Шереметьев конституционное право онлайн

Шереметьев конституционное право онлайн

Содержание статьи:

Некрасов Сергей

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Конституционное право Российской Федерации».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Комментарии

Все по полочкам,доступно излагает. А кол-во субъектов несложно заменить и самому. Ставлю 5

Оценка 5 из 5 звёзд от натали 20.11.2016 14:54

Устарела книга. Год выпуска примерно 90-ые, т.к.в 11-ой теме говорится о 89 субъектах РФ, что естественно неверно

Оценка 1 из 5 звёзд от Эмиль 03.11.2015 13:40

Оценка 5 из 5 звёзд от Гость 29.03.2013 12:05

Конституционное право. Конспект лекций

Описание книги «Конституционное право. Конспект лекций»

Данное учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Конституционное право России», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

Читать фрагмент.

Товар добавлен в корзину

Конституционное право. Конспект лекций

Данное учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Конституционное право России», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

Читать фрагмент.

Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций

Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций

Данное учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Конституционное право России», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

Конституционное право Российской Федерации

© Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., 2003

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

Особенность развития конституционного права Российской Федерации, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований существенно оторвано от реалий времени и практической жизни.

Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. За время действия Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя дальнейшее расслоение общества продолжается. Многое из уже сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни и в области экономики, финансов, земельных отношений, и в области прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Это ведет к нарушениям прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма и в сфере федеративных отношений.

Сказанное позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции Российской Федерации, в последовательном осуществлении демократического курса государства и обеспечении верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.

Необходимо в интересах укрепления целостности государства последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля за изданием подзаконных актов.

Предстоит завершение институционализации судебной системы, принятие новых законов о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан. Особого внимания заслуживает не разрешенная до настоящего времени проблема развития института присяжных заседателей.

Назрела острая необходимость сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов.

Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Несмотря на то, что теоретические положения курса «Конституционное право Российской Федерации» требуют дальнейшей разработки, его изучение поможет студентам систематизировать полученные знания, усвоить идеи и положения конституционной реформы и государственного строительства в Российской Федерации.

Глава 1
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука

1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но равновесие между властью и свободой необходимо соблюдать, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права и борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике именуются ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко установить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать – фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

2) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений и обеспечивает единство общества:

– лежащими в основе общества принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

– механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния, характерная черта которых – четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Конституционное право России. Краткий курс

  • Объем: 160 стр.
  • Жанр:к онституционное право, п равоведение, у чебники и пособия для вузов
  • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменам

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

• характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

• отличаются от норм других отраслей права;

• закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

• конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

• правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

• физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

• государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

• федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

• федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

• решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

• постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

• указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

• постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

• нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

• конституции (уставы) субъектов РФ;

• законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (например, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ);

• решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции субъекта РФ);

• некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (например, решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ);

• уставы муниципальных образований;

• некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (например, регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

Конституционно-правовая ответственность закреплена в конституционно-правовых нормах, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Основные черты конституционно-правовой ответственности различаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойствен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений; многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

В качестве особых видов конституционно-правовой ответственности выделяют также материальную и процессуальную ответственность. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных – порядок реализации правовых действий.

Действия связаны с волеизъявлением субъекта. Их можно классифицировать на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

– физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

– органы государственной власти: центральные, региональные;

– органы местного самоуправления, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

Конституционно-правовая ответственность, в отличие от других видов ответственности, чаще всего устанавливает нелегитимность того или иного процесса или явления, а не конкретизирует субъект ответственности.

4. Конституция: сущность, свойства, виды. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика

Конституция – это основной нормативно-правовой акт государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории данной страны и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает основные принципы устройства общества и государства; наименования и полномочия органов государственной власти; механизм осуществления государственной власти; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Характерные черты конституции:

– особый субъект, от имени которого принимается конституция, – народ;

– учредительный характер конституционно-правовых норм;

– расширенный предмет регулирования конституции;

– особые юридические свойства конституции.

Юридические свойства конституции:

– верховенство Основного закона на всей территории государства, включая территории его отдельных субъектов;

– высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;

– особая охрана конституционных норм;

– прямое действие конституционных норм;

– особый порядок принятия конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

• согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

• теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

• школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

• согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном, порядке, в отличие от иных законов страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (например, в Великобритании).

Конституции классифицируются по следующим основаниям:

• в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

• по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

• по способу изменения («гибкие», они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны; «жесткие», для изменения которых требуется особый усложненный порядок; «смешанные»);

• по периоду действия (постоянные, временные (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Конституция РФ – нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от советских конституций, весьма значительны. Конституция РФ включает:

– полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;

– характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического и экономического устройства государства;

– правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Конституция РФ вводит институт толкования. Речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу. Цель толкования – юридически точно определить, как понимать норму Конституции РФ, допустимо ли ее расширительное применение. Конституция РФ регулирует широкую сферу общественных отношений и затрагивает интересы всех граждан. Нормы Конституции РФ – источники не только конституционного, но и других отраслей права.

Конституция – юридическая база для развития всего текущего законодательства. Федеральные конституционные и федеральные законы принимаются на основе Конституции РФ. Парламентский контроль за соблюдением Конституции осуществляется палатами Федерального Собрания РФ.

