Ильин русский философ юрист

Ильин русский философ юрист

Иван Ильин-русский гений или предатель своей страны?

Одним из самых известных русских писателей и философов был Иван Александрович Ильин. На первом месте в его жизненном пути было философское учение. Иван Ильин-философ, придерживающийся Белого движения и подвергающий критике русскую коммунистическую власть, имел на все свой взгляд, не считаясь с общим мнением. И когда мыслитель находился при смерти, он не отказался от своих идей. Вся его жизнь представляла из себя богатых сборник невероятных событий и фактов, которые описаны в его биографии.

Иван Ильин появился на свет в дворянской семье. Его отец, Александр, крестил императора Александра Второго и работал секретарем в губернии. Мать, Каролина Швейкерт фон Штадион, была чистокровной немкой, чьи родители эмигрировали в Россию. Кроме Ивана Ильина в семье было ещё три сына. У каждого из них было желание найти свою жизненную цель, но они пошли учиться на юриста, как и их родитель.

В детстве мальчик получал классическое образование, включающее в себя изучение пяти языков. Уже во время обучения Иван Ильин сильно интересовался философским учением, но сразу после выпуска из гимназии пошел по стопам отца и братьев и поступил на юриста в Московском университете. В 1906 году он окончил учебу в университете. В этом же университете Ильина пригласили читать лекции, а спустя всего три года он занял место приват-доцента.

Славянофильство и Ильин

В 1922 году Иван Ильин был выслан из России, как русский философ, который противостоял установленному политическому режиму. И все же это не заставило Ильина отказаться от славянофильства — течения русских общих взглядов, которая отстаивала национальную самобытность и особый исторический путь развития страны.

Ильин очень любил Россию и воспринимал революцию не иначе, как болезнь своего государства, которая однажды пройдет. Находясь за границей, Иван Ильин постоянно думал о Родине и мечтал вернуться домой.

Для русского мыслителя философские высказывания были все равно, что творчество, ведь за него говорило не внешнее умение, а внутренняя сторона его души. И для него наука имела больший смысл и была важнее, чем жизнь. И на протяжении долгих лет Иван Ильин занимался поиском и постановкой главных вопросов о жизни и бытие.

Взгляд философа на национализм

На протяжении всей своей жизни Иван Александрович уделял много времени чтению книг. Он сравнивал человека, окруженного книгами и знаниями, с коллекцией цветов, которые собираются благодаря чтению. Ильин считал, что читатель обязательно должен стать в итоге тем, что извлек из книжных строк.

Философ считал, что любовь к отечественным поэтам и их творчеству поможет сохранить «русскость». Российских авторов он считал национальными пророками и музыкантами. Русский человек, влюбленный в стихи своих соотечественников, не способен изменить свою национальность, несмотря на все обстоятельства.

Антикоммунизм и фашизм

Коммунизм Ильин воспринимал с особой злостью. Он называл народ, придерживающихся этого течения, беззастенчивыми свирепыми террористами.

В тоже время Ильин преподавал в одном из русских институтов Германии, который состоял в общей Лиге Обера. Целью, этой антикоммунистической организации, было противостоять любому дипломатическому действию с Советским Союзом. Ходили слухи, будто сам философ приложил свои усилия к созданию этой организации.

О фашизме Ильин отзывался положительно, утверждая, будто это совершенно здоровое и полезное движение. По его словам, фашизм был необходим для охраны чистой нации.

Мнение ученого о неомонархизме

Иван Ильин писал о своей родине очень много писем, и его печалило, что страна потеряла своего царя. Как считал автор, Россия должна жить только под покровительством одного правителя, иначе в стране наступит хаос. Во время республиканского строя он видел свою страну не способной к существованию. Революцию Ильин видел, как нечто смертельное для своей страны. Философ был готов на любые методы, чтобы избавиться от «болезни» России, и даже объединился с организациями, поддерживающие фашизм. Ильин отказывался приспособиться к республиканской жизни и подвергал презрению соотечественников, когда те предпочли вернуться в Россию.

В тридцатых годах Ильин с радостью предвещал войну между Германией и Россией, говоря об этом на своих лекциях в институте. Сравнивая свою страну с больной матушкой, он говорил, что родительницу можно оставить одну в постели, если в этой болезни виновата она сама. Но только в том случае, если человек уходит за лекарством и врачом. И война, в его представлении, была лекарством, а Гитлер- тем самым врачом-убийцей.

Имперализм по Ильину

Россия для философа представлялась, как одно целое. Эта та страна, которую невозможно разъединить по кускам, и при этом не нанести вред остальному миру. Ильин представлял свою страну как живой организм. Он утверждал, что Россия должна существовать как могучая империя. Не интересуясь вопросом появления коммунистического движения, Ильин утверждал, что страна покрыта язвами и нуждается в лечении.

Несмотря на то, что политика и философия не кажутся близкими занятиями, для Ильина оба направления занимали особое место в его творчестве и общественной деятельности. Он посетил все европейские страны со своими лекциями, и в каждой выступал более двухсот раз до 1938 года.

Его публиковали в эмигрантской прессе, а журнал «Русский колокол» Ильин издавал самостоятельно. И все же он очень дорожил собственной внепартийностью, за что его признали нелояльным к национал-социализму. Публикации Ильина были арестованы, ему запретили преподавать и выступать в общественных местах.

После этого Ильин поспешил покинуть Германию, хотя выезд из страны был под запретом у нацистских властей. Философ переехал в Швейцарию, которая так и не вступила в войну. Несмотря на все, Иван Ильин продолжил публикацию своих антикоммунистических работ, которые печатались без подписи.

Память об ученом

В 2005 году прах Ильина и его жены был привезен в Россию, а надгробие философу были установлены по приказу самого президента страны В.В,Путина. На сегодняшний день во многих документах можно найти распространенные цитаты философа. Как человека, который боролся за православное течение в России, Ильина сейчас почитает РПЦ.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН (1883 – 1954)

Русский философ, публицист и правовед, антикоммунист и сторонник белого движения. Наибольшую известность ему принесли работы, которые посвящены юриспруденции и религиозной философии. Им было написано множество книг и статей на различных языках.

