Альтернативные санкции ук рф

Альтернативные санкции ук рф

Виды санкций в уголовном праве: понятие, примеры принципы.

Любое совершенное преступление влечет за собой незамедлительную реакцию со стороны государства, проявляющуюся в использовании в отношении виновного субъекта тех или иных инструментов уголовно-правового воздействия, влекущего за собой наступление для последнего последствий неблагоприятного характера.

Санкция уголовного права – понятие

В современном уголовном праве под санкцией понимают один из формирующих тело уголовно-правовой нормы элементов, в котором определяется та или иная разновидность, а также и величина наказания, применяемого к субъекту, совершившему деликт, предусмотренный диспозицией упомянутой правовой нормы. Помимо этого, санкция служит своеобразным индикатором степени общественной опасности, присущей тому или иному деликту, запрещаемому уголовным законодательством.

Классификация уголовно-правовых санкций

В современном уголовном праве классификация наказаний осуществляется по степени их определенности. Исходя из данного принципа, различают такие основные виды санкций в уголовном праве, как:

  • абсолютно-определенные;
  • абсолютно-неопределенные;
  • относительно-определенные;
  • альтернативные.

Основные разновидности: абсолютно-определенные и неопределенные

Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой используемые виды санкций в уголовном праве, с примерами, характеризующими их особенности.

Санкции, носящие наименование абсолютно-определенных, устанавливают как единственно возможный вид наказания, так и его точный размер и, таким образом, исключают возможность осуществить выбор наказания. К примеру, лишение свободы пожизненно, штраф строго определенного размера, смертная казнь. Такого рода санкции в ныне действующем уголовном законодательстве не применяются, так как не предполагают какой-либо индивидуализации наказания применительно к непосредственным обстоятельствам совершения деликта и личностным особенностям преступника.

Такие виды санкций в уголовном праве, как абсолютно-неопределенные, не устанавливают разновидность и величину наказания, а лишь содержат такие не обладающие конкретностью формулировки, как: «применить наказание по всей строгости закона», «наказывается по законам военного времени» и т.п. В современном уголовном законе данная разновидность санкций вполне обоснованно не используется, поскольку наличие их влечет высокую вероятность судебного произвола и нарушения основополагающего принципа справедливости.

Основные виды санкций в уголовном праве: альтернативная и относительно определенная

Наказания за конкретные преступления могут рассматривать все условия и причины нарушения закона. Такие виды санкций в уголовном праве, как относительно-определенные, предусматривают конкретный вид наказания и определяют либо его минимальную и максимальную границы, либо какую-то одну из них. Исходя из этого принципа, данные санкции, в свою очередь, можно подразделить на:

  • Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  • Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания. Например, положениями, зафиксированными в ч. 1 ст. 105 УК, предполагается применение к виновному субъекту такой меры, как лишение свободы на срок в диапазоне от шести до пятнадцати лет.

Другие виды санкций (альтернативные) устанавливают возможность применения за совершение деликта двух и более разновидностей наказания, что позволяет судебному органу в каждом конкретном случае, сообразуясь с особенностями деликта и личности виновного субъекта, назначить наказание максимально соответствующее степени и характеру содеянного. Например, положениями, содержащимися в ч.1 ст. 213 УК, предусматривается применение к виновному субъекту либо штрафа, либо исправработ, либо лишения свободы.

Прочие виды санкций

Помимо вышеперечисленных, также имеет смысл упомянуть еще и такие виды санкций в уголовном праве – отсылочные и кумулятивные. Что касается первых, то данные санкции не устанавливают наказание за совершение соответствующего деликта, а содержат в себе ссылку на санкцию какой-либо иной статьи уголовного закона. В настоящее время подобного рода наказания в действующем уголовном законодательстве не используются.

Санкции, именуемые кумулятивными, устанавливают возможность применения к виновному субъекту помимо основного также и наказания дополнительного характера, которое может быть как обязательным, так и факультативным. Например, применение к виновному субъекту наказания, предусматривающего лишение последнего свободы на конкретный срок с одновременным же лишением права занимать ряд определенных должностей в течение соответствующего количества лет.

Итак, рассмотрев все вышеприведенные разновидности санкций, которые применяются в современном уголовном праве, можно увидеть, что последние, будучи инструментом уголовно-правового регулирования, призваны гарантировать надлежащую защиту государственно-общественных и личностных интересов от разного рода преступных посягательств, а также обеспечить неотвратимость наказания при сохранении принципов законности и справедливости.

3.4. Диспозиция и санкция уголовно-правовой нормы

Диспозиция уголовно-правовой нормы — это часть нормы, формулирующая разрешенное или запрещенное правило поведения в связи с нарушением предусмотренных уголовным законом общественных отношений. Для простоты изложения суждений юристы-правоведы в доктринальных положениях, в правоприменительных решениях нередко используют выражение «диспозиция статьи (части статьи) УК (уголовного закона)».

В соответствии с положениями действующего отечественного уголовного законодательства все диспозиции целесообразно разделить на простые, описательные, ссылочные, бланкетные и ссылочно-бланкетные.

Простая диспозиция декларирует основное нормативное правовое положение или называет правило поведения без раскрытия его признаков, поскольку, по мнению законодателя, его признаки ясны и без этого. Например, в Общей части УК — ч. 1 ст. 7, раскрывающая принцип гуманизма; в Особенной части — ч. 1 ст. 126, предусматривающая ответственность за похищение человека.

Описательная диспозиция декларирует основное нормативное правовое положение или называет правило поведения и раскрывает наиболее важные его признаки. Например, в Общей части УК — ч. 1 ст. 21, определяющая невменяемость лица; в Особенной части — ч. 1 ст. 163, закрепляющая уголовную ответственность за вымогательство. В первом случае законодатель разъясняет, что понимать иод состоянием невменяемости, во втором случае законодатель в диспозиции уголовно-правовой нормы раскрывает вымогательство как преступление, указывает его признаки.

