Трудовой кодекс преподавателя

Трудовой кодекс преподавателя

Рабочее время педагогических работников

Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с высокими интеллектуальными и нервными нагрузками (учителя, преподаватели, врачи и др.), статьей 51 КЗоТ Украины предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени.

Правовые отношения, связанные с распределением педагогической нагрузки в учебных заведениях, урегулированы Законом Украины «Об общем среднем образовании», Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27. 08. 2010 г. № 778, Примерным уставом общеобразовательного учебного заведения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 29. 04. 2002 г. № 284, Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 1993 г. № 455, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, а также Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украина на 2011‑2015 годы.

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения (время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса) включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющие тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности, в частности: классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами.

Распределение педагогической нагрузки в учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образования. При этом педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения объемом менее 18 часов устанавливается только с его согласия.

Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, которые предполагается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде.

Итак, законодательством установлен минимально гарантированный объем педагогической нагрузки учителя общеобразовательного учебного заведения ‑ 18 часов, на основе которого руководитель учебного заведения и соответствующий орган управления образования обязаны осуществлять распределение педагогической нагрузки.

Права, предоставленные руководителю учебного заведения по распределению педагогической нагрузки, корреспондируются с его обязанностями соблюдения требований закона об обеспечении педагогической нагрузки учителя в объеме не менее 18 часов.

Согласно пункту 6.3.1 Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2011‑2015 годы руководителям заведений и учреждений образования при установлении учителям, преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год рекомендуется сохранять, как правило, ее объем, а также придерживаться принципа преемственности работы, преподавания предметов в классах, группах.

Согласно пункту 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования учебная нагрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в соответствующем учебном заведении, и с обязательным соблюдением Кодекса законов о труде Украины.

Пунктом 20 Типовых правил внутреннего распорядка определено, что руководитель учебного заведения обязан сообщить педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) объем их педагогической нагрузки на следующий учебный год.

Кроме педагогической нагрузки рабочее время учителя включает другие виды педагогической деятельности в таком соотношении к тарифной ставке:

  • классное руководство – 20‑25 процентов;
  • проверка тетрадей – 10‑20 процентов;
  • заведование мастерскими – 15‑20 процентов;
  • заведование учебными кабинетами – 10‑15 процентов;
  • заведование учебно-опытными участками – 10‑15 процентов.

Размеры доплат за другие виды педагогической деятельности определены постановлением Кабинета Министров Украины от 25. 08. 2004 г. № 1096. В настоящее время законодательством не предусмотрены ограничения этого вида педагогической нагрузки максимальным или минимальным рабочим временем, необходимым для его выполнения.

Рабочее время учителей зависит от утвержденного расписания учебных занятий и планов воспитательной и методической работы.

Министерством образования и науки Украины предлагается внести изменения в Закон Украины «Об образовании», которыми предусмотреть продолжительность рабочей недели для педагогических работников 36 часов.

Контроль над распределением педагогической нагрузки между учителями осуществляют соответствующие органы управления образования.

Согласно пункту 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые утверждает руководитель учреждения образования по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения с соблюдением продолжительности рабочей недели.

В тех учебных заведениях, где по условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается собственником или уполномоченным им органом совместно с профсоюзным комитетом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местными органами исполнительной власти.

В рамках рабочего дня педагогические работники учебного заведения должны проводить все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.

Время начала и окончания работы и обеденного перерыва устанавливается для работников Правилами внутреннего распорядка конкретного учебного заведения. По согласованию с профсоюзным комитетом некоторым структурным подразделениям и отдельным группам работников может устанавливаться другое время начала и окончания работы.

Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы (статья 66 КЗоТ). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Работники используют время перерыва по своему усмотрению. На это время они могут отлучаться с места работы.

Сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни запрещается (ст. ст. 71, 73 КЗоТ, п. 23 Типовых правил).

Привлечение отдельных работников к работе в установленные для них выходные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа (руководителя заведения) образования с разрешения профсоюзного комитета. Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере.

Во время каникул, не совпадающие с очередным отпуском, педагогические работники привлекаются к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул (п. 25 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 93 г. № 455).

Вопрос о продолжительности рабочего часа педагога регулируется п. 64 Инструкции № 102, согласно которому ставки заработной платы устанавливаются исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.). Короткие перерывы между уроками является рабочим временем педагогического работника.

