Развод в исламе талак всё о разводе

Развод в исламе талак всё о разводе

Развод Идда

Запрос на развод

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот Окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой — жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три. талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж’ий» и «талак байт.

1. Талак радж ‘ий. Первый и второй разводы, являются талаком радж’ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени); «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин — окончательный развод.

Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака м возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это — один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем- либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж’ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу 1 .

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод — это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения — законны по шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа (каффара) супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из- за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600тр. пшеницы)

Обет — это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет Действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой

в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак раджий. Развод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она не почует запах Рая,

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда — это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду.

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после .родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никаха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда — до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была 4 разведена во время очищения, оно считается за первый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда — три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосочетания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак- баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

• должен пройти срок ‘идда после первого мужа;

• затем женщина должна выйти замуж за другого;

• иметь с новым мужем половые отношения;

• развестись со вторым мужем;

— пройти срок ‘идда после второго мужа. После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом, ‘идда установлена шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружестве) в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

Развод в исламе талак всё о разводе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Ислам для всех!

Волею судьбы мне выпало выйти замуж за пьющего человека. Мой отец, как и я сама, дал свое согласие на наш брак, не поинтересовавшись тогда его религиозностью, моралью и образом жизни, поскольку нас привлекали его влиятельность и богатство. Суть дела в том, что сегодня у меня уже есть от него дети, но он, несмотря на прошедшие годы, продолжает вести себя по-прежнему. Всякий раз, когда я пытаюсь образумить его, он начинает осыпать меня ругательствами и иногда произносит слова развода, не осознавая того, что говорит, так как алкоголь оказывает сильное воздействие на его разум. Я считала, что эти слова не имеют значения, так как он терял рассудок, подобно помешанному. Но некоторые люди стали в последнее время говорить мне, что такой развод имеет силу, даже если муж был пьяным, поскольку он затуманил свой разум добровольно, по собственной воле. И в данном случае развод является для него наказанием. А поскольку развод производился неоднократно, то он становится окончательным. Это означает, что разрушается мой дом, разрываются узы моей семьи, я буду вынуждена расстаться с детьми — они остаются с отцом, который не сможет дать им достойного воспитания. Что вы скажете по этому поводу? Является ли такое мнение окончательной нормой шариата? Или у Вас есть иное мнение на этот счет?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

С давних пор в исламском праве существовали два подхода относительно норм о разводе:

1) Расширение свободы развода. Среди этого направления есть ученые, объявляющие действительность развода, совершенного даже слабоумным, а также человеком, действовавшим под принуждением. Есть также те, кто признает заявление о разводе, произнесенное по ошибке, по рассеянности, в шутку и в состоянии сильного гнева. Есть ученые, утверждающие, что если мужчина мысленно развелся с женой, то его развод действителен, даже если он не произнес слов развода вслух. И потому неудивительно, что находятся те, кто признает развод, совершенный мужчиной в состоянии опьянения, действительным, объясняя добровольность его опьянения.

2) Ограничение развода. Согласно этому подходу, развод будет иметь силу только в том случае, если будет дан человеком совершенно осознанно и с явным намерением вкупе с другими условиями. В авангарде этого направления стоит Имам Бухари, автор достоверного сборника хадисов «Сахих», в котором он выделил специально главу о разводе в состоянии гнева, принуждения, опьянения, психической невменяемости (сумасшествия); о разводе, многобожии, совершаемых по ошибке и забвeнию. Здесь Бухари имеет в виду, что во всех этих ситуациях развод не является действительным, поскольку здесь ответственность возлагается только на лиц, находящихся в здравом уме, действующих добровольно, имеющих ясное намерение, находящихся в твердой памяти.

В подтверждение своей позиции Имам Бухари приводит ряд аргументов:

«Поистине, все дела (оцениваются) по намерениям, и каждому человеку воздается сообразно с его намерениями. ».

Человек же, находящийся не в здравом уме, действующий недобровольно (например, помешанный или пьяный), не имеет намерений и не ведает, что говорит или делает. Так же как и человек, действующий по ошибке, забыванию или под принуждением.

