Налоговый кодекс российской федерации статья 219 подпункт 2

Налоговый кодекс российской федерации статья 219 подпункт 2

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в статью 219 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

См. форму Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденную приказом Минздрава РФ и МНС РФ от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 447-О положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в сумме фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

2. Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты

Текст статьи

Формы документов

Декларация 3-НДФЛ

Декларация 3-НДФЛ — это декларация по налогу на доходы физических лиц. Она подается один раз в год и в ней декларируются доходы гражданина за прошедший календарный год.

Декларацию 3-НДФЛ обязаны подавать лица, которые сами обязаны исчислить и уплатить подоходный налог от своей деятельности. Это:

  • ИП, нотариусы, адвокаты,
  • физические лица, получившие доход от продажи имущества, выигрыша в лотерее или конкурсе,
  • налоговые резиденты, получившие доход от источников за пределами РФ,
  • и другие категории лиц, перечисленные в пункте 1 статьи 228 НК РФ.

Остальные физические лица не обязаны подавать декларацию — обычно за нас декларирует доходы наш работодатель (это называется налоговый агент). Но мы можем ее подать, если нам нужно получить налоговый вычет по налогу (чаще в разговоре это называют «вернуть подоходный налог»). Налоговые вычеты бывают стандартные, социальные (на обучение, лечение, благотворительность и пр.), имущественные (продажа и покупка недвижимости и другого имущества) и профессиональные (авторские изобретения, договоры по гражданско-правовым договорам, в отдельных случаях — ИП) .

Срок подачи декларации 3-НДФЛ — 30 апреля следующего года. НО!

На граждан, представляющих налоговую декларацию за год только с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ, установленный срок подачи декларации — 30 апреля — не распространяется. Декларацию 3-НДФЛ для получения вычета они могут представить в течение всего года без каких-либо штрафов или пени.

Если налогоплательщик подает 3-НДФЛ и для декларирования дохода, и для заявления права на налоговые вычеты, то в этом случае он обязан представить декларацию в установленный срок — не позднее 30 апреля. За нарушение срока в этом случае может быть наложен штраф в размере не менее 1 000 рублей.

Форма декларации 3-НДФЛ и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected]

Формы декларации 3-НДФЛ


Примеры заполнения декларации 3-НДФЛ

Для возврата налога при покупке жилья
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (имущественного вычета) при покупке или строительстве жилья, например, при покупке квартиры, в формате PDF.

Для возврата налога при покупке жилья и ипотеке
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (имущественного вычета) при покупке или строительстве жилья, например, при покупке квартиры, и выплате процентов по ипотеке (выплате ипотечных процентов) в формате PDF.

Для возврата налога по расходам на обучение
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (получения социального налогового вычета) по расходам на обучение в формате PDF.

Для возврата налога по расходам на лечение
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога (получения социального налогового вычета) по расходам на лечение в формате PDF.

Для возврата налога при получении стандартного налогового вычета
Образец (пример) заполнения декларации для возврата налога при получении стандартного налогового вычета в формате PDF.

Заполнить декларацию 3-НДФЛ онлайн можно тут.

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ:
1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
благотворительным организациям;
социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 235-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 328-ФЗ).

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абзац дополнительно включен с 8 июня 2003 года Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 51-ФЗ; действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (абзац дополнительно включен с 12 января 2007 года Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 208-ФЗ).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абзац дополнительно включен с 9 июля 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 120-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

(Подпункт 3 в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2013 года.

Положения подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи со дня официального опубликования Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ и до 1 января 2013 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ.

— См. пункты 3 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 279-ФЗ.

____________________________________________________________________
4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ.

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года)
5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 177-ФЗ.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 177-ФЗ.

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ)
____________________________________________________________________
Действие положений подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 177-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, — см. часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 177-ФЗ.

____________________________________________________________________
2. Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы социальных налоговых вычетов, определенной в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 85-ФЗ.

Комментарий к статье 219 НК РФ

Порядок предоставления социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 Налогового кодекса РФ. Закон предусматривает следующие виды налоговых вычетов:
— на благотворительность;
— на лечение;
— на обучение.