И. А. Ильин родился 29 марта 1883 в семье присяжного поверенного Александра Ильина и Екатерины Ильиной. Иван Александрович был младшим среди трех братьев – Алексея и Александра, которые позже станут юристами.

Иван Александрович получил первичное образование в московской гимназии, которую окончил с отличием. Позже Ильин поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания обучения Иван Александрович продолжил работу в своей alma mater для получения профессорского звания. Уже в 1909 г. Иван Александрович становится магистром государственного права, а в 1910 г. начинает читать свой первый курс лекций. В этом же году И. А. Ильин отправляется в западную Европу, чтобы поработать в немецких, итальянских и французских университетах.

В 1913 г. Ильин возвращается в Москву, а в 1914 г. выходит в свет первая из шести работ, посвященных гегельянству, которая принесла ему заслуженный успех и уважение в научной среде. С началом Великой войны Иван Александрович проникается чувством патриотизма, в связи с чем выходит ряд работ, что анализируют войну с философской точки зрения.

Февральская революция заставляет Ивана Александровича задуматься над государственно-правовым устройством России. Негативную реакцию философа вызывает октябрьский переворот, но Ильин остается в России вплоть до 1922 г., когда его и большую часть интеллигенции выслали из страны. После этого Ильин становится профессором в Русском научном институте в Берлине, где работал и активно критиковал коммунистическую идею вплоть до 1934 г. Приход к власти национал-социалистов в Германии заставил его отправиться в Швейцарию, где он продолжал вести научную деятельность. В Швейцарии он прожил вплоть до смерти в декабре 1954 г. В 2005 г. останки Ивана Александровича Ильина были перезахоронены в Москве.

Основные произведения

1. Понятия права и силы // Вопросы философии и психологии. — М., 1910. — Кн. 101 (2). — С. 1—38.

2. Основное нравственное противоречие войны // Вопросы философии и психологии. — М., 1914. — В. 125 (5). — С. 797—826.

3. Общее учение о праве и государстве / Основы законоведения. Часть I. — М.—Пг., 1915. — С. 1—106.

4. Проблема оправдания мира в философии Гегеля // Вопросы философии и психологии. — М., 1916. — В. 132—133 (2—3). — С. 280—355

5. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том первый. Учение о Боге. — М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. — 301 с.

6. О сопротивлении злу силою. — Берлин, 1925. — 221 с.

7. Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг. — Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956. — Т. 1. — 346 с.

8. Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг. — Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956. — Т. 2. — 337 с.

9. Аксиомы религиозного опыта. АСТ, 2002, — 592 с.

10. О сущности правосознания. — Мюнхен, 1956. — 223 с.

Основные идеи

Иван Александрович Ильин особое внимание уделяет государственному устройству Российского государства. Ильин придавал больше значение государству как инструменту, который совершенствует общество. Он считал, что государство ответственно за судьбы народа. В связи с этим Ильин подготовил собственную теорию государства и его функций в своей работе «О сущности правосознания». Идея состоит в том, что государство играет первостепенную роль в процессе морального совершенствования человечества. Будучи убежденным консерватором, Ильин отвергал универсальность демократии. Он полагал, что для каждого народа существует своя оптимальная форма государства. В частности, Ильин отвергал республиканизм в российской действительности. Несмотря на это, Ильин был «непредрешенцем» относительно будущей формы государства российского. Ильин предлагал систему «аксиом власти», согласно которым можно было оценить эффективность власти. Было выделено три аксиомы: правовая полномочность и духовная компетентность власти, привлечение лучших людей к власти, следование власти единой цели и общему национальному интересу. Среди них также указываются следующая: реальность и осуществимость декларируемой и реальной политики власти.

Огромную важность для юридической науки составляет одна из главных работ жизни Ильина – Основной закон России. Это есть проект конституции, который разрабатывался для посткоммунистической России. В проекте нашли свою реализацию все конституционно-правовые идеи И. А. Ильина. Философ объявлял Россию в своей конституции правовым союзом, в котором каждый гражданин будет иметь свои права и обязанности, что устанавливаются исключительно законом. Ко всякой форме беззакония Ильин относился с презрением, он говорил, что праву должны быть подчинены «все без исключения». Необходимо отметить, что Ильин ставил общие интересы выше частных, что шло в разрез с европейской буржуазной мыслью того времени. Он полагал, что России необходима сильная государственная власть, что обусловлено огромной территорией, многообразием национальным и религиозным и т. д. Глава государства в идеях Ильина является связующим звеном, символом примирения и общенародного согласия. Слабую власть Ильин назвал самообманом. Стоит отметить, что сильная власть не является военной, бюрократической или полицейской. Ильин говорит о том, что сильная власть диктаторского типа должна вобрать в себя лучшие черты демократии.

Размышления об избирательных правах приводят к философа к мысли, что они не могут быть всеобщими. Он предлагает ввести различного рода цензы: непорочность, образовательный минимум, имущество. При этом имущественный ценз не должен иметь решающего значения. Несмотря на эти ограничения, граждане должны иметь равный доступ к избирательным правам вне зависимости от национальности или религиозных убеждений. Кроме того, Ильин считал, что избирательное правое есть и обязанность. Характер выборов должен быть открытым, за подписью, но давление на избирателей должно уголовно наказываться.

Немаловажную роль занимают рассуждения о свободе. Ильин считал, что существует два вида демократии: творческую и формальную. Первая – это демократия западной Европы, в которой опора на количество (имеется в виду население) вытеснила качественную составляющую развития. Вторая, творческая, демократия – это демократия, которая призвана воспитывать граждан нравственно, духовно. Эта концепция сопоставима с идеями Ж. Ж. Руссо о развивающей демократии. Ильин считал, что народ должен ценить свободу. Он считал, что народ свободный должен знать свои права, нуждаться и бороться за них.