Ссылочная диспозиция для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иной норме (или нормам) закона. Например, в Общей части УК — ч. 5 ст. 70 отсылает правоприменителя к ч. 4 ст. 69 для того, чтобы назначить наказание по совокупности приговоров с присоединением дополнительных видов наказаний; в Особенной части — ч. 1 ст. 117 отсылает правоприменителя к ст. 111 и 112 для верной квалификации общественно опасного деяния как истязания.

Бланкетная диспозиция отсылает правоприменителя не к норме закона, а к иной — подзаконной норме (или нормам) права. Например, верная квалификация деяния по ст. 264 УК в связи с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств возможна только в том случае, если правоприменитель обратится к соответствующим пунктам правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ссылочно-бланкетная диспозиция отсылает правоприменителя к иным положениям как закона, так и подзаконного нормативного правового акта (или актов). Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может быть квалифицировано как преступление ио ст. 246 УК, если будет установлено, нарушение каких именно правил, отраженных в законах и подзаконных нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды (их статьях, пунктах и т.д.), произошло.

Простая и описательная диспозиции могут одновременно быть ссылочными, или бланкетными, или ссылочно-бланкетными. Например, описательная диспозиция, раскрывающая суть преступления, отраженного в ст. 284 УК, также признается бланкетной, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к правилам обращения с документами, содержащими государственную тайну.

Санкция уголовно-правовой нормы — это часть нормы, формулирующая вид и размер наказания, налагаемого на виновного в результате нарушения им предусмотренных уголовным законом общественных отношений. Для простоты изложения суждений юристы-правоведы зачастую используют выражение «санкция статьи (части статьи) УК (уголовного закона)».

Санкции присущи лишь нормам, описанным в статьях Особенной части УК. Санкции могут быть относительно определенными, альтернативными, безальтернативными. По существу все санкции норм действующего уголовного законодательства являются относительно определенными.

Относительно определенная санкция устанавливает наказание с определенными низшими и высшими пределами его назначения. Например, в ч. 1 ст. 105 УК за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет [с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового]. В ч. 1 ст. 117 УК за истязание предусмотрены наказания в виде ограничения свободы на срок до трех лет, принудительных работ на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. В последнем примере в санкции указаны лишь верхние пределы наказаний, нижние же пределы определяются с учетом общего правила назначения наказаний в виде ограничения свободы, принудительных работ и лишения свободы, согласно которым (и исходя из ч. 2 ст. 53, ч. 4 ст. 531 и ч. 2 ст. 56 УК) ограничение свободы в качестве основного наказания назначается на срок от двух месяцев до четырех лет, принудительные работы — от двух месяцев до пяти лет, а лишение свободы назначается на срок от двух месяцев до 20 лет. Следовательно, нижним пределом санкции будет срок в два месяца.

Разновидностью относительно определенной санкции является относительная санкция с элементами абсолютной определенности, которая устанавливает наказание с определенными низшими и высшими пределами его назначения, при этом включая в свой состав какое-либо из абсолютно определенных видов наказаний. Например, наказание по ч. 2 ст. 105 УК за убийство при отягчающих обстоятельствах может быть назначено в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от года до двух лет либо в виде пожизненного лишения свободы или в виде смертной казни [формально]. Данная санкция включает в себя такие абсолютно определенные виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Абсолютно определенных санкций нынешний УК, в отличие от ранее действовавшего Уголовного кодекса (см., например, ст. 187 УК РСФСР), не содержит.

Альтернативная санкция предусматривает несколько видов наказаний по усмотрению правоприменителя. Например, но ч. 1 ст. 158 УК за кражу в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также характеристики личности, его совершившей, может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста либо в виде лишения свободы на определенный срок.

Альтернативная санкция одновременно может быть как относительно определенной, так и относительной с элементами абсолютной определенности. Альтернативная относительно определенная санкция содержится, например, в ч. 1 ст. 116 УК. Альтернативная относительная санкция с элементами абсолютной определенности — в ст. 317 УК.

Безальтернативная санкция предусматривает один вид наказания. Например, санкция в ч. 2 ст. 112 УК, закрепляющая ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человека, содержит наказание в виде лишения свободы и только.

Безальтернативная санкция в действующем уголовном законодательстве одновременно является относительно определенной, но не может быть относительной с элементами абсолютной определенности.

Нормы УК РСФСР содержали санкции, отсылающие правоприменителя к применению иных [не уголовно-правовых] мер воздействия (см. ч. 1 ст. 130 УК РСФСР) или санкций других норм УК (см. ст. 101 УК РСФСР). Нынешний УК такие санкции в своих статьях не содержит.

1.4. НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА, ИХ СТРУКТУРА, ВИДЫ ДИСПОЗИЦИЙ И САНКЦИЙ

Норма права — это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественное отношение. Уголовно-правовые нормы перечисляют виды противоправного поведения. Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — условия применения нормы. Она отражается в Общей части Уголовного кодекса. Например, ст. 20 УК РФ раскрывает возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Диспозиция — описание деяния в Особенной части УК, где каждая статья содержит одну или несколько диспозиций. Диспозиции принято делить на четыре вида: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.

В простых диспозициях деяние называется без раскрытия его признаков, например, ст. 126 УК — «Похищение человека». Такие составы в УК РФ встречаются не часто.

Описательные диспозиции характеризуются тем, что определение преступления сопровождается более или менее подробным перечислением его признаков, например, ч. 1 ст. 105 — «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку». Особенно часто описательные диспозиции используются законодателем при формулировке составов, сравнительно новых для нашего уголовного закона. Так, например, ст. 196 «Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия».

Бланкетные диспозиции не содержат всей необходимой характеристики преступления. В этих случаях называются правила, нарушение которых влечет ответственность, т.е. следует отсылка к другим нормативным актам. Например, ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Правила предусматриваются другой отраслью права (административного, трудового, гражданского).

