2822 коап рф

Дело № 5-2822/2014

Общества с ограниченной ответственностью «Транспромжилстрой-2005»,

У С Т А Н О В И Л:

. в достоверно не установленное время, действуя в нарушение правил охраны линий или сооружений связи, в результате строительных работ на объекте «Строительство общественно-жилого комплекса в квартале находясь по адресу: г. ООО «Транспромжилстрой-2005» допустило повреждение кабельной канализации и расположенных в ней кабелей связи, принадлежащих ОАО «Ростелеком», что вызвало прекращение связи.

В судебном заседании представитель ООО «Транспромжилстрой-2005» Михайлова Ю.В. вину в совершении административного правонарушения признала, просила заменить лицо, привлекаемое к административной ответственности и привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.13.5 КоАП РФ начальника строительного участка вместо ООО «Транспромжилстрой-2005». Поскольку он в силу своей должностной инструкции несет ответственность за ненадлежащее осуществление работ.

Суд, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что ООО «Транспромжилстрой-2005» подлежит привлечению к административной ответственности.

Вина ООО «Транспромжилстрой-2005» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.5 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела:

— протоколом об административном правонарушении года, согласно которого представитель ООО «Транспромжилстрой-2005» возражений на протокол не представил;

— письмом, согласно которого ООО «Транспромжилстрой-2005» при проведении работ по вывозу допущены нарушения Правил охраны линий и сооружений связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от . ООО «Транспромжилстрой-2005» в нарушение п.п.18,19,23,24,30,36 Правил до начала работ не был вызван представитель оператора связи, не выполнены мероприятия по защите действующих линейно-кабельных сооружений связи, работы по раскопке грунта в охранной зоне кабельных линий производилась механизированным способом. При этом порядок проведения работ не согласован. В результате проведения работ произошел пролом плиты перекрытия связного колодца и порыв телефонного кабеля. Кроме того, повреждение кабеля повлекло за собой прекращение связи. В связи с чем, просит привлечь ООО «Транспромжилстрой-2005» к административной ответственности;

— письмом ОАО «Ростелеком» в адрес Управления Роскомнадзора по области, согласно которого» представлены: свидетельство о государственной регистрации права от о присвоении адреса от расположения телефонной канализации, которые подтверждают принадлежность телефонной канализации ОАО

— свидетельством о государственной регистрации права от года, согласно которого линейно-кабельное сооружение связи, включающее телефонную канализацию, протяженностью, адрес объекта г.;

— г., согласно которого линейно-кабельному сооружению связи, включающему в себя телефонную канализацию, протяженностью 65789,8 п.м. из асбестоцементных труб диаметром 110м, 1234 колодца;

— схемами расположения телефонной канализации, на которых отображено расположение телефонной канализации по адресу г а также место повреждения линии и сооружения связи;

— актом о нарушении правил охраны линий и сооружений связи РФ от года, согласно которого при выполнении работ по вывозу мусора погрузчиками года в мин в охранной зоне телефонной кабельной канализации по адресу ГП допущено нарушение Правил охраны линий и сооружений связи РФ, вызвавшее повреждение линейных сооружений связи. Обстоятельства и характер повреждений: пролом плиты перекрытия связного колодца, повреждения телефонного кабеля. Порядок работ не согласован. Причинены следующие повреждения линейно-кабельным сооружениям связи: Пролом плиты перекрытия связного колодца ККС-4, порыв в телефонном кабеле (48013). Лицо допустившее нарушение правил охраны ООО «Транспромжилстрой-2005»;

-письмом» в адрес ООО «Транспромжилстрой-2005», согласно которого ООО «Транспромжилстрой-2005» направляется акт о нарушении правил охраны линий и сооружений связи от с требованием подписать акт и направить в адрес ОАО

— выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на года, согласно которого ОГРН директором ООО «Транспромжилстрой-2005» является , общество является действующим и осуществляет производство общестроительных работ по возведению зданий;

— предписанием о запрете работ в охранной зоне кабеля связи года, согласно которого» запрещается дальнейшее проведение работ и предлагается в срок до года устранить допущенные недостатки;

-инвентарной карточкой учета объекта основных средств, согласно которой магистральная кабельная линия абонентского доступа, 81/3 стоит на инвентарном учете в ОАО»

Оснований ставить под сомнение указанные доказательства у суда не имеется.

В соответствии с «Правилами охраны линий и сооружений связи РФ» утвержденными Постановлением правительства РФ от 0 нарушены следующие требования Правил:

Согласно пунктов 22-24, 36, 44-45, 48-49 Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 0 , (производители работ (мастера, бригадиры, машинисты землеройных, сваебойных и других строительных механизмов и машин) до начала работ в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи и радиофикации, трасс подземных кабелей связи и линий радиофикации, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи. Кроме того, указанные лица должны быть предупреждены об опасности поражения электрическим током, о необходимости учитывать наличие на линиях связи и линиях радиофикации опасного для жизни людей напряжения и о возможности повреждения указанных линий связи и линий радиофикации);

Заказчики (застройщики), производящие работы в охранной зоне, не позднее чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ сообщают телефонограммой предприятию, эксплуатирующему линию связи или линию радиофикации, о дне и часе начала производства работ, при выполнении которых необходимо присутствие его представителя;

В случае неявки на место работ представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, заказчик (застройщик) обязан в течение суток сообщить об этом телефонограммой руководителю данного предприятия.

