Аванс по государственному контракту в 2018 году

Аванс по государственному контракту в 2018 году

Вопрос недели: Ограничен ли размер аванса по контрактам по 44-ФЗ для МУП?

Мы — муниципальное унитарное предприятие. Осуществляем закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе…» в качестве заказчика за счет собственных средств (не бюджетных).

Вопрос: ограничен ли размер аванса по контрактам по 44-ФЗ для унитарных предприятий, не являющихся получателями бюджетных средств? Если ограничен, то каким нормативным актом?

Сообщаю Вам следующее:

Размер авансового платежа по государственным и муниципальным контрактам ограничен только для получателей средств бюджета.

Для унитарных предприятий, осуществляющих закупки за счет собственных средств, размер аванса по контрактам не ограничен.

Обоснование.

Авансирование по 44 ФЗ в 2018 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Для получателей федеральных бюджетных денег Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств. Для получателей средств краевого бюджета такие ограничения установлены ст. 5, Закона Пермского края от 07.12.2017 N 152-ПК «О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» .
Если заказчик принял решение о осуществлении авансирования, ему следует внести данное условие в контракт (ч.13 ст.34 44-ФЗ) и определить при этом размер аванса и срок его оплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты может быть признано нарушением.

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрено при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р).

Осуществление авансовых платежей сверх установленного размера

В соответствии с положениями ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе государственный (муниципальный) контракт должен в том числе содержать сведения о порядке и сроках оплаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

Размер авансовых платежей устанавливается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта, местной администрацией. Так, федеральные бюджетные учреждения при осуществлении авансовых платежей обязаны руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Постановление N 1551).

Осуществление учреждениями авансовых платежей с превышением указанных нормативов будет квалифицировано контрольными органами как неправомерное расходование бюджетных средств.

Вместе с тем следует учитывать, что данное ограничение не распространяется на случаи заключения бюджетными учреждениями договоров на закупку товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет средств от приносящей доход деятельности (Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105).

Подборка материалов по Вашему вопросу:

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Размеры авансов и порядок принятия обязательств по контрактам в 2018 году

В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье

Авансирование по контрактам.

Получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке (п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому сумма авансовых платежей по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не должна превышать определенные лимиты.

Максимально возможные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать при заключении государственных контрактов, установлены п. 18 Положения № 1496.

Размер аванса зависит от предмета, который указан при заключении государственного контракта (договора), иных условий и определяется в следующем порядке:

Условия договора (госконтакта)

Установление размера аванса

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ:

– на сумму менее 600 млн руб.

– на сумму более 600 млн руб. при условии последующего авансирования после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств*

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции при наличии подтверждения факта такого импортозамещения

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг при условии осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения авансовых платежей**

Оказание услуг связи; подписка на печатные издания и их приобретение;

обучение на курсах повышения квалификации; прохождение профессиональной переподготовки; участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета; приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом; приобретение путевок на санаторно-курортное лечение; проведение мероприятий по тушению пожаров; аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки); обязательное страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нем; лечение граждан РФ за пределами территории РФ (договоры заключаются Минздравом с иностранными организациями)

* На сегодняшний день порядок санкционирования оплаты денежных обязательств по контрактам утвержден Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н.

**Казначейское сопровождение контрактов в 2018 году осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1722.

Авансовые платежи в указанных размерах предусматриваются, если иное не определено:

  • федеральными законами;
  • указами Президента РФ;
  • Положением № 1496;
  • другим нормативным правовым актом Правительства РФ для соответствующего государственного контракта (договора).

Отметим, что правила установления размеров авансов, предусмотренные в п. 18 Положения № 1496, не распространяются на контракты, предметом которых является поставка товаров (оказание услуг), включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Также обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году установлен запрет на выплату авансов на последнем этапе исполнения государственных контрактов (договоров), поименованных в пп «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты. Это все перечисленные выше (в таблице) контракты, кроме тех, для которых предполагается авансирование до 100 %. При этом в отношении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, ограничений нет.