В ссылочных диспозициях содержится отсылка к другим статьям данного УК. Например, ст. 158 в примечании разъясняет понятие крупного размера и неоднократности для ряда статей УК РФ.

Иногда диспозиции наряду с описанием признаков преступления содержат отсылки к другим статьям УК или другим нормативным актам. Такие диспозиции соответственно можно назвать описательно-ссылочными или описательно-бланкетными, а также описательно-ссылочно-бланкетными. Например, ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица» описывает некоторые признаки деяния, такие как виды платежей по субъектам (физические и юридические лица), а также размеры неуплаченных платежей. Понятие «уклонения от уплаты» содержит таможенное законодательство. И, наконец, понятие «лица, ранее судимого за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 198 и 199 настоящего Кодекса» требует обращения к названным статьям УК РФ.

Санкция — это наказание, а именно его вид и размер. Каждой диспозиции соответствует санкция. В каждой статье кодекса имеется одна или несколько санкций. Санкция выражает оценку законодателем характера и степени тяжести деяний. Не случайно, основным критерием категоризации преступлений, отраженной в ст. 15 УК РФ, является его наказуемость или санкция. Исторически российское уголовное право знало три вида санкций по степени их определенности.

Абсолютно неопределенных санкций в действующем УК РФ нет. Они открывали бы дорогу произволу суда и выражались ранее в формулировке «наказывается по всей строгости закона». Это означало возможность применить любое наказание в любом размере из предусмотренных в уголовном законе в пределах нижнего и верхнего размеров каждого наказания.

Другая крайность в построении санкций проявляется в их абсолютно определенной конструкции. Это означает точно определенное наказание. УК РФ 1996 г. таких санкций не содержит.

В УК РФ все санкции относительно определенные. При этом может быть предусмотрено лишь максимальное наказание — это относительно определенная санкция с верхним пределом (лишение свободы на срок до 5 лет). Если предусмотрено только минимальное наказание, то это относительно определенная санкция с нижним пределом (лишение свободы на срок не менее 3 лет). Таких санкций в действующем законодательстве нет.

В тех случаях, когда пределы не указаны, следует руководствоваться нормами Общей части УК. Например, лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 20 лет, по совокупности преступлений — до 25 лет, по совокупности приговоров — до 30 лет. Эти сроки являются предельными для тех санкций, в которых иное не указано. Чаще указан как минимальный, так и максимальный размер наказания. Такая санкция — относительно определенная с нижним и верхним пределами.

По другому основанию санкции бывают альтернативные и неальтернативные. К неальтернативным санкциям относятся такие, как, например, за убийство (ч. 1 ст. 105), изнасилование (ч. 1,2 и 3 ст. 131), экоцид (ст. 358), которые наказываются лишь лишением свободы. Большинство санкций альтернативные. То есть за одно и то же преступление суд имеет возможность назначить основное или основное и дополнительное наказание по выбору из нескольких, предусмотренных в санкции. Например, санкция ст. 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Альтернативные санкции ук рф

Иными словами, кара воплощается в санкциях уголовно-правовых норм и составляющих их содержание мерах уголовно-правового воздействия, через указанные санкции и меры она реализуется, а в качестве цели уголовно-правового воздействия служит целесообразному и целенаправленному их применению на практике во имя обеспечения социальной справедливости.

Кара предполагает негативную оценку (осуждение, порицание) совершенного преступления и личности виновного, причем оценку справедливую и неотвратимую. Чтобы постичь каждое лицо, виновное в совершении преступления, кара (все ее отмеченные свойства) должна получить свое полноценное воплощение в уголовно-правовых санкциях. От того, насколько полноценна система мер уголовно-правового воздействия и насколько адекватно ее возможности используются в уголовно-правовых санкциях, зависит эффективность реализации целей и принципов уголовно-правового воздействия.

К сожалению, и в новом Уголовном кодексе РФ система мер уголовно-правового воздействия не нашла своего отражения как самостоятельный, цельный уголовно–правовой институт с обозначением его структуры, целей, оснований и порядка применения и т. п. В законе не отражена объективно обусловленная комплексность этих мер, поверхностно и бессистемно определены понятие и цели применения различных мер уголовно-правового воздействия, не относящихся к наказанию.

Практика уголовно-правового воздействия требует установления в законе единого, исчерпывающе определенного, систематизированного по примеру перечня наказаний, общего перечня всех мер уголовно-правового воздействия, с обозначением их взаимного соотношения, роли и места в уголовном праве, а также более точного определения содержание и целей различных категорий таких мер.

Необходимость в таких решениях имеет объективный характер: объем применения «иных мер уголовно-правового характера» — не связанных с наказанием, уже сейчас превышает объем применения мер уголовного наказания, в дальнейшем же, в связи с общими тенденциями демократизации и гуманизации государственной и общественной жизни, усиливающимся значением принципа экономии уголовной репрессии, меры уголовно-правового характера, альтернативные уголовным наказаниям, будут занимать все больше места в практике борьбы с преступностью. Между тем в законодательстве действительная роль этих мер в уголовном праве, их специфика и реальные возможности по обеспечению уголовно-правового воздействия на определенные категории преступников адекватного отражения на нашли, их законодательная регламентация оставляет желать лучшего.

В связи с этим, представляется необходимым определить в законе единую самостоятельную систему мер уголовно-правового воздействия в ее соотношении с существующей системой уголовных наказаний как ее составной частью. Следовало бы определить в законе понятие и цели этих мер, а также общие начала (принципы) их применения в юридической практике, подобно тому, как это реализовано в УК в отношении уголовных наказаний.

В уголовном законе должны быть определены общие — т. н. «интегративные», цели всех уголовно-правовых средств, реализация которых должна осуществляться посредством реализации более конкретных — ближайших целей, стоящих перед теми или иными средствами уголовно-правового воздействия.