В случае повреждения кабельной линии связи или линии радиофикации организация, осуществляющая строительные работы, обязана немедленно сообщить о повреждении предприятию, эксплуатирующему линию связи или линию радиофикации, владельцам этих линий либо ближайшему предприятию связь, а также оказать помощь в быстрейшей ликвидации аварии, включая выделение рабочей силы и механизмов;

В случае, если по территориям строительных площадок проходят линии связи и линии радиофикации, в проектах и сметах строительства объектов по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии, должны предусматриваться необходимые мероприятия по обеспечению сохранности указанных линий или их перенос до окончания работ;

Юридические и физические лица, проводящие вне охранных зон линий связи и линий радиофикации какие-либо работы, которые могут вызвать механическое повреждение этих линий или оказать на них электрическое воздействие, обязаны извещать предприятия, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, о времени и месте производства работ и порядке наблюдения за их проведением, при этом они несут транспортные расходы по проезду в оба конца представителей указанных предприятий, если расстояние от места нахождения этих предприятий до места проведения работ составляет 5 и более километров. Юридическим и физическим лицам, рекомендуется заключать с предприятиями, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации, договор о техническом надзоре за сохранностью указанных линий и сооружений связи и радиофикации, который оплачивается по соответствующей статье сметы расходов на производство работ.

В пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается.

Юридическим и физическим лицам запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что своими действиями ООО «Транспромжилстрой-2005» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.5 КоАП РФ — нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало прекращение связи.

Из пояснений представителя ООО «Транспормжилстрой-2005», письменных материалов дела установлено, что ООО «Транспромжилстрой-2005» производило работы по адресу по вывозу мусора погрузчиками, в результате чего возник пролом плиты перекрытия связного колодца ККС-4, порыв телефонного кабеля , что вызвало прекращение связи.

Производство вышеуказанных работ ООО «Транспромжилстрой-2005» осуществлено без уведомления о дне и часе начала производства работ, письменное согласование» на производство работ не выдавалось, вызов представителя ОАО «» на производство работ для осуществления технического надзора за соблюдением мер по обеспечению сохранности линий и сооружений связи во время выполнения работ в их охранных зонах не был осуществлен. Учитывая, что в результате незаконных действий ООО «Транспромжилстрой-2005» возникло прекращение связи, суд находит вину ООО «Транспромжилстрой-2005» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.5 КоАП РФ установленной.

Довод представителя ООО «Транспромжилстрой -2005» о замене лица, привлекаемого к административной ответственности и привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.13.5 КоАП РФ начальника строительного участка вместо ООО «Транспромжилстрой-2005 как ответственного за ненадлежащее осуществление работ суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо

Согласно ст.2.4., 2.10 КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические так и физические лица.

Замена лица, привлекаемого к административной ответственности в административном производстве не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, суд не вправе заменить лицо, привлекаемое к административной ответственности ООО «Транспромжилстрой-2005» на

Признание представителем ООО «Транспромжилстрой-2005» вины в совершении административного правонарушения, мировой судья признает, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Транспромжилстрой-2005», в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, суд также усматривает.

При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и считает возможным назначить ООО «Транспромжилстрой-2005» наказание в виде минимального размера наказания, предусмотренного санкцией ч.2 ст.13.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.13.5 ч.2, 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

Общество с ограниченной ответственностью «Транспромжилстрой-2005» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.5 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, который взыскать в доход государства.

Привлечение по ст 8. 2. КоАП РФ

ООО ведет исключительно образовательную деятельностью, подготовка и переподготовка водителей ТС.

23 мая 2014 г. Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области была проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлены следующие нарушения:

Вообще не пойму и столкнулась впервые. грозят штрафом в 250 000 т.р.

Ответы юристов (12)

Здравствуйте, Ирина! Срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ — 1 год. 2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в не соблюдении экологические и санитарно-эпидемиологические требований:

1) ст. 51 Закона об охране окружающей среды о том, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

2) при сборе, складировании отходов (после того как они уже были использованы в ходе производства и потребления), их дальнейшем использовании (если это возможно), сжигании (в т.ч. и в домашних условиях, и на даче, и в сельской местности), переработке (в т.ч. и кустарным образом), обезвреживании (в т.ч. и в специальных местах, контейнерах, ангарах, бункерах и т.п.), транспортировке (любым видом транспорта), захоронении или ином обращении (например, распылении, использовании в качестве удобрений, средств борьбы с насекомыми);

3) при обращении с любыми иными опасными веществами (например, серной кислотой, радиоактивными веществами, отравляющими веществами).

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда допущено любое из указанных действий (бездействие).

Из акта Министерства природных ресурсов РФ не следует о наличии в действиях (бездействиях) организации состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Откуда у Вас информация о протоколе по 8.2 КоАП РФ?

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Договор на вывоз и утилизацию отходов у Вас есть? или вывозите сами? И где у Вас отходы какие либо хранятся или складируются?

Здравствуйте!

Среди требований,
которые орган надзора считает Вами нарушены – это следующие положения:

Индивидуальные
предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами,
обязаны:

соблюдать
экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством
Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать
проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения
количества их образования;

внедрять
малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить
инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить
мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов
размещения отходов;

предоставлять в
установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать
требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и
принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае
возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые
наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу
физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом
федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления (ст.11Федерального закона от 24.06.1998 N
89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»);

«Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются
отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к
конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области
охраны окружающей среды.