2.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не наказал своего сподвижника Хамзу, который, будучи пьяным, зарезал двух верблюдов, принадлежащих его соплеменнику Али. Когда Пророк упрекнул за это Хамзу, тот ответил: «Кто вы, как не рабы моего отца?!» Если бы он произнес эти слова, находясь в трезвом состоянии, то они непременно повергли бы его в неверие. Но Пророк (мир ему и благословение) не отреагировал на них, зная, что они были произнесены им в состоянии опьянения. Это указывает на то, что слова человека, сказанные им в состоянии опьянения, например, объявление им развода и др., не имеют силы и каких-либо последствий.

3.Бухари передает мнение сподвижника Усмана б. Аффана: «Не является действительным развод умалишенного и пьяного». В дополнение Ибн Абу Шайба передает от Аз-Зухра: «Один человек пришел к Умару б. Абдуль-Азизу и сказал, что дал развод жене, будучи пьяным. Умар придерживался нашего мнения: наказать человека за пьянство и признать брак расторгнутым. Но Аббан, сын Усмана б. Аббана, остановил его, передав ему мнение своего отца: «Не является действительным развод умалишенного и пьяного». Тогда Усман сказал: «Вы повелеваете мне совершить противоположное тому, что он мне рассказал от Усмана?» Он наказал его за пьянство и не признал их брак расторгнутым».

4.Бухари передает мнение сподвижника Ибн Аббаса: «Развод, совершенный в состоянии опьянения или под принуждением, ничтожен», то есть, недействителен, поскольку пьяный не находится в здравом уме, а находящийся под принуждением не имеет выбора. Ибн Хаджар (его в дополнение приводит Ибн Абу Шейба и Сайд б. Мансур) сказал: «Развод, совершенный в состоянии опьянения и под принуждением, недействителен».

5.Другое такое же мнение Ибн Аббаса: «Развод (зависит) от цели», то есть разводящийся должен преследовать цель развода. Но пьяный не преследует подобную цель, поскольку несет бред, который он сам не осмысливает.

6.Мнение сподвижника Али: «Действителен всякий развод, кроме развода, совершенного умственно неполноценным человеком». К категории умственно неполноценных относятся малолетние, психически нездоровые и находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Аль-Хафиз комментирует: большинство ученых признают ничтожными слова, сказанные умственно неполноценным человеком. Эти доводы приводит Бухари в доказательство недействительности развода, совершенного в состоянии опьянения. К сторонникам указанной позиции относится группа крупнейших ранних мусульманских ученых, среди которых Абу Аш-Шаса, Ата, Тавус, Икрима, Аль-Касим, Умар б. Абдуль-Азиз, Раби’а, Ал-Лайс, Исхак, Аль-Му-заний. Это же мнение предпочел Ат-Тахавий, который привел в качестве довода то, что все они считали развод умственно неполноценного недействительным. А пьяный, пишет он, является умственно неполноценным в силу своего опьянения (это цитирует Аль Хафиз в своей книге «Фатх». Т. 11. С. 308). Имам Ахмад б. Ханбал в итоге стал также придерживаться этой точки зрения. Он сказал: «Я утверждал, что развод совершенный в состоянии опьянения действителен. Рассмотрев же этот вопрос глубоко, я склонился к тому, что этот развод недействительный, поскольку если человек, будучи пьяным, признает за собой что-либо, он не несет за это ответственности. Если он совершит торговую сделку в таком состоянии, то она считается недействительной».

Ибн Кайим пишет,что это мнение Ат-Тахави, Хасана Аль-Курхи (ханафитский ученый), Ибн Таймия и одно из мнений Аш-Шафии. Часть табиинов (современники сподвижников пророка) считали развод, объявленный пьяным чел имеющим силу. Среди них: Сайд б. Мусайиб, аль-Басри, Ибрахим, Аз-Зухарий, Аш-Ша’абий, за’ий, Ас-Саурий, Малик, Абу Ханифа. Ибн Мурабит считает, что «Если есть уверенность, что вследствие опьянения человек лишился рассудка, то развод не будет действительным. В противном случае развод должен иметь силу. Всевышний Аллах обозначил степень опьянения, при которой запрещено совершать молитву, состоянием, когда человек не понимает, что говорит». На этот счет существуют различные мнения, и к этому вопросу мы еще вернемся. Аргументы сторонников действительности развода, совершенного в пьяном виде, следующие:

1. Развод будет наказанием для него за то, что он совершил грех по своей инициативе, воле. Этот довод опровергает Ибн Таймийя, отмечая, что: «Шариат не предусматривает такого вида наказания, как действительность или недействительность совершенного развода; в результате страдает и жена, которая не виновна в поведении мужа, а также дети (если у него есть дети); наказывать же невиновного человека за грех другого не дозволено шариатом; отдельное наказание за употребление опьяняющих напитков уже существует в шариате и применять дополнительное наказание означает нарушение границ божественного закона».