1.2. В «Словаре иностранных слов» термин «санкция» определяется в четырех аспектах: производный от латинского «sanctio» — «строжайшее постановление», этот термин означает, во-первых, утверждение высшей инстанцией какого-либо акта – «санкционирование», придающее ему правовую силу; во-вторых, часть правовой нормы, статьи закона, в которой указываются правовые последствия нарушения данного закона; в-третьих, в международном праве – меры воздействия (экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивших международные договоры; в-четвертых, одобрение, разрешение. (191, с. 442).

Предметом настоящего исследования являются уголовно — правовые санкции во втором из отмеченных выше значении. Под санкцией в уголовном праве принято понимать «часть статьи Особенной части УК, которая определяет вид и размер наказания за данное преступление». (184, с. 60; 149, с. 95; 228, с. 38).

Однако, по нашим представлениям, это лишь один из аспектов понятия санкции в уголовном праве. Мы полагаем, что следует различать понятия санкции уголовно-правовой нормы и санкции статьи уголовного закона. Вторая является формой выражения первой, точно так же как уголовный закон является формой выражения уголовного права, а статья уголовного закона – формой выражения уголовно-правовой нормы.

В самом общем виде, санкция уголовно-правовой нормы – это часть нормы уголовного права, определяющая меру уголовно-правового воздействия как последствие совершения преступления, а санкция статьи закона – это часть статьи УК, определяющая вид и размер наказания.

Санкция уголовно-правовой нормы наличествует всегда, поскольку «право есть ничто» без соответствующего государственного обеспечения, по определению не может быть правовой нормы, не обеспеченной санкцией (реакцией государства в форме осуждения, порицания, государственного принуждения).

Санкция всегда неизменно сопровождает диспозицию правовой нормы, обеспечивая ее исполнение принудительной силой государства. Однако при текстуальном выражении нормы права в законе по соображениям юридической техники санкция может быть указана в одной и той же статье закона, что и диспозиция, но может быть помещена в другой статье того же закона или даже в статьях другого закона, в таких случаях она как бы «рассредоточивается» по разным статьям закона или даже нескольких законов и приобретает, как и диспозиция, «ссылочный» или даже «бланкетный» характер.

В таких случаях складывается ошибочное впечатление, будто соответствующая норма права не имеет санкции. На самом деле санкция у уголовно-правовой нормы имеется всегда, только в некоторых статьях закона она не выражена, она находится «в другом месте».

Статьи уголовного закона, в тексте которых санкции не указаны, фактически обеспечиваются соответствующими санкциями содержащихся в них уголовно-правовых норм. Санкции уголовно-правовых норм в таких статьях присутствуют «незримо», обеспечивая их применение силой государственного принуждения.

Таким образом, санкция уголовно-правовой нормы – это обязательный, атрибутивный элемент ее логической структуры, наряду с гипотезой и диспозицией, санкция же статьи закона – не обязательный элемент статьи закона. В этом первое различие рассматриваемых видов уголовно-правовых санкций.

Еще одно различие между понятиями санкций уголовно-правовых норм и санкций статей УК состоит в том, что первое предполагает все предусмотренные уголовным законом неблагоприятные для виновного последствия совершения преступления – комплекс различных мер уголовно-правового воздействия, которые в принципе могут быть при соответствующих условиях применены к лицу, совершившему преступление. Это не только наказание, непосредственно предусмотренное в санкции статьи УК, но и условное осуждение, привлечение к уголовной ответственности с освобождением от наказания, кара «в чистом виде» — порицание в форме освобождения от уголовной ответственности, принудительные меры воспитательного воздействия, помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, возможность применения которых презюмируется в нормах Общей части УК. Эти меры, как уже отмечалось выше, являются атрибутивными признаками всех уголовно-правовых норм, одни из них могут быть непосредственно выражены в статьях Особенной части уголовного закона, как, например, меры уголовного наказания, другие присутствуют в каждой из указанных статей «незримо».

Второе понятие включает в себя только конкретные меры уголовного наказания, непосредственно представленные в статьях Особенной части Уголовного кодекса.

По аналогии с тем, как конкретные составы преступлений слагаются не только из признаков, указанных непосредственно в диспозициях соответствующих статей УК, но и из положений его Общей части (а также из положений Особенной части, на которые ссылаются ссылочные диспозиции, а также положений иных нормативных актов, к которым отсылают бланкетные диспозиции), сходным образом и санкции уголовно-правовых норм, в отличие от санкций статей УК, включают не только меры наказания, непосредственно указанные в санкциях соответствующих статей Особенной части УК, но и иные меры уголовно-правового воздействия, которые в принципе могут быть назначены и фактически весьма часто назначаются взамен уголовного наказания, реально конкурируя с последним. Например, условное осуждение было применено в отношении 54,2 % лиц, осужденных в 1997 г. и 51,3 % — осужденных в 1998 г. (См.: Приложения, табл. № 8).

Соответственно, следует признать, что правовое регулирование уголовно — правовых санкций осуществляется не только нормами Особенной части УК, но также и положениями его Общей части: о целях наказания, условиях и порядке назначения конкретных видов наказания (ст. ст. 43 – 59 УК), об общих началах назначения наказания и назначении наказания в т. н. «специальных» случаях (глава 10 УК), об условиях и порядке освобождения от уголовной ответственности и наказания (раздел 4 УК), об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (раздел 5 УК) и др. Правовое регулирование применения уголовно-правовых санкций осуществляется также положениями, содержащимися в примечаниях к статьям Особенной части УК, предусматривающими условия освобождения от уголовной ответственности виновных в связи с их деятельным раскаянием (ст. ст. 126, 204 — 206, 208, 222, 223, 228, 275, 276 и др.).

Таким образом, понятие «санкция нормы права» шире, богаче по содержанию понятия «санкция статьи закона».

В связи с отмеченными различиями рассматриваемых понятий, нередко возникают проблемы установления их соотношения.