На отходы I — IV
класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV класса
опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов,
оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы
паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о
составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской
Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам
измерений.

Деятельность
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются
отходы I — IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии
технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I — IV класса опасности (ст.14);

В целях обеспечения
охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и
среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего
предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (ст.18),
и другие.

Т.е., если в
процессе Вашей деятельности образовывались отходы по соответствующим классам
опасности, то соблюдать требование данного закона и подзаконных ему актов (постановления
Правительства), Вы были обязаны.

Если же в деятельности Вашей организации данных отходов не образовывалось, то не понятно
по каким данным проводилась данная проверка, как ее предмет соотносился с Вашей
деятельностью
. Возможно, что данный акт был составлен и в целях склонения Вас к взятке. Поэтому если, очевидно, что отходы в Вашей деятельности отсутствовали,
то пишите жалобу в прокуратуру о незаконных действиях органа надзора. Также данные действия можно обжаловать в судебном порядке.

Ст282 коап рф ч4

Какое наказание грозит по ч 1 ст 282 УК РФ?

Здравствуйте подскажите, был наложен административный штраф в размере 3000 рублей по статье 20.29 коап, спустя 1,6 года предъявляют статью 282 ч 1. За размешееие в сети интернет, по этому же делу почему вынесен штраф. Возможно ли такое если изначально был административный штраф?. Что нужно делать в данной ситуации?есть ли сроки давности?

Ответы юристов (3)

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

УК РФ, Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», -наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

КоАП РФ, Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Это два разных состава, привлечения к ответственности, — административное правонарушение предусмотренное ст. 20.29 и уголовное наказуемое деяние предусмотренное ст. 282 УК РФ.

Преступление предусмотренное ст. 282 ч.1 УК РФ относится согласно ст. 15 УК РФ к категории средней тяжести,

УК РФ, Статья 15. Категории преступлений

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.

Срок давности согласно ст. 78 УК РФ за совершение преступление средней тяжести — шесть лет.

УК РФ, Статья 78. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Вам нужно обратиться к адвокату, который изучив административные материалы уголовного дела сможет квалифицированно осуществить защиту при производстве предварительного следствия и рассмотрения дела в суде..

Есть вопрос к юристу?

Любовь срок давности ч 1 ст 282 УК РФ составляет 6 лет так как это преступления средней тяжести;

Любовь первом случае было административное дело и совершенно по другому делу, а во втором случае уголовное дело и совершенно по другому делу.

Хотя было совершено одно действие, оно трактуется по разному уголовном и административном праве.

Здравствуйте. Для того, что-бы понять подлежит ли человек к ответственности в такой ситуации нужно изучить постановление о привлечении к адм. ответственности и документы относяциеся к обвинению по текущему уголовному делу. Дважды привлекать к ответственности за одно деяние нельзя и если привлекают за то-же самое, можно оспорить второе привлечение (если административное постановление не отменено), но возможны нюансы, поэтому нужно изучать документы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Комментарии к ст. 282 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

2. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются отношения, характеризующие конституционный принцип запрета пропаганды или агитации, возбуждающих национальную, расовую, религиозную или социальную ненависть и вражду, а также дискриминацию и унижение людей по политическим, этническим, социальным и иным признакам.

3. Объективная сторона характеризуется действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Указанные деяния могут совершаться как отдельно, так и в сочетании друг с другом (например, возбуждение ненависти и унижение достоинства по признакам национальности и происхождения). Главное, они создают ситуацию стойкого отношения ненависти или относительно длительного состояния вражды по указанным в комментируемой статье основаниям (насильственные действия, разрушение культовых сооружений, воспрепятствование совершению национальных или религиозных обрядов и т.д.).

При оценке деяния надо иметь в виду, что оно основывается на оценке отдельной личности как представителя той или иной нации, расы и т.д., а не на обобщающих ее характеристиках.

Преступление имеет место только в том случае, если указанные в комментируемой статье действия совершены публично (см. комментарий к ст. 280) или с использованием средств массовой информации (см. комментарий к ст. 129).

4. Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения описанных в комментируемой статье действий, независимо от того, что цель виновным не достигнута — ненависть или вражда между указанными группами людей не возникла.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 комментируемой статьи указано совершение рассматриваемого преступления: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой.

Под применением насилия понимаются причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также любые иные насильственные действия, не повлекшие вреда здоровью. В последнем случае они не должны содержать состав более тяжкого преступления (например, истязание, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы — п. «з» ч. 2 ст. 117).

Содержание остальных квалифицирующих признаков аналогично содержанию одноименных обстоятельств в других составах преступлений.

protivkart.org

Что является экстремизмом или призывом к экстремизму/терроризму?

Признаки составов преступлений, которые могут быть совершены с использованием сети «Интернет», содержат несколько статей уголовного кодекса:

  • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ч.2 ст. 205.2 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч.2 ст. 280 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ч.2 ст. 280.1 УК РФ);
  • действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ч.1 ст. 282 УК РФ);
  • отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны (ч.1 ст. 354.1 УК РФ).