2.Пьяного нельзя сравнивать по степени его ответственности с умалишенным или спящим, «запись» дел которых в соответствии с Исламом полностью прекращается. С пьяного, например, не снимается ответственность за совершенные грехи, и он обязан выполнять молитву, равно как и другие предписания. Отвечая на эти доводы, ученый ханафитского мазхаба Ат-Тахавий поясняет, что нормы Ислама в отношении людей, потерявших рассудок, не различаются в зависимости от причины помутнения рассудка. Точно так же,как нет разницы между тем, кто не в состоянии совершать молитву стоя по не зависящим от него обстоятельствам (по воле Бога), и тем, кто не может совершать ее стоя по собственной вине. Например, человек намеренно сломал себе ногу, но, тем не менее, он освобождается от предписания совершать молитву стоя. Он совершает грех, нанося физический ущерб своему телу, но это не исключает применение в отношении него норм, действующих вследствие его реальной неспособности совершать молитву стоя. Аналогичная ситуация, если он употребит то, что приведет его к потере рассудка. Он совершает грех, находясь в здравом уме в момент употребления алкоголя, но после потери рассудка к нему все равно применяются соответствующие нормы шариата.

Имам Ибн Кудама приводит другой пример: «Если беременная женщина ударит себя по животу и у нее произойдет выкидыш, с нее все равно снимается обязанность совершения молитвы вследствие послеродовых кровотечений; или если кто-либо ударит себя по голове и лишится рассудка, с него снимется всякая ответственность за дальнейшее поведение».

Ибн Таймийя, который считает недействительными действия пьяного (в числе которых совершение им развода), приводит следующие доводы:

1. Хадис (передал Муслим): Пророк (мир ему и благословение) потребовал проверить запах изо рта у Маиза б. Малика, когда тот признался ему в совершении прелюбодеяния. Смысл этой проверки заключался в том, что, если бы в этот момент Маиз находился в состоянии опьянения, его признание было бы недействительным.

2. Поклонение пьяного, например, молитва, согласно Корану, Сунне и иджме (единогласному мнению ученых), является недействительным.

«Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите. » (Коран, 4:43).

Если поклонение человека не является действительным в силу потери им рассудка, то его договоры и действия тем более являются недействительными. Потому что в некоторых случаях поклонение принимается у тех, кто не имеет права на заключение договоров по причине неполноценности ума, например, у малолетних или слабоумных.

3.Принятие слов и договоров происходит с непременным условием для их субъектов — наличие у них способности здраво мыслить и оценивать ситуацию. Словам людей, не отвечающих этим требованиям, шариат не придает никакого значения. Это соответствует логике и подтверждается другими нормами шариата.

4.Условием действительности всех договоров является также намерение, цель. В хадисе сказано:

«Поистине, все дела (оцениваются) по намерениям. ».

Слова, произнесенные без определенной цели, намерения, по рассеянности, случайности или вследствие потери рассудка, не порождают правовых отношений, норм. Учитывая эти и приведенные ранее аргументы имама Бухари, подытожим: становится очевидным, что правильным является мнение о недействительности развода, совершенного в состоянии опьянения, в силу отсутствия у человека намерения, осознанного понятия, осмысления того, что он делает. Это положение подтверждается Кораном, Сунной, а также словами двух сподвиькников Усмана и Ибн Аббаса, достоверного опровержения которым не существует. Данная норма подтверждается также основами и базовыми принципами шариата.

Заканчивая изложение этой фатвы, осталось решить вопрос о том, что нужно считать состоянием опьянения. Ибн Мурабит (как передает Аль-Хафиз) называет пьяным того, кто вследствие употребления спиртного потерял рассудок и способность оценивать сигуацию. Имам Ахмад Ханбал и другие ученые определяли опьянение состоянием, когда человек путается в словах, не может отличить свои вещи от чужих, свои действия — от действий других людей. Ибн Кайим пишет по этому поводу следующее: «Достоверная Сунна прямо указывает нам ориентиры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел проверить запах изо рта у человека, признавшегося в совершении прелюбодеяния, хотя тот находился в здравом уме и памяти, ясно и последовательно излагал свои мысли, имел твердую поступь. Несмотря на все это, Пророк (мир ему и благословение) не исключил возможность того, что человек мог находиться в состоянии опьянения, в определенной степени влиявшем на его рассудок, и повелел проверить запах из его рта».