Вопрос привлечения педагогических работников к дежурству в заведении регулируется п. 24 Типовых правил внутреннего распорядка. График дежурства и его продолжительность утверждает руководитель учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и профсоюзным комитетом.

Запрещается привлекать к дежурству в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Томский коммунально-строительный техникум

. отличный старт в профессию

Должностная инструкция преподавателя

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Томский коммунально-строительный техникум»

на заседании педагогического совета И.О. директора ОГБОУ СПО «ТК-СТ»

Протокол №________________ ______________________Л.И. Ющубе

«__» __________________2012г. «__» __________________2012г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории специалистов.

1.2. На должность преподавателя принимается лицо:

– имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ).

1.3. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум», а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– основы трудового законодательства;

– Правила внутреннего трудового распорядка областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.4. Преподаватель в своей деятельности руководствуется:

– Уставом областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– настоящей должностной инструкцией;

– иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией преподавателя.

1.5. Преподаватель подчиняется непосредственно директору областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум».

1.6. В период отсутствия преподавателя (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Преподаватель относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н).

2.1. Обеспечение обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3. Должностные обязанности

Преподаватель исполняет следующие обязанности:

3.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

3.2. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

3.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

3.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

3.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

3.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

3.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации).

3.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.10. Участвует в работе предметно-цикловых) комиссий, конференций, семинаров.

3.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

3.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

3.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

3.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.

4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.5. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

5.1. Преподаватель привлекается к ответственности:

– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

– за нарушение Устава бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

– за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

– за причинение ущерба образовательному учреждению — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Условия работы

6.1. Режим работы преподавателя на этом участке определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

6.2. В соответствии с Приложением № 5 «Положения об оплате труда ГОУ Томский коммунально-строительный техникум» работодатель проводит оценку эффективности деятельности преподавателя. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден «Положением об оплате труда ГОУ Томский коммунально-строительный техникум», утвержденным 30.09.2010 г. и включает в себя:

— применение современных информационно-коммуникационных технологий

— работа на имидж техникума

— добросовестное выполнение должностных обязанностей

— посещаемость занятий студентами

— комплексное методическое обеспечение

7. Заключительные положения

7.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Мастера производственного обучения» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26августа 2010 г. N 761н), Федеральных государственных образовательных стандартов СПО, Устава областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум».

7.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя.

Что можно и что запрещено учителям России — о правах учителей

Права и обязанности учителя

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

4.17.Требовать:

— от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Время на обед педагогических работников

На Педсовете мы уже поднимали эту тему в материале «Учительский обед – он есть или его нет?». Теперь ту же тему мы рассмотрим с иной точки зрения – с точки зрения законов. Итак, имеет ли право учитель на обед?

Для работы нам понадобятся

— Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ);
— Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ 536);
— локальные акты образовательной организации.

Что говорит закон?

В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) НЕ превышает четырех часов.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР).

Обращаю ваше внимание, что вы должны быть ознакомлены с ПВТР. Если нет, то запросите их для ознакомления, именно в них и должно быть указано, как и где вы сможете принимать пищу в течение рабочего дня (смены).

Согласно п. 1.5 Приказа № 536 в случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приема пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Три положения, о которых стоит знать учителю

Обращаю внимание на три составляющие:
— педагогические и иные работники НЕПРЕРЫВНО выполняют свои обязанности. Т.е. если в вашем расписании есть «окна», то именно их вы должны использовать для приема пищи и отдыха. Даже если у вас 1-й урок и дальше с 3-о урока и до победного, то именно 2-й урок вы должны использовать для обеда (мы не обсуждаем разумность этого, закон есть закон);
— «…одновременно вместе с обучающимися или отдельно…». Вспоминаем положения статьи 108 ТК РФ, ваше количество уроков в конкретный день должно быть равно 5 или больше, и только в этом случае вы ИМЕЕТЕ право обедать или вместе с детьми или отдельно в специально отведенном для этой цели;
— если у вас 4 и меньше уроков подряд в конкретный день, то время для обеда именно в этот день работодатель имеет право не устанавливать.

Вторая составляющая актуальна и для других педагогических работников (воспитатель и т.д.). Смотрите ваши ПВТР и другие локальные акты, там должно быть указано, в какое время вы имеете право принимать пищу. Если это там не указано, то это является нарушением. Вам нужно написать письменное обращение в адрес администрации, чтобы она определила порядок приема пищи.

Кто платит за обед учителя?