Помимо уголовной предусмотрена также и административная ответственность по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (за пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики нацизма, экстремистских организаций, а также запрещенных к демонстрированию федеральными законами) и по ч.1 ст. 20.29 КоАП РФ (за массовое распространение экстремистских материалов из федерального списка таких материалов на сайте Минюста, а также их производство либо хранение в целях массового распространения).

Что должны учитывать суды при рассмотрении дел об экстремистских репостах?

До недавнего времени было опубликовано два постановления Верховного суда, которые разъясняют вопросы применения права по делам об экстремизме и терроризме, однако в них практически не раскрываются особенности дел, вытекающих из совершения преступлений (правонарушений) такой направленности с использованием сети «Интернет». Поэтому в 3 ноября 2016 года Верховный суд опубликовал постановление о внесении изменений в документы, изданные ранее, в котором были учтены их недостатки, а также позиция правозащитников по некоторым вопросам.

Ранее в отношении деяний экстремистской направленности ВС РФ разъяснил только то, что массовое распространение экстремистских материалов является уголовным преступлением или административным правонарушением в зависимости от направленности умысла распространителя. В случаях, когда материалы распространяются с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц, деяние должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ (п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11).

В новом Постановлении ВС РФ «О внесении изменений в постановления Пленума ВС РФ от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в частности, отмечается рост числа осужденных за распространение экстремистской информации, когда она не создавалась лицом, а лишь размещалась в сети «Интернет», то есть посредством «репоста» на своей странице в соцсетях.

При этом зачастую осужденные не выражали своего отношения к размещенной ими информации, тогда как в соответствии с последними изменениями судам при оценке направленности действий лица будет необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать контекст, форму и содержание информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней.

Также разъяснено, какие высказывания следует считать направленными на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ): высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии. Кроме того, разграничены понятия публичного призыва и подстрекательства к нарушению территориальной целостности РФ (ч. 4 ст. 33 УК РФ, ст. 280.1 УК РФ).

Что нельзя публиковать в соцсетях?

Контроль за распространением информации в интернете и, в частности, в социальных сетях, с каждым годом становится строже. Судебная практика знает немало случаев, когда к уголовной ответственности были привлечены и авторы экстремистских постов, и те, кто сохранял эти материалы на своей странице (сделал репост). Важно знать, что уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность для граждан может наступить не только за размещение экстремистских материалов, но и за оскорбление чувств верующих, клевету, распространение порнографии и пиратского контента, оскорбление, публикацию чужих изображений и т.д.

Распространение экстремистских материалов

Наиболее часто суды рассматривают дела о распространении в социальных сетях экстремистских материалов и призывов. В законодательстве РФ экстремизмом называют следующую публичную деятельность:

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение преступлений и правонарушений по указанным мотивам, а также по мотивам политической и идеологической ненависти или вражды;
  • оправдание и пропаганда таких крайних политических явлений, как фашизм, национал-социализм, терроризм, пропаганда и демонстрация связанных с ними атрибутики и символики;
  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
  • воспрепятствование реализации гражданами их избирательных прав и законной деятельности госорганов, избиркомов, общественных и религиозных объединений или иных организаций, сопряженное с насилием либо угрозой его применения;
  • заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или субъекта РФ, в экстремистской деятельности;
  • призывы к осуществлению всех указанных выше деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, их изготовление или хранение в этих целях (к таким материалам относится информация в любом виде на любом носителе, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающая или оправдывающая ее необходимость;
  • организация, подготовка, финансирование указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
  • Наказание за деяния, в которых содержатся признаки перечисленных составов преступлений, совершенные с использованием сети Интернет, предусмотрено несколькими статьями Уголовного кодекса РФ.

    Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), а также действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст. 280.1 УК РФ), наказываются обязательными работами на срок до 480 часов либо лишением свободы на срок до 3 лет. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ) влекут штраф до 500 000 рублей или в размере зарплаты за период до трех лет либо лишение свободы на срок до 5 лет. Во всех случаях в виде наказания могут быть назначены различные виды работ и лишение права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности.

    На официальном сайте Минюста России размещен список экстремистских материалов, которые признаются таковыми федеральными судами по месту обнаружения материалов. Список постоянно обновляется и включает в себя уже около 4000 материалов. Порядок ведения списка регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 г. N 289. Распространение таких материалов влечет административную ответственность и для физических, и для юридических лиц по ст. 20.29 КоАП РФ. Для граждан установлено наказание в виде штрафа до 3 тысяч рублей либо ареста на срок до 15 суток.

    Поддержка сайта Protivkart.org

    Яндекс-деньги 410011074881635

    [/tags][edit-date]
    Новость отредактировал — [edit-reason]

    Правовые проблемы борьбы с религиозным экстремизмом

    Религиозно-мотивированные преступления экстремистской направленности в зависимости от способов выражения экстремизма в диспозициях норм уголовного закона могут быть классифицированы на следующие виды:

    — преступления, независимо от родовой и видовой принадлежности, в которых экстремизм выступает в качестве мотива, относящегося к обстоятельствам, отягчающим наказание (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ);

    — преступления, в которых экстремизм выступает в качестве квалифицирующего признака их составов (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, абз. 1 ч. 4 ст. 150, п. «б» ч. 1 ст. 213, абз. 1 ч. 2 ст. 214, п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ);

    — организованные преступления, в которых экстремизм может выступать обстоятельством, отягчающим наказание (ст. ст. 210, 239 УК РФ);

    — организованные преступления, в которых экстремизм выступает объективной и субъективной стороной (ст. ст. 2821, 2822 УК РФ);

    — преступления, в которых экстремизм выступает объективной и субъективной стороной (ст. ст. 280, 282, УК РФ);

    — преступления, в которых экстремизм выступает в качестве террористической деятельности (ст. ст. 205, 2051, 2052 УК РФ).

