Постановление № 62) (далее — директора), убытков может подать:

• само общество;
• его акционеры (участники).

Необходимо отметить, что Постановление № 62 несколько расширяет возможности последней категории истцов и меняет сформировавшуюся судебную практику. Отныне правом требовать возмещения убытков, причиненных обществу наделены также и те акционеры (участники), которые на момент принятия спорного решения или возникновения убытков не владели акциями (долями), а приобрели их позднее. Ранее у нового владельца акций (долей) отсутствовало право на иск к директору за действия, совершенные до приобретения инструмента участия, но ВАС РФ счел это лазейкой для ухода директора от ответственности перед обществом.

Предполагается, что теперь акционер (участник) сможет воспользоваться правами своего предшественника и при этом срок исковой давности будет рассчитываться с момента, когда предыдущий владелец узнал или должен был узнать о нарушении со стороны директора.

Основания для привлечения к ответственности

В Постановлении № 62 разъяснено, что для взыскания с директора убытков, причиненных обществу, необходимо доказать ряд обстоятельств.

5 ситуаций, подразумевающих недобросовестность

Когда действует презумпция «неразумности»

В Постановлении № 62 разъяснено, что неразумным, в частности, считается принятие бизнес-решений:

Это, вероятно, одно из самых неоднозначных положений Постановления № 62, поскольку недостаток информации при совершении сделок является очень распространенной причиной бизнес-ошибок.

В данный момент непонятно, какие именно действия по получению информации будут считаться достаточными, а также какие обстоятельства свидетельствуют о том, что директор должен был отложить совершение сделки и собрать дополнительную информацию.

Возможно, в ближайшем будущем на этот вопрос ответит судебная практика. По крайней мере будет любопытно увидеть, как суды станут разрешать дела, содержащие подобные обвинения. В любом случае можно ожидать, что органы управления обществ будут более основательно подходить к принятию решений, что увеличит сроки, а также расходы компаний на их подготовку и проверку «чистоты».

Освобождает ли директора от ответственности одобрение со стороны вышестоящего органа?

Особый интерес представляет разъяснение, согласно которому одобрение решения или сделки вышестоящими органами не освобождает директора от ответственности. Логика такого подхода заключается в том, что каждый орган несет самостоятельную обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах общества.

В силу Постановления № 62 директор и вышестоящие органы, одобрившие решение или сделку, несут солидарную ответственность.

Опять-таки будет интересно увидеть, как суды распределят ответственность между несколькими органами при рассмотрении конкретных дел. Вероятно, это положение сможет работать в условиях достаточно консервативной судебной практики только в том случае, если директор скрыл информацию от одобряющего органа и таким образом действовал недобросовестно.

Ненадлежащая система управления

В соответствии с Постановлением № 62 директор несет ответственность за выбор подчиненных, представителей и контрагентов по сделкам, а также контроль за их действиями. Хотя данное положение вызвало большое количество вопросов в бизнес-среде, оно уже успело найти отражение в судебной практике. Так, в одном из дел суд апелляционной инстанции привлек генерального директора к ответственности за использование сотрудниками нелицензионного программного обеспечения, вследствие чего с руководителя была взыскана сумма штрафа, ранее уплаченного обществом правообладателю (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 № 17АП- 9281/2013-ГК по делу № А60-44267/201 2). Безусловно, при разрешении подобных споров суды должны принимать во внимание масштаб деятельности компании, поскольку функции директора могут существенно отличаться в зависимости от размера бизнеса.

В случае привлечения общества к налоговой, административной и иной публично-правовой ответственности возникшие у него убытки могут быть взысканы с директора. Условие привлечения к ответственности по данному основанию сформулировано достаточно широко и заключается в ненадлежащем исполнении директором публично-правовых обязанностей. Например, в дополнение к ответственности перед государством за нарушение налогового законодательства рассматриваемое положение возлагает на директора гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков. Исходя из его буквального толкования, директор ответственен перед обществом практически в любых случаях наложения на него финансовых санкций. Полагаем, что такой подход является достаточно спорным и должен применяться лишь в ситуациях наличия вины директора в соответствующих действиях (бездействии).

P.S. На ваше усмотрение
Новые разъяснения ВАС РФ содержат большое количество оценочных положений и существенно расширяют пределы усмотрения судов. Безусловно, такой подход близок к принятому в развитых правопорядках, где законодатель в большей степени устанавливает принципы, на которые должны ориентироваться правоприменители, а не детальную инструкцию действий.

Хочется надеяться, что с принятием Постановления № 62 российские суды смогут отказаться от буквального толкования законодательных норм, при применении которых взыскать с директора убытки, понесенные обществом в результате его недобросовестных или неразумных действий, было практически невозможно.

Смотрите еще:

  • Военная служба статус Статья 32. Контракт о прохождении военной службы Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 32 настоящего Федерального закона внесены изменения, […]
  • Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в последней редакции с изменениями, […]
  • Гк рф 129 фз Статья 23. Отказ в государственной регистрации Статья 23. Отказ в государственной регистрации См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона 1. Отказ в […]
  • Поправки ст 162 ук рф Поправки по ст 105 ч 2, ст 162 ч 4, ст 313 ч 1, ст 69 ч 3 Здравствуйте,мой знакомый отбывает наказание с 2004г. осужден он был в 2005г. с того времени по сегодняшний день были ли поправки […]
  • Статья 13 закона о регистрации прав Статья 13. Порядок проведения государственной регистрации прав Статья 13. Порядок проведения государственной регистрации прав Информация об изменениях: Федеральным законом от 13 мая 2008 […]
  • Статья 325 трудового кодекса рф с изменениями Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N […]
  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Фз присяжные заседатели Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 […]
admin

Обсуждение закрыто.