Принятие обязательств по контрактам.

Согласно п. 10 Положения № 1496 бюджетные обязательства по контрактам, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года. Однако из этого правила есть исключения (поименованы в п. 11 указанного положения), в частности:

  • в случае утверждения решений Президента РФ или Правительства РФ, устанавливающих возможность принятия бюджетных обязательств после 1 октября;
  • при реализации государственного оборонного заказа;
  • при исполнении международных обязательств РФ;
  • в случае если источниками финансового обеспечения бюджетных обязательств являются доходы, указанные в п. 10 ст. 241 БК РФ, получаемые федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, а также средства Федерального дорожного фонда;
  • в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении исполнителя или проекты контрактов направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до 1 октября;
  • в случаях, указанных в п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42, 46, 50, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ, при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок, предусмотренный названным законом;
  • если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе по причине введения процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков;
  • в случае если бюджетные обязательства возникают в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела, дела по экономическому спору, выполнением требований Конституционного Суда, а также при представлении по законодательству РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам по контрактам;
  • при осуществлении закупок за пределами РФ;
  • при принятии бюджетных обязательств в размере, не превышающем 10 % общей суммы не использованных по состоянию 1 октября доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Для реализации указанных исключений (кроме первого случая) не позднее 6 октября 2018 года необходимо направить в территориальные органы Федерального казначейства информацию о соответствующих бюджетных обязательствах.

Принимать бюджетные обязательства по контрактам после 1 декабря нельзя, если в контракте предусмотрена выплата аванса в пределах доведенных в установленном порядке заказчику лимитов бюджетных обязательств и срок его выплаты превышает один месяц после названной даты (п. 14 Положения № 1496).

Согласно п. 18 Положения № 1496 в любом государственном контракте (договоре) можно установить условие о предоплате до 30 % суммы контракта. Исключение – закупки, поименованные в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 21‑р. Также допускается авансирование по контрактам:

  • до 30 или 70 % при выполнении работ по строительству, реконструкции и капремонту (в зависимости от суммы контракта и определенных условий);
  • от 30 до 80 % при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • от 30 до 90 % при казначейском сопровождении контрактов;
  • до 100 % в ряде случаев, среди которых заключение государственного контракта об оплате услуг связи, обучении на курсах повышения квалификации, о подписке на печатные издания, приобретении полисов ОСАГО и др.

При заключении контрактов, указанных в пп. «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включают условие о внесении авансового платежа на последнем этапе исполнения контракта.

Бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года, если иное не определено Положением № 1496.

Как установить аванс в 2018 году

Действующее законодательство об авансировании

По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки. Размеры аванса установлены несколькими документами, о них и пойдет речь в этой статье.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате могут быть исполнены в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Авансирование в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ в 2018 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Размер может превышать 30 % начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта при этом повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказывается ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об осуществлении авансирования, ему следует внести данное условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определить при этом размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты может быть признано нарушением.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансированием имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Авансированием он дает реальную возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель также может закупить сопутствующие расходные материалы и произвести оплату желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик может получить аванс, но не выполнить предусмотренные договором обязанности. В этом случае именно размер выплаты может повлиять на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях в 2018 году на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Центрального банка и при достоверном обосновании;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте)— при условии перечисления аванса на счета Центрального банка для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса;
  • до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписку на печатные издания, повышение квалификации, проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний, проведение проверки сметной стоимости объектов капстроительства, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, проведение мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК до 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
  • от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Перечень товаров и услуг, закупка которых не предусматривает аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства от 16.01.2018 № 21-р). Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

От авансов к казначейскому аккредитиву

Игорь Сергеевич ТАПСИЕВ, руководитель УФК по Ставропольскому краю, кандидат технических наук, заслуженный экономист РФ

Светлана Александровна БАБУШКИНА, начальник отдела расходов УФК по Ставропольскому краю

Для урегулирования вопросов осуществления авансовых платежей участниками бюджетного процесса и стабилизации роста дебиторской задолженности на федеральном уровне утверждены дорожная карта по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета и план по ее реализации, а также типовой план мероприятий для главных распорядителей средств федерального бюджета.