    Позицию законодателя относительно общественно опасного характера преступлений экстремистской направленности в наибольшей степени определяют следующие нормы уголовного закона, имеющие основное значение в настоящем исследовании:

    — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

    — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

    — организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ);

    — организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).

    Иные выделяемые группы составов преступлений нами анализируется лишь постольку, поскольку их сфера уголовно-правовой охраны становится объектом посягательства изучаемой религиозно-мотивированной преступности.

    Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, выражается в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. Само понятие экстремистской деятельности в Уголовном кодексе не определяется. Уяснение его содержания требует обращения к Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, формулирующему признаки данного преступного деяния, к числу которых отнесены:

    — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    — публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

    — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

    — пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    — нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    — воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;

    — воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения;

    — совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

    — публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

    — публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

    — организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

    — финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг .

    Фактически бланкетная норма Уголовного кодекса используется для установления объективных и субъективных признаков преступления в некодифицированном законе, выступающим самостоятельным источником уголовного права. Такая ситуация создаёт проблему противоречивости требованиям принципа законности, согласно которым новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом .

    Использование бланкетных норм в уголовном законе в широком ряде случаев является необходимым и обосновывается целью единообразного понимания правовых процессов, а также универсальностью юридической техники. По оценке Л.Д. Гаухмана, бланкетные нормы на сегодняшний день находятся в более чем половине всех статей УК РФ ; по мнению Н.Ф. Кузнецовой, в Особенной части УК РФ бланкетными является 65% норм . В то же время, использование бланкетных норм не может происходить вопреки принципу законности, прямо закреплённому в уголовном законе. Так, Н.И. Пикуров отмечает, что в науке российского уголовного права выделяют два вида бланкетных норм: бланкетные диспозиции и диспозиции с бланкетными признаками. В первом случае, когда речь идёт о бланкетных диспозициях используется чужое (неуголовно-правовое. – М.А.) предписание со всеми его атрибутами (ссылка на нарушение определённых правил и т.п.), во втором – используются отдельные элементы или признаки таких предписаний (употребление чужого термина и т.п.) . Иными словами, если используется бланкетная диспозиция, конкретная норма Уголовного кодекса должна содержать признаки общественно опасных последствий, при исключительном наступлении которых применяется данная бланкетная норма, отсылающая к соответствующему неуголовно-правовому предписанию. Если используется диспозиция с бланкетными признаками, конкретная норма Уголовного кодекса должна содержать общественно опасные характеристики деяния, при исключительном наличии которых бланкетная норма приобретает уголовно-правовое значение. И в первом и во втором случаях общественно опасные признаки преступления устанавливаются исключительно Уголовным кодексом. Так, А.В. Наумов отмечает: «Нормы иных отраслей права включаются законодателем в диспозиции статьи уголовного закона, и состав соответствующего преступления конструируется в этих случаях путём включения указанных норм в ткань уголовного закона» . В ст. 280 УК РФ бланкетная норма используется для формулирования всецело объективных и субъективных признаков экстремистской деятельности в 114-ом Федеральном законе, фактически приобретающим статус самостоятельного источника уголовного права наряду с Уголовным кодексом. По нашему мнению, такая ситуация создаёт проблему нивелирования действия принципа законности, требующей законодательного разрешения.

    Формулирование определения экстремистской деятельности в 114-ом Федеральном законе, одновременно создаёт конкуренцию уголовно-правовых и административных норм законодательства, что вызывает ошибки квалификации. Согласно абз. 11 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» наряду с иными деяниями под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются: «публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения». В то же время, в соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ, массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, признаётся административным правонарушением и влечёт соответствующую административную ответственность. Таким образом, определение уголовно наказуемой экстремистской деятельности содержит признаки административного правонарушения и создаёт квалификационную ошибку, оставляемую на усмотрение правоприменителя.

    Сопоставительный анализ диспозиции ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», позволяет констатировать, что приведённая норма уголовного закона фактически закрепляет признаки экстремистской деятельности. Это, в свою очередь, даёт основание заключить о нарушении принципа соразмерности санкции, как условия эффективности предупредительного потенциала уголовно-правовых норм. Так, экстремистская деятельность, предусмотренная ст. 282 УК РФ влечёт по ч. 1 наиболее строгое уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет. В то же время, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, по ч. 1 ст. 280 УК РФ наказываются максимальным сроком лишения свободы до 3 лет.

    Следующая выделяемая в предложенной нами классификации группа преступлений, в которой экстремизм выступает в качестве квалифицирующего признака, включает одиннадцать составов общественно опасных деяний, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы:

    — п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство);

    — п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

    — п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

    — п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

    — п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ (побои);

    — п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание);

    — ч. 2 ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью);

    — абз. 1 ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления);

    — п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ (хулиганство);

    — абз. 1 ч. 2 ст. 214 УК РФ (вандализм);

    — п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения).