Рассмотрим подробно, как налогоплательщик может получить каждый из указанных вычетов.

Социальный налоговый вычет на благотворительность
Если в течение года налогоплательщик перечислял деньги на благотворительные цели, то часть потраченных денег можно вернуть из бюджета. Налоговый вычет можно использовать, если деньги были переведены:
— организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета;
— физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;
— в качестве пожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Максимальная сумма социального налогового вычета на благотворительные цели не может превышать 25 процентов от дохода, полученного налогоплательщиком за истекший год. Социальный налоговый вычет можно применить только к тем доходам, которые облагаются налогом по ставке 13 процентов. Чтобы получить социальный налоговый вычет, нужно написать соответствующее заявление и заполнить налоговую декларацию. Кроме того, потребуется документ, подтверждающий перечисление денег на благотворительность (корешок к приходному кассовому ордеру, квитанция почтового перевода и т.п.).

Социальный налоговый вычет на лечение
Если в течение года налогоплательщик оплачивал медицинские услуги или приобретал медикаменты, то часть потраченных денег можно вернуть из бюджета. Социальный вычет на лечение с 2007 года можно будет получить не только в отношении сумм, которые потрачены в налоговом периоде на покупку лекарств и оплату стоимости лечения, но и на оплату медицинских страховок. Такие дополнения внесены в подпункт 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ. Но для этого необходимо выполнить ряд условий.

1. Воспользоваться вычетом человек может, если он оплатил свое лечение или потратил деньги на медицинские услуги и медикаменты для своих родственников (жены или мужа, родителей и несовершеннолетних детей).

2. Вычет предоставляется только в том случае, если были оплачены медицинские услуги или приобретены лекарства, которые включены в специальные Перечни, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201.

Перечень медицинских услуг, оплата которых учитывается при расчете социального вычета на лечение, следующий:
— услуги по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи;
— услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы;
— услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы;
— услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях;
— услуги по санитарному просвещению, оказываемые населению.

3. Вычет возможен, если медицинские услуги оказывала организация, у которой есть соответствующая лицензия. При этом форма собственности (государственная больница или частная клиника), а также ведомственная принадлежность значения не имеют. А вот если вас лечил частный врач, пусть даже и имеющий лицензию, то потраченные деньги вам не вернут. Дело в том, что по своему статусу врач не может быть приравнен к медицинским организациям. Следовательно, и о вычете говорить не приходится.

Что касается медицинских страховок, то чтобы рассчитывать на вычет, договор добровольного личного страхования должен предусматривать оплату исключительно услуг по лечению. И он должен быть заключен со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности.

4. Максимальный размер социального налогового вычета составляет 38 000 руб. за календарный год. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ увеличил максимальную сумму вычета до 50 000 руб. Правда, воспользоваться им можно будет, только если вы лечились, покупали лекарства и страховки в 2007 года. Если обращались в медицинские учреждения за помощью в 2003 — 2006 годах, то рассчитывать можно будет лишь на 38 000 руб. Исключение сделано лишь для так называемых дорогостоящих видов лечения. Их Перечень также утвержден уже упоминавшимся Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201. Из налоговой базы вы вправе исключить полную стоимость такого лечения — но, конечно, не больше суммы годового дохода.

5. Налоговый вычет можно сделать только из тех доходов, которые облагаются по ставке 13 процентов. Если размер вычета будет больше полученного за год дохода, то налоговая база считается равной нулю. В этом случае налогоплательщик сможет вернуть всю сумму налога, которую налоговые агенты удержали из его доходов и перечислили в бюджет в течение года. Ну а максимальная сумма, которую можно вернуть, — 4940 руб. (38 000 руб. x 13%), а с 2007 года — 6500 руб. (50 000 x 13%). Еще раз подчеркнем: данное ограничение не распространяется на дорогостоящее лечение.