Для ГРБС введена форма отчетности (ежеквартальная, годовая) о дебиторской задолженности с указанием причин ее образования и предполагаемых мер по сокращению, разработаны соответствующие показатели для оценки качества финансового менеджмента. Органом исполнительной власти, ответственным за координацию работы по проведению ГРБС инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), и представлению результатов анализа в Минфин России для последующего направления соответствующих материалов в Правительство РФ, было определено Федеральное казначейство.

Управление дебиторской задолженностью федерального бюджета

Инвентаризация дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета показала следующее. В решении данной проблемы ключевым стал 2016 год, когда был внедрен новый порядок предоставления средств из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам — казначейское сопровождение бюджетных средств. В то же время были приняты дополнительные решения, нашедшие отражение в нормативных правовых актах, направленные на повышение качества управления дебиторской задолженностью:

более жесткий механизм возврата остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

возврат бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг, образовавшихся в связи с недостижением установленных показателей;

возврат остатков неиспользованных субсидий, предоставленных юридическим лицам, государственным корпорациям;

в ряде случаев отказ от авансирования государственных закупок готовой продукции массового потребления.

Однако в 2016 году дебиторская задолженность федерального бюджета увеличилась на 14,7%, доля задолженности по перечисленным авансовым платежам по заключенным государственным контрактам составила 99,4%.

Нормативное правовое обеспечение управления авансовыми платежами

Решения по реформированию системы авансовых платежей были приняты не только в отношении получателей средств федерального бюджета, но и в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ заказчики при заключении контрактов вправе предусмотреть в них авансовые платежи. Требования к максимальному размеру авансовых платежей Закон № 44‑ФЗ не содержит, размер соотносится с устанавливаемым размером обеспечения исполнения контракта. Предельные размеры авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливает Правительство РФ при утверждении мер по реализации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Как правило, предельный размер авансовых платежей (за исключением государственного оборонного заказа) устанавливается в сумме не более 30% от стоимости договора (госконтракта) с последующей оплатой возникающих денежных обязательств после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных авансовых платежей. В отдельных случаях допускается стопроцентное авансирование: договоры (госконтракты) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания, об обучении на курсах повышения квалификации и т. д.

За последние несколько лет политика авансирования претерпела изменения. Так, в 2015 году впервые были предусмотрены некоторые ограничения. В частности, обязательным условием перечисления авансов стало банковское сопровождение исполнения договоров (госконтрактов) в соответствии с законодательством РФ или перечисление авансовых платежей на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центробанка, для учета операций со средствами юридических лиц в случаях, если размер аванса свыше 30%, но не более 80% стоимости контракта. Авансирование в размере 100% от суммы договора (госконтракта) стало возможным при условии, что продолжительность выполнения работ или оказания услуг по нему либо этапов его исполнения будет составлять не более одного месяца.

В последующие годы предельные размеры авансовых платежей кардинально не изменились, но если размер аванса превышает 30% от суммы договора (госконтракта), то обязательным условием является казначейское сопровождение сумм аванса или, в установленных случаях, банковское сопровождение. Возвращена норма о возможности стопроцентного авансирования услуг, работ в установленных случаях. Отказ от авансирования государственных закупок товаров и услуг предусмотрен в случаях, перечень которых ежегодно утверждает Правительство РФ.

С 2018 года изменен порядок обеспечения исполнения федерального бюджета, общие принципы его исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», а особенности исполнения на очередной финансовый год будут утверждаться ежегодно отдельным актом. Получатели средств федерального бюджета обязаны включать в договор (госконтракт) условие о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с порядком санкционирования сумму стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”» конкретизирует данную норму в зависимости от того, содержит ли государственный контракт этапы его исполнения. Последующие после выплаты аванса платежи осуществляются в размере разницы между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), подтвержденных в соответствии с порядком санкционирования и:

общей суммой ранее выплаченного аванса в случае, если договор (государственный контракт) не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно;

суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного договором (государственным контрактом) авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в случае если договор (государственный контракт) содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают.