Касаемо споров по поводу того, что столовая должна кормить сотрудников. Столовая образовательной организации обязана обеспечивать питанием только обучающихся, а все остальные питаются на платной основе при наличии условий. Да, возможно и бесплатное питание сотрудников, но скажите за это спасибо вашей администрации.

Трудовой кодекс преподавателя

Накануне 1 сентября вам предложили участие в инновационном проекте. Вы

Откажусь, ведь учебный план уже продуман, а на новшества нет ни сил, ни времени

Начну искать информацию по предложенному проекту, чтобы принять решение

Узнав первые подробности, сразу с удовольствием соглашусь, ведь все новое так интересно!

Испытаю чувство досады: надоели уже эти новинки!

Всего проголосовало: 64

Текущий номер

​19 октября в Керчи простились с погибшими при стрельбе и взрыве в политехническом колледже. На центральной площади города, где проходила траурная церемония, собрались более 30 тысяч человек.

номер 43, от 23 октября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Часто говорят: учебник больше не нужен, всю необходимую информацию можно найти в Интернете, а значит, надо просто научить детей тому, как им пользоваться. На самом же деле учебник нужен, он должен являться тем мерилом, по которому уже можно будет сверять все остальное, — считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Мнения других участников дискуссии в Общественной палате РФ по теме учебников – в нашем спецрепортаже.

«Репетиторство ставит под сомнение многие достижения российского образования, которые сегодня приписывают успешным реформам, удачно проведенной модернизации, введению ЕГЭ, ФГОС и так далее. Получается, что в значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны», — из эксклюзивного интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Собкина.

Школа №2 села Приволжье Самарской области — бронзовый призер конкурса «Успешная школа» 2017 года. Это многоплановое учреждение: здесь и сама школа, где обучаются 450 человек, и ее филиал, и детский сад, и спортшкола, и Дом детского творчества… Казалось бы, от такого количества задач у директора голова должна идти кругом, но Лилия Сергачева говорит, что у нее есть главное – сплоченная команда. О том, как ее удалось создать, – в материале Натальи Яковлевой.

Наши приложения

Рабочее время учителя. В чем проблема?

«ПРИНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ ОТЗЫВАТЬ». Осталось решить, где поставить запятую!

Многие из читателей, наверное, помнят распространённое крылатое выражение , использованное в мультфильме «В стране невыученных уроков» для описания двух взаимоисключающих возможностей, в котором жизнь главного героя зависела от того, как он расставит знаки препинания.

Вот в такой же ситуации, от которой зависит два взаимоисключающих решения, оказались работники сферы образования, которых призвали голосовать за отзыв проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – проект приказа), введя их, по сути, в заблуждение.

Обсуждение темы, связанной с регулированием рабочего времени педагогических работников, особенно с режимом работы учителей в различные периоды их работы, развернуто на страницах педагогических изданий газет, «Российской газеты», иных изданиях, а также на сайтах и форумах в сети «Интернет».

Эти обсуждения проходят на фоне принятого в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», зарегистрированный Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204 (далее – Приказ № 1601), как ведомственный нормативный правовой акт, обязательный для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

К приказу № 1601 в соответствии со статьёй 100 Трудового кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» частью 7 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ разработан проект «приказа-спутника», определяющего особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, необходимого для регулирования рабочего времени в организации.

Проект приказа подготовлен взамен действующего приказа Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный № 8110) (далее – Приказ № 69), который до принятия нового нормативного правового акта продолжает действовать и является обязательным для применения в части, не противоречащей законодательству.

Несмотря на то, что приказом № 1601 уже поставлена точка в неправомерном применении к учителям и некоторым другим педагогическим работникам 36-часовой продолжительности рабочего времени в неделю, эта проблема также продолжает вызывать вопросы при обсуждении проекта приказа, связанного лишь с особенностями режима учителей и других педагогических работников, который не затрагивает вопросы конкретной продолжительности их рабочего времени, уже решенные в приказе № 1601.

Следует напомнить, что согласно пункту 2 приложения 1 к приказу № 1601 для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, а для других – нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Так, продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, установлена только для педагогических работников, поименованных в подпунктах 2.1 и 2.2 приложения 1 к приказу № 1601, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25,30 или 36 часов, – для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3. – 2.8 приложения 1 к приказу № 1601.

