Земли запаса земельное право

Земли запаса земельное право

Земли запаса — Земельное право (Меденцов А.С.)

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

  1. земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;
  2. земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;
  3. земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам.

По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение. Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию в другую. При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, 3 отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земли запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования этот фонд создается за счет земель запаса. Фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских)хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

За счет земель запаса определенным категориям граждан могут выделяться участки в соответствии с Указом Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Земельное Право

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

К таким землям можно отнести:

— невостребованные части земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в долевой собственности;

— земельные участки, изъятые у правообладателей по решению судов за нарушение земельного законодательства и по другим основаниям;

— земельные участки, выкупленные у собственников органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— земли, от которых отказались правообладатели;

— земли, не унаследованные по закону или завещанные государству;

— земли, срок предоставления которых истек;

— земли, нарушенные, непригодные для использования, деградированные, зараженные и т.п.

Этот перечень можно было бы продолжить.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и иного специального назначения и других есть земли, которые никому не предоставлены для использования. Это земли, целевое назначение которых еще не определено. Это один из критериев определения земель данной категории. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса земельное право

или компетентных государственных и муниципальных органов, при добровольном отказе от земельного участка, по истечении срока предоставления участка, изъятии участка за нарушения земельного законодательства и в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованной доли.

Земли запаса — не бросовые, не бесхозяйные, они подлежат государственному кадастровому учету, могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Такие земли есть везде и находятся в постоянной динамике, переходя в другие категории земель и непрерывно в целом уменьшаясь, будучи вовлекаемыми в хозяйственный оборот и целевое использование, — но в отдельных местах увеличиваясь ввиду изменяющихся обстоятельств землепользования.

Выделение земель запаса. Выделенные в отдельную категорию земель, получившие отражение в кадастровой документации земли запаса, не отнесенные ни к одной из других категорий, не могут использоваться долговременно и целенаправленно, однако должлы подлежать учету, охране и, будучи зарезервированными, — планированию и проектированию. Не исключается их обработка под огороды, сенокошение, на этих землях возможно сооружение временных помещений. Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий.

Согласно ст. 103 ЗК предполагается целенаправленное и долговременное использование бывших земель запаса лишь после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным в ЗК порядком и ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 555) земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

Глава 16. Земли водного фонда и земли запаса

На основании Положения о порядке проведения инвентаризации земель (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12.07.1993 № 659) после проведения инвентаризации устанавливаются возможность и условия передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

Создание земельных фондов. За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.04.1996 № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. от 25.02.2003) и Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (утв. постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 № 667) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 № 249) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки согласно Указу Президента РФ от 02.02.1996 № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Готовится законопроект о резервировании земель для строительства.

16.4. Земли запаса

Прекращение аренды и перевод участка в земли запаса. Органы публичной власти пользуются правом перевода земельных участков в земли запаса. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от 08.07.1999 № 2825 ООО «Петропассаж» сроком до 31 декабря 1999 предоставлен в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом организации торговли на период проектирования. На основании данного постановления администрация г. Петрозаводска и ООО «Петропассаж» заключили договор на аренду земельного участка от 10.09.1999 г., в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает его в аренду. Стороны предусмотрели, что договор аренды заключается сроком до 31 декабря 1999 г. В нем закреплена обязанность арендатора передать земельный участок арендодателю после окончания срока действия договора или прекращения его действия по собственной инициативе.

Постановлением от 18.01.2000 глава самоуправления г. Петрозаводска продлил срок действия аренды вышеуказанного земельного участка до 1 июля 2000 г. На основании данного постановления администрация и ООО «Петропассаж» подписали дополнительное соглашение, в котором срок его действия продлен до 1 июля 2000 г.

Впоследствии главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление от 05.06.2001 об изъятии вышеуказанного участка у ООО «Петропассаж» и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса как не предоставленного физическим и юридическим лицам. В качестве обоснования принятого постановления глава самоуправления сослался на прекращение с 1 апреля 2001 г. договора аренды земельного участка от 10.09.1999.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК в случае, если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от него, предупредив об этом другую сторону за один месяц до предполагаемого отказа; а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. Администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка от 10.09.1099, предупредив ООО «Петромассаж» претензией от 22.12.2000 о прекращении договора с 1 апреля 2001 г.