Установлен запрет (если не в рамках казначейского сопровождения) на выплату аванса на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта).

Особого внимания требует повышение эффективности использования средств, предоставляемых из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям (далее — учреждения) в форме субсидий, и недопущение авансовых платежей за счет этих средств. С совершенствованием правового положения учреждения получили больше свободы и прав в осуществлении своей деятельности. При заключении договоров (контрактов), в том числе подлежащих оплате за счет средств субсидий из федерального бюджета (далее — целевые средства), учреждения самостоятельно определяли размеры авансовых платежей. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 266, которое внесло изменения в постановление Правительства РФ от 28 декабря 2015 года № 1456, на учредителей федеральных бюджетных и автономных учреждений возложена обязанность обеспечить внесение в заключаемые учреждениями договоры (контракты) условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленные для получателей средств федерального бюджета.

Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет целевых средств в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ. В то же время установлены случаи, в которых они вправе работать в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Возникал вопрос, должны ли учреждения соблюдать указанные требования в случае заключения договоров по 223‑ФЗ. Анализируя комментарии Минэкономразвития России, мы пришли к заключению, что принцип определения, к каким источникам финансового обеспечения применяются ограничения, совершенно иной. Ограничение размера авансирования отсутствует — если закупки осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности; соблюдаются предельные размеры авансовых платежей, установленные законодательством РФ, — если закупки осуществляются за счет целевых средств (на иные цели, на капитальные вложения, на выполнение государственного задания).

До недавнего времени контроль соблюдения предельных размеров авансовых платежей учреждениями, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в органах Федерального казначейства, осуществлялся учредителями. Нарушения фиксировались довольно часто. В результате в 2017 году Правительство РФ приняло соответствующие меры:

авансовые платежи по контрактам (договорам) на сумму более одного миллиона рублей, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, подлежат казначейскому сопровождению;

обязательное соблюдение требований, определенных нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бюджетные правоотношения для получателей средств федерального бюджета в части предельных размеров авансовых платежей.

Контроль соблюдения бюджетного законодательства

Нормативная база изменена, как обеспечивается контроль соблюдения законодательства и какая роль отведена органам Федерального казначейства? Согласно действующему порядку санкционирования денежных обязательств получателей средств федерального бюджета органы Федерального казначейства осуществляют контроль непревышения условиями договора (госконтракта) предельного размера авансового платежа, установленного федеральным законодательством РФ для данной категории контрактов. При выявлении факта превышения казначейство уведомляет об этом ГРБС, в ведении которого находится бюджетополучатель, допустивший нарушения. При этом данный факт не является основанием для отказа в постановке на учет бюджетного обязательства и принятия к исполнению платежных документов. С внедрением механизма казначейского сопровождения указанный контроль актуален только в отношении закупок, при осуществлении которых действует запрет на авансовые платежи.

С введением ограничения размеров авансовых платежей расходы федеральных бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, на соответствие требованиям по соблюдению предельных размеров авансовых платежей. В случае выявления нарушений при санкционировании целевых расходов органами Федерального казначейства платежные документы не принимаются к исполнению.

При установлении предельных размеров авансовых платежей законодатель предусматривал условие о возможности последующей оплаты возникающих денежных обязательств после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных авансовых платежей. Однако Счетная палата РФ по результатам проверок отдельных ведомств и министерств фиксировала случаи последующей оплаты денежных обязательств без такого подтверждения.

Введение в бюджетном учете органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, учетной категории «денежные обязательства» и обеспечение их учета исключают возможность оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета после осуществления авансовых платежей до подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Надо отметить, механизм учета денежных обязательств позволяет фиксировать признание операции не только на момент выплаты денежных обязательств, но и в момент возникновения или изменения экономической стоимости обязательств, что позволяет объемно характеризовать размеры дебиторской и кредиторской задолженности бюджетополучателя, дает возможность осуществлять в перспективе их учет.