    Исследование законодательной конструкции приведённых составов преступлений выявляет, по нашему мнению, непоследовательность в соблюдении принципа системности норм уголовного закона. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в вышеуказанных общественно опасных деяниях в качестве квалифицирующего признака, усиливающего кару уголовного наказания. В то же время, данный экстремистский мотив предусмотрен общей нормой ст. 63 УК РФ, как отягчающее обстоятельство совершения преступлений, независимо от родовой и видовой принадлежности. В результате, с позиций юридической техники, возникает неоправданное двойное предусмотрение экстремистского мотива в ст. 63 Общей части и в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, практическая целесообразность чего вызывает сомнение.

    Подобных несоответствий принципам соразмерности санкции и системности уголовно-правовых норм не возникает применительно к террористической деятельности, рассматриваемой 114-ым Федеральным законом подвидом экстремистской. В диспозициях норм Уголовного кодекса, посвященных предупреждению террористической деятельности, интенсивность наказания определяется в зависимости от степени воплощенности акта преступного поведения. Так, законодатель выделяет три уголовно-правовые формы преступлений террористического направления:

    — террористический акт (ст. 205 УК РФ);

    — содействие террористической деятельности (ст. 2051 УК РФ);

    — публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ).

    Наиболее строгое наказание в виде лишения свободы предусмотрено по ч. 1 ст. 205 УК РФ (террористический акт) сроком от 8 до 15 лет; по ч. 1 ст. 2051 УК РФ (содействие террористической деятельности) сроком от 5 до 10 лет; по ч. 1 ст. 2052 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) сроком от 2 до 5 лет . Кара уголовного наказания, таким образом, усиливается согласно законодательно выделяемым степеням реализации преступного замысла: призывы – содействие – террористический акт.

    В отношении принципа системности уголовно-правовых норм законодательный подход к формулированию составов преступлений террористической направленности также оказывается более логичным в сравнении с его подходом к экстремистской деятельности. В связи с высокой общественной опасностью террористической деятельности законодатель выделяет ряд содействующих ей составов преступлений, в которых на стадию подготовки их совершения переносит момент окончания преступной деятельности и, таким образом, криминализирует преступное деяние, предусмотренное ст. 2051 УК РФ. Этот подход демонстрирует рациональность юридической техники. В отличие от примера с экстремистской деятельностью, законодатель, преследуя цель ужесточения уголовной ответственности за террористическую деятельность, не прибегает к дублированию соответствующего мотива в статьях Особенной части УК в качестве квалифицирующего признака, а поступает намного проще и логичнее – выделяет новый состав и криминализирует в нём общественно опасную подготовительную преступную деятельность.

    В Общей части Уголовного кодекса чётко разграничиваются формы и виды соучастия. По степени согласованности действий соучастников ст. 35 УК РФ различает: группу лиц, группу лиц по предварительному сговору, организованную группу и преступное сообщество (преступную организацию). В ч. 1 ст. 2821 УК РФ указывается: «Создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы…». Такая диспозиция смешивает разные виды соучастия, что создаёт коллизию норм Общей и Особенной частей УК. Становится не ясно: рассматривает ли законодатель экстремистское сообщество разновидностью организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) и соответственно нормы какой части ст. 35 УК РФ правомерно распространять на ст. 2821 УК РФ? В соответствии со ст. 35 УК преступное сообщество (преступная организация) создаётся для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. В ст. 2821 УК создание экстремистского сообщества имеет своей целью подготовку или совершение преступлений экстремистской направленности. Понятие преступлений экстремистской направленности приводится в ч. 2 примечания к ст. 2821 УК, в которой данной категорией охватываются общественно опасные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ. В Особенной части УК РФ, содержится, как указывалось, одиннадцать составов преступлений, предусматривающих соответствующий экстремистский мотив в качестве квалифицирующего обстоятельства. При этом, только следующие четыре из них могут быть отнесены к категории тяжких или особо тяжких:

    — п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство) наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью;

    — п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) наказываются лишением свободы на срок от трёх до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового;

    — п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание) наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет;

    — абз. 1 ч. 4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Если соблюдать правило квалификации о примате Общей части Уголовного кодекса, ст. 2821 УК нельзя будет использовать при квалификации по оставшимся семи составам преступлений экстремистской направленности, предусматривающим соответствующий экстремистский мотив. Правоприменителю остаётся сделать исключение из правила о соотношении предписаний Общей и Особенной частей УК РФ и утверждать, что в нормах ст. 2821 УК речь идёт о создании организованной группы, «исправляя» законодателя . Следовательно, диспозиция ст. 2821 УК, в части определения понятия экстремистского сообщества, не согласуется с нормами Общей части УК, определяющими виды соучастия, что заведомо создаёт квалификационные ошибки.

    В соответствии с изменениями российского уголовного закона, внесёнными Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 03.11.2009 № 245-ФЗ преступное сообщество (преступная организация) создаётся для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Данный признак в определение экстремистского сообщества и преступлений экстремистской направленности законодателем не внесён.

    Не всякая экстремистская деятельность совершается для получения финансовой или материальной выгоды. Так, например, исследуемая форма религиозно-мотивированной преступности может быть мотивирована религиозными целями. Это исключает возможность распространения нормы ст. 35 УК РФ о преступном сообществе (преступной организации) на выделяемые его (её) подвид в ст. 2821 УК об экстремистском сообществе. Создаётся неясность в характере соотношения общей нормы о преступном сообществе (преступной организации), приведённой в ст. 35 УК и нормы об экстремистском сообществе, содержащейся в ст. 2821 УК. Возникает очередная квалификационная ошибка, оставленная на произвол правоприменителя.