После рассмотрения вопроса хотел бы успокоить сестру, задавшую вопрос. Развод, произведенный ее мужем в состоянии опьянения, не имеет силы, с точки зрения шариата. Просим Аллаха о прощении для ее мужа, совершающего грехи, и просим о помощи сестре в ее трудностях. Просим Аллаха оказать помощь правителям исламских стран в деле запрета употребления алкогольных напитков и наказания тех, кто употребляет их или в какой-либо форме способствует их распространению. Поистине, помощь и успех только от Аллаха.

По материалам книги шейха Юсуфа Аль Карадави «Современные фатвы».

Развод в исламе талак всё о разводе

Разво́д (ар. ُالطَّلَاقат-т̣ала̄к̣‎) — расторжение брака. Ислам призывает к взаимоуважению, заботе, терпению и справедливости в отношениях между супругами. Но иногда так получается, что кроме развода, другого пути для разрешения семейных разногласий не остаётся. Поэтому, в некоторых случаях, единственно возможным и справедливым выходом из создавшейся ситуации в семье может являться только расторжение брака. Ислам не поощряет развод, но и не налагает на него полный запрет. Можно сказать, что развод в исламе не правило, а скорее — исключение из него.

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк ифтидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227] , [58:2-4] и ли‘ан [24:6-9] . Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе)! Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами тоже) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся мужчина) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно). ۝ А когда они достигнут своего предела, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставайтесь с ними согласно принятому. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидетели двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого). Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жизни). (Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу. И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низвел вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остерегается (наказания) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и увеличит ему награду (за его благие деяния). ۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вреда, притесняя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сложат своей ноши. А если они выкармливают для вас (вашего ребенка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и советуйтесь (об оплате) между собой согласно принятого. А если вы находитесь в затруднении, то будет кормить (ребенка) для него другая (кормилица). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на содержание бывшей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего достатка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он расходует из того, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на душу сверх того, что Он дал ей. И Аллах устроит после тяготы облегчение (если он будет остерегаться наказания Аллаха). [65:1-7]

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет. Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших супругов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наиболее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

Развод должен соответствовать нормам ислама

Нужно понимать, что развод в исламе, так же как и женитьба (никах), является частью религии. И если человек желает, чтобы его развод, с точки зрения ислама был действительным, то он должен выполнять соответствующие требования ислама к этому поступку. Многие мусульмане скрупулёзно подходят к вопросу создания семьи и стараются, чтобы всё соответствовало канонам ислама, но при разводе каждый изобретает свои формы и модели, в большинстве своём, противоречащие требованиям ислама.

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду ﷺ , а вслед за ним и всем верующим, разводиться со своими жёнами только с учетом определённых условий. В Коране сказано: О, Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь Аллаха, Господа вашего! [65:1] . Поэтому следует помнить о том, что развод в исламе — это такая же часть ислама как и женитьба, и они оба напрямую связаны с религией. А нарушение каких-либо требований ислама при разводе — это такой же грех и ослушание Господа, как и нарушение требований ислама при создании семьи.

Развод без веских причин противоречит исламу

В исламе развод является узаконенным действием, но порицается без наличия веских причин. Учитывая то, что развод является не только личной трагедией для супругов и для их детей, если он есть, но также серьёзно задевает чувства близких родственников супругов и их друзей, ислам порицает развод без причины. Пророк ﷺ сказал: «Не причиняйте вред ни себе, ни другим» . Поэтому, до совершения развода, ислам требует от супругов и общества выполнения определённых профилактических мер для сохранения семьи и просит убедиться в том, что были использованы все способы для урегулирования конфликта внутри семьи, не допуская распада семьи. Начиная от старания супругов найти между собой общий язык, кончая вмешательством третейских судей из числа их родственников или доверенных лиц, нужно стараться решить проблему без принятия крайних мер. Всевышний Аллах в Коране сказал: Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра. [4:19] .

Также в Коране сказано: Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. [4:35] . Но если ничего не получается сделать и проблемы в семейных отношениях только растут, как снежный ком, то лишь в таком случае развод будет узаконенным. Всевышний Аллах в Коране сказал: Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из своей милости. [4:130] . Таким образом, развод в исламе узаконен, но к нему прибегают, только в крайнем случае, как к вынужденной мере при решении семейных проблем и разногласий.