Вопросы и задания для самоконтроля. Литература

4. Понятие земель запаса и их правовой режим

Такое понятие дает нам основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные земли запаса, в свою очередь, можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 ЗК РФ, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статей 80 настоящего Кодекса». И становится не вполне ясным, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье ЗК РФ и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запа- са. Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, малоосвоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России. Они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категорий для использования в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно не востребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признаются административным правонарушением и не могут рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться государственные или муниципальные органы, в введении которых находятся названные земли.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными. правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, он может быть зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается. Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные их хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землепользователями, землевладельцами (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (п. 5 Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веще- ствами)1. Недеградированные земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса находятся в ведении местных органов самоуправления. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных и муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием в другую категорию по правилам земельного законодательства (ст. 8 ЗКРФ).

Земли запаса

Земли запаса представляют собой временно или постоянно неиспользуемые земли по каким-либо причинам естественного или антропогенного характера. Правовой режим земель запаса устанавливает ст. 103 ЗК РФ, в соответствии с которой к категории земель запаса относятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Таким образом, земли запаса являются неиспользуемыми землями, для которых не определено целевое назначение. Площадь категории земель запаса в Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 102,3 млн га [1] (6% территории России).

По своему составу земли запаса неоднородны. По данным Росреестра, в состав земель запаса входят земли, занятые природными объектами, не вовлеченными в хозяйственный оборот, и представляющие собой, например, скалы, ледники, пески, галечники и т.п., а также земли под участками леса и водными объектами, не отнесенные к соответствующим категориям земель.

В земли запаса, в том числе в порядке консервации земель [2] , могут переводиться сельскохозяйственные угодья, подвергшиеся деградации в результате водной и ветровой эрозии, воздействия селей, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и т.д.; земли, подвергшиеся радиоактивному, химическому и биогенному загрязнению; земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов.

Следует иметь в виду, что до введения в действие ЗК РФ в составе данной категории учитывался неиспользуемый фонд перераспределения земель, образовавшийся в результате приватизации земель колхозов и совхозов прежде всего из невостребованных земельных долей. Действующим ЗК РФ фонд перераспределения земель был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Его формирование и использование осуществляется в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.

Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию уполномоченным органом власти в соответствии со ст. 8 ЗК РФ и Законом о переводе земель.

Особенности перевода земель запаса в другую категорию устанавливает ст. 13 указанного Закона, согласно которой перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка. Кроме того, должен быть осуществлен государственный кадастровый учет образуемого земельного участка. После чего в отношении образованного земельного участка уполномоченным органом власти принимается акт о переводе в ту категорию земель, которой соответствует цель дальнейшего использования данного земельного участка.

Исключение составляют случаи включения земель запаса в границы охотничьих угодий, использование которых может осуществляться без перевода в другие категории. Федеральными законами могут предусматриваться и иные случаи использования земель запаса без перевода в другие категории.

  • [1] Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2009 году. М., 2010. С. 8.
  • [2] См.: постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Состав земель запаса

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Смотрите еще:

  • Земельные участки в люберцах под ижс дешево Купить земельный участок в Люберцах в Люберецком районе 22 объявления за месяц по умолчанию На портале «МИР КВАРТИР» вы найдете 11 объявлений о продаже участков в Люберцах. Средняя цена […]
  • Код дохода на премию в справке 2 ндфл Код дохода премии в справке 2 НДФЛ В каких случаях не оформляется справка 2 НДФЛ? Сразу же нужно сказать о том, что если компания была признана налоговым агентом, то заполнение справок […]
  • Земельный участок чигири Публичная кадастровая карта села Чигири на 24.10.2018 Объект по этим данным не найден На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные […]
  • На сколько можно задержать аванс На сколько дней могут задержать зарплату по закону? Что говорит Закон: на сколько дней можно задержать зарплату сотруднику? Ст. 142 Трудового Кодекса России позволяет задерживать зарплату […]
  • Сколько стоит развод в одностороннем порядке Сколько стоит развод в одностороннем порядке Вы здесь: Главная Статьи Сколько стоит развод в Украине в 2018 году Сколько стоит развод в Украине в 2018 году При таком […]
  • Как заверить электронный документ Как заверить электронный документ К нам в компанию поступает много вопросов связанных с выбором технологий для проведения различных процедур заверения электронных документов, […]
  • Под отрасль муниципального права Понятие муниципального права как отрасли права Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы […]
  • Уголовный кодекс 1922 особенная часть Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство. В 1922 г. начал действовать первый УК РСФСР. В […]
admin

Обсуждение закрыто.