С 2018 года органы Федерального казначейства уполномочены осуществлять контроль:

исполнения требований пункта 25.1 Порядка учета денежных обязательств, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 года № 221н: в случае если в рамках бюджетного обязательства, возникшего по государственному контракту (договору), ранее поставлено на учет денежное обязательство по авансовому платежу (с признаком авансового платежа «Да»), поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по которому не подтверждены в соответствии с условиями государственного контракта (договора), постановка на учет денежного обязательства на перечисление последующих платежей по такому бюджетному обязательству не осуществляется;

платежных документов на непревышение их суммы над суммой неисполненного денежного обязательства, рассчитанной как разница суммы денежного обязательства (в случае исполнения денежного обязательства многократно — с учетом ранее произведенных выплат по данному денежному обязательству) и суммы ранее произведенного в рамках соответствующего бюджетного обязательства авансового платежа, по которому не подтверждена поставка товара (выполнение работ, оказание услуг).

Стоит обратить внимание на введенную с 2014 года норму, запрещающую предусматривать условие об исполнении в текущем году денежного обязательства получателя средств федерального бюджета по выплате авансовых платежей, оплате поставленных товаров, выполненных работ (оказанных услуг), срок исполнения которого превышает один месяц после 1 декабря. Как показывает практика, нередки случаи нарушения этой нормы, и связано это с проблемами завершения финансового года по расходам, когда бюджетополучатели любой ценой осваивают доведенные лимиты бюджетных обязательств.

Сейчас ограничены сроки принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ, а также сроки принятия бюджетополучателями обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Но при реализации инвестиционных проектов значительный объем расходов приходится на конец года из-за длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ, и, как следствие, образуется дебиторская задолженность по оплаченным авансам. Смещение авансовых платежей на более ранние сроки возможно, если не планировать бюджетные ассигнования на разработку проектной документации и на строительство объектов капитального строительства в рамках одного финансового года.

Скорректировать контрольные функции

С учетом доступности огромного массива данных в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство, необходимо скорректировать отдельные контрольные функции его органов (как в части объектов контроля, так и момента проверки). При осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ органам Федерального казначейства доступна информация об условиях расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки, с разбивкой по годам, в том числе размер аванса (при наличии). Но в настоящее время эти позиции не являются предметом контроля. Возможен контроль наличия в документации, прилагаемой к извещению о закупке (проект контракта), обязательных для включения в договор (государственный контракт) условий, предусмотренных законодательством РФ:

порядок осуществления расчетов, если договор (государственный контракт) содержит условие об авансировании (в т. ч. недопустимость авансирования после 1 декабря, о чем говорилось выше);

условие о казначейском (банковском) сопровождении средств;

условие о казначейском обеспечении обязательств.

При всеобщей тенденции смещения акцента с последующего на предварительный контроль целесообразно осуществлять контроль соблюдения бюджетного законодательства в сфере управления авансами на стадии планирования закупок до заключения договора (государственного контракта).

Перспективы. Казначейское обеспечение обязательств

Последние годы особое внимание придается использованию аккредитивной формы расчетов, которая представляет особый интерес для органов Федерального казначейства. На основе технологии безотзывного гарантированного аккредитива Федеральное казначейство разработало инструмент безналичных расчетов — казначейское обеспечение обязательств, при котором средства по оплате обязательств юридических лиц перечисляются в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Так называемый казначейский аккредитив в настоящее время применяется при казначейском сопровождении средств и в случаях, если договоры (государственные контракты) предусматривают авансирование.

Потенциально сфера применения аккредитива шире, поскольку основное его предназначение — это платежный инструмент, исключающий предоплату, авансовую природу перечисления средств, позволяющий участникам договорных отношений постепенно отказаться от любых авансовых платежей. Основное преимущество казначейского аккредитива — исключение образования дебиторской задолженности по расходам бюджетов.