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Александрович ИЛЬИН родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жены его Екатерины Юльевны Швейкерт. Жили Ильины на углу Ружейного переулка и Плющихи. Родители будущего философа были образованными, религиозными людьми и стремились дать сыну хорошее воспитание.

Учился Иван сначала пять лет в 5-ой Московской гимназии, а затем три года в 1-ой Московской гимназии, среди питомцев которой были Тихонравов, Вл. Соловьев, Милюков. По воспоминаниям одноклассника, Ильин был «светлый блондин, почти рыжий, сухопарый и длинноногий; он отлично учился… но, кроме громкого голоса и широкой непринужденной жестикуляции, он в те время как будто ничем не был замечателен. Даже товарищи его не предполагали, что его специальностью может стать и стала — философия.»2 В 1901г. он закончил гимназию с золотой медалью, получив прекрасное классическое образование, в частности знание нескольких языков: церковнославянского, латинского и греческого, французского и немецкого. 15 июля 1901 г. Ильин подал прошение ректору Московского университета о зачислении его на юридический факультет, такую возможность давал ему блестящий аттестат. В университете он получил фундаментальную подготовку по праву, которое изучал под руководством выдающегося философа-правоведа П.И. Новгородцева3.

Иван Ильин: Поющее сердце

Здесь же у него сложился глубокий интерес к философии. Об этом свидетельствуют его кандидатские сочинения об идеальном государстве Платона и об учении Канта о «вещи в себе» в теории познания, а также шесть сочинений, которые он подал в период 1906-1909 гг.,— «О «Наукоучении» Фихте Старшего издания 1794 г.», «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо», «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei»4, «Проблема метода в современной юриспруденции ».

По окончании университета Ильин был удостоен диплома первой степени, а в сентябре 1906 г. на заседании юридического факультета по предложению кн. Е.Н.Трубецкого он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию5.

В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, которая была духовно близка ему (она занималась философией, искусствоведением, историей) и разделяла с ним все невзгоды его жизни.

В 1909 г. Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и после пробных лекций был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. С 1910 г. он стал членом Московского психологического общества; в «Вопросах философии и психологии» вышла ста первая научная работа «Понятия права и силы».

В конце года вместе с женой Ильин уезжает в научную командировку и проводит в Германии, Италии и Франции два года. Он работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, выступает с докладами на семинарах Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Д.Нельсона, Э,Гуссерля (в общении с которым Ильин постигал феноменологический метод); в Берлинском университете готовит диссертацию о философии Гегеля. Работая над Диссертацией, Ильин далеко выходил за рамки обычных требований к такого рода текстам. «Не хочется подходить к ней,— писал он,— как к академическому испытанию и отодвигать на второй план ее научно-творческий характер. Хочется, чтобы она была Leistung, а не смазанная магистерская компиляция. Мечтаю издать ее потом по-немецки; ибо знаю хорошо, что она так же, как и моя последняя работа о Фихте,— никому не будет нужна в России. А в Германии, может быть, кому-нибудь и сгодится.

Главное стремление мое — обуздать в работе формально-методологический, все разлагающий и распыляющий в анализе подход, который мне легок и свойственен, и сделать то, что труднее и важнее: дать синтетически построяющее вскрытие»7.

По возвращении в Москву Ильин продолжает работу в университете. Начинают выходить его философские работы: «Идея личности в учении Штирнера. «Опыт по истории индивидуализма» (1911), «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «Шлейермахер и его «Речи о религии» (1912), «О любезности. Социально-психологический опыт» (1912), «О возрождении геге-лианства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Основное нравственное противоречие войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915), «Философия как духовное делание» (1915), «Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве» (1915). Были опубликованы также шесть больших статей о философии Гегеля, вошедшие потом в знаменитую двухтомную монографию, изданную в 1918 г. и ставшую его диссертацией («Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»), которую он блестяще защитил, получив при этом сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

Февральская революция 1917 г. поставила перед Ильиным серьезную проблему, рухнул государственный строй его Родины; он — ученый-юрист; каково его отношение ко всему происходящему? Ильин определяет его в пяти небольших, но важных брошюрах, опубликованных между двумя революциями семнадцатого года в издании «Народное право».

В них сформулированы его взгляды на основы правового государства, на пути преодоления революции как временного общественного беспорядка в стремлении к новому, справедливому социальному строю. «Всякий порядок жизни,— пишет он,— имеет известные недостатки, и, по общему правилу, устранение этих недостатков достигается посредством отмены неудовлетворительных правовых норм и установления других, лучших. Каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность: совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка. Правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию8.

После октябрьской революции Ильин читает лекции на юридическом факультете Московского университета и в других высших учебных заведениях Москвы. Он активно противостоит официальной политике, отстаивает принципы академической свободы, подвергавшиеся в те годы попранию. Его позиция была четко определена; позже он писал: «Уходят ли от постели больной матери? Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят— разве только за врачом и лекарством. Но, (уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у ее изголовья. И вот —у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идет к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте»9.

Иван Ильин: Поющее сердце

В этой трагической обстановке И.А.Ильин продолжает работать: пишет «Учение о правосознании»10, становится председателем Московского Психологического общества (он был избран в 1921 г. на место скончавшегося Л.М Лопатина), продолжает публичные выступления. Последнее из них состоялось весной 1922 г. на общем собрании. Московского Юридического общества, где обсуждались основные задачи правоведения в России в свете революции 1917 г., последовавшей за ней гражданской войны и победы большевиков. Ильин считал, что правильно сформулировать задачи русского правоведения могут те, кто от начала и до конца наблюдая этот исторический процесс на месте,— те, кто видел «и старое со всеми его недугами и во всей его государственной силе, и безмерное испытание войны, и упадок инстинкта национального самосохранения, и неистовство аграрного и имущественного передела, и деспотию интернационалистов, и трехлетнюю гражданскую войну, и психоз жадности, и безволие лени, и хозяйственную опустошенность коммунизма, и разрушение национальной школы, и террор, и голод, и людоедство, и смерть… Конечно, опыт, полученный нами, не есть просто опыт правовой и политический: он глубже — до уровня нравственного и религиозного; он шире — до объема хозяйственного, исторического и духовного вообще11.