Суд при назначении наказания непосредственно руководствуется соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса — как ее гипотезой и диспозицией, так и санкцией, при этом, согласно ст. 60 УК РФ, суд должен учитывать и иные положения закона (в том числе и отмеченные выше в отношении санкций) и за лаконичными структурой и содержанием статьи закона видеть действительную волю законодателя, смысл и содержание уголовно — правовой нормы как в части диспозиции, так и в части санкции.

Указание ч. 1 ст. 60 УК о том, что при назначении наказания суд должен учитывать не только пределы санкций статей Особенной части УК, но и положения его Общей части, предполагает, на наш взгляд, возможность избрания в отношении виновного при наличии соответствующих законных оснований любых наиболее целесообразных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных как в Особенной, так и в Общей части Уголовного кодекса. Иными словами, указанные меры фактически должны рассматриваться как составляющие санкций уголовно-правовых норм и применяться в соответствующих случаях, хотя бы в санкциях статей Особенной части УК эти меры прямо не предусматривались. Фактически речь идет о том, что санкции статей уголовного закона следует толковать расширительно и за предусмотренными в них мерами наказания видеть возможность применения и иных мер, которые суд вправе назначить на основе норм Общей части УК. Поскольку, как указывалось выше, санкция может содержать меры, не выраженные текстуально.

Исходя из всего изложенного, более правильным нам представляется следующее «дуалистическое» определение уголовно-правовой санкции.

Под уголовно-правовой санкцией следует понимать, с одной стороны, санкцию уголовно-правовой нормы — необходимую часть (элемент) уголовно-правовой нормы, содержащую указания о мерах уголовно — правового воздействия, которые в соответствии с законом могут быть применены в отношении лица, виновного в совершении преступления, предусмотренного диспозицией данной уголовно-правовой нормы, с другой стороны, санкцию статьи уголовного закона — часть статьи Уголовного кодекса, содержащую наказание за предусмотренное данной статьей преступление.

В силу недостаточной исследованности проблемы уголовно-правовых санкций и особенностей законодательно-технического конструирования уголовного закона, санкции уголовно-правовых норм, будучи как по своему объему, так и по содержанию более «насыщенными», чем санкции статей уголовного закона, не получая адекватного отражения в законодательстве, остаются «в тени» и не играют присущей им важной роли в уголовном праве.

Так, в уголовном праве принято считать, что именно санкция статьи уголовного закона, обусловленная характером и степенью общественной опасности преступлений, за совершение которых она предусмотрена, отражает своим содержанием и степенью строгости характер и степень опасности данного вида преступлений, поэтому именно по ее характеру и размеру судят об опасности преступлений соответствующего вида.

Санкция уголовно-правовой нормы таким свойством не обладает, поскольку не имеет столь же четкого и однозначного формализованного выражения и привязки к конкретным видам преступлений. Зато она предоставляет значительно более широкие возможности для дифференциации уголовно-правового воздействия на виновных, и фактически именно она должна выступать мерилом опасности преступления и, соответственно, действительной основой негативной, справедливой и неотвратимой оценки преступлений соответствующего вида и преступников, их совершающих.

Содержащая определенные в соответствии с этой оценкой указания о характере и пределах уголовно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении данного вида преступлений, санкция уголовно-правовой нормы фактически (а санкция статьи Особенной части УК формально) выражает тем самым потенциальную меру кары, т. е. меру осуждения, порицания государством преступлений соответствующего вида и лиц, их совершающих. И в этом своем качестве (и в указанном соотношении) уголовно-правовая санкция служит основой справедливого и неотвратимого уголовно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении преступления, ориентиром, выставленным законодателем в помощь правоприменительным органам и гарантией прав подсудимых на основе сложившихся в обществе (и опосредованных правосознанием законодателя) на данном этапе исторического развития представлений о наиболее рациональных и нравственно допустимых приемах и средствах борьбы с преступлениями соответствующих видов.

Руководствуясь такими ориентирами, органы правосудия конкретизируют кару по ее характеру и форме выражения применительно к конкретным проявлениям тех или иных видов преступлений.

1.3. В юридической литературе принято различать санкции абсолютно-неопределенные, абсолютно-определенные, относительно-определенные с их разновидностями (с указанием обоих пределов или только одного из них); выделяют также санкции альтернативные и безальтернативные, а также кумулятивные – содержащие кроме основного наказания также дополнительное. Л.Л. Кругликов, например, выделяет шестнадцать «теоретически мыслимых конструкций» санкций. (См.: 111, с. 125-129; 71, с. 138-139). История показывает примеры использования в нормотворчестве различных вариантов санкций.

В Уголовном кодексе Российской Федерации все санкции относительно-определенные, большинство из них (56,3 %) альтернативные, достаточно широко используются также кумулятивные санкции (28 %).

Следует иметь в виду, что это всё виды классификации санкций статей уголовного закона, но не санкций уголовно-правовых норм.

Деление санкций на виды по степени их определенности может иметь место лишь при их формальном выражении в законе. Что касается альтернативности санкций, то безальтернативных санкций уголовно-правовых норм в принципе не существует, поскольку у суда всегда имеется возможность выбора меры уголовно-правового воздействия. С этих же позиций можно констатировать, что подавляющее большинство санкций уголовно-правовых норм являются кумулятивными, поскольку дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишения воинского или специального звания могут назначаться по усмотрению суда и при отсутствии упоминаний о них в санкции статьи закона.

Юридические санкции, разновидностью которых являются санкции уголовно-правовые, делят также на штрафные (меры ответственности) и правовостановительные (меры защиты). Первые являются по своей сути карой за содеянное, они заключаются в возложении на правонарушите­ля определенных предусмотренных законом правоограничений, соразмерных содеянному, и применяются лишь в отношении виновного в совершении правонарушения, в особом порядке и специально уполномоченным на то государственным органом.

Вторые направлены на восстановление нарушенного состояния, на устранение вреда, воз­никшего в результате неправомерного поведения. Такой вред мо­жет быть причинен и невиновным поведением.