Казначейское обеспечение обязательств применяется и в случаях банковского сопровождения государственных контрактов в пределах суммы аванса, предусмотренного контрактом. При этом банки под сумму, гарантированную казначейским аккредитивом, при желании исполнителя могут предоставить кредит.

С 2018 года наряду с договорами, госконтрактами (соглашениями), определенными решениями Правительства РФ, средства на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности РФ, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, направляются при условии казначейского обеспечения обязательств. Следующий этап работы — проведение эксперимента в 2018 году по применению казначейского аккредитива для повышения качества управления дебиторской задолженностью по расходам федерального бюджета на 2018 год при перечислении субсидий бюджетным и автономным учреждениям, федеральным ГУПам. Задача на перспективу — обеспечить возможность применения казначейского аккредитива при перечислении любых платежей из бюджетов бюджетной системы страны.

Для этого Федеральным казначейством запланировано:

внести изменения в нормативные правовые акты, обеспечивающие введение денежных обязательств, связанных с применением казначейского обеспечения обязательств, отражение операций с ними в бюджетном учете, дополнить план счетов бюджетного учета;

обеспечить электронное взаимодействие при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов (передача специализированных электронных сообщений через систему передачи финансовых сообщений Центробанка России).

Информатизация поможет

В настоящее время особое значение придается мероприятиям по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок и интеграции бюджетного и закупочного процессов. Согласно требованиям Закона № 44‑ФЗ информация об условиях расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки с указанием размера аванса должна присутствовать во всей размещаемой в ЕИС закупочной документации, начиная с плана-графика. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2016 года № 1285, внесшее изменения в постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084, обязывает вносить в реестр контрактов информацию о размере авансового платежа в соответствии с условиями государственного контракта или об его отсутствии (в декабре 2017 года реализовано технически в ЕИС).

Первый опыт

Первый опыт применения казначейского аккредитива дал положительные результаты и позволил выявить узкие места. Так, при существующей системе оценки качества управления расходами бюджета применение казначейского аккредитива повлияло на качество финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС.

С 1 июля 2018 года вступает в силу новый порядок формирования отчета Минфина России о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС (приказ Минфина России от 29 декабря 2017 года № 264н). При расчете групп показателей качества управления расходами бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и качества управления расходами бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности осуществляется корректировка сведений, используемых при этом расчете. Корректировка делается путем вычета объема средств, предоставление которых осуществлялось в отчетном периоде в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей указанных средств, и кассового расхода, произведенного с применением казначейского обеспечения обязательств.

Аванс по 44-ФЗ в 2018 году: размер выплат в таблице

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.

Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Размер аванса по контракту 44-ФЗ

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Смотрите еще:

  • Ст94 коап рф Прокуратура района разъясняет, что согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения […]
  • Где в костроме встать на учет по беременности Женская консультация №1 мкр. 3 Давыдовский Женская консультация №1 роддома Костромы обслуживает прикрепленное женское население города. К 1-й женской консультации роддома можно проехать […]
  • Работа заместитель генерального директора чоп Работа Заместитель Директора Чоп Москва Вакансии с 1 по 4 из 4 Сортировать по: Дата | Соответствие ООО "БОРНЕО" - Москва Планирование и организация работы, инструктаж охранников; […]
  • 1 гражданский кодекс российской федерации в редакции 1 гражданский кодекс российской федерации в редакции ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 29 июля 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]
  • Военный комиссариат гМосква официальный сайт Военкоматы Москвы: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Москве. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти […]
  • План гражданский процесс с8 Готовые планы C8 по обществознанию Новый номер - 35. Общество 1) Роль семьи в жизни человека и общества2) Общественные отношения и их виды3) Общество как целостная система4) Формы […]
  • Федеральный закон о регистрации прав на недвижимое имущество 2018 Федеральный закон о регистрации прав на недвижимое имущество 2018 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Исполнение контракта по 44 фз не вовремя Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В апреле 2017 года контрагент не приступил к исполнению контракта. Указанный в контракте срок его действия на […]
admin

Обсуждение закрыто.