Конкретная 36-часовая продолжительность рабочего времени установлена:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка , осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций , осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательны м программ ам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Конкретная 30-часовая продолжительность рабочего времени установлена старшим воспитателям таких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как детские дома, школы-интернаты, общеобразовательные организац ии.

В отличие от вышеперечисленных педагогических работников, имеющих конкретно установленную продолжительность рабочего времени, рабочее время педагогических работников, указанных в пунктах 2.3.-2.7 приложении 1 к приказу № 1601 (воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физкультуре, концертмейстеры, учителя-логопеды и учителя-дефектологи), будет полностью зависеть от фактического объема их педагогической работы, поскольку этими пунктами определена лишь норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Например, при увеличении или уменьшении с согласия воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных групп объема их педагогической работы против установленной нормы часов за ставку заработной платы их рабочее время увеличивается или уменьшается, но все свои должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками по занимаемой должности, они выполняют в пределах рабочего времени, соответствующего фактическому объему их педагогической работы.

Целесообразно также напомнить, что квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены п риказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638 (с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н, зарегистрированного Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240), являются ведомственным нормативным правовым актом, обязательным для применения на всей территории Российской Федерации.

Указанными квалификационными характеристиками конкретизируются должностные обязанности педагогических работников по занимаемым ими должностям, в связи с этим перечисленные в подпункте «г» пункта 1.2. проекта приказа виды работ, которые, как считают участники обсуждения проекта приказа, значительно увеличивают обязанности учителей, не относятся к должностным обязанностям конкретных педагогических работников.

Данным пунктом проекта приказа определен лишь общий перечень видов работ (причем далеко не исчерпывающий), выполнение которых может входить в рабочее время педагогических работников, но в зависимости от занимаемой им должности. Напомним, что Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, содержит 40 наименований должностей педагогических работников, должностные обязанности которых различны.

Более сложная структура рабочего времени, требующая особого порядка его регулирования, предусмотрена для педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, поскольку согласно квалификационным характеристикам должностные обязанности таких педагогических работников не ограничиваются только проведением учебной (преподавательской, тренерской) работы (далее — учебная нагрузка), как это в ряде случаев безосновательно считают, к примеру, учителя, утверждая, что получают зарплату только за часы учебной нагрузки.

Рабочее время учителей и других педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, состоит из двух частей: времени, необходимого для выполнения согласно квалификационным характеристикам по занимаемым должностям обязанностей по проведению учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), и затрат времени на выполнение должностных обязанностей, для которых не могут быть установлены конкретные их нормы, поскольку выполнение таких работ может осуществляться не ежедневно не еженедельно, и даже не ежемесячно (в проекте приказа именуется: «другая часть педагогической работы»).

К таким педагогическим работникам относятся:

учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительны м общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагоги и старшие педагоги дополнительного образования;

тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательны м программ ам в области физической культуры и спорта;

преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательны м программ ам среднего профессионального образования.

Помимо затрат рабочего времени на выполнение педагогической работы, входящей в должностные обязанности перечисленных педагогических работников, эти работники с их согласия могут выполнять за отдельно устанавливаемую дополнительную оплату дополнительные виды работ, увеличивающие затраты их рабочего времени, которые в их прямые должностные обязанности не входят (классное руководство, проверка письменных работ (тетрадей), заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, другие дополнительные виды работ, определяемые также и самими образовательными организациями).

Следует также отметить, что нормируемая часть рабочего времени педагогического работника не является одинаковой, поскольку определяется с учетом фактического объема учебной нагрузки, увеличение или уменьшение которого против установленной нормы, осуществляется только с письменного согласия педагогического работника.

Другая часть рабочего времени , необходимого для выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемым должностям (к примеру, участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, осуществление связи с родителями, проведение родительских собраний, организация участия обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, организация и проведение методической и консультативной помощи родителям и др.), регулируется планами и графиками, которые составляются с учетом периодичности выполнения таких работ.

Другая часть рабочего времени учителей, преподавателей, иных педагогических работников, связанная с разработкой рабочих программ, подготовкой к занятиям, регулируется самими педагогическими работниками.

Заметим, что независимо от того, что ставки заработной платы за календарный месяц устанавливаются педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, исходя из нормы часов педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю (720 часов в год для преподавателей организаций, реализующих программы среднего профессионального образования), выплачиваются педагогическим работникам за выполнение всей педагогической работы, входящей в их должностные обязанности согласно квалификационной характеристики, поскольку нормы часов – это всего лишь нормируемая часть их педагогической работы, являющаяся одновременно условной расчетной величиной, применяемой для исчисления заработной платы за фактический объем учебной нагрузки.