Уголовно-правовые санкции — это разновидность штрафных санкций (мер ответствeннocти). При формулировании уголовно-правовых кумулятивных санкций соединяются только штрафные санкции, одна из которых определяется в качестве основной меры, другая (другие) в качестве дополнительной, причем последняя может быть обязательной для применения или не обязательной. (Подробнее об этом см.: 234, с. 97-100).

Уголовно-правовые санкции могут быть классифицированы и по иным основаниям – в зависимости от целей исследования и задач классификации. В частности, представляет интерес предложенная П.П. Осиповым классификация санкций в зависимости от:

а) их экономической рациональности — на экономически выгодные, экономически нейтральные и экономически невыгодные;

б) их политической рациональности — на наиболее демократичные, недостаточно демократичные и наименее демократичные;

в) заложенных в них возможностей обеспечивать удовлетворение общественного правосознания — на санкции с высокой, средней и низкой степенью одобрения их общественным правосознанием. (см.: 102, с. 73-74; 63, с.75-80).

На наш взгляд, по данным основаниям могут быть классифицированы как санкции уголовно-правовых норм, так и санкции статей уголовного закона.

1.4. Перед санкциями в уголовном праве стоят те же цели, что и перед уголовно — правовым воздействием в целом. К сожалению, как уже отмечалось выше, в уголовном законодательстве ни комплекс мер уголовно–правового воздействия, ни их интегративные цели не сформулированы. Зафиксированные в ст. 2 Уголовного кодекса его задачи и в ст. 43 УК цели наказания таковыми признаны быть не могут. Проблема определения интегративных целей уголовно-правового воздействия в законе представляется актуальной. Кроме прочих известных обстоятельств, важность их законодательного закрепления определяется также тем, что эти цели обусловливают характер, содержание и пределы применения не только уголовных наказаний, но и иных мер уголовно-правового воздействия, санкций уголовно-правовых норм в целом.

Санкция уголовно-правовой нормы не просто является «средством реализации» целей уголовно-правового воздействия, как иногда утверждается в специальной литературе, она содержит средства реализации поставленных целей, выступает в качестве «аккумулятора» таких средств (мер наказания и иных мер уголовно-правового характера), но и включает в себя законодательно установленные правила их применения в конкретных случаях.

Функциональное назначение каждой отдельной санкции, системы санкций в целом, как и всего комплекса мер уголовно-правового воздействия в целом — обеспечить возможность справедливой, неотвратимой и эффективной кары виновного, оказание на него обусловленного особенностями конкретного случая карательного и воспитательно-предупредительного воздействия.

Чтобы выполнить это свое предназначение, санкции должны обладать соответствующими необходимыми для этого возможностями.

Система санкций представляется нам составной частью (и одновременно способом реализации) системы наказаний и всего комплекса мер уголовно-правового воздействия, а последние — необходимыми предпосылками построения системы санкций уголовно-правовых норм. Вне системы санкций не могут применяться наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, не может функционировать система мер уголовно-правового воздействия. Нормы закона, регулирующие построение и применение системы наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, как уже отмечалось, имеют значение и для построения и применения уголовно-правовых санкций, и наоборот, нормы, определяющие построение и применение уголовно-правовых санкций, относятся к сфере правового регулирования всего комплекса мер уголовно-правового воздействия в целом, в значительной мере определяют его (комплекса) пригодность, оптимальность, эффективность и другие свойства.

Две эти системы – система мер уголовно-правового воздействия и система уголовно — правовых санкций взаимно дополняют друг друга и направлены на достижение общих целей. Они обладают и сходными, отмеченными выше применительно к системе наказаний свойствами: многообразием составляющих их мер уголовно-правового воздействия, относительной упорядоченностью комплекса этих мер, их исчерпывающей определенностью в законе, обязательностью и функциональностью.

Уголовно-правовые санкции должны быть в состоянии обеспечить реализацию целей и принципов уголовно-правового воздействия: они должны быть целесообразны, обоснованны, соответствовать требованиям законности, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

Кумулятивные санкции в уголовном праве России и зарубежных стран Жиляев Сергей Витальевич

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жиляев Сергей Витальевич. Кумулятивные санкции в уголовном праве России и зарубежных стран : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 : Йошкар-Ола, 2000 213 c. РГБ ОД, 61:01-12/408-2

Содержание к диссертации

Главаї. Пошямте, содержание т. структура уголовно-правовых морм

§1. Понятие к виды норм права в отечественной правовой доктрине 11

§ 2. Структура правовых норм 34

§ 3. Уголовно-правовая норма, ее особенности и виды 45

Глава 2. Санкция уголовно-правовой нормы: помятые и виды

§1. Понятие санкции уголовно-правовой нормы 59

§ 2. Виды уголовно-правовых санкций 76

Глава 3, Кумулятивные санкции еуголовном траве России и их виды

§1. Понятие к социально-правовое назначение кумулятивной санкции в уголовном праве 87

§2.Виды кумулятивных санкций в уголовном праве России 104

§3. Конструирование санкций в истории российского уголовного законодательства 118

Глава 4, Кумулятивные самкцшм «уголовном траве современных зарубежных государств

§1. Кумулятивные санкции в уголовном праве государств Европы 143

§2. Кумулятивные санкции в уголовном праве США и КНР 187

Список использованной литературы

Введение к работе

В условиях крупномасштабных преобразований в экономической, политической, социальной и правовой сфере Уголовный кодекс Российской Федерации1 призван максимально способствовать становлению нового общества, утверждению в нем законности, правопорядка, приоритета общечеловеческих ценностей. Как известно, в массовом российском їїравосозканїїи на протяжении достаточно длительного периода преобладала вера во всесилие уголовной репрессии, абсолютизация норм и строгих санкций уголовного права как едва ли не единственного способа решить все жизненно важные проблемы. Однако в цивилизованном демократическом государстве уголовная политика выступает в качестве только одного из инструментов защиты гражданских, политических и экономических свобод, обеспечивающих стратегию устойчивого общественного развития. Соответственно и современное уголовное право России ориентировано на максимальное обеспечение безопасности личности, всемерную охрану жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

Вместе с тем в стране приобретает особую остроту угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности. Основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции, являются ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества.