Кто может совершать развод?

В основе своей развод даёт муж и если он хочет дать своей жене развод, должен быть дееспособным и разводиться только по своей воле, однако согласно ханафитскому мазхабу, развод по принуждению считается действительным. В случае необходимости жена тоже может инициировать развод, а судья должен помочь ей в решении этого вопроса. В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Право на развод принадлежит только мужу» . Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, преимущественное право на принятие решения о разводе принадлежит именно мужу. И с этим не поспоришь, ведь по физиологическим особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одно из таких различий заключается в том, что мужчина обычно более трезво оценивает ситуацию при принятии решений, нежели женщина.

Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье в дальнейшем или нет — одно из судьбоносных решений, которое, как глава семьи, принимает мужчина. И если в добавок учитывать то, что все расходы, связанные с созданием семьи ложатся только на него, то он больше других будет заинтересован в том, чтобы сохранить семью, если для этого есть возможность. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда муж не выполняет свои супружеские обязанности материального или интимного характера. В таких случаях жена может обратиться к судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или развестись. А если муж не меняется в лучшую сторону и не даёт жене развод, то судья от имени ислама может их развести. Все это происходит по инициативе жены. Таким образом, развод объявляет муж, а в некоторых случаях по требованию жены может объявить об их разводе мусульманский судья. Если же муж назначит кого-нибудь своим представителем, то он тоже от его имени может дать развод. Также действителен развод в письменной форме, при условии, что мужчина адресовал письмо с разводом именно своей жене и его почерк будет понятным, а если муж не умеет говорить или писать, то развод, объявленный им на языке жестов будет считаться действительным.

Развод по инициативе жены

Вид развода по инициативе жены именуется аль-хуль‘. Этот вид предполагает, что жена, не желающая жить с мужем, даже выполняющим свои обязанности, может потребовать развод в определённых случаях. Но, опять-таки, как и в случае, когда развод даёт муж, женщина при требовании развода также должна иметь веские причины. К ним относится неприязнь к мужу, по причине его дурного характера и т. д. Если жена требует развод, то она должна вернуть мужу свадебный дар (махр), который получила от него или установленную по обоюдному согласию сумму денег. Возврат махра или обговоренного имущества даст ему возможность жениться на другой женщине. После этого муж обязательно должен дать ей развод. В случае возникновения разногласий по данному вопросу они оба могут обратиться к судье. Вывод из вышеупомянутого заключается в том, что в исламе преимущественное право на развод принадлежит мужу, но это вовсе не означает, что женщина не может инициировать развод, как было видно при разборе вышеупомянутых ситуаций. Также мы узнали о том, что мусульманский судья по просьбе женщины может расторгнуть брак с её мужем, если на то есть весомая причина.

Время объявления развода

Развод следует совершить только в определённое время, и если мусульманин нарушит этот порядок, будет считаться грешником, совершающим нововведение, однако такой развод, по мнению большинства мусульманских правоведов, всё равно будет считаться действительным. Ранее говорилось о том, что развод в исламе является религиозной нормой, и что тот, кто хочет его совершить обязательно должен следовать предписаниям ислама в этом вопросе. Всевышний Аллах в Коране сказал: О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока. [65:1] . Имам Ибн Касир в своем известном труде по толкованию Корана написал, что мусульманские учёные в этом айате под «установленным сроком» понимали «чистый период», во время которого женщина не вступала в близость со своим мужем (то есть период между двумя месячными, в течение которого между супругами не было половой близости). Очень часто приходится слышать о том, что многие современные мусульмане сразу же после конфликтов или возникновения проблем, без учета времени и других обстоятельств, разводятся со своими супругами. Приведённый выше айат Корана указывает на то, что такой развод является греховным поступком и нововведением. Таким образом, в соответствии с установлениями ислама, развод должен быть совершён только в «чистое время», в течение которого между супругами не было близости. Иначе развод будет считаться нововведением и греховным действием, но по мнению большинства правоведов развод будет иметь юридическую силу.