Шесть раз большевики подвергали Ильина аресту, дважды его судили (30 ноября 1918 г. на Президиуме Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией и 28 декабря 1918 г. в Московском Революционном Трибунале12), и оба раза он был оправдан за недостаточностью обвинения и амнистирован. Последний раз его арестовали 4 сентября 1922 г. и обвинили в том, что он «с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности»13.

26 сентября Ильин и его жена вместе с большой группой высылаемых за границу ученых, философов и литераторов отплыли из Петрограда в Штеттин, в Германию.

В Берлине начался новый этап жизни Ильина, длившийся 16 лет. Вместе с другими русскими эмигрантами он включился в работу по организации Религиозно-философской академии, философского общества и журнала при ней. В январе 1923 г. в Берлине на открытии Русского научного института Ильин произнес речь, изданную позже отдельной брошюрой («Проблема современного правосознания»). Он стал профессором этого института, читал в нем курсы энциклопедии права, истории этических учений, введения в философию и в эстетику на русском и немецком языках. В 1923-1924 гг. он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Разнообразны его лекции о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др., с которыми он в 1926-1938 гг. около 200 раз выступая в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии. Но центральное место в жизни Ильина занимали тесно связанные между собой политика и философское творчество. Он входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактируемой П.Б.Струве, активно публиковался в «Русском инвалиде», «Новом времени», «Новом пути», «России и славянстве», «России» и других эмигрантских изданиях. В 1927-1930 гг. Ильин был редактором-издателем журнала «Русский колокол» (вышло 9 номеров). Он участвовал в работе Российского Зарубежного съезда весной 1926 г., поддерживал тесную связь с Русским Обще -Воинским Союзом (РОВС), принимав участие в Сент-Жюльенском съезде, организованном в 1930 г. Русской Секцией Международной Лиги борьбы с Ш Интернационалом. Несмотря на то, что Ильин был одним из идеологов Белого движения и активно включился в политическую жизнь, в своей политической философии он основывался на принципах вне- и надпартийности, в частности никогда не был членом ни одной политической партии или организации.

С 1925 г. за рубежом начинают выходить его крупные философские работы: «Религиозный смысл философия. Три речи» (1925), «О сопротивлении злу силою» (1925) (вызвавшая широкий отклик к шумную полемику как на Западе, так и я России), «Путь духовного обновления. (1935), «Основы художества. О совершенном в искусстве» (1937). Он заканчивает книгу «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов—Шмелев», но не нашел для нее издателя (она вышла только в 1959 г.). Выходят в свет его знаменитые брошюры: «Родина и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931), «О России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего»(1937), «Основы христианской культуры» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Кризис безбожия» (1951) и др.

Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма. В 1934 г. (через полгода после прихода Гитлера к власти) за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был удален, из Института. В 1938 г. гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Лишившись источника существования, Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию. И хотя на его выезд был наложен запрет, несколько счастливых случайностей (в чем он усматривал промысел Божий) помогли ему получить визы для себя и своей жены, и в июле 1938 г, Ильины уехали в Цюрих. В Швейцарии они обосновались в пригороде Цюриха Цолликоне, где с помощью друзей и знакомых, в частности, С.В.Рахманинова, Ильин в третий раз попытался наладить свою жизнь.

В Швейцарии Ильину была запрещена политическая деятельность, поэтому 215 выпусков бюллетеней заочных чтений, только для единомышленников, которые в течение шести лет он писал для РОВСа,— пришлось не подписывать. После его смерти эти политические статьи были изданы в двухтомнике «Наши задачи»(1956). В конце жизни Ивану Александровичу удалось закончить и издать произведение, над которым он работал более 33 лет,—«Аксиомы религиозного опыта» (1953), два тома исследований по религиозной антологии с обширными литературными добавлениями.

Выходят в свет его многочисленные работы на немецком языке. Среди них следует отметить «триптих философско-художественной прозы — сочинения, связанные единым внутренним содержанием и замыслом: 1.«Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung» (Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий). 2. «Das verschollene Herz. Ein Buch stiller Betrachtungen» (Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний) (1943), 3. «Blick in die Ferne. Ein Buch der Einsichten und der Hoffnungen» ( Взгляд вдаль . Книга размышлений и упований) (1945). «Эти три книги,— писал его ученик Р.М.Зиле,— представляют собой совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философических эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углубленных наблюдений на самые разнообразные темы, но проникнутые одним единым творческим писательским актом — «ВО ВСЕМ ВИДЕТЬ И ПОКАЗАТЬ БОЖИЙ ЛУЧ»14.

Русским вариантам этих книг Ильин дал иные названия: 1. «Огни жизни. Книга утешений», 2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и 3. «О грядущей русской культуре». Вторую книгу он полностью закончил, работал над третьей, но издателей при жизни не нашел — «Поющее сердце» издала его жена только в 1958 г.

Ильин пытался закончить и книгу «О монархии», готовил к изданию «Путь к очевидности», приводил в порядок другие работы, но после частых и продолжительных болезней 21 декабря 1954 г. он умер, не успев закончить задуманного. Наталия Николаевна, пережившая его на восемь лет, и позже исследователь его творчества Н.П.Полторацкий15 сделали очень много для издания новых и переиздания старых трудов замечательного русского философа.

Похоронен Иван Александрович в Цолликоне под Цюрихом. На плите, стоящей на могиле Ильина и его жены (она умерла 30 марта 1963 г.), высечена эпитафия:

So viel gelitten

In Liebe geschauet

Und wenig verstanden

Danke Dir, ewige Gute!

Жизнь философа была тернистой, но светлой. «Его философский путь был труден. Его жизненный путь, вероятно, еще труднее. И мне кажется, что верной своей спутнице Наталии Николаевне Ильиной на горький вопрос: «долго ли еще маяться?» он мог ответить как неистовый Аввакум: «до самой смерти, матушка!»16 Ильин переносил удары судьбы стойко и подвижнически, сохраняя любовь к России и веру в ее возрождение.