В результате ослабления правового контроля за ситуацией происходит сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В таких условиях борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Уголовно-правовые санкции, в которых определяется вид и размер потенциально применимого наказания за преступление, традиционно считаются частью отраслевого метода регулирования. С одной стороны, это своеобразный правовой стимул, оказывающий воздействие на граждан на информационном уровне: страх перед наказанием, даже перед самим фактом публичного осуждения от имени государства, имеет достаточную превентивную силу.

С другой стороны, санкции являются важным ориентиром для уголовно-правовой деятельности судебной системы. Они ограничивают полномочия суда в применении наказания как по видам, так и по размерам, устанавливая определенные законодательные пределы судейского усмотрения в расчетах назначаемых мер государственного принуждения.

Обладая такими уникальными регулятивными свойствами, система санкций при известных к тому предпосылках может стать совершенным инструментом превращения правопорядка в механизм подавления в политических, социальных, экономических или в каких-либо других целях, не имеющих ничего общего с задачами правового регулирования.

Однако справедливо и обратное: действенные, реализуемые на практике санкции, соответствующие в каждом конкретном случае как природе преступления, так и фактической тяжести содеянного и личности виновного, во многом способствуют эффективной защите охраняемых уголовным правом интересов, состоящих в реализации конституционных прав и свобод, обеспечении безопасности в политической, экономической и социальной сфере, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

Все эти обстоятельства, а также необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания предопределяют актуальность научной разработки проблем построения санкций в уголовном праве России.

В диссертации представлены ход и результаты системно-функционального анализа кумулятивных санкций, цель которого заключается в том, чтобы установить закономерности, теоретические основы и практические рекомендации создания непротиворечивой системы санкций в отечественном уголовном законодательстве. Такая постановка проблемы предполагает необходимость решить следующие задачи:

рассмотреть понятие уголовно-правовой нормы в аспекте философского, нормативного и социологического правопонимания;

— выявить социально-правовое назначение и структурное своеобразие санкции как обязательного элемента уголовно-правовой нормы;

— дать системное описание уголовно-правовых санкций с учетом их структурных и содержательных характеристик;

— изучить явление кумуляции уголовно-правовых санкций в УК РФ 1996 года, используя для сравнения исторический материал, а также сопоставление с зарубежным уголовным законодательством;

определить наиболее рациональные законодательно-технические приемы конструирования уголовно-правовых санкций;

» сформулировать практические рекомендации по совершенствованию системы санкций в УК РФ.

Методологическая основа диссертации включает совокупность общих, специальных и частных приемов материалистической диалектики, классической и деонтической логики, формально-догматического юридического анализа, исторического анализа, социологии права и сравнительного правоведения. При решении отдельных познавательных задач в ходе диссертационного исследования были использованы труды специалистов в области общей теории права, а также уголовного права — Алексеева С.С, Астемирова З.А., Бабаева В.К., Бородина СВ., Братуся С.Н., Галиакбарова P.P., Гальперина И.М., Губаевой Т.В., Дагеля П.С., Дементьева СИ, Дуюнова В.К., Загородникова Н.И., Келиной С.Г., Кленовой Т.В., Ковалева М.И., Козаченко ИЛ., Кригер Г.Л., Кругликова Л.Л., Кудрявцева В.Н., Кузнецовой Н.Ф., Лейста О.Э., Лесниевски-Костаревой Т.А., Малкова В.П., Мицкевича А.В., Наумова А.В., Нерсесянца B.C., Осипова П.П., Пиголкина А.С., Пионтковского А.А., Самощенко й.С, Санталова А.И., Таганцева Н.С., Тарбагаева А.Н., Тархова В.А., Цветиновича А.Л., Черданцева А.Ф., Шаргородского М.Д. и других.

Научная новизна диссертации определяется предпринятой попыткой комплексного монографического исследования кумулятивных санкций в УК РФ по состоянию на 1 октября 2000 г., а также следующими положениями и рекомендациями, выдвигаемыми для публичной защиты:

1. Правовая норма есть общеобязательное, формально определенное правило, которое выражает волю государственно организованного общества, издается или санкционируется государством, охраняется возможностью государственного принуждения и является властно-официальным регулятором общественных отношений.

2. Свойства норм права могут быть представлены как система, в пределах которой выделяются центр и периферия: первичные, главные и производные от них качества, позволяющие выявить специфические особенности правовых норм среди иных социальных регуляторов. К основным, главным качествам правовых норм следует отнести выражение формального равенства, общеобязательность и государственно-властную принудительность; к производным — формальную определенность и письменную фиксацию.

3. Санкция — это часть уголовно-правовой нормы, представляющая собой общеобязательную, объективно-субъективную, формально определенную модель последствии преступного поведения лица, применение которой обеспечивается государством и влечет за собой в этом случае изменение уголовно-правового статуса нарушителя нормы уголовного права.

4. Санкция и наказание относительно самостоятельны. Санкция — важный элемент в сфере назначения наказания; уголовное наказание — своего рода функционирование санкции, оно является мерой государственного принуждения, по существу — лишением или ограничением прав и свобод осужденного.

5. Уголовно-правовая санкция является облеченной в правовую форму государственной оценкой характера и степени общественной опасности запрещенного уголовным законом деяния, законодательным выражением единого масштаба уголовной ответственности.

6. Санкция уголовно-правовой нормы носит информационный характер -содержит сведения о наказании, которое применяется в случае нарушения уголовно-правового запрета и обеспечивается государственным принуждением. Такое информационное воздействие предназначено в первую очередь для реализации превентивных целей. Вместе с тем информация о законодательных пределах назначения наказания выполняет ориентирующую функцию в правоприменительной практике, что повышает гарантии назначения справедливого и законного наказания.