Порядок объявления развода

Согласно исламу, мужу дается право на три раза развода со своей женой, однако ислам запрещает ему давать более одного развода за раз. После объявления третьего окончательного развода супруги больше не могут заново сойтись в браке, пока разведенная женщина не выйдет замуж за другого человека, с которым должна жить полноценной супружеской жизнью. Если же потом она разведётся с ним или станет вдовой, то она может заново заключить брак с мужчиной, который до этого был женат на ней. В Коране сказано: Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих. [2:230] . Поэтому категорически нельзя разбрасываться разводами, как поступают некоторые невежественные мужчины в наше время. Для многих из них дать три развода за один раз или подряд, без учёта времени стало чуть ли не героизмом, даже встречаются такие, кто считает, что по исламу именно так и нужно разводиться, — не иначе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. [2:229] . Учёные говорят, что если бы сразу можно было давать три развода, то Всевышний Аллах не уточнил бы количество разводов тремя отдельными разводами. Мусульманские ученые единодушны в том, что категорически запрещается разводиться два или три раза подряд в течение одного «чистого периода», также как нельзя разводиться во время месячных и в «чистое время», в течение которого супруги вступали в близость. Запрет на использование более одного развода в один «чистый период» связан с желанием ислама сохранить супругам шансы для примирения, так как использование двух разводов подряд уменьшает эти шансы, а троекратный развод вовсе лишает супругов возможности спасти семью от полного распада.

По мнению большинства правоведов после развода жена должна оставаться в супружеском доме до окончания трёх месячных после произнесения слов развода. Этот послеразводный период, в течение которого женщине запрещается выходить замуж за другого человека называется ‘иддой. По мнению правоведов шафиитского мазхаба ‘идда заканчивается после окончания трёх «чистых периодов». По мнению учёных ханафитского мазхаба также разрешается давать во время ‘идды по одному разводу в течение трёх «чистых периодов» между месячными, пока разводов в сумме не получится три. Стоит отметить, что ‘идда беременной женщины продолжается до рождения ребёнка, а в случае смерти мужа ‘идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней.

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по поводу фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки надеются, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью. Чтобы помочь и тем и другим, хочется обратить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это были слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа совершить развод со своей женой называются откровенными (сарих). К ним относится слово «развод» и глаголы, связанные с ним, как «я развёлся с тобой», «ты разведена». Исключением из этого являются только те случаи, когда муж был невменяемым или в случае, если он не разведётся, была реальная угроза для его жизни.

Если муж использовал слова, указывающие на развод и ещё на что-то другое, то развод будет действительным только в том случае, если у мужа было намерение разводиться с женой. Такая форма развода называется метафорой (кинайа), и действительна только при наличии намерения на развод. К примеру, если вовремя разногласия между супругами, муж скажет своей жене: «уезжай к своим родителям» или «я не хочу с тобой общаться», то в таких случай развод не наступает, пока муж не объяснит, что он имел в виду именно развод. Если у него в это время было намерение развестись с ней, то комментарии излишни и развод действителен, а если он хотел, чтобы они какое-то время пожили раздельно, для того чтобы смогли успокоиться и переосмыслить свои ошибки, то это разводом не считается. Таким образом, по мнению большинства мусульманских правоведов не существует специальных формулировок, которые необходимо произносить при расторжении брака. Также стоит знать о том, что по мнению большинства правоведов не требуется наличие свидетелей во время развода, хотя при заключении брака присутствие двух свидетелей является обязательным требованием.

Смотрите еще:

  • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
  • Проверка по службе судебных приставов Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов […]
  • Как встать в очередь на жилье калуга Уполномоченный по правам человека в Калужской области Вопрос-Ответ Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание на то, что объем Вашего сообщения в данном разделе ограничен. […]
  • Как написать научную статью по психологии пример Психология список научных статей В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние […]
  • Земельный участок вавиловец Коттеджный поселок «Вавиловец» Предложить цену Хочу в рассрочку В обмен Хочу в кредит О коттеджном поселке «Вавиловец» Коттеджный посёлок «Вавиловец» находится в 7 км от […]
  • Статья 3 6 коап рт ИНФОРМАЦИЯ ПО СТ. 3.6 КОАП РТ Ответственность согласно ст.3.6 КоАП РТ наступает в случае нарушения правил благоустройства территорий поселений и городских округов. На территории города […]
  • Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту является право на обжалование в суд вышестоящей инстанции не […]
  • Посмотреть свои долги перед приставами Задолженность перед судебными приставами Для того чтобы оформить банковский кредит, совершить иную финансовую сделку или подготовиться к поездке за пределы России, необходимо иметь полную […]
admin

Обсуждение закрыто.