Разъяснение о выплате педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, ставок заработной платы за всю педагогическую работу (т.е. с учетом другой ее части, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности), содержится в пункте 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (как и на предыдущие периоды), утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 25 декабря 2015 г. (протокол № 12).

В специальном регулировании нуждаются также вопросы, связанные с рабочим временем педагогических работников в периоды, не совпадающие с их ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, к которым относятся каникулы, устанавливаемые для обучающихся, а также с рабочим временем в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, с тем, чтобы такая временная приостановка работы не квалифицировались как простой, при котором работникам выплачивается только часть заработной платы (что имело место в недалеком прошлом).

Вот на регулирование перечисленных и иных особенностей рабочего времени педагогических и иных работников образовательных организаций в целях недопущения нарушения их трудовых прав и направлены положения проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Необходимо напомнить, что указанный проект приказа в целях его общественного обсуждения и экспертизы неоднократно размещался на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов по адресу: http://regulation.gov.ru.

По сообщениям разработчиков проекта приказа на протяжении всего периода его общественного обсуждения, продолжавшегося более двух лет, рассматривались все поступающие замечания и предложения, ряд из них, не противоречащие законодательству, были учтены при формировании редакции проекта, согласованного со всеми заинтересованными федеральными министерствами, в связи с чем требования, о каком-то широком его обсуждении и об отзыве проекта приказа, как ухудшающего положение работников, безосновательны.

Судя по высказываниям участников, поддерживающих требования организаторов, складывается впечатление, что многие из них недостаточно знакомы со всей нормативной правой базой, регулирующей вопросы рабочего времени педагогических работников, что при обсуждении порождает искаженную и недостоверную информацию, вызывающую вопросы никак не связанные с положениями, регулируемыми в проекте приказа. Г олосуя за отзыв проекта приказа, участники голосования по непонятным причинам не замечают, что все вопросы, с которыми они не согласны, на самом деле полностью урегулированы в проекте.

Как уже отмечалось, проект приказа подготовлен на основе действующего в настоящее время приказа № 69. Подготовка нового нормативного правового акта вызвана необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, а также внесения в этот приказ уточнений в отдельные его положения с учетом правоприменительной практики, устраняющих неоднозначное толкование отдельных его норм, что безусловно направлено на упорядочение регулирования рабочего времени педагогических работников.

К примеру, по итогам правоприменительной практики, разработчиками принято решение учесть справедливые нарекания со стороны педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, по поводу суммирования неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, составляющих от 10 до 30 минут, которые должны использоваться для выполнения другой педагогической работы. Применение суммирования неустановленных перерывов к учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, у которых и так имеется другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, признано абсолютно бессмысленным.

Более четко в новом документе прописано положение о том, что не требуется присутствие в организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в те дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), которые свободны для них от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы. В результате окончательно ставится точка на недопустимости применения к учителям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, так называемой 36-часовой «отсидки» непосредственно в образовательной организации, хотя и согласно действующему приказу № 69 и приказу № 1601 этого не требуется, но не всегда соблюдается работодателями.

Внесены уточнения и в регулирование рабочего времени педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, с тем, чтобы педагогические работники осуществляли педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, только в пределах нормируемой части их рабочего времени, т.е. объема учебной нагрузки, определенной им до начала каникул. Увеличение времени для выполнения работ из другой части рабочего времени, например характерного для учителей, может иметь место лишь при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время.

Впервые в нормативном правовом акте предлагается при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Для закрепления в приказе обязательного предоставления свободного дня законных оснований не имеется, поскольку установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объема учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.

Именовать в коллективном договоре свободный день «методическим или библиотечным днем», как предлагается участниками обсуждения проекта приказа, не следует, поскольку эти понятия являются скорее целью, с которой свободный день может устанавливаться, и дело не в его названии.

Для учителей 1-х классов уточняются основания для использования «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии, а также «динамической паузы», являющейся большой переменой в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут. При этом указанный режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей отражаться не должен, поскольку объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (т.е. один раз в год), устанавливается локальным нормативным актом организации, отражается в трудовом договоре учителя.