7. Карательное содержание уголовно-правовой санкции является отражением в сознании законодателя идеи эквивалента между преступлением и наказанием, формирующейся под влиянием политических, экономических, социальных, культурных и других условий государственно-правовой жизни общества.

8. Санкция выступает как гибкое, динамичное явление, зависящее от характера и степени общественной опасности соответствующего преступления: чем выше уровень этой опасности, тем строже должна быть санкция. Вид и размер наказания обусловливают качественно-количественную характеристику санкции: качественной характеристикой выступает вид наказания, а количественной — его размер.

9. Санкция уголовно-правовой нормы имеет следующую функциональную направленность:

о обязывает виновного претерпеть комплекс правоограничений з связи с совершенным преступлением; о управомочивает государственные органы применить меру наказания в соответствии с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления; о запрещает суду при назначении наказания нарушать установленные уголовным законом пределы правоограничений, применяемых к лицу, совершившему преступление.

10. Уголовная санкция для надлежащего выполнения возложенных на нее функций должна быть формально определена, то есть предельно четко, однозначно и адекватно, правильно выражать возне свое содержание. Законодательное оформление уголовно-правовой санкции зависит от таких факторов, как социальная значимость охраняемого соответствующей уголовно- правовой нормой блага; место, занимаемое конкретной санкцией в системе W других санкций; особенности ее конструкции и т.д.

11. Кумуляция санкций в уголовном праве — это предусмотренное законодателем совместное функционирование основного и дополнительного видов наказания, увеличивающее репрессивную силу уголовного закона и возможности дифференциации уголовной ответственности.

Кумулятивные санкции в уголовном праве — это разновидность санкций, в которых содержится указание на несколько вариантов возложения дополнительными мерами государственного принуждения, назначаемыми в установленном порядке судом обязательно либо факультативно.

13. Виды наказаний, образующие кумуляцию санкций, являются традиционными комплексами правоограничений главным образом материального характера, применяемых как в отечественной правовой системе, так и за рубежом. Конструкции кумулятивных санкций в УК РФ в целом соответствуют признанным в мировом сообществе приоритетам уголовного законодательства — обеспечению защиты основных прав и свобод граждан, адекватному реагированию на факты совершения уголовно наказуемых деяний.

14. В процессе конструирования уголовно-правовых санкций должны быть соблюдены единые принципы, а именно:

© соответствие международно-правовым нормам, ориентированным на правовое регулирование прав и свобод человека; о согласованность с положениями Конституции Российской Федерации об иерархии ценностей, охраняемых уголовным правом; © недопустимость при конструировании уголовно-правовых санкций отступлений от начал справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом.

15. Структурно-видовое построение уголовно-правовых санкций должно удовлетворять взаимосвязанным требованиям логичности, внутренней согласованности и пропорциональности. При этом пропорциональность санкций следует рассматривать как технико-юридическое проявление сформулированного классической школой уголовного права принципа пропорциональности уголовного наказания: наказание должно соответствовать (быть пропорциональным) природе преступления, степени вины и фактической тяжести содеянного.

Следует оптимизировать систему санкций действующего УК РФ, имея в виду отказ от многоальтернативных конструкций в пользу относительно определенных кумулятивных санкции, в которых предусматривается только один вид основного наказания.

17. Целесообразно восстановить в действующем УК РФ специальную конфискацию, являющуюся мерой уголовно-правового характера.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что предлагаемое научное обоснование построения и функционирования кумулятивных санкций вносит определенный вклад в развитие отечественной теории уголовного права, а также в решение важных прикладных задач по совершенствованию действующего УК РФ и повышению эффективности борьбы с преступностью.

Апробация работы состоялась в учебном процессе при ведении практических занятий и чтении специального курса по уголовному праву во время преподавательской работы соискателя; в публикациях статей и тезисов с изложением основных идей диссертации; а также при осуществлении соискателем деятельности мирового судьи. Кроме того, отдельные положения и выводы диссертационного исследования продуктивно использовались для построения позиции соискателя в качестве защитника по уголовным делам, рассмотренным судами г. Казани и Республики Татарстан в 1996-2000 гг.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, объединившие десять параграфов, заключение и список использованной литературы.

Смотрите еще:

  • Антибабский форум алименты Форум мужского движения Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Информация о пользователе Вы здесь » Форум мужского движения » • Юридический раздел » Уменьшение алиментов - […]
  • Покупка дома в волжском районе Купить дом в Волжском районе (Саратов) Всего 131 объявление Всего 131 объявление Продам дом, 650 м², 10 соток. сегодня в 06:53 672 Агентство Пожаловаться Заметка Продается […]
  • Адвокат арсентьев чебоксары Адвокат арсентьев чебоксары Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые […]
  • Со ст 119 тк рф Статья 119 ТК РФ Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или […]
  • Химки гибдд замена прав Замена водительского удостоверения в Химках: документы, сроки, штрафы В каких случаях требуется замена водительского удостоверения, какие документы необходимы для получения новых прав в […]
  • Калькулятор расчета пени по договору займа Калькулятор процентов по займам и кредитам Каждый современный человек должен знать, что при оформлении займа, к его сумме начисляется определенный процент. Процентная ставка за пользование […]
  • Нужна ли доверенности на управление автомобилем в беларуси Форум Roads.Ru В Беларусь по доверенности Дейка 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" Terv 10.11.2012 Спасибо! Забрать свое "спасибо" magistr_tk 11.11.2012 Машина […]
  • Проверить птс автомобиля Все способы проверки ПТС на подлинность Покупка подержанного автомобиля имеет несомненный плюс — адекватная стоимость. Однако при этом можно наткнуться на множество подводных камней — […]
admin

Обсуждение закрыто.