    Введение ст. 2821 в УК РФ фактически устанавливает уголовную ответственность за ранее криминализированное деяние, предусмотренное ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём (ней)). Системный анализ диспозиций статей 2821 и 210 УК позволяет установить их различие лишь в направленности преступного деяния. Экстремистское сообщество создаётся для совершения преступлений экстремистской направленности, а преступное сообщество для совершения тяжких либо особо тяжких преступлений, причём для получения прямо или косвенно финансовой или материальной выгоды. Статьи 2821 и 210 УК соотносятся, таким образом, как перекрывающиеся части одного целого, что неизбежно создаёт трудность и ошибки квалификации.

    Возникает коллизия также с введением ст. 2822 в российский уголовный закон. Согласно ч. 4 ст. 35 УК преступное сообщество (преступная организация) представляет собой самостоятельный выделяемый законодателем вид преступного соучастия. Выделяя в статьях 2821 и 2822 УК экстремистское сообщество и экстремистскую организацию в качестве двух различных видов соучастия в экстремистской деятельности, уголовный закон оставляет неразрешённым вопрос о соотношении признаков общего понятия преступного сообщества (преступной организации) формулируемого в ч. 4 ст. 35 УК РФ с данными видами новых организационных форм преступности. В результате появляется казуальность уголовно-правовых норм, неоправданно усложняющая квалификацию и влекущая ошибки в правоприменительной деятельности.

    Сложность квалификации исследуемой категории преступности создает также использование законодателем для описания разновидностей соучастия в экстремистской деятельности правовых категорий различной отраслевой принадлежности. В ст. 2821 УК используются уголовно-правовые категории, определяющие степень согласованности действий соучастников, а в ст. 2822 УК – гражданско-правовые, апеллирующие к признакам юридического лица и процедуре его государственной регистрации. Возникают неразрешённые законом вопросы:

    — охватываются ли признаки экстремистской организации понятием экстремистского сообщества, либо законодатель с термином экстремистская организация связывает процедуру государственной регистрации?

    — различает ли уголовный закон используемые в ст. 2822 категории «организация» и «объединение», не во всех случаях являющееся с гражданско-правовых позиций юридическим лицом?

    — должна ли процедура государственной регистрации юридического лица иметь значение при квалификации общественно опасных деяний, предусмотренных статьями 2821 и 2822 УК РФ?

    Использование системного метода анализа норм Уголовного кодекса дает основание заключить, что ст. 2822 вводит уголовную ответственность за деяние, субъект которого за аналогичные действия несёт ответственность по ст. 239 УК РФ (организация объединения, посягающего на личность и права граждан). Суть отличий данных составов фактически сводится к двум обстоятельствам:

    а) диспозиция ст. 2822 предполагает воссоздание деятельности организации, после вступления в законную силу решения суда о её ликвидации или запрете, в то время как диспозиция ст. 239 предусматривает соответствующую деятельность вообще, не имея в виду судебное решение;

    б) ст. 2822 выделяет разновидность соучастия в экстремистской деятельности, а ст. 239 не конкретизирует экстремистский мотив преступных действий.

    Приведённые обстоятельства обнаруживают непоследовательность юридической техники законодательного конструирования составов преступлений, устанавливающих уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности. Выделяя экстремистский мотив в качестве квалифицирующего признака составов преступлений, законодатель одновременно конструирует самостоятельные составы преступлений для учёта этого мотива. Не соблюдение строгой логичности в формулировании диспозиций норм уголовного закона влечёт трудность квалификации криминализированных деяний, вынуждая правоприменителя «подводить» материалы расследуемых дел под «хитросплетения» закона.

    Исследование особенностей религиозного экстремизма позволяет выявить несовершенство применения правовой конструкции «возбуждение ненависти или вражды», указанной в диспозиции ст. 282 УК РФ и предполагаемой законодателем во всех преступлениях, совершаемых по экстремистским мотивам. Согласно сложившемуся в доктрине уголовного права подходу, возбуждение ненависти или вражды должно выражаться в активных действиях, направленных на прямое унижение или оскорбление. Иная ситуация возникает применительно к религиозно-мотивированным преступлениям экстремистской направленности. Объективное возникновение религиозной розни в данном случае может оказаться следствием лишь позиционирования религиозного экстремизма, отрицающего столпы вероубеждения традиционно распространённого в России и на Северном Кавказе суннитского Ислама и выступающего от имени последнего. Разрешению складывающейся исследуемой проблемы может послужить индивидуализация вероучительного культа религиозных объединений.

    На основании проведённого исследования предлагаем внести следующие изменения и дополнения в законодательные нормы, составляющие правовую основу противодействия преступлениям экстремистской направленности:

    1. Перенести признаки экстремистской деятельности (экстремизма), предусмотренные абзацами 2–9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ, в статью 282 УК РФ, изложив её в следующей редакции:

    «Статья 282. Экстремистская деятельность (экстремизм).

    Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично или с использованием средств массовой информации, в том числе:

    – насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    – публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

    – возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

    – пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    – воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;

    – воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения;

    – совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации – наказывается…».