1. По материнской линии И.А.Ильин — немецкой крови; его дед, Юлиус Швейкерт (фон Штадион, г. Виттенберг), был коллежским советником. Имя деда Ильин выбрал в качестве псевдонима для некоторых своих работ на немецком языке.

2. Вишняк М. Дань Прошлому. Нью-Йорк. 1954. С.40.

3. О своем учителе после его кончины И.А.Ильин написал полные благодарности строки. См.: Памяти П.И. Новгородцева.— «Русская мысль». Прага-Берлин, 1923/24, Кн. IХ-ХП. С 369-374. О духе, царившем в школе П.И. Новгородцева, он вспоминал: «О каждом он заботился индивидуально, добывая стипендии, уроки, разрабатывая темы, щедро ставя свою подпись на библиотечных карточках. Сочинение давалось за сочинением; медленно возрастало здание духовной индивидуальности» (Там же. С. 373).

4. Учение Аристотеля о «рабстве от природы» (Аристотель, Политика, I).

5. См. ЦГИА г. Москвы, ф. 418, оп. 463, д, 36, л. 119.

6. Евгения Герцык, родственница Наталии, вспоминает. «Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой — все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на извозчика; концерты, театр под запретом, а Ильин страстно любил музыку и Художественный театр» (Герцык Е. Воспоминания. Париж, 1973. С.153-154). Вместе они перевели работу Г.Зиммеля «О социальной дифференциации» (М., 1908), а также книгу Эльсцбахера «Анархизм» и два трактата Руссо, которые не удалось издать. Ильин посвятил жене свои основные труды.

7. Письмо к Л.Я.Гуревич от 13 авг. 1911 г.— ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед.хр. 131, л. 2-4. Leistung — строго, основательно выполненная работа (нем).

8. См: Порядок или беспорядок? Изд-во «Народное право», сер. «Задачи момента., № 3. М., 1917. С. 4-5.

9. Очерки внутренней России.— «Новое время», 25 окт. 1925, № 1348.

10. Впервые опубликовано после его смерти под названием «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956).

11. Основные задачи правоведения в России.— «Русская мысль». Кн. VIII – II, Прага, дек. 1992. С. 162-188.

12. См.: Центральный архив КГБ СССР, дело № 1315. архив Р-22082, л. 7; дело № 193. архив Н-191, л. 314-320.

13. Центральный архив КГБ СССР, дело № 15778, архив Н-1554, л. 15

15. Полторацкий Николай Петрович (1921-1990), профессор Питтсбургского университета (США), последний распорядитель наследия И.А.Ильина. Писал об Ильине в монографиях: «Русская религиозно-философская мысль XX века» (1975), «Россия революция» (1988), «Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение» (1989).

16. Все почувствовано

Так много выстрадано

Немало взято на душу

Спасибо Тебе, вечная Доброта!

(Перевод с нем. А.В.Михайлова).

17. Редлих. Р. Памяти И.А.Ильина.— «Посев». Мюнхен, 1955. №

Иван Ильин о Сталине и Викторе Януковиче (130 лет со дня рождения)

Этой весной исполнилось 130 лет со дня выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина (1883-1954).

Фигура крайне интересная, противоречивая, многогранная. Пассажир того самого «философского» парохода 1922 года.

Все заинтересованные московские читатели этого блога завтра и послезавтра приглашаются послушать доклады на интересной международной конференции (см. ниже).

Самая известная книга Ильина – «О сопротивлении злу силою» (1925). Если читателям этого блога будет интересно, попробую написать, что Иван Ильин думал о режимах Сталина и Виктора Януковича – в связи с теорией непротивления / противления злу как метафизической и политической категории.

К сожалению, к нынешнему юбилею я не написал ни одной новой статьи про Ильина, поскольку в последнее время я не сотрудничаю ни с одним российским, украинским или иным СМИ. Но, пользуясь моим всевластием на этом блоге, опубликую сегодня статью, написанную 10 лет назад и опубликованную в московской газете «Консерватор».

А также – статью, написанную для газеты «Кіевскій Телеграфъ», которую издавал и спонсировал Андрей Деркач и с которой я тогда сотрудничал. Деркач пытался всячески подчеркивать, что он не политический фрик, а покровитель православной культуры. Но самое смешное, что в «Телеграфе» мой текст про православного философа послали куда подальше, даже не читая сам текст. И это люди, которые нынче известны как активные строители «Русскаго Міра» и борцы со «свидомитами» (а один из них – как хозяин енота)!

Прошу принять во внимание, что это всё писалось ровно 10 лет тому назад.

Программа международной научной конференции «И.А.Ильин об исторической судьбе русского народа: духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры», посвященной 130-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина

Москва, 29-31 мая 2013 года

30 мая, с 12-00 до 14-00. Утреннее пленарное заседание. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Ведущий Лисица Ю.Т.

1. Батлер У. (США) «И. А. Ильин, Правосознание и Сравнительное Правоведение» с 12-00 до 12-30

2. Гриер Ф. (США) «Источники понятия «правосознание»» с 12-30 до 13-00.

3. Окара А.Н. (Москва) «Концепция правосознания И.А. Ильина и статус права в условиях российской политической системы» с 13-00 до 13-30.

4. Цыганков Д.Б. (Москва) «Германский период в жизни Ивана Ильина: Русский научный интститут и Антикоминтерн, от надежд – к еще одной эмиграции» с 13-30 до 14-00.

30 мая, с 16-00 до 19-00. Вечернее пленарное заседание. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Ведущий Лисица Ю.Т.

1. Томсинов В.А. (Москва) «И.А. Ильин о кризисе правосознания в русском обществе» с 16-00 до 16-40.

2. с 16-40 до 17-30.

3. Кочубей М.А. (Москва) «Философия войны у Ивана Ильина» с 17-30 до 18-00.

4. Робинсон П. (Канада) «»О сопротивлении злу силою»: Иван Ильин и необходимость войны» с 18-00 до 19-00.