6. Если лечение оплачивал не сам налогоплательщик, а, например, фирма или родственники, то вернуть из бюджета деньги не получится.

Чтобы получить социальный вычет на лечение, нужно написать соответствующее заявление в свободной форме. Помимо этого еще потребуются:
— копия договора на оказание медицинских услуг с больницей или клиникой. В договоре должны быть указаны реквизиты, подтверждающие статус медицинского учреждения, то есть номер лицензии на осуществление медицинской деятельности;
— справка об оплате медицинских услуг — если налогоплательщик хочет получить вычет на лечение. Справку выдадут в той клинике, куда человек обращался за помощью. Кстати, потребовать такую справку можно в течение трех лет после окончания года, в котором вы лечились;
— рецептурные бланки с назначениями лекарств (по форме N 107/у) — если речь идет о вычете на покупку медикаментов. На этих бланках обязательно должен стоять штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика». Он подтверждает, что человеку прописали лекарство, на стоимость которого можно получить вычет. Обратиться за таким рецептом надо к лечащему врачу. Рецепт дадут, если с момента лечения еще не прошло три года;
— документы, подтверждающие оплату лечения и медикаментов (кассовый чек, корешок к приходному кассовому ордеру, платежное поручение и т.п.). Если в чеке аптеки не указаны наименования оплаченных препаратов, то придется представить еще и товарный чек;
— копию свидетельства о браке, свидетельство о рождении налогоплательщика или о рождении его ребенка (эти бумаги понадобятся, если налогоплательщик хочет получить вычет на лечение своих родственников).

Имейте в виду, что причитающуюся к возврату сумму налога наличными не выдадут. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы у налогоплательщика, претендующего на возврат денег из бюджета, был открыт банковский счет, куда можно было бы перечислить деньги. Неиспользованный остаток социального налогового вычета на лечение на будущий календарный год не переносится.

Социальный налоговый вычет на обучение
Если в течение календарного года налогоплательщик не только работал, но и учился, то часть денег, заплаченных за учебу, можно вернуть из бюджета. Процедура возврата прописана в статье 219 Налогового кодекса. Следует обратить внимание на следующие важные моменты.

1. Максимальный размер социального налогового вычета на обучение составляет 38 000 руб. за календарный год.

2. Налоговый вычет можно сделать только из тех доходов, которые облагаются по ставке 13 процентов. Если размер вычета будет больше полученного за год дохода, то налоговая база считается равной нулю.

В этом случае налогоплательщик сможет вернуть всю сумму налога, которую налоговые агенты удержали из его доходов и перечислили в бюджет в течение года. Ну а максимальная сумма, которую можно вернуть, — 4940 руб. (38 000 руб. x 13%).

Получить вычет можно не только за свое обучение, но и за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, если они учатся на дневном отделении. Сумма вычета — расходы на обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Чтобы получить социальный вычет на обучение, нужно написать соответствующее заявление в свободной форме. Помимо этого потребуются:
— копия договора на обучение с указанием реквизитов документа, подтверждающего статус учебного заведения (как правило, это лицензия на образовательную деятельность);
— документ, подтверждающий оплату обучения (корешок к приходному кассовому ордеру, квитанция почтового перевода и т.п.).

Если же налогоплательщик хочет получить вычет на обучение своего ребенка, с него дополнительно потребуют копию свидетельства о рождении этого ребенка.

3. Имейте в виду: причитающуюся к возврату сумму налога наличными не выдадут. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы у налогоплательщика, претендующего на возврат денег из бюджета, был открыт банковский счет, куда можно было бы перечислить деньги.

4. Неиспользованный остаток социального налогового вычета на обучение на будущий календарный год не переносится.

Консультации и комментарии юристов по ст 219 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 219 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты

СТ 219 НК РФ.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи.

2. Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 — 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Комментарий к Ст. 219 Налогового кодекса

В статье 219 НК РФ идет речь о социальных налоговых вычетах.

Налогоплательщику предоставляются социальные налоговые вычеты в тех случаях, когда он несет расходы, которые связаны с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.

Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

В письме Минфина России от 30.12.2013 N 03-04-08/58234 разъясняется, что указанный в комментируемом подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Таким образом, правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться физические лица, оказывающие благотворительную помощь через организации, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение указанного социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.

Обращаем внимание, что перечень субъектов, которые в праве получить социальный вычет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закреплен в этом же подпункте, данный перечень является закрытым.

Анализируя подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, официальный орган заметил, что данным положением определен конкретный перечень лиц, сумма расходов на обучение которых уменьшает у налогоплательщика налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Вместе с тем при подготовке поправок в статье 219 НК РФ вопрос о предоставлении социального налогового вычета налогоплательщикам-супругам в сумме, уплаченной за обучение супруги (супруга), может быть рассмотрен (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-208).

В письме от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193 Минфин России пояснил, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, без ограничения по форме обучения налогоплательщика, а также право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, с ограничением по форме обучения детей (очная форма).

Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

В письме Минфина России от 28.10.2013 N 03-04-05/45702 указывается, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета в сумме расходов на обучение своего ребенка только в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на самого родителя.

В письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-04-05/37885 разъясняется, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:

— договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

— копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;

— платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовой техники, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.

Как указал налоговый орган, налогоплательщик-родитель, на которого оформлен договор с учебным заведением и платежные документы, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с тем, что ребенок обучался по вечерней форме обучения (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/[email protected]).

В письме от 20.10.2010 N 03-04-05/5-632 Минфин России пояснил, что социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка по очно-заочной форме обучения в высшем учебном заведении, не предоставляется.

Обращаем внимание, что право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры). Данной позиции придерживаются также официальные органы.

В письме Минфина России от 01.04.2014 N 03-04-05/14375 разъясняется, что право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры).

Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение, при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности, каким документом может быть подтвержден статус учебного заведения в целях использования социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, если курсы (по скорочтению), которые оплатило физическое лицо, не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, услуги курсов по скорочтению (код 8040052) относятся к услугам в области образования.

В информационном сообщении ФНС РФ от 12.01.2006 о порядке предоставления социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведен перечень документов, которые необходимы для получения социального налогового вычета, в него входят:

— заявление на предоставление налогового вычета;

— договор (контракт) (его копия) на обучение;

— копия лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения;

— платежные документы (копии), подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за свое обучение, за обучение детей (ребенка, подопечных), в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;

— справки о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного с него налога на доходы физических лиц.

В письме от 15.04.2010 N 03-04-05/7-203 Минфин России разъяснил, что в качестве «иного документа, который подтверждает статус учебного заведения», может быть принят устав бизнес-школы.

Кроме того, согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ следует, что НК РФ не ставит право на получение социального налогового вычета в зависимость от представления документов (их копий), подтверждающих статус образовательного учреждения.

Следовательно, налогоплательщик, не имеющий на руках таких подтверждающих документов (их копий), может не представлять их в налоговый орган.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом абзацы 1, 2, 5 и последний действуют в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Абзац 1 подпункта 3 статьи 219 НК РФ применяется только в отношении тех медицинских услуг, которые вошли в Перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201. На данное Постановление также обращают внимание официальные органы.

В письме Минфина России от 22.05.2014 N 03-04-06/24283 разъясняется, что если медицинские услуги по проведению медосмотра, оказанные медицинской организацией, включены в упомянутый перечень, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за оказанные услуги, он вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.

Необходимо обратить внимание, что право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, имеют налогоплательщики в части расходов на услуги по лечению только в медицинских организациях Российской Федерации, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15804).

В письме Минфина России от 25.09.2013 N 03-04-05/39799, посвященному вопросу предоставления социального вычета по НДФЛ по расходам на медицинское обследование ребенка-инвалида за рубежом, указывается, что поскольку обследование ребенка проведено за рубежом, то к расходам на проведение данного обследования социальный налоговый вычет не применяется.