    2. Абзацы 10, 11, 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ перенести в диспозицию ст. 280 УК РФ, изложив её в следующей редакции:

    «Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

    Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а равно:

    – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

    – публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

    – публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением – наказывается…».

    3. Дополнить УК РФ ст. 2801 следующего содержания, включив в её диспозицию абзацы 13 и 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ:

    «Статья 2801. Содействие экстремистской деятельности (экстремизму).

    Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 150, 213, 214, 244 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно:

    организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

    финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг – наказывается…».

    ст. 20.29 из КоАП РФ;

    п. 1 из ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ;

    п. «л» из ч. 2 ст. 105, п. «е» из ч. 2 ст. 111, п. «е» из ч. 2 ст. 112, п. «б» из ч. 2 ст. 115, п. «б» из ч. 2 ст. 116, п. «з» из ч. 2 ст. 117, ч. 2 из ст. 119, абз. 1 из ч. 4 ст. 150, п. «б» из ч. 1 ст. 213, абз. 1 из ч. 2 ст. 214, п. «б» из ч. 2 ст. 244 УК РФ, внесённых Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24 июля 2007 г. № 211–ФЗ и включающих текст следующего содержания: «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

    5. Срок наказания в виде лишения свободы, назначаемый за преступления, предусмотренные статьями 2801, 282 УК РФ, определить сообразно степени возрастания общественной опасности деяний по аналогии, применяемой в санкциях статей 205, 2051, 2052 УК РФ в следующих размерах:

    по ч. 1 ст. 2801 – от 3 до 6 лет;

    по ч. 1 ст. 282 – от 6 до 9 лет;

    по ч. 2 ст. 2801 – от 5 до 10 лет;

    по ч. 2 ст. 282 – от 10 до 15 лет.

    6. Исключить из УК РФ:

    статьи 2821 и 2822;

    текст: «для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды» из ч. 4 ст. 35.

    7. Пункты 2, 3 ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125–ФЗ изложить в следующей редакции:

    2. Религиозные организации пользуются исключительным правом производства богослужебной литературы и учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

    3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации и указанием наименований вероисповедания и конкретной вероучительной школы, относящей себя в соответствии с внутренними установлениями к этому вероисповеданию, согласно которым определяется смысловое содержание указанных информационных источников».

    8. Внести в КоАП ст. 20.29 следующего содержания:

    «Статья 20.29. Производство богослужебной литературы и иных информационных источников ненадлежащим лицом или ненадлежащим способом.

    Производство литературы, печатных аудио- и видеоматериалов богослужебного содержания, совершённое лицом не являющимся религиозной организацией или её представителем, а равно производство или распространение литературы, печатных аудио- и видеоматериалов богослужебного содержания без маркировки о вероисповедании и вероучительной школе – наказывается…».

    Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс: Дагестанский выпуск» / Региональный информационный центр ООО «Квадро». – Махачкала. – П.1. – Ст.1.

    Уголовный кодекс Российской Федерации // Там же. – Ч.1. – Ст. 1, Ч.1. – Ст.3.

    См.: Гаухман Л.Д. Актуальные проблемы уголовного законодательства РФ и направления его совершенствования // Современные проблемы теории и практики борьбы с преступностью. Первые Кудрявцевские чтения: Сб. науч. тр. – М.: Юрайт, 2009. – С. – 113.

    См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. акад. В.Н. Кудрявцева. – М.: Городец, 2007. С. 107.

    См.: Пикуров Н.И. Теоретические проблемы межотраслевых связей уголовного права: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Волгоград, 1998. С. 9.

    А.В. Наумов. Российское уголовное право. Курс лекций. Т.1. Общая часть. – М.: Юридическая литература, 2004. – С.217.

    Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 09.12.2010 № 352-ФЗ // Указ. соч. – Ст.2, п. «а». – Ст.3, п. «а». – Ст.4.

    Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. – 2006. – № 3. – С.52.

    Смотрите еще:

    • Юрист в северном в красноярске ЗАЩИТА В СУДЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ В Салехарде местный ЧОП «Ратник» попался на картельном сговоре на торгах c предпринимателем Приказом УФАС по ЯНАО №12 от 21.03.2018 года в отношении скандально […]
    • Снять с гку земельный участок Как погли снять участок с кадастрового учета и как его восстановить в учете У моей мамы есть св-во на зем. участок выданный в 2005 году. Никаких действий с данным участком не производили, […]
    • Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон о принятии жилищного кодекса Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в последней редакции с изменениями, […]
    • Иск о разводе и разделе имущества Исковое заявление о разделе совместного имущества супругов Жовтневый районный суд г. Мариуполя Истец : Петров Иван Федорович г. Мариуполь пр-т Строителей, д.108 кв.18 Ответчица : Петрова […]
    • Бесплатное получение земельного участка иркутск Бесплатное получение земельного участка иркутск Сегодня 23 октября 2018 года Новости Право и закон Бесплатное предоставление гражданам земельных участков в […]
    • Статья 135 гпк рф комментарий Статья 135. Возвращение искового заявления 1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если: 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или […]
    • Военный комиссариат абанского района красноярский край Адреса и телефоны Военкоматов России С миру по нитке, Уважаемые Форумчане! Давайте попробуем создать электронный справочник. Пожалуйста, публикуйте здесь адреса и телефоны военкоматов в […]
    • Коап ст 1440 Коап ст 1440 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
    admin

    Обсуждение закрыто.