31 мая, с 12-00 до 14-00. Утреннее пленарное заседание. Российский православный университет. Ведущий Лисица Ю.Т.

1. Краснов М.А. (Москва) «Христианское мировоззрение и права человека» с 12-00 до 12-40.

2. Лисица Ю.Т. (Москва) «Рукопись 1916 года Н.Н. Вокач-Ильиной «Одиночество и общение»» с 12-40 до 13-15.

3. Чурсанов С.А. (Москва) «Категория общения в современной православной богословской мысли» с 13-15 до 14-00.

31 мая, с 16-00 до 19-00. Вечернее пленарное заседание. Российский православный университет. Ведущий Лисица Ю.Т.

1. Волобуев С.Г. (Москва) «Философия И.А. Ильина и персонализм» с 16-00 до 16-40.

2. Уильямс Р. (США) «Ильин о спекулятивной (созерцательной) трагической теологии Гегеля» с 16-40 до 17-40.

3. Журавлев В.Е. (Москва) «Об актуальности теоретических взглядов И.А. Ильина на современные политические процессы» с 17-40 до 18-10.

4. Роек П. (Польша) «И. А. Ильин и русская софиология» с 18-10 до 18-30.

5. Гончаров С. З. (Екатеринбург) «Эвристичность и креативность сердца в культуре» с 18-30 до 19-00.

(2003; для газеты «Кіевскій Телеграфъ»; публикуется впервые)

«ДУХОВНАЯ ОЧЕВИДНОСТЬ» ИВАНА ИЛЬИНА

120 лет со дня рождения «тайного советника» Путина

Где-то год назад один близкий к высшим властным синклитам российский социолог очень лаконично определил те новые смыслы, что были сформированы режимом Владимира Путина: «Эпоха сменилась – власть заговорила языком Ивана Ильина».

Воистину, если эпоха горбачевской «Perestrojki» моделировалась с помощью вполне социал-демократической риторики и примерно такого же по имиджу Горбачева (не случайно именно он – лицо современной российской социал-демократии), если эпоха ельцинизма моделировалась с помощью категориального аппарата либеральной философии и политэкономии, то режим Владимира Путина освоил совершенно новую систему ценностей – язык «нового этатизма», «консервативной революции». Иван Ильин пусть незримо, пусть почти нелегально, присутствует в публичном пространстве власти.

Так кто же он такой, философ Иван Ильин, и чем известен?

Родился ровно 120 лет назад – 28 марта 1883 года в Москве, в дворянской семье. Мать была немкой по происхождению, поэтому немецкий язык, немецкая культура имели для Ильина в будущем очень большое значение. После принудительной высылки из Советской России на известном «философском» пароходе в 1922 году, вся дальнейшая жизнь философа была связана с Германией и Швейцарией (там он и скончался в 1954 году). Среди наиболее известных его работ следует назвать докторскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) (многие гегелеведы считают ее лучшей работой о великом немецком философе за всё время), «О сопротивлении злу силою» (1925), «О монархии и республике», «О сущности правосознания» (1956), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), сборник политической публицистики «Наши задачи» (1954).

Но с «возвращением» на Родину Ильин опоздал. Одна из главных причин кризиса России в начале 1990-х годов – отсутствие полноценной, конкурентоспособной идеологии и стратегии социально-политической модернизации. В 1970-1980-х русская интеллигенция занималась построением виртуального Града Китежа: писатели-«деревенщики» (те же Распутин, Белов, Астафьев, Абрамов, Шукшин, «толстые» литературные журналы «Наш Современник», «Москва», «Молодая Гвардия») создали эстетически законченную деревенскую утопию, видя в ней спасение ото всех «бед» – от государства и права, от «хищнической» цивилизации города. Однако при всем художественном совершенстве смоделированного ими «Золотого века», патриотические силы России в начале 1990-х годов, после краха коммунистической системы, оказались неконкурентоспособными: все идеологические, политические и административные ниши при Ельцине быстро заполнили либералы либо «перекрасившиеся» под либералов вчерашние коммунисты. На патриотически ориентированные силы был навешен ярлык «красно-коричневых», что исключало полноценное пребывание в политическом и информационном пространствах.

Философское наследие Иван Ильина обладает колоссальной энергией – оно соединяет в себе модернизационное начало, установку на полноценное пребывание в актуальной действительности и, с другой стороны, не отходит от тех религиозных, нравственных и исторических принципов, которые сам философ назвал «духовной очевидностью».

Иван Александрович даже не пытался, подобно Гегелю, создавать свою философскую систему. Однако его государственно-правовое и социально-философское учение всеобъемлюще и универсально. А ведь именно этого всегда не хватало русской мысли. Каждый, кто изучал на юридическом или философском факультете историю политических и правовых учений, обращает внимание на важное отличие западноевропейской и отечественной мысли: в западноевропейской наличиствует огромное количество системно выстроенных политических трактатов: «О духе законов» Монтескьё, «Об общественном договоре» Руссо, «Левиафан» Гоббса, «Философия права» Гегеля и т.д. Православие, в отличие от западного христианства, в большей степени ориентировано не на ценности «этого» мира, не на социальную сферу, а на жизнь вечную. Возможно, по этой причине в русской и украинской философии такие вот всеобъемлющие политические трактаты отсутствуют: как правило, речь можно вести не о чьем-то политико-правовом учении, а о политико-правовых взглядах и мыслях.

До Ильина большинство русских мыслителей и идеологов власти либо принимали существующие западноевропейские модели социального устройства, адаптируя их к специфическим российским условиям, либо категорически отрицали, но не предлагали взамен альтернативных. Иван Ильин дал русской мысли всеобъемлющее, оригинальное, адаптированное под реалии XX века учение о праве, государстве и обществе – но именно о таком праве, государстве и обществе, какими они должны быть в стране, относящейся к православному цивилизационному ареалу. Ни до, ни после него ни одному русскому или украинскому философу и политическому мыслителю не удавалось проделать на этой ниве такой колоссальной работы. Философия права Ильина – это в каком-то роде ответ многочисленным недоброжелателям, упрекающим русскую мысль в небрежении правовыми началами, в патологическом неприятии права. Это попытка создания альтернативной (по отношению к сложившимся в западноевропейской науке) модели правового государства, гражданского общества, учения о правах человека, о естественном праве и т.д. По мнению Ильина, все эти и им подобные достижения политической теории имеют смысл лишь в том случае, если они исходят из органического понимания государственности, если они основаны на раскрытии правосознания власти и народа и служат, в конечном итоге, высшему, божественному предназначению человека, а не рассматривают его исключительно как «общественное животное».