Несмотря на различные мнения, высказываемые работодателями, в проекте проекта приказа, сохраняется требование о составлении в организации расписаний занятий, исключающих нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием (так называемые «окна»), которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Очень существенным и важным уточнением, предусмотренным проектом приказа, является запрет на привлечение без письменного согласия педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности, но в других организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых. К примеру, нельзя будет привлечь педагогического работника без его письменного согласия для работы в оздоровительном лагере, организованном на базе другой организации, даже в той же местности.

Возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения их согласия, вообще теперь не содержится в проекте приказа, в связи с чем педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора.

За педагогическими работниками, отнесенными к профессорско-преподавательскому составу, по-прежнему, как и в приказе № 69, сохраняется право на выполнение научной, творческой и исследовательской работы в соответствии с планами научно-исследовательских работ, программами, графиками, локальными нормативными актами, как непосредственно в организации, реализующей образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, так и за её пределами.

Отсутствие в проекте приказа положений о регулировании рабочего времени научных работников обусловлено тем, что в полномочиях Минобрнауки России в соответствии с пунктом 5.2.27 П оложения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 (с последующими изменениями и дополнениями), находится принятие нормативного правового акта, определяющего только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вместе с тем, вопросы регулирования режима рабочего времени работников организаций высшего образования, в том числе научных работников, в отношении которых не предусмотрено определять какие-либо особенности нормативными правовыми актами федерального органа, могут регулироваться правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемого непосредственно самой организацией.

Что касается несогласия участников обсуждения проекта приказа, связанного с тем, что в проекте нормативного правового акта выборный орган первичной профсоюзной организации, с учетом мнения которого утверждаются правила внутреннего трудового распорядка организации, указан в единственном числе, тогда как в организации может действовать две и более первичные организации, то авторы замечаний не учитывают, что применение в нормативном правовом акте понятия «выборный орган первичной профсоюзной организации», с учетом мнения которого принимаются правила внутреннего трудового распорядка – это норма Трудового кодекса РФ.

Трудовым кодексом РФ регулируются также и взаимоотношения между различными выборными органами первичных профсоюзных организаций, действующими в организации.

Так, две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа выступать от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, то на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается вести переговоры от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы обратиться к читателям с таким вопросом: «следует ли затягивать принятие такого важного документа, упорядочивающего регулирование режима рабочего времени педагогических работников, или на пустом месте продолжать его обсуждение, лишая себя и всех коллег права на улучшение условий труда, вместо того чтобы, потребовать от работодателя приведения правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора организации в соответствие с законодательством, в том числе с положениями, предусмотренными в проекте приказа, после его принятия?» Остается призвать читателей поставить знак препинания в нужном месте!

Смотрите еще:

  • Развод собчак-виторган Ксения Собчак и Максим Виторган обсудили условия развода Телеведущая дала откровенное интервью собственному мужу перед уходом на новое место работы. В нем Ксения Собчак и Максим Виторган […]
  • Какие документы подтверждают полномочия руководителя Какие документы подтверждают полномочия конкурсного управляющего предприятия-банкрота? Подскажите пожалуйста, какие документы подтверждают полномочия конкурсного управляющего предприятия […]
  • Земельный участок города москвы Земельный участок города москвы Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Москвы Земельные участки в Москве ЦАО Срочно! Эксклюзивное предложение! Предлагается к […]
  • Ст 81 тк рф выходное пособие Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты Выходное пособие – это определенная Трудовым кодексом (далее ТК) РФ или коллективным договором денежная сумма, которая […]
  • Можно ли вернуть деньги за телевизор по гарантии Сломался телевизор на гарантии Здравствуйте, уважаемая Ангелина! Вам предстоит действовать в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», которым предусмотрена защита ваших прав. […]
  • Как выписать из дома без согласия прописанного «КАК ВЫПИСАТЬ ИЗ ДОМА БЕЗ СОГЛАСИЯ. КОММЕНТАРИЙ АДВОКАТА» Прописка – пережиток советского времени, которая формально, с точки зрения Конституции, не имеет юридического значения. Однако, […]
  • Коап армении Законодательство Армении База данных "Законодательство Армении" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке. СоюзПравоИнформ […]
  • Административные права и обязанности гражданина Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций Тема 4. Граждане как субъекты административного права 4. Права и обязанности граждан по административному […]
admin

Обсуждение закрыто.

Proudly powered by WordPress | Theme: Stacy by SpiceThemes