На сегодняшний день часто на практике задаются вопросом о правомерности предоставления физическому лицу — налогоплательщику НДФЛ социального вычета по указанному налогу при приобретении лекарственных средств. Обратимся к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 указывается, что в случае если лекарственное средство входит в Перечень лекарственных средств, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, связанных с приобретением данного лекарственного средства.

Минфин России дополнительно уточняет, что по вопросу отнесения конкретных лекарственных средств к вышеуказанному Перечню следует обращаться в Минздрав России.

В вышеприведенном письме имеется в виду Перечень лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-04-07/2789 рассмотрен вопрос о предоставлении работникам социального налогового вычета по НДФЛ на сумму уплаченных страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования. По данному вопросу налоговый орган дал нижеследующее разъяснение.

В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и работодателем (организацией) в пользу работников, но удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик также вправе реализовать свое право на получение указанного налогового вычета.

Следует иметь в виду, что социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов по упомянутым договорам, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно медицинских услуг, путем подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Также в письме Минфина России от 07.08.2013 N 03-04-05/31878 указывается, что налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов по договорам добровольного медицинского страхования своих супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно услуг по лечению, путем подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Абзац 1 подпункта 4 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Как заметил Минфин России, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению (см. письмо от 13.08.2010 N 03-04-06/7-176).

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 13.08.2010 N 03-04-06/7-177, от 06.08.2010 N 03-04-06/7-168.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности о том, может ли быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу, до окончания налогового периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.1 НК РФ внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства, подтверждающую неполучение социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, негосударственный пенсионный фонд, соответственно, не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с СК РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 комментируемой статьи.

Социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ был введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В письме Минфина России от 26.07.2013 N 03-04-06/29815 уточняется, что, если взносы в негосударственный пенсионный фонд удержаны из заработной платы в мае, а перечислены работодателем в негосударственный пенсионный фонд в июне отчетного налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены, то есть за июнь.

Обращаем внимание, что социальный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в ПФР, что соответствует позиции официальных органов.

В письме Минфина России от 01.07.2013 N 03-04-06/25031 разъясняется, что указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Если дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии удержаны в декабре отчетного налогового периода, а перечислены работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в январе следующего налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены.

Исходя из пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а последний абзац — в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 уточняется, что согласно пункту 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 комментируемой статьи, могут быть также предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи гласит об обращении налогоплательщика НДФЛ к работодателю, но при этом не уточняет, в какой форме должно осуществляться такое обращение. В связи с этим можно предположить, что работник-налогоплательщик обращается к работодателю с целью реализации своего права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в свободной форме, например, в виде заявлении.

Смотрите еще:

  • Денежное довольствие гражданского персонала Финансово-экономическая деятельность Оклад месячного денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, ежемесячные и иные дополнительные выплаты Нормативные […]
  • Снять с гку земельный участок Как погли снять участок с кадастрового учета и как его восстановить в учете У моей мамы есть св-во на зем. участок выданный в 2005 году. Никаких действий с данным участком не производили, […]
  • Ук рф 290 консультант Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 г. Москва "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных […]
  • Фз присяжные заседатели Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 […]
  • Мировой суд прием граждан Мировой суд прием граждан Уважаемые посетители сайта! На период отпуска мирового судьи судебного участка № 2 Борисовского района Тимофеевой Л.Н., с 22.10.2018 года по 02.11.2018 года […]
  • Налоговую базу по ндфл не уменьшают профессиональные налоговые вычеты Налоговая база по НДФЛ Актуально на: 17 февраля 2017 г. При определении налоговой базы по НДФЛ в нее должны включаться доходы, полученные налогоплательщиком и в денежной форме, и в […]
  • Фз о вв мвд рф ст 24 Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 6 […]
  • Задать вопрос по работе холодильника Вопрос-ответ Алексей | 22-02-2018 У меня холодильник самсунг rl 34e, под морозилкой иногда скапливается вода и в самой морозилке появляется лёд (внизу морозилки). Решил проверить ТЭН. […]
admin

Обсуждение закрыто.