Основа социальной этики, по Ильину, – правосознание, которое понимается не просто как формально-юридическая, но как некая универсальная философская категория – как эйдосы у Платона или абсолютный дух у Гегеля. Правосознание, по Ильину, – это естественное чувство права и правоты, особая духовная настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям, это особого рода «инстинктивное правочувствие», в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. Именно из правосознания выводятся все основные социально-политические реалии – государство, общество, власть, правопорядок, естественное право, правовой обычай, правовое поведение индивида. Постигшая Российскую империю в 1917 году катастрофа объясняется Ильиным как раз кризисом правосознания народа, а не действием внешних врагов.

В отличие от большинства монархистов, основным отличием монархии от республики Ильин считал не внешние признаки (единоличность или коллегиальность верховной власти, ее выборность или наследственность), а духовные – опять-таки, правосознание граждан. Для монархического правосознания характерно мистически-созерцательное отношение к верховной власти, пафос доверия к главе государства, культ традиции, для республиканского правосознания – утилитарно-рационалистическое отношение к власти, пафос гарантий против главы государства (та самая система «сдержек и противовесов»).

Во время премьерства Виктора Ющенко московские издатели сочинений Ивана Ильина, памятуя свои украинские корни, снабдили самым полным на тот момент собранием работ философа некоторых ключевых фигур в ющенковском кабинете, недеясь, что теоретический опыт великого технолога государственного строительства поможет Украине в целом и украинской власти упорядочить усилия по «розбудові держави». Однако «можновладців» смутил запредельный регистр мышления, зашкаливающий масштаб философа. Сами они пояснили свое неприятие ильинским «шовинизмом». Теперь это даже звучит как-то смешно. Словом, при Ющенко Ильин не помог Украине.

Впрочем, даже в США, где до сих пор пребывает основной архив философа (в библиотеке Мичиганского университета), не издано на английском языке ни одной книги Ильина! Ильина, который, кроме всего прочего, в мировой философской мысли считается основоположником антитоталитарной критики, одним из крупных теоретиков антикоммунизма. Заинтересованные лица несколько раз обращались за финансовой поддержкой к государственным и негосударственным структурам за небольшими субсидиями, необходимыми для перевода текстов и оплаты типографских расходов. Но каждый раз ответ был одинаков: Конгресс США и прочие не располагают средствами для финансирования таких дорогостоящих проектов.

К сожалению, в украинской философии XX века равной по масштабу фигуры нет и близко. Некоторые положения ильинской политической философии перекликаются с работами украинского консерватора Вячеслава Липинского, другие – с работами представителя консервативно-революционного направления Дмытра Донцова. Научная и человеческая дружба еще до революции связывала Ильина с выдающимся украинским философом и правоведом (социологом права) Богданом Кистяковским.

Для украинских друзей-интеллектуалов, разбирающихся к тому же в политологии либо в истории философии, у меня есть один занятный тест – на зашоренность. Иногда, если к месту, завожу разговор об Иване Ильине. И если в ответ вижу недовольное лицо и слышу примерно такое: «Ні, ні, та він же – монархіст й імперіаліст! Для України нема ніякого інтересу», то с грустью вспоминаю рекламу какой-то жевательной дряни, что иногда лучше жевать, чем говорить. Но бывает и наоборот: если для человека Ильин важен не просто как осколок русской эмиграции первой волны и главный идеолог Белого движения, но как глубокий мыслитель, создавший новые парадигмы социального существования, то испытываю радость, как испытывает ее всякий, находя единомышленника в очень тонкой, изысканной и малодоступной сфере.

И я почему-то надеюсь, что таких украинских единомышленников у меня будет всё больше и больше, и что в грядущем обновлении Украины примет участие также и великий русский философ, государствовед и правовед Иван Ильин, чье 120-летие отмечается на этой неделе.

(2003; газета «Консерватор»)

«ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК» ВЛАДИМИРА ПУТИНА

Исполнилось 120 лет со дня рождения русского философа Ивана Ильина

Я до сих пор до конца не понимаю, почему Ивана Ильина числят среди консерваторов. То есть, конечно, оно и вправду так, если весь мир делить на консерваторов и неконсерваторов. Но если смотреть стереоскопически, то консерваторы – это те, кто ратует за неизменность бытия в его видимо-осязаемых и сущностных, онтологических параметрах.

За авторитет, традицию, семью, частную собственность, роль государства, за монарха, если его не свергли и не зарезали на крутом историческом вираже, – словом, за устои, стабильность, незыблемость. Но всё это – явно идеология субпассионариев, людей без жизненного драйва: консерватору полагается быть довольным жизнью и уповать на то, что будущее будет похоже на прошлое.

Иван Ильин – человек иного типа, да и самоопределялся он иначе, называя свой «консерватизм» «творческим», то есть таким, который способен к самому радикальному обновлению. Только вот парадигма этого самого обновления должна четко соответствовать не видимой гармонии прошлого, а абсолютным идеалам духа. Именно такого рода идеология называется крамольным нынче словосочетанием «Консервативная Революция».

Классические консерваторы – современники Ильина, оказавшиеся после революции в эмиграции, – печалились по «недавнему прошлому», по старой России – империи Романовых, которую лет пятнадцать назад потерял Говорухин. Они исходили из представления о том, что источник зла – где-то вне, снаружи, поэтому их политическая программа чаще всего сводилась к восстановлению прежнего строя, к возрождению – например, всё той же империи Романовых, пусть даже и без умученной новой властью царской династии.