Важную роль в укреплении конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом Конституции и федеральных законов. Особую роль в охране Конституции и ее соблюдении играет Конституционный Суд РФ. Верховенство Конституции РФ впервые было закреплено в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает прежде всего утверждение нового конституционного строя, правового государства, которое вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Принцип федерализма реализуется в установлении разграничения ведения Российской Федерации и ее субъектов на совместное ведение и ведение каждого из этих субъектов.

5. Порядок пересмотра конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений. Толкование Конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в ее гл. 9.

Изменение Конституции РФ может осуществляться в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции РФ. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений. Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции) только всенародным голосованием по проекту Конституции РФ, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции РФ.

Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Проведение референдума по проекту Конституции Российской Федерации является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции РФ названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ. Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): Президент РФ;

– Совет Федерации либо группа численностью не менее 1/5 его членов;

– Государственная Дума либо группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

В этом случае поправки к Конституции РФ должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Изменения в Конституцию РФ могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав Российской Федерации. Эта статья изменяется указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав России нового субъекта или об образовании нового субъекта в ее составе.

6. Структура конституции РФ. Конституционно-правовые нормы и институты

Структура Конституции РФ – принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования – связанность норм характером общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учета взаимосвязи норм друг с другом; первичности и производности норм друг от друга; определенных концепций, заложенных в конституции.

Все это очень важно для осмысления структуры конституции, что является обязательным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности. По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию РФ и состоит из девяти глав:

– «Основы конституционного строя» (в прежней конституции – «Основы общественного строя и политики»);

– «Права и свободы человека и гражданина»;

– «Президент Российской Федерации»;

– «Правительство Российской Федерации»;

– «Судебная власть и прокуратура»;

– «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения». Он закрепляет положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции Российской Федерации в действие. В нем фиксируются: прекращение действия прежней Конституции и Федеративного договора; порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; основания, на которых продолжают действовать образованные ранее органы.

В отличие от предыдущей современная Конституция РФ стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав. В структуре Конституции РФ отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

• качественное изменение характеристики строя, а не простая замена термина «общественный» на термин «конституционный»;

• зафиксирован переход на парламентскую систему;

• открывается перечень глав об органах государственной власти главой о Президенте РФ;

• последовательно и логично проведен принцип разделения властей;

• закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципы разграничения полномочий;

• отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России;

• название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Характеристика отрасли права невозможна без уяснения особенностей составляющих ее норм. Наряду с общими признаками конституционно-правовые нормы обладают следующими отличительными особенностями:

• содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

• источниками, в которых они выражены;

• своеобразием видов: среди рассматриваемых норм общерегулятивных (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач) значительно больше, чем в других отраслях;

• учредительным характером содержащихся в них предписаний: конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания других правовых норм порядок;

• особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правового состояния;

• специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, органы власти и др.);

• структурой: для конституционно-правовых норм характерна не традиционная трехчленная структура (гипотеза, диспозиция, санкция), а двучленная (гипотеза и диспозиция).

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом отрасли права. Многообразие конституционно-правовых норм обусловливает проведение их классификации. В зависимости от содержания выделяют нормы, регулирующие вопросы основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др.

В зависимости от юридической силы выделяют нормы: большей юридической силы и меньшей юридической силы. В зависимости от территории действия нормы подразделяются на федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации), региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и местные (действуют в пределах территории, на которой осуществляется местное самоуправление).

В зависимости от характера предписания выделяют следующие виды норм: управомочивающие; обязывающие; запрещающие. По степени определенности предписаний: императивные нормы; диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования: материальные нормы; процессуальные (процедурные).

Конституционно-правовые институты – это совокупность родственных правовых норм. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Конституционно-правовой институт объединяет различные нормы. В него могут входить и нормы конституции, и нормы текущего законодательства, т. е. нормы, обладающие различной юридической силой.

Смотрите еще:

  • Вид на жительство в россии для граждан сербии Порядок выезд из России для граждан Сербии, после пребывания в течение месяца я вехал в россию 20.07.2017 по без визу я гражданин сербии купил билет на выезд из россии на 20.08.2017 у меня […]
  • Доказательства при компенсации морального вреда Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер […]
  • Доп соглашение о сроках выполнения работ Соглашение о сроках оплаты Чтобы изменить момент внесения платежа по договору можно использовать соглашение о сроках оплаты. Такой документ является дополнительным соглашением к основному […]
  • Как правильно продать участок снт Продажа участка в СНТ В 90-е годы в нашей стране шло активное формирование садоводческих и дачных товариществ. На сегодняшний день, у многих людей имеются участки в подобных товариществах, […]
  • Юрий кузнецов юрист Кузнецов Юрий Анатольевич Юрист, адвокат , 12 000 грн Возраст: 51 год Город: Киев Контактная информация Соискатель указал телефон и эл. почту. Чтобы открыть контакты, войдите как […]
  • Компенсация за поднаём жилья военнослужащим 2014 Компенсация за поднаём жилья военнослужащим 2014 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕот 14 марта 1995 года N 175 (Постановление утратило силу с 01.01.2014 г. на основании […]
  • Дмитрий солодкий юрист 2655 резюме Архив Специалист по земельным вопросам Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Прораб , 8000 грн ДИРЕКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА, СПД […]
  • Как написать письмо неизвестному солдату Версия для слабовидящих Вход в систему Письмо неизвестному солдату 2015-01-27 По материалам газеты «Крестцы» В этом году страна отмечает большой праздник – 70-летие Победы в Великой […]
admin

Обсуждение закрыто.