Иначе Ильин – идеал для него был в «отдаленном прошлом», в «Золотом веке». Истоки Октября Иван Ильин, как, впрочем, и евразийцы, видел во внутренних несовершенствах, во влиянии всеразрушающей энтропии, в кризисе правосознания, в вырождении органического понимания государства, шире – бытия в целом, в смерти религиозного чувства.

Итак, чем нам дорог Иван Ильин и за что мы – и консерваторы, и консервативные революционеры, и все прочие – должны его любить и помнить?

За лучшую (по мнению гегелеведов) книгу о Гегеле.

За теорию «кастового» общества, где «касты» определяются не по рождению и не по крови, а в соответствии с чувством «верного духовного ранга».

За этику сопротивления злу силой, то есть за «добро с кулаками».

За модель правового государства и гражданского общества. Понятно, что эти концепции, столь нежно любимые всевозможными Соросами и так упорно навязываемые ими России, родились на чуждой для восточнохристианской цивилизации почве. Но если они не подходят, а к советской модели неправового государства возврата тоже нет, тогда что? Иван Ильин в своих теоретических работах попытался дать ответ и на этот вопрос.

За масштабность и системность социально-философского учения. А ведь именно этого всегда не хватало русской мысли, в которой нет и близко всеобъемлющих, концептуально выстроенных трактатов типа «О духе законов» Монтескьё, «Об общественном договоре» Руссо, «Левиафана» Гоббса или «Философии права» Гегеля. Православие, в отличие от западного христианства, в большей степени ориентировано на жизнь вечную, а не на ценности «этого» мира, не на социальную сферу, поэтому в русской философии речь идет, как правило, не о чьем-то политико-правовом учении, а о политико-правовых взглядах и мыслях.

За «оправдание права». В русской традиции право всегда понималось как «зло», поскольку представляло собой исключительно формальный регулятор исключительно внешней, социальной жизни людей. Мораль и нравственность по своему статусу были значительно более ценными явлениями. Ильин же переосмыслил сущность права исходя из сугубо русских цивилизационных предпосылок.

За уникальную теорию правосознания и естественного права. Правосознание, по Ильину, – это основа всей социальной этики, оно понимается не просто как формально-юридическая, но как некая универсальная философская категория – как эйдосы у Платона или абсолютный дух у Гегеля. Правосознание – как естественное чувство права и правоты, особая духовная настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям, как особого рода «инстинктивное правочувствие», в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. Именно из правосознания выводятся все основные социально-политические реалии – государство, общество, власть, правопорядок, естественное право, правовой обычай, правовое поведение индивида. Именно кризисом правосознания поясняется постигшая Российскую империю в 1917 году катастрофа.

За «вертикально»-ориентированное понимание государства: государство как учреждение, но не как корпорация.

За духовно детерминированную теорию формы монархического правления государством. В отличие от большинства монархистов, основным отличием монархии от республики Ильин полагал не внешние признаки (единоличность или коллегиальность верховной власти, ее выборность или наследственность), а духовные – опять-таки, правосознание граждан. Для монархического правосознания характерно мистически-созерцательное отношение к верховной власти, пафос доверия к главе государства, культ традиции, для республиканского правосознания – утилитарно-рационалистическое отношение к власти, пафос гарантий против главы государства (та самая система «сдержек и противовесов»).

За критику тоталитаризма, но не с либеральной, а с консервативно-революционной точки зрения: тоталитаризм, по Ильину, убивает любое органическое понимание государства (либерализм же наоборот – как раз стремится к модели «государство-механизм»).

За «Наши задачи» – модель построения правового и социально адекватного государства на этических и духовно укорененных началах в посттоталитарной России. По мнению Ильина, любые достижения политической теории имеют смысл лишь в том случае, если они исходят из органического понимания государственности, если они основаны на раскрытии правосознания власти и народа и служат, в конечном итоге, высшему, божественному предназначению человека, а не рассматривают его исключительно как «общественное животное».

И много за что еще.

Вовсе не случайно Иван Ильин считается одним из наиактуальнейших русских мыслителей, чья перспектива – не книжная пыль, а грядущее обновление России. Не зря один кремлевский политтехнолог не так давно то ли с удовольствием, то ли с ужасом и трепетом душевным резюмировал: «Эпоха сменилась – власть заговорила языком Ивана Ильина».

Смотрите еще:

  • Казахстан вид на жительство в россии Получение вида на жительство в Казахстане в 2018 году Казахстан – одна из успешно развивающихся и экономически стабильных стран постсоветского пространства. Республика поддерживает тесные […]
  • Можно ли использовать материнский капитал на ремонт квартиры в 2018 году Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры Выделение бюджетных средств на социальные программы – прекрасный способ борьбы с бедностью и лишениями, однако, как и в каждом деле, к […]
  • Закон и порядок 24 юридическая компания Юристы в г. Днепр Справочная и контактная информация об известных профессиональных юридических компаниях - юристы в г. Днепр: адреса, номера телефонов, официальные сайты лучших частных и […]
  • 2 статья 450 гк Статья 450. "Гражданский кодекс РФ (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) Статья 450 ГК РФ ч.1 . Основания изменения и […]
  • Развод в молодой семье Причины разводов в семье Причины распада семей. Почему не удалось создать счастливую семью? Причины развода в семье - тема хоть и наболевшая, но ещё совсем молодая, т.к. стала актуальной […]
  • Заявление о признании права собственности на земельный участок наследство Признание права собственности в порядке наследования на земельный участок через суд Получение земли по наследству далеко не всегда может свидетельствовать о том, что участок полностью […]
  • Дополнительное соглашение к коллективному договору в доу образец Изменения и дополнения к коллективному договору (образец) Обновление: 28 июня 2017 г. Образец изменений и дополнений к коллективному договору Стороны коллективного договора вправе […]
  • Взять ребёнка под опеку в москве Как оформить опекунство над ребенком из детского дома: инструкция На сегодняшний день, увы, количество детей в детских домах настолько велико, что эти цифры очень пугающие. Говорить о […]
admin

Обсуждение закрыто.